Из офисов
![]() Титульный лист De Officiiis . Кристофер Фрошуэр – 1560 г. | |
Автор | Цицерон |
---|---|
Язык | Классическая латынь |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | 44 г. до н. э. |
Место публикации | Римская республика |
Исходный текст | De Officiis в Latin Wikisource |
De Officiis ( «Об обязанностях» , «Об обязательствах» или «О моральной ответственности» ) — трактат Марка Туллия Цицерона, написанный в 44 г. до н. э. , разделенный на три книги, в которых Цицерон излагает свою концепцию лучшего способа жить, вести себя и соблюдать моральные обязательства. В работе обсуждается, что почетно (Книга I), что выгодно (Книга II) и что делать, когда благородная и личная выгода явно противоречат друг другу (Книга III). В первых двух книгах Цицерон зависел от философа-стоика Панэтия , но третью книгу написал более независимо.
Предыстория [ править ]
De Officiis был написан в октябре – ноябре 44 г. до н. э., менее чем за четыре недели. [1] Это был последний год жизни Цицерона, ему было 62 года. Цицерон в это время все еще был активен в политике, пытаясь помешать революционным силам взять под контроль Римскую республику . Несмотря на его усилия, республиканская система не смогла возродиться даже после убийства Цезаря , а вскоре после этого был убит сам Цицерон.
Написание [ править ]
De Officiis написан в форме письма его сыну Цицерону Младшему , изучавшему философию в Афинах . Тем не менее, судя по форме, Цицерон писал, рассчитанный на более широкую аудиторию. Эссе было опубликовано посмертно.
Хотя Цицерон находился под влиянием академической , перипатетической и стоической школ греческой философии, в этой работе показано влияние философа-стоика Панэтия . [2] [3] Панэций был греческим философом, жившим в Риме около восьмидесяти лет назад. [4] Он написал книгу «Об обязанностях» ( греч . Περὶ Καθήκοντος ), в которой разделил свой предмет на три части, но оставил работу незавершенной на третьем этапе. [4] Хотя Цицерон опирается на многие другие источники, в своих первых двух книгах он довольно близко следует по стопам Панэция. [5] Третья книга более самостоятельна, [5] и Цицерон отрицает, что был в долгу перед любыми предыдущими авторами по этому вопросу. [6] Майкл Грант сообщает нам, что «сам Цицерон, кажется, считал этот трактат своим духовным завещанием и шедевром». [7]
Цицерон призывал своего сына Марка следовать природе и мудрости, а также политике, и предостерег от удовольствий и праздности. Эссе Цицерона во многом опирается на анекдоты , гораздо больше, чем другие его произведения, и написано в более неторопливом и менее формальном стиле, чем другие его произведения, возможно, потому, что он написал его в спешке. Как и , « сатиры Ювенала Цицерона De Officiis» часто обращается к текущим событиям своего времени.
Содержание [ править ]

В произведении обсуждается, что почетно (Книга I), что целесообразно или выгодно (Книга II) и что делать, когда почетное и целесообразное конфликтуют (Книга III). Цицерон говорит, что они одинаковы и только кажутся конфликтующими. В книге III Цицерон выражает свои собственные идеи. [8]
Книга I [ править ]
Первая книга посвящена тому, что само по себе благородно. [6] Он показывает, насколько истинно наши обязанности основаны на чести и добродетели. [6] Четыре составные части добродетели — это истина, справедливость, сила духа и благопристойность, и наши обязанности основаны на правильном их восприятии. [6]
Книга II [ править ]
Во второй книге подробно рассматриваются те обязанности, которые связаны с личной выгодой и улучшением жизни. [6] В книге основное внимание уделяется политическому прогрессу и средствам, используемым для достижения богатства и власти. [6] К почетным средствам завоевания популярности относятся щедрость, вежливость и красноречие. [6]
Книга III [ править ]
В третьей книге обсуждается выбор, который следует сделать, когда возникает очевидный конфликт между добродетелью и целесообразностью. [6] Истинная добродетель никогда не может конкурировать с частной выгодой. [6] Таким образом, ничто не должно считаться полезным или выгодным, если не является строго добродетельным, и не должно быть никакого разделения принципов добродетели и целесообразности. [6]
