Мачи (шаман)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2013 г. ) |

Мачи — традиционный целитель и религиозный лидер в культуре мапуче в Чили и Аргентине . Мачи играют важную роль в религии мапуче . В современной культуре мапуче женщины чаще являются мачи, чем мужчины, но это не правило. Мужские мачи известны как Мачи Вей .
Описание
[ редактировать ]
Мапуче живут на юге Южной Америки , главным образом в центральной части Чили ( Араукания и Лос-Лагос ) и прилегающих районах Аргентины . Будучи религиозным авторитетом в культуре мапуче, мачи проводит церемонии исцеления, называемые Мачитун . Во время мачитуна мачи общается с духовным миром. Мачи также служат советниками и оракулами для своего сообщества; в прошлом они давали советы по вопросам мира и войны. Термин мачи иногда взаимозаменяем со словом калку . Калку обычно имеет злой оттенок, тогда как мачи обычно считается добрым. Однако это не всегда так, поскольку в обычном использовании термины могут быть взаимозаменяемы.
Чтобы стать мачи, человек мапуче должен продемонстрировать характер, силу воли и смелость, потому что инициация долгая и болезненная. Человека обычно выбирают в младенчестве, исходя из следующего:
- предчувствующие сны
- сверхъестественные откровения
- влияние семьи
- наследование
- ее или его сила исцеления болезней
- собственная инициатива
Мачилувун — церемония освящения нового мачи. Выбранный ребенок проживет шесть месяцев со специальным мати, где он или она приобретет навыки служения мачи.
Роль в медицине мапуче
[ редактировать ]Мачи — человек великой мудрости и целительной силы, главный герой медицины мапуче. Мачи обладают подробными знаниями о лекарственных травах и других средствах и, как говорят, обладают силой духов. Кроме того, утверждается, что мачи обладают способностью интерпретировать сны, называемой пьюма в Мапудунгуне . Говорят также, что мачи помогают общинам выявлять ведьм или других людей, которые используют сверхъестественные силы, чтобы причинить вред. Утверждается, что традиционная медицина мапуче получает все большее признание в широком чилийском обществе. [ нужна ссылка ]
Пол
[ редактировать ]Стать мачи — это духовная трансформация, которая также способствует созданию места, где люди могут перемещаться между разными гендерами. В ритуалах и церемониях мачи гендер изменчив и динамичен. Большинство мачи — женщины, но мачи могут быть и мужчины; Говорят, что сила мачи обычно передается от бабушки по материнской линии. Пол определяется не полом, как это обычно бывает в чилийском обществе, а скорее идентичностью и духовностью, и среди мачи он неоднозначен. Некоторые ученые придумали это как «когендер», который представляет собой частично женскую и частично мужскую идентичность. Большая часть этих исследований сосредоточена на мужчинах и женственности в сравнении с женщинами и мужественностью, но в культуре мачи присутствуют все формы гендерной изменчивости. Во время некоторых церемоний гендер преодолевается и духовно трансформируется, при этом бинарность между полами не существует и исследуются новые гендерные идентичности.
