Коста-риканская литература
Литература Коста-Рики имеет корни в колонизации и отмечена европейским влиянием. Поскольку Коста-Рика — молодая страна, ее литературные традиции также молоды. История литературы Коста-Рики восходит к концу XIX века.
Хронология
[ редактировать ]В настоящее время наиболее общепринятой хронологией коста-риканской литературы является хронология, предложенная профессором Альваро Кесада Сото . По мнению Сото, от первых литературных изданий в Коста-Рике конца XIX века до наших дней существует пять литературных периодов, которые традиционно называют «поколениями». Однако эти периоды не являются «поколениями» в традиционном литературном понимании. Таким образом, периоды коста-риканской литературы следующие.
Поколение Олимпа (1890–1920)
[ редактировать ]Это писатели модели либерально-олигархического государства. Для литературы этой эпохи характерно то, что она создавалась в процессе формирования и закрепления национального сознания.
- Мануэль Аргуэльо Мора
- Мануэль де Хесус Хименес
- Пио Викес
- Роберто Бренес Месен
- Аквилео Эчеверрия
- Рикардо Фернандес Гуардиа
- Карлос Гагини
- Мануэль Гонсалес Зеледон
Репертуарное поколение (1920–1940).
[ редактировать ]Назван так из-за связи с журналом Repertorio Americano de Joaquín García Monge. В этот период произошел кризис либерально-олигархического режима, поэтому для литературы той эпохи характерны новые формы языка, такие как гротескный стиль, жестокий и едкий юмор, пародия и сатира.
Поколение 40-х (1940–1960).
[ редактировать ]В это время в Коста-Рике была внедрена социал-демократия. Это было время вопросов и обновления, крупных социальных реформ и новой концепции государства. Основные литературные темы включали социальные проблемы, распределение земли и транснациональные корпорации.
- Хосе Базилео Акунья
- Исаак Фелипе Азофейфа
- Фабиан Даблс
- Карлос Луис Фальяс
- Хоакин Гутьеррес
- Джулиан Марчена
- Иоланда Ореамуно
- Хосе Марин Каньяс
- Карлос Луис Саенс
- Карлос Саласар Эррера
- Моисей Винченци
Городское поколение (1960–1980)
[ редактировать ]В это время в Коста-Рике наметилась модернизация и индустриализация. В литературе этой эпохи преобладающей темой является город.
- Альберто Канас
- Хорхе Шарпантье
- Даниэль Гальегос
- Вирджиния Грюттер
- Кармен Наранхо
- Я ненавижу Юнис
- Сэмюэл Ровински
- Хосе Леон Санчес
- Лауреано Альбан
- Джульетта в парном разряде
- Хорхе Дебраво
- Альфонсо Чейз
Поколение разочарования (1980 – настоящее время)
[ редактировать ]Новый период коста-риканской литературы начался в 1980-х годах. За это время произошел отход от тенденций, которые характеризовали коста-риканскую литературу с самого начала. В частности, от реализма отказались, и вслед за ним появились новые формы письма. Это привело к множеству стилей, времен и пространств в коста-риканской литературе. Тем не менее, работы, как правило, укладываются в один и тот же тематический контекст: разочарование в модели государства, предложенной политиками Коста-Рики.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По словам теоретика литературы Альваро Кесады, «формирование национальной литературы в Коста-Рике в общих чертах было похоже на формирование национальных литератур в других странах Латинской Америки, особенно в странах Центральной Америки. Этот процесс был частью более широких усилий. конструирование или изобретение «нации» как «воображаемого сообщества», а не реальной реальности: попытка, которая затем стала ответом на проект объединения и централизации экономической, политической и идеологической власти вокруг гегемонистской группы криолло , связанной с экспорт сельскохозяйственной продукции на международный рынок. [1]
Есть признанные сегодня авторы, датированные XIX веком. К ним относятся те, кто принадлежит к «Костаррисенсе лиры», такие как Аквилео Х. Эчеверриа и Лисимако Чаваррия , а также представители поколения Олимпа, такие как Карлос Гаджини и Рикардо Фернандес Гуардиа . Однако только в 20 веке можно было говорить о консолидированной и связной коста-риканской литературе.
Двадцатый век
[ редактировать ]Литература Коста-Рики двадцатого века продолжала находиться под влиянием европейской литературы.
Модернизм
[ редактировать ]Литература начала века ознаменовала новый этап в культурной жизни Коста-Рики. В то время модернизм не имел большого влияния, несмотря на пребывание Рубена Дарио в стране, где он писал стихи и публиковал статьи в местных газетах. Модернизм не был так важен в Коста-Рике, как в других странах Латинской Америки. Однако в поэзии оно появилось особенно поздно. Модернизм можно увидеть смешанным с национальными темами как в произведениях писателей, выступающих за модернизм (например, Фернандес Гуардиа ), так и в произведениях тех, кто выступает против него (например, Гагини и Магон).
