Право господина
Часть серии о |
Насилие в отношении женщин |
---|
Убийство |
Сексуальное насилие и изнасилование |
обезображивание |
Другие вопросы |
|
Международно-правовая база |
Связанные темы |
Право господина [а] («право господина»), также известное как jus primae noctis [б] («право первой ночи»), иногда называемое prima nocta. [с] , было предполагаемым законным правом в средневековой Европе , позволяющим феодалам вступать в сексуальные отношения с любой женщиной, особенно в ее брачную ночь.
На протяжении веков существует множество упоминаний об этом обычае.
Терминология
[ редактировать ]Французское выражение droit du seigneur переводится как «право господина», но в современном французском языке предпочтение отдается droit de jambage ( Французский: [dʁwa d(ə) ʒɑ̃baʒ] , от Bande , «нога») или, чаще, Droit de cuissage ( Французский: [dʁwa d(ə) kɥisaʒ] , от cuisse — «бедро»). [ нужна ссылка ]
Этот термин часто используется как синоним jus prima noctis . [1] На латыни «право первой ночи».
Древние времена
[ редактировать ]В « Эпосе о Гильгамеше » Гильгамеш описывается как практиковавший подобный обычай: «Он царь, он делает все, что хочет… забирает девушку у ее матери и использует ее, дочь воина, невесту юноши». [2] Его первая встреча со своим другом Энкиду — это попытка одного из таких действий, в которой Энкиду удается остановить его в великом состязании сил между двумя чемпионами.
Греческий историк Геродот упоминает аналогичный обычай у адирмахидов в древней Ливии : «Они также являются единственным племенем, у которого существует обычай приводить всех женщин в невесты перед царем, чтобы он мог выбрать ту, которая ему приятна. " [3]
Когда плебеи этрусского н города Вольсинии восстали против аристократов в 280 году до . до смерти». [4]
Это также упоминается в Вавилонском Талмуде , Трактате Кетубот 3b תיבעל להגמון (тибаэль легегмон), относительно указа, наложенного на еврейскую общину сирийско-греческим правителем, согласно которому всех еврейских невест забирали перед свадьбой. [5]
Средний возраст
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]Средневековый брачный штраф или мерше иногда интерпретировался как плата за права сеньора . отказ от [6] Альтернативно это интерпретировалось как компенсация господину за то, что молодые женщины покинули его земли. [7] Британская энциклопедия утверждает, что данные указывают на то, что это был денежный налог, связанный с вассальными браками, поскольку значительное количество сеньорических прав вращалось вокруг брака. [8]
Подобная выплата церковным властям также была истолкована как относящаяся к праву сеньора . Однако, по мнению британского ученого У. Д. Ховарта, католическая церковь иногда запрещала заключение брака в первую ночь. Плата была за разрешение церкви отменить этот запрет. [9]
Во время ухаживания за Эмер в ирландской мифологии король Конхобар имеет право сеньора на все браки своих подданных. Он боится реакции Кухулина, если он воспользуется ею в этом случае, но в равной степени боится потерять свой авторитет, если он этого не сделает. Друид . Катбад предлагает решение: Конхобар спит с Эмер в ночь свадьбы, но Катбад спит между ними [10]
В биографии Жеральда Орийакского, написанной Одо Клюни (879–942), рассказывается о молодом дворянине, который требовал изнасиловать предотвратил этот поступок одного из своих крепостных, но чудом , отправив Джеральда на путь к святости. Американский историк Верн Буллоу предположил, что это иллюстрирует то, что такое поведение было обычным явлением в тот период, и что «легенда [о праве сеньора ] отражала реальность». [11]
Во французской эпической поэме XIV века «Бодуэн де Себурк » тиранический лорд претендует на право первой ночи, если он не получит часть приданого невесты. [6]
Предполагаемое право было отменено Фердинандом II Арагонским в статье 9 Арбитражного решения Гуадалупе в 1486 году. [12]
Китай
[ редактировать ]Обрезание
[ редактировать ]До того, как чжурчжэни свергли своих киданейских правителей, замужние чжурчжэньские женщины и чжурчжэньские девушки были изнасилованы киданьскими посланниками династии Ляо по обычаю, который вызывал негодование чжурчжэней против киданей. [13] Чжурчжэньские хозяева угощали посланников Ляо-киданей среди чжурчжэней гостеприимными проститутками. Незамужние чжурчжэньские девушки и их семьи принимали у себя посланников Ляо, которые занимались с девушками сексом. Посланников песни среди цзинь аналогичным образом развлекали поющие девушки в Гиде, Хэнань. [14] [15]
Хотя кидани Ляо имели превосходящую власть над чжурчжэнями, когда правили ими, нет никаких свидетельств того, что чжурчжэни ненавидели или возмущались гостевой проституцией незамужних чжурчжэньских девушек перед мужчинами-киданями. И только когда кидани Ляо заставили аристократические семьи чжурчжэней отдать своих красивых жен в качестве приглашенных проституток посланникам киданей Ляо, это вызвало негодование и гнев чжурчжэней.
