Jump to content

Культура Лимы

Пять
в. 100– ок. 650
Степень культуры Лимы
Степень культуры Лимы
Капитал Пять
Историческая эпоха Ранний средний уровень
• Учредил
в. 100
• Упразднено
в. 650
Предшественник
Преемник
Чавинская культура
Вы были культурными
Сегодня часть Перу

Культура Лимы была местной цивилизацией, которая существовала на территории современной Лимы, Перу , в ранний промежуточный период, продолжаясь примерно со 100 до 650 гг. Эта доинкская культура, которая пересекается с окружающими цивилизациями Паракас, Моче и Наска, располагалась в пустынная прибрежная полоса Перу в долинах рек Шильон , Римак и Лурин . Отличить культуру Лимы от окружающих культур может быть сложно как из-за ее физической близости к другим и лучше документированным культурам прибрежного Перу, так и из-за того, что она хронологически очень близка, если не перекрывается, с этими другими культурами. Все эти факторы способствуют неясности культуры Лимы, о которой еще предстоит узнать много информации.

Цивилизация Лимы была частично известна своими керамическими произведениями искусства, состоящими из таких стилей, как маранга и переплетающиеся узоры, которые показывают влияние близлежащей культуры моче. Изменения в этом стиле керамики в период Среднего горизонта также указывают на влияние Империи Вари . Будучи окруженной пустыней, Лиме необходимо было направлять воду из окружающих рек, чтобы обрабатывать почву для сельскохозяйственных целей. Это привело к строительству и обслуживанию обширной ирригационной системы, перенаправления каналов и метода террасирования. Цивилизация Лимы построила множество храмов, известных как вакас сохранились по всему городу Лиме , которые до сих пор . Поскольку эти археологические памятники похоронены на территории современной Лимы, трудно получить доступ к археологическим остаткам, которые все еще существуют, не разрушив город, что является еще одним фактором, который играет роль в современной загадке древней культуры Лимы. Крупнейшие населенные пункты древней Лимы располагались в Play , Wallmark , Кахамаркилья и Creator Earth [1] [2] [3]

Раннее развитие и расширение

[ редактировать ]

История ранней андской культуры — это, по сути, история длительного процесса, в ходе которого человек научился доминировать над природой, превратив пустыню в зеленый оазис. [3] На Центральном побережье есть убедительные архитектурные свидетельства, свидетельствующие об организованной общественной и культурной деятельности в докерамический период и период раннего горизонта. Это заложило основы для развития культуры Лимы на уровне раннего среднего уровня. Несмотря на пустынные условия, преобладающие в прибрежном регионе, два фактора позволили первым жителям этого района жить за счет земли. Во-первых, близость к морю, которая обеспечивала этим группам рацион из рыбы и моллюсков. Вторым был разнообразный климат: с мая по октябрь влага, удерживаемая холмами, питала растительность на склонах, которую ранние популяции могли использовать в качестве дополнения к своему рациону из морепродуктов.

Позднее население смогло развивать ограниченное и примитивное сельское хозяйство в низменных районах, орошаемое близлежащими реками и пресноводными источниками. В период раннего горизонта группы людей начали пользоваться преимуществом регулярных осадков и научились приручать растения и животных. Избыток населения также привел к движению к побережью. Это подводит нас к раннему промежуточному периоду, когда культура Лимы (среди многих других в течение близкого периода времени) начала процветать. Эти культуры научились контролировать природу, создавая обширные ирригационные системы и искусственные каналы. Эти системы являются еще одним свидетельством сложности социальной организации культуры Лимы, которая была необходима для строительства, эксплуатации и обслуживания этих ирригационных систем.

В прибрежном Перу средняя группа рек Римак, Шильон и Лурин (которые протекают через территорию нынешней столичной Лимы) служат фоном для культурно сложной и взаимосвязанной культуры Лимы. Небольшие пирамидальные структуры деревенского масштаба в начале раннего промежуточного периода постепенно трансформировались в хорошо организованный фокус последующей культуры Лимы. Свидетельства распространения культуры Лимы в области керамики и текстиля можно найти в окружающих долинах, что позволяет археологам отслеживать развитие культуры с течением времени.

