Jump to content

Право господина

Василий Поленов : «Право сеньора» (1874); интерпретация художника: старик приводит своих маленьких дочерей к феодалу

Право господина [а] («право господина»), также известное как jus primae noctis [б] («право первой ночи»), иногда называемое prima nocta. [с] , было предполагаемым законным правом в средневековой Европе , позволяющим феодалам вступать в сексуальные отношения с любой женщиной, особенно в ее брачную ночь.

На протяжении веков существует множество упоминаний об этом обычае.

Терминология

[ редактировать ]

Французское выражение droit du seigneur переводится как «право господина», но в современном французском языке предпочтение отдается droit de jambage ( Французский: [dʁwa d(ə) ʒɑ̃baʒ] , от Bande , «нога») или, чаще, Droit de cuissage ( Французский: [dʁwa d(ə) kɥisaʒ] , от cuisse — «бедро»). [ нужна ссылка ]

Этот термин часто используется как синоним jus prima noctis . [1] На латыни «право первой ночи».

Древние времена

[ редактировать ]

В « Эпосе о Гильгамеше » Гильгамеш описывается как практиковавший подобный обычай: «Он царь, он делает все, что хочет… забирает девушку у ее матери и использует ее, дочь воина, невесту юноши». [2] Его первая встреча со своим другом Энкиду — это попытка одного из таких действий, в которой Энкиду удается остановить его в великом состязании сил между двумя чемпионами.

Греческий историк Геродот упоминает аналогичный обычай у адирмахидов в древней Ливии : «Они также являются единственным племенем, у которого существует обычай приводить всех женщин в невесты перед царем, чтобы он мог выбрать ту, которая ему приятна. " [3]

Когда плебеи этрусского н города Вольсинии восстали против аристократов в 280 году до . до смерти». [4]

Это также упоминается в Вавилонском Талмуде , Трактате Кетубот 3b תיבעל להגמון (тибаэль легегмон), относительно указа, наложенного на еврейскую общину сирийско-греческим правителем, согласно которому всех еврейских невест забирали перед свадьбой. [5]

Средний возраст

[ редактировать ]
Художественная интерпретация темы, где феодал уводит молодожену на глазах у ее обезумевшего мужа.

Средневековый брачный штраф или мерше иногда интерпретировался как плата за права сеньора . отказ от [6] Альтернативно это интерпретировалось как компенсация господину за то, что молодые женщины покинули его земли. [7] Британская энциклопедия утверждает, что данные указывают на то, что это был денежный налог, связанный с вассальными браками, поскольку значительное количество сеньорических прав вращалось вокруг брака. [8]

Подобная выплата церковным властям также была истолкована как относящаяся к праву сеньора . Однако, по мнению британского ученого У. Д. Ховарта, католическая церковь иногда запрещала заключение брака в первую ночь. Плата была за разрешение церкви отменить этот запрет. [9]

Во время ухаживания за Эмер в ирландской мифологии король Конхобар имеет право сеньора на все браки своих подданных. Он боится реакции Кухулина, если он воспользуется ею в этом случае, но в равной степени боится потерять свой авторитет, если он этого не сделает. Друид . Катбад предлагает решение: Конхобар спит с Эмер в ночь свадьбы, но Катбад спит между ними [10]

В биографии Жеральда Орийакского, написанной Одо Клюни (879–942), рассказывается о молодом дворянине, который требовал изнасиловать предотвратил этот поступок одного из своих крепостных, но чудом , отправив Джеральда на путь к святости. Американский историк Верн Буллоу предположил, что это иллюстрирует то, что такое поведение было обычным явлением в тот период, и что «легенда [о праве сеньора ] отражала реальность». [11]

Во французской эпической поэме XIV века «Бодуэн де Себурк » тиранический лорд претендует на право первой ночи, если он не получит часть приданого невесты. [6]

Предполагаемое право было отменено Фердинандом II Арагонским в статье 9 Арбитражного решения Гуадалупе в 1486 году. [12]

Обрезание

[ редактировать ]

