История мапуче
Как археологическая культура , народ мапуче на юге Чили и Аргентины имеет долгую историю, которая восходит к 600–500 годам до нашей эры. Общество мапуче претерпело большие изменения после контактов с испанцами в середине 16 века. Эти изменения включали в себя освоение сельскохозяйственных культур и животных Старого Света, а также начало богатой торговли между Испанией и Мапуче в Ла-Фронтере и Вальдивии . Несмотря на эти контакты, мапуче так и не были полностью порабощены Испанской империей. Между 18 и 19 веками культура и народ мапуче распространились на восток, в пампасы и патагонские равнины . Эта обширная новая территория позволила группам мапуче контролировать значительную часть торговли солью и скотом в Южном конусе.
Между 1861 и 1883 годами Республика Чили провела серию кампаний , положивших конец независимости мапуче, что привело к гибели тысяч мапуче в результате боевых действий, грабежей, голода и эпидемий оспы . Аргентина проводила аналогичные кампании на восточной стороне Анд в 1870-х годах. На большей части земель мапуче традиционная экономика рухнула, вынудив тысячи людей перебраться в крупные города и жить в нищете в качестве домработниц , разносчиков или чернорабочих .
С конца 20-го века народ мапуче становится все более активным в конфликтах по поводу земельных прав и прав коренных народов .
Доколумбовый период
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Археологические находки показали существование культуры мапуче в Чили еще с 600 по 500 год до нашей эры. [1] Генетически мапуче отличаются от соседних коренных народов Патагонии. [2] Это интерпретируется как предположение либо о «разном происхождении, либо о длительном разделении популяций мапуче и патагонии». [2] Исследование 1996 года, сравнивающее генетику коренных народов Аргентины, не выявило существенной связи между мапуче и другими группами. [3] Исследование генетики человеческого лейкоцитарного антигена мапуче из Каньете, проведенное в 2019 году , выявило сходство с различными группами коренных народов Северной и Южной Америки. Примечательно, что исследование выявило также сходство с алеутами , эскимосами , жителями островов Тихого океана , айнами из Японии, негидальцами из Восточной Сибири и рапа-нуи с острова Пасхи . [4]
нет Единого мнения о языковой принадлежности языка мапуче , мапудунгун, . В начале 1970-х годов было высказано предположение о значительном лингвистическом родстве между языками мапуче и майя . [5] Лингвист Мэри Ричи Ки заявила в 1978 году, что арауканские языки, включая мапуче, генетически связаны с пано-такананскими языками , с языками чонан и языками кавэскар . [5] Крез (1989, 1991) выдвинул гипотезу о родстве мапудунгуна с аравакскими языками .
В 1954 году Грета Мостная постулировала идею о связи мапуче с археологической культурой Эль-Молье в поперечных долинах Норте -Чико . [6] Эту идею поддержал Патрисио Бустаманте в 2007 году. [ нужна ссылка ] Сообщества мапуче на южных землях Диагиты – то есть в Петорке , Ла Лигуа , Комбарбале и Чоапе – могут уходить корнями в доиспанские времена, по крайней мере, за несколько столетий до прибытия испанцев. [7] Топонимия мапуче также встречается на всей территории. [7] Хотя в колониальные времена происходила иммиграция мапуче на южные земли Диагиты, культура мапуче считается старше этой. [7]
На основании анализа мДНК различных групп коренных народов Южной Америки считается, что мапуче, по крайней мере частично, являются потомками народов из бассейна Амазонки, которые мигрировали в Чили двумя маршрутами; один через высокогорье Центральных Анд, а другой через низменности восточной Боливии и северо-запад Аргентины . [6]
Гипотеза, выдвинутая Рикардо Э. Латчамом и позже расширенная Франсиско Антонио Энсиной , предполагает, что мапуче мигрировали в современное Чили из пампасов к востоку от Анд. [1] Гипотеза далее утверждает, что до мапуче существовала культура « чинча-диагита », которая географически была разделена пополам мапуче, проникающими с горных перевалов вокруг истоков реки Каутин . [1] [8] Хотя гипотеза Лэтчема согласуется с лингвистическими особенностями [8] он отвергается современными учеными из-за отсутствия убедительных доказательств и возможности альтернативных гипотез. [1]
Томас Гевара выдвинул еще одну недоказанную гипотезу, утверждающую, что ранние мапуче жили на побережье из-за обильных морских ресурсов и лишь позже двинулись вглубь страны по крупным рекам. [9] Гевара добавляет, что мапуче будут потомками северных чанго , малоизвестного прибрежного народа, переселившегося на юг. [10] Эта гипотеза подтверждается слабыми лингвистическими данными, связывающими язык чанго XIX века (называемый чилуэно или арауко) с мапудунгуном. [11]
Согласно теории историка Роберто Э. Порселя, мапуче были потомками группы аймаров , мигрировавших на юг в результате конфликта между Антисую и Контисую . [12] [6]
Влияние Тиуанако и Пукины
[ редактировать ]Было высказано предположение, что распад империи Тиуанако около 1000 г. н.э. вызвал миграционную волну на юг, приведшую к ряду изменений в обществе мапуче в Чили. [13] [14] Это объясняет, как язык мапуче получил множество заимствований из языка пукина , включая анту (солнце), кальку (колдун), куен (луна), чади (соль) и нюке (мать). [13] Том Диллехей и его коллеги предполагают, что упадок Тиуанако привел бы к распространению сельскохозяйственных технологий на земли мапуче на юге центральной части Чили . Эти методы включают поднятые поля озера Буди и канализированные поля, обнаруженные в долине Лумако . [14]
...рассредоточение населения [Тиуанако] в поисках новой подходящей среды могло вызвать волновые эффекты на большие расстояния в виде миграции и распространения технологий через южно-центральные и южные Анды между 1100 и 1300 годами нашей эры...
