Jump to content

Акома Пуэбло

Координаты : 34 ° 53'47 "N 107 ° 34'55" W  /  34,89639 ° N 107,58194 ° W  / 34,89639; -107,58194

Ну давай же
Жилища на горе в Акома Пуэбло
Акома находится в Нью-Мексико.
Ну давай же
Ну давай же
Расположение в Нью-Мексико
Ближайший город Белый дом, Нью-Мексико
Координаты 34 ° 53'47 "N 107 ° 34'55" W  /  34,89639 ° N 107,58194 ° W  / 34,89639; -107,58194
Область 270 акров (110 га)
Построен 1100 ; 924 года назад ( 1100 )
Архитектурный стиль Городской , Территориальный
Номер ссылки NRHP . 66000500 [1]
Значимые даты
Добавлено в НРХП 15 октября 1966 г.
Назначенный НХЛД 9 октября 1960 г. [2]

Акома-пуэбло ( / ˈ æ k ə m ə / AK -ə-mə , Западный Керес : Áakʼu ) — индейский пуэбло примерно в 60 милях (97 км) к западу от Альбукерке, штат Нью-Мексико , в Соединенных Штатах.

Деревню Акома-Пуэбло составляют четыре общины: Скай-Сити (Старая Акома), Акомита, Анзак и Маккартис . Эти сообщества расположены недалеко от обширной агломерации Альбукерке , которая включает в себя несколько крупных городов и поселков, в том числе соседнюю Лагуну Пуэбло . Племя Акома-пуэбло — признанное на федеральном уровне племенное образование. [3] чья историческая земля Акома Пуэбло занимала примерно 5 000 000 акров (2 000 000 га). Сегодня большая часть сообщества Акома проживает в основном в индейской резервации Акома . [4] Акома Пуэбло является национальной исторической достопримечательностью .

По данным переписи населения США 2010 года, 4989 человек идентифицировали себя как акома. [5] Акома постоянно населяли эту территорию на протяжении более 2000 лет. [6] что делает это одно из старейших постоянно населенных сообществ в Соединенных Штатах (наряду с пуэбло Таос и хопи ). [7] Согласно традициям племени Акома, они жили в деревне более двух тысяч лет. [7]

Английское название Acoma было заимствовано из испанского Ácoma (1583 г.) или Acóma (1598 г.). Испанское имя было заимствовано из Acoma слова ʔáák'u̓u̓m̓é, означающего «человек из Акомы Пуэбло». ʔáák'u̓u̓m̓é Само происходит от ʔáák'u (единственное число; множественное число: ʔaak'u̓u̓m̓e̓e̓ʈʂʰa ). Это имя не имеет никакого значения в современном языке акома. Некоторые авторитеты племени связывают его с похожим словом хааку , «готовность, место готовности», и предполагают, что это могло быть источником названия. Название не означает «небесный город». [8] Другие старейшины племени утверждают, что это означает «место, которое всегда было», тогда как посторонние говорят, что это означает «люди белой скалы». [7]

В исторических документах акома писалась по-разному, в том числе ákuma, ákomage, Acus, Acux, Aacus, Hacús, Vacus, Vsacus, Yacco, Acco, Acuca, Acogiya, Acuco, Coco, Suco, Akome, Acuo, Ako и А'ку-ме. Испанская миссия называлась Сан-Эстебан-де-Акома . [8]

Пуэбло — это испанское слово, означающее «деревня» или «маленький город» и «люди». В общем, он применяется как к людям, так и к уникальной архитектуре коренных племен юго-запада. [4]

Акома называются ʔáák'u ( IPA: [ʔɑ́ːk'ù] на западном кересане , хакукья на зуни и хаако на навахо .

Язык акома относится к западному разделу кересанских языков . [4] В современной культуре акома-пуэбло большинство людей говорят как на акоме, так и на английском, старейшины говорят на находящемся под угрозой исчезновения коренном варианте новомексиканского испанского языка . [3]

Акома Пуэбло Скай Сити, вид с воздуха
Вид на гору Акома-Пуэбло с северо-запада.

