Легенда о Трентрене Вилу и Кайкай Вилу
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Декабрь 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Легенда миф о Трентрене Вилу (Тренгтренг или Тентен) и Кайкай Вилу (Кайкай) — это мапуче о потопе , повествующий о жестокой битве между двумя мифическими змеями, Трентрен Вилу (trentren="связанный с землей", vilu="змея) ") и Кайкай Вилу (Caicai="относящийся к воде", vilu="змея"). Это объясняет, как архипелаг Чилоэ и горы на юге Чили приобрели уникальную географию.
Миф
[ редактировать ]

По мнению мапуче, эти две змеи изначально были детьми самых могущественных пилланов , которых в качестве наказания превратили в звериные формы. Сын Перипиллана превратился в огромную змею, которая станет Кайкаем, а сын Анту превратился в огромную змею, которая станет Трентреном. Они должны были стать врагами, как Анту и Перипильян. Кайкай был отправлен жить в море, чтобы помогать заботиться о нем вместе с Нген-ко (духами воды), а Трентрен был отправлен жить на землю, чтобы помогать заботиться о земле вместе с другими Нген и помогать человечеству; таким образом, эти две змеи использовались как инструмент, с помощью которого исполнялась воля древних духов мапуче.
Говорят, что после того, как Кайкай проснулся от многолетнего сна, он пришел в ярость из-за неблагодарности, которую люди проявляли за каждый дар, подаренный им морем, и захотел наказать человечество и присоединить всю земную жизнь к своим владениям. Кайкай использовал свой хвост в форме рыбы, чтобы ударить по воде, вызвав сильное наводнение, поскольку Кайкай приказал водам затопить долины и холмы и унести всех ее обитателей на дно моря. [ 1 ]
Люди обратились за помощью к Трентрену, который увидел, что и люди, и животные в отчаянии. По приказу отца именно она должна была обеспечить им мудрость и защиту, поэтому она решила помочь человечеству. Она помогла людям и животным спастись, подняв их на спину и унеся в холмы; и она превратила тех, кто был пойман в ловушку водами, в птиц, чтобы они могли спастись, улетев; те, кто тонул в рыбе и морских млекопитающих (одним из них является происхождение кауэльче или говорящего дельфина ), и те, кто уже утонул в сумпале (водяные мапуче и русалки ). Те, кто был обездвижен ужасом, который они испытывали, превратились в манкиалов (окаменевших). Но поскольку море продолжало подниматься, Трентрену пришлось приказать холмам увеличиваться в высоту, чтобы противодействовать силе Кайкая. Разгневанный Кайкай начал сражаться против Трентрена в титанической битве, которая длилась долго, пока обе змеи не устали. Кайкай потерпел частичное поражение, так как не смог затопить всю землю; однако вода не вернулась полностью на свой прежний уровень, что дало Чили ее нынешнюю географию. [ 2 ]
Согласно традиции Чилоэ , Кайкай удовлетворился той частью земли, которую ему удалось затопить, и передал свои функции, относящиеся к морю, великому Миллалобо .
По традиции мапуче, после катаклизма все продолжили спокойную жизнь; пока однажды именно Трентрен не был возмущен отношением людей и не вызвал извержение всех вулканов, и населению пришлось переселиться в другие, более безопасные места. С этого момента Трентрен продолжает проявляться посредством землетрясений и извержений вулканов, а Кайкай вызывает приливные волны и наводнения, когда переворачивается во время сна.
Вариации мифа
[ редактировать ]Существует множество вариаций мифа, которые можно объяснить обширной территорией, охватываемой культурой мапуче, и тем фактом, что многие из этих историй передавались через устные традиции. [ 3 ]
Вариант Центральной долины
[ редактировать ]Трентрен — большая гора в хребте, который проходит между Гальварино и Темуко . Кайкай был большой змеей/змеей с тремя руками (деревьями), головой быка и хвостом, укорененным в земле. Кайкай также был вождем всех животных. Высоко на Трентрене было озеро, в котором находился дом Кайкаи. Люди приходили и били Кайкая палками по хвосту. Однажды люди слишком сильно беспокоили Кайкая, и Кайкай увел всех животных. Кайкай поднял их в воздух, и никто не знает, куда они пошли, но они являются духами-защитниками всех живых животных. [ 4 ]
Тольтенский район
[ редактировать ]Трентрен был залом, а также добрым духом, который помогал людям. Кайкай был морской птицей, злым духом, который причинял вред людям. Однажды Кайкай решил уничтожить всех мапуче и заставил море подняться, пока земля не была затоплена. Многим людям удалось подняться на Трентрен со своими животными, а дикие животные последовали за ними. Когда Кайкай крикнул: «Кай, Кай, Кай», море поднялось, пока почти не покрыло вершину Трентрена и стало угрожать всему, что наверху. Увидев это, Трентрен поднялся выше. Это продолжалось до тех пор, пока Трентрен не достиг своей нынешней высоты и не была использована вся морская вода. Кайкай был избит, а все люди и животные, поднявшиеся на Трентрен, остались в безопасности. Так Трентрен спас мапуче и победил зло. [ 4 ]
Подобные мифы
[ редактировать ]Вариант мифа гласит, что гнев Кайкаи против людей начался из-за того, что девушка отвергла своего сына Трауко .