- Том Диллехей и коллеги. [14]
Культурные связи такого рода могут помочь объяснить параллели в мифологической космологии мапуче и народов Центральных Анд. [13]
Возможный полинезийский контакт
[ редактировать ]В 2007 году были обнаружены доказательства, свидетельствующие о доколумбовых контактах между полинезийцами из западной части Тихого океана и народом мапуче. Куриные кости, найденные на территории Эль-Ареналь на полуострове Арауко в Южную Америку до Колумба , в районе, населенном мапуче, подтверждают завоз курицы . [15] Кости, найденные в Чили, были датированы углеродом между 1304 и 1424 годами, до прибытия испанцев. кур Взятые последовательности ДНК были сопоставлены с последовательностями ДНК кур, живущих на территории современного Американского Самоа и Тонга ; они не соответствовали ДНК европейских кур. [15] [16] Однако в более позднем отчете в том же журнале, оценивающем ту же мтДНК, был сделан вывод, что образец чилийской курицы соответствует последовательностям европейской/индийской субконтинентальной/юго-восточной Азии. Таким образом, он может не поддержать завоз кур из Полинезии в Южную Америку. [17]
В декабре 2007 года несколько человеческих черепов с полинезийскими чертами, такими как качающиеся челюсти и пятиугольная форма, если смотреть сзади, были найдены лежащими на полке в музее в Консепсьоне . Оказалось, что эти черепа принадлежат жителям острова Моча , острова недалеко от побережья Чили в Тихом океане, на котором сегодня живут мапуче. Профессор Лиза Матису-Смит из Университета Отаго и Хосе Мигель Рамирес Алиага из Университета Вальпараисо надеются вскоре заключить соглашение с местными жителями острова Мокко о начале раскопок с целью поиска на острове останков полинезийцев. [18] Челюсти рокера также были найдены при раскопках под руководством Рамиреса в доиспанских гробницах и кучах ракушек ( по-испански : conchal ) в прибрежном районе Тункен , Центральное Чили. [19]
более дюжины мапуче- рапа-нуи ». родственников По словам Рамиреса, « описано [20] Среди них есть слова мапуче токи (топор), кури (черный) и пити (маленький). [20]
имеет Ручная дубинка мапуче-клава поразительное сходство с маорийской вахайкой . [20]
Экспансия мапуче на архипелаг Чилоэ
[ редактировать ]Теория, постулированная летописцем Хосе Пересом Гарсией, утверждает, что Кунко [А] поселились на острове Чилоэ в доиспанские времена в результате наступления со стороны более северных Уилличе, которые, в свою очередь, были вытеснены мапуче . [22] [23]
Свидетельством прошлого чоно самых южных земель мапуче в Чилоэ и близлежащем материке являются различные топонимы с этимологией чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был величе (мапуче). [24] Это соответствует представлениям этнолога Рикардо Э. Латчема , который считает, что чоно, как и другие кочевники-мореплаватели, могут быть остатками более широко распространенных групп коренных народов, которые были вытеснены на юг в результате «последовательных вторжений» более северных племен. [25]
Пайос, коренная группа на юге Чилоэ, с которой столкнулись испанцы, возможно, были чоносами на пути к культуре мапуче. [26] [ нужна проверка ]
Расширение и влияние инков
[ редактировать ]Сообщается, что войска Империи инков достигли реки Мауле и вступили там в битву с мапуче из рек Мауле и Итата . [27] Большинство современных ученых полагают, что южная граница Империи инков расположена между Сантьяго и рекой Майпо или где-то между Сантьяго и рекой Мауле. [28] Испанские летописцы Мигель де Олаваррия и Диего де Росалес утверждали, что граница инков проходила намного южнее, по реке Био-Био . [28] Хотя историк Хосе Бенгоа заключает, что войска инков, по-видимому, никогда не пересекали реку Био-Био, [29] летописец Диего де Росалес сообщает о том, как инки переправились через реку, направляясь на юг до Ла-Империала и возвращаясь на север через Тукапель вдоль побережья. [30]
Основные поселения Империи инков в Чили располагались вдоль рек Аконкагуа , Мапочо и Майпо. [27] Кильота в долине Аконкагуа, вероятно, была их главным поселением. [27] В результате правления инков мапудунгун- имперский кечуа . среди мапуче долины Аконкагуа возникло некоторое двуязычие [7] Салас утверждает, что мапуче, кечуа и испанский языки сосуществовали со значительным двуязычием в реках Центрального Чили (между Мапочо и Био-Био) в 17 веке. [31]
Как и в случае с другими границами Империи инков, южная граница состояла из нескольких зон: сначала внутренняя, полностью объединенная зона с митимами, защищенными линией пукар (крепостей), а затем внешняя зона с Пукары инков разбросаны по союзным племенам. [29] По мнению историка Хосе Бенгоа, эта внешняя зона располагалась между реками Майпо и Мауле. [29]
что инки янакуна и Америко Гордон полагают, Археологи Том Диллехей добыли золото к югу от границы инков на свободной территории мапуче. Следуя этой мысли, основным мотивом экспансии инков на территорию мапуче должен был стать доступ к золотым рудникам. Те же археологи также утверждают, что вся ранняя керамика мапуче в Вальдивии изготовлена инками. [28] Влияние инков можно также продемонстрировать далеко на юге, в провинции Осорно (40–41 ° южной широты) в форме кечуа и кечуа- аймара топонимов . [32] С другой стороны, эти топонимы возникли в колониальные времена у населения Вальдивской системы фортов , которая служила исправительной колонией, связанной с перуанским портом Эль-Кальяо . [33]
Золотые и серебряные браслеты и «своего рода короны» использовались мапуче в районе Консепсьона во время прибытия испанцев, как отметил Херонимо де Вивар . Это интерпретируется либо как подарки инков, военная добыча от побежденных инков, либо как внедрение металлургии инков. [30]
Благодаря своим контактам с захватчиками-инками мапуче впервые встретились с людьми, имеющими организацию государственного уровня . Их контакты с инками дали им коллективное понимание, позволяющее отличить их от захватчиков и объединить их в рыхлые геополитические единицы, несмотря на отсутствие у них государственной организации. [34]
Общество мапуче по прибытии испанцев
[ редактировать ]Демография и типы поселений
[ редактировать ]Ко времени прибытия первых испанцев в Чили наибольшая концентрация коренного населения наблюдалась на территории от реки Итата до архипелага Чилоэ — то есть в центре мапуче. [35] Население мапуче между рекой Итата и проливом Релонкави оценивалось историком Хосе Бенгоа в середине 16 века в 705 000–900 000 человек . [36] [примечание 1]
Мапуче жили в разбросанных деревнях , главным образом вдоль великих рек Южного Чили . [37] [38] Все крупные населенные пункты располагались в местах слияния рек. [39] Мапуче предпочитали строить свои дома на холмистой местности или изолированных холмах, а не на равнинах и террасах . [38]
Мифология и религия
[ редактировать ]Мачи (шаман), роль , которую обычно играют пожилые женщины, является чрезвычайно важной частью культуры мапуче. Мачи лекарственных травах, полученными во время выполняет церемонии защиты от зла, дождя, лечения болезней и обладает обширными знаниями о чилийских тяжелого ученичества. Чилийцы всех национальностей и классов используют множество традиционных трав, известных мапуче. Основная церемония исцеления, совершаемая мачи, называется мачитун .
Вампу использовались на похоронах, и они присутствуют в повествованиях о смерти в религии мапуче . [40]
Социальная организация
[ редактировать ]Политика, экономика и религия мапуче до и в начале контакта основывались на линиях передачи местных общин, называемых лов . Такая организация была воспроизведена на более широком уровне , охватывающем несколько групп любви . [41] Политика каждой линии не была одинаково агрессивной или покорной, но отличалась от случая к случаю. [41] Родословные были патрилинейными и патрилокальными . [42] Полигамия вместе с обычаем женской экзогамии приписывает ей была распространена среди мапуче, и Хосе Бенгоа объединение мапуче в один народ. [43]
У ранних мапуче было два типа лидеров: светские и религиозные. Религиозными были мачи , хечицеро и бокивойе . Светскими были рече , ульмень и гентьоке . Позже светские лидеры были известны как лонко , токи , ульмен и веупин . [42]
Экономика
[ редактировать ]В южно-центральной части Чили большинство групп мапуче практиковали полянное земледелие среди лесов. [44] Существовали и другие виды сельского хозяйства; в то время как некоторые мапуче и уильиче практиковали подсечно-огневое земледелие, известно, что мапуче развили более трудоемкое сельское хозяйство вокруг озера Буди ( возвышенные поля ) и долин Лумако и Пурен (канализированные поля). [14] [45] Картофель был основным продуктом питания большинства мапуче, «особенно на южных и прибрежных территориях [мапуче], где кукуруза не достигла зрелости». [46] Основная часть населения мапуче работала в сельском хозяйстве. [47] Мапуче также выращивали киноа , но неизвестно, возник ли этот сорт в Центральном Чили или в Центральных Андах. [14]
Кроме того, экономика мапуче и уильиче была дополнена курицы араукана и чилиуэке. выращиванием [45] [48] и сбор семян Araucaria araucana и Gevuina avellana . [48] Южное побережье было особенно богато моллюсками , водорослями, ракообразными и рыбой, а мапуче были известны как хорошие рыболовы. [44] [48] Охота также была обычным занятием среди мапуче. [48] Леса давали дрова , волокно и позволяли производить доски. [44]
До прихода испанцев на территории мапуче существовала эффективная система дорог, о чем свидетельствует быстрое продвижение испанских завоевателей. [49]
Технология
[ редактировать ]Известно, что орудия труда были сравнительно простыми, большинство из них делалось из дерева, камня, реже — из меди или бронзы. [45] [47] Мапуче использовали самые разнообразные инструменты из проточенных камней. [47] Вулканический шлак , распространенная порода на юге Чили, преимущественно использовался для изготовления инструментов, возможно, потому, что ему легко придавать форму. [50] Мапуче использовали как отдельные палки-копатели , так и большие и тяжелые плуги, похожие на трезубцы, которые требовали использования в сельском хозяйстве многих мужчин. [50] Еще одним инструментом, используемым в сельском хозяйстве, были булавы, которые использовались для разрушения комьев и выравнивания почвы. [51]
Каноэ мапуче или вампу были сделаны из полых стволов. [52] На архипелаге Чилоэ был распространен еще один тип плавсредств: далка . Далька делались из досок и в основном использовались для мореплавания, а вампу использовались для навигации по рекам и озерам. Неизвестно, какими веслами предположительно пользовались ранние мапуче. [52] [53]
Есть различные сообщения о том, что мапуче 16 века использовали золотые украшения. [54] Эта традиция может быть не связана с влиянием инков, поскольку слово милла мапуче не связано со словом андских языков. [54] Золото было самым важным металлом в доиспанской культуре мапуче. [54]
Ранний латиноамериканский период (1535–1598)
[ редактировать ]Кампания Диего де Альмагро (1535–1537)
[ редактировать ]Испанская экспансия в Чили была ответвлением завоевания Перу. [55] Диего де Альмагро собрал большую экспедицию из примерно 500 испанцев и тысяч янакон и прибыл в долину Копьяпо в 1535 году и в долину Аконкагуа в 1536 году. Оттуда он отправил Гомеса де Альварадо на юг во главе разведывательного отряда. Альварадо достиг реки Итата , где участвовал в битве при Рейногюэлене с местными мапуче. Затем Альварадо вернулся на север, а экспедиция Диего де Альмагро вернулась в Перу из-за свирепости мапуче, и они не нашли ожидаемых богатств. [55]
Сопротивление Мичималонко (1540–1544)
[ редактировать ]Другой конкистадор, Педро де Вальдивия , прибыл в Чили из Куско в 1540 году. Он провел девятилетнюю кампанию по обеспечению безопасности центральной части Чили (северный Валмапу ). Недавно прибывший Педро де Вальдивия в центральное Чили сталкивается с токи Мичималонко , который за пару лет до этого изгнал инков с территории мапуче и доминировал на северных землях валмапу. Хозяева Испании и мапуче встречаются друг с другом в битве при Мапочо, где побеждает Педро де Вальдивия. Мичималонко решает совершить тактическое отступление, чтобы собрать больше контингента и изгнать испанских захватчиков внезапной атакой, но испанцы узнают об этом скоплении сил и решают пойти туда, где накапливались силы мапуче, для внезапной атаки и битвы при Чиллоксе. происходит, где Мичималонко снова терпит поражение.
