Испанское завоевание Новой Гранады
Испанское завоевание Новой Гранады относится к завоеванию испанской монархией народов , говорящих на языке чибча , в современной Колумбии и Панаме , в основном Муиска и Тайрона , населявших современную Колумбию , что положило начало испанской колонизации Америки . [3] По оценкам, в результате испанского завоевания погибло от 5 до 8 миллионов человек либо от болезней, либо от прямого конфликта, это примерно 80-90% доколумбового населения Колумбии. [4] [5]
Доколумбовый период [ править ]
Первыми жителями Колумбии были мигрирующие представители мезоамериканцев , обосновавшиеся на территории ок. 1200 г. до н.э., за которым последовали еще две волны ок. 500 г. до н.э., а третий - между 400 и 300 г. до н.э. группа араваков, пришедших с юга Южной Америки Позже в этом районе появилась , и третья волна мигрирующих групп, враждующие карибы, обосновались в нижних землях и вытеснили мезоамериканцев в горы. Южные районы современной Колумбии также входили в состав Империи инков . [6]
На момент прибытия испанцев существовало два основных племени, которые были социально и экономически развиты: муиска и тайрона . Оба принадлежали к народу чибчан.
К 16 веку чибчи были разделены на две основные группы: муиска, расположенные на плато Кундинамарка и Бояка, и тайрона, поселившиеся вдоль северного отрога Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на территории современной Магдалены. Департаменты Сезар и Ла-Гуахира.
Испанское завоевание [ править ]
Эту территорию впервые увидел испанский исследователь Алонсо де Охеда в 1499 году. [7] хотя он так и не приземлился. Некоторое время спустя Хуан де ла Коса , другой испанский исследователь, высадился на месте, которое сегодня называется Кабо-де-ла-Вела (Парусный мыс) на полуострове Гуахира . [8]
В 1502 году на другом побережье современной Колумбии, недалеко от залива Ураба , испанские исследователи под предводительством Васко Нуньеса де Бальбоа исследовали и завоевали территорию возле реки Атрато . Там они основали Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (ок. 1509 г.) и ныне исчезнувший город Сан-Себастьян-де-Ураба (ок. 1508–1510 гг.), первые два европейских поселения на материковой части Америки . [9]
был основан город Санта-Марта 29 июля 1525 года на северном побережье Колумбии испанским завоевателем Родриго де Бастидасом .
В апреле 1536 года испанский конкистадор Гонсало Хименес де Кесада возглавил основную экспедицию в сердце Анд , где Конфедерация Муиска располагалась , с примерно 800 испанскими солдатами и 85 лошадьми. В районе поселений Суэска и Немокон экспедиция де Кесада столкнулась с первой попыткой активного сопротивления Муиски в марте 1537 года: Muisca zipa Tisquesusa предприняла неудачную попытку вытеснить захватчиков, которые затем впервые продемонстрировали свое превосходное вооружение.
В апреле того же года Де Кесада постоянно подвергался нападениям со стороны подданных Тискесузы в саванне Боготы , но сумел воспользоваться соперничеством между различными вождями коренных народов, чтобы ослабить власть зипы Бакаты . Касики были одними из первых , Чиа кто подчинился испанцам и сотрудничал с ними, в то время как жители Тискесусы терпели поражение за поражением и не смогли противостоять испанцам, у которых и Суба были лошади, собаки и огнестрельное оружие, а не примитивное деревянное оружие: копья, клюшки и дартс, бросаемые с помощью челноков. Тискесуза продолжал преследовать и нападать на испанцев, но в какой-то малоизвестной стычке в конце 1537 года он погиб, причем испанцы сразу не узнали и ничего не узнали о его сокровищах. [10]
Преемник Тискесузы, его племянник Сагипа (также называемый Сакесазипа), вскоре подчинился конкистадорам. Вскоре отношения между испанцами и Сагипа испортились. Желающие найти потерянное сокровище зипы схватили Сагипу и предали суду, обвинив его в восстании против испанцев и отказавшись раскрыть место, где было спрятано сказочное сокровище.
