Немецкая колонизация Вальдивии, Осорно и Льянкиуэ
С 1850 по 1875 год около 30 000 немецких иммигрантов поселились в регионе вокруг Вальдивии , Осорно и Льянкиуэ на юге Чили в рамках государственной схемы колонизации . Некоторые из этих иммигрантов покинули Европу после немецких революций 1848–1849 годов . Они привезли в Чили навыки и активы ремесленников, фермеров и торговцев, способствуя экономическому и промышленному развитию зарождающейся страны.
Немецкая колонизация Вальдивии, Осорно и Льянкиуэ считается первой из трех волн немецкого поселения в Чили: вторая длилась с 1882 по 1914 год, а третья - с 1918 года. [1] Поселение этнических немцев оказало длительное влияние на общество, экономику и географию Чили в целом и Южного Чили в частности.
История
[ редактировать ]Ранняя колонизация
[ редактировать ]Начиная с 1842 года немецкий эмигрант Бернхард Юном Филиппи направил чилийскому правительству предложение о немецкой колонизации Южного Чили; он представил вторую схему колонизации в 1844 году. Обе схемы были отклонены чилийскими властями. Вторая схема предусматривала колонизацию как берегов озера Льянкиуэ , так и устья реки Мауллин на территории нынешнего региона Лос-Лагос на юге Чили. Упомянутую реку также предполагалось сделать судоходной . [2]
В 1844 году Филиппы заключили партнерство с Фердинандом Флиндтом , немецким купцом, жившим в Вальпараисо , который также представлял Пруссию там в качестве консула . При финансовой поддержке Флиндта Филиппы приобрели землю в Вальдивии и на южном берегу реки Буэно для застройки будущими иммигрантами. Брат Филиппи, Родольфо Амандо Филиппи , внес свой вклад в планы колонизации, завербовав девять немецких семей для эмиграции в Чили. Эти семьи прибыли в Чили в 1846 году на борту одного из кораблей Флиндта. К моменту прибытия первых иммигрантов Флиндт обанкротился, и его собственность перешла к другому немецкому купцу, Францу Киндерманну . Киндерманн поддержал немецкую иммиграцию и взял на себя обязанности Флиндта. [2] Покупки земель сомнительной законности были совершены Киндерманном и его тестем Иоганном Реноусом в окрестностях Трумао с целью перепродажи этих земель немецким иммигрантам. [3] Обанкротившийся Флиндт сделал аналогичные покупки недалеко от Осорно . [3] Поскольку чилийское государство аннулировало покупки Киндермана и Реноуса, первые прибывшие иммигранты вместо этого поселились на острове Теха в Вальдивии, речном острове , который тогда назывался Исла Валенсуэла. [3]
Государственная колонизация
[ редактировать ]Обеспокоенные потенциальной оккупацией Южного Чили европейскими державами, чилийские власти одобрили планы колонизации южных территорий; они также стремились способствовать жилищному развитию, чтобы заявить о территориальной непрерывности. [4] [5]
Законодательный орган Чили начал набор колонистов после принятия Закона о колонизации и пустующих участках ( Ley de Colonización y Tierras Baldías ), который был подписан президентом Мануэлем Монттом в 1845 году. [5] В том же году Сальвадор Санфуэнтес был назначен интендантом провинции Вальдивия , и ему было поручено изучить ее колонизационный потенциал. Для проведения исследования Санфуэнтес поручил Филиппам «провинциального инженера». [2]

