Религия мапуче
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Религия коренного народа мапуче на юге центральной части Чили и юго-западе Аргентины представляет собой обширную и древнюю систему верований. Легенды и мифы являются общими для различных групп, составляющих народ мапуче. [1] Эти мифы повествуют о сотворении мира и различных божествах и духах, обитающих в нем.
Обзор
[ редактировать ]Чтобы описать верования народа мапуче , важно отметить, что не существует письменных записей об их древних легендах и мифах, существовавших до прибытия испанцев , поскольку их религиозные верования передавались устно . Их убеждения не обязательно однородны; среди различных этнических групп , а также семей, деревень и территориальных групп внутри этих этнических групп существуют различия и расхождения в этих верованиях. Точно так же важно понимать, что многие верования мапуче были интегрированы в мифы и легенды чилийского фольклора и, в меньшей степени, фольклора некоторых районов Аргентины . Многие из этих верований были изменены и подверглись влиянию христианства , во многом благодаря евангелизации, проводимой испанскими миссионерами . [2] [3] [4] Это произошло главным образом из-за синкретизма этих убеждений, а также из-за неправильного толкования или адаптации как в чилийском, так и в аргентинском обществе. Этот синкретизм привел к нескольким вариациям и различиям этих основных верований, поскольку они ассимилировались в чилийской , аргентинской культуре и даже культуре мапуче. Сегодня эти культурные ценности, верования и обычаи все еще преподаются в некоторых местах с целью сохранить различные аспекты местной культуры мапуче. [5]
Прежде всего сходство между общей религией и мифологией Южной Америки и ее коренных народов , религиозные верования и мифы народа мапуче выделяются своими уникальными характеристиками, которые отражают моральную, социальную, космологическую и религиозную идиосинкразию мапуче .
Ученые расходятся во мнениях относительно того, играют ли предки значительную роль в религии мапуче. [6]
Духовная мысль коренных народов и Запад
[ редактировать ]Как и многие другие коренные американские культуры, мапуче придерживаются циклической концепции времени. Циклическое время является альтернативой образу линейного мышления, продиктованному европейским рационализмом и позитивизмом, который был преобладающей моделью в западном мире в течение последних 400 лет. Линейное время соответствует еврейской философской революции, основанной на зороастризме, которая служит теорией, противоположной теории циклического времени. Такое понимание времени было фундаментальным для развития Запада и зарождения современности/современной мысли.
Группы коренных народов подчеркивают, что «Запад исторически отрицал существование местной философии, сводя ее к категории простой космологии, фольклора или мифической мысли». Хотя взаимодействие линейного мышления с циклическим привело к появлению яркого примера культурного синкретизма, это взаимодействие повлияло на суть верований мапуче, учитывая, что оно изменило суть видения мапуче Вселенной, навязывая линейную концепцию времени.
В вертикальной плоскости (духовной)
[ редактировать ]Подобно духам предков ( Пиллан ), человечество (че) участвует в обоих мирах, поддерживая динамическое равновесие между добром и злом. Мир человечества называется Мапу , а над ним существует Анкавену (небо/небеса). [ нужна ссылка ] С педагогической точки зрения эти три измерения описываются как взаимосвязанные и соответствующие структуре вселенной мапуче в вертикальной плоскости:
- Вену Мапу: В верхней части Наг Мапу находится Вену Мапу, «земля свыше», священное и невидимое пространство, где божественная семья проживает вместе с добрыми духами и предками мапуче. [7]
- Наг Мапу: Это относится к центральной земле, также известной как «земля, по которой мы ходим». Это видимое пространство населено людьми и природой. [8]
- Минче-Мапу: В нижней части Наг-Мапу находится Минче-Мапу, подземный мир, где можно найти силы зла и злых духов. [8]
На горизонтальной плоскости (земной или Наг Мапу)
[ редактировать ]Основная статья: Наг мапу
Точно так же именно поэтому в ритуальном аспекте религиозность мапуче не выражается через храмы или строительство других священных зданий. Напротив, это выражается через тесный контакт с природой, Нгеном и Землей, представленной Нуке Мапу .
