Культура Лимы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2008 г. ) |
Пять | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 100– ок. 650 | |||||||||
Капитал | Пять | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний средний уровень | ||||||||
• Учредил | в. 100 | ||||||||
• Упразднено | в. 650 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Перу |
Культура Лимы была местной цивилизацией, которая существовала на территории современной Лимы, Перу , в ранний промежуточный период, продолжаясь примерно со 100 до 650 гг. Эта доинкская культура, которая пересекается с окружающими цивилизациями Паракас, Моче и Наска, располагалась в пустынная прибрежная полоса Перу в долинах рек Шильон , Римак и Лурин . Отличить культуру Лимы от окружающих культур может быть сложно как из-за ее физической близости к другим и лучше документированным культурам прибрежного Перу, так и из-за того, что она хронологически очень близка, если не перекрывается, с этими другими культурами. Все эти факторы способствуют неясности культуры Лимы, о которой еще предстоит узнать много информации.
Цивилизация Лимы была частично известна своими керамическими произведениями искусства, состоящими из таких стилей, как маранга и переплетающиеся узоры, которые показывают влияние близлежащей культуры моче. Изменения в этом стиле керамики в период Среднего горизонта также указывают на влияние Империи Вари . Будучи окруженной пустыней, Лиме необходимо было направлять воду из окружающих рек, чтобы обрабатывать почву для сельскохозяйственных целей. Это привело к строительству и обслуживанию обширной ирригационной системы, перенаправления каналов и метода террасирования. Цивилизация Лимы построила множество храмов, известных как вакас сохранились по всему городу Лиме , которые до сих пор . Поскольку эти археологические памятники похоронены на территории современной Лимы, трудно получить доступ к археологическим остаткам, которые все еще существуют, не разрушив город, что является еще одним фактором, который играет роль в современной загадке древней культуры Лимы. Крупнейшие населенные пункты древней Лимы располагались в Play , Wallmark , Кахамаркилья и Creator Earth [1] [2] [3]
Раннее развитие и расширение
[ редактировать ]История ранней андской культуры — это, по сути, история длительного процесса, в ходе которого человек научился доминировать над природой, превратив пустыню в зеленый оазис. [3] На Центральном побережье есть убедительные архитектурные свидетельства, свидетельствующие об организованной общественной и культурной деятельности в докерамический период и период раннего горизонта. Это заложило основы для развития культуры Лимы на уровне раннего среднего уровня. Несмотря на пустынные условия, преобладающие в прибрежном регионе, два фактора позволили первым жителям этого района жить за счет земли. Во-первых, близость к морю, которая обеспечивала этим группам рацион из рыбы и моллюсков. Вторым был разнообразный климат: с мая по октябрь влага, удерживаемая холмами, питала растительность на склонах, которую ранние популяции могли использовать в качестве дополнения к своему рациону из морепродуктов.
Позднее население смогло развивать ограниченное и примитивное сельское хозяйство в низменных районах, орошаемое близлежащими реками и пресноводными источниками. В период раннего горизонта группы людей начали пользоваться преимуществом регулярных осадков и научились приручать растения и животных. Избыток населения также привел к движению к побережью. Это подводит нас к раннему промежуточному периоду, когда культура Лимы (среди многих других в течение близкого периода времени) начала процветать. Эти культуры научились контролировать природу, создавая обширные ирригационные системы и искусственные каналы. Эти системы являются еще одним свидетельством сложности социальной организации культуры Лимы, которая была необходима для строительства, эксплуатации и обслуживания этих ирригационных систем.
В прибрежном Перу средняя группа рек Римак, Шильон и Лурин (которые протекают через территорию нынешней столичной Лимы) служат фоном для культурно сложной и взаимосвязанной культуры Лимы. Небольшие пирамидальные структуры деревенского масштаба в начале раннего промежуточного периода постепенно трансформировались в хорошо организованный фокус последующей культуры Лимы. Свидетельства распространения культуры Лимы в области керамики и текстиля можно найти в окружающих долинах, что позволяет археологам отслеживать развитие культуры с течением времени.