Цицерон предлагает некоторые правила для случаев сомнения, когда кажущаяся полезность вступает в конкуренцию добродетели. [6] Он исследует, в каких ситуациях можно с честью искать личную выгоду. [6] Он берет примеры из римской истории, например, случай с Марком Атилием Регулом , который был освобожден карфагенянами для переговоров о мире, посоветовал римскому сенату отклонить предложения и выполнил свою клятву, вернувшись в Карфаген . [6]
Темы [ править ]
De Officiis был охарактеризован как попытка определить идеалы общественного поведения. [9] В нескольких местах он критикует недавно свергнутого диктатора Юлия Цезаря и его диктатуру в целом. Цицерон утверждает, что отсутствие политических прав развращает моральные добродетели. Цицерон также говорит о естественном законе , который, как говорят, управляет обоими людьми. [10] и боги одинаково. [11]
Наследие [ править ]
Наследие произведения глубоко. Хотя это и не христианский труд, в 390 году св. Амвросий объявил его законным для Церковью использования Цицерон и столь же популярный римский философ Сенека (наряду со всем остальным, что написали оно стало моральным авторитетом ). В Средние века . Из отцов Церкви известно , св. Августин , св. Иероним и особенно св. Фома Аквинский . что с ним были знакомы [12] Ее важность подтверждает тот факт, что в библиотеках по всему миру сохранилось около 700 рукописных экземпляров, датируемых еще до изобретения печатного станка . Хотя это не превосходит 900 дошедших до нас рукописных копий латинского грамматика Присциана , оно ставит De Officiis намного выше многих классических произведений. После изобретения станка печатного «De Officiis» стала третьей напечатанной книгой — третьей после Библии Гутенберга и Доната «Ars Minor» , которая была первой печатной книгой. [а]
Петрарка , отец гуманизма и лидер возрождения классического образования, защищал Цицерона. Некоторые из его работ основаны на принципах De Officiis . [14] Принц Петр, герцог Коимбры , член Ордена Подвязки, перевел трактат на португальский язык в 1437 году, что свидетельствует о широком распространении этого труда в средневековых дворах. [15] Католический гуманист Эразм опубликовал в Париже в 1501 году собственное издание. Его энтузиазм по поводу этого нравственного трактата выражен во многих произведениях. [14] [16] Немецкий гуманист Филип Меланхтон основал De Officiis в лютеранских гуманистических школах. [14]

Т. В. Болдуин сказал, что «во времена Шекспира De Officiis был вершиной моральной философии». [17] Сэр Томас Элиот в своем популярном «Губернаторе » (1531) перечисляет три основных текста для воспитания молодых джентльменов: Платона труды Аристотеля , «Этика» и «De Officiis» . [18]
В 17 веке это был стандартный текст в английских школах ( Вестминстер и Итон) и университетах (Кембридж и Оксфорд). Его широко обсуждали Гуго Гроций и Самуэль фон Пуфендорф . [19] Гроций в значительной степени опирался на De Officiis в своем главном труде « О праве войны и мира» . [14] Это повлияло на Роберта Сандерсона и Джона Локка . [19]
В 18 веке Вольтер сказал о De Officiis : «Никто никогда не напишет ничего более мудрого». [20] Фридрих Великий так высоко оценил эту книгу, что попросил ученого Кристиана Гарве сделать ее новый перевод, хотя с 1756 года уже было два немецких перевода. В результате проекта Гарве было создано 880 дополнительных страниц комментариев.
В 1885 году город Перуджа был потрясен кражей иллюминированной рукописи De Officiis из городской библиотеки Августы . Главный библиотекарь Адамо Росси , известный учёный, первоначально подозревался, но был реабилитирован после длительного административного и судебного расследования. Виновник кражи так и не был найден. Подозрение пало на дворника, который через несколько лет разбогател настолько, что построил себе прекрасный дом. Бывший дом дворника жители Перуджи прозвали «Виллой Цицерона».
2002 года Мемориал Джорджа Мейсона в Вашингтоне, округ Колумбия, включает De Officiis как элемент статуи сидящего Мейсона.
«De Officiis» продолжает оставаться одним из самых популярных произведений Цицерона из-за своего стиля и изображения политической жизни Рима в период республики.