поляна в лесу, окруженная деревьями (в идеале канелос Таким образом, самым священным храмом для мапуче становится ) и очищенная посредством ритуального танца. Единственная разрешенная конструкция — это реве , ствол канело, на котором высечены ступени, позволяющие служащему, Мачи или Нгенпину , подняться на его вершину.
Космогония
[ редактировать ]См. также : Космогония и Адмапу .
мапуче Космогония указывает на происхождение мапуче из Нуке Мапу . Говорят, что прежде чем заселить Землю, духи наблюдали сверху и видели только пустыни, пока им не было позволено обогатить землю бесчисленными различными существами, созданными из облаков. Только тогда люди спустились с неба, выучили язык природы и принесли с собой язык мапуче – тот же язык, на котором говорят в небе. Духи пообещали им, что позволят им вернуться в будущем.
Тренгтренг и Кайкай
[ редактировать ]Основная статья : Тентен Вилу и Кайкай Вилу
Другой хорошо известный космологический миф описывает географию Чили через легенду о Тентен Вилу и Кайкай Вилу . Из-за исторического взаимодействия мифов и христианства версии этого мифа у мапуче и Уильиче глубоко переплетаются с библейской историей о потопе . Позже мапуче интерпретировали это большое событие как возрождение мапуче и явление, которое повторяется с течением времени, как крупное всеобщее очищение. Тем не менее, эта связь между Вселенским Потопом была создана христианами, поскольку оригинальная история мапуче рассказывает нам не о великом потопе, а о катаклизме, вызванном землетрясением и последующим цунами, более вероятным явлением в таком месте, как западное побережье Южная Америка.
Божества и духи прошлого
[ редактировать ]Религиозные верования мапуче основаны прежде всего на поклонении духам предков (мифических или реальных), а также духам и элементам природы. Эти духи не соответствуют «божествам», как это принято понимать в западном мире. Что касается божеств, то даже в самых древних аспектах религии мапуче не существует главного духа, который считается верховным «Богом», создателем вселенной и человека, хотя слово « Нгенечен » часто переводится как "Бог". Это отношение Бога-Нгенечена, вероятно, является вынужденной эквивалентностью, созданной иезуитами в их миссионерском рвении в семнадцатом и восемнадцатом веках как средство сделать христианство более приемлемым и адаптируемым. Влияние иезуитов (однако иезуиты прекрасно оценивали глубину трансцендентальной мысли мапуче) создало множество ложных эквивалентов, которые, тем не менее, были поглощены естественно синкретической культурой мапуче; порождая огромную путаницу и изменения, которые до сих пор не преодолены.
Божеств и духов предков можно разделить на:
- Нген : первобытные духи (по мнению мапуче, Нген представляют собой сущность всех вещей, существующих в мире).
- Эль : Изначальные духи-создатели (по мнению мапуче, Эль представляют собой сущность творения всех вещей, существующих в мире).
- Пиллан : добрые мужские духи.
- Вангулен : Добрые женские духи.
- Бессмертный : Злые духи.
Однако в мышлении мапуче добро и зло не противоречат друг другу радикально, как в христианской культуре. Таким образом, Векуфе может действовать во благо, а Пиллан во зло, не создавая путаницы между этими двумя классификациями духов.
- Пуам: представление души или вселенского духа.
- Am: Душа или дух живых существ.
Наиболее важные существа:
- Нгенечен : Дух или божество, управляющее людьми.
- Анту о Чау: также называется Анту фуча (древний Бог Солнца). У Анту также есть женское измерение, известное как Анту куче (Древняя Богиня Луны), которое на самом деле является изображением его жены Куен .
- Эльче: Дух, известный как дух создателя человечества.
- Эльмапу: Дух, известный как создатель мапу (Земли).
Также возможно, что существовал единственный создатель с другим именем, что, вероятно, связано с христианским влиянием.
Считалось, что древние духи, существовавшие до создания Мапу, были представлены Нгеном, Эль, Пилланом и Вангуленом, которые были созданы из света, страсти, интуиции, мечтаний и понимания. Каждый из них был связан с Пуамом, который существовал в каждом из них и частью которого каждый из них был. Все они были нестареющими, одновременно древними и молодыми.