Громкая победа вселяет уверенность в Педро де Вальдивию, который основал Сантьяго в 1541 году. [56] После нескольких месяцев урегулирования Педро де Вальдивия собирает силы и направляется непосредственно для атаки на крепость Мичималонко в Пайдауэне, что приводит к битве при Пайдауэне, в которой мапуче терпят полное поражение, а Мичималонко попадает в плен. Чтобы получить свободу, Мичималонко предлагает право собственности на золотые кастрюли Марга Марга , ранее эксплуатируемые инками , но которые после изгнания инков принадлежали Мичималонко. При этом Мичималонко и его заключенные в тюрьму люди освобождаются, а Мичималонко передает часть своих вассалов на эксплуатацию золота испанцами.
После некоторого времени эксплуатации золота Транголонко, брат Мичималонко, восстал и разгромил испанцев в Марга-Марге и разрушил испанское поселение, затем победил испанцев в Конконе и сжег строящийся корабль, находившийся в заливе, только испанец и раб сбежал с места. Транголонко обращается в качестве посла ко всем лонко (вождям мапуче) долин Качапоал , Майпо и Мапочо с просьбой отправить их контингенты и присоединиться к Мичималонко, чтобы, как он это сделал с инками, изгнать испанцев из Валмапу . В этой акции удалось собрать около 16 000 воинов.
11 сентября 1541 года Мичималонко напал на испанцев и осуществил разрушение Сантьяго , при этом лишь горстка испанцев едва выжила. Затем Мичималонко применил «пустую войну», которая заключалась в том, чтобы не давать испанцам никакой еды или припасов, чтобы они могли вернуться в Перу . Испанцы едва сопротивлялись, и между испанцами и силами мапуче произошла серия стычек. По словам летописца Франсиско де Рибероса, на севере Мапуче возделывание земли было приостановлено более чем на пять лет. [57] Иезуит 17 века Диего де Росалес писал, что это была скоординированная стратегия, принятая большим собранием многих племен. [57] Испанцы оказались в тяжелом положении из-за нехватки припасов, но в конечном итоге эта стратегия не увенчалась успехом и вытеснила испанских завоевателей из Центрального Чили. [57] [58]
В 1544 году Мичималонко направился в долину реки Лимари, чтобы перекрыть сухопутное сообщение между Чили и Перу для испанцев. Мичималонко становится сильнее в этом секторе благодаря добавлению своего контингента мапуче к контингенту его союзников из диагиты . Группы северных мапуче, похоже, отреагировали на испанское завоевание, оставив свои лучшие сельскохозяйственные угодья и переехав в отдаленные места от испанцев. [59] [60] После нескольких побед над испанскими наступлениями Педро де Вальдивия был вынужден сам командовать своей армией и отправиться поддерживать битву при Лимари, где войска мапуче-Диагита потерпели поражение, и Педро де Вальдивия послал Хуана Боона основать город Ла-Серена в устье реки Эльки . В этом контексте одной из причин, по которой испанцам пришлось основать город Ла-Серена в 1544 году, был контроль над группами мапуче, которые начали мигрировать на север после основания испанцами Сантьяго. [61] Испанцы восприняли этот отказ как попытку заставить их покинуть Чили, во многом так же, как это сделал Диего де Альмагро в своей неудавшейся экспедиции 1535–1537 годов. [60] [57] Северные мапуче, более известные как Промаукаес или Пикунчи , безуспешно пытались противостоять испанскому завоеванию. [62]
Испанская экспансия на юг (1544-1553 гг.)
[ редактировать ]В 1544 году была отправлена военно-морская экспедиция в составе барков и «Сан-Педро» « Сантьягильо» под командованием Хуана Баутисты Пастене для рекогносцировки юго-западного побережья Южной Америки до Магелланова пролива . Экспедиция отплыла из Вальпараисо , вошла в бухту Сан-Педро и высадилась в месте, известном сейчас как Консепсьон , и в Вальдивии , которая позже была названа в честь полководца. Столкнувшись с сильными штормами южнее, он вернулся в Вальпараисо. [63]
Сам Вальдивия выступил в 1546 году с шестьюдесятью всадниками, а также проводниками и носильщиками, пересек реку Итата и подвергся нападению воинов мапуче в битве при Килакуре у реки Био-Био . Понимая, что будет невозможно продвигаться по такой враждебной территории с такими ограниченными силами, Вальдивия решил вернуться в Сантьяго после того, как нашел место для нового города на том месте, где сейчас находится Пенко , и которое станет первым местом Консепсьона .
