Jump to content

Люди Чоно

Люди Чоно
Реконструкция далки , лодки народа Чоно.
Общая численность населения
вымерший
Регионы со значительной численностью населения
 Чили : Архипелаг Чилоэ.
Языки
Язык чоно ?
Религия
Традиционная племенная религия, обращенная в католицизм, в конечном итоге ассимилировалась в Чилоэ и Кальбуко.
Родственные этнические группы
Пайос ? Кавескар ?

Чоно или Гуайтеко [ 1 ] были кочевым коренным народом или группой народов архипелагов Чилоэ , Гуайтекас и Чонос .

Народ чоно жил как охотники-собиратели, путешествуя на каноэ. [ 2 ]

Большая часть того, что известно из испанских источников о Чоносе, отфильтровано мировоззрением Уильиче Уильиче и Уильиче. язык , поскольку для общения с Чоносом использовался [ 3 ]

Внешний вид

[ редактировать ]

Вместе с другими народами западной Патагонии, плавающими на каноэ, народ чоно разделял физические особенности низкого роста, длинноголовости ( долихоцефалии) и «низкого лица». [ 4 ] По мнению Роберта Фитцроя , который видел народ чоно в 1830-х годах, они были более мускулистыми и имели более красивую внешность по сравнению с плывущими на каноэ южнее. [ 5 ] Альберто Ачаказ Валакиал , сам житель Кавескара, родившийся примерно в 1929 году, сказал, что люди Чоно были выше ростом и имели более темную кожу, чем его люди. Он также добавил, что их носы и лица были длиннее. [ 6 ]

Исследование костей Чоно показало, что они были склонны к проблемам с суставами , инфекционным заболеваниям и, в некоторых случаях, к травматическим повреждениям . Эти заболевания были связаны с их образом жизни. [ 7 ]

Приблизительная степень распространения коренных культур в Чили на момент прибытия испанцев. Пикунче , мапуче, Уильиче и Кунко являются частью макроэтнической группы мапуче.

Доиспанская эпоха

[ редактировать ]

Ученый Альберто Тривера считает, что не существует преемственности между человеческой культурой, наблюдаемой в археологических раскопках Монте-Верде , и какой-либо исторической группой. [ 8 ] По мнению археолога Рикардо Э. Латчама, народ чоно вместе с другими кочевниками-мореплавателями может быть остатками более широко распространённых коренных групп, которые были вытеснены на юг в результате «последовательных вторжений» более северных племен. [ 9 ]

Считается, что народ чоно — первые этнически идентифицируемые жители архипелага Чилоэ . [ 10 ] Это привело к предположению, что чоно были людьми, которые оставили после себя большую часть обильных остатков ракушек ( по-испански : conchales ) архипелага Чилоэ, однако это утверждение не подтверждено. [ 4 ] На архипелаге Чилоэ существуют различные топонимы с этимологией Чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был Величе . [ 11 ] Теория, постулированная летописцем Хосе Пересом Гарсией, утверждает, что кункос поселились на острове Чилоэ в доиспанские времена в результате натиска более северных уильичесов, которые, в свою очередь, были вытеснены мапуче . [ 12 ] [ 13 ] Таким образом, некоторые историки считают, что места на севере, такие как побережье Осорно и озеро Льянкиуэ, когда-то находились в пределах ареала кочевничества Чоно. [ 14 ]

Археолог и этнограф Рикардо Э. Латчам основывался на этих представлениях и утверждал, что чоно прибыли на архипелаг Гуайтекас с архипелага Чилоэ после того, как в 13 веке на них вторглись группы культуры мапуче (Уильиче, Кункос и т. д.) с материка. [ 15 ]

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

Народ чоно впервые встретился с европейцами, когда в 1553 году на их земли прибыла военно-морская экспедиция Франсиско де Ульоа . [ 16 ]

В конце 16 - начале 17 веков происходили различные испанские вторжения с целью привести Чоно в испанские владения Чилоэ. [ 17 ] [ 18 ] Эти вторжения превратились в настоящие набеги рабов после указа короля Испании Филиппа III в 1608 году , который узаконил рабство «коренных повстанцев». [ 18 ] Это было злоупотреблением законом, поскольку чоно, в отличие от мапуче, уничтоживших семь испанских городов во время восстания 1598–1604 годов, никогда не восставали. [ 18 ] Народ чоно был не единственным, кто пострадал от набегов рабов, организованных испанцами из Чилоэ; то же самое сделали и уилличе из Вальдивии, Осорно и коренные народы из озера Науэль-Уапи через Анды. [ 18 ] Некоторые рабы Чоно, возможно, были вывезены на север, в испанские поселения в Центральном Чили. [ 19 ] который стал плавильным котлом для изгнанных коренных народов. [ 20 ] Испанцы не только получили народ чоно в качестве рабов во время набегов, но и от других людей чоно, которые продали своих людей. [ 19 ] В то время как некоторые люди Чоно были превращены в полных рабов, другие оказались в энкомьенда . системе рабства [ 21 ]

