Jump to content

Коста-риканская литература

Полка с коста-риканскими книгами

Литература Коста-Рики имеет корни в колонизации и отмечена европейским влиянием. Поскольку Коста-Рика — молодая страна, ее литературные традиции также молоды. История литературы Коста-Рики восходит к концу XIX века.

Хронология

[ редактировать ]

В настоящее время наиболее общепринятой хронологией коста-риканской литературы является хронология, предложенная профессором Альваро Кесада Сото . По мнению Сото, от первых литературных изданий в Коста-Рике конца XIX века до наших дней существует пять литературных периодов, которые традиционно называют «поколениями». Однако эти периоды не являются «поколениями» в традиционном литературном понимании. Таким образом, периоды коста-риканской литературы следующие.

Поколение Олимпа (1890–1920)

[ редактировать ]

Это писатели модели либерально-олигархического государства. Для литературы этой эпохи характерно то, что она создавалась в процессе формирования и закрепления национального сознания.

Репертуарное поколение (1920–1940).

[ редактировать ]

Назван так из-за связи с журналом Repertorio Americano de Joaquín García Monge. В этот период произошел кризис либерально-олигархического режима, поэтому для литературы той эпохи характерны новые формы языка, такие как гротескный стиль, жестокий и едкий юмор, пародия и сатира.

Поколение 40-х (1940–1960).

[ редактировать ]

В это время в Коста-Рике была внедрена социал-демократия. Это было время вопросов и обновления, крупных социальных реформ и новой концепции государства. Основные литературные темы включали социальные проблемы, распределение земли и транснациональные корпорации.

Городское поколение (1960–1980)

[ редактировать ]

В это время в Коста-Рике наметилась модернизация и индустриализация. В литературе этой эпохи преобладающей темой является город.

Поколение разочарования (1980 – настоящее время)

[ редактировать ]

Новый период коста-риканской литературы начался в 1980-х годах. За это время произошел отход от тенденций, которые характеризовали коста-риканскую литературу с самого начала. В частности, от реализма отказались, и вслед за ним появились новые формы письма. Это привело к множеству стилей, времен и пространств в коста-риканской литературе. Тем не менее, работы, как правило, укладываются в один и тот же тематический контекст: разочарование в модели государства, предложенной политиками Коста-Рики.

Происхождение

[ редактировать ]

По словам теоретика литературы Альваро Кесады, «формирование национальной литературы в Коста-Рике в общих чертах было похоже на формирование национальных литератур в других странах Латинской Америки, особенно в странах Центральной Америки. Этот процесс был частью более широких усилий. конструирование или изобретение «нации» как «воображаемого сообщества», а не реальной реальности: попытка, которая затем стала ответом на проект объединения и централизации экономической, политической и идеологической власти вокруг гегемонистской группы криолло , связанной с экспорт сельскохозяйственной продукции на международный рынок. [1]

Есть признанные сегодня авторы, датированные XIX веком. К ним относятся те, кто принадлежит к «Костаррисенсе лиры», такие как Аквилео Х. Эчеверриа и Лисимако Чаваррия , а также представители поколения Олимпа, такие как Карлос Гаджини и Рикардо Фернандес Гуардиа . Однако только в 20 веке можно было говорить о консолидированной и связной коста-риканской литературе.

Двадцатый век

[ редактировать ]

Литература Коста-Рики двадцатого века продолжала находиться под влиянием европейской литературы.

Модернизм

[ редактировать ]

Литература начала века ознаменовала новый этап в культурной жизни Коста-Рики. В то время модернизм не имел большого влияния, несмотря на пребывание Рубена Дарио в стране, где он писал стихи и публиковал статьи в местных газетах. Модернизм не был так важен в Коста-Рике, как в других странах Латинской Америки. Однако в поэзии оно появилось особенно поздно. Модернизм можно увидеть смешанным с национальными темами как в произведениях писателей, выступающих за модернизм (например, Фернандес Гуардиа ), так и в произведениях тех, кто выступает против него (например, Гагини и Магон).

Начиная с 1920-х годов в дискурсе модернистской литературы в Коста-Рике произошел сдвиг: писатели отказались от идеализации европейского мира, восхваляемой более ранними авторами, и сосредоточились на более непосредственной и обращенной внутрь реальности. Так начался постмодернизм или поздний модернизм. В результате персонажи и окружающая среда из греко-римской и немецкой мифологии, которые были обычным явлением, появлялись реже.

Новые модернисты, или постмодернисты, продолжали использовать обычный стиль Préciuseses , на этот раз с другим содержанием. Известные поэты этой эпохи включают Роберто Бренеса Месена , Рохелио Сотелу , Лисимако Чаварриа , Рафаэля Кардону , Рафаэля Эстраду , Карлоса Луиса Саенса и Хулиана Марчену . Марчена является одним из самых важных, несмотря на то, что он написал только одну книгу ( Alas en fuga ), которая была опубликована в 1941 году, когда модернизм устарел в других латиноамериканских странах.