В 1550 году Педро де Вальдивия, стремившийся контролировать всю территорию Чили до Магелланова пролива , отправился на юг, чтобы завоевать новые территории мапуче. [63] Между 1550 и 1553 годами испанцы основали несколько городов. [примечание 2] на землях мапуче, включая Консепсьон , Вальдивию , Империал , Вильяррику и Ангол . [63] Испанцы также основали форты Арауко , Пурен и Тукапель . [63] Ключевыми районами конфликта, которые испанцы пытались обеспечить к югу от реки Био-Био, были долины вокруг Кордильеры-де-Науэльбута . Испанские планы относительно этого региона заключались в разработке россыпных месторождений золота с использованием неоплачиваемой рабочей силы мапуче из густонаселенных долин. [49]
После этих первоначальных завоеваний разразилась война Арауко , длительный период периодических войн между мапуче и испанцами. Фактором, способствующим этому, было отсутствие традиции принудительного труда , такой как Андская мита, среди мапуче, которые в основном отказывались служить испанцам. [65] С другой стороны, испанцы, особенно выходцы из Кастилии и Эстремадуры , происходили из чрезвычайно жестокого общества. [66] С момента прибытия испанцев в Арауканию в 1550 году мапуче часто осаждали испанские города в период 1550–1598 годов. [64] Война представляла собой в основном конфликт низкой интенсивности . [67]
Кампании Кауполикана и Лаутаро (1553–1557)
[ редактировать ]В 1553 году мапуче провели совет, на котором решили начать войну. Они выбрали своим « токи » (вождем военного времени) сильного человека по имени Кауполикан и его заместителем токи Лаутаро , потому что он служил вспомогательным средством испанской кавалерии; он создал первый кавалерийский корпус мапуче. Имея под своим командованием шесть тысяч воинов, Лаутаро атаковал форт в Тукапеле . Испанский гарнизон не смог выдержать штурм и отступил к Пурену. Лаутаро захватил и сжег форт и подготовил свою армию, будучи уверенным, что испанцы попытаются вернуть Тукапель. Вальдивия предпринял контратаку, но был быстро окружен. Он и его армия были убиты мапуче в битве при Тукапеле . [68]
В феврале 1554 года Лаутаро удалось собрать армию из 8000 человек, как раз вовремя, чтобы противостоять карательной экспедиции под командованием Франсиско де Вильягра в битве при Мариуэнью . Лаутаро победил губернатора Вильягра , а затем опустошил город Консепсьон. В 1555 году Лаутаро отправился в город Ангол и разрушил его, он также вернулся в Консепсьон, восстановленный испанцами и снова разрушивший его. Вспышка сыпного тифа, засуха и голод помешали мапуче предпринять дальнейшие действия по изгнанию испанцев из Чили в 1554 и 1555 годах. Тем временем на севере в 1554 году новости о победах Лаутауро привели к восстаниям ранее покорили северные племена мапуче в долине реки Матакито и долине реки Аконкагуа , но и они были подавлены. [69]
В 1556 году его марш на север достиг реки Матакито , где он основал укрепленный лагерь в Петероа . В битве при Петероа Лаутаро отразил атаку испанских войск под командованием Диего Кано , а затем сдержал более крупные силы под командованием Педро де Вильягра. Узнав, что приближаются еще больше испанцев, Лаутаро решил отступить к реке Мауле, потеряв 200 воинов. Поскольку испанцы преследовали его по горячим следам, он был вынужден отступить за реку Итата . В 1557 году Лаутаро направился со своей армией на разрушение Сантьяго и освобождение всей Центральной Чили от испанского владычества. [70] , ведя по пути многочисленные сражения с испанцами, но он и его армия были опустошены в битве при Матакито . [70]
Война Арауко между 1558 и 1598 годами.
[ редактировать ]Испанцы перегруппировались под руководством губернатора Гарсиа Уртадо де Мендоса (1558–1561) и сумели убить Кауполикана и Гальварино , двух ключевых лидеров мапуче. Кроме того, во время правления Гарсиа Уртадо де Мендоса испанцы восстановили Консепсьон и Ангол, разрушенные мапуче, и основали два новых города на территории мапуче: Осорно и Каньете . [71] [72] В 1567 году испанцы завоевали архипелаг Чилоэ , населенный народом Уильиче . [73] [74]
В 1570-х годах Педро де Вильягра устроил резню и подчинил восставших мапуче в окрестностях города Ла-Империал . Война в Араукании усилилась в 1590-х годах. [75] Со временем мапуче Пурена и, в меньшей степени, Тукапель приобрели репутацию свирепых людей как среди мапуче, так и среди испанцев. Это позволило Пурен-Мапуче сплотить других Мапуче в войне с испанцами. [49]
Адаптации к войне
[ редактировать ]В первых сражениях с испанцами мапуче не добились большого успеха, но со временем мапуче Арауко и Тукапеля адаптировались, используя лошадей и собирая большое количество войск, необходимых для победы над испанцами. [62] Мапуче научились у испанцев строить форты на холмах; они также начали рыть ловушки для испанских лошадей, используя шлемы и деревянные щиты против аркебуз . [62] Война мапуче эволюционировала в сторону партизанской тактики, включая использование засад. [62] Убийство Педро де Вальдивия в 1553 году ознаменовало разрыв с более ранней традицией ритуальной войны мапуче. [70] Организация мапуче изменилась в ответ на войну, и в конце 16 века появилась aillarehue , новая политическая единица макромасштаба, состоящая из нескольких rehue . [41] Такое расширение политической организации продолжалось до начала 17 века, когда возникли буталмапу , каждая из этих единиц состояла из нескольких айлареуэ. [41] На практическом уровне это означало, что мапуче достигли «надместного уровня военной солидарности», не имея государственной организации. [42] горстка могущественных военачальников появилась К концу 16 века возле Ла Фронтеры мапуче . [76]
Изменения в структуре населения
[ редактировать ]Население мапуче уменьшилось после контакта с испанскими захватчиками. Эпидемии уничтожили большую часть населения, как и война с испанцами. [62] [77] Другие погибли на испанских золотых приисках. [65] На основании археологических данных было высказано предположение, что мапуче из долины Пурен и Лумако отказались от очень разбросанной структуры населения и образовали более плотные деревни в ответ на войну с испанцами. [78] Сокращение численности населения означало, что по мере упадка сельского хозяйства многие открытые поля на юге Чили заросли лесом . [77]
отметили, К 1630-м годам испанцы Ла-Серены что мапуче (Пикунчес) из Корредимиенто Сантьяго, вероятно, из долины Аконкагуа, мигрировали на север, поселившись в Комбарбале и Коготи . Эта миграция, судя по всему, произошла свободно, без вмешательства Испании. [61]
В конце 16 века коренные жители Пикунче начали медленный процесс ассимиляции, потеряв свою коренную идентичность. Это произошло в результате процесса метизации, когда они постепенно покинули свои деревни ( пуэбло-де-индиос ) и поселились в близлежащих испанских гасиендах. Здесь пикунчес смешались с разрозненными коренными народами, привезенными из Перу , Тукумана , Араукании ( Мапуче ), Чилоэ ( Уильиче , Кунко , Чоно , Пояс). [79] ) и Куйо ( Уарпе [80] ). [81] Немногочисленные, оторванные от земель своих предков, живущие рядом с испанцами и разбавленные метисами , пикунче и их потомки утратили свою коренную идентичность. [81]
Независимость и война (1598–1641)
[ редактировать ]Падение испанских городов
[ редактировать ]Переломное событие произошло в 1598 году. В том же году отряд воинов из Пурена возвращался на юг после набега на окрестности Чильана . На обратном пути домой они устроили засаду на Мартина Гарсиа Оньеса де Лойолу и его войска, которые спали без ночного дежурства. Неясно, нашли ли они испанцев случайно или последовали за ними. Воины во главе с Пелантаро убили и губернатора, и все его войска. [82]
В годы после битвы при Куралабе среди мапуче и уильиче вспыхнуло всеобщее восстание. Испанские города Анголь , Ла-Империал , Осорно , Санта-Крус-де-Оньес , Вальдивия и Вильяррика были либо разрушены, либо заброшены. [83] Только Чильян и Консепсьон сопротивлялись осадам и атакам мапуче. [84] За исключением архипелага Чилоэ, вся территория Чили к югу от реки Био-Био стала свободной от испанского правления. [83]
Однако Чилоэ также подвергся нападениям мапуче (Уильиче), когда в 1600 году местный Уилличе присоединился к голландскому корсару Бальтасару де Кордесу, чтобы атаковать испанское поселение Кастро . [85] [86] Хотя это было спорадическое нападение, испанцы считали, что голландцы могут попытаться объединиться с мапуче и основать опорный пункт на юге Чили. [87] Когда испанцы подтвердили свои подозрения в отношении планов голландцев обосноваться на руинах Вальдивии, они попытались восстановить там испанское правление до того, как голландцы снова прибудут. [88] Попытки испанцев были сорваны в 1630-х годах, когда мапуче не позволили испанцам пройти мимо своей территории. [88]
Пленные испанки
[ редактировать ]С падением испанских городов тысячи испанцев были убиты или обращены в плен. Современный летописец Алонсо Гонсалес де Нахера пишет, что мапуче убили более трех тысяч испанцев и взяли в плен более 500 женщин. В плен также попали многие дети и испанское духовенство. [89] Мапуче обычно щадили квалифицированных ремесленников, испанцев-отступников и женщин. [89] В случае с женщинами, по словам Гонсалеса де Нахеры, это было «использовать их в своих целях» (исп. aprovecharse de ellas ). В то время как некоторые испанские женщины были возвращены в ходе испанских набегов, другие были освобождены только по соглашениям, заключенным после парламента Квиллина в 1641 году. [89] Некоторые испанские женщины привыкли к жизни мапуче и остались добровольно. [89] Женщины в плену родили большое количество метисов , которых испанцы отвергли, но приняли среди мапуче. [89] Дети этих женщин, возможно, оказали значительное демографическое влияние на общество мапуче, долгое время опустошенное войной и эпидемиями. [89] Захват женщин во время разрушения семи городов положил начало традиции похищения испанских женщин в 17 веке мапуче. [89]
