Теуэльче люди
Мулато, вождь техуэльче | |
Общая численность населения | |
---|---|
Итого: 40 836 • Арауканизированный : 23 416 • Не арауканизированные: 17 420 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 40,836 (2022) [1] |
Языки | |
Религия | |
Анимизм · Католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Пуэльче · Хауш · Селк'нам · Теушен |


Народ теуэльче , также называемый аоникенк , — коренной народ восточной Патагонии в Южной Америке. В 18 и 19 веках теуэльче находились под влиянием народа мапуче , и многие из них переняли образ жизни верховой езды. Земли теуэльче, когда-то кочевники, были колонизированы в 19 веке Аргентиной и Чили, что постепенно разрушило их традиционную экономику. Создание крупных овцеводческих поместий в Патагонии нанесло особенно ущерб теуэльче. [2] Контакт с посторонними также привел к возникновению инфекционных заболеваний, вызвавших смертельные эпидемии среди племен теуэльче. Большинство существующих членов группы в настоящее время проживают в городах и поселках аргентинской Патагонии.
Название «комплекс Теуэльче» использовалось исследователями в широком смысле для группировки коренных народов Патагонии и Пампасов . Некоторые специалисты, миссионеры и путешественники предложили сгруппировать их вместе из-за сходства их культурных особенностей, географической близости и языков, хотя языки, на которых они говорили между собой, не были связаны друг с другом и их географическое распространение было обширным. [3]
Имя
[ редактировать ]По словам историка Антонио Пигафетты из экспедиции Фернана Магеллана в 1520 году, он называл коренных жителей, которых встретил в заливе Сан-Хулиан , «патагони». [4] В 1535 году историк Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес объяснил в своей «Historia General y Natural de las Indias » («Общая и естественная история Индии»), что «мы, испанцы, называем их патагонами из-за их больших ног», что историк Франсиско Лопес де Гомара согласился с этим в 1552 году. Судя по этим рассказам, первое название, которое испанцы использовали для обозначения народа теуэльче, было Патагонес. Однако некоторые исследователи предполагают, не имея поддающихся проверке оснований, что Магеллан мог быть вдохновлен собакоголовым монстром из романа 1512 года «Прималеон», известным как «Патоган». [5] [6]
Согласно наиболее распространенному мнению, слово Теуэльче происходит от термина мапуче Chevel che, который означает «храбрые люди», «суровые люди» или «люди бесплодной земли». [7] Другая версия предполагает, что оно могло произойти от одной из их фракций, туэшенов, плюс слово мапуче «че», означающее «народ» или «народы».
Классификации
[ редактировать ]
Классификация групп коренного населения, проживавших в Пампасах и Патагонии, сбивает с толку из-за разных терминов, которые использовались для обозначения групп коренного населения из этих регионов. Существуют различные причины, которые помешали созданию единой и полной классификации. Среди этих обстоятельств исчезновение некоторых из этих групп в сочетании с огромным пространством земли, на которой были распространены эти группы, помешало испанским исследователям, которые первыми идентифицировали определенные народы теуэльче, установить контакт со всеми группами. В других случаях практиковавшиеся ими сезонные миграции, предполагавшие перемещение на большие расстояния, заставляли наблюдавших за ними европейцев переоценивать численность людей в группе или ареал распространения языка. В сочетании со всеми этими факторами вторжение мапуче , или арауканцев, с запада глубоко изменило их культурную реальность, смешивая и поглощая этнические группы из пампасов, центральной и северной Патагонии, создавая Арауканизация значительной части древних жителей. Наконец, последующее завоевание пустыни аргентинской армией привело к почти исчезновению этих коренных общин. Этот исторический обзор привел к разногласиям среди исследователей.
В 19 веке такие исследователи, как Рамон Листа и Джордж Чаворт Мастерс, называли их «цонека», «цоник» или «чоник». Большинство экспертов сходятся во мнении, что река Чубут разделяет два крупнейших подразделения: «Южный Теуэльче» и «Северный Теуэльче». Первое подразделение простиралось на юг до Магелланова пролива , тогда как вторая группа простиралась на север до реки Колорадо (Аргентина) и Риу-Негро (Аргентина) . Присутствие или отсутствие народа теуэльче в пампасах привело к разногласиям среди исследователей, которые не пришли к единому мнению ни о существовании отдельного подразделения под названием «пампасы», ни о том, каковы были их отношения и границы с мапуче.
По словам Томаса Фолкнера
[ редактировать ]Одна из основных классификаций была предложена английским иезуитом Томасом Фолкнером в его работе 1774 года «Описание Патагонии и прилегающих частей Южной Америки » , которая ввела этническое название « хетские народы » для народа пуэльче, в который входили теуэльче: [8]
Пуэльче, или восточные народы... Они носят разные наименования в зависимости от ситуации в своих странах, потому что изначально они принадлежали к разным нациям. Те, что к северу, называются Талухетами; к западу и югу от них — Дюихец; на юго-востоке — Чечехцы; а к югу от этих последних находится страна Теуэлхетов...
или Фолкнер, «Теуэльхеты» или «Патагоны» были народом Теуэльче, жившим от берегов Рио-Негро до Магелланова пролива:
Теуэльхетов, известных в Европе под именем патагонов, из-за незнания их языка называли теуэльхами; ибо чу означает страну проживания, а не людей; что выражается словом het и, южнее, словом kunnee или kunny. Эти и чечехеты известны испанцам под названием Серранос, или Горцы. Они разделены на множество подразделений, таких как левюши, или люди реки, и Калилле-Хет, или люди гор; среди них Чулилау-куни, Сехуау-куни и Якана-куни. Все они, за исключением тех, что расположены на реке, молухи называют Вуча-Уильиче.
По словам Мильсиадеса Виньяти
[ редактировать ]В 1936 году Мильсиадес Виньяти опубликовал Las Culturas Indígenas de La Pampa y Las Culturas Indígenas de La Patagonia («Коренные культуры Пампасов и коренные культуры Патагонии»), в которой он предположил, что между 16 и 19 веками существовали «Gününa-küne» или «Туэльче» жили от южной половины провинции Риу-Негро до границы между нынешними провинциями Чубут и Санта-Крус. «Серрано» находились к северу от них, а «Аонюкунк» или «Патагонес» - к югу. Эти народы были разделены на три группы: «Пенкен» (люди Севера), «Хауникенк» (люди Юга) и «Аоникенк» (люди Запада).