В начале раннего промежуточного периода население было сосредоточено в верхней части долины Лурин, характеризующейся изолированными отдельно стоящими домами и короткими оросительными каналами. Население постепенно увеличивалось, перемещаясь вниз по долине и используя более длинные ирригационные каналы для создания соединенных между собой жилищ и, в конечном итоге, в крупные города и культурные центры. На вершинах холмов также начали возникать элитные постройки, которые в конечном итоге стали важными уака культуры Лимы. Ближе к концу раннего переходного периода культура Лимы стала полностью доминирующей. Возможно, самым важным центром культуры была вака Пача Камак, которая продолжала оставаться важной для многих культур в течение следующих 1000 лет. [3] [4]

Основные центры

[ редактировать ]

Пукллана

[ редактировать ]
Вака Пуклана и характерные адобитос. Район Мирафлорес, Лима

Вака Пукллана был центральным археологическим комплексом древней культуры Лимы. Этот важный административный и церемониальный центр, также известный как Вака Юлиана, был построен около 500 г. Вака Пукллана был четко разделен большой стеной (направление с севера на юг) на две разные части: административный сектор и городскую зону. расположен к востоку от этой стены и содержит места, предположительно используемые для общественных собраний для обсуждения вопросов контроля и улучшения производства. Завершали эту часть ряд небольших зданий, площадей, пандусов, патио и складских помещений. Церемониальный сектор к западной части стены включал пирамиду (сложенную из сырцового кирпича, длиной 500 метров, шириной более 100 метров, высотой 22 метра) и прилегающие к ней помещения. В этой местности жрецы проводили религиозные церемонии в честь Богов и предков. [5] Структура этой вака служит сильным подтверждением наших представлений об авторитетном составе культуры Лимы, ясно указывая на разделение между простым населением, администрацией культуры и религиозными лидерами. [6]

Вака Валламарка

[ редактировать ]

Археологический комплекс Вака Валламарка лишь немного меньше Вака Пукллана и также представляет собой глинобитную пирамиду, но эта вака обладает уникальным дополнением в виде впечатляющего пандуса для доступа. Считается, что это место было церемониальным центром, доступ к которому, возможно, был ограничен только религиозной элитой, о чем свидетельствует тот факт, что открытые полы мало изношены в результате эксплуатации. Поскольку Вака Валламарка существовала в течение очень длительного периода (от III века до прихода инков в XV веке), модели использования и заброшенности чрезвычайно полезны для выявления изменений в погребальной практике с течением времени. Это место продолжает оставаться важным источником информации о древних погребальных практиках Лимы и соседних культур. Сегодня в местном музее представлены образцы погребальных свертков и мумии местной принцессы. [7] [3]

Кахамаркилья

[ редактировать ]

Вака Кахамаркилья , расположенный в долине Римак, не был крупным коммерческим, не административным и не военным объектом в ранний переходный период и был построен около 400-600 гг. Кахамаркилья, также называемый «мертвым городом», полностью построен из самана и уникален тем, что состоит из своеобразного комплекса дворцов, обнесенных стеной. Кахамаркилья действительно выделяется как второй по величине городской комплекс, построенный из глины в древнем Перу, площадью 167 гектаров, уступающий только цитадели Чан-Чан к северу от Лимы. [8] Оспаривается, что это место было основано цивилизацией Уари, но, тем не менее, оно было застроено в то время, когда долина находилась под влиянием культуры Лимы. Этот центр регионального влияния был собран из пирамид, площадей, улиц, помещений и лабиринтов, четко различимых среди засушливого ландшафта, сильно пострадавшего от наводнений во время проявления явления Эль-Ниньо. Тем не менее, в этом месте существовала очень целостная и динамичная цивилизация, о чем свидетельствуют: многочисленные человеческие захоронения, расположенные в нескольких секторах; различные украшения на предметах, некоторые из которых типичны для самой долины, другие - для остального побережья, а третьи - для южной Сьерры; множество подземных погребов для хранения еды; и патио, посвященное производству чичи (алкогольного напитка, полученного путем мацерации кукурузы) для торжеств. [3] [9]

Пачакамак

[ редактировать ]

