Jump to content

Доколумбовая история Коста-Рики

Доколумбовая история Коста-Рики простирается от основания первых поселенцев до прибытия Христофора Колумба в Америку.

Археологические данные позволяют нам датировать прибытие первых людей в Коста-Рику периодом между 7000 и 10 000 годами до нашей эры. Ко второму тысячелетию до нашей эры уже существовали оседлые земледельческие сообщества. Между 300 г. до н. э. и 300 г. н. э. многие общины перешли от племенной, клановой организации – основанной на родстве, редко иерархической и зависимой от самообеспечения – к иерархической организации с касиками (вождями), религиозными лидерами или шаманами, ремесленниками-специалистами и скоро. Эта социальная организация возникла из необходимости организовать производство и торговлю, управлять отношениями с другими сообществами и планировать наступательные и оборонительные действия. Эти группы установили более широкие территориальные подразделения, чтобы производить больше продуктов питания и контролировать более широкие источники сырья.

С 9-го века некоторые деревни выросли в размерах, а вождества позднего периода 16-го века пришли к развитию большей социальной иерархии и значительным улучшениям в инфраструктуре.

Древняя история

[ редактировать ]

Первые поселенцы

[ редактировать ]

Присутствие людей в Америке было гораздо более поздним явлением, чем на других континентах. Первые люди едва датируются примерно 40 000–50 000 годом до нашей эры, и предполагается, что это более поздняя дата. В любом случае, концентрация льда на континентах во время последнего ледникового периода привела к тому, что океаны отступили примерно на 120 метров (400 футов), что позволило группам охотников из северо-восточной Азии двигаться на восток в поисках огромных стад животных. Они отправились в Северную Америку и расселились там несколькими волнами, и в течение нескольких тысячелетий и через последовательные поколения потомки этих охотников расселились по всей Америке и соседним с ней островам.

Существуют археологические свидетельства, которые указывают на то, что первые люди прибыли в Коста-Рику между 7000 и 10 000 годами до нашей эры. В долине Турриальба были обнаружены стоянки в районах, где карьерные и ремесленные инструменты, такие как бифасы производились . Считается, что эти первые поселенцы Коста-Рики принадлежали к небольшим кочевым группам численностью от 20 до 30 человек, связанных родственными узами, которые постоянно перемещались для охоты на животных и сбора корней и дикорастущих растений. Помимо видов, которые существуют до сих пор, их обычными животными-жертвами были представители так называемой мегафауны, такие как гигантские броненосцы , ленивцы и мастодонты .

Мезолитический период

[ редактировать ]

Около 8000 г. до н.э. климатические изменения привели к концу последнего ледникового периода . Повышение температуры вызвало существенные изменения в растительности и привело к исчезновению мегафауны либо из-за исчезновения растений, которые они потребляли, либо из-за чрезмерного хищничества со стороны охотников, либо из-за сочетания того и другого. Охотникам -собирателям пришлось разработать стратегии адаптации к новым условиям, и они продолжили охоту на более мелкие виды, такие как тапиры , пекари с ошейником и олени . Более того, новое богатство тропической растительности помогло им выжить в любое время года.

Считается, что человеческие группы оставались небольшими, от 30 до 100 человек, организованными в кочевые или полукочевые группы, занимавшиеся охотой и собирательством. Однако знание местной окружающей среды позволило им планировать свои путешествия по различным территориям, исходя из периодического созревания определенных фруктов и роста знакомых растений (которые позже составят основу сельского хозяйства), а также наличия других ресурсов. На этих знакомых тропах они могли найти временное убежище под скалистыми уступами или разбить лагерь на открытом воздухе с тапавиентос (стенами из ветрозащиты на основе дерева чипресильо ) или другими временными сооружениями.

Рабочие места торговцев, ямы для костров и другие фрагментарные свидетельства жизни этих групп были найдены в долине Турриальба и в различных местах вокруг Гуанакасте . Производство специализированных инструментов для различных видов деятельности продолжалось, и артефакты этой эпохи, такие как скребки, ножи и наконечники копий, отличаются по форме и размеру от артефактов охотников за мегафауной.

Неолитический период

[ редактировать ]

К 5000 году до нашей эры стало обычным выращивать клубни и кукурузу , а также выращивать фруктовые деревья и пальмы. Сельское хозяйство возникло медленно, благодаря знанию годовых циклов природы и постепенному одомашниванию знакомых растений. Это развитие происходило на протяжении тысячелетий и сосуществовало с традиционной охотой и собирательством, но обеспечивало определенную стабильность. Для обеспечения существования этих групп должны были существовать формы коллективного труда и собственности, а также эгалитарные отношения.

Между 2000 г. до н.э. и 300 г. до н.э. некоторые общины первых фермеров превратились в эгалитарные общества. Развитие сельского хозяйства вызвало изменения во взаимоотношениях человека и природы и позволило прокормить гораздо больше людей. Более того, постоянно растущая зависимость от сельского хозяйства вынуждала группы людей создавать постоянные поселения вокруг сельскохозяйственных полей. Это привело к появлению устойчивых деревень из хижин, которые приходилось строить на чистых участках леса. Наиболее вероятно, что применявшаяся сельскохозяйственная система была подсечно-огневой: лес вырубали каменными топорами и лопатами, а затем сжигали, чтобы подготовить его к посадке сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственная практика включала овощеводство, полукультуру или их комбинацию.

Овощеводство (выращивание растений на кольях) возникло путем выращивания клубней ( юка , ямс , сладкий картофель ) и разнообразных пальм и деревьев ( авокадо , нанс ) в сочетании с охотой и рыбалкой. Эта деятельность была очень стабильной, так как требовала мало питательных веществ из почвы, редко вызывала эрозию и могла развиваться в холмистой местности. Таким образом, общества, основанные на овощеводстве, будут меняться очень медленно.

В отличие от овощеводства полукультура (выращивание растений из семян) оказывала большее воздействие на окружающую среду, поскольку требовала от почвы больше питательных веществ и вызывала большую эрозию. В свою очередь, эта система имела большое преимущество: она упрощала хранение продуктов питания, чтобы они могли быть доступны круглый год, а не только во время сбора урожая. Это привело к созданию более крупных обществ, функции которых будут диверсифицированы. Основной полукультурной деятельностью было производство кукурузы, а также связанных с ней растений, таких как фасоль и айотс (вид тыквы, родственный тыкве).