Истоки и предыстория

[ редактировать ]

Считается, что люди пуэбло произошли от предков пуэблоанцев , моголлонов и других древних народов. Это влияние проявляется в архитектуре, фермерском стиле и художественном искусстве Акомы. В 13 веке предки пуэблоа покинули свою родину в каньоне из-за изменения климата и социальных потрясений. На протяжении более двух столетий в этом районе происходили миграции. Акома Пуэбло возникла в 13 веке. [4] Однако сами акома утверждают, что Небесный город Пуэбло был основан в 11 веке, а кирпичные здания на холме были построены еще в 1144 году. Свидетельством их древности является уникальное отсутствие самана в их конструкции. Столь ранняя дата основания делает Акома Пуэбло одним из первых постоянно населенных поселений в Соединенных Штатах. [9] [10]

Пуэбло расположен на горе высотой 365 футов (111 м) , примерно в 60 милях (97 км) к западу от Альбукерке, штат Нью-Мексико. Изоляция и расположение пуэбло служили убежищем для общины на протяжении более 1200 лет, когда они искали защиты от набегов соседних народов навахо и апачей . [10]

Европейский контакт

[ редактировать ]

Первое упоминание об Акоме произошло в 1539 году. Эстеванико , раб, был первым неиндейцем, посетившим Акому, и сообщил об этом Маркосу де Нисе , который передал информацию наместнику Новой Испании после окончания его экспедиции. Акому называли независимым королевством Хакус. Он назвал людей Акомы энкаконадо, что означало, что у них бирюза . из ушей и носов свисала [11] [12]

Лейтенант [13] Эрнандо де Альварадо Экспедиция конкистадора ) как «очень странное место , Франсиско Васкеса де Коронадо в 1540 году описала Пуэбло (которое они называли Акуко построенное на твердой скале» и «одно из самых прочных мест, которые мы когда-либо видели». Посетив Пуэбло, экспедиция «раскаялась, что подошла к этому месту». Далее из отчета Альварадо:

Эти люди были грабителями, которых боялась вся страна вокруг. Деревня была очень сильной, потому что находилась на недосягаемой скале, с крутыми склонами во всех направлениях... Вход был только один по лестнице, построенной вручную... Там была широкая лестница примерно в 200 ступенек, затем отрезок примерно в 100 более узких ступенек и наверху им пришлось подняться примерно в три раза выше человеческого роста посредством отверстий в скале, в которые они вставляли кончики своих ног, держась при этом за их руки. Наверху была стена из больших и маленьких камней, которую они могли скатить, не показываясь, так что ни одна армия не могла оказаться достаточно сильной, чтобы захватить деревню. Наверху у них было место для посева и хранения большого количества кукурузы, а также цистерны для сбора снега и воды. [14]

Считается, что экспедиция Коронадо была первыми европейцами, встретившими Акому (Эстеван был коренным марокканцем). [10] Альварадо сообщил, что сначала Акома отказалась войти даже после уговоров, но после того, как Альварадо высказал угрозы нападения, охранники Акомы мирно приветствовали испанцев, отметив, что они и их лошади устали. Встреча показывает, что у Акомы была одежда из оленьей кожи, кожи буйвола и тканого хлопка, а также украшения из бирюзы , домашние индейки , хлеб, кедровые орехи и кукуруза . В деревне, кажется, проживало около 200 мужчин.

В следующий раз Акому посетили испанцы 40 лет спустя, в 1581 году, Фрай Агустин Родригес и Франсиско Санчес Чамускадо с 12 солдатами, 3 другими монахами и 13 другими, включая индийских слуг. Сообщалось, что акома в это время занимали оборонительную позицию и боялись. Этот ответ мог быть вызван знанием о порабощении испанцами других индейцев для работы на серебряных рудниках в этом районе. Однако в конце концов партия Родригеса и Чамускадо убедила их обменять товары на еду. В отчетах испанцев говорится, что в пуэбло было около 500 домов трех- или четырехэтажной высоты.

В 1582 году Акому снова посетил Антонио де Эспехо на три месяца. Сообщается, что акома носят манты . Эспехо также отметил ирригацию в Акомите , фермерской деревне в северной долине недалеко от реки Сан-Хосе , которая находилась в двух лигах от горы. Он увидел свидетельства межплеменной торговли с «горой Керечос» . Устная история Акомы не подтверждает эту торговлю, а только рассказывает об обычных посланниках, направлявшихся в Месу, Акомиту, деревню Маккартис и Симу и обратно . [15] [12] [11] [16]