В начале раннего промежуточного периода население было сосредоточено в верхней части долины Лурин, характеризующейся изолированными отдельно стоящими домами и короткими оросительными каналами. Население постепенно увеличивалось, перемещаясь вниз по долине и используя более длинные ирригационные каналы для создания соединенных между собой жилищ и, в конечном итоге, в крупные города и культурные центры. На вершинах холмов также начали возникать элитные постройки, которые в конечном итоге стали важными уака культуры Лимы. Ближе к концу раннего переходного периода культура Лимы стала полностью доминирующей. Возможно, самым важным центром культуры была вака Пача Камак, которая продолжала оставаться важной для многих культур в течение следующих 1000 лет. [3] [4]
Основные центры
[ редактировать ]Пукллана
[ редактировать ]Вака Пукллана был центральным археологическим комплексом древней культуры Лимы. Этот важный административный и церемониальный центр, также известный как Вака Юлиана, был построен около 500 г. Вака Пукллана был четко разделен большой стеной (направление с севера на юг) на две разные части: административный сектор и городскую зону. расположен к востоку от этой стены и содержит места, предположительно используемые для общественных собраний для обсуждения вопросов контроля и улучшения производства. Завершали эту часть ряд небольших зданий, площадей, пандусов, патио и складских помещений. Церемониальный сектор к западной части стены включал пирамиду (сложенную из сырцового кирпича, длиной 500 метров, шириной более 100 метров, высотой 22 метра) и прилегающие к ней помещения. В этой местности жрецы проводили религиозные церемонии в честь Богов и предков. [5] Структура этой вака служит сильным подтверждением наших представлений об авторитетном составе культуры Лимы, ясно указывая на разделение между простым населением, администрацией культуры и религиозными лидерами. [6]
Вака Валламарка
[ редактировать ]Археологический комплекс Вака Валламарка лишь немного меньше Вака Пукллана и также представляет собой глинобитную пирамиду, но эта вака обладает уникальным дополнением в виде впечатляющего пандуса для доступа. Считается, что это место было церемониальным центром, доступ к которому, возможно, был ограничен только религиозной элитой, о чем свидетельствует тот факт, что открытые полы мало изношены в результате эксплуатации. Поскольку Вака Валламарка существовала в течение очень длительного периода (от III века до прихода инков в XV веке), модели использования и заброшенности чрезвычайно полезны для выявления изменений в погребальной практике с течением времени. Это место продолжает оставаться важным источником информации о древних погребальных практиках Лимы и соседних культур. Сегодня в местном музее представлены образцы погребальных свертков и мумии местной принцессы. [7] [3]
Кахамаркилья
[ редактировать ]Вака Кахамаркилья , расположенный в долине Римак, не был крупным коммерческим, не административным и не военным объектом в ранний переходный период и был построен около 400-600 гг. Кахамаркилья, также называемый «мертвым городом», полностью построен из самана и уникален тем, что состоит из своеобразного комплекса дворцов, обнесенных стеной. Кахамаркилья действительно выделяется как второй по величине городской комплекс, построенный из глины в древнем Перу, площадью 167 гектаров, уступающий только цитадели Чан-Чан к северу от Лимы. [8] Оспаривается, что это место было основано цивилизацией Уари, но, тем не менее, оно было застроено в то время, когда долина находилась под влиянием культуры Лимы. Этот центр регионального влияния был собран из пирамид, площадей, улиц, помещений и лабиринтов, четко различимых среди засушливого ландшафта, сильно пострадавшего от наводнений во время проявления явления Эль-Ниньо. Тем не менее, в этом месте существовала очень целостная и динамичная цивилизация, о чем свидетельствуют: многочисленные человеческие захоронения, расположенные в нескольких секторах; различные украшения на предметах, некоторые из которых типичны для самой долины, другие - для остального побережья, а третьи - для южной Сьерры; множество подземных погребов для хранения еды; и патио, посвященное производству чичи (алкогольного напитка, полученного путем мацерации кукурузы) для торжеств. [3] [9]