Принятие культур, животных и технологий Старого Света
[ редактировать ]В целом мапуче Араукании, похоже, очень избирательно перенимали испанские технологии и виды. Это означало, что образ жизни мапуче практически не изменился после контактов с испанцами. Скудное внедрение испанских технологий было охарактеризовано как средство культурного сопротивления . [38]
Мапуче Араукании быстро переняли у испанцев выращивание лошадей и пшеницы. [38] На архипелаге Чилоэ пшеница стала выращиваться в меньших количествах по сравнению с местным картофелем , учитывая неблагоприятный климат. [90] на эти острова свиней и яблони Вместо этого испанцы завезли . Свиньям было полезно обилие моллюсков и водорослей, обнажившихся во время больших приливов . [90]
До прихода испанцев у мапуче был домашний скот чилихуэке ( лама ). Появление овец вызвало некоторую конкуренцию между обоими домашними видами. Неофициальные данные середины 17 века показывают, что оба вида сосуществовали, но овец было намного больше, чем чилихуэков. Упадок чилиуэков достиг точки в конце 18 века, когда только мапуче из Марикины и Уэкена рядом с Анголем разводили это животное. [90]
Добыча золота стала табу среди мапуче в колониальные времена, а добыча золота часто запрещалась под смертной казнью. [91]
Иезуитская деятельность
[ редактировать ]Первые иезуиты прибыли в Чили в 1593 году и обосновались в Консепсьоне, чтобы христианизировать арауканийских мапуче. [92] Отец-иезуит Луис де Вальдивия считал, что мапуче можно добровольно обратить в христианство только в том случае, если будет мир. [92] [93] Он организовал отмену порабощения мапуче и начало так называемой оборонительной войны с испанскими властями. Луис де Вальдивия забрал жен военачальника Анганамона, поскольку католическая церковь выступала против многоженства. Анганамон принял ответные меры, убив трех миссионеров-иезуитов 14 декабря 1612 года. [92] Этот инцидент не остановил попытки иезуитов христианизироваться, и иезуиты продолжали свою деятельность вплоть до изгнания из Чили в 1767 году . Деятельность была сосредоточена вокруг испанских городов, из которых отправлялись миссионерские экскурсии. [94] В 17 или 18 веках на свободных землях мапуче не было создано ни одного постоянного представительства. [94] Чтобы обратить в свою веру мапуче, иезуиты изучали их язык и обычаи. В отличие от их высокого политического влияния в 1610-х и 1620-х годах, иезуиты не имели большого успеха в своих попытках обращения. [93]
Рабство мапуче
[ редактировать ]Формальное рабство коренных народов было запрещено испанской короной. 1598–1604 годов Восстание мапуче , закончившееся разрушением семи городов, вынудило испанцев в 1608 году объявить рабство законным для тех мапуче, которые оказались в войне. [95] Восставшие мапуче считались христианскими отступниками и поэтому могли быть порабощены в соответствии с церковными учениями того времени. [96] Это юридическое изменение формализовало рабство мапуче, которое уже существовало в то время: с захваченными мапуче обращались как с собственностью, так же, как их покупали и продавали среди испанцев. Легализация сделала набеги испанских рабов все более распространенным явлением во время войны в Арауко . [95] Рабов-мапуче вывозили на север, в Ла-Серену и Лиму . [97] Рабство для мапуче, «застигнутых войной», было отменено в 1683 году после десятилетий юридических попыток испанской короны подавить его. К тому времени бесплатный труд метисов стал значительно дешевле, чем владение рабами, что заставило Марио Гонгору в 1966 году прийти к выводу, что за отменой рабства стояли экономические факторы. [97]
Эпоха парламентов (1641–1810 гг.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2014 г. ) |
Арауканизация
[ редактировать ]Республиканский период (1810–1990)
[ редактировать ]Роль в войне за независимость Чили (1810–1821 гг.)
[ редактировать ]24 октября 1811 года вожди мапуче посетили Консепсьон по приглашению хунты, недавно пришедшей к власти. В Консепсьоне 400 приглашенных воинов-мапуче были проинформированы о новом политическом режиме. Несмотря на то, что мапуче, вероятно, плохо знали о политических потрясениях в Испанской империи, воины заявили о своей верности новому режиму. [98]
На этапе Guerra a muerte (1819–1821) чилийской войны за независимость происходили серьезные распри между различными фракциями мапуче, поскольку они поддерживали либо роялистов, либо патриотов. Считается, что поддержка роялистов или патриотов могла быть связана с немедленными выгодами, а не с идеологическим компромиссом. давняя вражда между лонкосами Хуаном Лоренцо Колипи и Хуаном Магнилом Уэно . К этому периоду относится [99]
Сосуществование с Республикой Чили (1821–1861 гг.)
[ редактировать ]Земли мапуче к югу от реки Био-Био начали покупать немапуче в конце 18 века, а к 1860 году земли между Био-Био и рекой Мальеко в основном находились под контролем чилийцев. [100] [101] Пшеничный бум в Чили усилил давление на чилийцев с целью приобретения земель в Араукании и привел к многочисленным мошенничествам и мошенничеству против мапуче. [102] Ограниченное число спекулянтов путем мошенничества получило контроль над обширными землями и сохраняло контроль над своими активами с помощью боевиков. [103]
Вторжение поселенцев, которые со временем продвигались с севера через реку Био-Био на территорию мапуче, и появление немецких поселенцев на южной территории мапуче побудили вождя Манила в 1859 году призвать к восстанию для установления контроля над территорией. [104] Большинство мапуче откликнулись на призыв, за исключением общин в Пурене , Чолл-Чолле и южных прибрежных мапуче, которые имели прочные связи с Вальдивией . [104] города Анголь , Негрете и Насимьенто . Были атакованы [104] Мирное предложение поселенцев было принято в 1860 году во время встречи нескольких вождей мапуче. [104] В соглашении было установлено, что передача земель могла производиться только с согласия вождей. [104]
Конец независимости мапуче (1861–1883)
[ редактировать ]В 19 веке Чили пережила быструю территориальную экспансию. Чили основала колонию у Магелланова пролива в 1843 году, заселила Вальдивию , Осорно и Льянкиуэ немецкими иммигрантами и завоевала земли Перу и Боливии . [105] [106] Позже Чили также аннексировала остров Пасхи . [107] В этом контексте Араукания начала завоевание Чили по двум причинам. Во-первых, чилийское государство стремилось к территориальной преемственности. [108] и, во-вторых, он оставался единственным местом для чилийского сельского хозяйства . расширения [100]
Между 1861 и 1871 годами Чили включила несколько территорий мапуче в Арауканию. В январе 1881 года, решительно разгромив Перу в битвах при Чоррильосе и Мирафлоресе , Чили возобновило завоевание Араукании. [109] [110] [111]
Кампании аргентинской армии против мапуче на другой стороне Анд в 1880 году вытеснили множество мапуче в Арауканию. [112] пеуэнче Вождь Пурран был взят в плен аргентинской армией; Аргентинская армия проникла в долину Лонкимай , которую Чили считала частью своей законной территории. [112] Быстрое наступление Аргентины встревожило чилийские власти и способствовало конфронтации между Чили и мапуче в 1881 году. [112]
1 января 1883 года Чили заново основала старый город Вильяррика, формально положив тем самым конец процессу оккупации Араукании. [102] [113]
От лишения собственности к оправданию (1883–1990)
[ редактировать ]Историк Уорд Черчилль утверждал, что в результате оккупации население мапуче сократилось с полумиллиона до 25 000 за одно поколение. [114] Завоевание Араукании привело к тому, что многие мапуче были вынуждены покинуть свои дома и бродить в поисках убежища и еды. [115] Некоторые чилийские форты ответили предоставлением продовольственных пайков. [115] Примерно до 1900 года чилийское государство ежемесячно предоставляло перемещенным мапуче почти 10 000 продовольственных пайков. [115] Бедность мапуче была общей темой во многих мемуарах чилийской армии с 1880-х по 1900 год. [115] Ученый Пабло Мираман утверждает, что введение государственного образования во время оккупации Араукании оказало пагубное воздействие на традиционное образование мапуче. [116]
В годы после оккупации экономика Араукании изменилась с выпаса овец и крупного рогатого скота на сельское хозяйство и добычу древесины . [117] Потеря земель мапуче после оккупации вызвала серьезную эрозию , поскольку они продолжали заниматься значительным выпасом скота на ограниченных территориях. [118]
Новейшая история (1990 – настоящее время)
[ редактировать ]Многие этнические мапуче сейчас живут на юге Чили и в Аргентине; некоторые сохраняют свои традиции и продолжают жить за счет сельского хозяйства, но большинство мигрировало в города в поисках лучших экономических возможностей. Многие из них сосредоточены вокруг Сантьяго . [119] В чилийском регионе Араукания , бывшая Араукания, сельское население составляет 80% мапуче; Значительные популяции мапуче занимают территории регионов Лос-Лагос , Био-Био и Мауле .
