Архитектура Муиска
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |





этой статье описывается архитектура Муиски В . Муиска саванны , населявшие центральные высокогорья Колумбийских Анд ( Альтиплано -Кундибоясенсе и юго-западную часть Боготской ) , были одной из четырех великих цивилизаций Америки . [1] В отличие от трех цивилизаций современных Мексики и Перу ( ацтеков , майя и инков ), они не строили величественную архитектуру из твердых материалов. Хотя они специализировались на сельском хозяйстве и обработке золота, тканях и керамике , их архитектура была довольно скромной и сделана из непостоянных материалов, таких как дерево и глина.
Свидетельства архитектуры Муиски основаны на археологических раскопках, проводимых с середины 20 века. В последние годы были обнаружены более крупные территории, свидетельствующие об архитектуре раннего Муиска, самая большая из них в Соаче , Кундинамарка . [2] [3] Все оригинальные дома и храмы были разрушены испанскими завоевателями и заменены колониальной архитектурой . Реконструкция некоторых домов ( бохиос ) и самого важного храма религии Муиска ; Храм Солнца в Согамосо , называемый Муиска Сугамукси, был построен во второй половине 20 века.
Известными учеными , которые внесли свой вклад в знание архитектуры Муиска, являются Гонсало Хименес де Кесада , который установил первый контакт с Муиской, монахи начала 17-го века Педро Симон и Хуан де Кастельянос, позже епископ Лукас Фернандес де Пьедраита и современные археологи Элиесер Сильва Селис , Сильвия Бродбент , Карл Хенрик Лангебек и другие.
Предыстория [ править ]
Альтиплано-Кундибоясенсе, высокогорное плато в Колумбийских Андах, было заселено по меньшей мере 12 400 лет назад, самые ранние свидетельства о нем имеются в Эль-Абре , Тибито и Текендаме . В эту эпоху палеоклимат , флора и фауна отличались от сегодняшних. Это был конец плейстоцена , когда стадиалы и интерстадиалы чередовались, а ледники в Восточных хребтах наступали и отступали. Когда первые охотники-собиратели прибыли с севера ( карибского побережья и ранее из Центральной Америки ), они столкнулись еще с плейстоценовой мегафауной на высокогорье; Cuvieronius , Stegomastodon , Haplomastodon и Equus andium . В частности, [4]
В то время, как свидетельствуют археологические раскопки в различных местах Альтиплано, люди жили в пещерах и скальных убежищах. периодом За доисторическим последовал период Эррера , обычно датируемый 800 г. до н.э. – 800 г. н.э. Именно в эту эпоху развитие сельского хозяйства, начавшееся в поздние докерамические времена, привело к изменению населения в сторону равнин, вдали от пещер и скальных убежищ. [5] Это также привело к увеличению населения, которое было скромным в начале периода Эрреры и более выраженным к его концу; начало периода Муиска около 800 г. н.э. Дальнейший рост населения и более стратифицированное общество наблюдаются в археологическом анализе периода позднего Муиска, начиная с 1200 г. н.э. Первый контакт с Муиской произошел в 1537 году между войсками конкистадора и исследователя Гонсало Хименеса де Кесада и его брата Эрнана .
