Jump to content

Религия мапуче

(Перенаправлено из мифологии мапуче )
Мапуче мачис

Религия коренного народа мапуче на юге центральной части Чили и юго-западе Аргентины представляет собой обширную и древнюю систему верований. Легенды и мифы являются общими для различных групп, составляющих народ мапуче. [1] Эти мифы повествуют о сотворении мира и различных божествах и духах, обитающих в нем.

Чтобы описать верования народа мапуче , важно отметить, что не существует письменных записей об их древних легендах и мифах, существовавших до прибытия испанцев , поскольку их религиозные верования передавались устно . Их убеждения не обязательно однородны; среди различных этнических групп , а также семей, деревень и территориальных групп внутри этих этнических групп существуют различия и расхождения в этих верованиях. Точно так же важно понимать, что многие верования мапуче были интегрированы в мифы и легенды чилийского фольклора и, в меньшей степени, фольклора некоторых районов Аргентины . Многие из этих верований были изменены и подверглись влиянию христианства , во многом благодаря евангелизации, проводимой испанскими миссионерами . [2] [3] [4] Это произошло главным образом из-за синкретизма этих убеждений, а также из-за неправильного толкования или адаптации как в чилийском, так и в аргентинском обществе. Этот синкретизм привел к нескольким вариациям и различиям этих основных верований, поскольку они ассимилировались в чилийской , аргентинской культуре и даже культуре мапуче. Сегодня эти культурные ценности, верования и обычаи все еще преподаются в некоторых местах с целью сохранить различные аспекты местной культуры мапуче. [5]

Прежде всего сходство между общей религией и мифологией Южной Америки и ее коренных народов , религиозные верования и мифы народа мапуче выделяются своими уникальными характеристиками, которые отражают моральную, социальную, космологическую и религиозную идиосинкразию мапуче .

Ученые расходятся во мнениях относительно того, играют ли предки значительную роль в религии мапуче. [6]

Духовная мысль коренных народов и Запад

[ редактировать ]

Как и многие другие коренные американские культуры, мапуче придерживаются циклической концепции времени. Циклическое время является альтернативой образу линейного мышления, продиктованному европейским рационализмом и позитивизмом, который был преобладающей моделью в западном мире в течение последних 400 лет. Линейное время соответствует еврейской философской революции, основанной на зороастризме, которая служит теорией, противоположной теории циклического времени. Такое понимание времени было фундаментальным для развития Запада и зарождения современности/современной мысли.

Группы коренных народов подчеркивают, что «Запад исторически отрицал существование местной философии, сводя ее к категории простой космологии, фольклора или мифической мысли». Хотя взаимодействие линейного мышления с циклическим привело к появлению яркого примера культурного синкретизма, это взаимодействие повлияло на суть верований мапуче, учитывая, что оно изменило суть видения мапуче Вселенной, навязывая линейную концепцию времени.

В вертикальной плоскости (духовной)

[ редактировать ]

Подобно духам предков ( Пиллан ), человечество (че) участвует в обоих мирах, поддерживая динамическое равновесие между добром и злом. Мир человечества называется Мапу , а над ним существует Анкавену (небо/небеса). [ нужна ссылка ] С педагогической точки зрения эти три измерения описываются как взаимосвязанные и соответствующие структуре вселенной мапуче в вертикальной плоскости:

  • Вену Мапу: В верхней части Наг Мапу находится Вену Мапу, «земля свыше», священное и невидимое пространство, где божественная семья проживает вместе с добрыми духами и предками мапуче. [7]
  • Наг Мапу: Это относится к центральной земле, также известной как «земля, по которой мы ходим». Это видимое пространство населено людьми и природой. [8]
  • Минче-Мапу: В нижней части Наг-Мапу находится Минче-Мапу, подземный мир, где можно найти силы зла и злых духов. [8]

На горизонтальной плоскости (земной или Наг Мапу)

[ редактировать ]

Основная статья: Наг мапу

Точно так же именно поэтому в ритуальном аспекте религиозность мапуче не выражается через храмы или строительство других священных зданий. Напротив, это выражается через тесный контакт с природой, Нгеном и Землей, представленной Нуке Мапу .