Хуан де Оньяте намеревался колонизировать Нью-Мексико, начиная с 1595 года (формально он владел этой территорией к апрелю 1598 года). Воин Акомы Зутакапан услышал об этом плане, предупредил столовую гору и организовал оборону. Однако старейшина пуэбло Чумпо отговаривал от войны, отчасти для предотвращения смертей, а отчасти на основании упоминания Сутанкальпо (сына Сутакапана) о широко распространенном убеждении, что испанцы бессмертны. Таким образом, когда Оньяте посетил его 27 октября 1598 года, Акома встретил его мирно, без какого-либо сопротивления требованию Оньяте о капитуляции и послушании. Оньяте продемонстрировал свою военную мощь, салютуя. Сутакапан предложил Оньяте официально встретиться в религиозной киве , которая традиционно используется как место для принесения священных клятв и обетов. Однако Оньяте боялся смерти и, подозрительно не зная обычаев Акомы, отказался входить по лестнице с крыши в темные покои кива. Пургуапо был еще одним человеком из Акомы из четырех, выбранных для переговоров с Испанией. [12] [16]

Вскоре после отъезда Оньяте Гаспар Перес де Вильягра один посетил Акому с собакой и лошадью и попросил другие припасы. Вильягра отказался слезть с лошади и отправился следовать за группой Оньяте. Однако Зутакапан убедил его вернуться за припасами. На допросе Сутакапана Вильягра сообщил, что 103 вооруженных человека находились в двух днях езды от Акомы. Затем Сутакапан сказал Вильягре покинуть Акому. [12] [16]

1 декабря 1598 года Хуан де Сальдивар , племянник Оньяте, достиг Акомы с 20–30 мужчинами и мирно торговал с ними, и ему пришлось несколько дней ждать заказа молотой кукурузы. 4 декабря Сальдивар отправился с 16 броненосцами в Акому, чтобы разузнать о кукурузе. Сутакапан встретил их и направил к домам с кукурузой. Затем люди Сальдивара разделились на группы, чтобы собрать кукурузу. Традиционное устное повествование Акомы гласит, что группа напала на некоторых женщин Акомы, что побудило воинов Акомы принять ответные меры. В испанских документах не сообщается о нападении на женщин, но говорится, что разделение мужчин было реакцией на план Сутакапана уничтожить партию Сальдивара. Акома убила 12 испанцев, включая Сальдивара. Пятерым мужчинам удалось сбежать, хотя один погиб, перепрыгнув через цитадель, а четверым удалось бежать вместе с оставшимся лагерем. [16]

20 декабря 1598 года Оньяте узнал о смерти Сальдивара и, получив обнадеживающие советы от монахов , спланировал нападение в отместку, а также чтобы преподать урок другим пуэбло. Акомас попросил помощи у других племен для защиты от испанцев. Среди лидеров были Гикомбо, Попемполь, Чумпо, Кальпо, Бускойко, Эзмикайо и Бемпол (завербованный военный лидер апачей ). 21 января 1599 года Висенте де Сальдивар (брат Хуана де Сальдивара) достиг Акомы с 70 солдатами. Резня в Акоме началась на следующий день и продолжалась три дня. 23 января мужчинам удалось подняться на южную гору незамеченными охранниками Акомы и прорваться через пуэбло. Испанцы протащили по улицам пушку, разрушили глинобитные стены и сожгли большую часть деревни, убив 800 человек (уничтожив 20% из 4000 населения) и заключив в тюрьму еще около 500 человек. Почти все оставшиеся жители были порабощены или покинули город. Пуэбло сдались в полдень 24 января. Сальдивар потерял только одного из своих людей. Испанский ампутировали правые ноги мужчинам старше 25 лет и отправляли их в рабство на 20 лет. Они также забрали мужчин в возрасте 12–25 лет и женщин старше 12 лет у их родителей, отправив большинство из них в рабство на 20 лет. Порабощенные акомы были переданы правительственным чиновникам и различным миссиям. Двум другим индейцам, посетившим в то время Акому, отрезали правые руки и отправили обратно в свои пуэбло в качестве предупреждения о последствиях сопротивления испанцам. [12] [17] [16] На северной стороне холма в ряде домов до сих пор сохранились следы огня, устроенного пушкой во время войны в Акоме. [10] (Позже Оньяте был изгнан из Нью-Мексико за бесхозяйственность, ложную информацию и жестокость со стороны Филиппа III Испанского .)

