Миграционизм и диффузионизм
Термин «миграционизм» в истории археологической теории противопоставлялся термину «диффузионизм» (или «иммобилизм») как средство различения двух подходов к объяснению распространения доисторических археологических культур и инноваций в артефактах .Миграционный подход объясняет культурные изменения с точки зрения миграции людей , в то время как диффузионизм опирается на объяснения, основанные на транскультурном распространении идей, а не на популяциях ( горшки, а не люди). [1] ).
Западная археология первой половины 20-го века полагалась на предположение, что миграция и вторжение являются движущей силой культурных изменений. Это подверглось критике со стороны процессуалистов в 1960-х и 1970-х годах, что привело к появлению нового мейнстрима, отвергавшего «миграционный подход» как устаревший. [2] С 1990-х годов возобновился интерес к «миграционистским» сценариям, поскольку археологи пытались найти археологические рефлексы миграций, которые, как известно, имели место исторически.С 2000-х годов развитие археогенетики открыло новые возможности для исследований, основанные на анализе древней ДНК .
Кристиансен (1989) утверждал, что причины принятия «иммобилизма» в эпоху холодной войны были идеологическими и проистекали из акцента на политических решениях, вытесняющих военные действия. [3]
История
[ редактировать ]« Диффузионизм » в своем первоначальном использовании в 19 и начале 20 веков не исключал миграции или вторжения. Скорее, это был термин, обозначающий любое распространение культурных инноваций, в том числе путем миграции или вторжения, в отличие от «эволюционизма», предполагающего независимое появление культурных инноваций в процессе параллельной эволюции , называемого «культурным эволюционизмом».
Оппозиция миграционизму, как утверждалось в 1970-х годах, имела идеологический компонент антинационализма, заимствованный из марксистской археологии , восходящей к В. Гордону Чайлду , который в межвоенный период объединил «эволюционизм» и «диффузионизм» и отстаивал промежуточную позицию, согласно которой каждое общество развивался по-своему, но находился под сильным влиянием распространения идей из других мест. В отличие от умеренной позиции Чайльда, которая допускала распространение идей и даже умеренную миграцию, советская археология придерживалась формы крайнего эволюционизма. которая объясняла все культурные изменения, начиная с классовой напряженности, внутренней для доисторических обществ. [4]
В 1970-х годах «миграционный подход» потерял популярность в основной западной археологии. Адамс (1978:483f.) описал миграцию как «ad hoc объяснение культурных, языковых и расовых изменений в таком необычайном количестве индивидуальных случаев, что говорить о миграционистской школе объяснения кажется вполне уместным». Адамс (стр. 484) утверждал, что преобладание миграционного движения «вплоть до середины прошлого [19-го] века» можно объяснить тем, что оно «было и остается единственным объяснением культурных изменений, которое можно легко согласовать с буквальным толкованием Ветхий Завет», и как таковой представляет собой устаревший « креационистский » взгляд на предысторию, которому теперь предстоит бросить вызов «небиблейским, антикреационистским» взглядам.Адамс (стр. 489) принимает только как «неизбежные» миграционные сценарии, касающиеся первого заселения региона, такие как первое заселение Америки «посредством одной или нескольких миграций через Берингов мост» и «последовательные зачистки Дорсета». и народов Туле в канадской Арктике».
В то время как Адамс критиковал миграцию идентифицируемых «народов» или «племён» как «креационистское» наследие, основанное на библейском буквализме, Смит (1966) выдвинул аналогичный аргумент, деконструируя идею «наций» или «племен» как «примордалистское» заблуждение, основанное на современном национализме. [5] Историк Алекс Вульф отмечает, что «в сознании некоторых ученых иммобилизм обвинялся в левом кэше [ sic ]; те, кто проявлял слишком большой интерес к этническому или расовому происхождению людей, которых они изучали, были, как намекнули, виновными». расистских тенденций». [6]
Хотя основная западная археология придерживалась умеренных сценариев миграционизма, несмотря на такую критику, она все же отошла от «инвазионизма». Основная точка зрения стала изображать доисторические культурные изменения как результат постепенной, ограниченной миграции небольшого населения, которое, следовательно, станет влиятельным в распространении новых идей, но мало внесет вклад в биологическое происхождение последующей культуры.
