Хауш
![]() Карта, показывающая расположение Хауша в Южной Патагонии. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Аргентина | |
Языки | |
Хауш | |
Религия | |
Традиционная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Селкнам , Теуэльче , Теушен |

Хауш были коренным народом , или Манек'енк жившим на полуострове Митра на острове Гранде-де-Огненная Земля . В культурном и лингвистическом отношении они были связаны с народом селькнамов (также известным как она), который также жил на острове Гранде-де-Огненная Земля, и с народом теуэльче на юге материковой Патагонии .
Имя
[ редактировать ]Хауш — это имя, данное им народом Селкнам , в то время как народ Яган (также известный как Ямана) называл их Италум Она , что означает Восточная Она . [ 1 ] Некоторые авторы утверждают, что их звали Манек'енк или Манек'енкн . [ 2 ] [ 3 ] Однако Мартин Гусинде сообщил, что на языке хауш манек'енкн просто означал людей в целом. [ 4 ] Ферлонг отмечает, что слово «хауш» не имеет значения на языке селькнамов , тогда как «хауш» означает «ламинария» на языке яганов . Поскольку селькнамы, вероятно, встречались с народом яганов в первую очередь на территории хауш, Ферлонг предполагает, что селькнамы заимствовали хауш как название народа из языка яган. [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Большинство авторов полагают, что хауши были первыми людьми, заселившими остров Гранде-де-Огненная Земля. Хауши связаны с селкнамами и теуэльче , и предполагается, что эти три группы произошли от группы-предшественницы в материковой Патагонии. Эти три группы были охотниками, особенно на гуанако , и никогда не пользовались водными транспортными средствами. [ 3 ] [ 6 ]
Поскольку хауши и селкнамы не пользовались водными судами, Магелланов пролив был бы огромным препятствием на пути к острову Гранде-де-Огненная Земля. [ а ] У селькнамов существовала традиция, согласно которой сухопутный мост когда-то соединял остров с материком, но позже рухнул. Лотроп отверг это как геологически неправдоподобное. Ферлонг предположил, что индейцы-каноэ ( люди Яган или Кавескар (Алакалуфе) ) перевезли Хауша и Селкнама через проливы. [ 8 ] [ 5 ]
Территория
[ редактировать ]Хауши, возможно, оккупировали всю Огненную Землю несколько тысяч лет назад, до того, как селькнамы достигли острова. Многие топонимы на территории Селкнама в исторические времена идентифицируются как Хауш. Предполагается, что после перехода с материка селькнамы убили или поглотили большую часть хаушей и вытеснили остатки на полуостров Митра. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 9 ]
Территория Хауша была разделена на две части. Северная подзона, примыкающая к территории Селкнама, простиралась вдоль восточного побережья острова от мыса Сан-Пабло до Калета Фальса в заливе Поликарпо. Южный подрайон простирался от Калета Фальса вокруг восточной оконечности полуострова Митра до залива Слоггетт. Северный подрайон имеет более благоприятные условия для проживания. В южной подзоне, которая в настоящее время практически необитаема, условия более суровые: здесь холоднее, больше дождей, туманов и ветров, чем в северной подзоне. [ 10 ] Ферлонг утверждает, что территория хаушей простиралась от мыса Сан-Пабло до залива Гуд-Саксесс, лишь изредка заходя на запад до залива Слоггетт, и что их основные поселения находились на мысе Сан-Пабло, бухте Поликарпо, бухте Фолс, заливе Тетис, мысе Сан. Диего и Гуд Успех Бэй. [ 11 ]
Хауши были патрилинейными и патрилокальными . Они были разделены как минимум на десять семейных единиц, каждая из которых владела полосой земли, простирающейся от внутренних охотничьих угодий до побережья моря. Нуклеарные семьи (пять или шесть человек) мигрировали индивидуально через территорию своей расширенной семьи, иногда объединяясь с другими нуклеарными семьями. Группы с нескольких территорий собирались для обрядов, обмена подарками и эксплуатации выброшенных на берег китов. [ 6 ] [ 11 ]
Культура
[ редактировать ]Хауши были охотниками-собирателями . Хауши получали большую часть своей пищи из морских источников. Анализ костей из захоронений на острове Гранде-де-Огненная Земля показывает, что доевропейский контакт Селкнам получал большую часть мяса, которое они ели, от гуанако и других наземных животных, в то время как доевропейский контакт Хауш, как и Яхган, получал большую часть мяса они ели из морских источников, включая тюленей и морских львов . [ 12 ] Поскольку гуанако на территории Хауша было относительно мало, они, вероятно, торговали с селькнамами шкурами гуанако. [ 13 ]
Они разделяли многие обычаи со своими соседями селкнамами, например, использовали небольшие луки и стрелы с каменными наконечниками, использовали шкуры животных (гуанако, как и селкнамы, но также и тюленей) для изготовления немногих предметов одежды, которые они использовали. (накидки, покрывала для ног и маленькие «фиговые листочки» для женщин), а также ритуал инициации для юношей мужского пола. [ 14 ] Их языки, принадлежащие к семье Чонан , были похожи, хотя и были взаимопонятны «с трудом». [ 15 ]