поляна в лесу, окруженная деревьями (в идеале канелос Таким образом, самым священным храмом для мапуче становится ) и очищенная посредством ритуального танца. Единственная разрешенная конструкция — это реве , ствол канело, на котором высечены ступени, позволяющие служащему, Мачи или Нгенпину , подняться на его вершину.

Космогония

[ редактировать ]

См. также : Космогония и Адмапу .

мапуче Космогония указывает на происхождение мапуче из Нуке Мапу . Говорят, что прежде чем заселить Землю, духи наблюдали сверху и видели только пустыни, пока им не было позволено обогатить землю бесчисленными различными существами, созданными из облаков. Только тогда люди спустились с неба, выучили язык природы и принесли с собой язык мапуче – тот же язык, на котором говорят в небе. Духи пообещали им, что позволят им вернуться в будущем.

Тренгтренг и Кайкай

[ редактировать ]

Основная статья : Тентен Вилу и Кайкай Вилу

Другой хорошо известный космологический миф описывает географию Чили через легенду о Тентен Вилу и Кайкай Вилу . Из-за исторического взаимодействия мифов и христианства версии этого мифа у мапуче и Уильиче глубоко переплетаются с библейской историей о потопе . Позже мапуче интерпретировали это большое событие как возрождение мапуче и явление, которое повторяется с течением времени, как крупное всеобщее очищение. Тем не менее, эта связь между Вселенским Потопом была создана христианами, поскольку оригинальная история мапуче рассказывает нам не о великом потопе, а о катаклизме, вызванном землетрясением и последующим цунами, более вероятным явлением в таком месте, как западное побережье Южная Америка.

Божества и духи прошлого

[ редактировать ]

Религиозные верования мапуче основаны прежде всего на поклонении духам предков (мифических или реальных), а также духам и элементам природы. Эти духи не соответствуют «божествам», как это принято понимать в западном мире. Что касается божеств, то даже в самых древних аспектах религии мапуче не существует главного духа, который считается верховным «Богом», создателем вселенной и человека, хотя слово « Нгенечен » часто переводится как "Бог". Это отношение Бога-Нгенечена, вероятно, является вынужденной эквивалентностью, созданной иезуитами в их миссионерском рвении в семнадцатом и восемнадцатом веках как средство сделать христианство более приемлемым и адаптируемым. Влияние иезуитов (однако иезуиты прекрасно оценивали глубину трансцендентальной мысли мапуче) создало множество ложных эквивалентов, которые, тем не менее, были поглощены естественно синкретической культурой мапуче; порождая огромную путаницу и изменения, которые до сих пор не преодолены.

Божеств и духов предков можно разделить на:

  • Нген : первобытные духи (по мнению мапуче, Нген представляют собой сущность всех вещей, существующих в мире).
  • Эль : Изначальные духи-создатели (по мнению мапуче, Эль представляют собой сущность творения всех вещей, существующих в мире).
  • Пиллан : добрые мужские духи.
  • Вангулен [ es ] : Добрые женские духи.
  • Бессмертный : Злые духи.

Однако в мышлении мапуче добро и зло не противоречат друг другу радикально, как в христианской культуре. Таким образом, Векуфе может действовать во благо, а Пиллан во зло, не создавая путаницы между этими двумя классификациями духов.

  • Пуам: представление души или вселенского духа.
  • Am: Душа или дух живых существ.

Наиболее важные существа:

  • Нгенечен : Дух или божество, управляющее людьми.
  • Анту о Чау: также называется Анту фуча (древний Бог Солнца). У Анту также есть женское измерение, известное как Анту куче (Древняя Богиня Луны), которое на самом деле является изображением его жены Куен .
  • Эльче: Дух, известный как дух создателя человечества.
  • Эльмапу: Дух, известный как создатель мапу (Земли).

