Инес Суарес
Инес Суарес | |
---|---|
Рожденный | в. 1507 Пласенсия , Эстремадура, Испанская империя |
Умер | 1580 г. (около 73 лет) |
Супруг | Родриго де Кирога |
Инес Суарес (( Испанское произношение: [iˈnes ˈswaɾes] ; в. 1507—1580) — испанская конкистадора , участвовавшая в завоевании Чили вместе с Педро де Вальдивией , успешно защищавшая только что завоеванный Сантьяго от нападения в 1541 году коренного населения мапуче .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Суарес родился в Пласенсии , Эстремадура , Испания, в 1507 году. [ 1 ] Она приехала в Америку примерно в 1537 году, примерно в возрасте тридцати лет. Принято считать, что она искала своего мужа Хуана де Малага, который покинул Испанию, чтобы служить в Новом Свете вместе с братьями Писарро. После долгих непрерывных поисков во многих местах Южной Америки она прибыла в Лиму в 1538 году.
Муж Суарес умер до того, как она добралась до Перу (она рассказала соотечественнице, что он умер в море), и следующая информация, которая известна о ней, относится к 1539 году, когда она подала заявку и получила как вдова испанского солдата небольшой участок земли в Куско и права энкомьенды ряду индейцев.
Вскоре после этого Суарес стала любовницей Педро де Вальдивии , завоевателя Чили. Самое раннее упоминание о ее дружбе с Вальдивией было после того, как он вернулся из битвы при Лас-Салинасе (1538 г.). Хотя они были из одного и того же региона Испании, и по крайней мере один писатель рассказывает историю давней любви между ними, нет никаких реальных доказательств того, что они встречались до ее прибытия в Куско.
Завоевание Чили
[ редактировать ]
В конце 1539 года, несмотря на возражения Франсиско Мартинеса и поощряемый некоторыми из его капитанов, Вальдивия, используя посреднические услуги священника -мерседарианца , запросил Суаресу официальное разрешение стать частью группы из 12 испанцев, которых он вел на юг. . Франсиско Писарро в своем письме в Вальдивию (январь 1540 г.), разрешая Суаресу сопровождать Вальдивию в качестве его домашнего слуги, обратился к Суаресу со следующими словами: «... как говорит мне Вальдивия, люди боятся идти на такое долгое путешествие. путешествие, и вы очень мужественно встретили эту опасность...»
Во время долгого и мучительного путешествия на юг Суарес, единственная белая женщина в экспедиции, помимо ухода за Вальдивией и лечения больных и раненых, нашла для них воду в пустыне и спасла Вальдивию, когда один из его соперники пытались подорвать его предприятие и лишить его жизни. Туземцы, уже испытавшие набеги испанцев ( Диего де Альмагро , 1535–1536), сожгли урожай и угнали скот, не оставив ничего для отряда Вальдивии и сопровождавших их животных. Суарес большую часть экспедиции был поваром и медсестрой. Она лично отвечала за выращивание сельскохозяйственных культур и содержание скота группы. Всякий раз, когда было необходимо, она брала меч и сражалась вместе с остальными мужчинами. [ 2 ]
В декабре 1540 года, через одиннадцать месяцев после того, как они покинули Куско, Вальдивия и его отряд достигли долины реки Мапочо , где Вальдивия должен был основать столицу территории. Долина была обширной и густо населенной туземцами. Почва здесь была плодородной, и в ней было много пресной воды. Два высоких холма служили оборонительными позициями. Вскоре после их прибытия Вальдивия попытался убедить туземцев в своих добрых намерениях, отправив делегации с подарками для касиков .
Туземцы сохранили дары, но, объединившись под предводительством Мичималонко , напали на испанцев и были готовы их разгромить. Внезапно туземцы бросили оружие и обратились в бегство. Пленные индейцы заявили, что видели, как человек на белом коне и с обнаженным мечом спустился с облаков и напал на них. Испанцы решили, что это чудесное явление Санто-Яго ( Святого Иакова Великого , которого уже видели во время Реконкисты в битве при Клавихо ) и в благодарность назвали новый город Сантьяго-дель-Нуэво-Экстремо. Официальное открытие города состоялось 12 февраля 1541 года.
Первое разрушение Сантьяго
[ редактировать ]
В августе 1541 года, когда Вальдивия была оккупирована на побережье, Суарес раскрыл еще один заговор с целью свергнуть его. После того, как с заговорщиками разобрались, Вальдивия обратил свое внимание на индейцев и пригласил семерых касиков встретиться с ним, чтобы договориться о доставке продовольствия. Когда прибыли индейцы, Вальдивия взяла их в заложники для безопасной доставки продовольствия и безопасности отдаленных поселений. 9 сентября Вальдивия взял сорок человек и покинул город, чтобы подавить восстание индейцев возле Аконкагуа.
