Огнеземельцы
Огнеземельцы — коренные жители Огненной Земли , на южной оконечности Южной Америки . Название было приписано капитану Джеймсу Уэдделлу , который предположительно создал этот термин в 1822 году. [1]
Коренные огнеземельцы принадлежали к нескольким различным племенам, включая:
- Селк'нам , также известный как Она или Онаво
- Хауш , также известный как Манек'енк
- Яган , также известный как Яган, Яган, Ямана, Ямана или Текеника.
- Кавескар , также известный как Алакалуфе, Кавескар, Алакалуф или Халаквулуп.
Все эти племена, за исключением селькнамов, жили исключительно в прибрежных районах и имели свои языки. Яган и Кавескар путешествовали на берестяных каноэ вокруг островов архипелага, а береговой обитатель Хауш - нет. Селькнамы жили во внутренней части острова Гранде-де-Огненная Земля и были исключительно наземными охотниками-собирателями, которые охотились на наземную дичь, такую как гуанако , лисы, туко-туко и горные гнездящиеся птицы, а также на прибрежную рыбу и моллюсков. [2] Огнеземельцы говорили на нескольких различных языках: и язык Кавескар , и язык Яган считаются изолированными языками , в то время как селькнам и хауш говорили на языках Чон, как и Теуэльче на материке.
Этноним
[ редактировать ]Название «Огненная Земля» может относиться к тому факту, что и Селкнам, и Яган вели костры перед своими хижинами (или в хижине). Во времена Магеллана огнеземельцев было больше, а свет и дым их костров представляли собой впечатляющее зрелище, если смотреть с корабля или другого острова. [3] Яган также использовал огонь для отправки сообщений с помощью дымовых сигналов , например, если кит вылетел на берег. [4] Большое количество мяса требовало оповещения многих людей, чтобы оно не разложилось. [5] Возможно, они и в других случаях использовали дымовые сигналы, но вполне возможно, что Магеллан видел дым или свет природных явлений. [6]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Наряду с перикуэсами Нижней Калифорнии, огнеземельцы и патагонцы демонстрируют наиболее убедительные доказательства частичного происхождения от палеоамериканская линия, [7] предполагаемая ранняя волна миграции в Америку, происходящая от австрало-меланезийского населения, в отличие от основного индейского населения Америки сибирского (смешанного древнего североевразийского и палео-восточноазиатского ) происхождения. [8] [9] Дополнительную достоверность этой идее придают исследования, предполагающие существование этнически обособленного населения в других частях Южной Америки. [10] [11] По мнению археолога Рикардо Э. Латчама, кочевники-мореплаватели Патагонии ( Чоно , Кавескар, Яхган) могут быть остатками более широко распространённых коренных групп, которые были вытеснены на юг «последовательными вторжениями» более северных племен. [12]
Предположения об альтернативном происхождении
[ редактировать ]Однако эти предыдущие утверждения были опровергнуты многочисленными генетическими и антропологическими исследованиями, такими как одно исследование, опубликованное в журнале Nature в 2018 году, в котором был сделан вывод, что все коренные американцы произошли от одной основной популяции, которая первоначально отделилась от жителей Восточной Азии c. 36000 г. до н. э., при этом поток генов между предками коренных американцев и сибиряками сохранялся до ок. 25 000 г. до н. э., прежде чем оказаться изолированным в Америке ок . 22000 г. до н.э. Субпопуляции северных и южных индейцев отделились друг от друга примерно в 1990 году. 17500 г. до н.э. Есть также некоторые свидетельства обратной миграции из Америки в Сибирь после ок. 11500 г. до н.э. [13] [14] Другое исследование, опубликованное в журнале Nature в 2021 году, в котором было проанализировано большое количество древних геномов, аналогичным образом пришло к выводу, что все коренные американцы произошли от перемещения людей из Северо-Восточной Азии в Америку. Эти предки американцев, когда-то находившиеся к югу от континентальных ледниковых щитов, быстро распространились и расширились, разделившись на множество групп, которые позже дали начало основным подгруппам индейского населения. Исследование также отвергло существование гипотетического отдельного неиндейского населения (предположительно связанного с коренными австралийцами и папуасами), которое иногда называют «палеоамериканским». Авторы объяснили, что эти предыдущие утверждения были основаны на неверно истолкованном генетическом эхо, которое, как выяснилось, представляет собой ранний восточно-евразийский поток генов (близкий, но отличный от старой линии Тяньюань, существовавшей в 40 000 г. до н. э.) среди аборигенов Австралии и папуасов. [15] [16]