Также возможно, что существовал единственный создатель с другим именем, что, вероятно, связано с христианским влиянием.

Считалось, что древние духи, существовавшие до создания Мапу, были представлены Нгеном, Эль, Пилланом и Вангуленом, которые были созданы из света, страсти, интуиции, мечтаний и понимания. Каждый из них был связан с Пуамом, который существовал в каждом из них и частью которого каждый из них был. Все они были нестареющими, одновременно древними и молодыми.

Космология

[ редактировать ]

Центральное место в космологии мапуче занимает идея творца по имени нгенечен, который воплощен в четырех компонентах: пожилой мужчина ( фуча/футра/ча чау ), пожилая женщина ( куде/кусе ), молодой мальчик и молодая девушка. Они верят в миры, известные как Вену Мапу и Минче Мапу. Кроме того, космология мапуче основана на сложных представлениях о духах, которые сосуществуют с людьми и животными в естественном мире, и повседневные обстоятельства могут диктовать духовные практики. [9]

Самая известная ритуальная церемония мапуче - это Нгиллатун, что в переводе означает «молиться» или «общая молитва». Эти церемонии часто представляют собой крупные общественные события, имеющие чрезвычайное духовное и социальное значение. Практикуются многие другие церемонии, и не все из них предназначены для публичного или общественного участия, а иногда ограничиваются семьей.

Основными группами божеств и/или духов в мифологии мапуче являются Пиллан и Вангулен (духи предков), Нген (духи в природе) и векуфе (злые духи).

Поклонение солнцу и луне у мапуче имеет параллели у народов Центральных Анд и религии инков . [10] Действительно, у мапуче, а также у народов Центральной Анды луна ( Мама Килла , Куйен в Мапудунгуне) и солнце ( Инти , Анту в Мапудунгуне) являются супругами. [10] Слова мапуче , кечуа и аймара, обозначающие солнце и луну, по-видимому, являются заимствованиями из языка пукина . [11] Таким образом, космологические параллели можно проследить до времен империи Тиуанако , в которой, как полагают, пукина был важным языком. [11]

Человек в мифологии мапуче

[ редактировать ]

См. также : Мифология и религия .

Миф о происхождении мапуче. Цель человека в Мапу — заселить его и заботиться о нем, ожидая прибытия всех духов в этот мир. Потомки первых людей образовали литуче (первоначальную деревню).

Дух и человеческая смерть

[ редактировать ]

Для мапуче сущность/душа человека всегда живет в тесном контакте с природой. Одним из примеров этого является проведение всех ритуалов мапуче на вырубках деревьев. Для этого прежде всего существует Пу-Ам, вселенская душа, пронизывающая все живое. Из этой универсальной сущности каждого человека происходит Сущность Ам, которая сопровождает его тело до самой его смерти. Однако люди не единственные существа, обладающие Ам: все живые существа обладают собственной сущностью. Только векуфе не хватает сущности.

Что касается плотской смерти человека, когда человек умирает, его Ам становится Пиллю и сопротивляется отделению от его тела. Но состояние его пиллю очень опасно, поскольку векуфе может завладеть душой и поработить ее или же она может быть использована Кальку . Чтобы спастись, анима должна отправиться на остров Нгилл ченмайве , до которого мертвые могут добраться с помощью Тремпулькауэ : в этом месте она станет Алве . Так, на похоронах родные и близкие умершего пытаются криками и ударами прогнать душевную сущность. Придя в форму альве , сущность души может вернуться к своим близким без угрозы векуфе и таким образом помочь своим потомкам – прежде всего внукам. В некоторых случаях, когда человек достиг реализации на острове Нгилл ченмайве , пиллю может трансформироваться в пиллан или вангулен . Наконец, с течением времени, когда потомки умершего теряют память об умершем, алве возвращается, чтобы воссоединиться с Пу-Ам , и таким образом цикл достигает своего завершения.