Космология
[ редактировать ]Центральное место в космологии мапуче занимает идея творца по имени нгенечен, который воплощен в четырех компонентах: пожилой мужчина ( фуча/футра/ча чау ), пожилая женщина ( куде/кусе ), молодой мальчик и молодая девушка. Они верят в миры, известные как Вену Мапу и Минче Мапу. Кроме того, космология мапуче основана на сложных представлениях о духах, которые сосуществуют с людьми и животными в естественном мире, и повседневные обстоятельства могут диктовать духовные практики. [9]
Самая известная ритуальная церемония мапуче - это Нгиллатун, что в переводе означает «молиться» или «общая молитва». Эти церемонии часто представляют собой крупные общественные события, имеющие чрезвычайное духовное и социальное значение. Практикуются многие другие церемонии, и не все из них предназначены для публичного или общественного участия, а иногда ограничиваются семьей.
Основными группами божеств и/или духов в мифологии мапуче являются Пиллан и Вангулен (духи предков), Нген (духи в природе) и векуфе (злые духи).
Поклонение солнцу и луне у мапуче имеет параллели у народов Центральных Анд и религии инков . [10] Действительно, у мапуче, а также у народов Центральной Анды луна ( Мама Килла , Куйен в Мапудунгуне) и солнце ( Инти , Анту в Мапудунгуне) являются супругами. [10] Слова мапуче , кечуа и аймара, обозначающие солнце и луну, по-видимому, являются заимствованиями из языка пукина . [11] Таким образом, космологические параллели можно проследить до времен империи Тиуанако , в которой, как полагают, пукина был важным языком. [11]
Человек в мифологии мапуче
[ редактировать ]См. также : Мифология и религия .
Миф о происхождении мапуче. Цель человека в Мапу — заселить его и заботиться о нем, ожидая прибытия всех духов в этот мир. Потомки первых людей образовали литуче (первоначальную деревню).
Дух и человеческая смерть
[ редактировать ]Для мапуче сущность/душа человека всегда живет в тесном контакте с природой. Одним из примеров этого является проведение всех ритуалов мапуче на вырубках деревьев. Для этого прежде всего существует Пу-Ам, вселенская душа, пронизывающая все живое. Из этой универсальной сущности каждого человека происходит Сущность Ам, которая сопровождает его тело до самой его смерти. Однако люди не единственные существа, обладающие Ам: все живые существа обладают собственной сущностью. Только векуфе не хватает сущности.
Что касается плотской смерти человека, когда человек умирает, его Ам становится Пиллю и сопротивляется отделению от его тела. Но состояние его пиллю очень опасно, поскольку векуфе может завладеть душой и поработить ее или же она может быть использована Кальку . Чтобы спастись, анима должна отправиться на остров Нгилл ченмайве , до которого мертвые могут добраться с помощью Тремпулькауэ : в этом месте она станет Алве . Так, на похоронах родные и близкие умершего пытаются криками и ударами прогнать душевную сущность. Придя в форму альве , сущность души может вернуться к своим близким без угрозы векуфе и таким образом помочь своим потомкам – прежде всего внукам. В некоторых случаях, когда человек достиг реализации на острове Нгилл ченмайве , пиллю может трансформироваться в пиллан или вангулен . Наконец, с течением времени, когда потомки умершего теряют память об умершем, алве возвращается, чтобы воссоединиться с Пу-Ам , и таким образом цикл достигает своего завершения.
