Люди Чоно
Реконструкция далки , лодки народа Чоно. | |
Общая численность населения | |
---|---|
вымерший | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Язык чоно ? | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, обращенная в католицизм, в конечном итоге ассимилировалась в Чилоэ и Кальбуко. | |
Родственные этнические группы | |
Пайос ? Кавескар ? |
Чоно или Гуайтеко [ 1 ] были кочевым коренным народом или группой народов архипелагов Чилоэ , Гуайтекас и Чонос .
Народ чоно жил как охотники-собиратели, путешествуя на каноэ. [ 2 ]
Большая часть того, что известно из испанских источников о Чоносе, отфильтровано мировоззрением Уильиче Уильиче и Уильиче. язык , поскольку для общения с Чоносом использовался [ 3 ]
Внешний вид
[ редактировать ]Вместе с другими народами западной Патагонии, плавающими на каноэ, народ чоно разделял физические особенности низкого роста, длинноголовости ( долихоцефалии) и «низкого лица». [ 4 ] По мнению Роберта Фитцроя , который видел народ чоно в 1830-х годах, они были более мускулистыми и имели более красивую внешность по сравнению с плывущими на каноэ южнее. [ 5 ] Альберто Ачаказ Валакиал , сам житель Кавескара, родившийся примерно в 1929 году, сказал, что люди Чоно были выше ростом и имели более темную кожу, чем его люди. Он также добавил, что их носы и лица были длиннее. [ 6 ]
Исследование костей Чоно показало, что они были склонны к проблемам с суставами , инфекционным заболеваниям и, в некоторых случаях, к травматическим повреждениям . Эти заболевания были связаны с их образом жизни. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Доиспанская эпоха
[ редактировать ]Ученый Альберто Тривера считает, что не существует преемственности между человеческой культурой, наблюдаемой в археологических раскопках Монте-Верде , и какой-либо исторической группой. [ 8 ] По мнению археолога Рикардо Э. Латчама, народ чоно вместе с другими кочевниками-мореплавателями может быть остатками более широко распространённых коренных групп, которые были вытеснены на юг в результате «последовательных вторжений» более северных племен. [ 9 ]
Считается, что народ чоно — первые этнически идентифицируемые жители архипелага Чилоэ . [ 10 ] Это привело к предположению, что чоно были людьми, которые оставили после себя большую часть обильных остатков ракушек ( по-испански : conchales ) архипелага Чилоэ, однако это утверждение не подтверждено. [ 4 ] На архипелаге Чилоэ существуют различные топонимы с этимологией Чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был Величе . [ 11 ] Теория, постулированная летописцем Хосе Пересом Гарсией, утверждает, что кункос поселились на острове Чилоэ в доиспанские времена в результате натиска более северных уильичесов, которые, в свою очередь, были вытеснены мапуче . [ 12 ] [ 13 ] Таким образом, некоторые историки считают, что места на севере, такие как побережье Осорно и озеро Льянкиуэ, когда-то находились в пределах ареала кочевничества Чоно. [ 14 ]
Археолог и этнограф Рикардо Э. Латчам основывался на этих представлениях и утверждал, что чоно прибыли на архипелаг Гуайтекас с архипелага Чилоэ после того, как в 13 веке на них вторглись группы культуры мапуче (Уильиче, Кункос и т. д.) с материка. [ 15 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Народ чоно впервые встретился с европейцами, когда в 1553 году на их земли прибыла военно-морская экспедиция Франсиско де Ульоа . [ 16 ]
В конце 16 - начале 17 веков происходили различные испанские вторжения с целью привести Чоно в испанские владения Чилоэ. [ 17 ] [ 18 ] Эти вторжения превратились в настоящие набеги рабов после указа короля Испании Филиппа III в 1608 году , который узаконил рабство «коренных повстанцев». [ 18 ] Это было злоупотреблением законом, поскольку чоно, в отличие от мапуче, уничтоживших семь испанских городов во время восстания 1598–1604 годов, никогда не восставали. [ 18 ] Народ чоно был не единственным, кто пострадал от набегов рабов, организованных испанцами из Чилоэ; то же самое сделали и уилличе из Вальдивии, Осорно и коренные народы из озера Науэль-Уапи через Анды. [ 18 ] Некоторые рабы Чоно, возможно, были вывезены на север, в испанские поселения в Центральном Чили. [ 19 ] который стал плавильным котлом для изгнанных коренных народов. [ 20 ] Испанцы не только получили народ чоно в качестве рабов во время набегов, но и от других людей чоно, которые продали своих людей. [ 19 ] В то время как некоторые люди Чоно были превращены в полных рабов, другие оказались в энкомьенда . системе рабства [ 21 ]