Историк предположил, что это могло означать, что в высших классах чжурчжэней только муж имел право на свою замужнюю жену, в то время как среди чжурчжэней низшего класса девственность незамужних девушек и сон с мужчинами-ляо-киданями не имели значения и не препятствовали их способности женюсь позже. [16] [17]
Сексуальные привычки и нравы чжурчжэней казались ханьским китайцам распущенными , например, женитьба на зяте, что считалось одним из « десяти тяжких преступлений » Китая. Чжурчжэни очень часто практиковали гостевую проституцию, предоставляя гостям спутниц, еду и кров. Незамужние дочери чжурчжэньских семей низшего и среднего классов в родных чжурчжэньских деревнях были предоставлены посланникам Ляо-киданей для полового акта, как записано Хун Хао (Хун Хао). [18] [19]
Марко Поло также сообщил, что в Хами (Камуль) практиковалась гостевая проституция, когда хозяева отдавали своих родственниц, сестер, дочерей и жен гостям в своем доме. Тангуты практиковали эту гостевую проституцию. [20] [21]
Более поздние ссылки
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]Англия
[ редактировать ]В пьесе Шекспира «Генрих VI, часть 2 » ( около 1591 г. ) мятежник Джек Кейд провозглашает: «Нет девицы, которая выйдет замуж, но она отдаст мне свою девственность, прежде чем она у них появится». [22] По мнению французского ученого Алена Буро, Кейд требовал уплаты купона , а не права первой ночи. [23] но другие не согласны. [24]
Английский лексикограф Томас Блаунт записал «право» как средневековый обычай некоторых английских поместий в «Фрагменте антикитатис» в 1679 году. [25]
В книге «Литературные курьезы» (1823 г.) британского писателя Исаака Д'Израэли говорится, что эта практика широко распространена по всей Европе. [26]
Франция
[ редактировать ]Это право было упомянуто в 1556 году в Recueil d'arrêts notables des cours souveraines de France французского юриста и писателя Жана Папона . [27] Французский писатель Антуан дю Вердье также прокомментировал это в 1577 году. [28]
Французский философ Монтескье упомянул эту практику в «Духе законов» (1748 г.), заявив, что она применялась во Франции в течение трех ночей. [29]
Вольтер упомянул эту практику в своем «Философском словаре» , опубликованном в 1764 году. [30] Он написал пятиактную комедию « Право Господне , или Ловушка мудреца» . [31] в 1762 году, хотя исполнялось оно только в 1779 году, после его смерти. В этой пьесе впервые был использован термин « право сеньора» . [32]
Во Франции 19-го века ряд писателей делали и другие заявления о предполагаемой власти повелителей во время Ancien Régime , такие как droit de ravage (право на опустошение; предоставление сеньору права опустошать поля его собственных владений). и droit de prélassement (право бездельничать; говорили, что сеньор имел право выпотрошить своих крепостных, чтобы согреть ноги). [33]
Священная Римская империя
[ редактировать ]В Моцарта опере «Женитьба Фигаро» , премьера которой состоялась в 1786 году на либретто Лоренцо да Понте , комический сюжет вращается вокруг успешных усилий молодых жениха и невесты, Сюзанны и Фигаро, помешать попыткам неверного графа Альмавивы соблазнить Сюзанну. Чтобы достичь своей цели, разочарованный граф угрожает восстановить право сеньора . Он был основан на одноименной пьесе Бомарше Пьера . [34]
Нидерланды
[ редактировать ]Acta Sanctorum («Деяния святых»), опубликованные с 1643 года, упоминают jus primæ noctis в житиях святой Маргариты и святого Фораннана . [35]
Шотландия
[ редактировать ]В 1527 году шотландский историк Гектор Боэс писал, что «правые» существовали в Шотландии до тех пор, пока не были отменены Малкольмом III ( годы правления 1058–1093) под влиянием его жены Маргариты (позже святой Маргариты Шотландской ). оплата торговли . Вместо него была установлена [36] [7] Боэс приписывал закон легендарному королю Юэну или Эвену III. [37] Современный французский ученый Ален Буро говорит, что Боэс, вероятно, выдумал короля Юэна, но он рассматривает это как мифологию, а не как полемику против средневекового варварства. [36]