Европейский контакт
[ редактировать ]Когда чилийцы и аргентинцы европейского происхождения изучали острова, вторглись и поселились на них в середине 19 века, они принесли с собой такие болезни, как корь и оспа , к которым у огнеземельцев не было иммунитета. Население Огнеземелья было опустошено болезнями, и их число сократилось с нескольких тысяч в 19 веке до сотен в 20 веке. [19] В 1876 году серьезная эпидемия оспы уничтожила огнеземельцев. [20] Между 1881 и 1883 годами население Ягана сократилось примерно с 3000 до всего лишь 1000 из-за кори и оспы. [21]
Еще в 1878 году европейцы в Пунта-Аренасе, ищущие дополнительные пастбища для овец, вели переговоры о приобретении больших участков земли на острове Гранде-де-Огненная Земля у чилийского правительства незадолго до установления там суверенитета Аргентины и Чили. [20]
К 1876 году христианские миссионеры заявили, что обратили в веру весь народ Яган. [20]
11 мая 1830 года четверо Ягганов были перевезены в Англию на шхуне «Аллен Гардинер» , представлены суду и прожили там несколько лет, прежде чем были возвращены трое, в том числе Фуэгия Баскет и Джемми Баттон . Четвертый умер от оспы. [22]
Исследовательская экспедиция Соединенных Штатов вступила в контакт с огнеземельцами в 1839 году. Один из членов экспедиции назвал огнеземельцев «величайшими мимиками, которых я когда-либо видел». [23]
Селкнамский геноцид
[ редактировать ]был Геноцид в Селькнаме санкционирован и проведен эстансиеро , который в период с 1884 по 1900 год привел к резкому сокращению коренного населения. [20] Крупные компании платили овцеводам или ополченцам награду за каждого убитого селькнама, что подтверждалось предъявлением пары рук или ушей, а позже и целого черепа. За смерть женщины давали больше, чем за смерть мужчины.
Современная история
[ редактировать ]И Селкнам, и Яган были почти уничтожены болезнями, принесенными колонизацией. [2] [24] и, вероятно, стали более уязвимыми для болезней из-за исчезновения их основных источников мяса (китов и тюленей) из-за действий европейского и американского флотов. [2]
Культура
[ редактировать ]Принципиальные различия в языке, среде обитания и методах адаптации не способствовали контактам, хотя восточные группы Ягана имели обменные контакты с селькнамами. [25]
Материальная культура
[ редактировать ]«Археологические исследования показывают преобладание морских организаций охотников-собирателей на протяжении всей оккупации региона (6400 г. до н.э. - 19 век)». [26] Хотя все огнеземельцы были охотниками-собирателями , [27] их материальная культура не была однородной: большой остров и архипелаг сделали возможными две разные адаптации. Некоторые культуры жили на побережье, другие были ориентированы на суше. [28] [29] Ни один из них не был ограничен Огненной Землей:
- Берег давал рыбу, морских птиц, выдр, тюленей, [2] моллюски зимой [30] а иногда и киты. [26] [31] Таким образом Яганы получали пропитание. Кавескар (живущий в Магеллановом проливе и на некоторых островах) и Чоно (живущий севернее, на чилийских побережьях и архипелагах) были похожи. [28] [29] Большинство китов оказались на мели, но произошел китобойный промысел. [32]
- Сельк'нам жил на внутренней равнине большого острова Огненная Земля. [33] охотничьи стада гуанако . [28] [29] Материальная культура имела некоторое сходство с культурой техуэльче (также связанных лингвистически) , живущих за пределами Огненной Земли на южных равнинах Аргентины. [28] [34]