Духовный путь человека

[ редактировать ]

В культуре мапуче конечная цель людей — достичь пути, позволяющего достичь знания в четырех его формах:

Если человеку удается достичь этого пути, он получает знания о себе и своей роли, а значит, становится хозяином своего файла (судьбы). [ нужна ссылка ] и может стать пилланом после смерти. Таким образом, не существует существенного разделения между божественным духом и людьми не только потому, что последние были созданы первыми, но и потому, что они сами могут стать пилланами , если они люди, или вангуленами , если они женщина. Отсюда они смогут жить в венумапу . Отсюда вытекает чрезвычайная важность уважения к родителям, особенно бабушкам и дедушкам, в культуре мапуче. Эта ценность является первой из всех обязанностей в адмапу , собрании традиций мапуче. Чтобы душевная сущность человека могла стать пилланом или вангуленом , должно существовать великое потомство , которое продолжает помнить об умерших и чтить их память. Таким образом, фундаментальная потребность каждого мапуче — иметь много детей, которые произведут на свет много внуков. Для тех, у кого нет потомков, это будет настоящая драма мапуче, поскольку она ставит под угрозу возможность достижения филе и венумапу. . Таким образом, в мировоззрении мапуче духи предков, пиллан , а также многочисленные нгены очень часто вмешиваются в человеческие дела посредством использования сил природы. Таким образом, Векуфе делают это, обычно с помощью Кальку . Первые награждают людей, которые остаются верными адмапу, плодами природы, в то время как они наказывают (или позволяют Векуфе наказывать) засухами или наводнениями, землетрясениями и болезнями.

Цветовая концепция космоса

[ редактировать ]

У народа мапуче цвет тесно связан с пониманием Вселенной и ее соответствующих измерений.

  • Синий (kallfü) — оптимальный цвет, и его часто можно увидеть на конкретных уровнях повседневной жизни, например, в шарфах, которыми женщины мапуче покрывают головы, в обычной одежде, а также в краске, используемой в комнатах, а также в общих украшениях дома. . Таким образом, белый и синий являются ритуальными цветами совершенства, основными символами мачи и гильятуна. Эти два цвета всегда присутствуют в представлении мапуче о доброжелательном сверхъестественном пространстве. Однако их соответствующее расположение не установлено и не регулируется нормативным происхождением, поскольку синий и белый — это цвета, которые естественным образом воспринимаются в небе в зависимости от метеорологических и климатических условий.
  • Черный (куру) символизирует дождь, а также материальную и духовную силу. Мапуче воспринимают этот цвет очень ярко, и его обычно используют те, кто находится у власти, такие как лонко, ульмены и мачи. Возможно, это связано с тем, что черный цвет сложнее всего окрашивать в традиционные ткани мапуче.
  • Красный (келю) обычно ассоциируется с борьбой, воинственным поведением или битвой, а также кровью. Следовательно, красный цвет в гильятуне запрещен . Тем не менее, красный цвет также имеет положительный оттенок, учитывая его связь с цветом цветов в регионе, особенно копиуэ .
  • Зеленый (кару) символизирует природу во всем ее великолепии и изобилии; он представляет собой удобрение земли, ее плодородие и саму землю.

Основные фигуры системы верований мапуче

[ редактировать ]

Люди в системе верований мапуче

[ редактировать ]

Религия мапуче не является организованной религией и не имеет храмов или касты священников.

  • Кэл [12]
  • Мачи : мужчина или женщина, служащие посредником между видимым и невидимым миром. Он или она знает все виды природного лоуэна (на языке мапудунгун : лоуэн «лекарство») и способы его применения. Является авторитетом в области традиционной медицины и знатоком тайн мира мапуче. Чтобы быть избранным Мачи, нужно достичь религиозной роли тсемон (в мапудунгун : тсемон «исцеление») посредством церемонии, известной как мачитун.
  • Дунгумачифе: Посредник между лофом и ньюэн (силой) мачи, когда он находится в кюйми (трансе), где он действует как переводчик или помощник в ритуале исцеления.
  • Нгенпин : Владелец слов, официальный оратор и духовный наставник во время ритуального исполнения. Когда оно совпадает с человеком лонко, его называют генпин лонко зугу.
  • Пелом: Люди с особыми характеристиками, которые могут видеть будущее.