Другие шотландские ученые того времени с одобрением цитировали Боэса, в том числе Джона Лесли (1578 г.), Джорджа Бьюкенена (1582 г.) и Хаббакука Биссета (1626 г.). [7] [38] Историческое существование этого обычая в Шотландии также было признано в шотландских юридических трудах, таких как Джеймса Бальфура ( «Практики» около 1579 г. ), Джона Скина ( «De Verborum» 1597 г.) и » Томаса Крейга ( «Jus Feudale 1603 г.). [7] Английский ученый Генри Спелман заявил в своем словаре (1664 г.), что этот обычай существовал в Шотландии, но не в Англии. [7] Английский юрист Уильям Блэкстоун процитировал заявление Боэса в своих «Комментариях к законам Англии» (1765–1769), отметив при этом, что этот обычай никогда не существовал в Англии. [39] В 1776 году шотландский юрист Дэвид Дэлримпл оспорил существование этого обычая, утверждая, что рассказ Боэса был чисто легендарным, но его позиция часто рассматривалась как основанная на шотландском патриотизме . [40] Однако, по словам шотландского ученого-юриста Дэвида Максвелла Уокера , были зафиксированы случаи, когда право первой ночи требовалось вплоть до 18 века. [7] [41] Уокер пришел к выводу, что, возможно, закон существовал как обычай в Шотландии, зависящий от отношения короля, и дольше сохранялся в отдаленных регионах. [7]
После своего путешествия по Шотландии в 1773 году Сэмюэл Джонсон и Джеймс Босуэлл задокументировали обычай оплаты товаров, связав его с «правом первой ночи». Они провели параллель с этим обычаем Городского английского языка , предполагая, что английский обычай отдавал предпочтение младшему сыну, поскольку отцовство старшего сына было сомнительным. [42] Сэр Вальтер Скотт упомянул этот обычай в своем историческом шотландском романе « Прекрасная дева из Перта» (1828). [34]
Испания
[ редактировать ]В испанском романе Los trabajos de Persiles y Sigismunda («Труды Персилеса и Сигизмунды», 1617) Мигеля де Сервантеса есть эпизод, в котором жених и невеста избегают варварского брачного обычая в Ирландии. По словам британского ученого У. Д. Ховарта, Сервантес был вдохновлен перуанскими свадебными церемониями, и то, что описано, отличается от классической версии droit du seigneur, поскольку оно предполагает наличие нескольких девственниц. Однако история Сервантеса послужила источником для английской пьесы «Обычаи страны », написанной Джоном Флетчером и Филипом Массинджером и опубликованной в 1647 году. В пьесе есть классическая версия «права первой ночи» с денежной оплатой в качестве альтернативы. . По мнению Ховарта, это говорит о том, что понятие «право сеньора» было знакомо людям того времени, и он восходит к Боэсу. [43]
Африка
[ редактировать ]В наше время Мобуту президент Заира Сесе Секо присвоил себе право сеньора во время путешествий по стране, где местные вожди предлагали ему девственниц. [44]
Северная Америка
[ редактировать ]Этот термин также использовался для описания сексуальной эксплуатации рабов в Соединенных Штатах . [45]
Азия
[ редактировать ]Еще в 19 веке некоторые курдские вожди в Анатолии насиловали армянских невест в брачную ночь (часть того, что тогда было известно как система хафиров или хафиров ). [46] [47]
Океания
[ редактировать ]На Гавайских островах привилегии вождей часто соблюдались « Сексуальное поведение на Гавайях перед контактом » , согласно книге Милтона Даймонда . [48] Родители молодой девушки отнеслись к этому союзу благосклонно. [49] Это потому, что девушка может зачать ребенка вождя и ей будет разрешено оставить его себе.