Все огнеземельские племена вели кочевой образ жизни и не имели постоянных убежищ. Сельк'намы, охотившиеся на гуанако, строили свои хижины из кольев, сухих палок и кожи. Они разбили лагерь, взяли с собой свои вещи и бродили в поисках возможностей для охоты и собирательства. Прибрежные Яхган и Кавескар также сменили места стоянки, путешествуя на берестяных каноэ. [35]
Пол
[ редактировать ]И в племенах Селкнам, и в племенах Яхган существует поверье, что в древние времена женщины правили мужчинами. [36] Яган приписывает нынешнюю ситуацию успешному восстанию людей. В обоих племенах существует множество фестивалей, связанных с этой верой. [37] [38]
Селк'нам по отцовской линии и составное групповое общество Яхган очень по-разному реагировали на европейцев, и было высказано предположение, что это произошло из-за этих аспектов их культурной структуры. [2]
Язык
[ редактировать ]Все языки, на которых говорят огнеземельцы, вымерли, за исключением кавэскарского . Язык селькнам был родственен языку теуэльче и принадлежал к чон семье языков . В языке она было более 30 000 слов. [39]
Мифология
[ редактировать ]Есть некоторые соответствия или предполагаемые заимствования между мифологиями Ягана и Селкнама . [25] Колибри была животным , почитаемым яганами, а в мифе о сотворении Тайинь, объясняющем создание водной системы архипелага, герой культуры «Тайинь» изображается в облике колибри. [40] В мифе о Ягане «Лис-эгоист» колибри выступает в роли помощника и он имеет некоторое сходство с мифом Тайин о Селкнаме. [41] Подобные замечания применимы и к мифу о большом альбатросе : он имеет одинаковые варианты для обоих племен. [42] Вот некоторые примеры мифов, имеющих общие или схожие версии в обоих племенах:
- миф о морском льве и его [человеческой] жене; [43]
- миф о происхождении смерти. [44]
По крайней мере, у трёх огнеземельских племен существовали мифы о культурных героях . [45] У Ягана есть дуалистические мифы о двух братьях йолоках ( IPA: [джоалокс] ). Они выступают в роли героев культуры, а иногда находятся в антагонистическом отношении друг к другу, вводя противоположные законы. Их фигуры можно сравнить с братьями Селкнам Кваньип. [36] В целом наличие дуалистических мифов в двух сравниваемых культурах не обязательно предполагает родство или диффузию . [46]
В некоторых мифах также фигурируют шаманоподобные фигуры, схожие с племенами Яган и Селкнам. [47]
Обильная и питательная патагонская морская собачка ( Eleginops maclovinus ), очевидно, не употреблялась в пищу, и наскальные рисунки предполагают, что она могла иметь некоторое религиозное значение. [48]
Шаманизм
[ редактировать ]И в Селькнаме, и в Ягане были люди, исполнявшие роли шаманов .Селькнамы поверили своему ксону ( IPA: [xon] ) иметь сверхъестественные способности, например, управлять погодой. [49] [50] и исцелиться. [51] Фигура Ксона фигурировала и в мифах. [52] Яхган екамуш ( [jekamuʃ] ) [53] соответствует селкнамскому xon . [47]
И в племенах Яган, и в племенах Селкнам ходят мифы о шамане, использующем свою силу, проявленную в образе кита. В обоих примерах шаман «мечтал», добиваясь этого. [54] [55] Например, тело селькнамского ксона лежало нетронутым, пока считалось, что он путешествовал и совершал чудесные дела (например, отомстил целой группе народов). [42] Яган екамуш совершал аналогичные достижения во сне: он убил кита и отвел труп в произвольные места, а также превратился в кита. [55] В другом селькнамском мифе ксон мог использовать свою силу также для транспортировки китового мяса . Он мог использовать эту возможность с больших расстояний и видеть все, что происходило во время транспортировки. [56]
См. также
[ редактировать ]- Селкнамский геноцид
- Энн Чепмен
- Огнеземельские языки
- Генетика коренных индейцев
- Томас Бриджес
- Юлиус Поппер
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Жители Терра-дель-Фуэги в Саду Акклиматизации» . Наука . 2 : 514–516. 29 октября 1881 года . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стюарт, Дэвид Э. (2014). Корделл, Линда С.; Беккерман, Стивен (ред.). Универсальность родства: эссе, представленные Гарри В. Бейсхарту . стр. 269–284. ISBN 978-1-4832-6720-3 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Иц 1979 : 97
- ^ Победа 1966 : 137–139, 186.