По данным переписи населения Чили 2002 года, 604 349 человек были идентифицированы как мапуче, и из них двумя регионами с наибольшей численностью были Араукания с 203 221 человек и столичный регион Сантьяго с 182 963 людьми. [120] Каждая основная популяция превышает общую численность мапуче в Аргентине по состоянию на 2004–2005 годы. [121]
В последние годы чилийское правительство пыталось исправить некоторые проявления неравенства прошлого. В 1993 году парламент принял Закон № 19 253 (Закон о коренных народах, или Ley indígena ). [122] который официально признал народ мапуче и семь других этнических меньшинств , а также язык и культуру мапудунгун. Мапундунгун, использование которого раньше было запрещено, теперь включено в учебную программу начальных школ Темуко .
Несмотря на то, что мапуче составляют 4,6% населения Чили, немногие мапуче достигли государственных должностей. В 2006 году среди 38 сенаторов и 120 депутатов Чили только один был признан коренным народом. Число политиков из числа коренных народов в избирательных органах выше на муниципальном уровне. [123]
Представители организаций мапуче присоединились к Организации непредставленных наций и народов (ОННН), добиваясь признания и защиты своих культурных и земельных прав.
Современный конфликт
[ редактировать ]Земельные споры и жестокие столкновения продолжаются в некоторых районах мапуче, особенно в северных частях региона Араукания между Трайгеном и Лумако и вокруг них . Стремясь разрядить напряженность, Комиссия по исторической правде и новым методам лечения в 2003 году опубликовала доклад, призывающий к радикальным изменениям в обращении Чили со своим коренным населением, более 80 процентов которого составляют мапуче. Рекомендации включали официальное признание политических и «территориальных» прав коренных народов, а также усилия по продвижению их культурной самобытности.Хотя японские и швейцарские интересы активны в экономике Араукании (Мапудунгун: Нгулу Мапу ), две основные лесозаготовительные компании принадлежат Чили. В прошлом фирмы засадили сотни тысяч акров чужеродными породами, такими как сосна Монтерей , пихта Дугласа и эвкалипты , иногда заменяя естественные вальдивские леса , хотя сейчас такая замена и замена запрещены.
Чили экспортирует древесину в Соединенные Штаты, почти вся древесина поступает из этого южного региона, годовая стоимость которой составляет 600 миллионов долларов и продолжает расти. Природоохранная группа Forest Ethics (ныне Stand.earth) возглавила международную кампанию по сохранению древесины, в результате которой сеть Home Depot и другие ведущие импортеры древесины согласились пересмотреть свою политику закупок, чтобы «обеспечить защиту естественных лесов в Чили. " Некоторые лидеры мапуче хотят более сильной защиты лесов.
В последние годы правонарушения , совершенные активистами мапуче, преследовались в соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом, первоначально введенным во время военной диктатуры Аугусто Пиночета для контроля над политическими диссидентами. Закон позволяет прокурорам скрывать доказательства от защиты на срок до шести месяцев и скрывать личности свидетелей, которые могут давать показания в суде за ширмами. Группы агрессивных активистов, такие как Координадора Арауко Мальеко , используют такую тактику, как поджоги строений и пастбищ, а также угрозы смертью в отношении людей и их семей. Протестующие из общин мапуче использовали эту тактику против собственности как транснациональных лесохозяйственных корпораций, так и частных лиц. [124] [125] В 2010 году мапуче объявили ряд голодовок, пытаясь добиться изменений в антитеррористическом законодательстве. [126]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что архипелаг Чилоэ с его большим населением не включен в эту оценку.
- ^ Эти «города» часто на самом деле были скорее фортами, чем городами. [64]
- ^ Коренных жителей северной половины острова Чилоэ , принадлежащих к культуре мапуче, по-разному называют Кунко , Уилличе или Величе . [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бенго 2000, стр. 16–19
- ^ Jump up to: а б Кинг, Диего; Парга-Лозано, Карлос; Москосо, Хуан; Арес, Кристина; Энрикес-де-Саламанка, «Мерседес»; Фернандес-Онрадо, «Мерседес»; Абд-эль-Фатх-Халил, Седека; Алонсо-Рубио, Хавьер; Арнаис-Виллена, Антонио (2013). «Генетический профиль HLA индейцев мапуче (арауканцев) из Чили». Отчеты по молекулярной биологии . 40 (7): 4257–4267. дои : 10.1007/s11033-013-2509-3 . ПМИД 23666052 . S2CID 14709971 .
- ^ Гойкочеа, Алисия Сусана; Сория, Марсело; Хаэдо, Ана; Кронье, Эмиль; Карнезе, Франсиско Рауль (1996). «Генетические дистанции в аборигенных популяциях Аргентины» . Аргентинский журнал биологической антропологии (на испанском языке). 1 (1) . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Арнаис-Виллена, Антонио; Хуарес, Игнасио Лопес-Нарес, Адриан; Паласио-Грюбер, Хосе; Ковбой, Кристиан; Тихо, Альваро; Х-Севилья, Алехандро; Король, Диаго; Мартин-Вилья, Хосе Мануэль (2019). «Частоты и значение генов HLA у индейцев из Чили Каньете-Мапуче». Иммунология человека . 80 (7): 419–420. дои : 10.1016/j.humimm.2019.04.015 . ПМИД 31101374 . S2CID 157067428 .
- ^ Jump up to: а б Ричи Ки, Мэри (1978). «Арауканские генетические отношения». Международный журнал американской лингвистики . 44 (4): 280–293. дои : 10.1086/465556 . S2CID 143718237 .
- ^ Jump up to: а б с Ротхаммер, Франциско; Пудду, Джаннина; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена (2017). «Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренных жителей Чили?» [Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренного населения Чили?]. Чунгара (на испанском языке). 49 (4). doi : 10.4067/S0717-73562017005000028 (неактивен 01 февраля 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Теллес 2008, с. 43.
- ^ Jump up to: а б Крез, Роберт А. (1985). «21. Исследование диалекта мапуче». В Манелис Кляйн, Харриет; Старк, Луиза Р. (ред.). Языки южноамериканских индейцев: ретроспектива и перспектива . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 784–801. ISBN 978-0-292-77592-3 .
- ^ Бенгоа 2003, стр. 33–34.
- ^ Бенгоа 2003, с. 52.
- ^ Д'Анс, Андре-Марсель (1976). «Чилуэно или арауко, язык чанго на севере Чили, диалект северного мапуче» (PDF) . Исследования Атакаменьоса (на испанском языке) (4): 113–118. дои : 10.22199/s07181043.1976.0004.00010 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2014 г. Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Порсель, RE (2007). Арауканизация нашей пампы. Теуэльчи и Пеуэнши. Вторжение мапуче. Фарфор, RE, Буэнос-Айрес.