Начало революций 1848 года в немецких государствах убедило ранее колеблющихся Филиппов отправиться в Европу для вербовки поселенцев. [2] [4] Правительство Чили первоначально приказало Филиппам набрать 180–200 немецких католических семей. Обеспокоенные католическими епископами в Германии, которые выступали против выезда своих прихожан, Филиппы попросили и получили разрешение на вербовку иммигрантов-некатоликов. [2] Филиппам также удалось добиться того, чтобы чилийское правительство установило фиксированные цены на земли, колонизированные в целях налогообложения, чтобы стимулировать иммиграцию экономически независимых лиц и избежать спекуляций. Большинство иммигрантов, завербованных Филиппами во время его пребывания в Германии в 1848–1851 годах, были протестантами . Все несколько завербованных католических семей были бедняками из Вюртемберга . [2]
Иммигранты, завербованные Филиппами, прибыли в 1850 году в Вальдивию , где Висенте Перес Росалес был объявлен чилийским правительством агентом колонизации. [6] Одним из наиболее известных первых иммигрантов был Карл Анвандтер , который поселился в Вальдивии в 1850 году после участия в революции 1848 года в Пруссии . [7] Большинство иммигрантов имели собственные экономические возможности и поэтому могли свободно селиться там, где пожелают. Они поселились в основном вокруг Вальдивии. Немногочисленные католические семьи из Вюртемберга, нуждавшиеся в государственной поддержке Чили, могли быть распределены по желанию правительства. К 1850 году эта последняя группа была слишком мала, чтобы основать функциональное немецкое поселение на берегу озера Льянкиуэ, как предполагали Филиппы. Вместо этого он решил поселить католические семьи во внутренних районах провинции Вальдивия. По возвращении в Чили в 1851 году министр Антонио Варас сделал выговор Филиппам за отправку слишком большого количества протестантских поселенцев. [А] В качестве наказания Филипп был назначен губернатором Магальянеса вместо того, чтобы быть назначенным лидером будущего поселения Льянкиуэ, как он хотел. В Магальянесе Филиппы были убиты коренными жителями в 1852 году. [2]
Мы будем честными и трудолюбивыми чилийцами, как лучшие из них, мы будем защищать нашу приемную страну, вступая в ряды наших новых соотечественников, от любого иностранного притеснения и с решимостью и твердостью человека, который защищает свою страну, свою семью и свою семью. интересы. Никогда не будет у страны, которая усыновила нас как своих детей, повода раскаяться в таком наглядном, человечном и щедром поступке...
- Клятва Карла Анвандтера [9]
Перес Росалес сменил Филипп на посту правительственного агента в Европе в 1850 году; он вернулся в Чили в 1852 году со многими немецкими семьями, чтобы поселиться на берегах озера Льянкиуэ . [10]

Спонсируемая колонизация Вальдивии и Осорно продолжалась до 1858 года. [11] Берега озера Льянкиуэ были в значительной степени колонизированы между 1852 и 1875 годами, но Пуэрто-Монт (тогда называвшийся Мелипулли) и Пуэрто-Варас были основаны чилийцами уже в 1850 году. [11] [12] Фрутийяр , расположенный на берегу озера Льянкиуэ, был основан в 1856 году. [12] Пуэрто-Монт и зона вокруг озера Льянкиуэ быстро развивались; его статус территории колонизации, установленный в 1853 году, был отменен в 1861 году, когда район Льянкиуэ был преобразован в обычную провинцию. В 1859 году в этой зоне была создана официальная полиция для борьбы с кражей скота – самым распространенным преступлением в то время. К 1871 году в Пуэрто-Монте проживало более 3000 жителей, а во всей провинции Льянкиуэ - 17 538 человек. [13]
Вальдивия, расположенная на некотором расстоянии от побережья, на реке Калле-Калле, — немецкий город. Повсюду вы встретите немецкие лица, немецкие вывески и плакаты рядом с испанскими. Есть большая немецкая школа, церковь и разные верейны , большие обувные фабрики и, конечно, пивоварни...
По сравнению с немцами, поселившимися в больших городах и портах северного Чили, немцы южного Чили сохранили большую часть своей немецкой культуры или Deutschtum . Со временем в сообществах появилось двойное чилийское и немецкое чувство принадлежности. Вопреки опасениям наблюдателей из США и поддержке имперской и нацистской Германии, немецкая община в Чили не выступала в сколько-нибудь существенной степени продолжением немецкого государства. [8] Действительно, поселение в Чили имело мало общего с немецким государством, поскольку большая часть миграции предшествовала образованию современной Германии в 1871 году. [8]
Экономический эффект
[ редактировать ]После обретения независимости в 1820 году Вальдивия вступила в период экономического упадка. [15] С колониальных времен город был изолирован от Центрального Чили враждебной территорией, контролируемой мапуче , и сильно зависел от морской торговли с портом Кальяо в Перу . [15] С обретением независимости эта внутриколониальная торговля прекратилась, но не была заменена новыми торговыми путями. [15]
В период с 1850 по 1875 год на юг Чили прибыло около 6000 немецких поселенцев. Из них 2800 поселились в районе Вальдивии. Большинство немцев, поселившихся в Вальдивии, были выходцами из Гессена (19%), и 45% из них работали ремесленниками в Германии. Следующей по величине профессиональной группой были фермеры (28%), за ними следовали торговцы (13%). Большинство немецких поселенцев, достигших Вальдивии, привезли с собой оборотные активы , включая машины и другие ценные товары. Богатые иммигранты в Вальдивии предоставляли кредиты более бедным, стимулируя местную экономику. [15] Характер немецких иммигрантов в Вальдивию способствовал созданию городского и космополитического облика города, особенно по сравнению с Осорно . [16]
Поначалу немецкие поселения за пределами Вальдивии в основном основывались на натуральном хозяйстве . По мере развития транспорта экономика поселенцев перешла в сторону экономики, связанной с национальными и международными рынками и основанной на эксплуатации природных ресурсов, в основном древесины из вальдивских тропических лесов умеренного пояса . [8] Это стало особенно вопиющим после 1870 года, когда улучшенные дороги облегчили сообщение между внутренними районами озера Льянкиуэ и побережьем. [8] Немцы и немецко-чилийцы развивали торговлю через Анды, контролируя горные перевалы и основав поселение, из которого вырос Барилоче в Аргентине. [17]
В Осорно промышленная активность Германии пришла в упадок в 1920-х годах, в то время как экономика города перешла на разведение крупного рогатого скота. [18] [16] Поскольку владение землей было в значительной степени сконцентрировано среди нескольких семей, многие коренные уилличе из Осорно стали крестьянами крупных поместий ( латифундий ), принадлежавших немцам. [16]

Среди достижений немецких иммигрантов было углубление разделения труда , введение наемного труда в сельском хозяйстве и создание первой чилийской пивоварни в Вальдивии в 1851 году. Карлом Анвандтером [16] [15] Некоторые иностранные наблюдатели преувеличивали влияние немцев на местные дела; например, Исаак Ф. Маркоссон писал в 1925 году, что Вальдивия «представляла собой скопление глинобитных домов» до прихода немцев. [8]
Торговля между немцами и немецко-чилийцами с коренными народами не была редкостью. Действительно, некоторые немецкие купцы обслуживали именно их. [16] Например, в Сан-Хосе-де-ла-Марикина мапуче были основными покупателями немецких лавочников. [16] Прибыльная кожевенная промышленность, созданная немцами, снабжалась местными торговцами со всех концов Анд до 1880-х годов, когда аргентинская армия вытеснила коренные общины . [17] Город Барилоче в современной Аргентине вырос из магазина, основанного немецко-чилийским купцом Карлосом Видерхольдом . [17] Начиная с него, бизнесмены немецкого происхождения привозили рабочих с архипелага Чилоэ в район Барилоче. [17] Немецкие и немецко-чилийские предприятия на юго-западе Аргентины выступали в качестве посредников как для Чили, так и для Аргентины, помогая обеим странам контролировать движение через южные Анды. [17]
Отношения с мапуче и чилийцами
[ редактировать ]У первых немецких поселенцев были хорошие отношения с коренными народами мапуче и уилличе , в отличие от их более непростых отношений с элитой Вальдивии испанского происхождения, которую они считали ленивой. В брошюре, опубликованной в Германии Францем Киндерманном с целью привлечения иммигрантов, говорится, что, хотя ни чилийцы (имеются в виду лица испанского происхождения), ни мапуче не любили работать, последние были честными. [16]
индейцы [...], живущие рядом с нами, абсолютно мирные и безобидные люди, с которыми мы ладим лучше, чем с чилийцами испанского происхождения
Стоит отметить, что, по мнению Родольфо Амандо Филиппи , в 1850-х годах жители Вальдивии не считали себя чилийцами, так как для них Чили лежала севернее. [19] Отношения между немцами и коренными народами со временем охладились. Это было связано с тем, что немцы стали новой европейской социальной элитой южного Чили и переняли некоторые обычаи старой элиты испанского происхождения. Еще одна причина испорченных отношений заключалась в том, что немецкие иммигранты и их потомки оказались вовлечены в конфликты за владение землей с Уилличе, мапуче и другими чилийцами. [16]
Помимо земельных конфликтов, некоторые чилийские интеллектуалы также стали критиковать немецкую общину в Чили. Чилийский министр Луис Алдунате считал, что немцы плохо интегрируются и что стране следует избегать «исключительных и доминирующих рас, которые могут монополизировать колонизацию». [20] По этой причине после оккупации Араукании в 1883 году в программах колонизации предпочтение отдавалось поселенцам других национальностей, кроме немцев. завершения [20] По данным Чилинского генерального агентства по колонизации , в период 1882-1897 годов немецкие поселенцы составляли лишь 6% иностранных иммигрантов, прибывших в Чили, уступая поселенцам испанского, французского, итальянского, швейцарского и английского происхождения. [21]
Уилличе называли немецких поселенцев leupe lonko , что означает « светловолосые ». [19]
Конфликты собственности на землю
[ редактировать ]По мере того как немецкая колонизация распространялась на новые территории за пределами определенных территорий колонизации, такие как прибрежный район Осорно и некоторые андские озера и долины, у поселенцев начались конфликты с коренными народами. Чилийское государство игнорировало законы, защищающие собственность коренных народов, в некоторых случаях якобы потому, что христиане и грамотные люди не могли считаться коренными народами. [16]
Сосьедад Штутгарт, общество, созданное для переселения немецких поселенцев в Чили, пережил один из первых крупных конфликтов. [22] [23] В 1847 и 1848 годах это общество приобрело около 15 000 км. 2 на мошеннических условиях из Уилличе к западу от Осорно. [22] [23] Правительство Чили возражало против этих покупок, но сделки были ратифицированы чилийскими судами. [16]
Уильичес столкнулся с различными трудностями при защите своих земель. Одной из них был языковой барьер , и поэтому приходилось полагаться на переводчиков, некоторые из которых были мошенниками. [19] Функции Comisario de Naciones в середине XIX века взяли на себя обычные судьи, которые не знали о земельных владениях коренных народов. [19]
В результате того, что чилийские и европейские поселенцы, в том числе немцы, поселились вокруг реки Буэно , Осорно Уилличе, жившие в Центральной долине, мигрировали в прибрежный район Осорно . [22]
Захват немцами земель на юге территории мапуче был одним из факторов, побудивших вождя Манила в 1859 году призвать к восстанию с целью установления контроля над территорией. [24] По словам Маньила, чилийское правительство предоставило иммигрантам землю мапуче, хотя она не находилась под национальным контролем. [16] Южные общины мапуче рядом с немецкими поселенцами не отреагировали на попытки Манила создать беспорядки. [16] Восстание Маньила действительно спровоцировало решение чилийских властей завоевать мапуче в Араукании ; это, в свою очередь, открыло больше земель для европейской и чилийской колонизации. [Б] за счет мапуче. [24]
В 20 веке два члена семьи Гроб, связанные с молочной компанией COLUN, были обвинены в узурпации земли и в причастности к насильственному выселению Мапуче-Уильиче вокруг озера Ранко . [26] В районе Ранко конфликт, известный как «Ла-герра-де-лос-Москос», произошедший примерно в 1970 году, положил конец потере земель семьями мапуче-уильиче. [26] После обширного юридического исследования происхождения собственности в чилийских судах было представлено судебное дело о возвращении этих земель в 2012 году. [26] [27]
Лесные пожары и извержения вулканов
[ редактировать ]Висенте Перес Росалес сжег огромные участки лесных массивов, чтобы расчистить земли для поселенцев. [6] В 1851 году лес Чан-Чан между Осорно и Ла-Унион00ас был сожжен Пичи Хуаном по приказу Переса Росалеса. [28] [29] Другая область, пострадавшая от этих пожаров, охватывала полосу в предгорьях Анд от реки Буэно до пролива Релонкави . [6] [С] Один из самых известных преднамеренных пожаров произошел в лесах Фицройя между Пуэрто-Варас и Пуэрто-Монт в 1863 году. [31] Этим поджогом воспользовалась засуха 1863 года . [31] Леса были сожжены, чтобы быстро расчистить их для поселенцев, у которых не было других средств к существованию, кроме сельского хозяйства. [31]

В 1893 году произошло извержение вулкана Кальбуко , нарушившее повседневную жизнь поселенцев на востоке озера Льянкиуэ. В этом районе картофельных полях, скотоводстве и пчеловодстве. извержение, которое продолжалось до 1895 года, отрицательно сказалось на Скот был эвакуирован из этого района, а поселенцы лоббировали в правительстве Хорхе Монтта переселение в другое место. [32]
Культурное наследие
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]
Хотя догерманская архитектура южного Чили уже отличалась от архитектуры Центрального Чили. [33] [Д] Приезд немцев «совершил революцию» в местной архитектуре, придав ей дополнительные особенности. [33] Внедрение элементов немецкого зодчества в местное деревянное зодчество стало возможным благодаря приезду плотников среди иммигрантов. [33] Немцы представили крупногабаритное стекло и разработали промышленные обои . Немецкое наследие также отражено в широком использовании стабилизирующих диагоналей в деревянном каркасе домов. [33]
С приходом немцев внутренние стены больших домов стали делать деревянными. [33] Однако архитектура домов сохранила многие из своих прежних особенностей, например, компактность с прямоугольными или квадратными планами этажей. также Расположение патио было сохранено. [33]
Кухня
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2021 г. ) |
Язык
[ редактировать ]Влияние немецкой иммиграции было таким, что Вальдивия какое-то время была испано-немецким двуязычным городом с «немецкими вывесками и плакатами наряду с испанскими». [14] Престиж [И] немецкого языка помогло ему приобрести качества суперстрата на юге Чили. [1] Временное снижение использования испанского языка иллюстрируется торговлей семьи Маннс во второй половине XIX века. Чилийские слуги семьи говорили со своими покровителями по-немецки и использовали мапудунгун со своими клиентами -мапуче . [16]
В Вальдивии вальдивийская газета Deutsche Zeitung и ее непосредственная предшественница Deutsche Zeitung für Sud-Chile распространялись с 1886 по 1912 год.
Немецкий язык, на котором говорят вокруг озера Льянкиуэ, дал начало диалекту под названием Lagunen-deutsch , местному варианту Alemañol . [35]
Слово «ежевика» , повсеместное растение на юге Чили, — «мурра» вместо обычных испанских слов «мора» и «сарзамора» от Вальдивии до архипелага Чилоэ и некоторых городов региона Айсен . [1] Использование rr — это адаптация гортанных звуков, встречающихся в немецком языке, но трудно произносимых в испанском языке. [1] Точно так же название мрамора в Южном Чили отличается от названия в районах дальше на север. От Вальдивии до региона Айсен эта игра называется бочас, в отличие от слова «болитас», используемого дальше на север. [1] Слово bocha , вероятно, является производным от немецкого bocciaspiel . [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Германии Таким образом, протестантско-католическое разделение было перенесено в Чили. [8]
- ↑ Когда территория Араукании была покорена, чилийское правительство выступило с призывом к иммиграции в Европу. Самыми многочисленными группами поселенцев были итальянцы , поселившиеся в основном вокруг Лумако , швейцарцы , колонизировавшие Трайген , и буры , поселившиеся в основном вокруг Фрейре и Питруфкена . Другие национальности поселенцев включали англичан , французов и немцев . По оценкам, к 1886 году в Араукании проживал 3501 иностранный поселенец; другое исследование показывает, что в период 1883–1890 годов в Арауканию прибыло 5657 иностранных поселенцев. [25] Что касается чилийских поселенцев, то они сначала прибыли в Арауканию по собственной инициативе. Позже правительство начало стимулировать поселение чилийцев в Араукании. Чилийские поселенцы были в основном бедными и в основном остались таковыми на своих новых землях. [25]
- ↑ Это был не первый случай возгорания леса Фицройя . Некоторые населенные пункты имеют давнюю историю повторяющихся пожаров, например, дендрохронологические исследования показывают, что в Кордильерах-Пеладе произошла последовательность лесных пожаров Фицройи , датируемая еще 1397 годом. [30]
- ^ Например, большие дома в Центральном Чили были расположены вокруг центрального внутреннего дворика, чего не было в домах на юге Чили. [33]
- ^ Престиж Германии отразился в усилиях чилийцев принести немецкие знания в Чили в конце 19 века. Такие учреждения, как чилийская армия и Педагогический институт, находились под сильным влиянием Германии. Германия фактически вытеснила Францию как главный образец для подражания для Чили во второй половине XIX века. Однако это встретило некоторую критику, примером которой является пренебрежительное письмо Эдуардо де ла Барра о «немецком колдовстве». Немецкое влияние в науке и культуре достигло своего пика за десятилетия до Первой мировой войны . [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вагнер, Клаудио (2000). «Области «боча», «полька» и «мурра». Языковые контакты на юге Чили» . Журнал диалектологии и народных традиций (на испанском языке). ЛВ (1): 185–196. дои : 10.3989/rdtp.2000.v55.i1.432 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джордж Ф.В., Янг (1971), «Бернардо Филиппи, инициатор немецкой колонизации в Чили», The Hispanic American Historical Review , 51 (3): 478–496, doi : 10.2307/2512693 , JSTOR 2512693
- ^ Перейти обратно: а б с Анвандтер, Карл (5 ноября 2017 г.). Гонсалес Кангас, Янко (ред.). От Гамбурга до Коррала: Дневник путешествия на борту парусника «Германн» (на испанском языке). Перевод Вейла Г., Карин (изд. 2017 г.). Издания Universidad Austral de Чили. ISBN 9789563900293 .
- ^ Перейти обратно: а б Виллалобос и др . 1974, с. 456.
- ^ Перейти обратно: а б Отеро 2006, с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с Виллалобос и др . 1974, с. 457.
- ^ «Карлос Анвандтер» , Икарито , заархивировано из оригинала 17 декабря 2013 года , получено 30 августа 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пенни, Х. Гленн (2017). «Материальные связи: немецкие школы, вещи и мягкая сила в Аргентине и Чили с 1880-х годов до межвоенного периода» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 59 (3): 519–549. дои : 10.1017/S0010417517000159 . S2CID 149372568 . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Перес Росалес, Висенте. (1882) 1970. Воспоминания о прошлом (1814-1860) . Буэнос-Айрес: Редакция Франсиско де Агирре.
- ^ «Немецкая колонизация в Вальдивии и Льянкиуэ (1850-1910)» , Memoria chilena (на испанском языке) , получено 30 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отеро 2006, с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Отеро 2006, с. 81.
- ^ Барм Г., Энрике (2014). «Консолидация колонии в Западной Патагонии: чилийцы и немцы вокруг создания провинции Льянкиуэ (столица Перто-Монт, Чили)» . Магаллания (на испанском языке). 42 (1) . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скоттсберг, Карл (1911), Дикие земли Патагонии: рассказ о шведской экспедиции в Патагонию, Огненную Землю и на Фолклендские острова в 1907–1909 годах , Лондон: Эдвард Арнольд
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бернедо Пинто, Патрисио (1999), «Немецкие промышленники Вальдивии, 1850–1914» (PDF) , Historia (на испанском языке), 32 : 5–42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Муньос Сугаррет, Хорхе (2014). «Отношения зависимости между рабочими и чилийскими компаниями, расположенными за границей. Сан-Карлос-де-Барилоче, Аргентина (1895-1920)» [Отношения зависимости между рабочими и чилийскими компаниями, расположенными за границей. Сан-Карлос-де-Барилоче, Аргентина (1895-1920)]. Transhumante: Американский журнал социальной истории (на испанском языке). 3 : 74–95 . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ «Осорно (1558-1950)» , Memoria chilena (на испанском языке) , получено 30 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Румянская цистерна, Сальвадор (17 сентября 2020 г.). Галлито Катрилеф: Колониализм и защита земель Сан-Хуан-де-ла-Коста в середине 20 века (магистерская диссертация) (на испанском языке). Университет Лос-Лагоса .
- ^ Перейти обратно: а б Каюкео 2020, с. 243.
- ^ Каюкео 2020, с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б с Конча Матисен, Мартин (1998). Взгляд на идентичность групп Уильиче Сан-Хуан-де-ла-Коста (Диссертация). Университет Арциса.
- ^ Перейти обратно: а б Янез Фуэнсалида, Нанси; Кастильо-Канданедо, Хайро Габриэль; Баррос Хименес, Хуан Себастьян; Гио Мадрид, Джина; Альварадо Боргоньо, Мигель; Гаэте Ходре, Сильвия (2003), Оценочное исследование воздействия на окружающую среду на территориях коренных народов (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2013 г. , получено 27 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бенгоа, Хосе (2000). История народа мапуче: 19 и 20 века (Седьмое изд.). Издания ЛОМ . стр. 166–170. ISBN 956-282-232-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Пинто Родригес, Хорхе (2003). Формирование государства, нации и народа мапуче (Второе изд.). Издания Дирекции библиотек, архивов и музеев. стр. 217 и 225. ISBN. 956-244-156-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Карраско С., Карлос (3 сентября 2018 г.). «Нерассказанная история КОЛУНА: Гроб и земли Вилличе» . futawillimapu.org (на испанском языке) . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Моралес С., Эктор (14 апреля 2012 г.). «Исторический иск о мелиорации земель в Лаго Ранко приветствуется» . Эль Ранко (на испанском языке) . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Камю, Пабло; Солари, Мария Евгения (2008). «Изобретение южных джунглей. Леса и вырубки в бассейне реки Вальдивия (16-19 вв.)» . Журнал Norte Grande Geography (на испанском языке). 40 (40): 5–22. дои : 10.4067/S0718-34022008000200001 .
- ^ Каюкео 2020, с. 232-233
- ^ Лара, А.; Фравер, С.; Аравена, JC; Володарский-Франке, Ф. (1999), «Пожар и динамика лесов Fitzroya cupressoides (alerce) в чилийских Кордильерах Пелада» , Écoscience , 6 (1): 100–109, doi : 10.1080/11956860.1999.11952199 , заархивировано из оригинал от 27 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Отеро 2006, с. 86.
- ^ Пети-Брёй Сепульведа, Мария Евгения (2004). История извержений вулканов Латинской Америки (16-20 вв.): Чилийская модель (на испанском языке). Уэльва, Испания: Дом вулканов. п. 59. ИСБН 84-95938-32-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Спасите OSB, Габриэль (1980). Городские архитектурные ансамбли Вальдивия, сс. XVIII-XIX (на испанском языке). Новые университетские издания. п. 83.
- ^ Сануэса, Карлос (2011). «Дебаты о «немецком колдовстве» и роли немецкой науки в Чили в конце XIX века» (PDF) . Идеи путешествий и их объекты. Научный обмен между Германией и Южной Америкой. Мадрид – Франкфурт-на-Майне: Iberoamericana – Vervuert (на испанском языке). стр. 29–40.
- ^ Зибур, Ульрике (7 марта 2000 г.). «Социолингвистическая ситуация чилийцев немецкого происхождения - 2 Исторический обзор: немецкая иммиграция в Чили: 2.3 Немецкий язык в Чили» . www.linguistik-online.com (на немецком языке). Архивировано из оригинала (HTML) 16 июня 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Каюкео, Педро (2020). Тайная история мапуче 2 (на испанском языке). Сантьяго-де-Чили: Каталония . ISBN 978-956-324-783-1 .
- Отеро, Луис (2006). След огня: История родных лесов. Заселение и изменения ландшафта южного Чили (на испанском языке). Pehuén Editores. ISBN 956-16-0409-4 .
- Вильялобос Р., Серхио ; Сильва Г., Освальдо; Сильва В., Фернандо; Эстель М., Патрисио (1974). История Чили (на испанском языке) (изд. 1995 г.). Университетское издательство. ISBN 956-11-1163-2 .