До того, как чжурчжэни свергли своих киданейских правителей, замужние чжурчжэньские женщины и чжурчжэньские девушки были изнасилованы киданьскими посланниками династии Ляо по обычаю, который вызывал негодование чжурчжэней против киданей. [13] Чжурчжэньские хозяева угощали посланников Ляо-киданей среди чжурчжэней гостеприимными проститутками. Незамужние чжурчжэньские девушки и их семьи принимали у себя посланников Ляо, которые занимались с девушками сексом. Посланников песни среди цзинь аналогичным образом развлекали поющие девушки в Гиде, Хэнань. [14] [15]

Хотя кидани Ляо имели превосходящую власть над чжурчжэнями, когда правили ими, нет никаких свидетельств того, что чжурчжэни ненавидели или возмущались гостевой проституцией незамужних чжурчжэньских девушек перед мужчинами-киданями. И только когда кидани Ляо заставили аристократические семьи чжурчжэней отдать своих красивых жен в качестве приглашенных проституток посланникам киданей Ляо, это вызвало негодование и гнев чжурчжэней.

Историк предположил, что это могло означать, что в высших классах чжурчжэней только муж имел право на свою замужнюю жену, в то время как среди чжурчжэней низшего класса девственность незамужних девушек и сон с мужчинами-ляо-киданями не имели значения и не препятствовали их способности женюсь позже. [16] [17]

Сексуальные привычки и нравы чжурчжэней казались ханьским китайцам распущенными , например, женитьба на зяте, что считалось одним из « десяти тяжких преступлений » Китая. Чжурчжэни очень часто практиковали гостевую проституцию, предоставляя гостям спутниц, еду и кров. Незамужние дочери чжурчжэньских семей низшего и среднего классов в родных чжурчжэньских деревнях были предоставлены посланникам Ляо-киданей для полового акта, как записано Хун Хао (Хун Хао). [18] [19]

Марко Поло также сообщил, что в Хами (Камуль) практиковалась гостевая проституция, когда хозяева отдавали своих родственниц, сестер, дочерей и жен гостям в своем доме. Тангуты практиковали эту гостевую проституцию. [20] [21]

Более поздние ссылки

[ редактировать ]

В пьесе Шекспира «Генрих VI, часть 2 » ( около 1591 г. ) мятежник Джек Кейд провозглашает: «Нет девицы, которая выйдет замуж, но она отдаст мне свою девственность, прежде чем она у них появится». [22] По мнению французского ученого Алена Буро, Кейд требовал уплаты купона , а не права первой ночи. [23] но другие не согласны. [24]

Английский лексикограф Томас Блаунт записал «право» как средневековый обычай некоторых английских поместий в «Фрагменте антикитатис» в 1679 году. [25]

В книге «Литературные курьезы» (1823 г.) британского писателя Исаака Д'Израэли говорится, что эта практика широко распространена по всей Европе. [26]

Вольтер , который в 1762 году был первым, кто использовал термин « право сеньора».

Это право было упомянуто в 1556 году в Recueil d'arrêts notables des cours souveraines de France французского юриста и писателя Жана Папона . [27] Французский писатель Антуан дю Вердье также прокомментировал это в 1577 году. [28]

Французский философ Монтескье упомянул эту практику в «Духе законов» (1748 г.), заявив, что она применялась во Франции в течение трех ночей. [29]

Вольтер упомянул эту практику в своем «Философском словаре» , опубликованном в 1764 году. [30] Он написал пятиактную комедию « Право Господне , или Ловушка мудреца» . [31] в 1762 году, хотя исполнялось оно только в 1779 году, после его смерти. В этой пьесе впервые был использован термин « право сеньора» . [32]

Во Франции 19-го века ряд писателей делали и другие заявления о предполагаемой власти повелителей во время Ancien Régime , такие как droit de ravage (право на опустошение; предоставление сеньору права опустошать поля его собственных владений). и droit de prélassement (право бездельничать; говорили, что сеньор имел право выпотрошить своих крепостных, чтобы согреть ноги). [33]

Священная Римская империя

[ редактировать ]

В Моцарта опере «Женитьба Фигаро» , премьера которой состоялась в 1786 году на либретто Лоренцо да Понте , комический сюжет вращается вокруг успешных усилий молодых жениха и невесты, Сюзанны и Фигаро, помешать попыткам неверного графа Альмавивы соблазнить Сюзанну. Чтобы достичь своей цели, разочарованный граф угрожает восстановить право сеньора . Он был основан на одноименной пьесе Бомарше Пьера . [34]

Нидерланды

[ редактировать ]

Acta Sanctorum («Деяния святых»), опубликованные с 1643 года, упоминают jus primæ noctis в житиях святой Маргариты и святого Фораннана . [35]

Шотландия

[ редактировать ]
Гектор Боэсе , первый историк, зафиксировавший право сеньора , в 1527 году.