На протяжении II тысячелетия до нашей эры в Коста-Рике существовали небольшие разбросанные деревни, некочевые земледельческие общины, которые использовали керамические чаши и посуду, а также инструменты из дерева, кости и камня для сельскохозяйственных работ и приготовления пищи. Самая старая из этих сельскохозяйственных деревенских общин (2000–500 гг. до н.э.) была обнаружена в провинции Гуанакасте . Более поздние из них (1500–300 гг. до н. э.) были обнаружены в долине Турриальба , прибрежном районе Гандоки , северных равнинах, бассейне Сарапики , Барве , Эррадуре , бассейне реки Терраба , бассейне реки Кото-Колорадо и на острове Исла-дель-Каньо .

Социальная эволюция

[ редактировать ]
Каменная сфера, созданная культурой Дикис .
Доколумбовая курильница с крышкой из крокодила.
Доколумбовая керамика из Никойи, Коста-Рика.
Подвеска в виде человеческого изображения Diquis.

Эгалитарные общества

[ редактировать ]

Вначале социальная организация этих групп носила племенной или клановый характер, с эгалитарными отношениями между отдельными людьми и организациями, в кланах или группах, члены которых были или считали себя происходящими от общего предка. Такие связи послужили бы основой экономических и политических отношений; руководство было бы неформальным, а собственность на товары была бы коллективной. Однако сельское хозяйство, сендентаризм и расширение демографии привели бы к формированию более высоких классов общества и появлению лидеров, которые создали организации, хорошо подходящие для управления производством и распределением продуктов питания, урегулирования споров и так далее. Важные фигуры, такие как шаман (разновидность священника), врач и знахарь, должны были контролировать религиозную и духовную жизнь.

Ранние вождества

[ редактировать ]

С зависимостью от сельского хозяйства возникла необходимость в эффективном территориальном контроле, чтобы обеспечить наличие подходящих сельскохозяйственных угодий и улучшение производственных технологий. Истощение почвы и, как следствие, необходимость севооборота, а также постоянный рост населения также сделали необходимым расширение сферы территориального доминирования группы. Почти неизбежно это привело к возникновению вооруженного конфликта с другими группировками.

Между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э. многие деревенские эгалитарные общины в Коста-Рике перешли от племенной, кланоцентрической организации – основанной на родстве, редко иерархической и зависимой от самообеспечения – к организации сельских вождей с вождями и старейшинами, религиозные лидеры или шаманы, ремесленники-специалисты, люди наследственной власти и так далее. Эти вождества, вероятно, возникли из-за необходимости организовать производство и торговлю, управлять отношениями с другими общинами и планировать наступательные и оборонительные инициативы.

Эти группы вождеств в целом установили территориальные подразделения, которые были более четко разграничены, чем во времена племен, и смогли расширить свои географические сферы доминирования, чтобы производить больше продуктов питания и контролировать расширяющиеся источники сырья (леса, карьеры и т. д.). Эти группы также создали торговые сети с другими сообществами и регионами.

Другие деревни выросли и стали центрами экономической, политической и религиозной власти. Некоторые исследования называют эти новые формы организации сложными вождествами. Появление этих типов вождеств также привело к появлению иерархий более высокого уровня с главными деревнями и второстепенными городами. Примерно с 300 г. до н.э. стали появляться крупные деревни с внутриструктурными сооружениями различной важности (фундаменты, дороги и курганы), что указывает на определенную централизацию власти и управленческие возможности по мобилизации общин для выполнения строительных задач. Может появиться главный вождь в доминирующей деревне, а также второстепенные вожди в подчиненных деревнях. Среди основных археологических свидетельств этой эпохи уместно упомянуть разнообразные жилые поселения на полуострове Никойя , жилые постройки в поселениях Северо Ледесма и Лас Мерседес, а также на атлантической стороне руины других поселений в Валье-дель-Хенераль, а также как Кото-Брюс , Кото-Колорадо и рек Терраба бассейн .

несколько археологических памятников в провинции Гуанакасте С этим периодом связаны , в частности гробницы, покрытые тоннами камня. Подобные курганы появились в кантоне Греция . В других местах Центральной долины Коста-Рики и вдоль Тихого океана археологи обнаружили жилые участки, ограниченные закругленными краями, насыпями, глиняными полами и дорогами. В южной части Тихого океана находятся знаменитые каменные сферы Коста-Рики , назначение которых до сих пор остается загадкой, хотя предполагается, что они могли быть символами ранга или территориальных маркеров или выполнять астрономическую функцию, связанную с циклами сельского хозяйства.

Большое развитие получило изготовление предметов из жадеита или так называемого «социального» нефрита (зеленых или грязно-белых камней, таких как кварц , халцедон , опал , змеевик и др.). Предполагается, что они использовались в качестве личных украшений, а затем и в индивидуальной погребальной одежде, поскольку большинство из них обнаружено в местах захоронений. Глубокая местная традиция изготовления изделий из нефрита (начавшаяся около 500 г. до н.э. и продолжавшаяся примерно до 700 г. н.э.) по большей части развивалась без внешнего влияния, хотя некоторые изделия демонстрируют черты ремесленничества ольмеков и майя . Их мотивы, по-видимому, имели религиозное значение. Погребения этого периода демонстрируют существование ранга и класса, поскольку погребальные подношения включают артефакты из нефрита и других зеленых драгоценных камней, церемониальные шлифовальные камни, камни для скипетров и сложную керамику. Количество, качество и сложность получения этих предметов являются средствами указания социального ранга человека. .

С развитием сельского хозяйства и соответствующими социальными изменениями наиболее успешные сообщества установили социальную иерархию, основанную на экономических и политических критериях. Между 300 и 800 годами нашей эры в этих обществах вождеств возникли внутренние социальные слои с политическими и религиозными лидерами, воинами, ремесленниками и фермерами. Правящий класс мог бы выполнять такие функции, как дистрибьюторы товаров общественного производства, военачальники, консультанты по кризисным ситуациям и так далее. В любом случае они обычно имели доступ к товарам, которые были особенно ценны, поскольку их было трудно добыть или произвести; и они отличались от других туземцев своими видными жилыми помещениями в деревнях, а также более сложными погребальными обрядами и подношениями, которые обеспечивал их статус.