Дебаты в 19 и 20 веках
[ редактировать ]Ученые XIX и XX веков уделяли большое внимание исторической основе «права первой ночи». [ нужны разъяснения ] [34] Историки Дэвид М. Уокер и Гектор МакКечни писали, что это право могло существовать в средневековой Европе. [7] [50] но другие историки [ ВОЗ? ] пришли к выводу, что это миф и что все упоминания о нем относятся к более поздним периодам. [51] [8] Со временем Британская энциклопедия и энциклопедии Ларусса резко изменили свое мнение по этой теме, перейдя от признания к неприятию исторической достоверности идеи. [52] Французский писатель Луи Вейо в 1854 году написал книгу, оспаривающую его существование. [53] После исчерпывающего исторического исследования немецкий юрист Карл Шмидт в 1881 году пришел к выводу, что это научное заблуждение. [34] После Шмидта многие из тех, кто верил в существование этого обычая, основывали свои мнения на антропологических исследованиях племенных обществ, хотя, по мнению У. Д. Ховарта, это был ошибочный аргумент из-за несоответствия между племенными обществами и средневековым европейским обществом. [54]
В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1884 года социалист Фридрих Энгельс утверждал, что это реальность и имеет антропологическое происхождение. [55] В 1910 году кельтский ученый Уитли Стоукс заявил, что существование этой практики в Ирландии «доказано, но не доказано». [56] В 1930 году шотландский ученый-правовед Гектор МакКечни, основываясь на исторических свидетельствах, пришел к выводу, что такая практика существовала в Шотландии в древние времена. [50] Итальянский ученый Паоло Мантегацца в своей книге 1935 года «Сексуальные отношения человечества » сказал, что, хотя это и не закон, это, скорее всего, обязательный обычай. [34]
См. также
[ редактировать ]- Чайлдвайт
- рогоносец
- Событие отсутствия отцовства
- Королевский ублюдок
- Миф об очищении девственностью — вера в то, что секс с девственной девушкой может вылечить определенные болезни (в частности, СПИД ) или иным образом передать мужчине силу.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Произношение: Английский: / ˌ d r w ʌ s d ə ɛ n ˈ j ɜːr / DRWUH is sen- ЮР , США также / ˌ d r w ɑː d ə s eɪ n ˈ j ɜːr / DRWAH dəsayn- ЮР , Французский: [dʁwa dy sɛɲœʁ] .
- ^ Английский: / dʒ ʌ s ˌ p r aɪ m i ˈ n ɒ k t ɪ s / juss PRY -mee NOK -tiss , Классическая латынь : [juːs ˈpriːmae̯ ˈnɔktɪs] .
- ^ Псевдо-латынь, очевидно, означает «первая ночь», точнее prima nox или nox prima . Псевдолатинское выражение было популяризировано благодаря фильму «Храброе сердце» .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «право первой ночи» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Митчелл, Стивен (2006). Гильгамеш: Новая английская версия . Нью-Йорк: Свободная пресса . стр. 72 . ISBN 978-0-7432-6164-7 .
- ↑ Геродот, iv.168 ( текст в Wikisource)
- ^ Фон Вакано, Отто-Вильгельм, Этруски в древнем мире , 164 ( Издательство Индианского университета ) ( ISBN 0253200814 ).
- ^ «Кетубот 3б:1» . www.sefaria.org . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Jus primae noctis как проявление мужской силы: обзор исторических источников с эволюционной интерпретацией. Архивировано 18 сентября 2018 г. в Wayback Machine Йоргом Веттлауфером - Эволюция и поведение человека, Том 21, № 2 (2000): 111-123. . См. также: Йорг Веттлауфер. Магистерский закон первой ночи, брак, правило и брачный интерес в средние века и раннее Новое время. История кампуса Исследования, Том 27, 1999, стр. 150-161 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уокер 1988 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б «Право господина» . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 301–302.
- ^ Томас Кинселла , The Táin , Oxford University Press, 1969, ISBN 0-19-281090-1 , стр. 25–39.
- ^ Буллоу 1991 , стр. 164–165.
- ^ Буро 1998 , стр. 239.
- ^ Тиллман, Хойт Кливленд (1995). Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х. (ред.). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин (иллюстрированное издание). СУНИ Пресс. п. 27. ISBN 0791422739 .
- ^ Франке, Герберт (1983). «ПЯТЬ Сунских посольств: некоторые общие наблюдения» . В Россаби, Морис (ред.). Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века (иллюстрированное изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520043839 .
- ^ Франке, Герберт (1981). Дипломатические миссии государства Сун 960-1276 гг . Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 13. ISBN 0909879141 .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 42. ИСБН 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Том 36 Венецианской цивилизации: Исследования. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 42. ИСБН 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Шекспир, Уильям. Генрих VI, Часть 2 . п. Акт IV, сцена VII.