По словам Федерико Эскалады
[ редактировать ]В своей пьесе 1949 года El complejo tehuelche. Estudio de etnografía patagónica ( Комплекс Теуэльче. Этнографическое исследование патагонцев ), военный врач Федерико А. Эскалада классифицировал народ теуэльче по историческим периодам на основе Estudio de la Realidad Humana y de la Bibliografía ( Исследование человеческой реальности). и Библиография ) на пять простых категорий, каждая из которых имеет свой собственный язык, полученный из родного языка, называемого «Кен». Он сгруппировал их географически на «сушу» и «островников», отрицая существование отдельной группы «пампа». [9]
Имена, использованные Эскаладой и полученные от информаторов, говорящих на языке мапуче, были:
- Сухопутный народ Теуэльче:
- «Генена-кене»: группа, которую он считал северной частью комплекса Теуэльче. Очевидно, что исторически группа обитала преимущественно вдоль главных рек Северной Патагонии и простиралась через северные территории Чубута до Рио-Негро, постоянно заходя на юг нынешней провинции Буэнос-Айрес и юго-восточный регион Ла Провинция Пампа. Имя Генена-кене было присвоено Эскаладе в 1945 году вождем Сириако Чакилой из района Чубут Паньяньео, который назвал себя членом «Пампа Вердадеро». Он говорил на языке пуэльче , который использовался народом генена-кене. Классификация Эскаладой народа генена-кене совпала с классификацией других людей, которые столкнулись с той же группой, таких как: Гильермо Кокс, британский путешественник, который путешествовал по югу Неукена в 1863 году и называл эту группу «народом северного теуэльче»; [10] Хуан Федерико Хунцикер, швейцарский миссионер, который был в Патагонии в 1864 году и называл Генена-кене «генацинами»; [11] Франсиско Паскасио Морено, который в 1876 году назвал их «Геннакенами»; и Томас Харрингтон, сельский учитель, который прошел Чубут между 1911 и 1935 годами и составил словарь, который он опубликовал в 1946 году, в котором говорится, что коренные народы, которые сообщили ему о своем почти мертвом языке, называли себя «Гюнюна кюнэ». [12] [13] В сочетании с другими соседними группами мапуче обычно называли генена-кене пуэльче (то есть «восточными») - имя, которое Альсид д'Орбиньи также дал им в своем «Путешествии по меридиональной Америке» (1826–1833). . Салезианский миссионер Доменико Миланезио назвал Генена-кене «пампасами» в своем словаре 1898 года, опубликованном в 1915 году. [14] В 1922 году врач и немецкий этнолог Роберт Леманн-Нитше , путешествовавший по Аргентине около 1900 года, назвал их «агюнюнами кюнню». [15]
- «Аони-кенк»: южная часть комплекса Теуэльче, расположенная от Магелланова пролива до реки Чубут в Аргентине и провинции Палена в Чили. Эскалада называла свой язык Аоника айш, язык Теуэльче . Он получил это имя от своего информатора Агустины Кильшаман де Манкель.
- «Чеуаче-кенк»: западная или предгорная часть комплекса Теуэльче, расположенная в долинах и предгорьях Андских гор между озером Генерал-Каррера и озером Фонтана до озера Науэль-Уапи в Аргентине. В Чили они находились в андских секторах Осорно , провинции Льянкиуэ и провинции Палена. Их язык назывался Теушен . Эскалада был первым, кто предположил, что они представляют собой отдельный компонент, поскольку исследователи, идентифицировавшие их до него, позиционировали их как южную фракцию народа северного теуэльче: «народ южного северного теуэльче», которого Харрингтон назвал «чулила кюнэ» ( чолила народ ). .
- Люди острова Теуэльче, расположенные на острове Гранде-де-Огненная Земля :
- «Селкнам»: Онас , жившие в северной степной части острова.
- «Ман(е)кенк»: Хауш , смешанная группа Онас с непатагонским народом Яган . Они жили на полуострове Митра в восточной части острова.

По словам Родольфо Казамикелы
[ редактировать ]Аргентинский историк и палеонтолог Родольфо Касамикела рассмотрел классификации Эскалады в своих книгах северной территории» ( « Исправления и ратификации для окончательной интерпретации этнологической панорамы Патагонии и прилегающей 1965); Новая этнологическая панорама Пан-Пампасов и прилегающей к ним территории Патагонии (1969 г.); и Очерк этнологии провинции Рио-Негро (1985), подтверждающий существование комплекса Теуэльче. [16]
Касамикела предложил следующую классификацию континентальной территории около 1700 года:
- «Южный народ Теуэльче»: или «Аоник'енк» (что на их языке означает «южный»), также называемый «Аоник» или «Чоонюкю». Их распространение было от Магелланова пролива до реки Санта-Крус , и они были кочующими охотниками. Их языком был «Аонек'о 'аджен».
- «Народ севера и юга теуэльче» или «мехарн»: их эпицентр находился в районах рек Чико и Чалия в Санта-Крус. Их языком был «Тевсюн». Касамикела говорит, что они были похожи на южан и были поглощены своими южными кварталами и мапуче.
- также называли их «пампасами» и «горцами» «Люди южно-северного теуэльче»: историки из Буэнос-Айреса (которые жили в горах системы Тандилия и Сьерра-де-ла-Вентана ) . Они жили между рекой Чубут и Рио-Негро и Рио-Лимай. Те, кто жил в центре или на востоке провинций Чубут и Рио-Негро, называли себя «Гюнюн а кунна» или «Гюнюна кена» (отличные люди). Тех, кто жил в предгорном районе к северу от реки Чубут и к западу от Рио-Негро, называли «Чювач а кунна» или «Чевач а кена» («Люди на краю гор»). Общим языком для обеих групп было « Gününa iájech». Хотя в культурном отношении они схожи с народами южного теуэльче, они отличались от них тем, что были пампийцами, не смешиваясь с огнеземельцами.
