Jump to content

Культура Тумако-Ла Толита

Культура Тумако-Ла Толита
Карта территории, занятой культурой Тумако-ла Толита.
Географический диапазон Побережье Колумбии и Эквадора
Период Доколумбовая эпоха
Даты 350 г. до н.э. – 400 г. н.э.
Основные сайты Ла Толита , остров Морро, Ингуапи
Предшественник Культура Чоррера
С последующим Культура Атакамес
Золотая фигурка Тумако-Ла Толита.

Культура Тумако-Ла Толита или культура Тулато . [1] также известная как культура Тумако в Колумбии или культура Толита в Эквадоре. [2] археологическая культура , населявшая северное побережье Эквадора и южное побережье Колумбии в доколумбовую эпоху . Он получил свое название от двух наиболее представительных археологических памятников этой культуры: Исла-дель-Морро в городе Тумако и Исла-де-ла-Толита. Они известны строительством земляных курганов, известных как Толас, керамическим ремеслом и особенно обработкой металлов, поскольку они с большим мастерством обращались с золотом, а также были первыми в мире ремесленниками, работавшими с платиной . [3]

География и климат

[ редактировать ]
Пейзаж нижнего течения реки Мира .

Культура Тумако-Ла Толита жила на побережьях современной провинции Эсмеральдас в Эквадоре и простиралась на север до Буэнавентуры в Колумбии. В регионе теплый климат с температурой 27 или 28 °C. [1] [4] В ландшафте региона преобладают обширные и плодородные равнины, покрытые влажными тропическими лесами , а прибрежная зона покрыта мангровыми лесами . В этом районе много рек, таких как река Каяпас , река Матахе , река Мира , река Патия и т. д. [1] Большое количество рек обеспечило народу Тумако-ла-Толита отличные пути сообщения с Андским нагорьем . [5]

Истоки культуры Тумако восходят к первым известным поселенцам региона, культуре Чоррера . Они прибыли в начале первого тысячелетия до нашей эры. [1] и к 600 году до н.э. C. Остров Ла Толита был заселен впервые. [6] С течением времени их культура постепенно трансформировалась и к 350 г. до н.э. стала уникальной для региона. C. их культура уже стала тем, что известно как Тумако-Ла Толита. Некоторые исследователи полагают, что имели место крупные миграции из Мезоамерики , повлиявшие на культуру Толита в ее зарождении, хотя эта гипотеза не доказана. [1]

Пик культуры Толита длился около 700 лет, после чего произошли новые культурные трансформации, ознаменовавшиеся появлением культурной фазы Эль-Морро в 350 г. н.э. в районе Тумако, которая характеризовалась совершенно иной керамический стиль, [7] и оставлением острова Ла Толита около 400 г. н.э. С. [6]

Переходный период произошел между 500 и 700 годами нашей эры. э., оно ознаменовалось постепенным обезлюдением прибрежных районов. Его причины неизвестны. [6]

Открытия, грабежи и исследования

[ редактировать ]
Старая фотография профессора Сэвилла, держащего в руках археологический артефакт.
Профессор маршал Х. Сэвилл был одним из первых, кто изучал культуру Тумако-ла-Толита.

Первые археологические исследования культуры Тумако-Ла-Толита были проведены неэквадорскими или колумбийскими археологами . Первым из них был американец Маршалл Сэвилл , посетивший остров Ла Толита. [8] и прилегающих районах Эсмеральдас и Нариньо, привлеченный известием о найденных там невероятных золотых запасах, он опубликовал результаты своих исследований в 1910 году, уже используя название «Культура Толита». [2] Золотые и платиновые артефакты из Ла Толиты после этой публикации стали очень популярны в музеях по всему миру. Немецкий археолог Макс Уле посетил остров в 1925 году. [8] и опубликовал первые карты этого места, на которых можно увидеть Толас, давший название этому месту. [2]

В 1949 году американец Джон Роу опубликовал первую работу об этой культуре в Колумбии, а в 1955 году колумбиец Хулио Сезар Кубильос опубликовал свои исследования этой области, уже используя название «Культура Тумако», несмотря на то, что и Кубильос, и Роу были хорошо осознавая, что та же самая культура уже называлась Ла Толита по другую сторону границы. Австрийец Херардо Райхель-Долматофф провел первые исследования датирования по углероду-14 на колумбийской стороне, а американка Бетти Меггерс приступила к задаче хронологической периодизации культуры Толита на эквадорской стороне в 1966 году. [2]

Эти первые исследователи находились под сильным влиянием теорий диффузионизма , предполагавших существование ядерных зон высокой культуры, откуда она распространялась в периферийные зоны. Они считали, что Тумако-Ла-Толита была периферийной областью, поэтому Макс Уле предложил теорию майоидных культур, в которой утверждал, что все преобразования Ла-Толиты были вызваны волнами мигрантов из Мезоамерики . [2]

Золотое солнце Ла Толиты — логотип Центрального банка Эквадора .