Тундама был еще одним касиком , который, казалось, был готов к бою. Этот воинственный вождь созвал своих подданных и попросил помощи у соседних касиков из Серинсы, поэтому, когда прибыл Эрнан Перес де Кесада , брат Гонсало, он обнаружил наиболее упорядоченные войска и более воинственный вид, чем здесь, среди Муиски, построенный ступенями в разных телах, все украшены перьями разного цвета. В этой битве, названной Битвой при Бонзе, местные силы оказали отчаянное сопротивление. Эрнан де Кесада рисковал расстаться с жизнью, упав с лошади среди врагов, но в конце концов сломил коренное население и растоптал его лошадьми, обагрив болота Бонсы кровью туземцев. [11]
Наконец, 6 августа 1538 года город Богота (первоначально называвшийся Санта-Фе-де-Богота ) был основан на руинах первоначальной южной столицы Муиски Бакаты.
Чибча Изолированная
Дораск [ править ]
Вайми [ править ]
Нгебе [ править ]
Нгабе или гуайми — коренная группа, проживающая в основном на территории комарки Нгабе-Бугли в западнопанамских провинциях Верагуас , Чирики и Бокас -дель-Торо . Нгабе также имеют пять территорий коренных народов на юго-западе Коста-Рики площадью 23 600 гектаров: Кото Брус, Аброхос Монтесума, Конте Бурика, Альтос-де-Сан-Антонио и Гуайми-де-Оса. [12] Сегодня на языке нгэбере говорят около 200 000–250 000 человек.
Гуайми — устаревшее название, происходящее от буглере термина, обозначающего их ( гуаймири ). Местные газеты и другие средства массовой информации часто альтернативно пишут имя Нгабе как Нгобе или Нгобе, потому что испанский язык не содержит звука, представленного ä , нижней частью спины, закругленной a , немного выше, чем английское aw в слове увидел , и носители испанского языка слышат ä как либо о или а . Нгабе означает людей на их родном языке – Нгабере . Значительное количество нгабе мигрировали в Коста-Рику в поисках работы на кофейных фермах . Нгабере и буглере — отдельные языки языковой семьи чибчан . Они взаимно непонятны.
Введите [ изменить
Народ Бокота, также известный как Богота, [13] или Буглере — этническая группа американских индейцев в Панаме . Они живут в Бокас-дель-Торо и к северу от Верагуаса . [14] Индейцы Бокота живут в том же регионе, что и индейцы Терибе или Насо.
По состоянию на 2000 год в Панаме проживало 993 человека из Боготы. Это самое маленькое племя Панамы, живущее на западе страны. [14]
Арвако-Чимила [ править ]
Тайрон [ править ]
- Главные исследователи и конкистадоры
- Родриго де Бастидас (1524–25), Хуан де Сеспедес (1524–29, 1543–46)
- Амброзиус Эхингер (1529–1533 гг.)
- Гонсало Хименес де Кесада , Эрнан Перес де Кесада , еще 800 (1536)
- Педро де Урсуа (1545–61)
Тайроны населяют северную и центральную части изолированного горного хребта Сьерра -Невада-де-Санта-Марта . Тайрона была разделена на две группы: прибрежная Тайрона у Карибского моря и горная Тайрона в высокогорных облачных лесах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Низинная Тайрона ловила рыбу и производила соль, которую они обменивали на хлопчатобумажную ткань и одеяла с андской цивилизацией Муиска, Гуане и Чимила и другими соседними группами. Обе популяции Тайроны жили в многочисленных небольших и хорошо организованных городках, соединенных каменными дорогами.
Канкуамо [ править ]
Из четырех групп коренного населения, проживающих в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта , канкуамо меньше всех контактируют и до сих пор сохранили свою независимость.
Коги [ править ]
Аруако [ править ]
Аруако живут в верхних долинах рек Пьедрас , Сан-Себастьян , Чичикуа , Аригуани и Гуатапури , на территории коренного населения в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Их традиционная территория до испанской колонизации была больше, чем сегодняшние границы, исключающие многие из их священных мест, которые они продолжают посещать сегодня, чтобы совершать подношения. Эти потерянные территории представляют собой нижние части у ступеней гор, потерянные в результате колонизации и земледелия.
Чимила [ править ]
- Главные исследователи и конкистадоры
- Амброзиус Эхингер (1529–1533 гг.)
- Гонсало Хименес де Кесада , Эрнан Перес де Кесада и другие (1536 г.)
Читаро [ править ]
- Главные исследователи и конкистадоры
- Амброзиус Эхингер (1529–1533 гг.)
- Георг фон Шпейер (1535–38), Николаус Федерманн , Мигель Ольгин и Фигероа (1535–39)
- Эрнан Перес де Кесада (1541 г.)
- Хуан Мальдонадо (1543–72)
- Педро де Урсуа (1545–61)
Колумбийский [ править ]
Куна [ править ]
- Главные исследователи и конкистадоры
- Колумб (1502 г.)