- «Северный народ теуэльче»: к этой группе относятся «пуэльче» с севера Неукена и группа, называет « керанди » которую народ гуарани . Во время прибытия испанцев в пампасы эти кочевые пампийские охотники базировались в провинции Мендоса и распространялись на юг провинций Кордова и Сан-Луис , почти на всю нынешнюю провинцию Буэнос-Айрес и город Буэнос-Айрес. Керанди . исчезли как фракция теуэльче, смешавшись в колониальные времена с другими группами [3] [17]
Языки
[ редактировать ]Различные этнические группы, признанные под общим термином «теуэльче», говорили на языках, точное количество и взаимоотношения которых вызывают разные мнения. По мнению Роберто Леманна Ниче, языки, происходящие из Пампасов и Патагонии, разделились на две группы: чонанские языки и хетские языки. [18] [19] Имеющиеся данные различают шесть языков в комплексе Теуэльче: группу Чон (Теушен, Аоенек'енк, Селькнам и Хауш), язык коренной группы Гюнюна-куне и язык народа Керанди. [20]
Язык народа аонеккенк кажется более близким к языку народа теушен (центрально-восточный Чонан). Эти языки, в свою очередь, поддерживают более тесную связь с языками Исла-Гранде-де-Огненная Земля (южный Чонан) и более отдаленную связь с языком коренной группы Гюнюна-куне (северный Чонан). Эскалада рассматривал идею о том, что весь комплекс Теуэльче имел общее лингвистическое ядро, называемое Кен («народ»).
До 19 века признавались следующие языки:
- на языке Коренная группа Гюнюна кюнэ говорила пуэльче (или Гюнюна яджюх, или Гюнюн аачех, или Гюнюна кюне), чье отношение к другим языкам группы оспаривается, и его часто считают изолированным языком из-за отсутствия дополнительной информации;
- «Центральные цонека», то есть коренные народы, проживающие в нынешних провинциях Неукен , Рио-Негро и северных провинциях Чубут (между народом Геннакенк на севере и народом Аонекенк на юге), говорили на языке, называемом Пан-ки-кин ( Пенкенк).
В центральной Патагонии существовал также древний переходный язык между языками Пенккенк и Аонеккенк, называемый Теуеш (Тевсюн, Теушенкенк или Теушен), который постепенно был заменен языком Аонеккенк. Однако большая часть нынешних названий мест на центральном плато сегодня сохраняет свои тевсюнские корни; например, название Чубутской провинции происходит от термина « чупат» .
Наконец, народ аонеккен («народ юга») говорит на языке, широко известном как язык теуэльче , тшонека или аонеккенк, который в настоящее время является наиболее изучаемым языком этой группы и единственным языком, который продолжает использоваться. Есть группа людей, которые пытаются восстановить язык с помощью программы под названием «Kkomshkn e Wine awkkoi 'a'ien» («Мне не стыдно говорить на теуэльче»). Организация фокусируется на распространении языка и культуры. [21] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Исследования Гюнюна Яджюх
[ редактировать ]В 1864 году Хунцикер записал словарь и сборник фраз языка генакенн в регионе Вьедма. В 1865 году исследователь Хорхе Кларас путешествовал с юга Буэнос-Айреса в Чубут под руководством людей, говоривших на гунюна-яйех, собирая названия мест, слов и предложений в своем Diario de viaje de exploración al Chubut ( Дневник путешествия по исследованию Чубута ) (1865 г.). –1866).
В 1913 году Леманн Ниче использовал данные, собранные Хунцикером и Кларазом, для создания сравнительного словаря языков теуэльче: группы Магеллановых территорий лингвистические Чонанские .
В 1925 году Харрингтон собрал слова двуязычных носителей теуэльче, которые он опубликовал в 1946 году в журнале Contribución al estudio del indio gününa küne ( «Вклад в изучение индейцев гунюна-куне »), утверждая, что они называли свой язык Gününa yájitch или Pampa. В 1950-е годы Касамикела собрал словарный запас, песни и молитвы разных старейшин, наметив морфосинтаксический анализ.
В 1960 году Ана Герценштейн провела фонетическую и фонологическую классификацию в своей языка книге «Фонология гюнюнна-кена» .
В 1991 году Хосе Педро Вьегас Баррос изложил морфосинтаксическую проекцию в книге « Лингвистическое разъяснение межкультурных и межэтнических отношений в пампасско-патагонском регионе» а , в 2005 году разработал фонологическое описание в книге «Голоса на ветру». [20] [22] ( Голоса на ветру ).
Пуэльче — мертвый язык . Касамикела назвал имя и фамилию последнего спикера Пуэльче: Хосе Мария Куаль, который умер в 1960 году в возрасте 90 лет. [23]
Социальная организация
[ редактировать ]Несмотря на мобильность, группы теуэльче, как правило, перемещались определенными маршрутами, преимущественно с запада на восток и наоборот. В течение каждого сезона у групп были места, где они разбивали лагеря, известные между собой как айк или айкен называли их толлериас , а испанцы и креолы .
Каждая группа теуэльче состояла из представителей разных родственных групп и имела определенные территории для охоты и собирательства. Границы этих территорий определялись наследственностью маркерами неизвестного значения: холмом, впадиной, дуплом или важным деревом. В тех случаях, когда группа не могла удовлетворить свои потребности на своей территории, им приходилось запрашивать разрешение у соседних людей той же этнической группы на использование ресурсов их территорий; нарушение этого правила привело к войне.