Регион Тумако-Ла-Толита стал очень привлекательным местом для учёных, но также привлекательным и для охотников за сокровищами, которые систематически разграбили большое количество гробниц этой культуры в поисках предметов из драгоценных металлов, которые впоследствии были переплавлены и превращены в слитки . Среди основных покупателей золота из региона были Банк Республики Колумбии и Центральный банк Эквадора , которые стремились увеличить свои золотые резервы . Именно эти же банки отвечали за создание Музея золота и Музея центрального банка (сегодня известного как Национальный музей) в Колумбии и Эквадоре соответственно для сохранения наиболее выдающихся экспонатов. Центральный банк Эквадора даже взял бы в качестве своего логотипа изображение Толиты, так называемое Золотое солнце Центрального банка . [2]

В последующие десятилетия были проведены более исчерпывающие исследования этой культуры, хотя на них сильно повлияла международная граница, разделяющая территории Тумако-Ла-Толита. [2] Некоторые из работ, которые выделяются, - это раскопки Франсиско Вальдеса на острове Ла Толита, раскопки Хосе Альсины Франча в провинции Эсмеральдас, раскопки Жана Франсуа Бушара и Диогенеса Патиньо в регионе Тумако или обширное исследование Толиты Иконография Марии Фернанды Угальде. [9]

Материальная культура

[ редактировать ]

Из остатков материальной культуры т . . д Толиты больше всего выделяются металлургия и керамика, хотя есть также свидетельства использования камня, ракушек, рогов, кости, дерева, плетения, текстиля, перьев и [10]

Металлургия

[ редактировать ]
Золотая маска с платиновыми глазами и зубами, выставленная в Муна, Кито .

Ремесленники культуры Тумако преуспели в работе с золотом, платиной и тумбагой (сплавом золота и меди). Эти металлы в основном использовались для изготовления художественных предметов. Было изготовлено большое количество металлических масок и нательных украшений, таких как бусы, кольца, диадемы, браслеты, зубные вкладки и даже золотые нити, которые предположительно использовались для украшения одежды. [11] Хотя изготавливались и некоторые медные инструменты, такие как долота, пинцеты, иглы, булавки, крючки и т. д. [10]

Самые ранние свидетельства использования металлов в регионе происходят из археологических раскопок под названием Лас-Бальсас, недалеко от острова Ла-Толита, где был найден лист золота, датированный между 915 и 780 годами до нашей эры. [12]

Кузнецы культуры Толита были первыми в мире, кто начал обрабатывать платину, по крайней мере, на 1400 лет раньше европейских кузнецов, которые не использовали этот металл до 18 века. Этот металл имеет очень высокую температуру плавления , которая не была достигнута до промышленной революции , поэтому кузнецам Толиты пришлось разработать методы обработки металла без его плавления, один из них называется спеканием , которое достигается путем смешивания платинового порошка с золотом. или серебро. [3] Контраст белого цвета платины с желтым цветом золота был использован для создания двухцветных изделий.

Керамика

[ редактировать ]
Так называемая «Пикассо Толита» — одна из самых известных керамических скульптур Тумако-Ла Толита. МуНа, Кито .
Зооморфная алькарраса

Керамику использовали для изготовления посуды повседневного пользования, а также скульптур и статуэток.

Они изготавливали сосуды разной формы и для разных целей. Наиболее распространены алькаррасы , шаровидные сосуды, вазы, чаши и тарелки, последние два типа обычно представлены в виде сосудов-треножников. Эти сосуды были богато украшены. Красная краска была очень распространена, ее иногда сочетали с белой, оранжевой, кремовой, коричневой или черной. другие техники декорирования, такие как негативная живопись или насечки с геометрическими мотивами. Использовались и [11]

Другой керамической посудой были веретена и терки. [11]

Им изготовлено большое количество керамических фигурок , есть антропоморфные , зооморфные и гибридные. Антропоморфные фигурки демонстрируют одежду и нательные украшения, некоторые несут музыкальные инструменты, другие кажутся больными, демонстрируют деформацию черепа или изображают пожилых людей. Зооморфные фигурки представляют собой самых разных животных; рыбы, млекопитающие, рептилии, птицы и т. д. А гибридные фигурки представляют собой смесь животных и человека, одним из наиболее распространенных изображений является гибрид человека и ягуара. [11] Некоторые фигуры, как с типично мужскими, так и с женскими чертами, могут быть интерпретированы как потенциально небинарные или трансгендерные . Подобные фигуры также встречаются в культурах Баия и Джама-Коаке. [13]

Керамическая терка с каменными вставками в форме рыбки.