- ^ Иц 1979 : 109
- ^ Патагонское каноэ . Выдержки из следующей книги. Э. Лукас Бриджес: Крайняя часть Земли. Индейцы Огненной Земли. 1949 г., переиздано Dover Publications, Inc (Нью-Йорк, 1988 г.).
- ^ Гонсалес-Хосе, Р. и др., «Краниометрические доказательства выживания палеоамериканцев в Нижней Калифорнии», Nature vol. 425 (2003), 62–65.«Текущий вопрос о заселении Америки связан с отсутствием морфологического сходства между человеческими останками раннего голоцена (палеоамериканцами) и современными группами индейцев, а также со степенью вклада первых в генофонд вторых. Для объяснения такого явления используется происхождение палеоамериканцев и американских индейцев. Согласно этой гипотезе, происхождение палеоамериканцев должно быть прослежено до общего предка палеоамериканцев и австралийцев, который вышел откуда-то из южной Азии и прибыл на австралийский континент и в Америку. примерно за 40 000 и 12 000 лет назад соответственно. Большинство современных американских индейцев считаются частью второй, морфологически дифференцированной миграции [...] Главный координатный график, полученный с использованием матрицы.минимальные генетические дистанции (рис. 1а) показали, что BCS [серия Нижней Калифорнии] была близка ксвязаны с палеоамериканцами, тогда как популяции Патагонии и Огненной Земли занимают промежуточное положение между классическими индейцами и/или аборигенами Восточной Азии и палеоамериканцами».
- ^ Гэмбл, Клайв (сентябрь 1992 г.). «Археология, история и самые дальние уголки земли – Тасмания, Огненная Земля и мыс» . Античность . 66 (252): 712–720. дои : 10.1017/s0003598x00039429 . S2CID 163651146 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Первые американцы были австралийцами» . Новости Би-би-си . 26 августа 1999 г. Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Невес, Вашингтон; Проус А; Гонсалес-Хосе Р.; Кипнис Р; Пауэлл Дж. «Останки человеческих скелетов раннего голоцена из Сантана-ду-Риашу, Бразилия: значение для заселения Нового Света». Дж. Хум Эвол (июль 2003 г., 45 (1): 19–42).
- ^ «Огнеземельская и патагонская генетика - и заселение Америки». Архивировано 5 мая 2013 г. в Wayback Machine , Джордж Вебер.
- ^ Триверо Ривера, Альберто (2005). Первые поселенцы Чилоэ: генезис горизонта мапуче (на испанском языке). Сюке Мапуфёрлагет. п. 41. ИСБН 91-89629-28-0 .
- ^ Морено-Майяр, Дж. Виктор; Поттер, Бен А.; Виннер, Лассе; Штайнрюкен, Матиас; Расмуссен, Саймон; Терхорст, Джонатан; Камм, Джон А.; Альбрехцен, Андерс; Маласпинас, Анна-Сапфо; Сикора, Мартин; Ройтер, Джошуа Д. (январь 2018 г.). «Геном Аляски терминального плейстоцена обнаруживает первую популяцию коренных американцев» . Природа . 553 (7687): 203–207. дои : 10.1038/nature25173 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 29323294 . S2CID 4454580 .