У теуэльче была очень организованная семейная ячейка, в которой мужчины были авторитетными фигурами, а женщины были подчиненными. [24] В большинстве семейных контекстов отец предлагал свою дочь замуж в обмен на различные товары. [24] Каждый мужчина мог иметь две или три жены, в зависимости от его статуса. [24]
Религия
[ редактировать ]Как и в случае с другими этническими группами, не развившими государственную структуру, теуэльче не имели организованной религиозной системы (литургии и вертикальной структуры). Однако, как и все пампасские и патагонские народы, они имели свод верований, основанный на собственных мифах и ритуалах, которые пересказывались и обновлялись шаманами , которые также практиковали медицину с помощью вызываемых в себе духов. [24]
Люди Теуэльче верили в разнообразных духов Земли, а также в верховное божество, которое создало мир, но не вмешивалось в него. Одна из космологических версий мифа о сотворении мира — это версия, в которой божество, известное как Кооч, внесло порядок в мировой хаос, создав отдельные элементы. Точно так же жители Селькнама с Огненной Земли в Аргентине рассказали аналогичный миф, в котором создатель мира, божество, известное как Кенос (вариант Кооча, имеющий общий корень). Согласно этому, был послан некий Эль Лал. [ нужна ссылка ] Кроме того, в мифе о Теуэльче Эррал через бога Темаукеля создал людей и научил их пользоваться луком и стрелами. Культура Теуэльче предполагала присутствие злых духов, называемых гуаричо. Гуаличо . [24]
История
[ редактировать ]Доколумбовый период
[ редактировать ]
Предки техуэльче, вероятно, несут ответственность за создание наскальных рисунков Куэва-де-лас-Манос , созданных примерно с 13 000 до 9 000 лет назад и примерно до 700 г. н.э. [25] [26] [27] Шесть тысяч лет назад возникла индустрия Толденс, состоящая в основном из таких товаров, как двусторонние подтреугольные наконечники снарядов, боковые и концевые скребки, двусторонние ножи и инструменты, сделанные из кости. Позже, между 7000 и 4000 годами до нашей эры, возникла индустрия Касапедренсе, характеризующаяся большей долей каменных орудий, изготовленных из листов, что, скорее всего, было демонстрацией специализации на охоте на гуанако, [28] который также присутствует в последующем культурном развитии народа теуэльче.
С этого времени и до прибытия европейцев (начало 16 века) люди теуэльче были охотниками-собирателями, которые использовали сезонную мобильность, перемещаясь к стадам гуанако . Зимой они находились в низменных районах (луга, болота, берега, берега озер и т. д.), а летом перемещались на центральные плато Патагонии или в горы Анд, где, помимо других священных мест, располагались Гора Фитц Рой .
Испанское прибытие
[ редактировать ]
31 марта 1520 года испанская экспедиция под командованием Фернандо де Магальянеса высадилась в заливе Сан-Хулиан , чтобы перезимовать там. Здесь они вступили в контакт с группами коренного населения теуэльче, которых они называли «патагонами», как рассказал писец Антонио Пигафетта . Пигаффетта описал этих людей как мифическое племя патагонских великанов . [4]
До личной встречи с группами Теуэльче исследователи были поражены размером их следов. Благодаря меху животных, которые они использовали в качестве обуви, их ступни казались намного больше, чем у европейцев того времени. В 16 веке средний рост мужчин европейцев составлял около 165 см (5 футов 5 дюймов). [29] был бы ниже ростом, чем патагонские мужчины, чей рост, по некоторым данным, в среднем превышал 2 метра (6 футов 7 дюймов). [6] и около 183 сантиметров (6 футов), по другим данным. [30] Таким образом, европейцы, возможно, считали их «Патонами» («большими ногами»), а патагонцы, возможно, напоминали исследователям гигантского Патоагона из рыцарского романа «Прималеон» . [6] патагонцев Большая краниометрия прославила их в европейской литературе XVI-XIX веков благодаря большому росту и физической силе.
Влияние мапуче
[ редактировать ]С 18-го века между коренными жителями равнин Пампасов и Сьерр нынешней провинции Буэнос-Айрес , жителями Северной Патагонии и жителей обоих краев Анд велась важная коммерческая деятельность и обмен продуктами . В Кайру и Чапалеофу прошли две очень важные торговые ярмарки. Эти торговые ярмарки, названные иезуитами того времени, которые записали их существование (например, Томасом Фолкнером ), «ярмарками пончо», были местами для обмена различными видами продуктов: от домашнего скота и сельскохозяйственной продукции до одежды, такой как пончо. Кайру был расположен в самой западной части системы Тандилия (на нынешней территории Партиды Олаваррия ). Чапалеофу относится к одноименному водному потоку, расположенному на территории нынешнего Тандил-Партидо . [31] Оба муниципалитета, или partidos, расположены внутри нынешней провинции Буэнос-Айрес . Передвижение людей для участия в обмене продуктами породило определенные культурные обмены между различными группами, живущими повсюду — от влажных Пампасов, северной Патагонии, непосредственной близости от Анд (как на их западных, так и восточных окраинах) до побережья Тихий океан. Это было началом культурных обменов и миграционных движений между отдельными группами, такими как теуэльче, ранкель и мапуче . [32]
Хотя торговля мапуче начиналась как средство развития торговли и союзов, она завершилась созданием большого культурного влияния на теуэльче и другие группы, до такой степени, что ее стали называть «мапучизацией» или « арауканизацией Патагонии ». Большая часть народов теуэльче и ранкель переняли многие обычаи мапуче и их язык, в то время как мапуче переняли часть образа жизни теуэльче (например, жизнь в тодериас), и, таким образом, различия между двумя группами были размыты до указывают на то, что их потомки называют себя народом мапуче-теуэльче. [33]
В первой половине 18-го века вождь Какапол и его сын, вождь Кангапол , были наиболее важными вождями в регионах, простирающихся от Анд до Атлантического океана и от Рио-Негро до реки Саладо . Кангаполь занимал место в правительстве региона Сьерра-де-ла-Вентана, а их жители были известны как «горные пампасы». Пампасы знали, как объединиться с мапуче с запада, чтобы атаковать Буэнос-Айресскую кампанию в 1740 году.

В этом процессе происходила также межэтническая борьба, и к 1820 году разразились тяжелые бои между патагонами и пеуэншами на берегах реки Сенгерр; другие бои произошли в Барранкас-Бланкас и Шотеле Кайке. [24] К 1828 году армия роялистов Пинчейры атаковала группу Теуэльче в районе Баия-Бланка и Кармен-де-Патагонес.
У народа теуэльче к югу от Рио-Негро была женщина-вождь: Мария ла Гранде . Ее преемник, Касимиро Бигуа , был первым вождем теуэльче, заключившим договоры с правительством Аргентины. Его сыновья, вожди Папон и Мулато, оказались в резерве на юге Чили.
Теуэльче приходилось жить с валлийскими иммигрантами, которые со второй половины XIX века стали селиться в Чубуте: отношения между двумя группами в целом были гармоничными. В 1869 году вождь Бигуа осознал необходимость защиты валлийцев от потенциального нападения вождя Кальфукуры.