Таким образом, основная точка зрения на неолитическую революцию в Европе, разработанная (особенно немецким археологом Йенсом Люнингом) с 1980-х годов, утверждает, что «небольшая группа иммигрантов побудила устоявшихся жителей Центральной Европы сеять и доить» в процессе распространения «быстрым темпом, в духе «мирного сотрудничества»» [7] Миграция обычно рассматривалась как медленный процесс, включающий переезд семейных групп в новые районы и расселение среди коренного населения, описываемый как «демическая диффузия» или «волна прогресса», при которой население будет в основном оседлым , но будет расширяться за счет колонизации новую территорию последующими поколениями.
Вопрос оставался неразрешимым до появления археогенетики в 1990-х годах. Быстрое развитие новой области с 2000-х годов привело к увеличению количества исследований. представление количественных оценок генетического воздействия мигрирующих популяций. В ряде случаев это привело к возрождению сценария «вторжения» или «массовой миграции» (в случае неолитической революции в Европе) . [7] ) или, по крайней мере, предположили, что масштабы доисторической миграции были недооценены (например, в контексте индоевропейской экспансии было подсчитано, что люди ямной культуры в Восточной Европе составляли 73% предков людей, относящихся к Культура шнуровой керамики в Германии и примерно 40–54% от происхождения современных жителей Центральной и Северной Европы. [8] [9] )
В британской археологии дебаты между «миграционизмом» и «иммобилизмом» особенно развернулись на примере англосаксонского поселения в Британии . Традиционный взгляд на этот процесс, широко поддерживаемый имеющимися текстовыми свидетельствами, заключался в том, что это было массовое вторжение, в ходе которого пришельцы-англосаксы вытеснили коренных романо-британских жителей на западные окраины острова. Во второй половине 20-го века археологи выступили против этой точки зрения и допустили движение только небольшой англосаксонской «воинственной элиты», которая постепенно аккультурировала романо-британцев. [10] [11] Однако в последние годы, благодаря сочетанию факторов (включая современные генетические исследования британского населения и наблюдаемые миграции), большинство ученых в Британии вернулись к более миграционистской перспективе и отметили, что масштабы расселения англосаксов и выживание романо-британцев, вероятно, варьировалось в зависимости от региона. [12] [13] [14] [15] [16]
См. также
[ редактировать ]- культурный кружок
- Стратум (лингвистика)
- оседлость
- Досовременная миграция людей
- Список вторжений
- Вторжения на Британские острова
- Индоевропейская экспансия
- Курганская гипотеза
- Дорическое вторжение
- Миссионер
- Монгольские нашествия
- Кочевая империя
- Тюркская экспансия
- Российское вторжение в Украину
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэрол Крамер, «Горшки и люди»; Луи Д. Левин и Т. Кальер Янг (ред.), Горы и низменности: Очерки археологии Большой Месопотамии; Малибу, Ундена, 1977 год; цитируется по Сержу Клезиу, «Введение», Объекты и символы: от материальной культуры к культурному пространству: материалы 1-го Дня докторской археологии, Париж, 20 мая 2006 г., изд. Лоран Деннекен, Гийом Жерне и Джессика Жиро, Париж: Сорбонна, 2009, ISBN 9782859446222 , с. 18, н. 12.
- ^ Процессуальная археология была далее деконструирована « Постпроцессуальной археологией », которая отрицала возможность когда-либо формировать объективные выводы, основанные на археологических данных, и осуждала «материалистические интерпретации прошлого» как этически и политически безответственные.
- ^ «Датский археолог Кристиансен (1989) предположил, что причины растущей популярности иммобилизма кроются в послевоенной деколонизации и в развитие государства всеобщего благосостояния. В общественной сфере это привело к акценту на политическую эволюцию, а не на военные решения; в археологии это было переведено в веру в автохтонное развитие, а не в «вторжения». Хярке (1998), цитируя Хиллса, К., «Англо-саксонское поселение в Англии. Состояние исследований в Британии в конце 1980-х годов» , в: Ausgewählte Issuee europäischer Landnahmen des Früh- und Hochmittelalters , изд. М. Мюллера, (1993), стр. 310. Архивировано 13 июля 2017 года в Wayback Machine .