Рано утром 10 сентября 1541 года молодой янакуна принес известие капитану Алонсо де Монрою , оставленному руководить городом, что леса вокруг города полны туземцев. Суарес спросили, считает ли она, что индийских заложников следует освободить в знак мира. Она ответила, что считает это плохой идеей; если индейцы одолеют испанцев, заложники станут их единственной переговорной силой. Монрой принял ее совет и созвал военный совет.
Незадолго до рассвета 11 сентября конные испанцы выехали, чтобы вступить в бой с индейцами, численность которых оценивалась сначала в 8 000, а затем в 20 000 человек и которых возглавлял Мичималонко . Несмотря на преимущество своих лошадей и умение обращаться с мечом, к полудню испанцы были вынуждены отступить на восток, через реку Мапочо ; и к середине дня их оттеснили к самой площади.
Весь день бушевал бой. Огненные стрелы и факелы подожгли большую часть города; четыре испанца были убиты вместе с десятком лошадей и других животных. Ситуация стала отчаянной. Священник Родриго Гонсалес Мармолехо позже сказал, что бой был похож на Судный день для испанцев и что их спасло только чудо.
Весь день Суарес носил бойцам еду и воду, ухаживал за ранеными, ободрял и утешал их. Историк Мариньо де Лобера писал о ее действиях во время битвы:
...видя, что дело идет к побежденному поражению и объявляется победа индейцев, она накинула себе на плечи кольчугу и таким образом вышла на площадь и встала перед всеми солдатами , ободряя их словами такого веса, что он был скорее доблестным капитаном, чем женщиной, тренирующейся на его площадке. И она ходила среди них, говорила им, что, если они почувствуют усталость и если они будут ранены, она вылечит их своими руками... она пошла туда, где они были, даже среди копыт конских; и она не просто вылечила их, она оживила их и подняла их боевой дух, отправив их обратно в бой обновлёнными... один кабальеро , раны которого она только что обработала, был настолько утомлён и слаб от потери крови, что не мог встать на ноги. лошадь. Эта женщина была так тронута его мольбой о помощи, что оказалась в самой гуще битвы и помогла ему сесть на лошадь. [ 3 ]
Суарес осознал разочарование мужчин и крайнюю опасность ситуации; она предложила. Весь день семеро касиков, бывших в плену у испанцев, выкрикивали ободряющие слова своему народу. Суарес предложил испанцам обезглавить семерых и бросить их головы среди индейцев, чтобы напугать их. Против этого плана были некоторые возражения, поскольку некоторые мужчины считали, что падение города неизбежно и что пленные касики будут их единственным преимуществом в переговорах с индейцами. Суарес настаивала на том, что ее решение — единственное реальное решение их проблемы. Затем она пошла в дом, где вождей охраняли Франсиско Рубио и Эрнандо де ла Торре, и отдала приказ о казни. Мариньо де Лобера рассказывает, что охранник Ла Торре спросил: «Как нам их убить, миледи?» «Таким образом», — ответила она и, схватив меч ла Торре, сама отрубила головы. [ 4 ] После того, как семеро были обезглавлены и их головы выброшены среди индейцев, Суарес надела кольчугу и шлем и, накинув на плечи шкурный плащ, выехала на своем белом коне. По словам очевидца, «...она вышла на площадь и встала перед всеми солдатами, ободряя их словами такой преувеличенной похвалы, что они обращались с ней, как с храбрым капитаном,... вместо женщина, маскирующаяся под солдата в железной кольчуге». [ 5 ]
Во второй версии этих событий Херонимо де Бибар указывает, что в то же время Инес схватила меч и, направляясь к месту, где у испанцев было несколько коренных касиков, убила их. [ 6 ] Затем она крайне разочаровывается в отсутствии храбрости со стороны солдат и приказывает им хотя бы переместить тела на виду атакующих армий. Она считала себя выше этих мужчин по мужественности и смотрела свысока на умственную слабость своих однополчан. [ 7 ] Один из рыцарей, Хиль Гонсалес де Авила, получил ужасный удар, от которого у него обильно текла кровь. Видя, что он был. не имея возможности сесть на лошадь, Инес подошла к рыцарю и остановила кровь, текущую из его вен, позволив ему продолжить бой. Увидев ее медицинский опыт в действии, другие сражающиеся солдаты увидели ее храбрость и воодушевились ею. [ 8 ] В другой версии изложенных событий Инес подходит к испанцу и говорит ему убить заложников так, как Эль Сид убивал мусульман во время Реконкисты. [ 9 ]
Испанцы воспользовались смятением и беспорядком, вызванными среди индейцев окровавленными головами, и, подстрекая Суареса, сумели изгнать теперь уже беспорядочных индейцев из города. Один историк [ ВОЗ? ] писал: «Индейцы потом сказали, что христиане были бы побеждены, если бы не женщина на белом коне».
