Сальвадорская литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |
Сальвадорская литература — это основная литература, написанная в Сальвадоре . Сальвадорская литература в основном написана на испанском и других языках, например английском. [1] (в основном написано представителями диаспоры).
Истоки сальвадорской литературы
[ редактировать ]Колониальная литература
[ редактировать ]В колониальный период в иберийской метрополии процветала литература; в колониях Америки также наблюдалось замечательное развитие искусств, особенно архитектуры, изобразительного искусства и музыки. Однако на пути подобного появления в литературе существовали значительные препятствия. Религиозные власти ревностно контролировали жизнь недавних обращенных в христианство, настаивая на том, чтобы литературное выражение служило вере и находилось под их тщательным контролем. Несмотря на это, важная светская литературная традиция возникла при вице-королевских судах Мексики и Лимы. Эта литература имела тенденцию подражать столичным канонам, хотя иногда питала оригинальный и запоминающийся голос, такой как голос мексиканской поэтессы Хуаны Инес де ла Крус .
Территория Сальвадора была далека от центров культуры. Литература, возможно, пользовалась популярностью среди небольших кругов образованных криолло , но свидетельств этому мало. Имеющиеся доказательства подтверждают, что литературное развитие было спорадическим, эфемерным и даже случайным. Примером такого развития является дом андалузца Хуана де Местанцы, который был мэром Сонсонате между 1585 и 1589 годами, упомянутый в » Мигеля де Сервантеса « Виахе дель Парнасо . [2] В колониальную эпоху была значительная театральная деятельность, которая была центральным аспектом народных развлечений на праздниках поселений. Во время этих мероприятий были представлены религиозные или комические пьесы.
Религиозная литература
[ редактировать ]Католическая вера и обряды были объединяющим фактором в гетерогенном и сильно стратифицированном обществе. Некоторые литературные выражения были связаны с драматическими постановками на религиозную тематику, которые ставились во время праздников в деревнях и кварталах. С другой стороны, некоторая литература была адресована меньшей, более элитной читательской аудитории. К последней группе относятся благочестивые произведения, жития, изображающие жизнь святых, и богословские трактаты, написанные духовенством, родившимися в графстве, но обычно публикуемые в Европе.
К этой последней категории относится Хуан Антонио Ариас, иезуит, родившийся в Санта-Ане . Он написал трактаты, в том числе «Таинственная тень первых огней божественного Осириса» и «Новорожденный Иисус» . Отец Бартоломе Каньяс, также иезуит, попросил убежища в Италии после того, как был изгнан из своего ордена на испанских территориях; В Болонье он написал крупную апологетическую диссертацию. Диего Хосе Фуэнте, Франциско, родившийся в Сан-Сальвадоре , опубликовал в Испании множество религиозных произведений. Хуан Диас , уроженец Сонсонате , является автором биографии « Жизнь и добродетели почтенного боя Андреса дель Валле» .
Светская литература
[ редактировать ]
Крупным нерелигиозным произведением было руководство по изготовлению индиго El puntero apuntado con apuntes breves , написанное Хуаном де Диосом дель Сидом, который изготовил элементарный печатный станок для публикации своих работ, который, возможно, был первым печатным станком на территории Сальвадор. В документе указана дата 1641 год, но сальвадорский литературный критик Луис Гальегос Вальдес утверждает, что эта дата была опечаткой, а некоторые исторические ссылки относят ее к следующему столетию. Другой крупной работой была « Хартия отношений» , написанная конкистадором Педро де Альварадо по практическим соображениям; в нем повествуются основные эпизоды завоевания Америки.
Литература в эпоху независимости
[ редактировать ]К последним десятилетиям испанского правления в Центральной Америке уже существовала значительная светская культурная деятельность. Его центром был Университет Сан-Карлоса в Гватемале. Там образованные криоллы собирались для обсуждения и обмена идеями Просвещения. Это способствовало появлению литературы скорее политической, чем эстетической, проявляющейся главным образом в ораторской и аргументированной прозе, как полемической, так и доктринальной, в которой авторы демонстрировали свою изобретательность и использование классической риторики.
Одной из главных фигур этой эпохи был отец Мануэль Агилар (1750–1819), чья знаменитая проповедь провозгласила право на восстание угнетенных народов, что вызвало скандал и цензуру. Священник Хосе Симеон Каньяс (1767–1838) известен своей речью 1823 года в Учредительном собрании, в которой он потребовал освобождения рабов. Пресвитерианец Исидро Менендес (1795–1858), автор большей части законов той эпохи, также был известен своим ораторским искусством.