О культуре теуэльче до использования лошади известно мало информации, хотя их социально-экономическая организация напоминала организацию народа она с Огненной Земли. Появление лошади испанцами, с которой они познакомились в 1570 году, изменило социальную организацию народа теуэльче: это заставило группы развить зависимость от лошадей в их повседневной жизни. Как и коренные народы Великих равнин Северной Америки, теуэльче также работали в зарослях степей Патагонии, питаясь в основном мясом гуанако и реи (ñandú или choique), за ними следовали южноандские олени , олени , патагонские мара и даже пума и ягуар. мясо, помимо некоторых растений (хотя и поздно, землю научились обрабатывать). Что касается рыбы и моллюсков, то в некоторых случаях их употребление было запрещено: например, некоторые группы запрещали употребление рыбы. Раньше их группы насчитывали от 50 до 100 человек.

Появление лошади означало обширные социальные изменения в культуре теуэльче: новая мобильность изменила территории их предков и сильно повлияла на их модели передвижения. До 17 века преобладали движения с востока на запад в поисках гуанако; однако на заре конного комплекса продольные перемещения (с юга на север и наоборот) имели большое значение для создания обширных сетей обмена. В середине 19 века аоникенки обменивали свои шкуры и моллюсков на чолилу (клубнику, ежевику, малину, барбарис Магеллана , семена чилийской сосны , циттарию , почки и почки чилийского бамбука и т. д.) и яблоки у народа геннакенк из Неукена, верхняя долина Рио-Негро и так называемая «страна клубники», или Чулилав (регион, ограниченный примерно на севере озером Науэль-Уапи, на востоке невысокими горами и моренами, называемыми Патагонидес, на западе высокими вершины Анд и на юге у озера Буэнос-Айрес/Хенераль Каррера).
Лошадь, точнее, кобыла, стала основной частью рациона теуэльче, оставив гуанако на втором месте. У селькнамов с Огненной Земли не было такой зависимости от лошадей.

Отношения с валлийскими поселенцами
[ редактировать ]Валлийские поселенцы прибыли на земли Теуэльче в нижней части долины Чубут в 1865 году. Отношения были в основном дружескими и описывались как взаимные чувства «доверия и восхищения». [34] Патерналистское отношение к теуэльче было обычным явлением среди валлийцев. Широко распространено критическое мнение об обращении аргентинских военных с теуэльче и торговцами, которые снабжали техуэльче алкоголем и оружием. [35] считали теуэльче нецивилизованными, дикими и ребячливыми . Сообщается, что валлийцы [36] [ противоречивый ]
Похищение и принудительная выставка
[ редактировать ]Еще во второй половине XIX века группы теуэльче были похищены и выставлены против их воли в таких странах, как Бельгия , Швейцария , (Германия), Франция и Англия. Более конкретные данные показывают, что вождь, известный как Питиоче, его жена и ребенок были схвачены. Сообщения об этих шокирующих фактах вошли в книгу Кристиана Баэса и Питера Мейсона «Зоологические человеческие существа». [37] ( Человеческие зоопарки ).
Антрополога Роберта Леманна-Нитше также критиковали за то, что он изучал представителей народа теуэльче, которые были похищены и выставлены в цирках. [38]
Бронирование в Санта-Крус
[ редактировать ]Указом президента Хосе Эваристо Урибуру от 11 января 1898 года была создана резервация Камусу Айке для «сбора племен теуэльче». Резервация расположена в провинции Санта-Крус в Аргентине. [39]
В 1922 году президент Иполито Иригойен своим указом создал следующие заповедники: Лаго Вьедма (участки 119–117) площадью от 20 000 до 25 000 га (200–250 км ). 2 ; 77–97 квадратных миль), Лаго Кардиель (участок 6) и Лаго Кардиель (участок 28 бис). Первые два были лишены статуса в 1966 году, а третий — в 1990 году. [40]
Известные люди Теуэльче
[ редактировать ]Современный статус Теуэльче
[ редактировать ]
Согласно незаконченной «Национальной переписи населения коренных народов» (1966–1968), лишь несколько потомков теуэльче говорили на языке теуэльче. Население происхождения теуэльче, которое осталось наиболее привязанным к своей культуре, расположено на центральном плато провинции Санта-Крус , хотя население смешано с представителями других спусков. Перепись зафиксировала, что в провинции Санта-Крус: [43]
- Желаемый отдел : 28 техуэльче, без носителей языка аонекко'айен.
- Департамент Гюэр Айке : 44 техуэльче, 24 говорящих на аонекко 'айен ( Камусу Айке ) поселение
- Департамент Лаго-Архентино : 36 жителей техуэльче, 14 носителей языка аонекко-айен (поселение Серро-Индекс, 5 семей, 24 человека).
- Департамент Лаго Буэнос-Айрес : 6 говорящих на техуэльче, 2 говорящих на аонекко'айен.
- Департамент Рио-Чико : 52 народа техуэльче, 11 носителей языка аонекко'айен (2 поселения теуэльче в этом департаменте: лот 6 с 34 жителями и лот 28 бис с 3 семьями)
Также были смешанные браки в Трес-Лагосе , Пуэрто-Сан-Хулиане , Гобернадор-Грегоресе и Рио-Гальегосе .
«Дополнительное обследование коренных народов» (ECPI) 2004–2005 годов, дополняющее «Национальную перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2001 года», привело к признанию 4351 человека, происходящего от первого поколения людей теуэльче в Чубуте и Санта-Клаусе. Провинция Круз. Еще 1664 считали себя теуэльче в пределах города Буэнос-Айрес и 24 партидо Большого Буэнос-Айреса ; с 4575 в остальной части страны. Во всей Аргентине 10 590 человек считали себя техуэльче. [44]
Национальная перепись населения 2010 года в Аргентине выявила существование 27 813 человек, считающих себя теуэльче по всей стране, 7 924 в провинции Чубут, 4 570 во внутренних районах провинции Буэнос-Айрес, 2 615 в провинции Санта-Крус, 2 269 в провинции Рио-Негро. , 1702 в городе Буэнос-Айрес, 844 в провинции Мендоса, 738 в провинции Неукен и 625 в провинции Ла-Пампа. [45] [46] [47] [48] [49]
В настоящее время в провинции Санта-Крус есть поселения Теуэльче, в том числе:
- Территория Камусу Айке: 180 км к северо-западу от Рио-Гальегос, признана в сентябре 2007 года статусом юридического лица. [39]
- Лаго Кардиель, участок 6: между городом Гобернадор-Грегорес и озером Сан-Мартин .