Пачакамак
[ редактировать ]Вака Пача Камак , известный своими огромными пирамидальными храмами и глинобитными стенами с фресками, является одним из самых важных и замечательных мест, построенных в ранний переходный период. Святилище этого места было посвящено богу Пача Камаку , «архитектору мира и создателю всех его созданий». [3] Вака Пача Камак был самым выдающимся местом паломничества в прибрежном регионе, привлекавшим верующих со всего Перу, чтобы отдать дань уважения и посоветоваться с оракулом. Храм в стиле самана, построенный полностью из сырцового кирпича, имеет приподнятое прямоугольное пространство перед ним, где паломники могли оставлять свои подношения. Этот огромный религиозный комплекс приписывается культуре Лимы: он был первоначально построен и заселен между 200 г. до н.э. – 600 г. н.э. Пача Камак продолжал использоваться в течение следующей тысячи лет. Культура Уари прибыла в регион около 650 г. и начала использовать город в качестве административного центра прибрежных Анд. Влияние Вари проявляется в строительстве памятника, а также в керамике и текстиле этого периода. Пача Камак имел настолько важное значение для окружающих культур, что даже после завоевания этой территории инками он остался нетронутым и нетронутым. Вместо этого цивилизация инков позволила ему существовать по своим правилам, добавив к развитию свой собственный стиль. Фактически сектор инков, который был добавлен между 1440–1533 годами, сегодня остается наиболее сохранившимся участком. [10] [11] [12]
Материальная культура
[ редактировать ]Текстиль
[ редактировать ]Текстиль считался символом статуса и богатства, было найдено множество мумий, завернутых во множество слоев тончайших вышитых гобеленов, символизирующих человека, обладающего властью в обществе. Они изготавливались из различных волокон растений, обычно хлопка, и различных мехов животных (обычно альпаки или ламы). Особые стили текстиля в культуре Лимы со временем трансформировались и развивались, создавая множество текстильных узоров на протяжении всей истории культуры. Представители культуры Лимы ткали красивые разноцветные гобелены и одеяла и окрашивали свои изделия натуральными красителями, из которых создавалось более 190 различных оттенков. В определенные периоды в текстиле использовались геометрические, антропоморфные и животные рисунки, такие как птицы и кошки. Изображение неодушевленных предметов в виде животных — обычная практика в андском искусстве, которая передает связь между объектом и качествами, которые воплощает животное. Текстиль будут ткать для всего: от повседневной одежды до церемониальных одеяний для религиозной и политической элиты, погребальных каминов и настенных ковров для храмов и дворцов. Также очевидно, что древняя культура Лимы ценила узоры и дизайн сами по себе, о чем свидетельствует широкое использование переплетающихся узоров в своих дизайнах. В этом узоре ряд геометрически стилизованных фигур животных или людей переплетаются настолько искусно, что один и тот же узор появляется, если смотреть на ткань перевернутой, и иногда трудно или невозможно определить, где заканчивается одно изображение и начинается другое. [2] [3] [13]
Письменное общение
[ редактировать ]Поскольку древние перуанцы так и не разработали систему письменности, изображения и знаки, вытканные на тканях или вышитые и нарисованные на тканях, служили изобразительным языком для передачи их представлений об окружающем мире. Этот язык имеет натуралистическую основу, но он отдает предпочтение стилизации, сводя естественные формы к их основным характеристикам, так что то, что представлено, является общим архетипом. [3]
Керамика
[ редактировать ]Керамика культуры Лимы возникла на основе местной красной и белой керамики среднего побережья. Для него характерна черная, яркая окраска и хаотичная негативная орнаментальная роспись. Распространенными орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, представляющие собой хохлатых змей с треугольными головами. [14] Керамика изготавливалась разными способами, но очевидно использование технологии формования. Это позволило бы массовое производство определенных форм. Керамика культуры Лимы сильно различается по форме и тематике, и в гончарном деле задокументирована важная социальная деятельность, включая войну, секс, работу с металлом и ткачество. (См. Материальная культура моче )