- Алонсо де Эредиа , Франсиско Писарро (1509–10)
- Васко Нуньес де Бальбоа , Франсиско Писарро, Педро Ариас Давила (1513)
- Франсиско Писарро, Паскуаль де Андагоя , Диего де Альмагро , Бартоломе Руис (1515–29)
Нутабе [15] [ редактировать ]
- Главные конкистадоры
- Хуан де Ампудиа (1535–41), Хорхе Робледо (1535–46)
- Гаспар де Родас (1539–1581 гг.)
Нутабе торговали с соседними племенами, для чего использовали стратегический мост через реку Сан-Андреас.
Их общество было организовано в виде небольших наследственных вождеств, индивидуально разрозненных и лишенных какой-либо центральной власти. Однако, столкнувшись с испанским завоеванием (и в других ситуациях в целом), эти племена работали вместе в конфедерациях. В основном мирная группа, когда прибыли испанские конкистадоры, они защищали свои территории. Когда прибыли испанцы, руководство племенем осуществлял касик по имени Гуаркама .
Motilon [ edit ]
- Главные конкистадоры
- Амброзиус Эхингер (1529–1533 гг.)
- Георг фон Шпейер (1535–38), Николаус Федерманн , Мигель Ольгин и Фигероа (1535–39)
У'ва [ править
- Главные конкистадоры
- Николаус Федерманн , Мигель Ольгин и Фигероа (1535–39)
Трус [ править ]
- Главные конкистадоры
- Николаус Федерманн , Мигель Ольгин и Фигероа (1535–39)
- Эрнан Перес де Кесада (1541 г.)
- солдат Ласаро Фонте
Урегулирование | Отделение | Год исследования | Примечания) | Карта |
---|---|---|---|---|
Иерихон | Бояка | 1541 | [16] | |
Ара | Бояка | 1541 | [17] | |
Искры | Бояка | 1541 | [18] | |
Садиться | Бояка | 1541 | [17] | |
Панкеба | Бояка | 1541 | [17] | |
Гикан | Бояка | 1541 | [19] | |
Кокуй | Бояка | 1541 | [17] [20] |
Гуане [ править ]
- Главный конкистадор Мартин Галеано
Имя смелый основан | Отделение | Дата | Год | Примечания) | Карта |
---|---|---|---|---|---|
Велес | Сантандер | 14 сентября | 1539 | [21] | |
Ойба | Сантандер | 28 февраля | 1540 | [22] | |
Чарала | Сантандер | 23 июля | 1540 | [23] | |
Симакота | Сантандер | 1551 |
Muisca[editМуиска
февраль 1537 г. | Первый контакт @ Чипата | |||
март-апрель 1537 г. | Экспедиция в Конфедерацию Муиска | |||
20 апреля 1537 г. | Завоевание Фунзы на зипе Тискесуса | |||
май-август 1537 г. | Экспедиция и завоевание долины Тенза | |||
20 августа 1537 г. | Завоевание Хунзы , заке Кемуэнчаточа | |||
Начало сентября 1537 г. | Завоевание Сугамукси , гнев Сугамукси | |||
Октябрь 1537 г. - февраль 1538 г. | Другие фонды на Альтиплано и долинах | |||
6 августа 1538 г. | Фонд Сантафе де Богота , автор Гонсало | |||
20 августа 1538 г. | Б. Токаремы; Испанский и Зипа побеждают Панче | |||
6 августа 1539 г. | Фонд Tunja , Гонсало Суарес | |||
15 декабря 1539 г. | Завоевание Тундамы , автор Бальтасар Мальдонадо | |||
Начало 1540 г. | Обезглавливание последнего Заке Акиминсаке , Эрнан | |||
Муиска . основали на Альтиплано Кундибоясенсе одну из четырех великих цивилизаций доколумбовой Америки | ||||
Золотой | Храм Солнца | тунджо | Маленький ад | |
Их юго-западные соседи, населяющие самые высокие части в парамо условиях ; Сутагао . были самыми южными носителями языка чибча |
За столетия до испанского завоевания Муиски в 1537 году Альтиплано Кундибоясенсе , высокое плато восточных хребтов Колумбийских Анд , было заселено народом Муиска. Они были развитой цивилизацией, состоящей в основном из фермеров и торговцев . [24]
Муиска не строили каменную архитектуру, как это делали майя , ацтеки и инки ; их дома, храмы и святыни были построены из дерева и глины. Их называли «Соляными людьми» из-за добычи галита в различных соляных шахтах на Альтиплано, преимущественно в Сипакире , Немоконе и Таусе .