Вака Пача Камак , известный своими огромными пирамидальными храмами и глинобитными стенами с фресками, является одним из самых важных и замечательных мест, построенных в ранний переходный период. Святилище этого места было посвящено богу Пача Камаку , «архитектору мира и создателю всех его созданий». [3] Вака Пача Камак был самым выдающимся местом паломничества в прибрежном регионе, привлекавшим верующих со всего Перу, чтобы отдать дань уважения и посоветоваться с оракулом. Храм в стиле самана, построенный полностью из сырцового кирпича, имеет приподнятое прямоугольное пространство перед ним, где паломники могли оставлять свои подношения. Этот огромный религиозный комплекс приписывается культуре Лимы: он был первоначально построен и заселен между 200 г. до н.э. – 600 г. н.э. Пача Камак продолжал использоваться в течение следующей тысячи лет. Культура Уари прибыла в регион около 650 г. и начала использовать город в качестве административного центра прибрежных Анд. Влияние Вари проявляется в строительстве памятника, а также в керамике и текстиле этого периода. Пача Камак имел настолько важное значение для окружающих культур, что даже после завоевания этой территории инками он остался нетронутым и нетронутым. Вместо этого цивилизация инков позволила ему существовать по своим правилам, добавив к развитию свой собственный стиль. Фактически сектор инков, который был добавлен между 1440–1533 годами, сегодня остается наиболее сохранившимся участком. [10] [11] [12]

Материальная культура

[ редактировать ]
Череп члена королевской семьи народа Лима.

Текстиль

[ редактировать ]

Текстиль считался символом статуса и богатства, было найдено множество мумий, завернутых во множество слоев тончайших вышитых гобеленов, символизирующих человека, обладающего властью в обществе. Они изготавливались из различных волокон растений, обычно хлопка, и различных мехов животных (обычно альпаки или ламы). Особые стили текстиля в культуре Лимы со временем трансформировались и развивались, создавая множество текстильных узоров на протяжении всей истории культуры. Представители культуры Лимы ткали красивые разноцветные гобелены и одеяла и окрашивали свои изделия натуральными красителями, из которых создавалось более 190 различных оттенков. В определенные периоды в текстиле использовались геометрические, антропоморфные и животные рисунки, такие как птицы и кошки. Изображение неодушевленных предметов в виде животных — обычная практика в андском искусстве, которая передает связь между объектом и качествами, которые воплощает животное. Текстиль будут ткать для всего: от повседневной одежды до церемониальных одеяний для религиозной и политической элиты, погребальных каминов и настенных ковров для храмов и дворцов. Также очевидно, что древняя культура Лимы ценила узоры и дизайн сами по себе, о чем свидетельствует широкое использование переплетающихся узоров в своих дизайнах. В этом узоре ряд геометрически стилизованных фигур животных или людей переплетаются настолько искусно, что один и тот же узор появляется, если смотреть на ткань перевернутой, и иногда трудно или невозможно определить, где заканчивается одно изображение и начинается другое. [2] [3] [13]

Письменное общение

[ редактировать ]

Поскольку древние перуанцы так и не разработали систему письменности, изображения и знаки, вытканные на тканях или вышитые и нарисованные на тканях, служили изобразительным языком для передачи их представлений об окружающем мире. Этот язык имеет натуралистическую основу, но он отдает предпочтение стилизации, сводя естественные формы к их основным характеристикам, так что то, что представлено, является общим архетипом. [3]

Керамика

[ редактировать ]
Чашка в стиле Плайя-Гранде, декорированная «переплетением». МНААХП.
Бутылка Nievería в скульптурном стиле представляет собой змею. Музей Ларко, Лима, Перу.