Начиная с 1920-х годов в дискурсе модернистской литературы в Коста-Рике произошел сдвиг: писатели отказались от идеализации европейского мира, восхваляемой более ранними авторами, и сосредоточились на более непосредственной и обращенной внутрь реальности. Так начался постмодернизм или поздний модернизм. В результате персонажи и окружающая среда из греко-римской и немецкой мифологии, которые были обычным явлением, появлялись реже.
Новые модернисты, или постмодернисты, продолжали использовать обычный стиль Préciuseses , на этот раз с другим содержанием. Известные поэты этой эпохи включают Роберто Бренеса Месена , Рохелио Сотелу , Лисимако Чаварриа , Рафаэля Кардону , Рафаэля Эстраду , Карлоса Луиса Саенса и Хулиана Марчену . Марчена является одним из самых важных, несмотря на то, что он написал только одну книгу ( Alas en fuga ), которая была опубликована в 1941 году, когда модернизм устарел в других латиноамериканских странах.
Поколение 90-х
[ редактировать ]Поколение 90-х ( la Generación del 90 ) — группа писателей конца 19 — начала 20 веков. Этот период соответствует расцвету либерализма, вызвавшего серьезные изменения в социальных и трудовых структурах.
Несмотря на сосуществование этого нарратива с модернизмом, поколение 90-х выдвинуло нарратив противоположный по характеру, форме и содержанию: с сильным националистическим (антиимпериалистическим характером), не ищущим отдаленных пейзажей или персонажей из басен. Их книги были первыми произведениями социального протеста против старых моральных и этических ценностей олигархического периода, новых ценностей, привнесенных бизнесменами, особенно из США, и «подчинения» местных политических лидеров. Однако их критика носила социальный характер и не принимала форму политической оппозиции.
Примерами этого движения являются романы Las hijas del Campo» и «El moto» « Хоакина Гарсиа Монхе , в которых резко критикуется старое сельское общество и олигархия деревенских вождей, а также «Больное дерево» и «Падение орла» Карлоса Гагини, которые предостерегают от опасность иностранного влияния.
Авангардное движение
[ редактировать ]В 1930-1940-е годы новое поколение писателей, особенно поэтов, взяло новый курс в литературе. Так обстоит дело с поэтами Исааком Фелипе Азофейфой и Юнис Одио . Авангардное движение Коста-Рики обычно игнорировалось при изучении латиноамериканской литературы, хотя, по общему признанию, костариканское движение было меньше и менее влиятельным на международном уровне, чем движение других стран. Среди других писателей этого движения были Макс Хименес , Хосе Марин Каньяс и Франсиско Амигетт . Это литературное движение совпало с авангардизмом в изобразительном искусстве, развитым такими художниками, как Франсиско Суньига , сам Амигетти, Хуан Мануэль Санчес и Хуан Рафаэль Чакон .
поколение 40-х годов
[ редактировать ]Поколение 40-х годов было отмечено реализмом; их работы касались вопросов земли, страны и землевладения. В число этих авторов входили Хоакин Гутьеррес ( «Пуэрто Лимон» , «Мурамонос Федерико» , «Те аккордас Эрмано» ), Карлос Луис Фальяс ( «Мамита Юнай» ), Леон Пачеко ( «Адские болота» ) и Хосе Марин Каньяс ( «Зеленый ад» ).
Круг коста-риканских поэтов
[ редактировать ]коста-риканских поэтов Круг — это группа поэтов, основанная Хорхе Дебраво и Лаурено Альбаном в начале 1960-х годов. группой Трансценденталистский Манифест ) опубликован этой . ( 1977 поэтов был Карлос Франсиско Монге написал эссе «Манифест двадцать лет спустя» на ту же тему в 1997 году; это включено в его книгу »
поколение 70-х
[ редактировать ]Поколение 70-х — это группа романистов, критиковавших исчерпание политического проекта, осуществленного после основания Второй республики после окончания гражданской войны 1948 года. В него входят такие авторы, как Кармен Наранхо , Херардо Сезар Уртадо , Айва Дункан и Альфонсо Чейз .
Конец 20-го и начало 21-го века
[ редактировать ]Среди писателей, родившихся до 1965 года, опубликовавших произведения после 1990 года , Хорхе Арройо , Родольфо Ариас Формосо , Адриано Корралес Ариас , Анакристина Росси , Франсиско Родригес Барриентос , Освальдо Саума , Гильермо Фернандес Альварес , Родриго Сото , Карлос Кортес , Хорхе Артуро , Вернор Муньос . , Татьяна Лобо , Уриэль Кесада , Ана Истару , Хосе Мария Зонта , Уго Ривас (покойный), Уилберт Богантес , Хосе Рикардо Чавес , Дорелиа Бараона , Фернандо Контрерас Кастро , Карлос Моралес и Александр Обандо .
Среди поэтов, родившихся после 1965 года, опубликовавших после 1990 года , Хуан Антильон , Маурисио Молина Дельгадо , Давид Марадиага , Луис Чавес , Мелвин Агилар , Мария Монтеро , Эстебан Уренья , Жанетт Амит , Хулио Акунья (умерший), Альфредо Трехос , Хоан Берналь , Густаво Солорсано Альфаро. , Маурисио Варгас Ортега , Алехандра Кастро , Патрик Коттер, Фелипе Гранадос (покойный), Паула Пьедра , Лаура Фуэнтес , Камила Шумахер , Дэвид Круз , Вивиан Крус , Алехандро Кордеро , Уильям Эдуарте и Луис Чакон .
