Тойопан
Тойопан (науатль: тео-ти, бог и хлеб, место) — название старого вождя коренного населения Коста-Рики , которым в 16 веке , после прибытия испанцев , правил король Уэдо Йорусти. Территории бывшего Тойопан касиказго включали нынешние кантоны Васкес-де-Коронадо и Тибас в провинции Сан-Хосе , а также Сан-Исидро и Санто-Доминго в провинции Эредиа . Главное поселение Тойопана, город Апайкан, находился в нынешнем районе Сан-Рафаэль . [ 1 ] [ 2 ]
Касикасго Тойопана был частью Королевства Западный Уэтар , которым правил король Гарабито . Несмотря на это, согласно испанским хроникам, Йорусти поддерживал хорошие отношения с вождями Акчерри и Куррирава, служившими сеньорио дель Гуарко , поскольку не раз оказывал особую помощь вождю Акчерри. В 1562 году Тойопан посетил аделантадо Хуан Васкес де Коронадо , который, быстро подружившись с вождём йорусти, присоединил эту территорию к испанской короне , написав:
Туземцы умны, воинственны, старше других. Ну, мэй. Подражайте тонкости черт мексиканцев; у них чрезвычайно хорошая ситцевая одежда, много золота во всех каратах... (...) Наконец, у вашего величества здесь один из лучших уголков его королевства.
В 1568 году, после восстания нескольких коренных народов, тогдашний губернатор Перафан де Рибера решил напасть на несколько деревень, чтобы добыть кукурузу, которой было мало в колониях Центральной долины . Среди этих деревень были Турриальба, Атирро, Корроси, Кукуррике, Куррирава, Барва, Ухаррас и Тойопан. [ 1 ]
Несколько церемониальных метатес-треножников с подвесными панелями были обнаружены в старом регионе Тойопан. Это андезитовые монолиты, которые считаются бесценными археологическими памятниками и уникальными художественными выражениями доколумбового искусства Коста-Рики. Эти метаты стали известны как «Алтари Тойопан», также называемые «Омпа-Онтланечи-Тетл» (науатль, «прозрачные камни»). Они характеризуются представлением антропогенного мифа с центральной фигурой, которая была идентифицирована как хуэтарская концепция божества дождя, а также ягуаров с пастью ящерицы, змей, двухголовой ящерицы и обезьяны. Эти алтари были закопаны сукиами Тойопан спустя годы после завоевания, чтобы избежать их разрушения испанскими катехизаторами. [ 2 ]
Находка многочисленных археологических предметов керамики и камня в этом регионе позволяет предположить, что он был густонаселен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ботей Собрадо, Ана Мария (2002). Коста-Рика: от коренных обществ до 1914 года. Редакция Университета Коста-Рики. стр. 496 страниц
- ^ Перейти обратно: а б Молина Монтес де Ока, Карлос (1998). Гарсимуньос: город, который никогда не умирал. Редакция UNED. стр. 448 страниц.