- Лаго Кардиель Лот 28 бис: Рядом с городом Гобернадор Грегорес.
- Серро-Индиче: в 40 км к юго-востоку от озера Вьедма и в 50 км к югу от Трес-Лагоса.
- Копольке (или Копольке): расположен в поселении Леандро Н. Алем в окрестностях Лас-Эраса в департаменте Десеадо.

В этих поселениях есть двуязычные носители языка аонекко 'айен; остальные говорят по-испански.
В провинции Чубут расположены две резервации. Эль-Чалия, община Мануэля Кильшамаля, в департаменте Рио-Сенгер , расположенная в 60 км от деревни Доктора Рикардо Рохаса . Эль-Чалиа был создан в 1916 году и имел площадь 60 000 га, но сегодня его площадь сократилась до 32 000 с населением 80 человек. [51] Лома Редонда — резервация, расположенная между Рио-Майо и Альто-Рио-Сенгер , с 30 жителями. [51] [52] 17,65% людей, населяющих эти резервации, владеют двумя языками: испанским и мапудунгуном, а остальные говорят по-испански. Перепись 1991 года выявила только двух пожилых женщин, помнящих язык аонек'о'айен. [16]
С 1995 года Национальный институт по делам коренных народов (INAI) признает правовой статус общин коренных народов Аргентины путем регистрации в Национальном реестре общин коренных народов (Renaci). К ним относятся две общины теуэльче в провинции Санта-Крус и 4 общины мапуче-техуэльче в провинциях Чубут, Рио-Негро, Буэнос-Айрес и Санта-Крус: [53]
Провинция Санта-Крус (население)
- Сообщество Копольке (в департаменте Десеадо , 5 июня 2007 г.)
- Сообщество Камусу Айке (в департаменте Гюэр Айке , 14 сентября 2007 г.)
Провинция Санта-Крус (народ мапуче-теуэльче)
- Сообщество Неуэн Мульфунь (в городе Пико Трункадо в департаменте Десеадо , 25 марта 2014 г.) [54]
Провинция Чубут (народ мапуче-теуэльче)
- Сообщество коренных народов Вуэльта-дель-Рио (в департаменте Кушамен , 24 февраля 1997 г.)
Провинция Рио-Негро (народ теуэльче)
- Сообщество коренных народов Рио-Чико (в департаменте Норкинко , 1 сентября 2000 г.)
Провинция Буэнос-Айрес (народ мапуче-теуэльче)
- Теуэльче Кальву Шотель (на вечеринке Ла-Плата , 18 мая 2010 г.)
Сообщества мапуче-теуэльче
[ редактировать ]В провинции Чубут проживают смешанные общины народов мапуче и теуэльче, и они называют себя мапуче-теуэльче :
- Сообщество Хуангелен Пуэло ( озеро Пуэло ).
- Сообщество Мотоко Карденас (озеро Пуэло).
- Сообщество Кайун (озеро Пуэло),
- Сообщество Вуэльта-дель-Рио (заповедник коренных народов Кушамен),
- Сообщество Эмилио Пране Науэльпана (Лига 4),
- Сообщество Энрике Сепульведа (Буэнос-Айрес-Чико),
- Сообщество Уиска Антиеко (Альто-Рио-Коринто),
- Сообщество Бланкура и Ринконада,
- Сообщество Бланкантр-Яла Лаубат,
- Сообщество Тракетрен,
- Сообщество Ауке Мапу,
- Поситос из общины Кичаура,
- Сообщество Пасо-де-Индиос ( Paso de Indios ),
- Сообщество Катравунлетуайинь ( Роусон ),
- Сообщество Трамалео Лома Редонда,
- Сообщество Лагуна Фриа-Чакай Оэсте,
- Сообщество Маллин-де-лос-Куалес (Ган-Ган),
- Сообщество Мапуче Теуэльче Пу Фотум Мапу (Пуэрто-Мадрин),
- Сообщество Эстебана Тракалеу,
- Лома Редонда – Сообщество Трамалеу,
- Сообщество Тагуатран,
- Сообщество Тевельче-Мапуче-Пу-Кона-Мапу ( Пуэрто-Мадрин ),
- Группа коренных народов мапуче-теуэльче «Гнечен-Пеньи-Мапу» (Пуэрто-Мадрин),
- Сообщество Сьеррас-де-Уанкаче,
- Спуск сообщества Гаучо Сенгер,
- Вилли Пу фолил Сообщество Кона,
- Община «Намункура-Сайуэке» ( Гайман ),
- Сообщество Мариано Эпулеф,
- Сообщество Эль Молле,
- Сообщество Науэль Пан,
- Сообщество реки Мейо ( река Мейо ),
- Общественная организация Химун,
- Сообщество Ринкон-дель-Моро,
- Сообщество Эскориал,
- Сообщество Ринконада,
- Сообщество Кушамен Центро,
- Сообщество мапуче Теуэльче Трелью (Трелю),
- Сообщество Пампа де Гуанако,
- Сообщество гор Гуальхайна,
- В соответствии с Общинным судом,
- Сообщество коренных народов Арройо-дель-Чалия,
- Сообщество Каниу (Буэнос-Айрес-Чико – Эль-Майтен, Чубут).