Muisca architecture Муиски editАрхитектура
Дома и поселения [ править ]
Дома муиска, называемые бохиос или малокас , представляли собой круглые конструкции из деревянных столбов и глиняных стен с конической тростниковой крышей. Длинная деревянная балка поддерживала крышу в центре круглой конструкции и была прикреплена к деревянным столбам. Внутреннюю часть крыши украшали полотнами с тонкими мазками разных цветов. На полу была расстелена мелкая солома. [6] Некоторые бохио , вероятно, из касиков, имели керамические полы, о чем свидетельствуют находки в Москере . Это было нетипично для домов Муиска. [7]
Хотя испанские летописцы сообщают о «большом населении» территорий Муиска, [8] люди жили в небольших поселениях, которые испанские завоеватели называли «рассредоточенными усадьбами». Как и народ майя, муиска связывали небольшие поселения с их эффективным сельским хозяйством . [9] Дома в саванне Боготы строились на слегка возвышенных участках, чтобы защитить их от наводнений различных рек, хумейдалей и болот, характерных для этой местности. [10] Каждая община имела свои сельскохозяйственные угодья и охотничьи угодья вокруг своих домов. Дома были построены вокруг центральной площади с домом касика в центре. Двое или более «ворот» в серкадо (ограде) давали доступ в деревню. [11] Точное количество домов в деревнях остается неясным и требует дополнительных археологических работ. Де Кесада описал деревни от 10 до 100 домов. Поздний период Муиска, обычно определяемый как 1200–1537 годы, характеризуется более плотным населением и более крупными общинами, особенно в Субе и Коте с более рассредоточенным жильем поблизости. [12]
Раскопки в районе Лас-Делисиас в Боготе, на аллювиальной террасе реки Тунхуэлито в 1990 году, выявили шесть круглых построек диаметром 4,6 метра (15 футов), что немного меньше жилых помещений, обнаруженных в других районах, например, в Факатативе ( 5 метров (16 футов)). [13] Заселение этих домов датируется периодом с начала периода Муиска до колониального периода. Жилое пространство было заселено в два этапа, начиная с 950 г. до н.э., за которым последовал следующий этап, датированный 750 г. до н.э. Датировка была сделана на основе углерода , взятого с пола в этом районе. Здесь также была найдена керамика, кости животных, мошенники, семена и украшения. [14]
Археолог Сильва Селис обнаружил в 1943 году жилые постройки в Соаче на четырех разных временных уровнях с признаками населения в виде отложений пепла от пожаров и костей животных. [15]
Различные ученые согласны с тем, что жилье муиски было эгалитарным; Небольшая разница между жилыми помещениями касиков и людей низшего сословия обнаружена, особенно в Соаче. [16] [17]
Было описано, в частности, Педро Симоном , что на входных столбах домов касиков висели останки человеческих жертвоприношений , а столбы были залиты кровью жертв, которые считались священными, когда они были маленькими мальчиками ( моксас ). или захвачены у соседних групп коренного населения. Археологические данные из Москеры подтверждают этот тезис. [18]
Дороги [ править ]
Дороги народа муиска были грунтовыми, что затрудняет их идентификацию при археологических раскопках. Некоторые из дорог были торговыми путями с восточными соседями ( Llanos Orientales ), на севере с народами гуане и на западе с панче и музо, другие были священными путями. Примеры священных дорог, используемых для паломничества, были найдены в Гуаске и Сиече . Маршруты, связывающие территории Муиски с районами производства хлопка , проходили через Сомондоко и Сунубу . Дороги, пересекающие горы, окружающие Альтиплано, были узкими, что затрудняло переход испанских конкистадоров, особенно на лошадях. Как только они достигли открытой местности саванны Боготы, передвижение стало легче. [19]
Храмы [ править ]
Муиска, как часть своей религии , построили различные храмы на всей своей территории. Самыми священными были Храм Солнца в Сугамукси и Храм Луны в Чиа . Храм Солнца был построен в честь Суэ , бога Солнца Муиски, а Храм Луны был построен в честь его жены Чиа . Также примечателен храм Горанчача , согласно мифам Муиски, построенный Горанчачей . На одном из островов озера Фукене, как описывает Де Пьедраита, стоял величественно украшенный храм и 100 священников. [20]
Педро Симон отметил, что храмы были построены из дерева гуаякан , чтобы они прослужили долго. [21]
По словам Де Пьедрахиты, моксы выращивали в храмах, чтобы сделать их как можно более священными перед принесением в жертву, что означало большую честь для семей, пожертвовавших мальчиков. [20]
Другие структуры [ править ]
Другие постройки Муиски носили в основном религиозный характер. Помимо празднований в природных зонах, таких как озеро Гуатавита , озеро Игуаке , озеро Тота , озеро Фукене , озеро Суэска и озера Сиеча , муиска построили несколько мест, где проводились религиозные церемонии, такие как Кохинес-дель-Заке и колодец Хунзахуа. , оба в Хунзе , нынешняя Тунджа.
За исключением деревянно-глиняных построек домов и храмов народа муиска, одна из их построек якобы была сделана из камня; крепость Кахика , к северу от современной Боготы. Описано сооружение со стенами толщиной 80 сантиметров (31 дюйм) и высотой 4 метра (13 футов), но современные ученые поставили под сомнение саму структуру и ее существование в доколумбовую эпоху . [22]
Пост-завоевание [ править ]
Первое строительство архитектуры после завоевания произошло вскоре после того, как Де Кесада завоевал город Баката, позже названный Сантафе и известный как столица Боготы в наше время. На месте нынешнего Теусакильо было построено двенадцать домов и церковь в стиле Муиска из дерева и глины. [23]
Общая политика испанцев, облегченная непостоянной архитектурой Муиски, заключалась в том, что существующие постройки должны были быть снесены и заменены испанской колониальной архитектурой.