- ^ «Предполагалось, что технологии развиваются из-за внутренних противоречий внутри обществ. Это требовало, чтобы при любом объяснении культурных изменений основной акцент должен был быть сделан на развитии общества. Стандартная серия технологических эпох была заменена однолинейной последовательностью социальных стадии, каждая из которых характеризовалась отличительными производительными силами, производственными отношениями и идеологией [...] Миграция была исключена как способ объяснения изменений в археологических данных, и сильный упор был сделан на независимое параллельное развитие». Триггер, Брюс, Гордон Чайлд: Революции в археологии (1980), стр. 93
- ^ Энтони Д. Смит, «Этническое происхождение наций» (Оксфорд, 1966), стр. 6 и далее, ввел термин «примордалистский», чтобы отделить этих мыслителей от тех, кто рассматривает этническую принадлежность как ситуативную конструкцию.
- ^ Алекс Вульф, От Пиктленда до Альбы, 709-1070 (2007: Издательство Эдинбургского университета), стр. 291
- ^ Jump up to: а б Маттиас Шульц, Неолитическая иммиграция: как любители молока с Ближнего Востока завоевали Европу , Spiegel Online (2010).
- ^ Циммер, Карл (10 июня 2015 г.). «ДНК расшифровывает корни современных европейцев» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Кочевники-скотоводы оставили сильный генетический след в европейцах и азиатах» , 10 июня 2015 г., Энн Гиббонс, Science (AAAS)
- ↑ Фрэнсис Прайор, Великобритания , 2004 г.
- ^ Уорд-Перкинс, Брайан. «Почему англосаксы не стали более британскими?» The English Historical Review 115.462 (2000): стр. 523. Архивировано 27 сентября 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Дарк, Кен Р. (2003). «Массовое перемещение населения в Британию и обратно к югу от Стены Адриана в четвертом-шестом веках нашей эры» (PDF) .
- ^ Тоби Ф. Мартин, Крестообразная брошь и англосаксонская Англия , Boydell and Brewer Press (2015), стр. 174-178
- ^ Херке, Генрих. «Англосаксонская иммиграция и этногенез» . Средневековая археология 55.1 (2011): 1–28. Архивировано 26 сентября 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Кэтрин Хиллс, «Англосаксонская миграция: археологический пример разрушения», в книге « Миграция и разрушения: на пути к объединяющей теории древних и современных миграций» , изд. Бренда Дж. Бейкер и Такеюки Цуда (2015: Университетское издательство Флориды), стр. 47–48.
- ^ Стюарт Брукс и Сьюзан Харрингтон, Королевство и народ Кента, 400-1066 гг. н.э. , стр. 24
- Адамс, Вайоминг; Гервен, ДПВ; Леви, RS (октябрь 1978 г.). «Отступление от миграционного движения». Ежегодный обзор антропологии . 7 : 483–532. doi : 10.1146/annurev.an.07.100178.002411 .
- Джон Чепмен, Хелена Хамероу (ред.), Миграции и вторжения в археологических объяснениях , Archaeopress, 1997, ISBN 9780860548577 .
- Кляйншмидт, Харальд. Люди в движении: отношение и восприятие миграции в средневековой и современной Европе . Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2003. Печать.
- Генрих Хярке, Археологи и миграции , Современная антропология, том. 39, № 1 (февраль 1998 г.), стр. 19–46.
- Финнеран, Н. (2003). «Постоянство памяти: национальная идентичность и миграционизм: пример африканской и эфиопской археологии» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 3 : 21–37. дои : 10.1111/j.1754-9469.2003.tb00035.x . ISSN 1473-8481 .
- «История исследований, касающихся принятия и расширения аграрных практик и обществ» . Акта Археологика . 85 (1): 11–29. 2014. doi : 10.1111/j.1600-0390.2014.00922.x . Проверено 1 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Разиб Хан , Völkerwanderung возвращается с удвоенной силой (обзор книги Питера Хизера , Империи и варвары: Падение Рима и рождение Европы , 2010), Discover Magazine, 17 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 января 2011 г.