Архитектура Пуэбло



Архитектура Пуэбло относится к традиционной архитектуре народа Пуэбло на территории нынешней юго-западной части США , особенно в Нью-Мексико . Многие из тех же строительных технологий были позже адаптированы латиноамериканцами Нью-Мексико в территориальный стиль . Архитектура Пуэбло и Испано также была основой архитектуры возрождения Пуэбло и архитектуры территориального возрождения , юго-западных региональных стилей 20-го века, которые остаются популярными.
История
[ редактировать ]Предки пуэбло впервые начали строить постройки пуэбло в период Пуэбло I (750–900 гг. Н. Э.). Когда испанские колонисты прибыли на Юго-Запад в конце 1500-х годов, они научились местным методам строительства у народа Пуэбло и адаптировали их к своим собственным типам зданий, таким как гасиенды и миссионерские церкви . [1] Народ Пуэбло также перенял некоторые испанские инновации, в том числе производство сырцовых кирпичей, обожженных на солнце. [2] Поскольку современные строительные материалы, такие как кирпич, стекло и фрезерованные пиломатериалы, стали более доступными в территориальный период и особенно с появлением железных дорог в 1870-х и 1880-х годах, традиционные методы строительства вышли из моды, хотя они оставались обычным явлением в самих пуэбло и в других сельских районах. Архитектура Пуэбло пережила возрождение в 1920-х и 1930-х годах как романтизированный стиль возрождения , Возрождение Пуэбло , и остается популярной в Нью-Мексико.

Характеристики
[ редактировать ]Здания пуэбло чаще всего строятся из самана , хотя там, где это возможно, также использовался камень, например, в каньоне Чако . Здания имеют плоские крыши, поддерживаемые грубо отесанными деревянными балками, называемыми вигасами , и меньшими перпендикулярными планками или латиллями . Виги обычно проходят через поверхность внешней стены. Более крупные конструкции часто имеют форму многоэтажных террас с выступами на каждом уровне. Традиционно на верхние этажи можно было попасть по лестницам , а здания часто были полуукрепленными с минимальными дверными и оконными проемами на уровне земли. В современной практике более распространены обычные двери и окна, которые часто модернизируются в старых зданиях. Другие ключевые элементы архитектуры Пуэбло включают кивас — круглые церемониальные помещения, частично или полностью находящиеся под землей, а также закрытые дворы или площади. [3] [4] Акцент делается на общественных, а не на частных пространствах: площадь находится в центре деревни и деревенской жизни, тогда как жилые и складские помещения более утилитарны и расположены по периферии. [5]
По мнению архитектора и историка Санта-Клары Рины Свенцелл, архитектуру пуэбло можно понимать в контексте «мира, в котором дом или строение не являются объектом или машиной для жизни, а являются частью космологического мировоззрения, которое признает множественность, одновременность, инклюзивность и взаимосвязанность». [6] В этой традиции здания рассматриваются как живые существа с ограниченным сроком службы, и после постройки их «кормят» кукурузной мукой, чтобы они могли хорошо жить. [7] «Центр» — важное понятие, поскольку площадь является одновременно физическим центром деревни и метафизическим центром вселенной:
«Сердце земли» или бу-пинг-ге (сердце пуэбло) для народа тева — это открытое общественное пространство внутри деревни, где проводятся ритуальные танцы и другие общественные мероприятия. Бу-пинг-ге содержит буквальный центр земли, нан-сипу , что переводится как «корень» земли. Космос каждого пуэбло окружает нан-сипу , а окружающие его горы, где соприкасаются небо и земля, являются границами хорошо организованных пространств, в которых живут люди, животные и духи. [7]
Нан -сипу может быть незаметно отмечен камнями. [7] Идея выхода из земли и возвращения на нее также важна, особенно в подземных кивах и лестницах, используемых для подъема с одного уровня на другой. [6] Дочь Свенцелла, скульптор Роксана Свенцелл , определила многовековую связь пуэбло с ландшафтом как еще один ключевой аспект архитектуры пуэбло:
Вы можете наблюдать, как дерево вырастает из маленького деревца в большое дерево, а затем срубить его и использовать в своем доме для виги. Но ты знаешь это дерево. Это твоя семья. Грязь, которую вы используете для штукатурки или изготовления самана и прочего, она прямо здесь. Итак, вы знаете, где хорошая грязь, а где не очень. Это абсолютно отношения. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бантинг, Бейнбридж (1976). Ранняя архитектура в Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- ^ Маркович, Николай С.; Прейзер, Вольфганг Ф.Е.; Штурм, Фред Г. (2015). Стиль Пуэбло и региональная архитектура . Нью-Йорк: Рутледж. п. 20. ISBN 978-1-317-39883-7 . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Лексон, Стивен Х. (1984). Великая архитектура пуэбло в каньоне Чако (PDF) . Альбукерке, Нью-Мексико: Служба национальных парков . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Архитектура Пуэбло» . Британская энциклопедия . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Роман Марс (2 февраля 2021 г.). «Оштукатуренный во времени» . 99% невидимость (подкаст). Радиотопия . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Свенцелл, Рина (2015). «Пространство, форма и мифология Пуэбло». В Марковиче, Николае С.; Прейзер, Вольфганг Ф.Е.; Штурм, Фред Г. (ред.). Стиль Пуэбло и региональная архитектура . Абингдон: Рутледж. стр. 23–29. ISBN 978-1-317-39883-7 . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Свенцелл, Рина (1997). «Недооцененная святость». В Морроу, Бейкер Х.; Прайс, Винсент Барретт (ред.). Анасази Архитектура и американский дизайн . Альбукерке: UNM Press. стр. 186–189. ISBN 978-0-8263-1779-7 .