Мифологические существа

[ редактировать ]

Маршировать

[ редактировать ]

В мифологии и верованиях народа мапуче роль «шамана» мачи , которую обычно играют пожилые женщины, является чрезвычайно важной частью культуры мапуче. Мачи выполняет церемонии защиты от зла, дождя, лечения болезней и обладает обширными знаниями о чилийских лекарственных травах, полученными во время тяжелого ученичества. Чилийцы всех национальностей и классов используют множество традиционных трав, известных мапуче. Основная церемония исцеления, проводимая мачи, называется мачитун .

Легенды и мифические существа

[ редактировать ]

Наиболее важные мифы:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сотворение мира по мифологии мапуче | Музей Ралли» . Музей Ралли Марбелья . Проверено 16 ноября 2023 г.
  2. ^ Костанца Торри, Мария (2011). «Влияние обращения в христианство в традиционной медицине мапуче в Темуко, Чили: на пути к культурному синкретизму или форме идеологической ассимиляции?». Журнал религии и здоровья . 52 (4): 1228–1239. дои : 10.1007/s10943-011-9561-x . ПМИД   22203378 . S2CID   25172476 .
  3. ^ Гумусио, Кристиан Паркер (2002). «Религия и пробуждение коренных народов Латинской Америки». Социальный компас . 49 (1): 67–81. дои : 10.1177/0037768602049001006 . S2CID   146434986 .
  4. ^ Бендель, Мария (2002). «Межкультурное здоровье и отношения между этническими сообществами среди народа мапуче в Чили» (PDF) .
  5. ^ Ортис, Патрисио Р. (2009). «Знания и язык коренных народов: деколонизация культурно значимой педагогики в программе межкультурного двуязычного образования мапуче в Чили». Канадский журнал местного образования . 32 (1): 93–114, 130. ПроКвест   755412284 .
  6. ^ Мулиан-Тесмер, Родриго; Рохас-Баамонде, Пабло (2019). «Модель предков мапуче: дискуссия о культурном сходстве эсхатологических представлений индейцев » . Австралийский журнал социальных наук (на испанском языке). 36 (36): 127–151. doi : 10.4206/rev.austral.cienc.soc.2019.n36-07 . S2CID   201535281 .
  7. ^ «Мапуче — чилийская память, Национальная библиотека Чили» . Чилийская память . Проверено 29 марта 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б Вильянуэва-Гальярдо*, Сандра (июнь 2021 г.). «ДИСКУРСИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАРОДА МАПУШЕ-ВИЛЛИЧЕ» . Андский диалог . стр. 343–355. дои : 10.4067/S0719-26812021000200343 . Проверено 29 марта 2024 г.
  9. ^ Нгенечен и Дон Армандо Марилео
  10. ^ Jump up to: а б Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Хаслер, Фелипе (2018). « Correlatos en las constellaciones semióticas del sol y de la luna en las center y sur Andinas» [Соответствие семиотических солнечных и лунных созвездий в центральных и южных Андах]. Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства (на испанском языке). 23 (2): 121–141. дои : 10.4067/S0718-68942018000300121 .
  11. ^ Jump up to: а б Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 .
  12. ^ «Исчисление - Региональный тезаурус наследия» . www.tesauroregional.cl . Проверено 29 марта 2024 г.
  • Хуан Луис Насс. Мифология мапуче. Том 40 из 500-летнего собрания. Коллекция «500 лет» (издания Abya-Yala Editions) 40. Том 40 500 лет. Издания АБЬЯ-ЯЛА, 1991 г. (испанский).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ed579c1c7ca6ccdc12fb3b9128d678b__1718669340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/8b/7ed579c1c7ca6ccdc12fb3b9128d678b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mapuche religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)