Культурное распространение
Часть серии о |
Антропология |
---|
В культурной антропологии и географии культурной культурная диффузия , как концептуализировал Лео Фробениус в его публикации Der Westafrikanische Kulturkreis 1897/98 года , — это распространение культурных элементов — таких как идеи , стили , религии , технологии , языки — между людьми, будь то в пределах одного сообщества. одной культуры или от одной культуры к другой. Это отличается от распространения инноваций внутри конкретной культуры. Примеры распространения включают распространение боевых колесниц и железа выплавки в древние времена, а также использование автомобилей и западных деловых костюмов в 20 веке.
Типы
[ редактировать ]Были определены пять основных типов культурной диффузии:
- Расширение распространения: инновация или идея, которая развивается в исходной области и остается там сильной, а также распространяется за ее пределы в другие области. Это может включать иерархическую, стимулирующую и заразительную диффузию.
- Распространение переселения: идея или инновация, которая мигрирует в новые области, оставляя позади свое происхождение или источник культурной особенности.
- Иерархическое распространение: идея или инновация, которая распространяется путем перемещения из более крупных мест в меньшие, часто без учета расстояния между ними и часто под влиянием социальных элит.
- Заразительная диффузия: идея или инновация, которая распространяется на основе личных контактов внутри определенной группы населения без учета иерархии. ВИЧ/СПИД сначала распространился в городских кварталах (иерархическое распространение), а затем распространился за пределы города (заразное распространение). [1]
- Распространение стимула: идея или инновация, которая распространяется благодаря привязке к другой концепции. Происходит, когда определенная идея отвергается, но основная концепция принимается. Ранние сибирские люди одомашнили оленей только после того, как познакомились с домашним скотом, выращенным культурами на юге. Им не нужен был крупный рогатый скот, но идея домашних стад им понравилась, и они начали приручать северного оленя, животное, на которого они давно охотились. [2]
Механизмы
[ редактировать ]Межкультурная диффузия может происходить разными способами. Мигрирующее население будет нести с собой свою культуру. Идеи могут нести транскультурные посетители, такие как купцы, исследователи , солдаты, дипломаты, рабы и наемные ремесленники. Распространение технологий часто происходит в результате того, что одно общество переманивает квалифицированных ученых или рабочих с помощью платежей или других стимулов. Также свой вклад внесли транскультурные браки между двумя соседними или пересекающимися культурами. В грамотных обществах распространение может происходить через письма, книги, а в наше время и через электронные средства массовой информации.
Выделяют три категории механизмов диффузии:
- Прямое распространение происходит, когда две культуры очень близки друг к другу, что приводит к смешанным бракам, торговле и даже войнам. Пример прямого распространения – между Соединенными Штатами и Канадой , где люди, живущие на границе этих двух стран, занимаются хоккеем, который зародился в Канаде, и бейсболом, который популярен в американской культуре.
- Принудительная диффузия происходит, когда одна культура подчиняет (завоевывает или порабощает) другую культуру и навязывает завоеванным народам свои обычаи. Примером может служить насильственная христианизация коренных народов Америки испанцами, французами, англичанами и португальцами или насильственная исламизация западноафриканских народов фула или нуристанцев афганцами .
- Косвенная диффузия происходит, когда черты передаются из одной культуры через посредника в другую культуру без прямого контакта первой и последней культур. Примером может служить присутствие мексиканской кухни в Канаде, поскольку между ними находится большая территория (Соединенные Штаты).
Прямое распространение было обычным явлением в древние времена, когда небольшие группы людей жили в соседних поселениях. Косвенное распространение распространено в современном мире благодаря средствам массовой информации и изобретению Интернета . Также представляет интерес работа американского историка и критика Дэниела Дж. Бурстина в его книге «Первооткрыватели» , в которой он представляет исторический взгляд на роль исследователей в распространении инноваций между цивилизациями .
Теории
[ редактировать ]Многие модели, которые были предложены для межкультурного распространения:
- Миграционизм , распространение культурных идей путем постепенного или внезапного перемещения населения.
- культурных кругов Диффузионизм ( Kulturkreise ) — теория, согласно которой культуры возникли из небольшого числа культур.
- « Культуркугель » (немецкое соединение, означающее «культурная пуля», придуманное ) Дж. П. Мэллори , механизм, предложенный Мэллори. [3] смоделировать масштаб инвазии , постепенной миграции и диффузии. Согласно этой модели, локальная преемственность материальной культуры и социальной организации сильнее языковой, так что культурные контакты или ограниченная миграция регулярно приводят к языковым изменениям, не затрагивая материальную культуру или социальную организацию. [4]
- Гипердиффузионизм — теория, согласно которой все культуры произошли от одной культуры.