Европейский контакт
[ редактировать ]Во время встречи и заселения европейцев хауши населяли дальневосточную оконечность острова на полуострове Митра . Земля к западу от них, все еще на северо-востоке Огненной Земли, была занята селькнамами, родственной языковой и культурной группой, но отдельной. [ 16 ]
Первый контакт между хаушами и европейцами произошел в 1619 году, когда экспедиция Гарсиа де Нодаля достигла восточной оконечности полуострова Митра, в бухте, которую экспедиция назвала Баия Буэн Сучесо (Залив Хорошего Успеха). Там они встретили пятнадцать человек хаушей, которые помогли испанцам добыть воду и дрова для своих кораблей. Испанцы сообщили, что видели пятьдесят хижин в лагере Хауш, что является самым большим скоплением хаушей, о котором когда-либо сообщалось. [ 17 ]
Священник-иезуит на корабле, зашедшем в бухту Гуд-Удачи в 1711 году, описал хаушей как «вполне послушных». Первая экспедиция под руководством Джеймса Кука столкнулась с хаушами в 1769 году. Капитан Кук писал, что хауши «возможно, такие же несчастные люди, как и сегодня на земле». [ 18 ] HMS Beagle с Чарльзом Дарвином на борту посетил Огненную Землю в 1832 году. Дарвин отметил сходство хаушей с «патагонцами», которых он видел ранее во время путешествия, и заявил, что они сильно отличаются от «чахлых, несчастных несчастных, живущих дальше на запад». ", видимо, имея в виду Ягана. [ 19 ] [ 18 ]
После контакта с европейцами популяция хаушей сократилась. В 1915 году Ферлонг подсчитал, что в начале XIX века осталось около двадцати семей, или 100 хаушей. [ 13 ] но позже подсчитали, что в 1836 году осталось от 200 до 300 хаушей. К 1891 году, по оценкам, осталось только 100, а к 1912 году - менее десяти. [ 20 ]
Салезианские миссионеры служили Манек'енкам и создавали тексты, документирующие их культуру и язык. Отец Хосе Мария Бовуар подготовил словарь. Лукас Бриджес , англо-аргентинец, родившийся в этом регионе, чей отец был англиканским миссионером на Огненной Земле, составил словарь языка хауш. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лотроп (2002) , с. 24.
- ^ Купер (1915) , с. 447.
- ^ Jump up to: а б с Лотроп (2002) , с. 106.
- ^ Чепмен и Хестер (1973) , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Ферлонг (1915) , с. 434.
- ^ Jump up to: а б с Чепмен и Хестер (1973) , с. 188.
- ^ Ферлонг (1917) , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Лотроп (2002) , с. 201.
- ^ Чепмен (2010) , с. XIX.
- ^ Чепмен и Хестер (1973) , стр. 191–192.
- ^ Jump up to: а б Ферлонг (1917) , с. 182.
- ^ Йеснер и др. (2003) , стр. 279–291.
- ^ Jump up to: а б Ферлонг (1915) , с. 435.
- ^ Лотроп (2002) , с. 109.
- ^ Лотроп (2002) , с. 49.
- ^ Ферлонг (1915) , стр. 432–444, 446–447.
- ^ Чепмен (2010) , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Чепмен (1982) , с. 10.
- ^ Дарвин (1913) , Глава X.
- ^ Ферлонг (1917) , с. 175.
- ^ Купер (1915) , с. 446.
Источники
[ редактировать ]- Чепмен, Энн ; Хестер, Томас Р. (1973). «Новые данные по археологии Хауша, Страны Огней » Журнал Общества американистов . 62 (1): 185–208. дои : 10.3406/jsa.1973.2088 .
- Чепмен, Энн (1982). Драма и власть в охотничьем обществе: Селкнамы Огненной Земли . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-23884-7 .
- Чепмен, Энн (2010). Встречи европейцев с народом ямана на мысе Горн до и после Дарвина . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51379-1 .
- Купер, Джон М. (декабрь 1915 г.). «Отношения между племенами огнеземельцев и хоноанцев» . Труды девятнадцатого Международного конгресса американистов : 446–447 . Проверено 12 ноября 2020 г.
- Дарвин, Чарльз (1913) [1845]. Журнал исследований ( Путешествие HMS Beagle ) (2-е изд.). Лондон: Джон Мюррей. Глава X. Огненная Земля – через Project Gutenberg .
- Ферлонг, Чарльз Веллингтон (март 1917 г.). «Племенное распределение и поселения огнеземельцев, включая номенклатуру, этимологию, филологию и население». Географическое обозрение . 3 (3): 169–187. дои : 10.2307/207659 . JSTOR 207659 .
- Ферлонг, Чарльз Веллингтон (декабрь 1915 г.). «Хауш и Она, примитивные племена Огненной Земли» . Труды XIX Международного конгресса американистов . Проверено 16 августа 2009 г.
- Лотроп, Сэмюэл Киркланд (2002) [1928]. Индейцы Страны Огней . Патагония неопубликована. Том. 20 (Переиздание). Издательство: Загер и Уррути. ISBN 1-879568-92-6 .
- Йеснер, Дэвид Р.; Торрес, Мария Хосе Фигуэро; Гишон, Рикардо А.; Борреро, Луис А. (2003). «Анализ стабильных изотопов человеческих костей и этноисторических моделей существования на Огненной Земле» . Журнал антропологической археологии . 22 (3): 279–291. дои : 10.1016/S0278-4165(03)00040-0 . hdl : 11336/34251 .