Интерес Испании к землям Чоно, похоже, снизился после экспедиции Антонио де Веа 1675 года . [ 22 ] Тем не менее, в 1710 году большая группа Чоно добровольно прибыла в испанское поселение Кальбуко, спасаясь от внутренних конфликтов. Испанцы решили поселить эту группу на острове Гуар . [ 22 ]
Интерес к землям Чоно вновь возник в 1740-х годах, когда испанцы узнали о крушении британского военного корабля HMS Wager на острове Вейгер в западной Патагонии. [ 22 ] В результате корсарской и пиратской угрозы испанским властям было приказано обезлюдить архипелаги Чоно и Гуайтека, чтобы лишить своих врагов какой-либо возможной поддержки со стороны коренного населения. [ 11 ] Затем это привело к переселению населения на архипелаг Чилоэ на севере, в то время как некоторые чоно двинулись к югу от полуострова Тайтао , фактически опустошив территорию. [ 11 ] Чоно в Чилоэ в конечном итоге были поглощены местными метисами и коренным населением Уилличе . [ 11 ]
Чоно служил морскими лоцманами во многих экспедициях, предпринятых испанцами на Патагонские архипелаги. [ 23 ] отмечали Тем не менее, некоторые испанцы, такие как Хосе де Мораледа-и-Монтеро, , что Чоно не всегда говорили правду и иногда вводили мореплавателей в заблуждение. [ 23 ] Действительно, чоно настолько эффективно удерживало испанских исследователей от озера Президенте-Риос , что официально оно стало известно чилийцам только в 1945 году. [ 23 ] [ А ]
Из-за своей близости к испанским поселениям в Чилоэ, чоно были народом Патагонии, плававшим на каноэ и имевшим наиболее интенсивные контакты с испанцами. [ 25 ] Неофициальные данные показывают, что чоно все больше интегрировались в испанскую культуру на протяжении 17 и 18 веков. [ 25 ] Например, Кристобаль Талькапиллан , давший интервью испанским властям в 1670-х годах, понимал разницу между испанцами и англичанами. [ 25 ] В 1740-х годах Мартин Оллета смог понять важность обломков HMS Wager и получил от этого выгоду, передав выживших испанским властям, сохранив при этом ценные металлические предметы, полученные в результате крушения. [ 25 ] Владение испанским языком у Чоно во главе с Мартином Оллетой было достаточно хорошим, чтобы общаться с испаноязычным хирургом британской партии. [ 25 ]
Кончина
[ редактировать ]Чоно в значительной степени исчезли из исторических источников после 18 века, но спорадические упоминания остались. [ 3 ] Томас Бриджес сообщил, что встретил Чоноса в конце 19 века. [ 3 ] Альберто Ачаказ Валакиал , сам житель Кавескара, родившийся примерно в 1929 году, утверждал, что встретил Чоноса в молодости. [ 3 ] Писатель Бенхамин Суберказо посетил полуостров Тайтао в 1946 году и сообщил, что видел шаги и свежие человеческие фекалии, которые, по его мнению, указывали на то, что кочевники Чоно, как известно из исторических источников, все еще существовали. [ 26 ] Рикардо Васкес возглавил экспедицию в 2006 году в отдаленные части полуострова Тайтао, отчасти мотивирован возможными признаками того, что Чоно все еще жил там в изоляции. [ 27 ]
В 1743 году члены кабильдо Кастро объяснили , упадок чоно, поселившихся в иезуитских миссиях нехваткой женщин. [ 28 ] Историк Родольфо Урбина Бургос развивает эту мысль и утверждает, что чоно в целом вымерло как самостоятельная группа из-за хронической нехватки женщин. [ 28 ] Урбина Бургос утверждает, что это означало, что Чоно женились на женщинах из числа коренных народов Величе, Кокауэ или Пайо. Таким образом, чоно смешались браки и ассимилировались с коренными культурами Чилоэ, заменив женщин. [ 28 ] Женщины чоно ныряли в холодные воды за моллюсками , и это, возможно, было причиной короткой продолжительности жизни среди них. [ 29 ] Чонос, бежавшие к югу от полуострова Тайтао в 18 веке, возможно, в конечном итоге были поглощены Кавескаром . [ 3 ] [ Б ]
Жители острова Лайтек, который имеет тесные исторические связи с народом Чоно, имеют коренную генетическую примесь, составляющую в среднем 80%. [ 14 ] Неизвестно, в какой степени смешанные потомки Чоно на этом острове сохраняют аспекты культуры Чоно. [ 31 ] Обычай жителей Мелинки брать с собой в путешествие собак, возможно, уходит корнями в традиции Чоно. [ 24 ] [ 32 ]
Культура
[ редактировать ]В культурном отношении чоно имели много общего с южными мореплавателями, такими как кавескар , однако на чоно также оказывалось влияние мира мапуче. [ 33 ] Такие авторы, как Харб Д. и др. (1998) относят народ чоно к « огнеземельцам » в культурном отношении в отличие от более северных групп мапуче. [ 14 ] Урбина Бургос (2007) упоминает архипелаг Чилоэ как границу между культурой мапуче и культурой «южных народов». [ 30 ]
Предполагаемый язык чоно известен только по местным топонимам и непереведенному катехизису .