Керамика культуры Лимы возникла на основе местной красной и белой керамики среднего побережья. Для него характерна черная, яркая окраска и хаотичная негативная орнаментальная роспись. Распространенными орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, представляющие собой хохлатых змей с треугольными головами. [14] Керамика изготавливалась разными способами, но очевидно использование технологии формования. Это позволило бы массовое производство определенных форм. Керамика культуры Лимы сильно различается по форме и тематике, и в гончарном деле задокументирована важная социальная деятельность, включая войну, секс, работу с металлом и ткачество. (См. Материальная культура моче )

Космология

[ редактировать ]

Мировоззрение центральных андских культур было по сути магически-религиозным. Они видели мир одушевленным духами, и от доброй воли этих духов зависело плодородие земли и здоровье людей. Это объясняет характер человеческих жертвоприношений во время засухи или наводнений; жертвоприношения приносились, чтобы умилостивить и проявить уважение к богам. Это также подтверждается изображениями на керамике и текстиле, изображающими жертвоприношения богу или божеству, а также подношения, которые возлагались в храмах, таких как Пачакамак. [3]

Употребление наркотиков

[ редактировать ]

Небольшие ступки (мельницы), табакерки и деревянные подносы указывают на то, что употребление наркотиков было особенно распространено в культуре Лимы. Листья коки были особенно распространены, их жевали как средство для облегчения гипоксии и высотной болезни (полезно в горных культурах), а также для облегчения голода, что полезно во времена нехватки продовольствия. Галлюциногенные препараты, обнаруженные в некоторых кактусах в этом районе, также, скорее всего, использовались в религиозных церемониях, чтобы вызвать видения, а также как метод увеличения близости с богами. [15]

Иконография

[ редактировать ]

Мужские и женские фигуры и даже некоторые, которые могут быть дополнительным полом, а также информация об окружающей среде, растениях, животных, архитектурных изображениях, натуральной деятельности и т. д. неоднократно изображаются в культуре Лимы. Одна сцена, которая особенно повторяется, - это сцена жертвоприношения, когда кровь жертвы собирают и подносят ее божественной фигуре. Изучая иконографию, мы можем отличить мужчину от женщины по форме тела и, таким образом, увидеть соответствующую одежду, прически и т. д. и соотнести их с деятельностью и конкретными личностями. На золотых изделиях в Колумбии изображены животные, обычно птицы, ягуары, кайманы, акулы, вероятно, связанные с шаманизмом и употреблением наркотиков. Птицы и имитация полета часто связаны со сверхъестественным и с галлюцинациями, вызванными нюхательным табаком, кокой и другими наркотиками. Конкретные повторяющиеся изображения представляют собой фигуру с посохом спереди, которая представляет либо человеческую, либо сверхъестественную силу. Трофейные головы убитых врагов также являются обычным явлением, и они указывают на веру в то, что «кровь оплодотворяла землю» и что для угоды богам требовались человеческие жертвоприношения. Двуглавая змея символизирует «сверхъестественную силу, которая поддерживает гармонию космоса, объединяя составляющие его противоположные, но дополняющие друг друга части». Особое внимание также уделяется рыбам и морским птицам, поскольку они были источником пищи и удобрений для полей и, таким образом, были основой жизни в прибрежном районе. [3] [16]

Жертвоприношения были очень распространены в ранних андских культурах, и культура Лимы не является исключением. Жертвоприношения приносились для умиротворения богов или в рамках религиозных и церемониальных ритуалов. Человеческие захоронения, особенно детей, обнаруженные под жилищами, связаны с верой в то, что этот тип подношений будет способствовать долгой жизни здания. Этот обычай до сих пор укоренен в культурной традиции андских сообществ, хотя люди были заменены животными или особыми предметами. [17]

Авторитетные силы

[ редактировать ]

В ранний переходный период общество в культуре Лимы начало переходить. Культуры, которые когда-то считались групповыми или «снизу-вверх», ориентированными на авторитарную структуру, и, возможно, таковыми были, начали развивать социальную, политическую и религиозную элиту. Различия в богатстве и власти стали особенно заметными в архитектурных сооружениях и планировках (показанных в комплексах Пукльяна, Кахамаркилья, Валламарка и Пача Камак), а также в контрастах обилия материальных благ, которыми обладали разные семьи. Придя к власти, эти элитные люди, должно быть, были вовлечены в обеспечение и руководство созданием произведений искусства и архитектуры, что еще больше увековечило их контроль над остальными членами группы и, таким образом, в достаточной степени утвердило элитную авторитетную силу.