Используя демографическое моделирование, мы пришли к выводу, что древнее население Берингии и предки других коренных американцев произошли от единой популяции-основателя, которая первоначально отделилась от жителей Восточной Азии около 36 ± 1,5 тыс. лет назад, при этом поток генов сохранялся примерно до 25 ± 1,1 тыс. лет назад.
- ^ Пост, Козимо; Накацука, Натан; Лазаридис, Иосиф; Скоглунд, Понт; Маллик, Свапан; Ламнидис, Тисей К.; Роланд, Надин; Нэгеле, Катрин; Адамски, Николь; Бертолини, Эмили; Брумандхошбахт, Насрин (15 ноября 2018 г.). «Реконструкция глубокой истории населения Центральной и Южной Америки» . Клетка . 175 (5): 1185–1197.e22. дои : 10.1016/j.cell.2018.10.027 . ISSN 0092-8674 . ПМК 6327247 . ПМИД 30415837 .
Цитата 1: Генетические исследования плейстоценового населения Америки были сосредоточены на времени и количестве миграций из Сибири в Северную Америку. Они показывают, что предки коренных американцев (NA) отделились от сибиряков и аборигенов Восточной Азии ~23 000 лет (~23 тыс. лет назад) и что раскол внутри этой предковой линии между более поздними NA и древними берингийцами (AB) произошел ~21 тыс. лет назад. Впоследствии NA разделились на северную NA (NNA) и южную NA (SNA) ветви около 15,5 тыс. лет назад, причем раскол, как предполагается, произошел к югу от восточной Берингии (современная Аляска и западная территория Юкона). Цитата 2: Наше обнаружение отсутствия избыточного общего аллеля с популяциями, не принадлежащими к коренным народам Америки, в древних образцах также поразительно, поскольку многие из этих людей, включая жителей Лапа-ду-Санту, имеют «палеоамериканскую» морфологию черепа, которая, как предполагается, является доказательством распространения субструктурированной популяции по крайней мере двух разных индейских исходных популяций из Азии в Америку (фон Крамон-Таубадель и др., 2017). Наш вывод о том, что люди раннего голоцена с такой морфологией согласуются с тем, что все их предки произошли от той же однородной предковой популяции, что и другие коренные американцы, расширяет выводы Рагхавана и др., 2015, которые пришли к аналогичному выводу после анализа коренных американцев, предположительно имеющих Палеоамериканская морфология, жившая в последнем тысячелетии.
- ^ Виллерслев, Эске; Мельцер, Дэвид Дж. (июнь 2021 г.). «Заселение Америки по данным древней геномики» . Природа . 594 (7863): 356–364. дои : 10.1038/s41586-021-03499-y . ISSN 1476-4687 . ПМИД 34135521 . S2CID 235460793 .
Теперь очевидно, что первоначальное расселение было связано с перемещением из Северо-Восточной Азии. Первые народы, когда-то поселившиеся к югу от континентальных ледниковых щитов, широко распространились, быстро размножились и разветвились на многочисленные популяции. Их потомки – в течение следующих пятнадцати тысячелетий – испытали различную степень изоляции, смешения, преемственности и замещения, а их геномы помогают пролить свет на взаимоотношения между основными подгруппами индейского населения. Примечательно, что все древние люди в Америке, за исключением прибывших позднее арктических народов, более тесно связаны с современными коренными американцами, чем с любой другой популяцией в других местах, что бросает вызов утверждению, основанному на анатомических данных, о том, что существовала ранняя , некоренное американское население в Америке. Здесь мы рассматриваем закономерности, выявленные древней геномикой, которые помогают пролить свет на народы прошлого, создавшие археологический ландшафт, и вместе приводят к более глубокому пониманию населения и культурной истории Америки.
- ^ Саркар, Анджали А.; Кандидат наук (18 июня 2021 г.). «Геномы древнего человека раскрывают заселение Америки» . GEN – Новости генной инженерии и биотехнологии . Проверено 15 сентября 2021 г.