Часто упоминаемая в этом отношении концепция, которую можно сформулировать в рамках модели эволюционного диффузионизма, — это «идея, время которой пришло», согласно которой новый культурный объект появляется почти одновременно и независимо в нескольких далеко отстоящих друг от друга местах, после некоторые обязательные элементы были распространены в соответствующих сообществах. Эта концепция была использована в отношении независимого развития исчисления Ньютоном , а также и Лейбницем изобретения самолета и электронного компьютера .
Гипердиффузионизм
[ редактировать ]Гипердиффузионисты отрицают, что параллельная эволюция или независимое изобретение имели место на протяжении всей истории; они утверждают, что все основные изобретения и все культуры восходят к одной культуре. [5]
Ранние теории гипердиффузионизма можно проследить до идей о том, что Южная Америка является местом происхождения человечества. Антонио де Леон Пинело , испанец, поселившийся в Боливии , утверждал в своей книге Paraíso en el Nuevo Mundo, что райский сад и сотворение человека произошли на территории современной Боливии, а остальной мир был населен миграциями из там. Аналогичных идей придерживался и Эметерио Вильямиль де Рада; в своей книге «La Lengua de Adán» он попытался доказать, что аймара был исходным языком человечества и что человечество зародилось в Сорате в боливийских Андах . Первая научная защита человечества, зародившаяся в Южной Америке, исходила от аргентинского палеонтолога Флорентино Амегино в 1880 году, который опубликовал свои исследования в La antigüedad del hombre en el Plata . [6]
Работы Графтона Эллиота Смита спровоцировали возрождение гипердиффузионизма в 1911 году; он утверждал, что меди знания о производстве распространились из Египта в остальной мир вместе с мегалитической культурой. [7] Смит утверждал, что все основные изобретения были сделаны древними египтянами и принесены в остальной мир мигрантами и путешественниками. Его взгляды стали известны как «египтоцентрический-гипердиффузионизм». [8] Уильям Джеймс Перри развил гипотезу Смита, используя этнографические данные. Другим гипердиффузионистом был лорд Рэглан ; в своей книге «Как возникла цивилизация» (1939) он писал, что вместо Египта вся культура и цивилизация пришли из Месопотамии . [9] После этого гипердиффузионизм не исчез полностью, но в целом от него отказались ведущие научные круги.
Средневековая Европа
[ редактировать ]Теория диффузии была развита [ по мнению кого? ] как объяснение « европейского чуда », принятия технологических инноваций в средневековой Европе , кульминацией которого к 19 веку стало то, что европейские технологические достижения превзошли исламский мир и Китай . [10] Технологический импорт в средневековую Европу включает порох , часовые механизмы, судостроение , бумагу и ветряные мельницы ; однако в каждом из этих случаев европейцы не только переняли технологии, но и улучшили масштабы производства, присущие технологии и приложения до такой степени, что явно превзошли эволюцию оригинального изобретения в стране его происхождения.
Есть также некоторые историки, которые задаются вопросом, действительно ли Европа обязана развитием таких изобретений, как порох, компас, ветряная мельница или книгопечатание, китайцам или другим культурам. [11] [12] [13]
Однако историк Питер Франкопан утверждает, что влияние, особенно торговля, через Ближний Восток и Центральную Азию в Китай по Шелковому пути, упускается из виду в традиционных историях «возвышения Запада». Он утверждает, что Возрождение финансировалось за счет торговли с Востоком (из-за упадка Византии от рук Венеции и Четвертого крестового похода) и что торговля позволила поделиться идеями и технологиями с Европой. Но постоянные войны и соперничество в Европе означали, что существовало чрезвычайное эволюционное давление для развития этих идей ради военного и экономического преимущества, а также отчаянная необходимость использовать их для расширения. [14]
Споры
[ редактировать ]Хотя концепция диффузии в целом широко принята, предположения о существовании или степени диффузии в некоторых конкретных контекстах вызывают горячие споры. Примером таких споров является предположение Тура Хейердала о том, что сходство между культурой Полинезии и доколумбовыми цивилизациями Анд обусловлено диффузией от последних к первым — теория , которая в настоящее время имеет мало сторонников среди профессиональных антропологов . [15] [16] [17] [18] [19]
Авторы
[ редактировать ]Основной вклад в исследования и теорию межкультурного распространения включают:
См. также
[ редактировать ]- Культурное присвоение
- Демическая диффузия
- Распространение инноваций
- Мем
- Доколумбовый трансокеанский контакт
Примечания
[ редактировать ]- ^ Домош, Мона (2013). Человеческая мозаика: культурный подход к человеческой географии (двенадцатое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WH Freeman and Company. стр. 10–12. ISBN 978-1-4292-4018-5 .