Заявления об элитном классе в значительной степени подтверждаются церемониальными захоронениями и погребальной практикой, обнаруженными археологами. Существуют очевидные различия в захоронениях представителей лимской культуры. некоторые места, такие как Погребение в Сипане Были обнаружены , которые ясно указывают на элитного человека. Количество и богатство предметов, включенных в одни погребения, контрастирующие с пустотой и простотой других, делают очевидным существование элитного и привилегированного правящего класса. Также очевидно, что существовал религиозный правящий класс, о чем свидетельствует закрытое строительство религиозных пространств и храмов в важных Уакас, призванное ограничить доступ религиозной и политической элиты, что еще больше усилило власть элиты и сделало остальную часть население еще больше зависело от указаний правящего класса. [6] [16] [18] [19]

Отклонить

[ редактировать ]

Начиная примерно с 600 года, климатические и экологические изменения в Андском регионе были вызваны циклами засух и явлением Эль-Ниньо. Лима и окружающие культуры претерпели радикальные реорганизации и перемещение населения, чтобы компенсировать изменение количества осадков и доступности воды, что отрицательно повлияло на урожай и повредило хуака и жилища. Это положило начало упадку культуры Лимы. По мере того как его жители медленно рассеивались по Перу в поисках лучших и более надежных условий жизни, конгломерат культуры Лимы постепенно распадался, а новые культурные группы развивались и доминировали в прибрежном Перу. [20]

  1. ^ Кипфер, Барбара Энн. Энциклопедический словарь археологии. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2000. Печать.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б [«Культуры раннего горизонта – Чавин, Паракас и Лима». Откройте для себя Перу. История, цивилизации до инков – культуры раннего горизонта – Чавин, Паракас и Лима. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.discover-peru.org/chavin-paracas/ ].
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хиггинс, Джеймс. Лима: история культуры. Нью-Йорк: Oxford UP, 2005. Печать.
  4. ^ Китинг, Ричард В. Перуанская предыстория: обзор общества доинков и инков. Кембридж: Кембриджский университет, 1988. Печать.
  5. ^ ["Уака Пукльяна (Юлиана) - Adobe Пирамида." Уака Пукльяна. Веб. 08 марта 2012 г. «Уака Пукльяна — Пирамида Adobe Пукльяна — LimaEasy (C)» . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г. ].
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология I: вариации социально-политической организации. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2002. Печать.
  7. ^ «Археологические и исторические памятники Лимы». Добро пожаловать в Перу. Веб. 6 марта 2012 г. < http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html >.
  8. ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ].
  9. ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ]
  10. ^ ["Археологические и исторические памятники Лимы". Добро пожаловать в Перу. Веб. 6 марта 2012 г. http://www.hostellacasanostra.com/hostel-lima-peru/archeological-lima-peru.html ].
  11. ^ "Пачакамак (археологический памятник, Перу)". Британская энциклопедия Интернет. 8 марта 2012 г. [1] .
  12. ^ ["Пачакамак." Древние миры: Америка. Веб. 7 марта 2012 г. «Пачакамак» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 8 марта 2012 г. ].
  13. ^ [«Ткань и глина: коммуникация культуры». Моче. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.textilemuseum.ca/cloth_clay/LTOS/moche.cfm ].
  14. ^ ["Культура Лимы". Культура Лимы, Художественный музей Тампере. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.tampere.fi/ekstrat/taidemuseo/arkisto/peru/800/lima_en.htm ].
  15. ^ Мозли, Майкл Эдвард. Инки и их предки: археология Перу. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1997. Печать.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б [«Южноамериканская археология: ранний средний уровень». Университет Индианы. Веб. 8 марта 2012 г. http://www.indiana.edu/~arch/saa/matrix/saa/saa_mod06.html ].
  17. ^ Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология III: Север и Юг. Нью-Йорк: Springer, 2006. Печать.
  18. ^ Исбелл, Уильям Харрис и Хелейн Сильверман. Андская археология. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2002. Печать.
  19. ^ Сильверман, Хелейн и Уильям Харрис Исбелл. Справочник по южноамериканской археологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2008. Печать.
  20. ^ ["Начальный период до позднего горизонта". About.com Археология. Веб. 8 марта 2012 г. http://archaeology.about.com/od/southamerica/a/Timeline-Of-The-Ancient-Andes-II.htm ].

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21268e34bc57270e66cf96c065b05760__1663884180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/60/21268e34bc57270e66cf96c065b05760.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lima culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)