Поколение 90-х

[ редактировать ]

Поколение 90-х ( la Generación del 90 ) — группа писателей конца 19 — начала 20 веков. Этот период соответствует расцвету либерализма, вызвавшего серьезные изменения в социальных и трудовых структурах.

Несмотря на сосуществование этого нарратива с модернизмом, поколение 90-х выдвинуло нарратив противоположный по характеру, форме и содержанию: с сильным националистическим (антиимпериалистическим характером), не ищущим отдаленных пейзажей или персонажей из басен. Их книги были первыми произведениями социального протеста против старых моральных и этических ценностей олигархического периода, новых ценностей, привнесенных бизнесменами, особенно из США, и «подчинения» местных политических лидеров. Однако их критика носила социальный характер и не принимала форму политической оппозиции.

Примерами этого движения являются романы Las hijas del Campo» и «El moto» « Хоакина Гарсиа Монхе , в которых резко критикуется старое сельское общество и олигархия деревенских вождей, а также «Больное дерево» и «Падение орла» Карлоса Гагини, которые предостерегают от опасность иностранного влияния.

Авангардное движение

[ редактировать ]

В 1930-1940-е годы новое поколение писателей, особенно поэтов, взяло новый курс в литературе. Так обстоит дело с поэтами Исааком Фелипе Азофейфой и Юнис Одио . Авангардное движение Коста-Рики обычно игнорировалось при изучении латиноамериканской литературы, хотя, по общему признанию, костариканское движение было меньше и менее влиятельным на международном уровне, чем движение других стран. Среди других писателей этого движения были Макс Хименес , Хосе Марин Каньяс и Франсиско Амигетт . Это литературное движение совпало с авангардизмом в изобразительном искусстве, развитым такими художниками, как Франсиско Суньига , сам Амигетти, Хуан Мануэль Санчес и Хуан Рафаэль Чакон .

поколение 40-х годов

[ редактировать ]

Поколение 40-х годов было отмечено реализмом; их работы касались вопросов земли, страны и землевладения. В число этих авторов входили Хоакин Гутьеррес ( «Пуэрто Лимон» , «Мурамонос Федерико» , «Те аккордас Эрмано» ), Карлос Луис Фальяс ( «Мамита Юнай» ), Леон Пачеко ( «Адские болота» ) и Хосе Марин Каньяс ( «Зеленый ад» ).

Круг коста-риканских поэтов

[ редактировать ]

коста-риканских поэтов Круг — это группа поэтов, основанная Хорхе Дебраво и Лаурено Альбаном в начале 1960-х годов. группой Трансценденталистский Манифест ) опубликован этой . ( 1977 поэтов был Карлос Франсиско Монге написал эссе «Манифест двадцать лет спустя» на ту же тему в 1997 году; это включено в его книгу »

поколение 70-х

[ редактировать ]

Поколение 70-х — это группа романистов, критиковавших исчерпание политического проекта, осуществленного после основания Второй республики после окончания гражданской войны 1948 года. В него входят такие авторы, как Кармен Наранхо , Херардо Сезар Уртадо , Айва Дункан и Альфонсо Чейз .

Конец 20-го и начало 21-го века

[ редактировать ]

Среди писателей, родившихся до 1965 года, опубликовавших произведения после 1990 года , Хорхе Арройо , Родольфо Ариас Формосо , Адриано Корралес Ариас , Анакристина Росси , Франсиско Родригес Барриентос , Освальдо Саума , Гильермо Фернандес Альварес , Родриго Сото , Карлос Кортес , Хорхе Артуро , Вернор Муньос . , Татьяна Лобо , Уриэль Кесада , Ана Истару , Хосе Мария Зонта , Уго Ривас (покойный), Уилберт Богантес , Хосе Рикардо Чавес , Дорелиа Бараона , Фернандо Контрерас Кастро , Карлос Моралес и Александр Обандо .

Среди поэтов, родившихся после 1965 года, опубликовавших после 1990 года , Хуан Антильон , Маурисио Молина Дельгадо , Давид Марадиага , Луис Чавес , Мелвин Агилар , Мария Монтеро , Эстебан Уренья , Жанетт Амит , Хулио Акунья (умерший), Альфредо Трехос , Хоан Берналь , Густаво Солорсано Альфаро. , Маурисио Варгас Ортега , Алехандра Кастро , Патрик Коттер, Фелипе Гранадос (покойный), Паула Пьедра , Лаура Фуэнтес , Камила Шумахер , Дэвид Круз , Вивиан Крус , Алехандро Кордеро , Уильям Эдуарте и Луис Чакон .