Сноски [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Марк Туллий Цицерон и П.Г. Уолш. Об обязательствах . 2001, с. IX
- ^ Аткинс и Гриффин 1991 , с. XIX
- ^ Цицерон, Миллер: На дежурстве , iii. 23
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данлоп 1827 , с. 257
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер 1913 , с. xiv
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Данлоп 1827 , с. 258
- ^ Цицерон, Грант: «Избранные произведения», с. 158
- ^ Цицерон, Грант: «Избранные произведения», с. 157
- ^ Марк Туллий Цицерон и П.Г. Уолш. Об обязательствах . 2001, с. ххх
- ^ Аткинс и Гриффин 1991 , с. xxvi
- ^ Цицерон, Миллер: На дежурстве , Книга III. т. 23
- ^ Ханнис Тейлор, Цицерон: Очерк его жизни и творчества , AC McClurg & Co. 1916, стр. 9
- ^ Юрген Леонхардт , Латынь: мировой язык (Belknap Press 2013), с. 99.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Цицерон; Уолш: «Об обязательствах», стр. xliii – xliv.
- ^ Мануэль Кадафаз де Матос, « Присутствие Цицерона в творчестве португальских мыслителей 15-го и 16-го веков (1436-1543) », Humanitas 46 (1994)
- ^ Послания Эразма 152
- ^ TW Болдуин, «Маленькая латынь и меньше греческого Уильяма Шекспира», Vol. 2, Университет Иллинойса, 1944, с. 590, доступно в Интернете. Архивировано 3 марта 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Сэр Томас Элиот, Боке по имени губернатор , Vol. 1, Кеган Пол, Тренч и Ко, 1883, стр. 91–94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Маршалл , «Джон Локк: сопротивление, религия и ответственность», Cambridge University Press, 1994, стр. 162, 164, 299.
- ^ Вольтер, Цицерон , Философский словарь, часть 2. Ориг. Опубликовано в 1764 г.
Ссылки [ править ]
- Аткинс, Э.М.; Гриффин, MT (1991), Цицерон: Об обязанностях (Кембриджские тексты по истории политической мысли) , Cambridge University Press
- Данлоп, Джон (1827), История римской литературы от ее самого раннего периода до эпохи Августа , том. 1, Э. Литтел
- Миллер, Уолтер (1913), Цицерон: de Officiis , Классическая библиотека Леба, издательство Гарвардского университета
Дальнейшее чтение [ править ]
- Почему Цицерон «De Officiis» ? Бен Р. Шнайдер-младший, почетный профессор английского языка Университета Лоуренса.
- Аткинс, Э.М.; Цицерон, Марк Туллий; Гриффин, М.Т., Цицерон: Об обязанностях ( Кембриджские тексты по истории политической мысли ), Cambridge University Press (1991)
- Цицерон, Марк Туллий; Грант, Майкл, «Избранные произведения», Penguin Classics (1960)
- Цицерон, Марк Туллий; Миллер, Уолтер, «Об обязанностях», Классическая библиотека Леба № 30 (1913)
- Цицерон; Уолш, П.Г., Об обязательствах , Oxford University Press (2001).
- Дайк, Эндрю Р., Комментарий к Цицерону, De Officiis , Анн-Арбор, The University of Michigan Press (1996)
- Гриффин, Мириам Т. и Маргарет Э. Аткинс, Цицерон. Об обязанностях , Издательство Кембриджского университета (1991)
- Нельсон, Н. Е., Цицерона De Officiis в христианской мысли , Исследования языка и литературы Мичиганского университета 10 (1933)
- Ньютон, Бенджамин Патрик, Марк Туллий Цицерон: Об обязанностях ( Agora Editions ), Cornell University Press (2016)
- Вульф, Рафаэль (2023). «De Officiis» Цицерона: критическое руководство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316518014 .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Officiiis, на Викискладе?
В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: De Officiis.
- De Officiis на латыни и английском языке в проекте «Персей»
- De Officiis - латынь с английским переводом Уолтера Миллера (1913) - классической библиотеки Леба , Интернет-архив издание
- De Officiiis , английский перевод Уолтера Миллера (1913), Lacus Curtius
- Об услугах в Project Gutenberg
De Officiis , английский перевод Уолтера Миллера, общедоступная аудиокнига на LibriVox
- De Officiis онлайн на латыни в Латинской библиотеке
- De Officiis – Из отдела редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса.