Чупикуаро
Имя: | Чупикуаро |
Расположение | Нью-Чупикуаро , Гуанахуато ![]() |
Координаты | 20 ° 01'20 "N 100 ° 35'29" W / 20,02222 ° N 100,59139 ° W |
Культура | Чичимек - Толтек |
Период | Доклассический мезоамериканский период |
Язык | Пурепеча язык |
Официальная страница ИНАХ | Нет в наличии |
Чупикуаро - важный доиспанский археологический памятник позднего доклассического периода или периода становления . Культура, которая берет свое название с сайта датируется периодом с 400 г. до н.э. по 200 г. н.э. или, альтернативно, с 500 г. до н.э. по 300 г. н.э., [ 1 ] хотя некоторые ученые предполагают его происхождение еще в 800 г. до н.э. [ 2 ]
Хотя Чупикуаро часто включается в культуру мексиканского Запада, он находится недалеко от Мексиканской долины и северной окраины Мезоамерики. Сведения об одноименном участке, состоящем из нескольких могильников, остаются фрагментарными, поскольку большая его часть была затоплена при строительстве плотины Преса Солис в 1940-х годах. В ходе раскопок INAH удалось спасти немного раньше, чем это произошло. [ 2 ] Другие раскопки проводились начиная с 1998 года. [ 3 ] CEMCA CNRS , и LINAH, а также внес свой вклад в изучение культуры Чупикуаро.
На северной границе Мезоамерики , к западу от Мексиканского плато , всего в семи километрах от Акамбаро , в штате Гуанахуато , Мексика, он расположен на холмах недалеко от реки Лерма и ее притока Коронео или реки Тигр. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]
Название Чупикуаро можно перевести как голубое место . [ 4 ] Название происходит от слова «чупикуа» на языке пурепеча , названия растения «ипомея», используемого для синего красителя, и термина «ро», «место».
История
[ редактировать ]Этот доиспанский археологический объект расположен на берегу реки Лерма, между современными городами Акамбаро и Тарандакуао в штате Гуанахуато, Мексика. Об истории этого места известно немного. Первые исследования состоялись в 1946 году и обнаружили керамические предметы и гробницы. В настоящее время это место находится под водой из-за плотины, хотя прилегающая территория все еще исследуется. [ 3 ]
Чичимека группы кочевников ( Гуамарес и Гуачичил ). Прибыли [ когда? ] из нынешнего штата Сан-Луис-Потоси . [ 5 ]
Эти группы поселились в большой деревне, состоящей из хижин, построенных на платформах, покрытых глиной и камнем. На берегах реки Лерма и ее притоков выращивали кукурузу, фасоль и кабачки. Судя по существованию металлических и каменных молкахетов, которые использовались для измельчения кукурузы, они, вероятно, сажали перец чили и помидоры. Известно также, что они были охотниками-рыболовами-собирателями. [ 2 ]
По мнению нескольких авторов, это поселение возникло между 500 г. до н.э. и 300 г. н.э. Первыми жителями этой местности были охотники-собиратели, жившие вдоль реки и со временем развившие сельскохозяйственные знания. [ 2 ]
В 2013 году уровень воды за плотиной в Чупикуаро понизился на пару дней. Археологи перевезли башни старой церкви в город Нуэво Чупикуаро в Гуанахуато — городе, основанном в 1946 году после того, как жителям первоначального города Чупикуаро пришлось переехать из-за строительства плотины.
Сайт
[ редактировать ]
Судя по типовым данным, его развитие было установлено между 500 г. до н.э. и 300 г. н.э., хотя некоторые ученые предполагают более раннее развитие, еще в 800 г. до н.э. [ 2 ]
Ибаррилья, нераскопанный участок в Леоне, Гуанахуато, считается частью комплекса Чупикуаро. По мнению одного автора, этот археологический объект потенциально является одним из самых обширных и важных в стране. [ ВОЗ? ] Считается, что на овальном основании построено более дюжины пирамид. Лишь один частично исследован; были найдены различные кремневые предметы, статуэтки и керамика.
Остальные структуры еще предстоит изучить. На площади около 500 м2 находятся гробницы, алтари и другие разрозненные останки. [ 5 ]
Культура Чупикуаро
[ редактировать ]
Эта культура важна из-за ее влияния в этом районе. Возможно, он распространился на территорию нынешних южных Соединенных Штатов примерно в 500 г. до н.э. Существуют теории, что первые жители Гуанахуато принадлежали к этой культуре. [ 5 ]
Керамика этой культуры предшествует классическому мезоамериканскому периоду и включает угловатые фигурки геометрических форм. В музее Акамбаро представлены экспонаты культур Пурепеча , Масауа и Отоми . [ 5 ]
Очевидно, культура Чупикуаро развивалась на обширной территории или определялась как стиль или традиция Чупикуаро. [ 6 ] в Гуанахуато, Мичоакане , Герреро , штате Мехико, Идальго , Колиме , Наярите , Керетаро и Сакатекасе . Подсчитано, что Чупикуаро способствовал распространению мезоамериканских элементов на север (культурные корни западной Мексики и, возможно, северо-запада, сравнимые с культурой ольмеков по всей Мезоамерике). [ 7 ]
Чупикуаро имел важное культурное развитие и расширение своего стиля в отдаленных районах от распространившегося центра и повлиял на керамические традиции, которые продолжались до конца классического периода и даже до постклассического периода, как видно из керамики Пурепеча Мичоакан. [ 2 ]
В конце 1985 года на первой встрече доиспанских обществ, посвященной культуре чупикуаро, было отмечено, что группы по производству керамики чупикуаро следует рассматривать как часть мезоамериканских стратифицированных обществ с определенной политической и территориальной структурой, а не как часть мезоамериканских стратифицированных обществ с определенной политической и территориальной структурой. изолированные деревенские общества, лишенные церемониальных центров и архитектуры. [ 2 ] Следуя этому первому импульсу, последующие социальные группы представили свои собственные проявления культуры на региональном уровне в мезоамериканском контексте. [ 8 ]
Региональные культуры
[ редактировать ]
В регионе Акамбаро существовало пять доиспанских культур:
- Чупикуаро – поздний доклассический период – 800 г. до н.э. – 200 г. н.э.
- Лос Моралес – поздний доклассический период – 400 г. до н.э. – 250 г. н.э.
- Теотиуакан – классический период – 200–900 гг. н.э.
- Тольтек – ранний постклассический период – 900–1200 гг. н.э.
- Пурепеча - поздний постклассический период - с 1200 по 1525 год нашей эры.
Источник: Зал археологии, Местный музей Акамбаро, Гуанахуато, 2001 г. [ 2 ]
Поздний доклассический (формирующий) период
[ редактировать ]Упадок культуры ольмеков в начале позднего доклассического периода (400 г. до н. э. — 150 г. н. э.) ознаменовал период культурного разнообразия и ассимиляции элементов ольмеков в культурные системы, что послужило источником нескольких наиболее важных мезоамериканских традиций. Однако наиболее важными являются Куикуилько на юге Мексиканской долины и Чупикуаро. Первый стал крупнейшим городом Мезоамерики и главным церемониальным центром Мексиканской долины; он поддерживал отношения с Чупикуаро. Упадок Куикуилько совпал с появлением Теотиуакана и исчез с извержением вулкана Кситле около 150 г. н. э., что привело к миграции на север из долины Мехико. Культура Чупикуаро известна своей керамикой, остатки которой были найдены на обширной территории, расположенной в Бахио и в бассейне озера.
Торговля и торговые пути
[ редактировать ]Долина Акамбаро, расположенная недалеко от реки Лерма, служила важным проходом, соединяющим западную и центральную Мексику, а также культуру Чупикуаро. Регион Сан-Хуан-дель-Рио также имел важное значение как торговый путь для народа чупикуаро, а позже, в эпоху Теотиуакана. Торговля региона поддерживалась сложной сетью дорог, которые следовали по древним тропам, впервые построенным общинами чупикуаро в позднем доклассическом периоде. [ 9 ]
Керамика
[ редактировать ]Чупикуаро был крупным центром керамики, признанным одним из лучших в Мезоамерике благодаря прекрасной керамической отделке и украшению, которые были разработаны в различных формах и цветах, некоторые с геометрическими рисунками. Мотивами были божества, материнство, кормление грудью, люди и их украшения, животные и растения.
Керамика включала в себя множество однотонных форм и разнообразную трехцветную полихромию (красную, бежевую и черную) с пирамидальными геометрическими рисунками или зигзагами. Для изготовления глиняных фигурок использовалась техника « pasillaje » и изготавливались полые фигурки. Использовались ракушка, кость и камень. [ 2 ]
На основании изучения стилей керамики можно сделать вывод об используемой одежде: они раскрашивали лица и тела, носили сандалии, фермы, ожерелья, ушанки и серьги. Женщины носили сложные прически. [ 2 ]
Глиняные фигурки были изготовлены с использованием старинных техник, таких как аппликация , насечка и пунктировка. Сложная аппликация использовалась для создания отличительных особенностей фигурок, в том числе больших носов, глаз, выполненных небольшими полосками или точками, и маленьких прорезей рта. Фигурки часто изображались с минимальной одеждой, на большинстве из них были показаны гениталии, а женские черты часто преувеличивались. Наиболее разнообразными особенностями фигурок были украшения и головные уборы. Их раскрашивали красными и белыми пигментами, нанося кистью или разбрызгивая пигмент на трещины и бороздки фигурки. Эти фигурки, возможно, были созданы, чтобы служить спутниками умерших или изображениями членов их семей. [ 10 ]
Майя синий
[ редактировать ]Синий майя — это пигмент синего/индиго, образующийся в результате реакции присоединения индиго и глины, который широко использовался в доколумбовой Мезоамерике. Происхождение пигмента было впервые выявлено в Калакмуле , доколумбовом городе в Мексике, где использование пигмента датируется примерно 150 годом н.э. в конце доклассического периода. Однако исследование 2019 года, проведенное Васкесом Де Агрегадос-Паскуалем и соавт. обнаружил использование синего пигмента майя по крайней мере в 250 г. до н. э. посредством анализа погребальных артефактов, найденных при раскопках 2001 года в Ла Тронере, расположенном на восточной стороне долины Акамбаро в Западной Мексике.