В культуре мапуче растениям и духам присваивается пол; присвоение пола обычно основано на представлениях о мужественности и женственности. Например, лавр — женское растение, поскольку считается успокаивающим и мягким, тогда как Триве — мужское растение, поскольку обладает защитными свойствами. [ 1 ] Этот пол фиксирован и не меняется; мачи, однако, выходят за рамки статического пола и динамически перетекают между ними. Во время церемоний исцеления мачи могут перемещаться между мужской, женской и совокупной идентичностью, чтобы сбалансировать дух человека, которого они исцеляют. Как говорят шаманы Дерева Фойе : «Пол духов остается постоянным, тогда как мачи меняются между гендерными идентичностями». [ 2 ] Это потому, что в космологии мачи Нгучен , или дающий жизнь, уравновешивается четырьмя личностями: мужчиной, женщиной, молодым человеком и молодой женщиной. Во время церемоний мачи стремятся воплотить некоторые или все эти личности в разное время, чтобы осуществить исцеление. Когда кто-то болен, мачи считают, что это происходит потому, что четыре личности вышли из равновесия. [ 3 ] В культуре мапуче существуют «четко определенные представления о гендере, но мачи способны ими манипулировать». Для мачи гендер существует в двух реальностях, между которыми они могут свободно перемещаться: земной, где пол фиксирован, и духовной. где пол изменчив. [ 1 ]
Гендерные роли и дискриминация
[ редактировать ]Гендерная идентичность и конструкция мачи сложны и сложны. Гендер в культуре мачи полон противоречий, парадоксов и сложностей, поскольку они одновременно существуют внутри гендерной бинарности и одновременно бросают ей вызов. «В то время как мужчины-мати узаконивают свою сексуальность как священники, соблюдающие целомудрие, большинство женщин-мати получают статус и добродетель, выходя замуж и рожая детей». [ 4 ] Таким образом, мачи по-прежнему соблюдают гендерные роли и нормы культуры мапуче, но во время духовных церемоний и ритуалов они бросают вызов традиционным ролям и представлениям о гендере и принимают когендерную идентичность. Считается, что мачи плавно перемещаются между полами во время различных церемоний, но затем сталкиваются с дискриминацией со стороны чилийского общества и самих мапуче. Хотя мачи принимают множество разных и даже противоречивых идентичностей, чилийское общество часто этого не делает. Гомофобия и трансфобия широко распространены в чилийской культуре и культуре мапуче, а мати, которые не вписываются в традиционные гендерные роли, могут столкнуться с дискриминацией и трансфобией . Один мачи утверждает: «Люди [здесь] мало говорят о гомосексуализме, потому что на него смотрят свысока». [ 5 ] Мачи уважают, но их также избегают: общество мапуче не рассматривает женщин мачи в полной мере как женщин из-за их «мужской силы», а мужчин мачи не рассматривают в полной мере как мужчин из-за их «женственности». [ 1 ]
Хотя женщин-мачи иногда изгоняют из традиционных гендерных ролей мапуче, их одновременно боятся и почитают. Мужской женский род мачи называют уничижительными терминами, такими как bruja (ведьма), mujer de la calle (женщина с улицы) или марика (уничижительный термин для гомосексуалиста). Один мачи описывает, что женщинам мачи присвоен более высокий статус, чем другим женщинам мапуче, потому что «они посланы сюда богом» и, следовательно, божественны. Примером этого может служить мачи, которую подают во время еды раньше других. [ 6 ]
В результате гендерного восприятия, что мачи обычно являются женщинами, многие мужчины-мачи сталкиваются с дискриминацией со стороны собратьев-мапуче и чилийского общества в целом. Мачизм в чилийском обществе играет большую роль в такой дискриминации, поскольку мужчины подвергаются остракизму со стороны групп, потому что их считают «слишком женственными». Многие мужчины-мачи носят женскую одежду, поскольку это считается более благочестивым и связанным с природой. они не соответствуют общепринятым гендерным стереотипам, этих женских мужчин-мачи делают изгоями и называют уничижительными именами. В результате многие мужчины-мачи заново превратились в «священников целомудрия» или «духовных воинов», чтобы избежать дальнейшей критики и защитить свою мужественность. Один мапуче говорит, что, хотя он и дискриминирует мужчин-мачи, «когда [он] болен, когда [ему] нужен нгиллатун, [он] идет просить милостыню к мужчине-мачи». [ 7 ] Другой мапуче заявляет: «Они [мужчины-мати], может быть, и сильнее, но носят женскую одежду… Должно быть, ему нравятся свиные ножки». [ 8 ]