Более поздние вождества

[ редактировать ]

С 9-го века некоторые деревни выросли в размерах, а их внутренний дизайн стал более сложным, что положило начало эпохе позднего доколумбового вождества, которая продлилась до 16-го века. Возможно, что более урожайные сорта кукурузы и других культур, а также более совершенные методы ведения сельского хозяйства совпали с ростом населения, более глубокой социальной иерархией и более сильными связями между сообществами, расположенными дальше по социальной цепочке. В некоторых деревнях касики или шаманы способствовали улучшению инфраструктуры, что потребовало мобилизации огромной рабочей силы. По всей стране произошел заметный расцвет ювелирного искусства. Кроме того, наблюдалось увеличение разнообразия бытовых и личных товаров, региональной торговли, союзов и территориальных конфликтов.

В начале этого периода на полуостров Никойя начали проникать мезоамериканские культурные группы , в основном люди чоротега , которые подчиняли себе, вытесняли или смешивались с населением, ранее поселившимся на территории Никойи. Эти новые народы внесли изменения в религию, погребальные обряды, искусство и другие стороны жизни; а также новых домашних животных, таких как индейки . Этот период соответствует местам обитания, расположенным в прибрежных долинах, таких как Накасколо и Папагайо ; и поймы реки Темписк и других важных рек. Кроме того, были и другие места, специализировавшиеся на добыче соли, обеспечивавшей ценный торговый товар, особенно для групп, живших внутри страны. Мастерство разноцветной керамики достигло высокого уровня; новые цвета и стили стали доступны местным мастерам-керамистам, явно вдохновленным Мезоамериканской культурой.

В самом сердце Коста-Рики население стало более сконцентрированным в организованных экономических и политических центрах, которые сформировали живые и церемониальные группы. Самым известным археологическим памятником такого рода является Гуаябо в Турриальбе, который содержит приподнятые курганы с каменными стенами, пандусами и пьедесталами, а также акведуки, приподнятые платформы, круглые и прямоугольные фундаменты, мощеные дорожки и другие сооружения. Но другие были обнаружены в обширных местах Центральной долины, Карибского региона и северных равнин. В эту эпоху произошло большое развитие обработки камня из вулканических пород для изготовления столов, каменных табличек, точильных камней и антропоморфных фигур (женщин, голов, шаманов, воинов и т. д.).

В южной части Тихого океана также было обнаружено большое количество фундаментов домов, дорог, свалок, а также захоронений и курганов. Эти поселения располагались в очень плодородных регионах, что привело к широкому выращиванию кукурузы и хлопка, а также к использованию пальм ( койолы и королевские пальмы ) и фруктовых деревьев ( гуапинолы , нансы и т. д.). Это был пик изготовления сфер, а также мастерства по камню в таких произведениях, как фигурки животных, точильные камни, величественные антропоморфные статуи (которые, по-видимому, представляют важных социальных фигур) с гладкими поверхностями. Увеличилось производство ювелирных изделий из гуанина (низкопробного золота) и тумбаги (сплава золота и меди) с использованием техники ковки и обработки тонких листов. Сами месторождения полезных ископаемых не эксплуатировались, так как золото добывалось из рек, а медь - из обнажений.

Социальная классификация

[ редактировать ]

Когда прибыли европейцы, Коста-Рика не была единой страной, а была населена различными народами, независимыми друг от друга, и чьи соответствующие культуры имели много разных уровней сложности и развития. Традиционная точка зрения, разделяющая эту территорию между хоротегасами , уэтарами и брункасами , была оставлена, поскольку эти названия фактически идентифицировали лишь небольшую часть народов, существовавших на территории собственно Коста-Рики в то время. В свете недавних исследований стало гораздо более уместным выделить две основные принципиальные области:

Между Промежуточным и Мезоамериканским регионами не существует строгой границы, ни культурной, ни политической, поскольку между обеими группами людей на всех сливающихся территориях происходили частые контакты и транскультурный обмен. Несмотря на это, между ними существовали заметные культурные различия. Некоторые народы Мезоамериканского региона, например, были организованы в общества, которые кажутся более сложными, чем общества их современников в Промежуточном регионе, и имели правовые институты, которые, с западной точки зрения, могли быть более развитыми. С другой стороны, похоже, что в обоих регионах преобладающая система права была исключительно или почти исключительно последовательной и основывалась на обычаях, а не на верховенстве закона. Однако возможно, что коренные никойцы сохранили свои правовые кодексы посредством некоторой системы письма, аналогичной системам других мезоамериканских культур.

Часть того, что известно об этих обществах, взято из отчетов и писем, написанных испанскими конкистадорами и миссионерами, людьми, чье образование и менталитет были основаны на культурных нормах, сильно отличающихся от культурных норм коренных обществ, и чье представление о них временами было искажено из-за предрассудки, личный интерес или просто невежество. Такие документы не очень многочисленны, иногда носят поверхностный, фрагментарный или очень общий характер; и поговорим об очень небольшом количестве существовавших групп коренных народов.

Мезоамериканский регион

[ редактировать ]

В первые десятилетия XVI века большинство людей, населявших полуостров Никойя и окрестности его одноименного залива, принадлежали к мезоамериканскому культурному ареалу. Их присутствие также было подтверждено в центральном регионе Тихого океана между реками Хесус-Мария и Тарколес . Эти люди говорили на чоротеге , и поэтому иногда их вообще обозначают так. Кроме того, в окрестностях современного Багаса , в устье реки Сан-Хуан и бассейне реки Сиксаола, существовали анклавы групп с мексиканскими культурными корнями, говоривших на науатле . Согласно нескольким документам второй половины 16 века, колония науа в Сиксаоле была основана группами данников, посланных ацтекским императором Моктесумой II , которые были изгнаны туда во время испанского завоевания Теночтитлана и решили остаться там.

Полуостров Никойя и регион залива были первыми территориями Коста-Рики, которые окончательно и надолго подчинились владычеству Кастилийской Короны около 1520 года. Интерес к этим территориям был усилен ошибочным предположением, что они позволят обеспечить сообщение между заливом и озером. Никарагуа , и начиная с 1522 года в регионе постоянно присутствовало кастильское присутствие.

Большая часть знаний, известных о жизни жителей этого региона, взята из хроник Гонсало Фернандеса де Овьедо-и-Вальдеса , чья Historia General y Natural de las Indias (1535 г.) [1] включает подробности его встреч с народом Никоян в 1529 году. Вполне возможно, что многие из их институтов и обычаев были аналогичны институтам и обычаям коренных общин чоротеган , населявших в то время никарагуанскую часть Тихого океана. Подробности о последнем, среди тех регионов, которыми управлял монах Франсиско де Бобадилья , чаще записывались Фернандесом де Овьедо и другими конкистадорами, а также несколькими священниками.