Муиска были политеистами, а их религия и мифология были тесно связаны с природной территорией, которую они населяли. Они хорошо разбирались в астрономических параметрах и разработали сложный лунно - солнечный календарь ; календарь Муиска . По календарю у них было определенное время для посева, сбора урожая и организации празднеств, на которых пели, танцевали, музицировали и в больших количествах пили свой национальный напиток чича .
Наиболее уважаемых членов общины мумифицировали , а мумии не хоронили, а выставляли напоказ в их храмах , в природных местах, таких как пещеры, и даже носили на спине во время войны , чтобы произвести впечатление на врагов.
Их искусство является самым известным пережитком их культуры, поскольку жилые помещения, храмы и другие существующие постройки были разрушены испанцами, колонизировавшими территории Муиска. Основным примером их прекрасной обработки золота является плот Муиска , а также другие предметы из золота, тумбаги , керамики и хлопка, выставленные в Музее дель Оро в Боготе , древней столице южной Муиски.
Муиска были преимущественно аграрным обществом с небольшими фермерскими полями, входившими в состав более обширных территорий. Чтобы разнообразить свой рацион, они обменивали мантии, золото , изумруды и соль на фрукты, овощи, коку , йопо и хлопок, выращиваемый на более низких высотах в более теплых местностях, населенных их соседями, Музо, Панче, Яриги, Гуане, Гуаюпе, Ачагуа, Тегуа, Лаче, Сутагао и Ува. Торговля продукцией, выращенной дальше, велась с прибрежными общинами Калима , Пихао и Карибского бассейна вокруг Сьерра-Невада-де-Санта-Марта .
Люди пользовались десятичной системой счета и считали пальцами. Их система шла от 1 до 10, а для более высоких цифр они использовали префикс quihicha или qhicha означает «нога» , что на их языке чибча Muysccubun . Таким образом, одиннадцать стали «футом один», двенадцать — «футом два» и т. д. Как и в других доколумбовых цивилизациях, число 20 было особенным. Это было общее количество всех конечностей тела; пальцы рук и ног. Муиска использовала две формы для обозначения двадцати: «фут десять»; quihícha ubchihica или их эксклюзивное слово gueta , происходящее от gue , что означает «дом». Числа от 20 до 30 считались gueta asaqui ata («двадцать плюс один»; 21), gueta asaqui ubchihica («двадцать плюс десять»; 30). Большие числа считались кратными двадцати; гэ-боса («20 раз по 2»; 40), гэ-хиска («20 раз по 5»; 100). Сценарий Муиска состоял из иероглифов , используемых только для цифр. [25]
Завоевание Муиски было самой тяжелой из всех четырех испанских экспедиций к великим цивилизациям Америки. [26] Более 80 процентов солдат и лошадей, отправившихся в годовое путешествие в северную Конфедерацию Муиска, не добрались до него. [27] [28] [29] Различные поселения были основаны испанцами между 1537 и 1539 годами . [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]
Сутагао [ править ]
Сутагао чибча. говорят на языке [40] коренные жители из региона Фусагасуга , Боготская саванна , Кундинамарка , Колумбия . Знания о Сутагао предоставил ученый Лукас Фернандес де Пьедраита . [41]
До испанского завоевания Сутагао находились в конфликте с Муиской на северо-востоке. Зипа Сагуаманчика завоевал Сутагао около 1470 года, когда касик Сутагао проиграл битву при Паске . Конкистадор Хуан де Сеспедес под командованием Гонсало Хименеса де Кесада подчинил Сутагао новому правлению Нового Королевства Гранады . [40] [42]
проживало 759 коренных жителей Сутагао населяли этот регион до тех пор, пока Бернардино Альборнос не основал новый город между 5 и 13 февраля 1592 года. Во время визита Мигеля де Ибарры в Фусагасуге .
Когда Аростеки прибыл в феврале 1760 года, коренное население сократилось до 85 человек, и насчитывалось 644 новых поселенца, разделенных на 109 семей.
См. также [ править ]
- Список конкистадоров в Колумбии
- Сравнение слов чибча [ сломанный якорь ]
- Испанское завоевание Муиски
- Испанское завоевание Гондураса
- Эрнан де Кесада , Хуан де Сеспедес
- Гонсало де Кесада , Себастьян де Белалькасар , Новое Королевство Гранада
Ссылки [ править ]
- ^ Хайме Харамильо Урибе (1989). Очерки социальной истории: Общество Новой Гранады . Санта-Фе-де-Богота: Третий мир, стр. 87. ISBN 978-9-58601-236-2.