Камень редок в местах, которые были заняты культурой Тумако-Ла-Толита, такие материалы, как андезит и базальт, вероятно, были импортированы из предгорий Андских гор . Исследования, проведенные на обсидиановых артефактах, извлеченных из месторождений Толита, показали, что подавляющее большинство обсидиана было импортировано из карьеров Муллумика, недалеко от нынешнего города Кито , расположенного в горах. [11]

Каменные материалы использовались в основном для изготовления инструментов и утвари, таких как точильные камни , полированные каменные топоры, гири для рыболовных сетей и т. д. Мелкие камни встраивали в некоторые керамические терки, чтобы сделать шероховатые поверхности, необходимые для решеток. базальта, обсидиана, кремня и лимонита чешуйки Найдены также , которые наверняка использовались в качестве скребков или ножей. [11]

Другие материалы

[ редактировать ]

Такие инструменты, как иглы, булавки, шила и т. д., изготавливались из кости и оленьего рога . Хотя эти материалы использовались и в художественных целях, например, для резьбы статуэток, флейт и т. д. Иногда такие ракушки, как спондил и перламутр . инкрустировались [10]

Вероятно, использовался большой набор органических материалов, но они не сохранились до наших дней из-за разложения, хотя есть некоторые косвенные источники, намекающие на использование этих материалов. Среди них — древесина для изготовления каноэ и использование бахареке (использование тростника и глины для строительства стен) для строительства домов, что представлено в керамических скульптурах. [10] С другой стороны, существование прядильных инструментов, таких как веретена и фигурок с изображением одежды, свидетельствует о производстве текстиля.

Архитектура и инженерия

[ редактировать ]

Каналы, возвышения и дамбы

[ редактировать ]

Равнины региона Тумако-Ла-Толита представляют собой серьезную проблему для интенсивного сельского хозяйства, поскольку эти земли подвержены затоплению в сезон дождей, что делает сельское хозяйство невозможным на несколько месяцев в году. Чтобы справиться с этой проблемой, земледельцы культуры Толита прибегли к строительству каналов и камеллонов. [1] Этот метод заключается в рытье удлиненных каналов и накоплении добытой земли прямо рядом с ними, создавая таким образом удлиненные приподнятые поля , известные как камеллоны . Вода будет скапливаться в каналах, пока камеллоны остаются сухими, что позволяет выращивать их даже в сезон дождей. [14]

Эта система земледелия дает несколько преимуществ, помимо сохранения земли сухой. Более глубокие каналы, которые остаются затопленными круглый год, также служат резервуарами для оросительной воды и привлекают рыбу и других животных, на которых можно охотиться. Внутри этих каналов органические вещества накапливаются и медленно разлагаются, образуя очень плодородный слой гумуса , который можно собрать и положить поверх камеллонов, это помогает сохранить как глубину каналов, так и плодородие почвы. [14]

Дорога была построена по той же технологии. [8] вероятно, с целью улучшения мобильности между посевными площадями во время наводнений.

Хотя интенсивное использование этих ирригационных систем началось в период Толиты, впервые они были использованы в период Чоррера . Эти поля продолжали использоваться даже после исчезновения культуры Толита. [8]

Дома и храмы

[ редактировать ]
Модели домов выставлены в Музее доколумбового искусства Каса-дель-Алабадо .

Никакого дома Толиты не обнаружено, это говорит о том, что они строились из скоропортящихся материалов, которые со временем исчезли. [9]

Единственными сохранившимися свидетельствами строительства домов или храмов являются ямы для столбов , вырытые для крепления деревянных столбов, поддерживающих крышу какого-либо здания. Дома, построенные на равнинных участках, вероятно, были построены на сваях, чтобы защитить их от затопления, этот метод строительства используется до сих пор в Толитском районе. [9]

Помимо отверстий для столбов, есть также модели домов или храмов, которые, кажется, указывают на строительство с использованием бахареке . [10] техника возведения стен, заключающаяся в покрытии глиной каркаса из переплетенных тростников. Изогнутая вниз крыша некоторых из этих моделей, по-видимому, указывает на использование бамбуковых балок, которые изгибаются под весом крыши, поскольку это гибкий материал. Некоторые из этих моделей изображают животных, включенных в архитектуру. [15]

Ритуалы и религия

[ редактировать ]

Религиозное искусство

[ редактировать ]
Акула с головным убором выставлена ​​в Метрополитен-музее .
Фигурка человека-ягуара выставлена ​​в Музее Израиля .