- ^ Jump up to: а б с Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 .
- ^ Jump up to: а б с д и Диллехей, Том Д .; Пино Кивира, Марио ; Бонзани, Рене; Сильва, Клаудия; Валлнер, Йоханнес; Ле Кен, Карлос (2007). «Культивируемые водно-болотные угодья и возникающие сложности на юге и центральной части Чили, а также последствия изменения климата на больших расстояниях» (PDF) . Античность . 81 (314): 949–960. дои : 10.1017/S0003598X00096034 . S2CID 59480757 .
- ^ Jump up to: а б Стори, А.А.; Рамирес, Дж. М.; Кироз, Д.; Берли, Д.В.; Эддисон, диджей; Уолтер, Р.; Андерсон, Эй Джей; Хант, ТЛ; Афины, Дж.С.; Хайнен, Л.; Матисоо-Смит, Э.А. (2007). «Радиоуглеродные и ДНК-доказательства завоза полинезийских кур в Чили доколумбовой эпохи» . Труды Национальной академии наук . 104 (25): 10335–10339. Бибкод : 2007PNAS..10410335S . дои : 10.1073/pnas.0703993104 . ЧВК 1965514 . ПМИД 17556540 .
- ^ Уиппс, Хизер (4 июня 2007 г.). «Куриные кости позволяют предположить, что полинезийцы основали Америку до Колумба» . Живая наука . Проверено 5 июня 2007 г.
- ^ Гонгора, Дж.; Роуленс, Нью-Джерси; Мобеги, Вирджиния; Цзяньлинь, Х.; Алькальд, Дж.А.; Матус, Дж. Т.; Ханотт, О.; Моран, К.; Остин, Джей-Джей; Ульм, С.; Андерсон, Эй Джей; Ларсон, Г.; Купер, А. (2008). «Индоевропейское и азиатское происхождение чилийских и тихоокеанских кур, выявленное с помощью мтДНК» . Труды Национальной академии наук . 105 (30): 10308–10313. дои : 10.1073/pnas.0801991105 . ПМЦ 2492461 . ПМИД 18663216 .
- ^ Лоулер, Эндрю (11 июня 2010 г.). «За пределами Кон-Тики : плавали ли полинезийцы в Южную Америку?» . Наука . 328 (5984): 1344–1347. Бибкод : 2010Sci...328.1344L . дои : 10.1126/science.328.5984.1344 . ПМИД 20538927 .
- ^ «От Полинезии до Тункена: свидетельства смешанного брака с местным населением» . Новости Плайя-Анча (на испанском языке). Университет Плайя Анча . Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Рамирес-Алиага, Хосе-Мигель (2010). «Связь полинезийцев и мапуче: мягкие и веские доказательства и новые идеи». Журнал Рапа-Нуи . 24 (1): 29–33.
- ^ Харб, Д. Зурайя; Ллоп, Р. Елена; Морено, С. Родриго; Кироз, Л. Дэниел (1998). «Прибрежные популяции Чили: генетические маркеры в четырех местах» . Чилийский медицинский журнал . 126 (7). дои : 10.4067/S0034-98871998000700002 .
- ^ Алькаман 1997, с. 32.
- ^ Алькаман 1997, с. 33.
- ^ Ибар Брюс, Хорхе (1960). «Очерк индейцев чонос и интерпретация их топонимии» . Анналы Чилийского университета . 117 : 61–70.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 41.
- ^ Карденас, Ренато ; Монтьель, Данте и Холл, Кэтрин (1991). Чоно и величе Чилоэ. Сантьяго: Олимфо. 277 с.
- ^ Jump up to: а б с Бенгоа 2003, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с Диллехей, Том ; Нетерли, Патрисия (1988). Граница государства инков: материалы 45-го Международного конгресса американистов . БАР стр. 183–196.
- ^ Jump up to: а б с Бенгоа 2003, с. 39
- ^ Jump up to: а б Сильва Галдамес, Освальдо (1983). «Остановила ли битва при Мауле экспансию инков на юг Чили?» . Тетради по истории (на испанском языке). 3 :7–25 . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Эрнандес Саллес, Артуро. «Влияние мапуче на испанский язык». Лингвистические и литературные документы (на испанском языке). 7 : 34–44.
- ^ Рамирес Санчес, Карлос (1997). Коренная ономастика Чили: Топонимия Осорно, Льянкиуэ и Чилоэ (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Южный университет Чили .
- ^ Берналес Лилло, Марио (1984). «Диахронические аспекты в топонимии Вальдивии» . Анналы Чилийского университета (на испанском языке). 5 (5): 79–94.
- ^ Бенгоа 2003, с. 40
- ^ Отеро 2006, с. 36.
- ^ Бенгоа 2003, с. 157
- ^ Бенгоа 2003, с. 29
- ^ Jump up to: а б с д Диллехей, Том Д. (2014). «Проявления археологического материала». В Диллехе, Том (ред.). Телескопическое государство . Спрингер. стр. 101–121. ISBN 978-3-319-03128-6 .
- ^ Бенгоа 2003, с. 56–57.
- ^ Бенгоа 2003, с. 86–87.
- ^ Jump up to: а б с д Диллехей 2007, с. 336.
- ^ Jump up to: а б с Диллехей 2007, с. 337–338.
- ^ Бенгоа 2003, с. 83–85.
- ^ Jump up to: а б с Отеро 2006, стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с Виллалобос и др . 1974, с. 50
- ^ Бенгоа 2003, стр. 199–200.
- ^ Jump up to: а б с Бенгоа 2003, стр. 190–191.
- ^ Jump up to: а б с д Бенгоа 2003, стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с Завала К., Хосе Мануэль (2014). «Испанско-арауканский мир долины Пурен и Лумако в шестнадцатом и семнадцатом веках». В Диллехе, Том (ред.). Телескопическое государство . Спрингер. стр. 55–73. ISBN 978-3-319-03128-6 .
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 192–193.
- ^ Бенгоа 2003, с. 194
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 72–73.
- ^ Бенгоа 2003, с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Паяс Пуигарнау, Гетрудис; Виллена Арайя, Белен (15 декабря 2021 г.). «Запросы о значении золота в культуре мапуче. Исследование источников и нечто большее» [Запросы о значении золота в культуре мапуче. Обзор источников и не только. Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 67 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2021-0028 . S2CID 244279716 .
- ^ Jump up to: а б Виллалобос и др . 1974, стр. 91−93.
- ^ Виллалобос и др . 1974, стр. 96−97.
- ^ Jump up to: а б с д Леон 1991, с. 15.
- ^ Леон 1991, с. 16.
- ^ Леон 1991, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Леон 1991, с. 14.
- ^ Jump up to: а б Теллес 2008, с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенгоа 2003, стр. 250–251.
- ^ Jump up to: а б с д Виллалобос и др . 1974, стр. 98−99.
- ^ Jump up to: а б «Война при Арауко (1550-1656)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 252–253.
- ^ Бенгоа 2003, с. 261
- ^ Диллехей 2007, с. 335.
- ^ Вивар, Херонимо де . «СХVI». Обширная и правдивая хроника и взаимоотношения королевств Чили (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 4 января 2009 г.
...вчера они убили апо и всех христиан, пришедших с ним, никому из которых не удалось спастись, и всех дежурных янакон, если только это не те, кто спрятался
- ^ Живи, Джером из . "СХXVIII" Обширная и правдивая хроника и описания королевств Чили (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 мая . Получено 18 , января
Хуан Хуфре возглавил небольшой отряд всадников из Сантьяго для подавления восстания в Гуалемо на реке Лонтуэ.
- ^ Jump up to: а б с «Токи Лаутаро (ок.1534-1557)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ «Гарсия Уртадо де Мендоса» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Виллалобос и др . 1974, с. 102.
- ^ Ханиш 1982, стр. 11–12.
- ^ Виллалобос и др . 1974, с. 49.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 312–213.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 310–311.