Некоторые общины уильиче в Чилоэ говорят, что битва возникла из-за того, что дочь Трауко отвергла пиллан Перипиллан, и по этой причине ее сын решил отомстить.
В Аргентине существуют и другие более поздние версии мифа, которые меняют первоначальных родителей обеих мифических змей, указывая на то, что они будут братьями и/или сыновьями богов Нгенечена и Куэйена .
В популярной культуре
[ редактировать ]В последнем кадре трейлера фильма «Науэль и волшебная книга» от Latido Films Кайкаи поднимаются к океану, когда Науэль обнимает бессознательную подругу Фресию. [ 5 ]
Геологические и метеорологические интерпретации в последних исследованиях
[ редактировать ]Этот миф был геологически интерпретирован как повествование, связанное с вулканизмом Южной вулканической зоны. [ 6 ] [ 7 ] подчеркивая его связь с извержениями, лахарами, разливами озер и рек в горных районах, а также с тектоническими поднятиями и опусканиями на побережье после крупных землетрясений. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В Чили и Аргентине 36 топонимов названы в честь Трентрена, Кайкаи или вариаций этих названий. [ 11 ] Некоторые вариации вокруг Кайкаи также имеют атмосферный компонент, особенно торнадо и водяные смерчи, которые произошли в центрально-южном регионе Чили. [ 1 ] [ 8 ] [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бастиас, Калифорния; Чарриер, Р.; Миллакура, резюме; Агирре, Л.; Эрве, Ф.; Фариас, Массачусетс (01 июля 2021 г.). «Влияние геологических процессов на космическое видение коренных народов мапуче на юге и в центральной части Чили» . История наук о Земле . 40 (2): 581–606. Бибкод : 2021ESHis..40..581B . дои : 10.17704/1944-6187-40.2.581 . ISSN 1944-6187 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Кай Кай и Тренг Тренг – Мапуче – Преколомбино, Чили» . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Диас, Хосе Фернандо (2007). «Миф о «Трен-Тренг Кай-Кае» из Пуэбло Мапуче» . Ревиста Кусо (на испанском языке). 14 (1): 43–53. doi : 10.7770/cuhso-v14n1-art263 . ISSN 0719-2789 .
- ^ Jump up to: а б Фарон, Луи К. (1963). «Волшебная гора и другие мифы о происхождении индейцев мапуче Центрального Чили» . Журнал американского фольклора . 76 (301): 245–248. дои : 10.2307/538527 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 538527 .
- ^ Науэль и волшебная книга Германа Акунья - Трейлер на YouTube
- ^ Гонсалес-Ферран, Оскар (1994). Вулканы Чили . Чили: Военно-географический институт. п. 251.
- ^ Морено, Тереза; Гиббонс, Уэс (2007). Геология Чили . Геологическое общество.
- ^ Jump up to: а б Бастиас Куривиль, Кристиан Андрес (2019). «Влияние геологических процессов на мировоззрение мапуче между Консепсьоном и Чилоэ» . Отчет для получения звания геолога. Университет Чили (на испанском языке) . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Вильягран, Каролина; Видела, Мигель А. (2018). «Миф о происхождении в мировоззрении природы мапуче: Размышления над образами филу-филоко-пиру» . Магаллания (Пунта-Аренас) . 46 (1): 249–266. дои : 10.4067/S0718-22442018000100249 . ISSN 0718-2244 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Виталиано, Дороти (1994). Легенды Земли (на испанском языке). Перевод Лидии Пла. Сохранить редакторы. пп. 161–162.
- ^ Бастиас Куривиль, Кристиан Андрес (2023). «Карта холмов Трентрен и Кайкай в Чили и Аргентине (версия 2019 и 2022 годов)» . Репозиторий исследовательских данных Чилийского университета . дои : 10.34691/UCHILE/QSFITR . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Бастиас-Куривил, Кристиан; Ронданелли, Роберто; Висенсио, Хосе; Матус, Фелипе; Найт, Виктория; Муньос, Франциска; Барраса, Хосе; Кампос, Диего; Валенсуэла, Рауль; Маза, Алехандро де ла (2024). «Торнадо и водяные смерчи в Чили / Торнадо и Тромбас в Чили» . Figshare (набор данных) . doi : 10.6084/m9.figshare.25119566.v3 .
- Том Д. Диллехей. Памятники, империи и сопротивление: арауканское государство и ритуальные повествования. Кембриджские исследования в области археологии. Издательство Кембриджского университета, 2007. ISBN 0-521-87262-6 , ISBN 978-0-521-87262-1