Команда обнаружила, что останки в Пещере Духов принадлежат коренным американцам, отвергнув при этом давнюю теорию о том, что группа под названием палеоамериканцы существовала в Северной Америке до коренных американцев.
- ^ Одоне, К. и М.Пальма, «Смерть, изображенная на фотографиях Юлиуса Поппера на Огненной Земле», в Мейсоне и Одоне, ред., 12 взглядов. Культуры Патагонии: 12 просмотров: Очерки патагонских народов (на испанском языке), цит. по Мейсону, Питеру. 2001. Жизнь образов. стр.153
- ^ Рэй, Лесли. 2007. «Язык земли: мапуче в Аргентине и Чили». стр.80
- ^ Последние индейцы Огненной Земли / Первобытный народ вымирает . (Краткая статья на немецком языке под названием «Последние огнеземельцы / Коренной народ вымирает»). Архивировано из оригинала .
- ^ Перейти обратно: а б с д Чепмен, Энн (2010). Встречи европейцев с народом ямана на мысе Горн до и после Дарвина . Кембридж. п. 471. ИСБН 9780521513791 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Кук, Благородный Дэвид (2004). Демографический коллапс: Индийское Перу, 1520–1620 гг . Кембридж. ISBN 9780521523141 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Сноу, Уильям Паркер (2013). Двухлетний круиз по Огненной Земле, Фолклендским островам, Патагонии и по реке Плейт: рассказ о жизни в южных морях . ISBN 9781108062053 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Стэнтон, Уильям (1975). Великая исследовательская экспедиция США . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 104–107 . ISBN 978-0520025578 .
- ^ Иц 1979 : 108,111
- ^ Перейти обратно: а б Победа 1966 : 10
- ^ Перейти обратно: а б Тиволи, Анжелика М.; Занграндо, А. Франциско (2011). «Вариации средств существования и использование ландшафта среди морских охотников-собирателей. Зооархеологический анализ пролива Бигль (Огненная Земля, Аргентина)». Журнал археологической науки . 38 (5): 1148–1156. дои : 10.1016/j.jas.2010.12.018 . hdl : 11336/12688 .
- ^ Победа 1966 : 6–7
- ^ Перейти обратно: а б с д Служба 1973:115
- ^ Перейти обратно: а б с «Вымершие древние общества Огненной Земли» . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 17 апреля 2007 г.
- ^ Колонский (2012). «Изотопный состав кислорода в раковинах блюд из пролива Бигль: значение для сезонных исследований в кучах раковин на Огненной Земле». Журнал археологической науки . 39 (6): 1738–1748. дои : 10.1016/j.jas.2012.01.012 .
- ^ Бриз, Иван; Альварес, Мириан; Зурро, Дебора; Каро, Хорхе. «Встретимся за обедом на Огненной Земле: новый этноархеологический проект» . Античность . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Чепмен, Энн (1982). Драма и власть в охотничьем обществе: Селкнамы Огненной Земли . Архив Кубка. ISBN 9780521238847 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Дэвис, Лесли Б.; Ривз, Брайан ОК (2014). Охотники недавнего прошлого . ISBN 9781317598350 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Победа 1966 : 5
- ^ Победа 1966 : 7
- ^ Перейти обратно: а б Победа 1966 года : 181
- ^ Победа 1966 : 184
- ^ Служба 1973 : 116–117.
- ^ «Повар пытался украсть дело всей жизни Парсона» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 21 мая 1910 года . Проверено 30 мая 2011 г.
- ^ Победа 1966 : 175–176
- ^ Победа 1966 : 183
- ^ Перейти обратно: а б Победа 1966 : 179
- ^ Победа 1966 : 178
- ^ Гусинде 1966 : 182
- ^ Победа 1966 : 71
- ^ Золотарев 1980 :56.
- ^ Перейти обратно: а б Победа 1966 : 186
- ^ Фиоре, Даная; Франциско, Атилио; Занграндо, Дж. (2006). «Раскрашенная рыба, съеденная рыба: художественные и археофаунистические изображения на Огненной Земле, юг Южной Америки». Журнал антропологической археологии . 25 (3): 371–389. дои : 10.1016/j.jaa.2006.01.001 .