Среди писателей-фантастов, родившихся после 1965 года и опубликовавших после 1990 года, Эриберто Родригес , Маурисио Вентанас , Каталина Мурильо , Мануэль Марин , Джессика Кларк Коэн , Хуан Мурильо , Лаура Кихано , Али Викес Хименес , Марко Кастро , Марио Леон , Гильермо Баркеро , Антонио Чаму , Хесус Варгас Гарита , Густаво Адольфо Чавес , Карлос Альварадо , Альбан Мора , Давид Эдуарте , Диего Монтеро , Маурисио Чавес Месен .

Основные писатели

[ редактировать ]

Крупнейшие писатели Коста-Рики включают Роберто Бренеса Месена с его стихами в «В тишине» ; Кармен Лира , писательница Cuentos de mi Tia Panchita ; Карлос Луис Фальяс Сибаха с его романами «Мамита Юнай» , «Gentes y gentecillas» , «Mi madrina» и «Маркос Рамирес» ; Фабиан Доблес с романом «Эль Ситио де лас Абрас» ; Хоакин Гутьеррес с романами, в том числе «Пуэрто Лимон» , «Мурамонос», «Федерико» и «Те аккордас, брат» ; Иоланда Ореамуно со своим романом La ruta de su evasion ; Карлос Саласар Эррера с «Рассказами о страданиях» и «Пейзажами» ; Юнис Одио со своим сборником стихов «Tránsito de fuego» ; и Исаак Фелипе Азофейфа с Чимой дель Гозо .

Хулиан Марчена со своим единственным сборником стихов Alas en fuga ; Хосе Леон Санчес с романом La isla de los hombres Solo , Ана Антильон со сборниками стихов, включая Antro Fuego , Хорхе Дебраво со сборниками стихов, включая Nuestros los hombres ; и Лауреано Альбан с книгами, в том числе «Наследие осени» . Среди авторов, чьи работы начали появляться в 1970-х и 1980-х годах, — Родольфо Ариас , Хорхе Арройо , Карлос Кортес , Ана Истару , Миа Гальегос , Карлос Франсиско Монхе , Родриго Кирос (1944–1997), Альфредо Трехос , Анакристина Росси , Хуан Карлос Оливас , Родриго. Сото , Освальдо Саума , Мильтон Сарате и Хуан Антильон с его удостоенным множества наград сборником стихов «Исла» и другими книгами.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Формирование национальной литературы в Коста-Рике в общих чертах похоже на формирование других национальных литератур в странах Латинской Америки и особенно Центральной Америки. Этот процесс является частью более широких усилий, создания или изобретения «нация» как «воображаемое сообщество», а не реальная реальность: усилие, которое, в свою очередь, является ответом на проект объединения и централизации экономической, политической и идеологической власти вокруг креольской гегемонистской группы, связанной с экспортом продукции. сельскохозяйственная продукция для международного рынка». Один и другой , Сан-Хосе: EUCR, 1998: 17.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бонилья, Абелардо. История литературы Коста-Рики . Сан-Хосе, редакция Университета Коста-Рики, 1957 г.
  • Корралес Ариас, Адриано. Держи слово. Антология современной поэзии Коста-Рики . Сан-Хосе, редакция Арболеда, 2007 г.
  • Монж, Карлос Франциско. Критическая антология коста-риканской поэзии . Сан-Хосе, редакция Университета Коста-Рики, 1993 г.
  • Монж, Карлос Франциско. Литературный авангард в Коста-Рике , Editorial Universidad Nacional, 2005.
  • Оварес, Флора, Маргарита Рохас, Мария Елена Карбальо и Карлос Сантандер. Отцовский дом. Письменность и нация в Коста-Рике . Сан-Хосе, EUCR, 1993 г.
  • Оварес, Флора и Маргарита Рохас. Печать ангела. Очерки центральноамериканской литературы . Эредиа, редакция Национального университета, 2000.
  • Рохас, Маргарита Альваро Кесада, Флора Оварес и Карлос Сантандер. В сарае вечной комедии. Коста-риканский театр (1890–1930) . Эредиа, редакция Национального университета, 1995.
  • Рохас, Маргарита и Флора Оварес. Сто лет коста-риканской литературы . Сан-Хосе, Фарбен, 1995 г.
  • Рохас, Маргарита и Флора Оварес, В сарае вечной комедии. Коста-риканский театр (1930–1950) . Эредиа, редакция Национального университета, 1995.
  • Рохас, Маргарита. Город и ночь. Современное латиноамериканское повествование . Сан-Хосе, Фарбен, 2006 г.
  • Вальдеперас Акоста, Хорхе. За новую интерпретацию коста-риканской литературы . Сан-Хосе, редакция Коста-Рики, 1978 г.
[ редактировать ]

Приобретите книги по коста-риканской литературе.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18fffe837b06891257edc678556bc3dd__1710130380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/dd/18fffe837b06891257edc678556bc3dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Costa Rican literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)