Духовный путь человека
[ редактировать ]В культуре мапуче конечная цель людей — достичь пути, позволяющего достичь знания в четырех его формах:
Если человеку удается достичь этого пути, он получает знания о себе и своей роли, а значит, становится хозяином своего файла (судьбы). [ нужна ссылка ] и может стать пилланом после смерти. Таким образом, не существует существенного разделения между божественным духом и людьми не только потому, что последние были созданы первыми, но и потому, что они сами могут стать пилланами , если они люди, или вангуленами , если они женщина. Отсюда они смогут жить в венумапу . Отсюда вытекает чрезвычайная важность уважения к родителям, особенно бабушкам и дедушкам, в культуре мапуче. Эта ценность является первой из всех обязанностей в адмапу , собрании традиций мапуче. Чтобы душевная сущность человека могла стать пилланом или вангуленом , должно существовать великое потомство , которое продолжает помнить об умерших и чтить их память. Таким образом, фундаментальная потребность каждого мапуче — иметь много детей, которые произведут на свет много внуков. Для тех, у кого нет потомков, это будет настоящая драма мапуче, поскольку она ставит под угрозу возможность достижения филе и венумапу. . Таким образом, в мировоззрении мапуче духи предков, пиллан , а также многочисленные нгены очень часто вмешиваются в человеческие дела посредством использования сил природы. Таким образом, Векуфе делают это, обычно с помощью Кальку . Первые награждают людей, которые остаются верными адмапу, плодами природы, в то время как они наказывают (или позволяют Векуфе наказывать) засухами или наводнениями, землетрясениями и болезнями.
Цветовая концепция космоса
[ редактировать ]У народа мапуче цвет тесно связан с пониманием Вселенной и ее соответствующих измерений.
- Синий (kallfü) — оптимальный цвет, и его часто можно увидеть на конкретных уровнях повседневной жизни, например, в шарфах, которыми женщины мапуче покрывают головы, в обычной одежде, а также в краске, используемой в комнатах, а также в общих украшениях дома. . Таким образом, белый и синий являются ритуальными цветами совершенства, основными символами мачи и гильятуна. Эти два цвета всегда присутствуют в представлении мапуче о доброжелательном сверхъестественном пространстве. Однако их соответствующее расположение не установлено и не регулируется нормативным происхождением, поскольку синий и белый — это цвета, которые естественным образом воспринимаются в небе в зависимости от метеорологических и климатических условий.
- Черный (куру) символизирует дождь, а также материальную и духовную силу. Мапуче воспринимают этот цвет очень ярко, и его обычно используют те, кто находится у власти, такие как лонко, ульмены и мачи. Возможно, это связано с тем, что черный цвет сложнее всего окрашивать в традиционные ткани мапуче.
- Красный (келю) обычно ассоциируется с борьбой, воинственным поведением или битвой, а также кровью. Следовательно, красный цвет в гильятуне запрещен . Тем не менее, красный цвет также имеет положительный оттенок, учитывая его связь с цветом цветов в регионе, особенно копиуэ .
- Зеленый (кару) символизирует природу во всем ее великолепии и изобилии; он представляет собой удобрение земли, ее плодородие и саму землю.
Основные фигуры системы верований мапуче
[ редактировать ]Люди в системе верований мапуче
[ редактировать ]Религия мапуче не является организованной религией и не имеет храмов или касты священников.
- Кэл [12]
- Мачи : мужчина или женщина, служащие посредником между видимым и невидимым миром. Он или она знает все виды природного лоуэна (на языке мапудунгун : лоуэн «лекарство») и способы его применения. Является авторитетом в области традиционной медицины и знатоком тайн мира мапуче. Чтобы быть избранным Мачи, нужно достичь религиозной роли тсемон (в мапудунгун : тсемон «исцеление») посредством церемонии, известной как мачитун.
- Дунгумачифе: Посредник между лофом и ньюэн (силой) мачи, когда он находится в кюйми (трансе), где он действует как переводчик или помощник в ритуале исцеления.
- Нгенпин : Владелец слов, официальный оратор и духовный наставник во время ритуального исполнения. Когда оно совпадает с человеком лонко, его называют генпин лонко зугу.
- Пелом: Люди с особыми характеристиками, которые могут видеть будущее.