Представление о том, что Инес приказала убить семь индейских лидеров в Сантьяго, когда город подвергался нападению, подвергается сомнению некоторыми учеными. Некоторые говорят, что это потому, что Вальвидия никогда не говорил об этом королю Карлу V в своих письмах. [ 10 ]
В 1545 году в знак признания ее мужества и доблести Вальдивия наградила Суареса энкомьендой . В его завещании о преданности делу, в частности, говорилось:
...в бою с врагами, не принимавшими во внимание касиков, бывших нашими пленниками, тех, что находились в самом центральном месте - куда пришли индейцы, ...бросаясь на вас, и вы, видя, как ослабели тогда ваши войска были осажденными, вы заставили их убить касиков, которые были пленниками, возложив на них свои руки, заставив большинство индейцев бежать, и они прекратили сражаться, когда стали свидетелями смерти своих вождей; ... несомненно, что если бы они не были убиты и брошены среди своих соотечественников, во всем этом городе не осталось бы в живых ни одного испанца ... если бы он поднял меч и позволил ему упасть на шеи касика заключенные, вы спасли всех нас.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Суарес продолжал открыто жить с Педро де Вальдивией до суда над ним в Лиме. Одно из обвинений, выдвинутых против него, заключалось в том, что он, будучи женатым, открыто жил с ней «...на манер мужа и жены». Суарес быстро принял меры и нанял одних из лучших советников Империи, чтобы помочь Вальвидии отбиться от этих обвинений. Она убедила вице-короля Перу Педро де ла Гаска использовать свои полномочия вице-короля, чтобы освободить Вальвидию от любых преступлений в вице-королевстве. [ 11 ] В обмен на освобождение и утверждение на посту королевского губернатора он был вынужден отказаться от нее и привезти в Чили свою жену Марину Ортис де Гаэте , которая прибыла только после смерти Вальдивии в 1554 году. Ему также было приказано выдать Суареса замуж.
Суарес вышла замуж в 1549 году за капитана Вальдивии Родриго де Кирогу , когда ей было 42 года, а жениху 38. После замужества она вела очень спокойную жизнь, посвятив себя дому и благотворительности. Вместе со своим мужем она участвовала в строительстве храма Ла Мерсед и скита Монсеррат в Сантьяго. [ 12 ] В Чили ее очень уважали как доблестную женщину и великого капитана. Хотя она знала, что площади и города будут названы в ее честь, она лично сожалела, что люди никогда не вспомнят о сотнях женщин, участвовавших в основании чилийских городов. В конце концов, после смерти Вальдивии, ее муж дважды сам становился королевским губернатором , в 1565 и 1575 годах. Они оба умерли в Сантьяго-де-Чили , с разницей в несколько месяцев, в 1580 году.
Наследие Суареса
[ редактировать ]Суарес рассматривается как символ чилийской женщины, противостоящей власти, такой как Паула Харакемада и Хавьера Каррера . Ее до сих пор называют образцом для подражания для современных протестующих против жестокого обращения. [ 13 ]
Суарес - главный герой нескольких исторических романов, таких как «Inés y las raíces de la tierra» , («Инес и корни земли») Марии Корреа Моранде (ZigZag, 1964), «Ay Mama Inés - Crónica». Testimonial» («Горе, мама Инес – Testimonial Chronicle») (Андрес Белло, 1993) Хорхе Гусмана и « Инес моей души » ( испанский : Inés del alma mía ) Изабель Альенде (HarperCollins, 2006). В своей авторской заметке Альенде писала: «Этот роман — произведение интуиции, но любое сходство с событиями и людьми, связанными с завоеванием Чили, не случайно». В 2020 году роман Альенде был адаптирован как испано-чилийский телесериал . Елена Ривера (27 лет на съемках) играет Суареса. [ 14 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Хендерсон, Джеймс Д., Линда Родди (1978). Десять выдающихся женщин Латинской Америки . стр. 23–48. OCLC 641752939 . {{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мариньо де Лобера, Педро . «Восьмой». Хроника Королевства Чили (на испанском языке).
...женщина, которая была с генералом по имени Донья Инес Хуарес, уроженка Пласенсии и вышла замуж в Малаге, женщина великого христианства и назидания наших солдат...
- ^ Портокарреро, Мелви. «Инес Суарес: покорительница Чили, женщина, преодолевающая гендерные барьеры». Женские письма, том. 36, нет. 2, 2010, с. 229–36. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/23022111 . По состоянию на 27 мая 2023 г.