Население Никойи было политическим, религиозным и экономическим центром, расположенным недалеко от современного города с таким названием. (В середине 16-го века существовало еще две зависимости, также известные как Никойя, одна больше другой.) В Никойе проживал высокий вождь, который занимал этот пост пожизненно и осуществлял политическую власть, а также осуществлял религиозную деятельность. и церемониальные функции. Похоже, что преобладала династийная выборная система преемственности глав. Фернандес де Овьедо указал, что у этого священника были другие главные вассалы и всадники, называемые гальпонесами , которые будут сопровождать его и защищать его, а также будут его придворными подданными и капитанами. Возможно, что эти старейшины, которых летописец описывает как высокомерных и жестоких, представляли различные деревни-данники Никойи.

Фрай Хуан де Торквемада писал, что деревни Чоротеган в районе залива Никойя объединились в четыре «провинции»: две на полуострове, Никойя и Кантрен (Канхель); и два других на западном побережье, Оротинья- и -Чоротега . В других источниках упоминаются Канхен , Дириа , Накаоме , Намиапи , Никопасая , Папагайо , Паро и Сапанди , а также остров Покочи (сегодня известный как Исла Кабальо ).

Социальная организация

[ редактировать ]

Общество Чоротега было иерархическим, и в высших социальных слоях появлялись вожди, воины, священники и влиятельные старейшины, известные как хуэхуэ . Власть деревенских вождей не была абсолютной, поскольку они делили ее с монексико — советом хуэуэ, избираемым ежемесячно и в котором, возможно, были представители различных кланов и общин. Членами монексико , возможно, были те же люди, которые ранее упоминались как гальпоны (поскольку здания, где собирался совет, были известны под этим названием (вероятно, производным от термина «кальпульи» )), которые были закреплены за районом, деревней или районом среди коренные жители Мексики. Фернандес де Овьедо писал:

Среди других обычных поступков этих людей одно кажется нам справедливым и честным, например, когда вожди должны обеспечивать свои армии и войну, или когда они должны предстать перед христианами или согласиться на чрезвычайные расходы. И это тогда, когда вождь и его руководители входят в свой monéxico или совет и одаривают удачей (после согласия на то, что должно быть дано), кому из них следует оставаться в должности снабжения или распределения всем гражданам и заставить их расширить способ, которым был заказан Монексико . Губернаторы и должностные лица, которые должны сопровождать вождя или президента Монексико , избираются четырьмя на четыре луны, и те, кто завершен, становятся такими же, как и любые другие граждане, а другие служат натурой; но [служебные обязанности] всегда выполняют хуэхуэ , то есть самые главные старейшины.

В некоторых общинах монексико имело законное право избирать или казнить вождя или главного правителя. О общине чоротеган в Награндо ( Никарагуа ) Фернандес де Овьедо писал:

Им управлял не вождь или единоличный старейшина, а скорее общинным образом, определенное количество старейшин, избираемых голосованием; и те же самые влияли бы на генерал-капитана для военных дел, и после того, как он вместе с другими правил их государством, когда один умирал или был убит в битве или противостоянии, они избирали бы другого, а иногда те же самые убивали бы друг друга, если бы один был признано неудобством для республики.

Со своей стороны, летописец Франсиско Лопес де Гомара указывает:

[Между коренными народами Никарагуа] не могло быть комитета или совета, особенно во время войны, без вождя или капитана республики и предполагаемой деревни. Они объявляют войну границам или пограничным знакам, охоте и тому, кто лучше и сильнее. Так везде, пока не захватят людей для принесения в жертву. Каждый вождь имеет для своего народа особый знак на войне и даже дома. Свободные города избирают капитана-генерала, который является самым умелым и опытным из всех, кого они могут найти, который правит и наказывает абсолютно и без обращения к старейшинам.

Возможно, в Никойе существовала подобная система. В каждом случае губернатор имел ограниченные полномочия и должен был учитывать традиции и мнение общины. В 1529 году, когда Фернандес де Овьедо рекомендовал Намби , вождю Никойи, положить конец некоторым обрядам коллективного пьянства, он получил следующий ответ:

... что в случае с пьяными женщинами он видел, что дело плохо; но таков был обычай и их прошлое, и что, если этого не сделать, люди не будут любить его хорошо и будут держать его в плохом разговоре, и что он уйдет от них из страны.

Монексико также имело право избирать некоторых престижных старейшин в качестве советников общины. Эти старейшины, деятельность которых испанцы сравнивали с христианской исповедальней, давали частные консультации, давали рекомендации тем, кто обращался к ним за помощью, а также назначали такие епитимьи, как подметание площадей или сбор дров для храмов. Советники, разгласившие содержание этих консультаций, и третьи лица, тайно их прослушивавшие, были сурово наказаны. Эти советники, в отличие от обычая среди священников, постоянно оставались холостыми.

Неясно, имело ли Монексико также судебные функции. В своей работе «Коста-Рика, la frontera sur de Mesoamérica» (Коста-Рика, южная граница Мезоамерики) юрист и антрополог Рикардо Кесада Лопес-Кальеха указывает, что вождь назначал судьями опытных и способных старейшин, чьи решения не могли быть обжалованы. . Кесада также отмечает, что в случае двоеженства приговор будет диктовать советник.

Имеющиеся данные о нормативной организации народа чоротеган свидетельствуют о том, что с точки зрения западной юриспруденции это была система минимальной сложности, основанная на старшинстве, с незначительными нарушениями и немногими санкциями. С другой стороны, вполне возможно, что у них были письменные нормы. Летописец Антонио де Эррера утверждает, что у хоротеганцев Никарагуа были объемистые книги из бумаги и пергамента, в которых они записывали памятные факты и изображали свои законы и обряды. Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес указал, что у них есть книги из оленьей кожи, где красными и черными чернилами они записывают свои смерти и наследство. Итак, когда возникали конфликты или споры, их можно было урегулировать мнением старейшин. В начале 20 века в результате нескольких археологических раскопок на острове Чира была найдена квадратная книга с иероглифами, получившая название el misal chorotega (Чоротеганский миссал или молитвенник); но неизвестно, где использовался этот документ. Единственное известное упоминание об этой находке принадлежит археологу. Мария Фернандес Ле Каппеллен де Тиноко, посетившая остров Чира в 1935 году. В своей статье «Чира, забытая колыбель закаленных войной доколумбовых племен» она рассказывает рассказ Фернандеса Ле Каппеллена об островитянине, который сказал:

Сюда... Я приехал в сопровождении отца Веласко более двадцати пяти лет назад, когда этот господин совершал свои экспедиции на остров. В очень близком месте после пяти месяцев экспедиции мы обнаружили нечто очень важное, называемое Чоретегским миссалом, квадратной книгой со множеством иероглифов.