Интерес Испании к землям Чоно, похоже, снизился после экспедиции Антонио де Веа 1675 года . [ 22 ] Тем не менее, в 1710 году большая группа Чоно добровольно прибыла в испанское поселение Кальбуко, спасаясь от внутренних конфликтов. Испанцы решили поселить эту группу на острове Гуар . [ 22 ]

Интерес к землям Чоно вновь возник в 1740-х годах, когда испанцы узнали о крушении британского военного корабля HMS Wager на острове Вейгер в западной Патагонии. [ 22 ] В результате корсарской и пиратской угрозы испанским властям было приказано обезлюдить архипелаги Чоно и Гуайтека, чтобы лишить своих врагов какой-либо возможной поддержки со стороны коренного населения. [ 11 ] Затем это привело к переселению населения на архипелаг Чилоэ на севере, в то время как некоторые чоно двинулись к югу от полуострова Тайтао , фактически опустошив территорию. [ 11 ] Чоно в Чилоэ в конечном итоге были поглощены местными метисами и коренным населением Уилличе . [ 11 ]

Чоно служил морскими лоцманами во многих экспедициях, предпринятых испанцами на Патагонские архипелаги. [ 23 ] отмечали Тем не менее, некоторые испанцы, такие как Хосе де Мораледа-и-Монтеро, , что Чоно не всегда говорили правду и иногда вводили мореплавателей в заблуждение. [ 23 ] Действительно, чоно настолько эффективно удерживало испанских исследователей от озера Президенте-Риос , что официально оно стало известно чилийцам только в 1945 году. [ 23 ] [ А ]

Из-за своей близости к испанским поселениям в Чилоэ, чоно были народом Патагонии, плававшим на каноэ и имевшим наиболее интенсивные контакты с испанцами. [ 25 ] Неофициальные данные показывают, что чоно все больше интегрировались в испанскую культуру на протяжении 17 и 18 веков. [ 25 ] Например, Кристобаль Талькапиллан , давший интервью испанским властям в 1670-х годах, понимал разницу между испанцами и англичанами. [ 25 ] В 1740-х годах Мартин Оллета смог понять важность обломков HMS Wager и получил от этого выгоду, передав выживших испанским властям, сохранив при этом ценные металлические предметы, полученные в результате крушения. [ 25 ] Владение испанским языком у Чоно во главе с Мартином Оллетой было достаточно хорошим, чтобы общаться с испаноязычным хирургом британской партии. [ 25 ]

Чоно в значительной степени исчезли из исторических источников после 18 века, но спорадические упоминания остались. [ 3 ] Томас Бриджес сообщил, что встретил Чоноса в конце 19 века. [ 3 ] Альберто Ачаказ Валакиал , сам житель Кавескара, родившийся примерно в 1929 году, утверждал, что встретил Чоноса в молодости. [ 3 ] Писатель Бенхамин Суберказо посетил полуостров Тайтао в 1946 году и сообщил, что видел шаги и свежие человеческие фекалии, которые, по его мнению, указывали на то, что кочевники Чоно, как известно из исторических источников, все еще существовали. [ 26 ] Рикардо Васкес возглавил экспедицию в 2006 году в отдаленные части полуострова Тайтао, отчасти мотивирован возможными признаками того, что Чоно все еще жил там в изоляции. [ 27 ]

В 1743 году члены кабильдо Кастро объяснили , упадок чоно, поселившихся в иезуитских миссиях нехваткой женщин. [ 28 ] Историк Родольфо Урбина Бургос развивает эту мысль и утверждает, что чоно в целом вымерло как самостоятельная группа из-за хронической нехватки женщин. [ 28 ] Урбина Бургос утверждает, что это означало, что Чоно женились на женщинах из числа коренных народов Величе, Кокауэ или Пайо. Таким образом, чоно смешались браки и ассимилировались с коренными культурами Чилоэ, заменив женщин. [ 28 ] Женщины чоно ныряли в холодные воды за моллюсками , и это, возможно, было причиной короткой продолжительности жизни среди них. [ 29 ] Чонос, бежавшие к югу от полуострова Тайтао в 18 веке, возможно, в конечном итоге были поглощены Кавескаром . [ 3 ] [ Б ]