Эстетика сальвадорской литературы этой эпохи не играла роли, сравнимой с ролью красноречивой речи или публицистического письма. Литература использовалась лишь изредка, например, анонимные стихи с сатирическими комментариями о современной политике или другая поэзия, прославляющая доброе имя и деяния важных деятелей. Примеры последней категории включают прозаическое произведение Tragedia de Morazán ( Трагедия Морасан ) (1894) Франсиско Диаса (1812–1845) и ода Al ciudadano Хосе Сесилио дель Валле ( Гражданину Хосе Сесилио дель Валье (1827) Мигеля. Альварес Кастро (1795–1856).
Слабость государства, отсутствие городской жизни и, как следствие, отсутствие культурной инфраструктуры ограничивали возможности авторов содержать себя. В этих условиях художники зависели от частных меценатов и были ориентированы на обслуживание их вкусов и повышение своего социального престижа.
Эра либерализма и культурной модернизации
[ редактировать ]Рождение явно сальвадорской литературы должно быть помещено в исторический контекст. Именно с приходом к власти Рафаэля Сальдивара в 1876 году либералы победили своих консервативных соперников. По мере того как они основывали национальное государство с нуля, литература становилась все более актуальной.

Либеральный проект
[ редактировать ]Сторонники национального проекта надеялись, что развитие экономики, ориентированной на экспорт сельскохозяйственной продукции, с кофе в качестве основного продукта, будет прогрессировать от варварства (для либералов, синонимов военачальников, католицизма и необразованной публики) к цивилизации (синониму политических и социальных достижения, аналогичные достижениям развитых европейских стран).
После многих реформ государства и его структуры страна теряла свою коренную культурную самобытность и начала формировать новую идентичность. Просвещенная элита была необходима, чтобы помочь в этом процессе. Так, Университет Сальвадора и Национальная библиотека были основаны соответственно в 1841 и 1870 годах. В конце 19 века Национальная библиотека значительно укрепилась; помимо собственного журнала он спонсировал публикацию произведений местных авторов. Полуофициальная Сальвадорская языковая академия также была номинально основана в 1876 году, но начала действовать только в 1914 году.
Параллельно возникла независимая элитарная культура. Эта деятельность объединилась вокруг научных и литературных обществ, большинство из которых просуществовали недолго. Общество La Juventud , основанное в 1878 году, было исключением из этого правила. Несмотря на небольшой состав, это был очень активный форум в отношении новейших научных и художественных тенденций. Так сформировалась интеллектуальная элита, состоящая в основном из экономической элиты. Многие важные литературные произведения этой эпохи были научными. В области естественных наук врач и антрополог Давид Хоакин Гусман , автор книги « Орасион а-ля Бандера Сальвадоренья важной фигурой был ». Сантьяго И. Барберена был крупной фигурой в географии и истории.
Несмотря на этот научный акцент, элита питала особое уважение к эстетической культуре, особенно к литературе. Для либеральной элиты грамотность и знакомство с новейшими тенденциями европейской литературы (особенно французской) были безошибочными признаками духовного превосходства. Такое своеобразное отношение к эстетике способствовало повышению социального положения поэтов и сделало литературу важным элементом легитимации государства.
Модернизм и литературная модернизация
[ редактировать ]
История модернизма в Сальвадоре восходит к спорам о влиянии романтизма, которые имели место на страницах La Juventud . La Juventud осудила учение Фернандо Веларде, испанца, жившего в деревне в 1870-х годах и влиявшего на молодых писателей своей мечтательной и высокопарной поэзией. Его преподавание создало поэтические произведения под влиянием испанского романтизма. Среди этих авторов были Хуан Хосе Каньяс (1826–1918) (автор текста государственного гимна ), [3] Рафаэль Кабрера, Долорес Ариас, Антонио Гевара Вальдес и Исаак Руис Араужо.
Будучи еще подростками, Рубен Дарио (1867–1916) — знаменитый никарагуанский поэт, живший тогда в Сан-Сальвадоре, — и Франсиско Гавидия (1864–1955) напали на поэзию Веларде и вместо этого обратили внимание на модель парнасской символистской поэзии из Франции. Оба изучали эту поэзию со строгостью и энтузиазмом, пытаясь разгадать ее сложные конструктивные механизмы и перевести их на испанский язык.
Франсиско Гавидия взял на себя создание национальной литературы, и эта озабоченность прослеживается в его объемных произведениях. Его произведения являются величайшим выражением либерального духа в искусстве. Его видение сальвадорской литературы выступает за доминирование западных традиций, не забывая при этом о необходимости сохранять и знать родные традиции.