Миссия Сан-Эстебан-Рей была построена около 1641 года, фотография Анселя Адамса , около 1941 года.
Вид того же здания, 2009 год, с очевидными архитектурными изменениями.

Выжившие в резне в Акоме восстановили свою общину между 1599 и 1620 годами. Город оставался необитаемым в течение нескольких месяцев из-за опасений новых нападений, пока в декабре 1599 года его не начали восстанавливать. Оньяте заставил акома и других местных индейцев платить налоги в урожай, хлопок и рабочая сила. Испанское правление также привело католических миссионеров в этот район . Испанцы переименовали пуэбло в имена святых и начали строить в них церкви. Они представили Акоме новые культуры, в том числе персики, перец и пшеницу. 1620 года Королевским указом были созданы испанские гражданские офисы в каждом пуэбло, включая Акому, с назначенным губернатором, который взял на себя командование. В 1680 году восстание пуэбло с участием Акомы. произошло [10] Восстание привело беженцев из других пуэбло. Те, кто в конечном итоге покинул Акому, переехали в другое место, чтобы сформировать Laguna Pueblo . [18]

Акома страдала от высокой смертности от эпидемий оспы , поскольку у них не было иммунитета к таким евразийским инфекционным заболеваниям . Они также пострадали от набегов апачей, команчей и ютов . Иногда акома вставала на сторону испанцев в борьбе против этих кочевых племен. Вынужденные официально принять католицизм, акома начали тайно исповедовать свою традиционную религию и объединили элементы обеих в синкретическую смесь. Смешанные браки и взаимодействие стали обычным явлением среди акома, других пуэбло и латиноамериканских деревень. Эти сообщества смешались в своего рода креолизации, чтобы сформировать культуру Нью-Мексико . [19]

Миссия Святого Стефана Королевского

[ редактировать ]

Между 1629 и 1641 годами отец Хуан Рамирес руководил строительством миссионерской церкви Сан-Эстеван-дель-Рей . Акоме было приказано построить церковь, перевезя 20 000 коротких тонн (18 000 т) самана, соломы, песчаника и грязи на гору для строительства церковных стен. Сосна Пондероза была привезена членами общины с горы Тейлор , расположенной на расстоянии более 40 миль (64 км). Площадь 6000 квадратных футов (560 м²) 2 ) в церкви есть алтарь, окруженный деревянными колоннами высотой 60 футов (18 м). Они вырезаны вручную в красно-белых узорах, символизирующих христианские верования и верования коренных народов. Акома знают, что это сооружение было построено руками их предков, и считают его культурным сокровищем.

В 1970 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест . [20] В 2007 году миссионерская церковь была внесена в список исторических памятников Национального фонда , единственный объект коренных американцев в этом рейтинге, определенный Национальным фондом сохранения исторического наследия, некоммерческой организацией. [10]

19 и 20 века

[ редактировать ]
Пуэбло 1933–1942 (Ансель Адамс)

В XIX веке народ акома, пытаясь сохранить традиционную жизнь, также перенял аспекты некогда отвергнутой испанской культуры и религии. К 1880-м годам железные дороги привели к увеличению числа поселенцев и положили конец изоляции пуэбло.

В 1920-х годах Всеиндийский совет пуэбло собрался впервые за более чем 300 лет. В ответ на интерес Конгресса к присвоению земель пуэбло, Конгресс США принял Закон о землях пуэбло в 1924 году. Несмотря на успехи в сохранении своих земель, акома столкнулась с трудностями в сохранении своих культурных традиций в 20 веке. Протестантские миссионеры открыли в этом районе школы, а Бюро по делам индейцев заставляло детей Акомы отправляться в школы-интернаты . К 1922 году большинство детей из общины находились в школах-интернатах, где их заставляли говорить по-английски и исповедовать христианство. [19] Несколько поколений оказались отрезанными от своей культуры и языка, что имело тяжелые последствия для их семей и общества.

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Улица в Пуэбло, 2012 г.

На горе стоит около 300 двух- и трехэтажных глинобитных зданий, с внешними лестницами, используемыми для доступа на верхние уровни, где живут жители. Доступ к плато осуществляется по дороге, проложенной в скале в 1950-х годах, по которой можно проехать на машине и автобусе. Тропинками вниз по горе все еще можно пользоваться. Примерно 30 [18] по крайней мере, люди постоянно живут на горе, причем население увеличивается по выходным, поскольку члены семьи приезжают в гости, а туристы, около 55 000 ежегодно, приезжают сюда на день.