Космология
[ редактировать ]Мировоззрение центральных андских культур было по сути магически-религиозным. Они видели мир одушевленным духами, и от доброй воли этих духов зависело плодородие земли и здоровье людей. Это объясняет характер человеческих жертвоприношений во время засухи или наводнений; жертвоприношения приносились, чтобы умилостивить и проявить уважение к богам. Это также подтверждается изображениями на керамике и текстиле, изображающими жертвоприношения богу или божеству, а также подношения, которые возлагались в храмах, таких как Пачакамак. [3]
Употребление наркотиков
[ редактировать ]Небольшие ступки (мельницы), табакерки и деревянные подносы указывают на то, что употребление наркотиков было особенно распространено в культуре Лимы. Листья коки были особенно распространены, их жевали как средство для облегчения гипоксии и высотной болезни (полезно в горных культурах), а также для облегчения голода, что полезно во времена нехватки продовольствия. Галлюциногенные препараты, обнаруженные в некоторых кактусах в этом районе, также, скорее всего, использовались в религиозных церемониях, чтобы вызвать видения, а также как метод увеличения близости с богами. [15]
Иконография
[ редактировать ]Мужские и женские фигуры и даже некоторые, которые могут быть дополнительным полом, а также информация об окружающей среде, растениях, животных, архитектурных изображениях, натуральной деятельности и т. д. неоднократно изображаются в культуре Лимы. Одна сцена, которая особенно повторяется, - это сцена жертвоприношения, когда кровь жертвы собирают и подносят ее божественной фигуре. Изучая иконографию, мы можем отличить мужчину от женщины по форме тела и, таким образом, увидеть соответствующую одежду, прически и т. д. и соотнести их с деятельностью и конкретными личностями. На золотых изделиях в Колумбии изображены животные, обычно птицы, ягуары, кайманы, акулы, вероятно, связанные с шаманизмом и употреблением наркотиков. Птицы и имитация полета часто связаны со сверхъестественным и с галлюцинациями, вызванными нюхательным табаком, кокой и другими наркотиками. Конкретные повторяющиеся изображения представляют собой фигуру с посохом спереди, которая представляет либо человеческую, либо сверхъестественную силу. Трофейные головы убитых врагов также являются обычным явлением, и они указывают на веру в то, что «кровь оплодотворяла землю» и что для угоды богам требовались человеческие жертвоприношения. Двуглавая змея символизирует «сверхъестественную силу, которая поддерживает гармонию космоса, объединяя составляющие его противоположные, но дополняющие друг друга части». Особое внимание также уделяется рыбам и морским птицам, поскольку они были источником пищи и удобрений для полей и, таким образом, были основой жизни в прибрежном районе. [3] [16]
Жертва
[ редактировать ]Жертвоприношения были очень распространены в ранних андских культурах, и культура Лимы не является исключением. Жертвоприношения приносились для умиротворения богов или в рамках религиозных и церемониальных ритуалов. Человеческие захоронения, особенно детей, обнаруженные под жилищами, связаны с верой в то, что этот тип подношений будет способствовать долгой жизни здания. Этот обычай до сих пор укоренен в культурной традиции андских сообществ, хотя люди были заменены животными или особыми предметами. [17]
Авторитетные силы
[ редактировать ]В ранний переходный период общество в культуре Лимы начало переходить. Культуры, которые когда-то считались групповыми или «снизу-вверх», ориентированными на авторитарную структуру, и, возможно, таковыми были, начали развивать социальную, политическую и религиозную элиту. Различия в богатстве и власти стали особенно заметными в архитектурных сооружениях и планировках (показанных в комплексах Пукльяна, Кахамаркилья, Валламарка и Пача Камак), а также в контрастах обилия материальных благ, которыми обладали разные семьи. Придя к власти, эти элитные люди, должно быть, были вовлечены в обеспечение и руководство созданием произведений искусства и архитектуры, что еще больше увековечило их контроль над остальными членами группы и, таким образом, в достаточной степени утвердило элитную авторитетную силу.