Семейные связи были очень важны. Организация семьи Чоротеган была по своей сути родственной или матрилинейной. более того, по словам Фернандеса де Овьедо, мужчины Чоротеги «в значительной степени подчинялись воле своих женщин». Лопес де Гомара говорит, что они были «доблестными, хотя и жестокими и очень подчиненными своим женщинам». Брак между кровными родственниками был запрещен, а инцест практически неизвестен.

Брак был моногамным и казался нерасторжимым, за исключением случаев прелюбодеяния или двоеженства . У некоторых вождей и высокопоставленных лиц были наложницы, но они никогда не считались законными женами. Обычно бракосочетание требовало ряда церемоний. Все началось с просьбы руки женщины, которую выполнил отец будущего жениха во время официального визита к родителям женщины. Если просьба принималась, назначалась дата свадебного торжества. Брачный обет отмечался большими праздниками, на которые приходили семьи, друзья и соседи пары. Перед свадьбой и невеста, и жених получали от своих родителей приданое , которое могло включать в себя, в зависимости от экономических возможностей семьи, пахотную землю, жилище, какао-бобы, драгоценности, животных, фрукты и т. д.

Земли и ценные драгоценности достались по наследству детям пары. Однако если один из супругов умирал, не оставив потомков в браке, эти товары возвращались под контроль родителей. Отец имел право продавать детей для жертвенных ритуалов.

В Никойе и Оротине вожди осуществляли droit du seigneur (право первой ночи) или ius primae noctis по требованию семьи женщины, чтобы ей было легче найти мужа. По словам Лопеса де Гомары, некоторые коренные народы Никарагуа предпочитали отдавать своих будущих жен «вождям, которые сломили бы их, чтобы их уважали больше или чтобы избавить себя от подозрений или беспокойства». Когда Фернандес де Овьедо сделал выговор вождю Намби за то, что он продолжает иметь несколько жен и проводить много ночей с девственницами, несмотря на крещение, вождь Никоян возразил:

... что в [делах] женщин он не желал более одной, если бы это было возможно; что он будет довольствоваться одним, а не многими; но что его отцы отдали своих дочерей и умоляли его взять их; и он возьмет других, которые ему понравятся, и добьется успеха, имея много сыновей; а что касается молодых девственниц, он взял их в честь себя и их родственников, и тогда другие индейцы захотели бы на них жениться…

Свадебная церемония проводилась в присутствии вождя и семей помолвленных. Вождь правой рукой брал жениха и невесту за средний и мизинец левой руки, проводил их в небольшой дом, предназначенный для совершения свадебных обрядов, и там говорил им: «Смотрите, чтобы вы были хорошими супругами. и чтобы ты следил за своим имением и всегда улучшал его и не позволял ему портиться». После этого пара соблюдала тишину, наблюдая, как горит щепка окоте (родной сосны). Когда он был съеден, церемония объявлялась завершенной, и новые муж и жена удалялись в комнату в доме, чтобы заключить брак.

Свадебные торжества начинались на следующий день, когда молодожены выходили из дома и муж объявлял перед друзьями и родственниками, что нашел женщину девственницей. Это заявление вызвало бы всеобщее ликование. В случае, если женщина была передана будущему мужу девственницей, но уже имела половые отношения, ее возвращали в дом родителей и свадьба считалась недействительной. С другой стороны, если бы будущий муж до свадьбы знал, что женщина не девственница, брак считался бы действительным.

Многие мужчины предпочитали брать в жены уже не девственниц, да еще и женщин развратного поведения. Кроме того, сохранились упоминания об особой супружеской практике Никарао , которая, возможно, также существовала между Чоротеганами: женщина занималась проституцией, чтобы получить приданое, затем собиралась со своими клиентами и просила, чтобы они построили ей дом в течение определенного времени. и скажите им, что каждый должен внести свой вклад. Когда жилище было готово, женщина выбирала себе из клиентов мужа, устраивалась вечеринка, и с этого момента она считалась хорошей женщиной. Следует отметить, что проституция, даже без заключения брака, была разрешена; а Фернандес де Овьедо утверждает, что обычная цена женских сексуальных услуг составляла десять какао-бобов. Летописец Лопес де Гомара говорит, что женщины «до замужества обычно были плохими, а вышедшими замуж — хорошими».

Чоротеганы также праздновали обряды коллективного катарсиса, иногда сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями и ритуальным каннибализмом. Во время этих обрядов замужние женщины, как главные, могли вступать в сексуальные отношения с кем хотели или с теми, кто им платил, не подвергаясь впоследствии ревности или наказанию. Однако в обычных обстоятельствах измена женщины наказывалась выговором, суровыми телесными наказаниями и изгнанием из дома. Их родственники оскорбили бы ее и не узнали бы, а общество сочло бы ее нечистой, бесстыдной женщиной.

Мужское двоеженство наказывалось лишением имущества и ссылкой. Его законная жена могла снова выйти замуж, если у нее не было детей в результате двоеженства. Если бы они были, она не могла бы снова выйти замуж, но если бы она взяла на себя заботу о детях, то имела бы право на имущество от двоеженства. Женщина, вышедшая замуж за мужчину, полностью осознавая двоеженство отношений, теряла все свое имущество в пользу законной жены. Тот, кто изнасиловал женщину, был привязан к дому, где произошло преступление, и его собственные родственники должны были содержать его до тех пор, пока он не заплатит за преступление определенной суммой имущества. Если бы он не выполнил это обязательство, он стал бы рабом ее семьи. Если бы слуга вступал в половую связь с дочерью своего хозяина, обоих хоронили бы заживо. Сексуальные отношения между мужчинами также приговаривались к смертной казни через забивание камнями.