В Акома Пуэбло нет электричества, водопровода и канализации. [18] Земли резервации окружают гору общей площадью 600 квадратных миль (1600 км²). 2 ). Члены племени живут как на территории резервации, так и за ее пределами. [10] Современная культура акомы остается относительно закрытой. [3] Согласно переписи населения США 2000 года, 4989 человек идентифицируют себя как акома. [10]

Культура

[ редактировать ]

Управление и резервирование

[ редактировать ]
Флаг народа Акомы

Правительство Акомы поддерживали два человека: касик , или глава пуэбло, и военный капитан, которые служили до своей смерти. Оба человека поддерживали сильную религиозную связь со своей работой, представляя теократию управления Акомы. Испанцы создали группу для наблюдения за пуэбло, но акома не восприняла их власть всерьез. Испанская группа будет работать с внешними ситуациями и будет состоять из губернатора, двух вице-губернаторов и совета. Акома также участвовала во Всеиндийском совете пуэбло, который был основан в 1598 году и вновь возник в 20 веке. [21]

Акома контролирует около 500 000 акров (200 000 га) своей традиционной земли. Столовые горы, долины, холмы и ручьи усеивают ландшафт, средняя высота которого составляет около 7000 футов (2100 м), с выпадением около 10 дюймов (250 мм) осадков в год. С 1977 года акома увеличила свои владения за счет нескольких покупок земли. В резервации только члены племени могут владеть землей, и почти все зарегистрированные члены живут на этой территории. Касик по-прежнему активен в обществе и принадлежит клану Антилопы. Касик назначает членов совета племени , персонал и губернатора. [3]

В 2011 году Акома Пуэбло и Пуэбло Санта-Клара стали жертвами сильного наводнения . Нью-Мексико предоставил более 1 миллиона долларов для финансирования готовности к чрезвычайным ситуациям и устранения ущерба пострадавшим, а губернатор Сусана Мартинес запросила дополнительное финансирование у Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям . [22]

Трехэтажное здание с контрфорсами и пережиток древней кирпичной архитектуры 11 века, которые в небольшом количестве до сих пор сохранились на Пуэбло.
Дом с украшенным дверным проемом
Традиционная деревянная лестница ведет ко входу на второй этаж кивы , комнаты религиозного созерцания.
Традиционный рог , глинобитная печь .

Война и вооружение

[ редактировать ]

Исторически военные действия были обычным явлением для Акомы, как и для других пуэбло. Используемое оружие включало дубинки , камни, копья и дротики. Позже Акома будет служить вспомогательными войсками под командованием Испании и Мексики, борясь с набегами и защищая торговцев на тропе Санта-Фе. После 19 века набеги племен стали меньшей угрозой, и военная культура Акомы начала приходить в упадок. Должность военного капитана в конечном итоге изменилась на гражданскую и религиозную функцию. [6]

Архитектура

[ редактировать ]

Акома Пуэбло состоит из трех рядов трехэтажных многоквартирных домов, выходящих на юг, на вершину холма. Здания построены из сырцового кирпича , с балками на крыше, которые были покрыты столбами, кистью, а затем оштукатурены. Крыша одного уровня будет служить полом для другого. Каждый уровень соединен с другими лестницами, служащими уникальным средством защиты; лестницы — единственный способ войти в здание, поскольку в традиционной конструкции нет окон и дверей. Нижние этажи зданий использовались под склады. Печи для выпечки расположены снаружи зданий, а вода собирается из двух естественных цистерн . В Акоме также есть семь прямоугольных кив и деревенская площадь, которая служит духовным центром деревни. [21]

Семейная жизнь

[ редактировать ]

Около 20 матрилинейных кланов были признаны Акомой. Традиционное воспитание детей предполагает очень мало дисциплины. Пары, как правило, были моногамными , и разводы были редкостью. За смертью последовало быстрое погребение, затем четыре дня и ночи бдения . Женщины носили хлопчатобумажные платья и сандалии или высокие мокасины . Мужчины носили хлопчатобумажные килты и кожаные сандалии. Кожа кролика и оленя также использовалась для изготовления одежды и халатов. [6] В 17 веке лошади были завезены в Пуэбло испанцами. За образованием следили старосты кива, которые преподавали человеческое поведение, дух и тело, астрологию, этику, детскую психологию, ораторское искусство , историю, танцы и музыку. [6]