И мужчины, и женщины мачи сталкиваются с дискриминацией, но гендерные стереотипы также создают сложную динамику власти, в которой некоторые круги воспринимают женщин-мати как более могущественных, чем мужчин-мачи, а другие - наоборот. Некоторым мачи-мужчины кажутся слабыми из-за того, что они берут на себя феминизированные роли, но одновременно считаются более могущественными, чем мачи-женщины, из-за традиционных гендерных стереотипов о том, что женщины по своей сути слабее. Тем не менее, некоторые считают, что мужчины «не обладают такими же способностями, как [женские] мачи», потому что «женщины больше связаны с природой». [ 7 ] Мужчинам мачи не разрешается участвовать в некоторых церемониях и ритуалах исцеления, потому что «они недостаточно близки к природе» и «[женщины] более терпеливы к больным и больше знают о травах… духи лучше ладят с женщинами». [ 6 ]
Некоторые мачи обеспокоены тем, как их изображает Запад, опасаясь, что их воспринимают только как гомосексуалистов или бруха («ведьм»). Один мачи утверждает: «Почему антропологи всегда говорят, кто мы? Почему они нас не спрашивают?» Ана Басигалупо , выдающийся антрополог в области гендерных ролей мачи, призывает людей видеть нюансы гендерной идентичности мачи и позволять сложности существовать». [ 4 ] По мнению Бачигалупо, гендерные идентичности и практики мачи можно испытывать и интерпретировать бесконечно, используя разные пути и для разных целей, которые одновременно объединяют людей и разъединяют их». [ 9 ]
Споры
[ редактировать ]Современное ритуальное человеческое жертвоприношение произошло во время разрушительного землетрясения и цунами 1960 года, совершенное мачи мапуче в общине Лаго Буди . [ 10 ] Жертве, пятилетнему Хосе Луису Пейнекуру, Хуан Паньян и Хуан Хосе Пейнекур (дедушка жертвы) оторвали руки и ноги, и он был воткнут в песок пляжа, как кол. Затем воды Тихого океана унесли тело в море. Ходили слухи, что жертвоприношение было совершено по приказу местного мачи Хуаны Намункура Аньена. Двое мужчин были обвинены в преступлении и признались, но позже отказались от своих показаний. Их освободили через два года. Судья постановил, что участники этих событий «действовали без свободы воли, движимые непреодолимой естественной силой древних традиций». Объяснение арестованных было таким: «Мы просили спокойствия на море и на земле». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Басигалупо, Ана (2007). Шаманы Дерева Фойе . Остин: Издательство Техасского университета.
- ^ Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 75.
- ^ Фарон, Луи (1963). Волшебная гора и другие мифы о происхождении индейцев мапуче центрального Чили . Журнал американского фольклора.
- ^ Перейти обратно: а б Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 224.
- ^ Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 260 .
- ^ Перейти обратно: а б Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 212 .
- ^ Перейти обратно: а б Бачигулапо, Ана. Шаманы Дерева Фойе . п. 163.
- ^ Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 165.
- ^ Они правы, Ханна. Шаманы Дерева Фойе . п. 260 .
- ^ Патрик Тирни , Высочайший алтарь: раскрытие тайны человеческого жертвоприношения (1989) ISBN 978-0-14-013974-7
- ^ «Просьба о спокойствии». Журнал «Тайм» . 4 июля 1960 г. (получено 28 июня 2011 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Ана Мариэлла Бачигалупо. Шаманы дерева фойе: пол, сила и исцеление среди чилийских мапуче. Техасский университет Press, 2007. ISBN 0-292-71659-1 , ISBN 978-0-292-71659-9
- Франсиско Нуньес де Пинеда-и-Баскунан , СЧАСТЛИВЫЙ ПЛЕН И ПРИЧИНА РАСШИРЕННЫХ ВОЙН В ЧИЛИ , ГЛАВА XIX, в которой говорится о том, что мы сделали на следующий день, и о том, что мы видели, как делали мачи, которые являются колдунами и исцеляют дьявольским искусством и судьба, которая их захватит, с церемониями (sic), которые будут произнесены; Сборник историков Чили и документов, связанных с национальной историей, Том III , Чилийское общество истории и географии, Чилийский институт латиноамериканской культуры, Чилийская академия истории, Импрента-дель-Феррокаррил, Сантьяго, 1863 г. Оригинал из Гарвардского университета, оцифровано 18 мая, 2007.
- Хуан Игнасио Молина , Географическая, естественная и гражданская история Чили , стр. 105–109.
- Ана Мариэлла Басигалупо, Борьба за мужественность мачи