Жители острова Лайтек, который имеет тесные исторические связи с народом Чоно, имеют коренную генетическую примесь, составляющую в среднем 80%. [ 14 ] Неизвестно, в какой степени смешанные потомки Чоно на этом острове сохраняют аспекты культуры Чоно. [ 31 ] Обычай жителей Мелинки брать с собой в путешествие собак, возможно, уходит корнями в традиции Чоно. [ 24 ] [ 32 ]

Культура

[ редактировать ]

В культурном отношении чоно имели много общего с южными мореплавателями, такими как кавескар , однако на чоно также оказывалось влияние мира мапуче. [ 33 ] Такие авторы, как Харб Д. и др. (1998) относят народ чоно к « огнеземельцам » в культурном отношении в отличие от более северных групп мапуче. [ 14 ] Урбина Бургос (2007) упоминает архипелаг Чилоэ как границу между культурой мапуче и культурой «южных народов». [ 30 ]

Предполагаемый язык чоно известен только по местным топонимам и непереведенному катехизису .

Мужчины охотились на морских млекопитающих, особенно на морских львов , а женщины собирали моллюсков и водоросли . Чоно использовали сети и копья для сбора пищи с моря, но дополняли свой улов картофелем и другими растениями из небольших садов. Их целебными местами были пещеры или кожаные сооружения.

У чоно были небольшие дау, с которыми они путешествовали в своих далкасах. [ 34 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что собак использовали для рыбалки, а сами они не были источником пищи в рационе Чоно. [ 34 ]

И народ Чоно, и Кавескарс использовали Pilgerodendron uviferum в качестве дров, а также древесину для весел, весел, лодок и домов. [ 35 ]

Изотопные исследования человеческих костей, найденных на бывшей территории Чоно, позволяют предположить, что чонос придерживались преимущественно морской диеты на протяжении столетий или тысячелетий до тех пор, пока после контакта с испанцами (около 1550 г.), когда наземная пища не стала более важной в диете Чоно. [ 36 ]