Мужчины охотились на морских млекопитающих, особенно на морских львов , а женщины собирали моллюсков и водоросли . Чоно использовали сети и копья для сбора пищи с моря, но дополняли свой улов картофелем и другими растениями из небольших садов. Их целебными местами были пещеры или кожаные сооружения.
У чоно были небольшие дау, с которыми они путешествовали в своих далкасах. [ 34 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что собак использовали для рыбалки, а сами они не были источником пищи в рационе Чоно. [ 34 ]
И народ Чоно, и Кавескарс использовали Pilgerodendron uviferum в качестве дров, а также древесину для весел, весел, лодок и домов. [ 35 ]
Изотопные исследования человеческих костей, найденных на бывшей территории Чоно, позволяют предположить, что чонос придерживались преимущественно морской диеты на протяжении столетий или тысячелетий до тех пор, пока после контакта с испанцами (около 1550 г.), когда наземная пища не стала более важной в диете Чоно. [ 36 ]
Железные предметы высоко ценились чоно и обычно приобретались в испанских поселениях в Чилоэ либо путем торговли, либо воровством. [ 25 ] [ 37 ] В некоторых случаях железо было извлечено из затонувших европейских кораблей. [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако озеро уже было известно мореплавателям из Чилоэ. [ 24 ]
- ↑ Чарльз Дарвин , посетивший архипелаги Чоно и Гуайтекас в 1830-х годах, считал, что на островах не хватает населения, потому что «католики» превратили индейцев в «католиков и рабов». [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Урбина Бургос 2007, с. 334.
- ^ Рейес, Омат; Мендес, Сезар; Сан-Роман, Мануэль; Франсуа, Жан-Пьер (2018). «Землетрясения и прибрежная археология: оценка смещений береговой линии на самом южном побережье Тихого океана (архипелаг Чонос, 43 ° 50 '–46 ° 50' ю.ш., Чили, Южная Америка)». Четвертичный интернационал . 463 : 161–175. Бибкод : 2018QuInt.463..161R . дои : 10.1016/j.quaint.2016.10.001 .
- ^ Jump up to: а б с д и Альварес, Рикардо (2002). «Размышления о идентичности популяций каноэ, расположенных между 44° и 48° южной широты, называемых «хонос» » (PDF) . Анналы Института Патагонии (на испанском языке). 30 :79–86 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Триверо Ривера 2005, с. 39.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 42.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 55.
- ^ Спилл Ф., Юджин; Кастро Д., Марио; Родригес, Моника; Окампо Э., Чарльз (2006). «Палеопатология и образ жизни: пример чоноанцев » . Магаллания (на испанском языке). 34 (1): 77–85. дои : 10.4067/S0718-22442006000100005 .
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 27.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 41.
- ^ Дочери, Антон. «Архипелаг Чилоэ на юге Чили: изменение идентичности в новой экономике». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии Vol. 21, № 2, июль 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ибар Брюс, Хорхе (1960). «Очерк индейцев чонос и интерпретация их топонимии» . Анналы Чилийского университета . 117 : 61–70.
- ^ Алькаман 1997, с. 32.
- ^ Алькаман 1997, с. 33.
- ^ Jump up to: а б с «Прибрежные популяции Чили: генетические маркеры в четырех местах» . Чилийский медицинский журнал . 126 (7). 1998. doi : 10.4067/S0034-98871998000700002 .
- ^ Карденас и др . 1991, с. 34
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 44.
- ^ Урбина Бургос 2007, с. 327.
- ^ Jump up to: а б с д Урбина Бургос 2007, с. 328.
- ^ Jump up to: а б Урбина Бургос 2007, с. 329.
- ^ Контрерас Крусес, Хьюго (2016). «Местные миграции и поселения коренных народов на испанских ранчо в центральном Чили, 1580-1650» . История (на испанском языке). 49 (1): 87–110. дои : 10.4067/S0717-71942016000100004 .