Исследование выявило использование синего пигмента на керамике, найденной на этом месте, а также использование красного пигмента киновари в погребальном контексте. Присутствие этих пигментов было идентифицировано с помощью LC_MS/MS-TOF-MS и рамановской спектроскопии .
Этот анализ пигментов, используемых в погребальных артефактах, относит происхождение синего цвета майя к более древней временной эпохе и к немайянской доиспанской культуре, показывая, что люди культуры Чупикуаро уже освоили технологию и ноу-хау. необходимо было для производства этого синего пигмента к концу среднего доклассического периода. [ 11 ]
Захоронения
[ редактировать ]Жители Чупикуаро практиковали культ мертвых , характеризующийся гробницами, куда помещали трофейные черепа, обсидиановые наконечники стрел, метаты , статуэтки, наушники, украшения из ракушек, ожерелья и бусы, костяные артефакты и музыкальные инструменты. [ 2 ] Все они были найдены во время раскопок примерно в 1950 году.
Многочисленные захоронения и подношения дают представление об образе жизни древних жителей Чупикуаро. Это были земледельцы, которые жили в хижинах, построенных из скоропортящихся материалов, образуя хорошую протяженную сельскую деревню, строили невысокие платформы с глиняными полами, иногда группировавшиеся вместе, над которыми строили свои дома. Они собирали кукурузу, фасоль и тыкву. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беатрис де ла Фуэнте, Доколумбовое искусство в Центральной Америке, Хазан, 2003, с. 124
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Культурный бюллетень Чуикуаро» ( PDF) (на испанском языке). Гуанахуато: Местный музей Акамбаро. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 года . Проверено 26 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Мексика — Чупикуаро» . дипломатия.gouv.fr (на испанском языке). Министерство иностранных дел (Франция). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ "Diccionario Breve de Mexicanismos" [Краткий словарь мексиканского сленга] (на испанском языке). Мексиканская академия языка. Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 года . Проверено 9 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Historia prehispanica» [Доиспанская история]. Леон-Гто. Архивировано из оригинала 23 июня 2010 года . Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ Беатрис Бранифф
- ^ Хименес Морено, 1959: 1043.
- ^ Креспо и др. , 1988:259
- ^ Уильямс, Эдуардо; Мальдонадо, Бланка, ред. (30 апреля 2016 г.). Культурная динамика и производственная деятельность в древней Западной Мексике: материалы симпозиума, состоявшегося в Центре археологических исследований Эль-Коледжио-де-Мичоакан 18-19 сентября 2014 г. Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctvxw3nnb.15 . ISBN 978-1-78491-356-4 . JSTOR j.ctvxw3nnb .
- ^ Даррас, Вероника; Фожер, Бриджит (2010). «Чупикуаро и доклассическая традиция гробниц в шахтах» . Мексиканец . 32 (1/2): 22–30. ISSN 0720-5988 . JSTOR 23758973 .
- ^ де Агредос-Паскуаль, Мария Луиза Васкес; Рольдан-Гарсия, Клодоальдо; Мурсия-Маскарос, Соня; Хуанес Барбер, Дэвид; Хаэн Санчес, Мария Гертрудис; Фожер, Бриджит; Даррас, Вероника (ноябрь 2019 г.). «Мультианалитическая характеристика пигментов погребальных артефактов принадлежит культуре Чупикуаро (Западная Мексика): древнейшие синие и киноварные цвета майя идентифицированы в доколумбовой Мезоамерике» . Микрохимический журнал . 150 : 104101. doi : 10.1016/j.microc.2019.104101 . S2CID 199651617 .
- ^ АНАНАС ЧАН, 1967: 263.
Библиография
[ редактировать ]- Похороны Чупикуаро Гуанахуато. Долорес Флорес. ИНАХ. 1992. (исп.)
- Археологические исследования в Рио-де-ла-Лаха, Гуанахуато. Беатрис Бранифф де Торрес. ИНАХ. 1975. (исп.)
- Синтез дотолтекской истории Мезоамерики. Вигберто Хименес Морено. ЦИАМ. 1959. (исп.)
- Видение доиспанской Мексики. Роман Пинья Чан . УНАМ. 1967. (исп.)
- Археология в Гуанахуато. Креспо, Ана Мария. ИНАХ. 1988. (исп.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]