Железные предметы высоко ценились чоно и обычно приобретались в испанских поселениях в Чилоэ либо путем торговли, либо воровством. [ 25 ] [ 37 ] В некоторых случаях железо было извлечено из затонувших европейских кораблей. [ 25 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Однако озеро уже было известно мореплавателям из Чилоэ. [ 24 ]
  2. Чарльз Дарвин , посетивший архипелаги Чоно и Гуайтекас в 1830-х годах, считал, что на островах не хватает населения, потому что «католики» превратили индейцев в «католиков и рабов». [ 30 ]
  1. ^ Урбина Бургос 2007, с. 334.
  2. ^ Рейес, Омат; Мендес, Сезар; Сан-Роман, Мануэль; Франсуа, Жан-Пьер (2018). «Землетрясения и прибрежная археология: оценка смещений береговой линии на самом южном побережье Тихого океана (архипелаг Чонос, 43 ° 50 '–46 ° 50' ю.ш., Чили, Южная Америка)». Четвертичный интернационал . 463 : 161–175. Бибкод : 2018QuInt.463..161R . дои : 10.1016/j.quaint.2016.10.001 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Альварес, Рикардо (2002). «Размышления о идентичности популяций каноэ, расположенных между 44° и 48° южной широты, называемых «хонос» » (PDF) . Анналы Института Патагонии (на испанском языке). 30 :79–86 . Проверено 29 декабря 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Триверо Ривера 2005, с. 39.
  5. ^ Триверо Ривера 2005, с. 42.
  6. ^ Триверо Ривера 2005, с. 55.
  7. ^ Спилл Ф., Юджин; Кастро Д., Марио; Родригес, Моника; Окампо Э., Чарльз (2006). «Палеопатология и образ жизни: пример чоноанцев » . Магаллания (на испанском языке). 34 (1): 77–85. дои : 10.4067/S0718-22442006000100005 .
  8. ^ Триверо Ривера 2005, с. 27.
  9. ^ Триверо Ривера 2005, с. 41.
  10. ^ Дочери, Антон. «Архипелаг Чилоэ на юге Чили: изменение идентичности в новой экономике». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии Vol. 21, № 2, июль 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Ибар Брюс, Хорхе (1960). «Очерк индейцев чонос и интерпретация их топонимии» . Анналы Чилийского университета . 117 : 61–70.
  12. ^ Алькаман 1997, с. 32.
  13. ^ Алькаман 1997, с. 33.
  14. ^ Jump up to: а б с «Прибрежные популяции Чили: генетические маркеры в четырех местах» . Чилийский медицинский журнал . 126 (7). 1998. doi : 10.4067/S0034-98871998000700002 .
  15. ^ Карденас и др . 1991, с. 34
  16. ^ Триверо Ривера 2005, с. 44.
  17. ^ Урбина Бургос 2007, с. 327.
  18. ^ Jump up to: а б с д Урбина Бургос 2007, с. 328.
  19. ^ Jump up to: а б Урбина Бургос 2007, с. 329.
  20. ^ Контрерас Крусес, Хьюго (2016). «Местные миграции и поселения коренных народов на испанских ранчо в центральном Чили, 1580-1650» . История (на испанском языке). 49 (1): 87–110. дои : 10.4067/S0717-71942016000100004 .
  21. ^ Урбина Бургос 2007, с. 330.
  22. ^ Jump up to: а б с Урбина Карраско, Мария Химена (2010). «Навигация по южным каналам на островах Западной Патагонии в колониальные века: Маршрут перешейка Офки» . Магаллания (на испанском языке). 38 (2): 41–67. дои : 10.4067/S0718-22442010000200003 .
  23. ^ Jump up to: а б с Васкес Кабальеро, Рикардо Фелипе. «Аау, секрет чоно» (PDF) (на испанском языке) . Проверено 24 января 2019 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  24. ^ Jump up to: а б Альварес А., Рикардо; Наварро П., Магдалена; Сааведра Г., Гонсало; Доносо К., Кристиан (2015). «Исследовательские ссылки на озеро Президенте-Риос для маршрутов вокруг перешейка Офки, полуостров Тайтао, регион Айсен , Чили]. Магаллания (на испанском языке). 43 (1): 91–101. дои : 10.4067/S0718-22442015000100006 . Проверено 21 декабря 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г Урбина Карраско, Химена (2016). : Педро и Франсиско Делько, Игнасио и «Взаимодействие между испанцами Чилоэ и Чонос в XVII и XVII веках Кристобаль Талькапиллан и Мартин Оллета] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 48 (1): 103–114. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2020 г. Проверено 21 декабря 2019 г.
  26. ^ Урбина Бургос 2007, с. 326.
  27. ^ Бабуль Гише, Франциска (3 сентября 2006 г.). «ХОНОС: Искатели приключений после исчезнувшего этноса. Они останутся в неизведанных районах полуострова Тайтао» Меркурий (на испанском языке).
  28. ^ Jump up to: а б с Урбина Бургос 2007, с. 344.
  29. ^ Урбина Бургос 2007, с. 335.
  30. ^ Jump up to: а б Урбина Бургос 2007, с. 325.
  31. ^ Урбина Бургос 2007, с. 346.
  32. ^ Альварес, Р. и Наварро, М. (2008). Отчеты о сборе этнографической информации о традиционном использовании прибрежной провинции Чилоэ (регион Лос-Лагос) и коммуны Лас-Гуайтекас (регион Айсен). Вальдивия: НПО Centro Ballena Azul, Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  33. ^ Триверо Ривера 2005, с. 36.
  34. ^ Jump up to: а б Гонсалес Венанци, Лусио; Хуан Превости, Франциско; Святой Роман, Мануэль; Рейес, Омар (2021). «Собака из Лос-Чоноса: первая доиспанская находка в западной Патагонии (от ~ 43 до 47 ° ю.ш., Чили)». Международный журнал остеоархеологии . дои : 10.1002/oa.3021 .
  35. ^ Молине, Карлос; Солари, Мария Евгения; Диас, Мануэль; Мартикорена, Франциска; Диас, Патрисио А.; Наварро, Магдалена; Никличек, Эдвин (2018). «Фрагменты экологической истории северной Патагонии, системы фьордов и каналов, Южное Чили: два столетия эксплуатации» . Магаллания (на испанском языке). 46 (2): 107–128. дои : 10.4067/s0718-22442018000200107 .
  36. ^ Рейес, Омар; Тессоне, Аугусто; Сан-Роман, Мануэль; Мендес, Сезар (2019). «Диета и стабильные изотопы морских охотников-собирателей в западных каналах Патагонии, Чили». Латиноамериканская античность (на испанском языке). 30 (3): 1–19. дои : 10.1017/laq.2019.40 . S2CID   201435471 .
  37. ^ Урбина Бургос 2007, с. ?.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b497237473587555c0220c39768ff6ac__1720205340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/ac/b497237473587555c0220c39768ff6ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chono people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)