Среди других важных авторов того периода были Висенте Акоста , Хуан Хосе Берналь, Каликсто Веладо и Виктор Херес. Некоторые из них участвовали в издании «Литературные две недели» , сыгравшем важную роль в распространении эстетики рубежа веков.
Литература 20 века
[ редактировать ]В течение первых десятилетий 20-го века модернизм продолжал доминировать в сальвадорской литературе, хотя начали проявляться новые тенденции. Модель либеральной культурной модернизации, казалось, была консолидирована при недолговечном правительстве Мануэля Энрике Араужо , который пользовался поддержкой среди интеллектуалов и, казалось, был привержен политике поощрения науки и искусства. Араужо пытался придать более прочную институциональную основу модели научных литературных обществ, основав Ateneo de El Salvador (ассоциацию по изучению национальной истории и письменности), но этот импульс был прерван его убийством в 1913 году.
Во время последующей династии Мелендес-Киньонес любой прогресс был омрачен возвращением зол прошлых времен: кумовства, нетерпимости и клиентелизма, особенно внутри интеллектуального класса.
Таможня и самоанализ
[ редактировать ]Литературная сцена Сальвадора, которая ранее олицетворяла космополитический эстетический дух, была плохо подготовлена к тому, чтобы справиться с новой политической реальностью страны. В результате возникли различные способы изображения местных обычаев и быта, будь то сатирические или аналитические, и писатели стали обращать внимание на вопросы, ранее игнорированные в литературном изложении. Одним из крупных писателей традиции костюмирования был генерал Хосе Мария Перальта Лагос (1873–1944), военный министр при Мануэле Энрике Араужо и под псевдонимом Т. П. Мечин, очень популярный автор полемики и социальной сатиры. Его повествовательные произведения и драма «Кандидато» с юмором изображают типичные стороны провинциальной жизни. Среди других важных костюмеров были Франсиско Эррера Веладо и Альберто Ривас Бонилья.
Популярность писаний о повседневной жизни шла рука об руку с растущим значением журналистики. Рост журналистики означал появление большего количества независимых писателей и, следовательно, больше статей с критикой положения дел в округе. Журналисты также занимались убедительными политическими статьями. Альберто Масферрер (1868-1932), например, написал множество политических эссе, которые, хотя и были скорее политическими, чем художественными по своей природе, внесли свой вклад в изменение литературных тенденций той эпохи.

В ту эпоху эстетические проблемы обычно были подчинены идеологическим проблемам. Однако этого не произошло с Артуро Амброджи (1885–1936), который был самым читаемым и самым престижным писателем Сальвадора. Он опубликовал множество литературных портретов и хроник, кульминацией которых стала «El libro del trópico» 1917 года . Оригинальность Амбрози заключалась в его тематическом сдвиге в сторону традиций, родных для Сальвадора, и в синтезе литературного языка и народного диалекта.
Изображение народной речи часто присутствовало в работах костюмеров , придавая местный колорит и олицетворяя невежественных персонажей. Подход Амброджи был новаторским: он показал литературные возможности народной речи, указывая на достоинства народной культуры. Лирическое творчество поэта Альфредо Эспино (1900-1928), популярные темы и язык аналогичным образом были преобразованы в поэтический материал. Хотя его поэзия может показаться современным читателям анахроничными и ребяческими, его произведения, таким образом, сыграли важную роль в истории литературы Сальвадора. Первые десятилетия 20-го века были важными, потому что они ознаменовали переход от европеизированной элитной литературной культуры к более инклюзивной национальной литературной культуре, которая ссылалась на местных жителей, чтобы определить себя.
Антимодернизм
[ редактировать ]В конце 1920-х — начале 1930-х годов сальвадорское общество переживало различные социальные и политические потрясения, разрушившие хрупкое литературное общество. На экономическом фронте кризис на Уолл-стрит привел к резкому падению цен на кофе. Президент Пио Ромеро Боске начал процесс возвращения к институциональной законности, объявив первые свободные выборы в истории Сальвадора. Инженер Артуро Араужо был избран на платформе реформ, вдохновленной идеями Альберто Масферрера . Экономический кризис и вызванный им политический конфликт привели к шести десятилетиям военного авторитаризма, который резко подавил распространение литературы.
Писатели активно искали альтернативу западному модернизму. Модернисты типа Рубена Дарио часто осуждали прозаическую природу того времени, но были ослеплены богатством и утонченностью Европы начала века. Хотя модернисты осуждали вульгарность новых богатых, они не были склонны осуждать искусство, созданное богатством. Среди новых литературных поколений это отношение изменилось; они стали отвергать даже основы модернизма.