В Санта-Крус также есть четыре городских общины мапуче-теуэльче: Калета-Оливия (Фем-Мапу), река Гальегос (Аитуэ), Рио-Турбио (Виллимапу) и Пуэрто-Санта-Крус (Милланауэль). [55]
Заповедник коренных народов Кушамен в департаменте Кушамен в Чубуте был создан в 1889 году для проживания племени вождя Мигеля Ньянкуче Науэлькира, которое было изгнано из горной местности Неукен в результате завоевания пустыни. Состоит из 1250 км. 2 и 400 семей мапуче-теуэльче. [56]
В Чили
[ редактировать ]Группа Теуэльче почти вымерла в Чили. В 1905 году они перенесли эпидемию оспы , в результате которой погиб вождь Мулато и другие члены его оседлого племени в долине Рио-Сурдо, недалеко от Пунта-Аренас . Выжившие укрылись на территории Аргентины, возможно, в заповеднике Кумусу Айке. [57] Память о них присутствует в названии Вилла Теуэльчес, чилийского города в коммуне Лагуна Бланка .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2022» [Перепись 2022]. Национальный институт статистики и переписи населения Аргентинской Республики . ИНДЕКС . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Коренные народы крайнего юга». Отчет комиссии по установлению исторической правды и новому курсу за 2003 г. (на испанском языке). 2003.
- ^ Jump up to: а б Боккара, Гийом, изд. (2002). Колонизация, сопротивление и смешанные браки в Америке (16-20 века) (на испанском языке). Кито: Абья-Яла. п. 277. ИСБН 9978222065 .
- ^ Jump up to: а б Пигафетта, Энтони (1969). Путешествие Магеллана: повествовательный отчет о первом кругосветном плавании . Перевод Скелтона, Р.А. Нью-Хейвен и Лондон: Йельского университета Издательство ISBN 0486280993 .
- ^ Альварес, Антонио (2000). Хроника Патагонии и южных земель. От открытия к колонизации (на испанском языке) (1-е изд.). Ушуайя: Публикации Zagier & Urruty. ISBN 9781879568747 . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Казамикела, Родольфо; Мондело, Освальдо; Энрике, Переа; Мартинич, Матео (1991). От мифа к реальности. Иконографическая эволюция южного народа теуэльче (на испанском языке) (1-е изд.). Буэнос-Айрес: Фонд Амегино. ISBN 9509986402 .
- ^ Фернандес Гарай, Ана (1990). Теуэльче. Язык, находящийся под угрозой исчезновения (на испанском языке). Вальдивия: Австралийский университет Чили. ISBN 9567105138 .
- ^ Фолкнер, Томас (1774). «4» . В Пью, К. (ред.). Описание Патагонии и прилегающих частей Южной Америки . п. 99 .
- ^ Восхождение, Федерико А. (1949). Комплекс «теуэльче»: исследования патагонской этнографии (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Высший институт патагонских исследований. п. 25.
- ^ Кокс, Уильям Элой (1863). Путешествие по северным районам Патагонии, 1862–1863 гг. (на испанском языке). Сантьяго-де-Чили: Национальная типография.
- ^ Хунцикер, Иоганн Фридрих (1928). Оутс, Феликс Ф. (ред.). Лексика и фразеология genaken (puelche) (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Кони.
- ^ Харрингтон, Томас (1941). Индийские и валлийские названия патагонской топонимии (PDF) (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Национальный совет по образованию. стр. 24–29.
- ^ Боккара, Гийом, изд. (2002). Колонизация, сопротивление и смешанные браки в Америке, 16–20 века (на испанском языке). Кито: Абья-Яла. стр. 235–265. ISBN 9978222065 .
- ^ Миланезио, Доменико (1915). Арауканская этимология, сравнительные языки Патагонии; чтения и арауканский фразеологизм (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Графические мастерские Генерального штаба армии.
- ^ Леманн-Нитше, Роберто (1922). «Лингвистическая группа хет аргентинских пампасов» . Журнал музея Ла-Платы (на испанском языке). 27 . Буэнос-Айрес: Кони: 10–84.
- ^ Jump up to: а б Фернандес Гарай, Ана; Эрнандес, Грасиела (1999). Происхождение и использование мифа об огне, собранного среди арауканизированных теуэльчей аргентинской Патагонии (на испанском языке). Америка 24. стр. 73–85. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года.
- ^ Казамикела, Родольфо М. (1965). Исправления и ратификации для окончательной интерпретации этнологической панорамы Патагонии и прилегающей северной территории (на испанском языке) (1-е изд.). Баия-Бланка: Национальный университет Юга.
- ^ Леманн-Нитше, Роберт (1913). «Тсонская языковая группа Магеллановых территорий». Журнал музея Ла-Платы (на испанском языке) (22).
- ^ Леманн-Нитше, Роберт (1922). «Лингвистическая группа «хет» аргентинских пампасов». Журнал музея Ла-Платы (на испанском языке) (27).
- ^ Jump up to: а б Вьегас Баррос, Педро Дж. (2005). Голоса на ветру: лингвистические корни Патагонии . Коллекция Эль Сури. Буэнос-Айрес: издания Mondragon. ISBN 9871163045 .
- ^ Wenai she pekk groupe. «ккетто шмэкот – lengua tehuelche» . kketoshmekot.org . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Орден, Мария Эмилия (2008). «Именная фраза в gününa iajëch» (PDF) . XI Конгресс Аргентинского общества лингвистики на факультете гуманитарных наук и наук Национального университета Литорали: Коллоквиум по языкам коренных народов Южной Америки: морфосинтаксические и лексические аспекты . XI конгресс Аргентинского лингвистического общества. Санта-Фе: КОНИСЕТ. стр. 1–12. Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2012 года.
- ^ «Аргентина: Историк Родольфо Касамикела: «Мапуче — чилийцы… они не имеют права на » землю BWN Patagonia (на испанском языке). 2007. Архивировано из оригинала 15 декабря. Получено 7 июня.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартинич, Матео (1995). Аоникенк, История и культура (1-е изд.). Пунто-Аренас: Impresos VANIC Ltda. ISBN 9567189056 . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Искусство и место: специфическое искусство Америки . Редакционный директор: Аманда Реншоу; текст и экспертные знания предоставлены Даниэлем Арсено и др. Лондон: Phaidon Press. 2013. С. 354–355. ISBN 978-0-7148-6551-5 . OCLC 865298990 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Фаннинг, Ирен; Глусберг, Хорхе; Фрей, Шерил Хименес; ПЕРАЦЦО, Нелли; Хартоп, Кристофер; Перес, Хорхе Ф. Ривас; Коркуэра, Рут; Рейес, Марта Арципрете де; Вакеро, Хульета Зунильда (9 марта 2020 г.), «Аргентина, Республика» , Oxford Art Online , Oxford University Press (опубликовано в 2003 г.), doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003988 , ISBN 978-1-884446-05-4 , получено 4 апреля 2021 г.