В 1527 году шотландский историк Гектор Боэс писал, что «правые» существовали в Шотландии до тех пор, пока не были отменены Малкольмом III ( годы правления 1058–1093) под влиянием его жены Маргариты (позже святой Маргариты Шотландской ). ​​оплата торговли . Вместо него была установлена [36] [7] Боэс приписывал закон легендарному королю Юэну или Эвену III. [37] Современный французский ученый Ален Буро говорит, что Боэс, вероятно, выдумал короля Юэна, но он рассматривает это как мифологию, а не как полемику против средневекового варварства. [36]

Другие шотландские ученые того времени с одобрением цитировали Боэса, в том числе Джона Лесли (1578 г.), Джорджа Бьюкенена (1582 г.) и Хаббакука Биссета (1626 г.). [7] [38] Историческое существование этого обычая в Шотландии также было признано в шотландских юридических трудах, таких как Джеймса Бальфура ( «Практики» около 1579 г. ), Джона Скина ( «De Verborum» 1597 г.) и » Томаса Крейга ( «Jus Feudale 1603 г.). [7] Английский ученый Генри Спелман заявил в своем словаре (1664 г.), что этот обычай существовал в Шотландии, но не в Англии. [7] Английский юрист Уильям Блэкстоун процитировал заявление Боэса в своих «Комментариях к законам Англии» (1765–1769), отметив при этом, что этот обычай никогда не существовал в Англии. [39] В 1776 году шотландский юрист Дэвид Дэлримпл оспорил существование этого обычая, утверждая, что рассказ Боэса был чисто легендарным, но его позиция часто рассматривалась как основанная на шотландском патриотизме . [40] Однако, по словам шотландского ученого-юриста Дэвида Максвелла Уокера , были зафиксированы случаи, когда право первой ночи требовалось вплоть до 18 века. [7] [41] Уокер пришел к выводу, что, возможно, закон существовал как обычай в Шотландии, зависящий от отношения короля, и дольше сохранялся в отдаленных регионах. [7]

После своего путешествия по Шотландии в 1773 году Сэмюэл Джонсон и Джеймс Босуэлл задокументировали обычай оплаты товаров, связав его с «правом первой ночи». Они провели параллель с этим обычаем Городского английского языка , предполагая, что английский обычай отдавал предпочтение младшему сыну, поскольку отцовство старшего сына было сомнительным. [42] Сэр Вальтер Скотт упомянул этот обычай в своем историческом шотландском романе « Прекрасная дева из Перта» (1828). [34]

В испанском романе Los trabajos de Persiles y Sigismunda («Труды Персилеса и Сигизмунды», 1617) Мигеля де Сервантеса есть эпизод, в котором жених и невеста избегают варварского брачного обычая в Ирландии. По словам британского ученого У. Д. Ховарта, Сервантес был вдохновлен перуанскими свадебными церемониями, и то, что описано, отличается от классической версии droit du seigneur, поскольку оно предполагает наличие нескольких девственниц. Однако история Сервантеса послужила источником для английской пьесы «Обычаи страны », написанной Джоном Флетчером и Филипом Массинджером и опубликованной в 1647 году. В пьесе есть классическая версия «права первой ночи» с денежной оплатой в качестве альтернативы. . По мнению Ховарта, это говорит о том, что понятие «право сеньора» было знакомо людям того времени, и он восходит к Боэсу. [43]

В наше время Мобуту президент Заира Сесе Секо присвоил себе право сеньора во время путешествий по стране, где местные вожди предлагали ему девственниц. [44]

Северная Америка

[ редактировать ]

Этот термин также использовался для описания сексуальной эксплуатации рабов в Соединенных Штатах . [45]

Еще в 19 веке некоторые курдские вожди в Анатолии насиловали армянских невест в брачную ночь (часть того, что тогда было известно как система хафиров или хафиров ). [46] [47]

На Гавайских островах привилегии вождей часто соблюдались « Сексуальное поведение на Гавайях перед контактом » , согласно книге Милтона Даймонда . [48] Родители молодой девушки отнеслись к этому союзу благосклонно. [49] Это потому, что девушка может зачать ребенка вождя и ей будет разрешено оставить его себе.