Экономика

[ редактировать ]

Как и в других коренных общинах Мезоамерики, владение пахотными землями и сельскохозяйственными работами между чоротеганами должно было носить по существу коллективный характер. Кесада Лопес-Кальеха указывает, что землю нельзя было продать и что родители передавали ее своим детям или родственникам, если у них не было потомков, когда они чувствовали, что настал их последний час. Ссылки Фернандеса де Овьедо на книгу чоротеганов, сделанную из оленьей кожи, предполагают, что существовал некий тип кадастра , хотя возможно, что судебные разбирательства по поводу земель велись не между отдельными людьми, а между группами.

Индивидуальная частная собственность существовала главным образом в отношении личной собственности. Воры были приговорены к тому, чтобы вернуть украденные вещи их законному владельцу и оказать помощь своим жертвам для возмещения ущерба, и оставались привязанными к дому жертвы до тех пор, пока долг не был погашен. Если жертва не получала компенсации, вор мог оставаться в рабстве. Подобная ситуация могла возникнуть всякий раз, когда было совершено убийство, поскольку преступник должен был возместить ущерб за проступок товарами, чтобы удовлетворить родственников жертвы, или иным образом стать их рабом.

Тиангес или рынок играли центральную роль в экономической жизни городов Чоротега, для которых должны были существовать торговля и трудовая практика определенной сложности. Эти рынки обслуживались женщинами, мужчинам вход был запрещен, за исключением молодых людей, никогда не вступавших в сексуальные отношения. Людей, нарушавших такие запреты, могли побить камнями, продать в рабство или продать в качестве корма для каннибалов. По словам Фернандеса де Овьедо, на рынках председательствовали судьи-администраторы, избираемые раз в четыре месяца Монексикой :

... первое, что делают в городских советах, - это определяют на следующие четыре месяца верных исполнителей, которые все или, по крайней мере, один из них никогда не покидают площадь, Тьянгес или рынок: и этими верными лидерами являются мэры и абсолютные губернаторы. в этих местах не позволять продавцам ни применять силу, ни применять неправомерные меры, ни давать меньше того, что должно было быть дано или обмениваться при их продаже, ни обману: и они без прощения наказывают некоторых из нарушителей по его указам и обычаям, а также чужеземцев они предлагают вежливость и гостеприимство, потому что, нанимая их, они всегда приносят больше пользы.

Хотя бартер играл важную роль в торговле, чоротеганцы использовали какао-бобы в качестве валюты. Появились случаи подделки, когда какао извлекали из бобов и заменяли грязью.

Преступление

[ редактировать ]

Религия, язык, обычаи и законы Чоротеги постепенно исчезли в результате испанского завоевания. Различные источники времен испанского господства восхваляют законы никойцев и их отношение к закону. Например, во второй половине XVI века космограф Хуан Лопес де Веласко указывал, что уроженцы Никойи «верны и послушны правосудию», а в начале XVII века их еще помнили как находящихся под управлением мудрых законов, что среди них не существовало наказаний за отцеубийство , матеубийство или цареубийство , потому что никойцы считали, что ни один человек не способен совершить подобные преступления. Летописец Лопес де Гомара рассказывает, что среди уроженцев Никарагуа, включая чоротегу, «нет наказания за убийство вождя, говоря, что этого не может произойти. Со своей стороны, монах Бобадилья сообщил, что, когда он спросил уроженца Никарагуа, что они делали, когда кто-то убил вождя, информатор ответил, что этого никогда не было, «потому что вождь не общается с презренными людьми».

Промежуточная зона

[ редактировать ]

В XVI веке современная территория Коста-Рики – за исключением полуострова Никойя, его одноименного залива и анклавов Науан – была частью культурного региона, известного как Истмо -Колумбийская зона , охватывающего территории, населенные преимущественно носители чибчанских языков . Кроме того, в этот культурный регион входили восточный Сальвадор , восточный Гондурас , карибская Никарагуа , Панама и северная Колумбия . Вполне возможно, что в более ранние эпохи регион Никойи был частью этой территории и что его первоначальные поселенцы были вытеснены мезоамериканскими группами, прибывшими с севера.

Промежуточный регион Коста-Рики после прибытия испанцев отличался гораздо меньшим культурным единством, чем Мезоамериканский регион. Здесь проживали многочисленные общины с разными языками и обычаями, хотя большинство языков, на которых здесь говорили, принадлежали к языковой семье макро-чибча. Культура некоторых из этих групп, особенно на атлантической стороне, имела много элементов, схожих с культурой карибских островов; но в других группах было заметно влияние Южной Америки. Например, в 1562 году ратуша недавно основанного города Кастильо-де-Гарсимуньос , расположенного в Центральной долине, написала королю Филиппу II , что уроженцы Коста-Рики подражают перуанской одежде и практике заключения контрактов. В 17 веке у некоторых туземцев Таламанки еще сохранилась практика подсчета количества людей на веревках с разными типами узлов, аналогичная использованию завязанных ремней в империи инков . Сходства можно также обнаружить между обычаями некоторых общин и обычаями Панамы и Колумбии Коренные народы .

существовали коммерческие связи, вассалы Между многими общинами Промежуточной зоны Коста-Рики и союзы, но на всей территории не было единоличной власти; скорее, множество обществ разного уровня сложности. В испанских документах встречаются упоминания о большом количестве туземных групп: Аояке, Бурика, Кабекар, Катапа, Чоме, Коробичи, Кото, Гуайми, Уэтар, Покочи, Кепо, Суэрре, Тариака, Терраба, Тиче, Турукака, Уринама, Вицеита, Вото. . Однако ссылки в этом отношении слишком кратки и неточны, чтобы четко определить различные этнические группы или их конкретные характеристики. Названия мест и вождей также проблематичны, поскольку иногда они используют два или более имени для одного и того же места или человека или одно и то же имя для места и вождя. Предполагается даже, что это могло быть связано с обычаем менять название места после смерти вождя, присваивая ему имя умершего.

Европейцы особо отметили большое языковое разнообразие; даже сегодня языки коренных народов, сохранившиеся в Коста-Рике, имеют очень разные характеристики. Возможно, существовало также большое разнообразие кодексов поведения. Однако территорию Промежуточного региона не посещали летописцы, такие как Фернандес де Овьедо, и миссионеры, такие как Бобадилья, а существующие данные о религиозной и судебной жизни этих народов исключительно скудны, изолированы и фрагментарны.