Первые исследователи культуры Тумако-Ла Толита считали, что ее искусство является не чем иным, как изображением окружающей среды и повседневной жизни. [2] В рамках этого направления мысли считалось, что антропозооморфные изображения (изображения людей с частями животных) на самом деле были изображениями шаманов , которые проходили процесс духовной трансформации, вдохновленный потреблением галлюциногенных растений. Но этот способ понимания искусства Толиты подвергается сомнению современными учеными, которые считают, что иконография Толиты действительно представляет собой противоположность повседневной жизни: божества, мифологические предки , сверхъестественные персонажи и легендарные герои. [16]

Искусство Тумако-Ла Толита представляет большое количество животных, как естественных, так и сверхъестественных. Среди них выделяются 3: ягуар, акула и кайман . Некоторые исследователи полагают, что эти три животных могли быть главными божествами в мифологии Толиты, поскольку каждое из них является величайшим хищником экосистем, где жили бы люди Тумако-Ла Толита; ягуар — самый крупный хищник в джунглях, акула — самый крупный хищник в море, а кайман — самый крупный хищник в реках и мангровых лесах . [17]

Некоторые исследователи полагают, что некоторые из этих животных, природных или нет, могли олицетворять мифических предков нескольких семей, поскольку существует большое количество человеческих фигурок, носящих эти символы в своих головных уборах, известны также случаи захоронения людей с некоторые из этих животных, которых приносили в жертву в честь умершего. [16]

Ритуальное обезглавливание

[ редактировать ]
«Обезглавливатели» Толита выставлены в музее Вайльбауэра, Кито, Эквадор.

Историк искусства Костанца ди Капуа выдвинул гипотезу о том, что ритуальный сбор трофейных голов практиковался народом Ла Толита и что, возможно, это были подношения кошачьему антропоморфному божеству. Она также рассказала о возможности изготовления цанцы (сушеных голов). Свидетельства, которые могли бы указывать на существование этих практик, исходят главным образом из искусства Толита, поскольку существует большое количество фигурок человеческих голов, сделанных из глины без тела, а также тип весьма своеобразных фигурок, известных как «обезглавливающие», которые держать человеческую голову. Она также идентифицировала череп, который мог быть ритуально обезглавлен , поскольку в нем есть две перфорации, сделанные после смерти, как и в вышеупомянутых керамических головах. [18]

Но археолог Мария Фернанда Угальде утверждала, что доказательств для подтверждения этой гипотезы недостаточно, поскольку, несмотря на то, что на кладбищах Тумако-Ла-Толита человеческие черепа были обнаружены отделенными от тела, этот феномен можно легко объяснить практикой вторичного захоронения. захоронение , из-за которого кости не остаются в правильном положении внутри скелета. Кроме того, у некоторых из этих обезглавленных скелетов на шейных позвонках нет следов порезов. Чтобы объяснить существование обезглавливания в искусстве Толита, археолог сказал следующее: [17]

Мы склонны полагать, что ритуальное обезглавливание в толитской культуре, а не реальная практика, могло принадлежать к мифологической сфере (аналогично распространению распятий и изображений распятия в христианской иконографии, что не предполагает, что во всех культурных ареалах, где присутствует этот объект, проводятся распятия). ... Сцены обезглавливания и получения трофейных голов часты в Андском регионе, особенно в перуанских культурах – Серро Сечин, Куписник, Паракас, Наска, Моче]; менее неявно в Чавине - и его присутствие в иконографии Толиты могло быть ответом на распространение части этого религиозно-мифологического багажа.

Мы полагаем, что ритуал обезглавливания в толитской культуре, а не реальная практика, мог принадлежать к мифологической сфере (аналогично распространению распятий и изображений распятия в христианской иконографии , что не предполагает, что распятия имеют место во всех культурных сферах, где присутствует этот объект). [...] Сцены обезглавливания и получения трофейных голов часты в Андском районе, особенно в перуанских культурах – Серро Сечин , Куписник , Паракас , Наска , Моче ]; менее неявно в Чавине - и его присутствие в иконографии Толиты могло быть ответом на распространение части этого религиозно-мифологического багажа.