С 1970-х годов Acoma Pueblo сохраняет контроль над образовательными услугами, которые играют ключевую роль в поддержании традиционного и современного образа жизни. Они делят среднюю школу с Лагуной Пуэбло . Алкоголизм, употребление наркотиков и другие проблемы со здоровьем широко распространены в резервации, и больницы Индийской службы здравоохранения и местные целители сотрудничают в борьбе с проблемами со здоровьем. Алкоголь в Пуэбло запрещен. [23] Сообщество обслуживается больницей Акома-Канончито-Лагуна (ACL), находящейся в ведении Службы здравоохранения Индии и расположенной в Акоме. Сегодня 19 кланов продолжают действовать. [3]

Традиционная религия Акома подчеркивает гармонию между жизнью и природой. Солнце является представителем божества -Творца . Горы, окружающие поселение, Солнце вверху и Земля внизу помогают сбалансировать и определить мир Акомы. Традиционные религиозные церемонии могут быть связаны с погодой, в том числе с целью обеспечить здоровые осадки. Акома также используют качины в ритуалах. У пуэбло также была одна или несколько кив , которые служили религиозными палатами. Лидер каждого пуэбло будет выполнять функции религиозного лидера общины или касика . Касик наблюдал за Солнцем и использовал его как ориентир при планировании церемоний, некоторые из которых держались в секрете. [19]

Многие Акома являются католиками , но сочетают в себе аспекты католицизма и своей традиционной религии. Многие старые ритуалы все еще выполняются. [3] В сентябре Акома чтит своего покровителя , Святого Стефана . В праздничный день столовая гора открыта для публики. Фестиваль Сан-Эстебан посещают более 2000 паломников. Празднование начинается в миссии Сан-Эстебан-дель-Рей, где резное сосновое изображение Святого Стефана снимают с алтаря и переносят на главную площадь под пение людей, стрельбу из винтовок и звон колоколов на шпиле . Затем процессия проходит мимо кладбища, по узким улочкам и к площади. По прибытии на площадь чучело помещают в святилище, застеленное ткаными одеялами, и охраняют двое мужчин Акомы. Далее следует праздник с танцами и застольем. Во время фестиваля продавцы продают товары, такие как традиционная керамика и кухня. [10]

Пропитание

[ редактировать ]

До контакта с испанцами жители Акомы в основном ели кукурузу, фасоль и тыкву. Мут-це-ни был популярным тонким кукурузным хлебом . Они также выращивали индеек, табак и подсолнечник. Акома охотились на антилоп, оленей и кроликов. Были собраны дикие семена, ягоды, орехи и другие продукты. После 1700 года в исторических записях были отмечены новые продукты. Основные продукты питания включали голубой кукурузный напиток, пудинг , кукурузную кашу , кукурузные шарики, пшеничный пирог, напиток из коры персика, бумажный хлеб, мучной хлеб, лесные ягоды и плоды опунции . После контакта с испанцами стали выращивать коз, лошадей, овец и ослов. [6]

В современной Акоме популярны и другие продукты, такие как яблочная выпечка, кукурузные тамале , тушеное мясо с зеленым перцем чили и бараниной, свежая кукуруза и пшеничный пудинг с коричневым сахаром. [10]

орошения , как плотины и террасы. Использовались такие методы [ когда? ] для сельского хозяйства. Сельскохозяйственные орудия делались из дерева и камня. Собранную кукурузу измельчали ​​руками в ступке . [6]

Этноботаника

[ редактировать ]

Список этноботаники Acoma People [ нужны разъяснения ] показано 68 документально подтвержденных видов использования растений. [24] [ нужна полная цитата ]

В 1932 году Джордж Р. Суонк опубликовал магистерскую диссертацию под названием «Этноботаника индейцев акома и лагуна», содержащую краткие разделы по истории, культуре и мифологии пуэблоанцев, а также подробное описание использования и названий растений. [25]

Экономика

[ редактировать ]
Полихромная олла из Акома Пуэбло, ок. 1889–1903 гг., Предназначен для туристической торговли.