Судя по всему, в XVI веке в Промежуточной зоне преобладал разбросанный тип поселений, определяемый существованием деревень, состоящих из двух или трех очень больших общинных ранчо, жители которых обрабатывали огороженные поля. Некоторые источники указывают, что в каждом жилище жила «целая семья, род или род». Хотя в некоторых местах, таких как Гуаябо, сохранились археологические свидетельства существования более крупных поселений, тенденция к урбанизации общин, по-видимому, была меньшей, чем в регионе Никойя, возможно, потому, что кочевое и полукочевое земледелие вынуждало эти группы медленно перемещаться. В отличие от того, что произошло в других местах Центральной Америки, испанцам не удалось найти ни одного населенного пункта, достаточно большого, чтобы его можно было назвать городом.

Социальная организация

[ редактировать ]

Было обнаружено, что города в Промежуточной зоне организованы в вождества, большие и малые, а также в кланы общего наследия. О некоторых группах известно, что они подчинялись другим и платили дань своему вождю; с другой стороны, четко зафиксировать иерархическую линию очень проблематично, поскольку документация слишком расплывчата и неточна в отношении отдельных аспектов, а иногда использует неточные термины, такие как cacique mayor и cacique Principal (главный вождь и главный вождь). В других случаях трудно определить, носили ли отношения между различными группами подчинение или простой союз. В дополнение к термину cacique конкистадоры используют синонимы главного вождя, такие как taque означает «вождь» или «тот, кто правит» , что на языке чибча ; ibux , который мог идентифицировать братьев или сыновей вождя, и uri, означающий «сын хозяина».

Среди выявленных основных вождеств, пожалуй, одними из наиболее известных являются:

  • Вождь Гарабито (чье местное имя, возможно, было Гуар-Абито , «часовой Абито»; в соглашении Диего де Артьеда Чириноса и Уклеса [1573] говорится о провинции «Гуаравито» вместо Гарабито) в центральном Тихоокеанском регионе и части западная часть Центральной долины
  • Вождь Эль Гуарко , чей преемник Корреке правил территорией, простиравшейся от реки Вирилья до Асерри и на восток до Чиррипо и Паррагуа.

Оба, по-видимому, имели под своим контролем значительное количество сообществ и групп. Другие вожди, однако, не имели с ними подчиненных связей.

Хотя есть признаки того, что в некоторых общинах существовали патрилинейные династические системы, подобные системам инков , большинство вождеств в Коста-Рике существовали на протяжении всей жизни и имели матрилинейную наследственность, как и в других частях Промежуточного региона. В некоторых общинах эта система, должно быть, была династической выборной; так было и сейчас, например, у некоторых коренных групп Таламанки во второй половине XIX века, по мнению американского палеонтолога Уильяма Мора Габба :

Форма правления чрезвычайно проста. Семья имеет наследственное право на власть вождя... Наследование по прямой линии не осуществляется; скорее, после смерти вождя для заполнения вакансии избирается наиболее подходящий член королевской семьи. Часто вместо сына выбор падал на какого-нибудь троюродного брата последнего вождя... Было принято, что наследник, будущий преемник, был вторым по должности или заместителем вождя, практически не обладая полномочиями. .

Известно, что в некоторых деревнях вождем могла быть женщина: в 1562 году испанский капитан, посетивший общину Вото, был «хорошо принят их индейским вождем и ее мужем, который мало правил среди них».

Вожди Коста-Рики в Промежуточной зоне имели большую власть, чем вожди Никойи ; например, когда Корреке перенес свою резиденцию из Ухарраса в Тукуррике , он привел с собой множество старейшин и джентльменов вместе с их сыновьями, «потому что место, которое он хотел, было урегулировано, и никто не возражал ему». Гарабито, похоже, также пользовался значительным авторитетом. Однако, возможно, в других группах власть главного вождя над другими не была абсолютной, а скорее осуществлялась совместно с подчиненными вождями. В некоторых общинах эффективная власть вождей должна была быть еще меньшей, как, например, предполагают сочинения Габба во второй половине XIX века относительно уроженцев Таламанки :

В древние времена вожди имели лишь номинальную власть над городом. Основные преимущества, которые они извлекали из своего положения, носили скорее социальный, чем политический характер. При входе в любой дом вождя садили на лучшее место в доме. К нему будут относиться с большой роскошью и предлагать шоколад, в то время как людям низшего сословия придется довольствоваться чичей (кукурузным ликером). Но (в) случае войны вождю пришлось бы защищаться от побоев длинными и тяжелыми дубинками, как и любому другому простому смертному.

В большинстве общин вождь играл жизненно важную роль. Он будет направлять производственную деятельность, перераспределять излишки, решать внутренние конфликты и обеспечивать справедливость, управлять отношениями с другими группами и выполнять функции, подобные священнику. Его личность почти всегда была священна; он будет носить специальную одежду и знаки различия и будет окружен слугами и слугами, как это предусмотрено тщательно продуманным протоколом. Основные достижения его жизни и его похороны обычно характеризовались сложными, торжественными публичными обрядами. Социальная иерархия во многом зависела от семейных связей вождя, поскольку ранг человека определялся тем, насколько близким или близким по кровному родству он был с вождём.

Воины и жрецы, как правило, принадлежали к высшим сословиям и также имели специальную одежду и знаки различия. В некоторых городах, например, в Коктусе и Котосе, жили женщины-воительницы, известные как биритеки . Кокту - биритекас захватили Дульсехе, сестру квепо вождя Коррохора , которая была освобождена благодаря вмешательству конкистадора Хуана Васкеса де Коронадо . В качестве имени собственного или прозвища «Биритека» была бесплатно дана первой леди знаменитого вождя Гарабито , а также вышеупомянутой Дульчехе, которая позже была крещена как Донья Инес. Биограф Гарабито, Оскар Бакит, указывает на то, насколько абсурдны были эти идентификаторы, говоря: «Дульче его никогда не называли Ла Биритека , поскольку такое имя было бы для нее оскорблением, поскольку оно принадлежало тем самым женщинам, которых она взяла в плен. " [2]

Военные столкновения между группами были частыми, а военнопленных отправляли на ритуальные жертвоприношения, даже без привычного каннибализма в мезоамериканских церемониях. Монах-миссионер Агустин де Севальос , когда он говорит о многих группах коренных народов на юго-западе Коста-Рики в 1610 году, утверждает, что они жили в постоянной войне друг с другом, потому что им приходилось периодически приносить в жертву некоторых людей, «а когда у них их нет, без принося в жертву кого-либо из своего народа, нападают на жителей другой [деревни] и тех, кого они захватывают, приносят в жертву, и если у них что-то остается, они продают их другим соседям за то же самое». Рабов также приносили в жертву для захоронения вместе с вождями или другими представителями высшего класса. [ нужна ссылка ]