- Мария Фернанда Угальде, Иконография культуры Толита.

Захоронения

[ редактировать ]
Рисунок, изображающий различные «тимбуры» и дымоход внутри Толы (кургана).

Захоронения Тумако-Ла-Толита славятся очень богатым золотым и керамическим инвентарем , хотя захоронения такого типа и существуют, но это всего лишь несколько захоронений. В этой культуре существовало большое разнообразие погребальных практик. Тела находили захороненными в самых разных положениях, есть могилы, вырытые прямо над землей, но есть и могилы внутри Толаса ( курганов ), как первичные захоронения (когда тело разлагается на месте захоронения), так и вторичные захоронения (когда тело разлагается на месте захоронения). мягкие части тела разлагаются до окончательного захоронения костей), в индивидуальных или коллективных гробницах, с очень богатыми приношениями или без приношений. Распространенным типом захоронений являются так называемые гробницы-дымоходы, которые находятся внутри толаса. Они состоят из вертикальных трубок, изготовленных из керамических цилиндров, называемых Тимбурас. [9]

Из-за большого количества захоронений, обнаруженных на острове Ла-Толита, есть подозрение, что это место было некрополем , где хоронили людей со всего региона. [9]

Археологические памятники

[ редактировать ]

Тумако-Ла-Толита Археологические памятники представляют собой в основном поля с каналами и хребтами, используемые для возделывания, или небольшие города с толасами (курганами). Выделяются два места: Ла Толита и Морро де Тумако.

Остров Ла Толита

[ редактировать ]

Место, известное как Ла Толита, расположено на одноименном острове в дельте реки Каяпас в Эквадоре. Это место изначально дало название этой культуре.

Это церемониальный центр, состоящий из города с большим количеством Тола, образующих U-образную городскую площадь . Эти Толы дали острову его название. Это место функционировало как региональный некрополь , поэтому здесь были обнаружены многочисленные захоронения. [9] [10]

Первые жители острова поселились около 600 г. до н.э., они принадлежали к культуре Чоррера и построили небольшие деревушки, разбросанные по всей территории. Лишь в так называемый классический период (между 200 г. до н. э. и 75 г. н. э.) это место превратилось в небольшой город и началось строительство Толаса. Максимального населения он достиг в период поздней Толиты (между 90 и 400 гг. н.э.), численность которого оценивается примерно в 5000 жителей. После позднего периода это место было заброшено по неизвестным причинам. [6]

Некоторые исследователи полагают, что это место было не только церемониальным центром, по их мнению, оно было еще и центром политической власти. То есть это была столица большого вождества или королевства, правившего регионом Тумако-Ла-Толита. [19]

