Культурализм
В философии и социологии культурализм или ( новый гуманизм гуманизм Знанецкого ) занимает центральное место в культуре как организующей силе в человеческих делах. [1] [2] [3] Его также описывают как онтологический подход, стремящийся устранить простые двойственные связи между, казалось бы, противоположными явлениями, такими как природа и культура. [4]
Происхождение [ править ]
Флориан Знанецкий (1882–1958) — американский философ и социолог польского происхождения. Культурализм Знанецкого был основан на философии и теориях Мэтью Арнольда ( «Культура и анархия» ), Фридриха Ницше ( волюнтаризм ), Анри Бергсона ( творческий эволюционизм ), Вильгельма Дильтея ( философия жизни ), Уильяма Джеймса , Джона Дьюи ( прагматизм ) и Фердинанда К. Шиллер ( гуманизм ). [5] Он синтезировал их тезисы и разработал оригинальную гуманистическую позицию, которая впервые была представлена в «Культурной реальности». [6]
Философия Знанецкого отдавала предпочтение преимуществам рационального, систематического знания. [7] Он также пытался примирить нити феноменологических и прагматических взглядов , чтобы противостоять натурализму . [7] Помимо натурализма, [3] [8] [9] Знанецкий критиковал ряд преобладающих в то время философских взглядов: интеллектуализм , [10] идеализм , [8] реализм , [8] и рационализм . [3] Он также критиковал иррационализм и интуиционизм . [10] Его критика стала основой новой теоретической основы в форме культурализма. [8] [9] [11]
Характеристики [ править ]
«Культурализм» Знанецкого представлял собой онтологический и эпистемологический подход, направленный на устранение дуализма, такого как вера в то, что природа и культура являются противоположными реальностями. [9]
Такой подход позволил ему «определить социальные явления в культурных терминах». [1] Знанецкий доказывал важность культуры , отмечая, что наша культура формирует наш взгляд на мир и наше мышление. [12] Знанецкий отмечает, что, хотя мир состоит из физических артефактов, мы на самом деле не способны изучать физический мир иначе, как через призму культуры. [13]
Среди фундаментальных аспектов философии культурализма можно выделить две категории: ценность и действие. [9] Эльжбета Халас , которая называет это «антитезой интеллектуальным догмам натурализма», выделяет следующие предположения: [10]
- «Необходимо преодолеть субъектно-объектный дуализм и объединить мысль с действительностью».
- «Реальность — это не абсолютный порядок, а изменения в творческой эволюции».
- «Все образы мира относительны».
- «Неверно противопоставлять природу и культуру или подчинять культуру природе».
- «Ценность — самая общая категория описания реальности».
Философия культурализма Знанецкого заложила основу для его более широкой теоретической системы, основанной на другой его концепции — « гуманистическом коэффициенте ». [14] Хотя первоначально это была философская концепция, [3] Культурализм получил дальнейшее развитие Знанецкого для обоснования его социологических теорий. [5]
Культурализм Знанецкого повлиял на современные социологические взгляды на антипозитивизм и антинатурализм . [15]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халас (2010), стр. 12.
- ^ Халас (2010), стр. 214.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дульчевский (1984), стр. 186–187.
- ^ Фриман, Мэтью (2016). Индустриальные подходы к СМИ: методологический путь к отраслевым исследованиям . Лондон: Спрингер. п. 133. ИСБН 978-1-137-55175-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халас (2010), стр. 51.
- ^ Ритцер, Джордж (2004). Энциклопедия социальной теории . Лондон: Публикации SAGE. п. 897. ИСБН 978-1-4522-6546-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халас, Эльжбета (2010). На пути к Всемирному культурному обществу: культурализм Флориана Знанецкого . ПитерЛанг. стр. 52. ISBN 978-3-631-59946-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Петр Кавецкий (1999). «Героизм и близость постмодернистской морали» . В Бо-Страте; Нина Витошек (ред.). Постмодернистский вызов: перспективы Востока и Запада . Родопи. стр. 129–130. ISBN 978-90-420-0755-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Халас (2010), стр. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Халас (2010), стр. 52.
- ^ Штомпка (2002), стр. 52–53.
- ^ Дульчевский (1984), стр. 187–188.
- ^ Дульчевский (1984), с. 189.
- ^ Халас (2010), стр. 55, 172.
- ^ Штомпка (2002), с. 2425.
Источники [ править ]
- Дульчевский, Зигмунт (1984). Флориан Знанецкий: жизнь и творчество (на польском языке). Познаньское издательство. ISBN 978-83-210-0482-2 .
- Халас, Эльжбета (2010). На пути к Всемирному культурному обществу: культурализм Флориана Знанецкого . ПитерЛанг. ISBN 978-3-631-59946-4 .
- Штомпка, Петр (2002). Социология: анализ общества . Знак. ISBN 978-83-240-0218-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Халас, Э. (1 ноября 2006 г.). «Классическая культурсоциология: влияние Флориана Знанецкого в новом свете». Журнал классической социологии . 6 (3): 257–282. дои : 10.1177/1468795X06069678 . S2CID 145058214 .