Мифологические существа
[ редактировать ]- Анчималлен [ нужна ссылка ]
- Коншон [ нужна ссылка ]
- Коло Коло
- Кожа
- Эпунамун
- Гуаличо [ нужна ссылка ]
- Гуаллипен [ нужна ссылка ]
- Гуиривило
- Лафтраш
- Пючен
- Сампалл
- Трелке-смерти
- Тремпулькауэ
- Вилла Трентрен и вилла Кайкай
- Запан-Зукум [ нужна ссылка ] В частности, Уильиш :
- Канильо
- Чаотрокин
- Уэнтеао
- Милликан
- Пукатриуэкече
Маршировать
[ редактировать ]В мифологии и верованиях народа мапуче роль «шамана» мачи , которую обычно играют пожилые женщины, является чрезвычайно важной частью культуры мапуче. Мачи выполняет церемонии защиты от зла, дождя, лечения болезней и обладает обширными знаниями о чилийских лекарственных травах, полученными во время тяжелого ученичества. Чилийцы всех национальностей и классов используют множество традиционных трав, известных мапуче. Основная церемония исцеления, проводимая мачи, называется мачитун .
Легенды и мифические существа
[ редактировать ]Наиболее важные мифы:
- легенда о Трентрене Вилу и Кайкаи Вилу ( Тен Тен-Вилу и Кой-Кой-Вилу )
- Черуфе
- Чончон
- Коло Коло
- Гуаличу
- Калку
- духи Нгена
- Дикобраз
- Пеучен
- духи Пиллана
- Треуако
- Бессмертные духи
См. также
[ редактировать ]- Позвоните мне
- Чилийская мифология
- Чилотская мифология
- Мапуче
- Миссия иезуитов мапуче
- Религия коренных народов
- Мифология Паскузе
- Таблетка
- Южноамериканская мифология
- Валмапу
- О смерти
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сотворение мира по мифологии мапуче | Музей Ралли» . Музей Ралли Марбелья . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Костанца Торри, Мария (2011). «Влияние обращения в христианство в традиционной медицине мапуче в Темуко, Чили: на пути к культурному синкретизму или форме идеологической ассимиляции?». Журнал религии и здоровья . 52 (4): 1228–1239. дои : 10.1007/s10943-011-9561-x . ПМИД 22203378 . S2CID 25172476 .
- ^ Гумусио, Кристиан Паркер (2002). «Религия и пробуждение коренных народов Латинской Америки». Социальный компас . 49 (1): 67–81. дои : 10.1177/0037768602049001006 . S2CID 146434986 .
- ^ Бендель, Мария (2002). «Межкультурное здоровье и отношения между этническими сообществами среди народа мапуче в Чили» (PDF) .
- ^ Ортис, Патрисио Р. (2009). «Знания и язык коренных народов: деколонизация культурно значимой педагогики в программе межкультурного двуязычного образования мапуче в Чили». Канадский журнал местного образования . 32 (1): 93–114, 130. ПроКвест 755412284 .
- ^ Мулиан-Тесмер, Родриго; Рохас-Баамонде, Пабло (2019). «Модель предков мапуче: дискуссия о культурном сходстве эсхатологических представлений индейцев » . Австралийский журнал социальных наук (на испанском языке). 36 (36): 127–151. doi : 10.4206/rev.austral.cienc.soc.2019.n36-07 . S2CID 201535281 .
- ^ «Мапуче — чилийская память, Национальная библиотека Чили» . Чилийская память . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Вильянуэва-Гальярдо*, Сандра (июнь 2021 г.). «ДИСКУРСИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАРОДА МАПУШЕ-ВИЛЛИЧЕ» . Андский диалог . стр. 343–355. дои : 10.4067/S0719-26812021000200343 . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Нгенечен и Дон Армандо Марилео
- ^ Jump up to: а б Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Хаслер, Фелипе (2018). « Correlatos en las constellaciones semióticas del sol y de la luna en las center y sur Andinas» [Соответствие семиотических солнечных и лунных созвездий в центральных и южных Андах]. Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства (на испанском языке). 23 (2): 121–141. дои : 10.4067/S0718-68942018000300121 .
- ^ Jump up to: а б Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 .
- ^ «Исчисление - Региональный тезаурус наследия» . www.tesauroregional.cl . Проверено 29 марта 2024 г.
- Хуан Луис Насс. Мифология мапуче. Том 40 из 500-летнего собрания. Коллекция «500 лет» (издания Abya-Yala Editions) 40. Том 40 500 лет. Издания АБЬЯ-ЯЛА, 1991 г. (испанский).