Это место находится на острове Эль-Морро в заливе Тумако , который сегодня является частью города Тумако. По словам археолога Жана Франсуа Бушара, остров был важным портом во времена культуры Тумако-ла-Толита, поскольку он обеспечивает легкий доступ ко всем рекам, впадающим в залив Тумако. Археолог интерпретировал остров как колонию Ла Толита, основной целью которой был сбор золота на берегах Тумако. [19]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Патиньо, Диоген (2017). «Тумако-Толита: культура, искусство и власть на Тихоокеанском побережье» . Антропология: исследовательские тетради (на испанском языке). 18 (18): 40–54. дои : 10.26807/ant.v0i18.123 . Проверено 5 апреля 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Моралес Кабесас, Исайяс (2013). Фрассани, Алессия (ред.). От свидетельства к искусству в искусстве аборигенов: влияние границы в изучении Тумако-Ла Толита (PDF) . Университет Лос-Андес: факультет искусств и гуманитарных наук . Проверено 2 августа 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Микс, Н.; Племянница, С.; Эстевес, П. (2002). «Технология раннего платинирования: золотая маска культуры Ла Толита, Эквадор» . Археометрия . 44 (2): 273–284. дои : 10.1111/1475-4754.t01-1-00059 . Проверено 5 апреля 2023 г.
  4. ^ Угальде, Мария Фернанда (2009). «2. Район исследования». Иконография Толитской культуры. Чтения идеологического дискурса в образных изображениях регионального развития (на испанском языке). Forschungen zur Archäologie Außereuropäischer. стр. 14–16. ISBN  978-3-89500-696-8 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  5. ^ Дюмон, Жан Франсуа; Вальдес, Франциско; Сантана, Эсси; Тихай, Жан Пьер; Уссельманн, Пьер; Наваррете, Эдисон (2010). «Является ли расцвет культуры Ла Толита 3000 лет назад результатом стихийного бедствия?» . Европейский журнал географии . дои : 10.4000/cybergeo.23305 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Скотт, Дэвид (2011). «КУЛЬТУРА ЛА ТОЛИТА – ТУМАКО: МАСТЕРА-МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА И ПЛАТИНЫ» . Латиноамериканская древность . 22 (1): 65–95. дои : 10.7183/1045-6635.22.1.65 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  7. ^ Патиньо Кастаньо, Диоген (2003). Гарсиа Кинтеро, Фелипе (ред.). ДОИСПАНСКИЙ ТУМАКО . Попаян: Университет Каука. ISBN  958-9475-45-0 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Вальдес, Франциско (2008). «Городская лагуна, чердак Ла Толиты » От ледяного моря к стране огня (на французском языке) (111/112): 69–75. дои : 10.4000/nda.357 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Угальде, Мария Фернанда (2009). «3. Археология региона». Иконография Толитской культуры. Чтения идеологического дискурса в образных изображениях регионального развития (на испанском языке). Forschungen zur Archäologie Außereuropäischer. стр. 17–26. ISBN  978-3-89500-696-8 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вальдес, Франциско (1987). Археологический проект «Ла Толита», 1983–1986 гг . Археологический фонд Музея Центрального банка Гильермо Переса Чирибоги.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Патиньо Кастаньо, Диоген (2003). «5: Культурная последовательность в Тумако: периоды, фазы, места и вещественные доказательства». В Гарсиа Кинтеро, Фелипе (ред.). ДОИСПАНСКИЙ ТУМАКО . Попаян: Университет Каука. стр. 93–145. ISBN  958-9475-45-0 .
  12. ^ Вальдес, Франциско; Гратузе, Бернар; Йепес, Александра; Уртадо, Хулио (2004). «Ранние свидетельства металлургии на экваториальном побережье Тихого океана» . Вестник Музея золота . 53 .
  13. ^ Угальде, Мария Фернанда (2019). «Мятежные гончары: взгляд эквадорской археологии на гендерные отношения, женское угнетение и патриархат» . Антиподальный. Revista de Antropología y Arqueología (на испанском языке) (36): 33–56. дои : 10.7440/antipoda36.2019.03 . ISSN   1900-5407 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Ариса, Мануэль Алехандро; Бесерра, Хосе Вирджилио; Чала, Доберейнер (2014). Отчет об археологических раскопках, проведенных в штаб-квартире Национального университета Колумбии в Тумако (PDF) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  15. ^ Шавельзон, Даниэль (1987). «Модели погребального искусства доиспанского Эквадора» . Погребальное искусство (на испанском языке). 2 . Национальный автономный университет Мексики: 17–23 . Проверено 9 апреля 2023 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Угальде, Мария Фернанда (2009). «9. Выводы – некоторые гипотезы по поводу проанализированного материала». Иконография Толитской культуры. Чтения идеологического дискурса в образных изображениях регионального развития (на испанском языке). Forschungen zur Archäologie Außereuropäischer. стр. 159–178. ISBN  978-3-89500-696-8 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Угальде, Мария Фернанда (2009). «7. АНАЛИЗ – ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ». Иконография толитской культуры. Чтения идеологического дискурса в образных изображениях регионального развития (на испанском языке). Forschungen zur Archäologie Außereuropäischer. стр. 49–77. ISBN  978-3-89500-696-8 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  18. ^ Ди Капуа, Костанца (2002). «ТРОФЕЙНЫЕ ГОЛОВЫ: Культурная особенность керамики Ла Толита и Джама-Коак и краткий анализ той же особенности в других культурах доколумбового Эквадора». ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ К ИКОНЕ: Исследования по археологии и истории Эквадора . Кито: Издания Абья – Яла. стр. 23–93. ISBN  9978-22-287-1 . Проверено 10 апреля 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бушар, Жан Франсуа (1998). «Археологическое исследование стоянки Эль-Морро-CCCP-Тумако» . Научный бюллетень CCCP . 7 :83–94. дои : 10.26640/01213423.7.83_94 . hdl : 1834/17618 . Проверено 10 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ed471c6044c4459d67ee2a62fe62543__1716515760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/43/9ed471c6044c4459d67ee2a62fe62543.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tumaco-La Tolita culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)