- ^ Победа 1966 : 175
- ^ «О культуре индейцев она на Огненной Земле» . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Победа 1966 : 67
- ^ Победа 1966 : 15
- ^ Победа 1966 : 156
- ^ Победа 1966 : 64
- ^ Перейти обратно: а б Победа 1966 : 155
- ^ Победа 1966 : 61
Ссылки
[ редактировать ]- Гусинде, Мартин (1966). Северный ветер – южный ветер. Мифы и сказки индейцев Огненной Земли (на немецком языке). Кассель: Э. Рёт. Название означает: «Северный ветер — южный ветер. Мифы и сказания огнеземельцев».
- Иц, Рудольф (1979). Солнечный камень. Этнографические рассказы (на венгерском языке). Будапешт: Мора Кенивкиадо. Перевод оригинала: Это, Р.Ф. (1974). Камень солнца (in Russian). Ленинград: Издательство «Детская Литература». Title means: “Stone of sun”; chapter means: “The land of burnt-out fires”.
- Сервис, Элман Р. (1973). «Охотники». В службе скорой помощи, доктор медицинских наук Салинс и Эр-Вольф (ред.). Охотники, племена, крестьяне (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Кошут. Содержит перевод оригинала: Сервис, Элман (1966). Охотник . Прентис-Холл.
- Золотарев, А.М. (1980). «Социальная организация и мифы дуалистического творения в Сибири». В Хоппале, Михай (ред.). Сыны Млечного Пути. Исследования верований финно-угорских народов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 29–58. ISBN 978-963-07-2187-5 . Глава означает: «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири»; Название означает: «Сыны Млечного Пути». Исследования верований финно-угорских народов».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ойола-Йемаил, Артур (1999). Раннее природоохранное движение в Аргентине и Служба национальных парков . Универсал-Издательство. ISBN 9781581120981 . Проверено 24 января 2016 г.
- Вайро, Чарльз Питер (2002). Каноэ Ямана: морская традиция аборигенов Огненной Земли ISBN 978-1-879568-90-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео
- Бальмер, Ив (2003–2009). «Огнеземное видео» . Этнологические видеоролики. Живущие или недавно вымершие традиционные племенные группы и их происхождение . Андаманская ассоциация. Архивировано из оригинала 12 июля 2009 г. Проверено 30 мая 2009 г.
- Аудио
- Лола Кепья. Selk'nam (Ona) Chants of Tierra del Fuego, Аргентина (треки транслируются на Napster с аудио компакт-диска)).
- Выдержки из того же материала на Amazon.com
- Библиография, связывающая множество онлайн-документов на разных языках.
- Английский
- Вымершие древние общества Огненной Земли. Архивировано 6 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Индейская страница домашней страницы Museo Maritiomo de Ushuaia.
- немецкий
- Доктор Вильгельм Копперс: Среди индейцев Огненной Земли . Стретчер и Шредер, Штутгарт, 1924 год. (Целая книга онлайн. На немецком языке. Название означает: «Среди огнеземельцев»).
- Последние индейцы Огненной Земли / Первобытный народ вымирает . (Короткая статья на немецком языке под названием «Последние огнеземельцы / Коренной народ вымирает»)
- Огненная Земля - Истории конца света . («Огненная Земля — истории с края света». Ссылочный сборник с небольшими статьями. На немецком языке.)
- erdrand галереи, 9 фото
- испанский
- Космология и шаманизм в Патагонии Беатрис Карбонелл. См. аннотацию на английском языке .
- шаманов Фигуры (Селкнам [хон] , Ямана [джекаму] )
- Об индийской культуре она на Огненной Земле
- Обряды и верования яганов с упоминанием «екамуша»
- (на испанском языке) Космология и шаманизм в Патагонии Беатрис Карбонелл. См. аннотацию на английском языке .