Среди писателей-фантастов, родившихся после 1965 года и опубликовавших после 1990 года, Эриберто Родригес , Маурисио Вентанас , Каталина Мурильо , Мануэль Марин , Джессика Кларк Коэн , Хуан Мурильо , Лаура Кихано , Али Викес Хименес , Марко Кастро , Марио Леон , Гильермо Баркеро , Антонио Чаму , Хесус Варгас Гарита , Густаво Адольфо Чавес , Карлос Альварадо , Альбан Мора , Давид Эдуарте , Диего Монтеро , Маурисио Чавес Месен .
Основные писатели
[ редактировать ]Крупнейшие писатели Коста-Рики включают Роберто Бренеса Месена с его стихами в «В тишине» ; Кармен Лира , писательница Cuentos de mi Tia Panchita ; Карлос Луис Фальяс Сибаха с его романами «Мамита Юнай» , «Gentes y gentecillas» , «Mi madrina» и «Маркос Рамирес» ; Фабиан Доблес с романом «Эль Ситио де лас Абрас» ; Хоакин Гутьеррес с романами, в том числе «Пуэрто Лимон» , «Мурамонос», «Федерико» и «Те аккордас, брат» ; Иоланда Ореамуно со своим романом La ruta de su evasion ; Карлос Саласар Эррера с «Рассказами о страданиях» и «Пейзажами» ; Юнис Одио со своим сборником стихов «Tránsito de fuego» ; и Исаак Фелипе Азофейфа с Чимой дель Гозо .
Хулиан Марчена со своим единственным сборником стихов Alas en fuga ; Хосе Леон Санчес с романом La isla de los hombres Solo , Ана Антильон со сборниками стихов, включая Antro Fuego , Хорхе Дебраво со сборниками стихов, включая Nuestros los hombres ; и Лауреано Альбан с книгами, в том числе «Наследие осени» . Среди авторов, чьи работы начали появляться в 1970-х и 1980-х годах, — Родольфо Ариас , Хорхе Арройо , Карлос Кортес , Ана Истару , Миа Гальегос , Карлос Франсиско Монхе , Родриго Кирос (1944–1997), Альфредо Трехос , Анакристина Росси , Хуан Карлос Оливас , Родриго. Сото , Освальдо Саума , Мильтон Сарате и Хуан Антильон с его удостоенным множества наград сборником стихов «Исла» и другими книгами.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Формирование национальной литературы в Коста-Рике в общих чертах похоже на формирование других национальных литератур в странах Латинской Америки и особенно Центральной Америки. Этот процесс является частью более широких усилий, создания или изобретения «нация» как «воображаемое сообщество», а не реальная реальность: усилие, которое, в свою очередь, является ответом на проект объединения и централизации экономической, политической и идеологической власти вокруг креольской гегемонистской группы, связанной с экспортом продукции. сельскохозяйственная продукция для международного рынка». Один и другой , Сан-Хосе: EUCR, 1998: 17.
Библиография
[ редактировать ]- Бонилья, Абелардо. История литературы Коста-Рики . Сан-Хосе, редакция Университета Коста-Рики, 1957 г.
- Корралес Ариас, Адриано. Держи слово. Антология современной поэзии Коста-Рики . Сан-Хосе, редакция Арболеда, 2007 г.
- Монж, Карлос Франциско. Критическая антология коста-риканской поэзии . Сан-Хосе, редакция Университета Коста-Рики, 1993 г.
- Монж, Карлос Франциско. Литературный авангард в Коста-Рике , Editorial Universidad Nacional, 2005.
- Оварес, Флора, Маргарита Рохас, Мария Елена Карбальо и Карлос Сантандер. Отцовский дом. Письменность и нация в Коста-Рике . Сан-Хосе, EUCR, 1993 г.
- Оварес, Флора и Маргарита Рохас. Печать ангела. Очерки центральноамериканской литературы . Эредиа, редакция Национального университета, 2000.
- Рохас, Маргарита Альваро Кесада, Флора Оварес и Карлос Сантандер. В сарае вечной комедии. Коста-риканский театр (1890–1930) . Эредиа, редакция Национального университета, 1995.
- Рохас, Маргарита и Флора Оварес. Сто лет коста-риканской литературы . Сан-Хосе, Фарбен, 1995 г.
- Рохас, Маргарита и Флора Оварес, В сарае вечной комедии. Коста-риканский театр (1930–1950) . Эредиа, редакция Национального университета, 1995.
- Рохас, Маргарита. Город и ночь. Современное латиноамериканское повествование . Сан-Хосе, Фарбен, 2006 г.
- Вальдеперас Акоста, Хорхе. За новую интерпретацию коста-риканской литературы . Сан-Хосе, редакция Коста-Рики, 1978 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Приобретите книги по коста-риканской литературе.