- ^ https://www.banrep.gov.co/sites/default/files/paginas/lbr_colonial_graficos3.pdf .
- ^ Фонд наследия Тайроны: История Тайроны до времени испанского вторжения Фонд наследия Тайроны, доступ 21 августа 2007 г.
- ^ Хайме Харамильо Урибе (1989). Очерки социальной истории: Общество Новой Гранады . Санта-Фе-де-Богота: Третий мир, стр. 87. ISBN 978-9-58601-236-2.
- ^ https://www.banrep.gov.co/sites/default/files/paginas/lbr_colonial_graficos3.pdf .
- ↑ Все империи: Центральные Анды Allempires.info, по состоянию на 22 августа 2007 г.
- ^ (на испанском языке) Биография Алонсо де Охеда
- ^ «Добро пожаловать в ВВС Колумбии» .
- ^ Виктор Мануэль Патиньо, История материальной культуры в равноденственной Америке , Глава 21. По состоянию на 15 ноября 2010 г. Архивировано 6 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Лангебек, Карл (1996). История Колумбии: установление испанского господства (на испанском языке). Богота, Библиотека Луиса Анхеля Аранго: Национальная типография Колумбии.
- ^ Акоста, Хоакин (1901). Исторический сборник открытия и колонизации Новой Гранады в 16 веке . Богота, Библиотека Луиса Анхеля Аранго: Imprenta De La Luz. стр. Глава XIII.
- ^ Хью Гован и Ригоберто Каррера (2010) Укрепление культурного наследия коренных народов посредством наращивания потенциала в Коста-Рике. В книге «Сохранение биокультурного разнообразия» под редакцией Луизы Маффи и Эллен Вудли. Землясакан.
- ^ «Язык Боготы (Богота, Бокота)». Родные языки. (получено 23 февраля 2011 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Коренные народы Панамы». Архивировано 2 марта 2011 г. в Международной рабочей группе Wayback Machine по делам Индии. (получено 23 февраля 2011 г.)
- ^ Примечание: Nutabes — испанское множественное число; соглашение: <единственное имя> <люди>
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Джерико
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (на испанском языке) Официальный сайт Гуакамайяс
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Чискас
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Güicán
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт El Cocuy
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Велеса
- ^ (на испанском языке) Фонды городов и поселков - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Чарала
- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.26.
- ^ Искьердо Пенья, 2009 г.
- ^ (на испанском языке) Персонажи завоевания Америки - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Список конкистадоров во главе с Гонсало Хименесом де Кесада - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Биография Эрнан Перес де Кесада - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Быстрое завоевание и обширное грабеж Гонсало Хименеса де Кесада
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Чипата
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Гуахета
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Lenguazaque
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Suesca
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Funza
- ^ (на испанском языке) Engativá сегодня празднует свое 458-летие - El Tiempo
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Chocontá
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Tenza
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Turmequé
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Сутатауса
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Индейцы Сутагаос
- ^ (на испанском языке) Лос Сутагаос
- ^ (на испанском языке) Historia de Fusagasugá . Архивировано 3 мая 2015 г. в Wayback Machine.
Библиография и дополнительная литература [ править ]
- Касилимас Рохас, Клара Инес. 2005. Выражение модальности в языке ува . Американский индеец 29/30. 247-262. Доступ 11 июля 2016 г.
- Искьердо Пенья, Мануэль Артуро. 2009. Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии (доктор философии) , 1-170. Университет Монреаля. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес, Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Кесада Пачеко, Мигель Анхель и Кармен Рохас Чавес. 1999. Борука — испанский словарь, испанский — Борука , 1-207. Университет Коста-Рики . Доступ 11 июля 2016 г.
- Райхель-Долматов, Херардо. 1947. Язык Чимила . Журнал Общества американистов 36. 15-50. Доступ 11 июля 2016 г.
- Саравиа, Факундо Мануэль. 2015. Вводный курс языка чибча или муиска – уровень 1 , 1–81. Фонд Закензипы. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Зерда, Либорио. 1947 (1883). Золотой . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Андагоя, Пасха. «Рассказ о Пасхе Андагои » Рассказ о делах Педрариаса Давилы Общество Хаклюйт . Проверено 21 июня 2019 г. - из Wikisource.