- ^ Урбина Бургос 2007, с. 330.
- ^ Jump up to: а б с Урбина Карраско, Мария Химена (2010). «Навигация по южным каналам на островах Западной Патагонии в колониальные века: Маршрут перешейка Офки» . Магаллания (на испанском языке). 38 (2): 41–67. дои : 10.4067/S0718-22442010000200003 .
- ^ Jump up to: а б с Васкес Кабальеро, Рикардо Фелипе. «Аау, секрет чоно» (PDF) (на испанском языке) . Проверено 24 января 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Альварес А., Рикардо; Наварро П., Магдалена; Сааведра Г., Гонсало; Доносо К., Кристиан (2015). «Исследовательские ссылки на озеро Президенте-Риос для маршрутов вокруг перешейка Офки, полуостров Тайтао, регион Айсен , Чили]. Магаллания (на испанском языке). 43 (1): 91–101. дои : 10.4067/S0718-22442015000100006 . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Урбина Карраско, Химена (2016). : Педро и Франсиско Делько, Игнасио и «Взаимодействие между испанцами Чилоэ и Чонос в XVII и XVII веках Кристобаль Талькапиллан и Мартин Оллета] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 48 (1): 103–114. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2020 г. Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Урбина Бургос 2007, с. 326.
- ^ Бабуль Гише, Франциска (3 сентября 2006 г.). «ХОНОС: Искатели приключений после исчезнувшего этноса. Они останутся в неизведанных районах полуострова Тайтао» Меркурий (на испанском языке).
- ^ Jump up to: а б с Урбина Бургос 2007, с. 344.
- ^ Урбина Бургос 2007, с. 335.
- ^ Jump up to: а б Урбина Бургос 2007, с. 325.
- ^ Урбина Бургос 2007, с. 346.
- ^ Альварес, Р. и Наварро, М. (2008). Отчеты о сборе этнографической информации о традиционном использовании прибрежной провинции Чилоэ (регион Лос-Лагос) и коммуны Лас-Гуайтекас (регион Айсен). Вальдивия: НПО Centro Ballena Azul, Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 36.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Венанци, Лусио; Хуан Превости, Франциско; Святой Роман, Мануэль; Рейес, Омар (2021). «Собака из Лос-Чоноса: первая доиспанская находка в западной Патагонии (от ~ 43 до 47 ° ю.ш., Чили)». Международный журнал остеоархеологии . дои : 10.1002/oa.3021 .
- ^ Молине, Карлос; Солари, Мария Евгения; Диас, Мануэль; Мартикорена, Франциска; Диас, Патрисио А.; Наварро, Магдалена; Никличек, Эдвин (2018). «Фрагменты экологической истории северной Патагонии, системы фьордов и каналов, Южное Чили: два столетия эксплуатации» . Магаллания (на испанском языке). 46 (2): 107–128. дои : 10.4067/s0718-22442018000200107 .
- ^ Рейес, Омар; Тессоне, Аугусто; Сан-Роман, Мануэль; Мендес, Сезар (2019). «Диета и стабильные изотопы морских охотников-собирателей в западных каналах Патагонии, Чили». Латиноамериканская античность (на испанском языке). 30 (3): 1–19. дои : 10.1017/laq.2019.40 . S2CID 201435471 .
- ^ Урбина Бургос 2007, с. ?.
Библиография
[ редактировать ]- Алькаман, Эухенио (1997). «Мапуче-Уилличе северного Футауиллимапу: колониальная экспансия, внутренние войны и политические союзы (1750-1792)» (PDF) . Revista de Historia Indígena (на испанском языке) (2): 29–76. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 г.
- «Самые старые американцы» , Джордж Вебер, 6 мая 2007 г.
- Карденас А., Ренато ; Монтьель Вера, Данте; Грейс Холл, Кэтрин (1991). Чоно и величе Чилоэ (PDF) (на испанском языке). Сантьяго де Чили: Олимфо.
- Триверо Ривера, Альберто (2005). Первые поселенцы Чилоэ: Происхождение горизонта мапуче (на испанском языке). Сюке Мапуфёрлагет. ISBN 91-89629-28-0 .
- Урбина Бургос, Родольфо (2007). «Люди Чоно: от бродяг и язычников до христиан смешанной расы и оседлых людей» (PDF) . Orbis incognitvs: уведомления и наследие Нового Света (на испанском языке). Уэльва: Университет Уэльвы. стр. 325–346. ISBN 9788496826243 .