- ^ Jump up to: а б Отеро 2006, с. 25.
- ^ Диллехей, Том Д .; Пейдж Силкокс, судья; Окампо Э., Карлос (2014). «Распределение территорий и модели расселения». В Диллехе, Том (ред.). Телескопическое государство . Спрингер. стр. 255–274. ISBN 978-3-319-03128-6 .
- ^ Урбина Бургос, Родольфо (2007). «Люди Чоно: от бродяг и язычников до христиан смешанной расы и оседлых людей» (PDF) . Orbis incognitvs: уведомления и наследие Нового Света (на испанском языке). Уэльва: Университет Уэльвы. стр. 325–346. ISBN 9788496826243 .
- ^ Виллалобос и др . 1974, стр. 166–170.
- ^ Jump up to: а б Контрерас Крусес, Хьюго (2016). «Местные миграции и поселения коренных народов на испанских ранчо в центральном Чили, 1580-1650» . История (на испанском языке). 49 (1): 87–110. дои : 10.4067/S0717-71942016000100004 .
- ^ Бенгоа 2003, стр. 320–321.
- ^ Jump up to: а б Виллалобос и др. 1974, с. 109.
- ^ Бенгоа 2003, стр. 324–325.
- ^ «Задание» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Урбина Бургос, Родольфо (1990). «Восстание коренных народов 1712 года: данники Чилоэ против энкомьенды» (PDF) . Время и пространство (на испанском языке). 1 :73–86 . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Кларк 2006, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Бенгоа 2003, стр. 450–451.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гусман, Кармен Луз (2013). «Пленники семи городов: пленение латиноамериканских креольских женщин во время войны Арауко , по мнению четырех летописцев (17 век)]. История Интус-Лежера (на испанском языке). 7 (1): 77–97. doi : 10.15691/07176864.2014.094 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Торрехон, Фернандо; Систернас, Марко; Аранеда, Альберто (2004). «Экологические последствия испанской колонизации от реки де Мауллин до архипелага Чилоэ на юге Чили » . Чилийский журнал естественной истории (на испанском языке). 77 (4): 661–677. дои : 10.4067/s0716-078x2004000400009 .
- ^ Паяс Пуигарнау, Гетрудис; Виллена Арайя, Белен (15 декабря 2021 г.). «Запросы о значении золота в культуре мапуче. Исследование источников и нечто большее» [Запросы о значении золота в культуре мапуче. Обзор источников и не только. Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 67 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2021-0028 . S2CID 244279716 .
- ^ Jump up to: а б с Пинто Родригес, Хорхе (1993). «Итальянские иезуиты, францисканцы и капуцины в Араукании (1600-1900)». Журнал американской истории Complutense (на испанском языке). 19 : 109–147.
- ^ Jump up to: а б «Миссионеры и мапуче (1600-1818)» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк 2006, с. 15.
- ^ Jump up to: а б Валенсуэла Маркес 2009, с. 231–233
- ^ Ферстер, Рольф (1993). Введение в религию мапуче (на испанском языке). Университетское издательство . п. 21.
- ^ Jump up to: а б Валенсуэла Маркес 2009, стр. 234–236
- ^ Гевара , 1910, с. 238
- ^ Перуччи-Гонсалес, Кристиан (2021). «Спорные темы в Гулумапу: Политическая история лонко Хуана Лоренцо Колупи (1819-1850)» . История (на испанском языке). 54 (1): 215–246. дои : 10.4067/s0717-71942021000100215 . S2CID 237747534 .
- ^ Jump up to: а б Бенго 2000, с. 156.
- ^ Бенгоа 2000, с. 157
- ^ Jump up to: а б «Оккупация Араукании: конец территориальной автономии мапуче» . Чилийская память . Национальная библиотека Чили . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ «Оккупация Араукании: мошенничество» . Чилийская память . Национальная библиотека Чили . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенго 2000, стр. 166–170.
- ^ «Форт Булнес» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Villalobos R., Sergio ; Silva G., Osvaldo; Silva V., Fernando; Estelle M., Patricio (1974). Historia de Chile (1995 ed.). Editorial Universitaria. pp. 456–458, 571–575. ISBN 978-956-11-1163-9 .
- ^ «Включение его в состав территории Чили» . Чилийская память (на испанском языке). Национальная библиотека Чили . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Пинто 2003, с. 153.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 275–276.
- ^ Феррандо 1986, с. 547
- ^ Бенгоа 2000, стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б с Бенго 2000, стр. 273–274.
- ^ Пинто 2003, с. 194.
- ^ Уорд Черчилль, Немного о геноциде , 109.
- ^ Jump up to: а б с д Бенго 2000, стр. 232–233.
- ^ Пинто 2003, с. 205.
- ^ Пинто Родригес, Хорхе (2011). «Животноводство и животноводческие предприниматели в Араукании, 1900-1960» . История . 44 (2): 369–400.
- ^ Бенгоа 2000, стр. 262–263.
- ^ Чили I., 1992, «Перепись населения , Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили.
- ^ «Перепись 2012 года» . Censo.cl . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ ECPI. Архивировано 11 июня 2008 г. в Wayback Machine , 2004–2005 гг.
- ^ «Закон № 19 253 Закона о коренных народах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Портал регистрации и аутентификации El Mercurio» . Diario.elmercurio.cl . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Перенаправление» . Кооператива.cl. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Борьба мапуче за автономию в Чили» , Spero Forum
- ^ «Голодовка Мапуче в Чили подчеркивает реальную проблему, стоящую перед президентом Себастьяном Пинерой» , Sounds and Colors веб-сайт
Библиография
[ редактировать ]- Бенгоа, Хосе (2000). История народа мапуче: 19 и 20 века (на испанском языке) (Седьмое изд.). Издания ЛОМ . ISBN 978-956-282-232-9 .
- Бенгоа, Хосе (2003). История древних мапуче юга (на испанском языке). Сантьяго: Каталония. ISBN 978-956-8303-02-0 .
- Кларк Бергер, Юджин (2006). Постоянная война на периферии Перу: пограничная идентичность и политика конфликтов в Чили 17 века (PDF) (доктор философии). Университет Вандербильта . Проверено 13 марта 2014 г.
- Диллехей, Том (2007). Памятники, империи и сопротивление: Арауканское государство и ритуальные повествования . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-110-7407-74-9 .
- Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась Ла Фронтера... (на испанском языке) (Второе изд.). Антарктида, редакция. ISBN 978-956-7019-83-0 .
- Ферстер, Рольф (1993). Введение в религию мапуче (PDF) (на испанском языке). Университетское издательство . ISBN 956-1 1-0912-3 . Проверено 12 марта 2014 г.
- Ханиш, Уолтер (1982). Остров Чилоэ, капитан Rutas Australes (на испанском языке). Высшая академия педагогических наук Сантьяго.
- Леон, Леонардо (1991). Упадок коренного населения в центральном Чили и последняя война промаукаев (PDF) (на испанском языке). Институт американских исследований Университета Сент-Эндрюс. ISBN 1873617003 .
- Отеро, Луис (2006). След огня: История родных лесов. Заселение и изменения ландшафта южного Чили (на испанском языке). Pehuén Editores. ISBN 978-956-16-0409-4 .
- Пинто Родригес, Хорхе (2003). Формирование государства, нации и народа мапуче (на испанском языке) (второе изд.). Издания Дирекции библиотек, архивов и музеев. ISBN 978-956-244-156-8 .
- Теллес, Эдуардо (2008). Диагитас: Исследования (на испанском языке). Сантьяго , Чили: Akhilleus Editions. ISBN 978-956-8762-00-1 .
- Валенсуэла Маркес, Хайме (2009). «Рабы-мапуче. За историю похищений и депортации коренных жителей колонии». В Гауне, Рафаэль; Лара, Мартин (ред.). Истории расизма и дискриминации в Чили (на испанском языке).
- Вильялобос, Серджио ; Сильва, Освальдо; Сильва, Фернандо; Эстель, Патрисио (1974). История Чили (на испанском языке) (14-е изд.). Сантьяго-де-Чили : Университетское издательство. ISBN 978-956-11-1163-9 .