Историческая экономическая практика Акомы описывается как социалистическая или общинная. Труд был разделен, а продукция распределялась поровну. Торговые сети были обширными и простирались на тысячи миль по всему региону. Летом и осенью в определенное время проводились торговые ярмарки. Крупнейшую ярмарку провели в Таосе команчи. Кочевые торговцы обменивали рабов, оленьи шкуры, шкуры буйвола, вяленое мясо и лошадей. Люди пуэбло обменивали медь и украшения из ракушек, перья ара и бирюзу . С 1821 года Акома торговала по тропе Санта-Фе . Появление железных дорог в 1880-х годах сделало Акому зависимой от товаров американского производства, что подавило традиционные искусства, такие как ткачество и гончарное дело. [6]

Сегодня Акома производит самые разные товары. Они выращивают люцерну , овес , пшеницу, перец чили, кукурузу, дыни, кабачки, овощи и фрукты, а также разводят скот. Они обладают природными запасами газа, геотермальных и угольных ресурсов. Урановые рудники в этом районе обеспечивали Акому работой до их закрытия в 1980-х годах. После этого племя обеспечивало большую часть рабочих мест. Однако высокий уровень безработицы беспокоит пуэбло. Урановые рудники оставили радиационное загрязнение, что привело к осушению племенного рыболовного озера и возникновению некоторых проблем со здоровьем среди населения. [3]

Культурный центр Sky City, в который входит музей Хааку.

Туризм является основным источником дохода племени. [3] В 2008 году Пуэбло Акома открыл культурный центр Sky City и музей Хааку у подножия горы, заменив оригинал, уничтоженный пожаром в 2000 году. Центр и музей стремятся поддержать и сохранить культуру Акомы. Показываются фильмы об истории Акомы, а в кафе подают традиционные блюда. Архитектура была вдохновлена ​​дизайном пуэбло и местными архитектурными традициями, с широкими дверными проемами посередине, которые в традиционных домах облегчают доставку продуктов. Оконные стекла содержат вкрапления слюды , минерала, который используется для создания окон в горах. Комплекс также огнестойкий, в отличие от традиционных пуэбло, и окрашен в светло-розовые и пурпурные цвета, чтобы соответствовать окружающему его ландшафту. В центре выставлены и продемонстрированы традиционные произведения искусства Акомы, в том числе керамические дымоходы , изготовленные на крыше. [10] Искусство и ремесла также приносят доход. [3]

Акома Пуэбло открыта для публики для экскурсий с марта по октябрь, хотя в июне и июле есть периоды закрытия для культурных мероприятий. Фотография Пуэбло и окрестностей ограничена. Экскурсии и разрешения на съемку приобретаются в культурном центре Sky City. [3] Хотя фотографирование разрешено при наличии разрешения, видеозаписи, рисунки и зарисовки запрещены. В церкви запрещена любая фотография. [26]

В отеле Acoma Pueblo также есть казино и отель Sky City Casino Hotel. В казино и отеле запрещено употребление алкоголя, и их обслуживает компания Acoma Business Enterprise, которая курирует большинство предприятий Acoma. [23]

Искусство

[ редактировать ]
Горшок для семян акомы Б. Арагона - традиционно семена хранились внутри этого типа керамики, а горшки разбивались по мере необходимости.

В Акоме гончарное дело остается одним из самых известных видов искусства. Мужчины также создают плетения и серебряные украшения. [6]

Керамика

[ редактировать ]
Керамика внутри дома, гр. 1900 г.

Керамика Акомы насчитывает более 1000 лет. Плотная местная глина, выкопанная на близлежащем участке, необходима для изготовления керамики Акомы. Глина . высушивается и укрепляется путем добавления измельченных черепков керамических Затем детали формуются, красятся и обжигаются. Геометрические узоры, птицы грома и радуга — традиционные узоры, которые наносятся с помощью колючек юкки . После завершения работы гончар слегка ударяет горшок по стенке и подносит его к уху; если горшок не будет звонить, он треснет при обжиге. Если это обнаружено, деталь уничтожается и измельчается на осколки для дальнейшего использования. [10]