Заявления об элитном классе в значительной степени подтверждаются церемониальными захоронениями и погребальной практикой, обнаруженными археологами. Существуют очевидные различия в захоронениях представителей лимской культуры. некоторые места, такие как Погребение в Сипане Были обнаружены , которые ясно указывают на элитного человека. Количество и богатство предметов, включенных в одни погребения, контрастирующие с пустотой и простотой других, делают очевидным существование элитного и привилегированного правящего класса. Также очевидно, что существовал религиозный правящий класс, о чем свидетельствует закрытое строительство религиозных пространств и храмов в важных Уакас, призванное ограничить доступ религиозной и политической элиты, что еще больше усилило власть элиты и сделало остальную часть население еще больше зависело от указаний правящего класса. [6] [16] [18] [19]
Отклонить
[ редактировать ]Начиная примерно с 600 года, климатические и экологические изменения в Андском регионе были вызваны циклами засух и явлением Эль-Ниньо. Лима и окружающие культуры претерпели радикальные реорганизации и перемещение населения, чтобы компенсировать изменение количества осадков и доступности воды, что отрицательно повлияло на урожай и повредило хуака и жилища. Это положило начало упадку культуры Лимы. По мере того как его жители медленно рассеивались по Перу в поисках лучших и более надежных условий жизни, конгломерат культуры Лимы постепенно распадался, а новые культурные группы развивались и доминировали в прибрежном Перу. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кипфер, Барбара Энн. Энциклопедический словарь археологии. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2000. Печать.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б [«Культуры раннего горизонта – Чавин, Паракас и Лима». Откройте для себя Перу. История, цивилизации до инков – культуры раннего горизонта – Чавин, Паракас и Лима. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.discover-peru.org/chavin-paracas/ ].
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хиггинс, Джеймс. Лима: история культуры. Нью-Йорк: Oxford UP, 2005. Печать.
- ^ Китинг, Ричард В. Перуанская предыстория: обзор общества доинков и инков. Кембридж: Кембриджский университет, 1988. Печать.
- ^ ["Уака Пукльяна (Юлиана) - Adobe Пирамида." Уака Пукльяна. Веб. 08 марта 2012 г. «Уака Пукльяна — Пирамида Adobe Пукльяна — LimaEasy (C)» . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г. ].
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология I: вариации социально-политической организации. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2002. Печать.
- ^ «Археологические и исторические памятники Лимы». Добро пожаловать в Перу. Веб. 6 марта 2012 г. < http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html >.
- ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ].
- ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ]
- ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. Веб. 6 марта 2012 г. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ].
- ^ "Пачакамак (археологический памятник, Перу)". Британская энциклопедия Интернет. 8 марта 2012 г. [1] .
- ^ ["Пачакамак." Древние миры: Америка. Веб. 7 марта 2012 г. «Пачакамак» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 8 марта 2012 г. ].
- ^ [«Ткань и глина: коммуникация культуры». Моче. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.textilemuseum.ca/cloth_clay/LTOS/moche.cfm ].
- ^ ["Культура Лимы". Культура Лимы, Художественный музей Тампере. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.tampere.fi/ekstrat/taidemuseo/arkisto/peru/800/lima_en.htm ].
- ^ Мозли, Майкл Эдвард. Инки и их предки: археология Перу. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1997. Печать.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б [«Южноамериканская археология: ранний средний уровень». Университет Индианы. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.indiana.edu/~arch/saa/matrix/saa/saa_mod06.html ].
- ^ Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология III: Север и Юг. Нью-Йорк: Springer, 2006. Печать.
- ^ Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2002. Печать.
- ^ Сильверман, Хелейн и Уильям Харрис Исбелл. Справочник по южноамериканской археологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2008. Печать.
- ^ ["Начальный период до позднего горизонта". About.com Археология. Веб. 8 марта 2012 г. http://archaeology.about.com/od/southamerica/a/Timeline-Of-The-Ancient-Andes-II.htm ].