Реконструкции [ править ]
Реконструкции Муиска Бохиос и самого важного храма Согамосо выставлены в Археологическом музее Согамосо. Эта работа была проделана на раннем этапе археологических исследований Альтиплано, в 1940-х годах. Элиесер Сильва Селис был архитектором и археологом, участвовавшим в реконструкциях.
Археологическим работам мешало постоянное расширение столицы Боготы, в окрестностях и на территории которой было построено множество древних построек. Археологическая экспедиция 2002 года доказала, что за несколько месяцев ранее незанятый археологический объект уже был застроен. [24]
См. также [ править ]
- Муиска искусство
- Инкская архитектура
- Архитектура майя
- Муиска сельское хозяйство
- Ацтекская архитектура
Ссылки [ править ]
- ^ Окампо Лопес, 2007, Ch.V. стр.226
- ^ (на испанском языке) Крупнейшее археологическое открытие в Колумбии - Семана.
- ^ (на испанском языке) Деревня Пре-Муиска затрудняет передачу света в Боготу - El Espectador
- ^ Корреал Уррего, 1990, стр.12.
- ^ Корреал Уррего, 1990, стр.13.
- ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.203
- ^ Кардале де Шримпфф, 1985, стр.116.
- ^ Эфраин Санчес, стр.1
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.38.
- ^ Бродбент, 1974, стр.120.
- ^ Лангебек, 1995a, стр.8.
- ^ Родригес Галло, 2010, стр.32.
- ^ Родригес Галло, 2010, стр.46.
- ^ Родригес Галло, 2010, стр.40.
- ^ Родригес Галло, 2010, стр.36.
- ^ Крушек, 2003, стр.180.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.149.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.157.
- ^ Лангебек, 1995b, Глава 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Касилимас, 1987, стр.135.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.156.
- ^ Румынский, 2008, стр.288.
- ^ Сальседо, 2011, стр.158.
- ^ Крушек, 2003, стр.56.
Библиография [ править ]
- Бродбент , Сильвия М.. 1974. Ситуация в Боготе, Чибча - Ситуация в Чибче, Богота. Колумбийский журнал антропологии 17. 117–132. .
- Кардале де Шримпф , Марианна. 1985. В поисках первых фермеров Альтиплано Кундибоясенсе , 99–125. Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Касилимас Рохас, Клара Инес и Мария Имельда Лопес Авила. 1987. Храм Муиска — Храм Муиска . Магуаре 5. 127-150. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Корреал Уррего , Гонсало. 1990. Агуасуке: Свидетельства существования охотников-собирателей и земледельцев на высоких равнинах Восточных хребтов , 1-316. Банк Республики: Национальный фонд археологических исследований. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Фрэнсис, Джон Майкл. 1993. «Muchas hipas, no minas» Муискас, торговое общество: испанские заблуждения и демографические изменения (МА) , 1-118. Университет Альберты .
- Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
- Крушек, Майкл Х.. 2003. Эволюция вождества Боготы: взгляд на семью (доктор философии) , 1-271. Университет Питтсбурга. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995а. Гетерогенность против. Гомогенность в колумбийской археологии: критическое замечание и пример ювелирного дела - Гетерогенность против. однородность в колумбийской археологии: критическое замечание и пример металлургии. Журнал антропологии и археологии 11. 3-36. .
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995б. Родные дороги . Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Родригес Галло, Диана Лорена. 2010. Сельскохозяйственное ландшафтное строительство на юге Боготской саванны: проблема с водой (МА) , 1-104. Университет Трас-ус-Монтес и Альто-Дору .
- Роман, Анхель Луис. 2008. Основные потребности и воображаемая история коренных народов Кахики: обзор этого взгляда с использованием первоисточников (1593–1638) , 276–313. Университет Анд . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Сальседо Сальседо, Хайме. 2011. След ограды лорда Боготы в дизайне Сантафе. Эссе. История и теория искусства 20. 155-190. .
- Санчес, Эфраин. са. Муискас , 1-6. Музей золота . По состоянию на 8 июля 2016 г.