Дебаты в 19 и 20 веках

[ редактировать ]

Ученые XIX и XX веков уделяли большое внимание исторической основе «права первой ночи». [ нужны разъяснения ] [34] Историки Дэвид М. Уокер и Гектор МакКечни писали, что это право могло существовать в средневековой Европе. [7] [50] но другие историки [ ВОЗ? ] пришли к выводу, что это миф и что все упоминания о нем относятся к более поздним периодам. [51] [8] Со временем Британская энциклопедия и энциклопедии Ларусса резко изменили свое мнение по этой теме, перейдя от признания к неприятию исторической достоверности идеи. [52] Французский писатель Луи Вейо в 1854 году написал книгу, оспаривающую его существование. [53] После исчерпывающего исторического исследования немецкий юрист Карл Шмидт в 1881 году пришел к выводу, что это научное заблуждение. [34] После Шмидта многие из тех, кто верил в существование этого обычая, основывали свои мнения на антропологических исследованиях племенных обществ, хотя, по мнению У. Д. Ховарта, это был ошибочный аргумент из-за несоответствия между племенными обществами и средневековым европейским обществом. [54]

В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1884 года социалист Фридрих Энгельс утверждал, что это реальность и имеет антропологическое происхождение. [55] В 1910 году кельтский ученый Уитли Стоукс заявил, что существование этой практики в Ирландии «доказано, но не доказано». [56] В 1930 году шотландский ученый-правовед Гектор МакКечни, основываясь на исторических свидетельствах, пришел к выводу, что такая практика существовала в Шотландии в древние времена. [50] Итальянский ученый Паоло Мантегацца в своей книге 1935 года «Сексуальные отношения человечества » сказал, что, хотя это и не закон, это, скорее всего, обязательный обычай. [34]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Произношение: Английский: / ˌ d r w ʌ s d ə ɛ n ˈ j ɜːr / DRWUH is sen- ЮР , США также / ˌ d r w ɑː d ə s n ˈ j ɜːr / DRWAH dəsayn- ЮР , Французский: [dʁwa dy sɛɲœʁ] .
  2. ^ Английский: / ʌ s ˌ p r m i ˈ n ɒ k t ɪ s / juss PRY -mee NOK -tiss , Классическая латынь : [juːs ˈpriːmae̯ ˈnɔktɪs] .
  3. ^ Псевдо-латынь, очевидно, означает «первая ночь», точнее prima nox или nox prima . Псевдолатинское выражение было популяризировано благодаря фильму «Храброе сердце» .
  1. ^ «право первой ночи» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Митчелл, Стивен (2006). Гильгамеш: Новая английская версия . Нью-Йорк: Свободная пресса . стр. 72 . ISBN  978-0-7432-6164-7 .
  3. Геродот, iv.168 ( текст в Wikisource)
  4. ^ Фон Вакано, Отто-Вильгельм, Этруски в древнем мире , 164 ( Издательство Индианского университета ) ( ISBN   0253200814 ).
  5. ^ «Кетубот 3б:1» . www.sefaria.org . Проверено 9 июля 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Jus primae noctis как проявление мужской силы: обзор исторических источников с эволюционной интерпретацией. Архивировано 18 сентября 2018 г. в Wayback Machine Йоргом Веттлауфером - Эволюция и поведение человека, Том 21, № 2 (2000): 111-123. . См. также: Йорг Веттлауфер. Магистерский закон первой ночи, брак, правило и брачный интерес в средние века и раннее Новое время. История кампуса Исследования, Том 27, 1999, стр. 150-161 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уокер 1988 , с. 328.
  8. ^ Jump up to: а б «Право господина» . Проверено 11 июля 2019 г.
  9. ^ Ховарт 1971 , стр. 301–302.
  10. ^ Томас Кинселла , The Táin , Oxford University Press, 1969, ISBN   0-19-281090-1 , стр. 25–39.
  11. ^ Буллоу 1991 , стр. 164–165.
  12. ^ Буро 1998 , стр. 239.
