культура пукара
![]() Зона влияния | |
Географический диапазон | Пенджаб , Куллав |
---|---|
Период | формирующий |
Даты | ок. 1400 г. до н.э. – 400 г. н.э. |
Тип сайта | Пура |
Предшественник | Маленький Иру Муку |
С последующим | Империя Тиуанако |

Культура Пукара была археологической культурой , которая развивалась в Куллау , вдоль северо-западного берега озера Титикака . Для него характерна иерархия более мелких центров и деревень, разбросанных по северному бассейну Титикаки. Название происходит от города Пукара, одного из крупнейших населенных пунктов региона. [1] Современный город Пукара расположен в полумиле к востоку от места археологических раскопок. Культура Пукара не имеет отношения к каменным крепостям Пукарас , построенным в Андах во времена Империи инков. [2] Его сфера влияния простиралась на север до долины Куско и на юг до Тиауанако . Культура имела две фазы развития в период формирования : средний формирующий (1400–550 гг. До н.э.) и поздний формирующий (550 г. до н.э. – 400 г. н.э.). [3]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Пукара занимались сельским хозяйством, скотоводством, рыболовством приручением альпаки и . Комплексные знания гидравлики , устройства гребней и борозд были необходимы для обеспечения продуктивного земледелия в высокогорных условиях. [1] К'оча представляли собой естественные и измененные углубления в земле, служившие затонувшими садами. Расположенная недалеко от реки Пукара, Пукара затопила землю водой перед сбором урожая. В течение 3–5 лет земледельцы будут поочередно выращивать картофель, киноа, ячмень и пшеницу. [4] Эти стратегии помогли пукара основать поселения вдоль западного склона Анд в межандской долине Куско и Мокегуа .
Керамика и скульптура
[ редактировать ]Они развили, особенно на втором этапе, очень специфическую энергичную культуру скульптуры и керамики. [5] Керамика Пукара окрашена в различные цвета. Изящная посуда была расписана черной и желтой красками на красной глине и получила название «Классический стиль Пукара». Линии разреза определяют формы людей, мифических существ, инструментов или шаманских фигур. [6] Керамика и текстиль Пукара широко распространены в средних Андах и прибрежных долинах Тихого океана, вплоть до Перу и Чили. [1] В керамической хронологии коренных народов Америки пик классического стиля Пукара, по оценкам, достиг примерно с 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.
Пукара и Тиуанако
[ редактировать ]Возвышение Тиуанако , возможно, способствовало ослаблению Пукара около 200 г. н.э. [7] Поселения Пукара были оккупированы выходцами из Тиуанако. Вероятно, лидеры этой социальной формации считали Пукару священным местом и, возможно, считали его своей пакариной, или местом происхождения. Они скопировали архитектурную модель Пукары и поручили огромному количеству рабочих и инженеров перенести ее в свою столицу в долине Тиуанако , в южном бассейне. Возможно, что в то время скульптуры Пукары стали объектами большой религиозной и ритуальной ценности, обладание ими было символом власти и престижа. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Происхождение начального периода цивилизации бассейна Титикака» . унм.еду .
- ^ Кларич, Элизабет А. (сентябрь 2014 г.). «Ремесло, сообщество и сотрудничество: размышления о проекте этнографического зала в Литическом музее Пукара, Перу» . Музейная антропология . 37 (2): 118–132. дои : 10.1111/muan.12057 . ISSN 0892-8339 .
- ^ Киддер, Альфред (1948). «Положение Пукары в археологии бассейна Титикака» . Мемуары Общества американской археологии . 4 : 87–89. дои : 10.1017/s0081130000000381 . ISSN 0081-1300 .
- ^ Вранич, Алексей; Кларич, Элизабет А.; Стэниш, Чарльз (1 января 2012 г.). Достижения в археологии бассейна Титикака – III . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-915703-78-4 .
- ^ Сагарнага, Антонио. «Журнал Библиотеки и исторического архива Многонационального Законодательного Собрания о боливийской скульптуре, найденной в Швейцарии» .
- ^ Кларич, Элизабет; Левин, Эбигейл; Роддик, Эндрю П.; Зовар, Дженнифер; Баниказеми, Сайрус; Дюсюбье, Лор; Габлер, Колетт (01 февраля 2024 г.). «Разнообразие Альтиплано: геохимические перспективы 3000-летней практики выращивания растений в бассейне озера Титикака» . Журнал археологической науки: отчеты . 53 : 104035. doi : 10.1016/j.jasrep.2023.104035 . ISSN 2352-409X .
- ^ Эриксон, Кларк Л. (31 декабря 2000 г.), «12. Бассейн озера Титикака: ландшафт, построенный в доколумбовую эпоху» , Imperfect Balance , Columbia University Press, стр. 311–356, doi : 10.7312/lent11156-015 , ISBN 978-0-231-11157-7 , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Сагарнага, Джеду. «Боливийская статуэтка в Берне» .