Гуманистический коэффициент
Гуманистический коэффициент ( польский : współczynnik humanistyczny ) — это концептуальный объект , методологический принцип или метод проведения социальных исследований , при котором анализ данных подчеркивает воспринимаемую значимость анализируемого опыта для их участников. [1] Термин был придуман польским социологом Флорианом Знанецким . [2]
Знанецкий ввел этот термин на польском языке в своей работе «Wstęp do socjologii» («Введение в социологию», 1922 г.) и перевел его на английский язык как «гуманистический коэффициент» в своей книге «Объект социологии» (1927 г.). [2]
Определения
[ редактировать ]Грубо говоря, гуманистический коэффициент — это разница между попыткой описать или объяснить социальные факты , как если бы они были чисто физическими явлениями , или вместо этого сделать это, приняв во внимание культуру народа , или среду в которой эти факты происходят.
По словам Знанецкого: «Наблюдатель культурной жизни может понять наблюдаемые данные только с учетом «гуманистического коэффициента» , только если он не ограничивает свое наблюдение собственным непосредственным переживанием данных, а реконструирует опыт и данные в социальный контекст вовлеченных людей». [3] В другом месте он писал: «Этот существенный характер культурных данных мы называем гуманистическим коэффициентом, потому что такие данные, как объекты теоретического размышления учащегося, уже принадлежат чужому опыту и таковы, какими делает их этот активный опыт». [4]
Петр Штомпка определяет гуманистический коэффициент как «связь, которая существует между каждым социальным фактом , действиями и опытом отдельных людей, и вытекающую из этого потребность в том, чтобы эти факты изучались с конкретной точки зрения, что требует исследования, чтобы поставить его или ее в положение эти личности». [5] Эльжбета Халас, в свою очередь, определяет это как «понятие конструирования и реконструкции реальности человеческим коллективом» , что, таким образом, связано с концепцией социального конструктивизма . [2]
Значение
[ редактировать ]Согласно концепции гуманистического коэффициента, все социальные факты создаются социальными акторами и могут быть поняты только с их точки зрения. [6] Никакие социальные факты не могут существовать без связи с некоторыми индивидами (хотя эта связь не обязательно должна осознаваться сознательно). [2] [7] Таким образом, социолог должен изучать реальность, пытаясь понять, как другие видят мир, а не как независимый наблюдатель (объективно); другими словами, ученому необходимо понять мир предмета. [6] [8] Кен Пламмер коротко формулирует это так: «объект исследования всегда связан с чьими-то человеческими значениями». [9]
Хотя некоторые критиковали подход гуманистических коэффициентов как слишком близкий к субъективизму , сам Знанецкий считал его антисубъективистским; он отметил, что социальные факты, такие как культурные системы, могут существовать, даже если никто не осознает их существования. [7] Он также критиковал любую ценность личных, субъективных наблюдений, утверждая, что такие наблюдения имеют ценность только в том случае, если их можно объективно описать. [10] И естественные, и социальные науки действуют в пределах гуманистического коэффициента, но естественные науки могут абстрагировать от него анализируемые явления, тогда как социальные науки методологически обязаны его учитывать. [11] Так, Знанецкий утверждал, что различие между естественными и социальными науками заключается не в различии между объективным и субъективным опытом, а в предмете изучаемого: для Знанецкого естественные науки изучают вещи, а социальные науки – культурные ценности. [7] Он рассматривал социологию как номотетическую науку, которая должна иметь возможность использовать ту же методологию, что и естественные науки. [12]
Гуманистический коэффициент касается онтологии культуры, но он также имеет эпистемологический аспект, поскольку описывает, как должны конструироваться социологические концепции в среде, где к социальным фактам, исследуемым исследователями, можно получить доступ только через опыт и действия субъектов, которых он или она изучают. наблюдает. [2]
Гуманистический коэффициент — важнейший элемент социологической теории Знанецкого. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страница польской философии: Флориан Знанецкий . Архивировано 19 декабря 2007 г., получено 1 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эльжбета Халас, Гуманистический подход Флориана Знанецкого , Глава III. Гуманистический коэффициент социологического порядка
- ↑ «Социальная роль человека знания Перефразировано из книги Флориана Знанецкого ». Первоначально опубликовано: Нью-Йорк: Harper & Row, 1968.
- ^ Серия «Социология» . АМУ, Издательство Научный. 1986. стр. 84 . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Петр Штомпка (2002). Социология: анализ общества . Знак. стр. 42. ISBN 978-83-240-0218-4 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Петр Штомпка (2002). Социология: анализ общества . Знак. стр. 2425. ISBN 978-83-240-0218-4 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Ежи Шацкий (2002). История социологической мысли . Национальное научное издательство. стр. 762–763. ISBN 978-8301138448 .
- ^ Ежи Шацкий (2002). История социологической мысли . Национальное научное издательство. стр. 761. ISBN 978-8301138448 .
- ^ д-р Майкл С. Льюис-Бек; Алан Э. Брайман; Тим Футинг Ляо (2004). Энциклопедия методов исследования социальных наук SAGE . МУДРЕЦ. стр. 466 –. ISBN 978-0-7619-2363-3 . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Ежи Шацкий (2002). История социологической мысли . Национальное научное издательство. стр. 776–777. ISBN 978-8301138448 .
- ^ Ежи Бжезинский (1985). Сознание: методологический и психологический подходы . Родопи. п. 81. ИСБН 978-90-6203-537-3 . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Ежи Шацкий (2002). История социологической мысли . Национальное научное издательство. стр. 772–773. ISBN 978-8301138448 .