- ^ Домош, Мона (2013). Человеческая мозаика: культурный подход к человеческой географии (двенадцатое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WH Freeman and Company. п. 12. ISBN 978-1-4292-4018-5 .
- ^ В контексте индоарийской миграции ; Мэллори, «Европейский взгляд на индоевропейцев в Азии». У народов Восточной и Центральной Азии в эпоху бронзы и раннего железа . Эд. Майр. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека (1998).
- ^ Этот термин представляет собой «полушутливую» механическую аналогию, обозначающую «пулю», кончиком которой является материальная культура, а «зарядом» - язык и социальная структура. При «вторжении» в принимающую культуру мигранты «отбрасывают» свою материальную культуру («наконечник»), возможно, сохраняя при этом свой «заряд» языка и, в меньшей степени, социальных обычаев (т.е. эффектом является культура диаспоры , которая в зависимости от политической ситуации может образовывать либо субстрат , либо суперстрат внутри принимающей культуры).
- ^ Легенды и предания Америки до 1492 года: энциклопедия посетителей, исследователей и иммигрантов, Рональд Х. Фритце, 1993, стр. 70
- ^ Индейцы Анд: аймара и кечуа, Гарольд Осборн, 2004, стр. 2–3.
- ^ Словарь антропологов Routledge, Жеральд Гайяр, 2004, стр. 48
- ^ Мегалиты, мифы и люди: Введение в астроархеологию, Питер Ланкастер Браун, 2000, с. 267
- ^ Социокультурная эволюция: расчет и непредвиденные обстоятельства, Брюс Г. Триггер, 1998, с. 101
- ^ Карло М. Чиполла, До промышленной революции: европейское общество и экономика 1000–1700, WW Norton and Co., Нью-Йорк (1980) ISBN 0-393-95115-4
- ^ Питер Джексон: Монголы и Запад , Пирсон Лонгман 2005, с. 315
- ^ Дональд Ф. Лах : Азия в процессе создания Европы . 3 тома, Чикаго, Иллинойс, 1965–93; I:1, стр. 82–83.
- ^ Роберт Бартлетт: Создание Европы. Завоевание, колонизация и культурные изменения 950–1350 гг. , Аллен Лейн, 1993 г.
- ^ «Шелковый путь: новая история мира» ISBN 9781101912379
- ^ Роберт К. Саггс. Островные цивилизации Полинезии , Нью-Йорк: Новая американская библиотека, стр. 212-224.
- ^ Кирх, П. (2000). По дорогам ветра: археологическая история островов Тихого океана до контакта с европейцами . Беркли : Издательство Калифорнийского университета , 2000 г.
- ^ Барнс, СС; и др. (2006). «Древняя ДНК тихоокеанской крысы (Rattus exulans) с Рапа-Нуи (остров Пасхи)» (PDF) . Журнал археологической науки . 33 (11): 1536. Бибкод : 2006JArSc..33.1536B . дои : 10.1016/j.jas.2006.02.006 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 г.
- ↑ Физические и культурные данные уже давно позволяют предположить, что Полинезия была заселена с запада на восток, а миграция началась с материковой части Азии , а не из Южной Америки. В конце 1990-х годов генетическое тестирование показало, что митохондриальная ДНК полинезийцев больше похожа на людей из Юго-Восточной Азии, чем на людей из Южной Америки, показывая, что их предки, скорее всего, были выходцами из Азии.
- ^ Фридлендер, Дж.С.; и др. (2008). «Генетическая структура жителей островов Тихого океана» . ПЛОС Генетика . 4 (1): е19. дои : 10.1371/journal.pgen.0040019 . ПМК 2211537 . ПМИД 18208337 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фробениус, Лео. Западноафриканская культура. Сообщения Петерманна 43/44 , 1897/98 г.
- Кребер, Альфред Л. (1940). «Диффузия стимула». Американский антрополог 42 (1), январь – март, стр. 1–20.
- Роджерс, Эверетт (1962) Распространение инноваций . Нью-Йорк: Свободная пресса Glencoe, Macmillan Company.
- Соренсон, Джон Л. и Карл Л. Йоханнессен (2006) «Биологические доказательства доколумбовых трансокеанских путешествий». В: Контакт и обмен в древнем мире . Эд. Виктор Х. Майр. Гавайский университет Press , стр. 238–297. ISBN 978-0-8248-2884-4 ; ISBN 0-8248-2884-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Диффузионизм и аккультурация», Гейл Кинг и Меган Райт, «Антропологические теории» , доктор медицинских наук Мерфи (редактор), факультет антропологии Колледжа искусств и наук Университета Алабамы.