- ^ Буро 1998 , стр. 266.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 299–300.
- ^ Ховарт 1971 , с. 300.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 302, 310.
- ^ Буро 1998 , стр. 203.
- ^ Ховарт 1971 , с. 301.
- ^ Ховарт 1971 , с. 302.
- ^ Буро 1998 , стр. 41.
- ^ Вольтер (2002). Право господина, или ловушка мудрых: Комедия, 1762-1779 . ISBN 2-911825-04-7 .
- ^ Ховарт 1971 , с. 304.
- ^ Перикар-Меа, Дениз (2005). Средневековье . Издания Жан-Поль Жиссеро. п. 90. ИСБН 9782877478236 .
- ^ Jump up to: а б с д и Буллоу 1991 , с. 163.
- ^ Буро 1998 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Буро 1998 , стр. 17–18.
- ^ Ховарт 1971 , с. 298.
- ^ Буро 1998 , стр. 17.
- ^ Комментарии к законам Англии , том 1, книга 1, глава 6, с. 83 .
- ^ Ховарт 1971 , стр. 305–306, 310.
- ^ МакКечни 1930 , стр. 309–310.
- ^ Ховарт 1971 , с. 299.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 296–298.
- ^ Дэвид ван Рейбрук (2012). Конго: Эпическая история народа . ХарперКоллинз . п. 384ф. ISBN 978-0-06-220011-2 .
- ^ Моррисон, Тони (2017). Происхождение других . Издательство Гарвардского университета . п. 9. ISBN 978-0-674-97645-0 .
- ^ Барсумян, Акоп. « Восточный вопрос и эпоха Танзимата » в книге «Армянский народ от древности до современности», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века , изд. Ричард Г. Ованнисян . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, с. 200. ISBN 0-312-10168-6 .
- ^ Астурян, Степан. «Молчание земли: аграрные отношения, этническая принадлежность и власть», в книге «Вопрос геноцида: армяне и турки в конце Османской империи» , ред. Р.Г. Суни , Фатма Мюге Гёчек и Норман Наймарк . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2011, стр. 60.
- ^ (Revista Española del Pacifico. 2004. 16: 37-58)
- ^ (Пукуи, Хертиг и Ли, 1972, стр. 91; Салинс, 1985, стр. 24)
- ^ Jump up to: а б МакКечни 1930 , стр. 310–311.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 311–312.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 292–293.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 308–309.
- ^ Ховарт 1971 , стр. 293–295.
- ^ Фридрих Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства , 1884, стр. 28, 72-73.
- ^ Стоукс, Уитли. «Весть о Конхобаре Мак-Нессе». Эриу, том. 4, 1910, стр. 18–38.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Буро, Ален (1998) [1995]. Первая ночь Господня: миф о праве Кюиссажа . Перевод Кокрейна, Лидия Г. Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-06743-8 . OCLC 901480901 . Перевод: Право на приготовление пищи: создание мифа (13–20 века) , Альбин Мишель.
- Буллоу, Верн Л. (1991). «Jus Primae Noctis или Droit du Seigneur». Журнал сексуальных исследований . 28 (2): 163–166. дои : 10.1080/00224499109551602 .
- Эванс, Хилари (1979). Проститутки, шлюхи и проститутки: история проституции . Нью-Йорк: Паб Taplinger. компании ISBN 9780800821197 .
- Ховарт, WD (1971). « Право сеньора»: факт или фантазия». Журнал европейских исследований . 1 (4): 291–312.
- МакКечни, Гектор (1930). «Jus Primae Noctis». Юридический обзор . 42 : 303–311.
- Шмидт-Бляйбтрой, Герман Фридрих Вильгельм (1988). Jus Primae Noctis в конфликте мнений . Бонн: Рёршайд.
- Утц, Ричард (2005). « «Mes сувениры sont peut-être reconstuits»: средневековые исследования, средневековье, а также научные и популярные воспоминания о «праве первой ночи Господней» » . Филология в сети . 31 : 49–59.
- Уокер, Дэвид М. (1988). Правовая история Шотландии, том. 1 . Эдинбург: Т&Т Кларк. ISBN 0414008162 .
- Веттлауфер, Йорг (2000). « Jus priae noctis как проявление мужской силы: обзор исторических источников с эволюционной интерпретацией». Эволюция и поведение человека . 21 (2): 111–123. дои : 10.1016/S1090-5138(99)00032-X . ПМИД 10785347 .