Со своего поста консула в Антверпене Альберто Масферрер наблюдал за этим кризисом; произведения Альберто Герра Тригероса (1898–1950) также отражали тенденцию к инаковости как модели прогресса. Этот поиск альтернатив побудил многих принять восточный мистицизм, индейские культуры и примитивизм, которые видели противоположность разочарованной современности в традиционном образе жизни.

Теософия и другие своеобразные адаптации восточных религий приобрели популярность. Эти идеи были особенно привлекательны для группы писателей, в том числе Альберто Герра Тригероса, Саларруэ (1899–1975), Клаудии Ларс (1899–1974), Серафина Китеньо, Рауля Контрераса, Мигеля Анхеля Эспино , Кино Касо, Хуана Фелипе Торуньо. Эти писатели нашли свое эстетическое кредо в искусстве, определяемом как радикальный антагонист социальной современности.
Герра Тригерос был художником с самой солидной теоретической подготовкой среди этой группы и лучше всех знакомым с интеллектуальными тенденциями и эстетикой Европы. Помимо того, что он был уважаемым автором, он также сыграл важную роль как распространитель новых эстетических идей. В своих эссе он выступал за радикальное переопределение языка и тем поэзии, в которой доминировала модернистская эстетика. Он пропагандировал свободный стих и поэзию в разговорном тоне, превращая повседневный язык в то, что он называл «вульгарной» поэзией. Хотя лиризм классического образца был более популярен среди его современников (которые также дистанцировались от модернизма), лиризм Гуэрры Тригероса стал более заметен в следующих поколениях (например, в произведениях Педро Жоффруа Риваса , Освальдо Эскобара Веладо и Роке Далтона). ).
Популизм и авторитаризм
[ редактировать ]В начале 1930-х годов сальвадорская художественная литература была сосредоточена на творчестве Саларрю, которое столь же разнообразно, сколь и объемно. Несмотря на неравномерность, его работа стала продолжением и кульминацией синтеза культурного литературного языка с народным голосом, начатого Амброджи. Его «Cuentos de barro» (1933), который можно считать самой популярной сальвадорской книгой, использует просторечную речь и возводит примитивизм деревенской жизни в статус национальной утопии. Он часто использовал темы фэнтези и восточной религии.
Хотя представители этого поколения писателей не всегда имели прямые связи с военной диктатурой, установленной в 1931 году, их концепция национальной культуры как отрицания просвещенного идеала помогла легитимировать новый порядок. Идеализация традиционного крестьянина и его уединенная связь с природой позволили связать авторитаризм с популизмом, что было важно для зарождающегося дискурса военной диктатуры.

Поколение 1944 года и антиавторитаризм
[ редактировать ]В 1940-е годы появилась группа писателей, в том числе Педро Жоффруа Ривас (1908–1979), Уго Линдо (1917–1985), Хосе Мария Мендес (род. 1916), Матильда Елена Лопес (род. 1922), Хоакин Эрнандес Кальехас (р. 1922). 1915–2000), Хулио Фаусто Фернандес, Освальдо Эскобар Веладо, Луис Гальегос Вальдес, Антонио Гамеро, Рикардо Тригерос де Леон и Педро Китено (1898–1962). Педро Жоффруа Ривас создал лирическую литературу, отмеченную авангардизмом, и сыграл важную роль в спасении местных традиций и народного языка. Поэзия Освальдо Эскобара Веладо характеризовалась экзистенциализмом и осуждением социальной несправедливости. Хосе Мария Мендес и Уго Линдо исследовали новые горизонты художественной литературы.
Многие писатели этого поколения сыграли активную роль в демократическом движении, положившем конец диктатуре Эрнандеса Мартинеса . Однако некоторые писатели активно сотрудничали с режимом Оскара Осорио .
В рамках проекта модернизации Осориа продвигал одну из самых амбициозных культурных политик в истории Сальвадора. Например, через Редакционный отдел Министерства культуры (позже Управление публикаций Министерства образования) под энергичным руководством писателя Рикардо Тригероса де Леона была развернута обширная редакционная работа, которая стала решающим шагом в формировании основы канона литературы в Сальвадоре.
Параллельно с этим росла и универсализировалась культурная индустрия, и этот процесс повлиял на развитие литературы. К 1950 году средства массовой информации вытеснили изобразительное искусство и традиционную культуру в народном воображении, а литература оказалась на обочине. Эта слабость сделала искусство легким заложником военного режима, который все больше лишался легитимности из-за коррупции и отсутствия политической свободы.
Литература от гражданской войны до наших дней
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2013 г. ) |
В этом конвульсивном контексте появилась литература, которая сформировала наследие писателей «скомпрометированного поколения». к 1980 году.