- ^ Мариньо де Лобера, Педро . «XLIII». Cronica del Reino de Чили (на испанском языке).
- ^ Мариньо де Лобера, Педро . «XV». Хроника Королевства Чили (на испанском языке).
...Но когда начал рассветать и битва стала очень кровавой, семь заключенных вождей также начали взывать к своим людям, чтобы те помогли им и освободили их из тюрьмы, в которой они находились. Эти голоса услышала донья Инес Хуарес, которая находилась в том же доме, где они были заключены, и, взяв в руки меч, решительно подошла к ним и сказала двум мужчинам, которые их охраняли, по имени Франсиско Рубио и Эрнандо де ла Торре: убить их немедленно начальникам, прежде чем им помогут свои. И Эрнандо де ла Торре сказал ей, больше напуганный ужасом, чем смелостью отрубить головы: Леди, как я могу их убить? Она ответила: Сюда. И, выхватив меч, он убил их всех...
- ^ Мариньо де Лобера, Педро . «XV». Хроника Королевства Чили (на испанском языке).
Донья Инес Хуарес увидела, что дело идет гладко и индейцы объявляют победу, она накинула на плечи кольчугу и вместе с ней надела кожаную куртку и таким образом вышла на площадь и стояла там. на глазах у всех солдаты ободряли их словами такого уважения, что они больше походили на храброго капитана, вооруженного оружием, чем на женщину, тренирующуюся на своей площадке.
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575)».
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575)».
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575)».
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575)».
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575).»
- ^ «Цифровое издание на основе Crónicas del Reino de Чили Мадрид, Атлас, 1960, стр. 227–562, (Biblioteca de Autores Españoles; 569–575)».
- ^ Портокарреро, Мелви. «Инес Суарес: покорительница Чили, женщина, преодолевающая гендерные барьеры». Женские письма, том. 36, нет. 2, 2010, с. 229–36. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/23022111 . По состоянию на 27 мая 2023 г.
- ^ Маргарет Пауэр (1 ноября 2010 г.). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964–1973 гг . Пенн Стейт Пресс. стр. 148–. ISBN 978-0-271-04671-6 .
- ^ «Инес дель Альма моя. Телесериал» . Телевизионная Формула (на испанском языке) . Проверено 29 октября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 321–322.
- Амунатеги, Мигель Луис (1913). Открытие и завоевание Чили (PDF) (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Печать, литография и переплет Барселона. стр. 181–346.
- Баррос Арана, Диего (1873). Суд над Педро де Вальдивией и другими неопубликованными документами, касающимися этого завоевателя (PDF) (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Центральный книжный магазин Аугусто Раймонда. п. 392.
- Эрсилья, Алонсо де . Ла Араукана (на испанском языке). Эсвики-источник.
- Гонгора Мармолехо, Алонсо де (1960). История всего, что произошло в Королевстве Чили, и тех, кто им управлял (1536–1575) . Хроники Королевства Чили (на испанском языке). Мадрид, Испания: Атлас. стр. 75–224.
- Мариньо де Лобера, Педро (1960). Бр. Бартоломе де Эскобар (ред.). Хроника Королевства Чили, написанная капитаном Педро Мариньо де Лобера... сокращенная до нового метода и стиля отцом Бартоломе де Эскобаром (1593 г.) . Хроники Королевства Чили (на испанском языке). Мадрид, Испания: Атлас. стр. 227–562.
- Маура, Хуан Франциско. 2005. Заморские испанцы в истории и литературе: авантюристы, матери, солдаты, наместники, губернаторы, авансы, проститутки, деловые женщины, монахини, писатели, горничные и рабыни в заморской иберийской экспансии (15-17 века ) http://parnaseo.uv .es/Editorial/Maura/INDEX.HTM |= Онлайн-факсимиле PDF |others=Эрнандо Маура (иллюстрация) |location=Валенсия, Испания |издатель=Коллекция Парнасео — Университет Валенсии
- Медина, Джозеф Торибио (1906). Колониальный биографический словарь Чили (PDF) (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Elzevirian Press. стр. 100-1 1, 006.
- Вальдивия, Педро де (1960). Карты . Хроники Королевства Чили (на испанском языке). Мадрид, Испания: Атлас. стр. 1–74.
- Вивар, Херонимо де (1987). Хроника и обширные и правдивые взаимоотношения королевств Чили (1558 г.) (на испанском языке). Мадрид, Испания: Цифровой журнал истории искусства. Архивировано из оригинала 26 мая 2008 г.
- «Инес де Суарес» (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Diario La Tercera. Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 15 октября 2008 г.
- «Инес Суарес» . Биография Чили (на испанском языке) . Проверено 16 января 2009 г.