Нормы о семье и родстве основывались на когнатической системе, для которой важное значение имели отношения между племянником и его дядей по материнской линии. В основе семейной организации лежали матрилинейные кланы, которые считались потомками общего предка и иногда идентифицировали себя как группу с общим названием – например, взятым от животного. В некоторых коренных группах территории нынешней Таламанки сексуальные отношения между людьми одной родственной группы были строго запрещены, что налагало требования экзогамии : мужчины должны были искать жену в другом клане. Нарушителей этого правила хоронили заживо. Преобладала матрилокальная система проживания; иными словами, мужчина должен был уйти и жить в доме своих родителей. Как жениху или мужу он должен был работать, чтобы внести свой вклад в пропитание своей новой семьи; таким образом, молодые женщины считались «полезной собственностью для своих семей». Если бы муж когда-нибудь заболел, ему пришлось бы вернуться в дом своих родителей; но если болезнь была вызвана язвами или длилась слишком долго, или если мужчина был бездельником, женщина больше не принимала его снова. Они не признавали родства по мужской линии (т. е. по отцу), и, следовательно, сексуальные отношения между двумя людьми, связанными исключительно отцовскими узами, не имели значения.

В Промежуточном регионе преобладающей системой браков, судя по всему, была синдиазмическая система браков, хотя не исключено, что в некоторых общинах существовали моногамные формы брака. Многоженство, как и у никойцев, было уделом вождей и других представителей высших социальных слоев. В документе 1763 года указано:

[между туземцами Таламанки ] мужчины не женились, если им не было по крайней мере двадцати лет, но женщины, если они были красивы, обычно выходили замуж в шесть или семь лет; поэтому женщины будут воспитывать их и заботиться о них как о дочерях в своей компании до тех пор, пока они не станут полезными. Индейцы пользовались уважением, среди прочего, со стороны богатых и доблестных джентльменов, и имели множество женщин, которые обычно были их невестками, которых они возводили в дворянство.

Однако во второй половине XIX века многие мужчины среди уроженцев Таламанки имели двух, а иногда и трех жен, и муж мог выбирать из множества женщин.

Слово, используемое сегодня на языке брибри Таламанки для определения брака, которое буквально означает «объединенные руки», символизирует, насколько простой могла бы быть церемония, если бы она вообще существовала. Немецкий миссионер заявил, что даже в начале 20 века между этими самыми брибри сохранялся тип брака, практически не имеющий формальностей, но в котором мать невесты играла важную роль:

Жениха представляют в доме невесты... «Я пришел переночевать», — говорит он. «Я пришел по очень важному делу». Так начинается жених. Затем какао готовят, разделяют и обильно пьют. Если приходит какой-нибудь сосед, мать невесты приглашает его остаться... Наконец, мать в подходящий момент спрашивает жениха, в чем дело важное, отозывая его в сторону. Если матери это удобно, она ищет специальную большую сервировочную тыкву, которую она хранит в своем фермерском доме, наполняет ее какао и доставляет дочери, чтобы она могла предложить ее жениху, который он должен выпить сам. . На следующий день жених возвращается в свой дом, а мать невесты почти не разговаривает с мужем по этому поводу, что очень редко меняет их решение. Мать снова советует жениху прийти к ней в дом... О браке больше не говорят, так как он считается заключенным.

Как и в других супружеских системах, в промежуточной зоне Коста-Рики жена могла занимать положение в семье, равное или даже превосходящее положение мужа, как это продемонстрировано в случае с вождем вото. Возможно, она также пользовалась большей сексуальной свободой, чем женщина из Чоротегана, поскольку группы Промежуточного региона, похоже, не придавали большого значения девственности, и были женщины, которые отдавали себя тем, кто их просил. В конце XIX века Уильям Мор Габб заявил, что среди уроженцев Таламанки «наступление половой зрелости является признаком того, что им следует пожениться, по крайней мере, со стороны молодых женщин... Я уверен, что что очень немногие сохраняли девственность до брака».

Как это принято в синдиастических семьях, по-видимому, не было существенной разницы между позициями мужчины и женщины в отношении расторжения брака, о чем свидетельствуют обычаи, которые коренные жители Таламанки сохраняли в конце XIX век: «Для заключения брака не требуется никакой формулы, и он длится столько, сколько удобно мужу и жене. В случае измены со стороны жены или неоправданной жестокости со стороны мужа Иногда, если женщина изменяет, муж жестоко ее бьет и, возможно, возвращает ее в семью, или же эта разлука длится один или два года, а может быть и окончательной, но не в течение этого времени; в этот момент любая из сторон может заключить новые узы, и тогда разделение станет постоянным».

Есть также признаки того, что сексуальные отношения и условия проживания между мужчинами были разрешены. Что касается группы из промежуточного региона в Панаме (которая была тесно связана с частью Коста-Рики), Фернандес де Овьедо пишет, что гомосексуалистов «не отвергают и не подвергают за это плохому обращению. Таких мужчин не объединяют с другими мужчинами без лицензии на то, что они делают». они есть, и если они это сделают, их убьют».

Экономика

[ редактировать ]

В промежуточной зоне Коста-Рики, должно быть, преобладали коллективные системы труда и владения пахотной землей, хотя существовали привилегированные положения для людей, принадлежащих к высшим социальным слоям. Никаких документальных упоминаний о существовании рынков обнаружено не было, хотя скопление артефактов в таких местах, как Линеа-Вьеха, позволяет предположить, что в некоторых местах велась очень интенсивная торговля. В некоторых населенных пунктах подтверждено существование площадей, которые можно было использовать для перераспределения товаров, а также для проведения религиозных обрядов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фернандес де Овьедо-и-Вальдес, Гонсало (1851) [1535]. Хосе Амадор де лос Риос (ред.). Общая и естественная история Индии . Мадрид : Королевская академия истории . Проверено 15 июля 2020 г. - через Виртуальную библиотеку Мигеля де Сервантеса .
  2. ^ Бакит, Оскар (1981), Гаравито, наши утраченные корни [ Гаравито, наши утраченные корни ] (на испанском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b4fb159d755cffa860617f13c1da818__1709924700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/18/1b4fb159d755cffa860617f13c1da818.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Columbian history of Costa Rica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)