Когда люди начали селиться на землях Центральной Америки, они также начали вступать в брак с представителями индейского населения. Это привело к появлению метисов — людей, состоящих из европейцев и американо-индейских родителей. Это также объясняет их смешанные диалекты. Что делало литературу такой рискованной на протяжении всего ее развития в латиноамериканских странах, так это риск попасть в неприятности с властями или теми, кто пытался закрыть граждан, потому что их не заботило чье-то мнение, особенно оппозиция. Со временем люди начали писать на более глубокие и деликатные темы, поскольку правительство развивалось и адаптировалось к большей свободе по сравнению с древней историей.Источник: https://www.travelationary.com/el-salvador-arts-and-literature/
В 1984 году поэт Сальвадор Хуарес руководил литературной мастерской, которая была университетским продолжением Университета Сальвадора. Некоторые молодые люди стали участниками этого проекта литературного семинара. В 1985 году молодые люди укрепили свою литературную практику в литературной мастерской Шибальбы . [4] Некоторыми из его членов были: Хавьер Алас, Отониэль Гевара, Хорхе Варгас Мендес, Нимия Ромеро, Дэвид Моралес, Хосе Антонио Домингес, Эдгар Альфаро Чаверри, Антонио Каскин; включая поэтов, погибших в бою, Амилькара Колочо и Архимеда Круза. [ нужна ссылка ] Эта группа стала одной из самых сплоченных литературных групп за последние пять лет 1980 года. Они боролись в народном вооруженном движении и в то же время вели напряженную литературно-производственную работу (некоторые из них были лауреатами различных конкурсов того времени, по мнению таких признанных писателей, как Матильда Елена Лопес, Рафаэль Мендоса и Луис Мельгар Брисуэла. Одним из примеров конкурсов, в которых они участвовали, является Certamen Reforma 89, продвигаемый лютеранской церковью). Эта группа писателей занималась преимущественно поэзией, что ознаменовалось их участием в популярной организации Фронта национального освобождения Фарабундо Марти (ФНОФМ) во время гражданской войны в Сальвадоре. [5] Некоторые статьи или поэтические образцы можно найти в пресс-релизах тех лет. Их работы исследовали темы освобождения, любви и будущего.
Некоторые члены Шибальбы были серьезно ранены, отправлены в изгнание или погибли во время столкновений с силами безопасности. Некоторые из его членов оставались близкими к политической или военной деятельности; другие вышли из этой среды. Сообщается, что они составляют последнюю главу литературы по обязательствам (literatura de compromiso), продолжение «крайней эстетики», согласно Уэсо Микско. Обязательная литература? был способом заставить литературу дать ответ и вариант в критический момент. Эту «крайнюю эстетику» создали антифашистское поколение и компромиссное поколение.
Группа распалась после 1992 года. Хотя война сказалась на погибших и изгнанниках, наследие Шибальбы и предыдущих поколений возложило большую ответственность на других молодых людей и группы писателей, которые появятся в ближайшие два десятилетия.
Литературная летаргия, существовавшая во время военной диктатуры, закончилась с приближением гражданской войны в 1980-х годах. Círculo Literario Xibalbá — кружок писателей, возникший во время вооруженного конфликта в Сальвадоре . Он финансировался Университетом Сальвадора в 1980-х годах. Группа представляет собой одну из самых известных групп в литературной истории Сальвадора и одну из наиболее пострадавших во время гражданской войны. Во время войны несколько членов были убиты за свои публикации, и сегодня многие члены работают в самых разных областях.
Среди известных членов - Амилькар Колочо, Мануэль Баррера, Отониэль Гевара, Луис Альваренга, Сильвия Елена Регаладо, Антонио Каскин, Дагоберто Сеговия, Хорхе Варгас Мендес, Альваро Дарио Лара, Ева Ортис, Аркимидес Крус, Эрнесто Дерас.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сальвадорские писатели, публикующиеся на английском языке» . гуанако (на испанском языке). 20 января 2021 г. Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Путешествие на Парнас» . 1883.
- ^ «Сальвадор — Государственный гимн Сальвадора» . Национальные гимны мира . NationalAnthems.me. 2012. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 г. Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Лара, Альваро (1 ноября 2014 г.). «Шибальба и поэзия Эдгара Альфаро Чаверри » Дейли Ко Латин Получено 2 февраля.
- ^ «Мирные соглашения между правительством Сальвадора и ФНОФМ, 16 января 1992 г.» . Мировые дела . 153 : 154. Весна 1991 г. - через EBSCOhost.