- ^ Зондерегер, Сезар (1999). индеец. Введение в этноисторию и доколумбовое изобразительное искусство (на испанском языке). Издательство Коррегидор. ISBN 9500511797 .
- ^ «Мужчины раннего средневековья были почти такими же высокими, как современные люди» . Наука Дейли . Университет штата Огайо. 2 сентября 2004 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Фантастически неправильно: странная встреча Магеллана с 10-футовыми гигантами Патагонии» . Проводной . ISSN 1059-1028 . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ Педротта, Виктория; Лантери, Сол (2015). Южная граница Буэнос-Айреса в долгосрочной перспективе, Многопрофильная перспектива (1-е изд.). Ла-Плата: Исторический архив провинции Буэнос-Айрес . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Педротта, Виктория (2013). «Прослеживая пути к Чапалеофу: старые и новые гипотезы о каменных сооружениях системы Тандилия» . Американская память. Тетради по этноистории (на испанском языке). 21 (2). Буэнос-Айрес . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Встреча с общинами мапуче-теуэльче Чубута» . Музей серебра. Факультет естественных наук и музей (на испанском языке). Музей серебра . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Уильямс (1975) , с. 113.
- ^ Уильямс (1975) , с. 115.
- ^ Уильямс (1975) , с. 114.
- ^ Баез, Кристиан; Мейсон, Питер (2000). Человеческие зоопарки . Сантьяго: Пеуэн. ISBN 9561604124 .
- ^ Баллестеро, Диего (2013). Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894–1938 (доктор философии). Национальный университет Ла Платы.
- ^ Jump up to: а б «Сообщество Камусу Айке» . Правительство провинции Санта-Крус . Главное управление информационных технологий провинциального совета по образованию . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Родригес, Мариэла Ева (июль 2009 г.). «Траектории приостановленного восстановления (бывший заповедник Лаго-Вьедма)» . Ава. Revista de Antropologia (на испанском языке) (14) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «ЧИКИЧАНО, РОЗА ЛАУДЕЛИНА» . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Техуэльчи получат место в Конгрессе» . Кларин (на испанском языке). 11 мая 2007 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Фабр, Ален (2005). Этнолингвистический словарь и библиографический справочник коренных народов Южной Америки. ЧОН (PDF) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Статистическая информация Национального института по делам коренных народов (INAI)» ( PDF) (на испанском языке). Министерство социального развития. п. 5.
- ^ « Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года , глава 10» (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики и переписи населения. п. 281 . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ «Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы. Регион Патагонии – 1-е изд.» [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы: регион Патагонии - 1-е изд.] (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики и переписи населения (INDEC) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы. Столичный регион – 1-е изд» [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы: Столичный регион-1-е изд.] (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики и переписи населения (INDEC) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы. Регион Куйо – 1-е изд» [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы: Чей регион - 1-е изд.] (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики и переписи населения (INDEC) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы. Регион Пампеана – 1-е изд.» [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2010 года: перепись раз в два столетия. Коренные народы: регион Пампас - 1-е изд.] (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики и переписи населения (INDEC) . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Флаг народа теуэльче Санта-Крус » ккето ш мэкот – священный язык Получено 7 июня.
- ^ Jump up to: а б «Союз дальнобойщиков оказал помощь общине Теуэльче в Эль-Чалии» . Diario Jornada (на испанском языке). 24 марта 2014 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Аборигены в аргентинской Патагонии» . Патагония Экспресс (на испанском языке). Патагония Экспресс. 2019 . Получено 7 июня.
- ^ «Национальный институт по делам коренных народов. Постановление № 115/2012» . ИнфоЛЕГ (на испанском языке). Министерство юстиции и Президентство по правам человека. 2012 . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Национальный институт по делам коренных народов. Постановление № 116/2014» . ИнфоЛЕГ (на испанском языке). Министерство юстиции и Президент по правам человека. 25 марта 2014 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Родригес, Мариэла Ева (2009). «От« заповедников »к сообществам: процессы появления коренных народов в провинции Санта-Крус (Аргентина)» (PDF) . Indigenismos и Indigenista Policies in the Americas для сравнительного анализа отношений между коренными народами и государствами в 20-м и 21-м веках . VIII Антропологическое совещание МЕРКОСУР (RAM) (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Национальный университет Сан-Мартин. Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2011 года.
- ^ «Города Чубута» . Почетный законодательный орган провинции Чубут . Почетный законодательный орган Чубута.
- ^ «Коренные народы. Теуэльче» . Доколумбовое Чили (на испанском языке). Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 7 июня 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уильямс, Глин (1975). Пустыня и мечта: исследование валлийской колонизации Чубута 1865–1915 гг . Кардифф: Издательство Уэльского университета. ISBN 978-0-7083-0579-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Мартин Делаэ, К описанию техуэльче , Париж: Университет Рене Декарта, 1983.
- Ана Фернандес Гарай, Тексты на теуэльче, задокументированные Мартиной Делахайе , Языки мира, Сборники текстов, 1986.
- Мартин Делахайе, Ана В. Фернандес Гарай, Хосе Педро Вьегас Баррос, Лингвистическая ситуация техуэльче в провинции Санта-Крус , Вьедма: Fundación Ameghino, 1990. Отдельно от: Mundo Ameghiniano, 9 (1990), Антропология. (Этнолингвистика. Социальная антропология), с. 61–73.
- Кристин Папп: Теуэльче. Этноисторический вклад в многовековую невстречу , Диссертация. Венский университет, 2002 г. (PDF)
- Коренные жители Патагонии - Содержит первоисточники и справочные материалы.
- Берналь, Ирма; Проаньо, Марио Санчес (2007). Теуэльче . Буэнос-Айрес: Галерна. ISBN 978-950-556-422-4 .
- Эфрам Сера-Шрайар, «Сказки из Патагонии: Филип Паркер Кинг и ранние этнографические наблюдения в британской этнологии, 1826–1830», Исследования по написанию путевых заметок, 19 (2015), 204–223