  13. ^ Тиллман, Хойт Кливленд (1995). Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х. (ред.). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин (иллюстрированное издание). СУНИ Пресс. п. 27. ISBN  0791422739 .
  14. ^ Франке, Герберт (1983). «ПЯТЬ Сунских посольств: некоторые общие наблюдения» . В Россаби, Морис (ред.). Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века (иллюстрированное изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520043839 .
  15. ^ Франке, Герберт (1981). Дипломатические миссии государства Сун 960-1276 гг . Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 13. ISBN  0909879141 .
  16. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  17. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  18. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  19. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  20. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 42. ИСБН  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  21. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 42. ИСБН  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  22. ^ Шекспир, Уильям. Генрих VI, Часть 2 . п. Акт IV, сцена VII.
  23. ^ Буро 1998 , стр. 266.
  24. ^ Ховарт 1971 , стр. 299–300.
  25. ^ Ховарт 1971 , с. 300.
  26. ^ Ховарт 1971 , стр. 302, 310.
  27. ^ Буро 1998 , стр. 203.
  28. ^ Ховарт 1971 , с. 301.
  29. ^ Ховарт 1971 , с. 302.
  30. ^ Буро 1998 , стр. 41.
  31. ^ Вольтер (2002). Право господина, или ловушка мудрых: Комедия, 1762-1779 . ISBN  2-911825-04-7 .
  32. ^ Ховарт 1971 , с. 304.
  33. ^ Перикар-Меа, Дениз (2005). Средневековье . Издания Жан-Поль Жиссеро. п. 90. ИСБН  9782877478236 .
  34. ^ Jump up to: а б с д и Буллоу 1991 , с. 163.
  35. ^ Буро 1998 , стр. 19–20.
  36. ^ Jump up to: а б Буро 1998 , стр. 17–18.
  37. ^ Ховарт 1971 , с. 298.
  38. ^ Буро 1998 , стр. 17.
  39. ^ Комментарии к законам Англии , том 1, книга 1, глава 6, с. 83 .
  40. ^ Ховарт 1971 , стр. 305–306, 310.
  41. ^ МакКечни 1930 , стр. 309–310.
  42. ^ Ховарт 1971 , с. 299.
  43. ^ Ховарт 1971 , стр. 296–298.
  44. ^ Дэвид ван Рейбрук (2012). Конго: Эпическая история народа . ХарперКоллинз . п. 384ф. ISBN  978-0-06-220011-2 .
  45. ^ Моррисон, Тони (2017). Происхождение других . Издательство Гарвардского университета . п. 9. ISBN  978-0-674-97645-0 .
  46. ^ Барсумян, Акоп. « Восточный вопрос и эпоха Танзимата » в книге «Армянский народ от древности до современности», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века , изд. Ричард Г. Ованнисян . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, с. 200. ISBN   0-312-10168-6 .
  47. ^ Астурян, Степан. «Молчание земли: аграрные отношения, этническая принадлежность и власть», в книге «Вопрос геноцида: армяне и турки в конце Османской империи» , ред. Р.Г. Суни , Фатма Мюге Гёчек и Норман Наймарк . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2011, стр. 60.
  48. ^ (Revista Española del Pacifico. 2004. 16: 37-58)
  49. ^ (Пукуи, Хертиг и Ли, 1972, стр. 91; Салинс, 1985, стр. 24)
  50. ^ Jump up to: а б МакКечни 1930 , стр. 310–311.
  51. ^ Ховарт 1971 , стр. 311–312.
  52. ^ Ховарт 1971 , стр. 292–293.
  53. ^ Ховарт 1971 , стр. 308–309.
  54. ^ Ховарт 1971 , стр. 293–295.
  55. ^ Фридрих Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства , 1884, стр. 28, 72-73.
  56. ^ Стоукс, Уитли. «Весть о Конхобаре Мак-Нессе». Эриу, том. 4, 1910, стр. 18–38.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a6501ad1367f411d65fae0ffa69a321__1721376600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/21/7a6501ad1367f411d65fae0ffa69a321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Droit du seigneur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)