Сообщества

[ редактировать ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
  2. ^ «Обзор национальных исторических достопримечательностей, Нью-Мексико» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 17 декабря 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. стр. 8–9 . ISBN  978-0-19-513897-9 . Проверено 22 ноября 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и люди . Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN  978-0-19-513897-9 .
  5. ^ Бюро переписи населения США, Сводный файл переписи населения 2000 года, американских индейцев и коренных жителей Аляски (AIANSF) - выборочные данные, только Акома, H38
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. п. 8 . ISBN  978-0-19-513897-9 . Проверено 22 ноября 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Акома Пуэбло» . U*X*L Энциклопедия индейских племен . У*Х*Л. 2008. Архивировано из оригинала 10 июня 2014 года . Проверено 14 августа 2012 г. - через HighBeam Research .
  8. ^ Jump up to: а б Айвз, Годдард (1979). «Акома Пуэбло: синонимия». В Стертеванте, Уильям К .; Ортис, Альфонсо (ред.). Справочник североамериканских индейцев, Том 9: Юго-Запад . Вашингтон, округ Колумбия : Смитсоновский институт . стр. 464–466. ISBN  9780160045776 .
  9. ^ «Люси М. Льюис умирает; Поттер-самоучка, 93 года» . Некрологи . Нью-Йорк Таймс . 1992.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Закс, Дэвид (апрель 2008 г.). «Древняя цитадель» . Путешествовать . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 28 апреля 2008 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б Вагнер, Генри Р. 1934. Отец Маркос де Низа. Историческое обозрение Нью-Мексико, 9 (2): 184–227.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Вильягра, Гаспар Перес де. 1933. История Нью-Мексико (перевод G Espinosa). Лос-Анджелес: Общество Кивира.
  13. ^ Уолдман, Карл; Векслер, Алан (2004). Энциклопедия исследований — Исследователи . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 3. ISBN  0-8160-4676-Х .
  14. ^ Уиншип, Джордж Ф. 1896. Экспедиция Коронадо, 1540–1542. В 14-м годовом отчете Бюро американской этнологии за 1892–1893 годы (Часть 1, стр. 490–491). Вашингтон. https://archive.org/details/coronadoexpediti00winsrich
  15. ^ Болтон, Герберт Э. (ред.). 1916. Испанские исследования на юго-западе, 1542–1706 гг. (стр. 182–183). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Гарсиа-Мейсон, Велма. 1979. Акома Пуэбло. В Справочнике североамериканских индейцев: Юго-запад (том 9, стр. 450–466). Вашингтон: Смитсоновский институт.
  17. ^ Холл-Квест, Ольга. 1969. Конкистадоры и пуэбло: история юго-запада Америки, 1540–1848 гг. (стр. 84). Нью-Йорк. Э.П. Даттон.
  18. ^ Jump up to: а б с «Акома» . Пуэбло . Музей антропологии Холмса. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. п. 7 . ISBN  978-0-19-513897-9 . Проверено 22 ноября 2011 г.
  20. ^ Чарльз В. Снелл (30 апреля 1968 г.). «Национальное обследование исторических мест и зданий: Миссионерская церковь Сан-Эстеван-дель-Рей (Акома)» (pdf) . Служба национальных парков. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) и сопроводительные фотографии экстерьера и интерьера от 19   (32 КБ)
  21. ^ Jump up to: а б Барри Притцкер (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. стр. 7–8 . ISBN  978-0-19-513897-9 . Проверено 22 ноября 2011 г.
  22. ^ Шон Грисволд (2011). «Губернатор Сусана Мартинес запрашивает федеральное финансирование для жертв наводнения» . КОБ . Архивировано из оригинала 8 июня 2015 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
  23. ^ Jump up to: а б Нила Шварцберг (2006). «Акома Пуэбло, культурный центр Sky City и музей Хааку» . Необычное путешествие. Архивировано из оригинала 12 ноября 2011 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
  24. ^ «BRIT - База данных по этноботанике коренных американцев» . naeb.brit.org .
  25. ^ Суонк, Джордж Р. (1932). Этноботаника индейцев акома и лагуна (магистерская диссертация). Университет Нью-Мексико . Проверено 18 октября 2021 г.
  26. ^ «Акома и Лагуна Пуэблос: планирование поездки». Архивировано 7 июня 2011 г., в Wayback Machine , Путеводитель Frommers.
  27. ^ Келехер и Чант. Падре Айлеты . Sunstone Press, 2009, гл.4-с. 30.36.

Дальнейшее чтение

  • Минге, Уорд Алан и Саймон Ортис. Акома: Пуэбло в небе . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико (1991). ISBN   0-8263-1301-9
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5698433fbc425af117fc0890aa6207e0__1721449500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/e0/5698433fbc425af117fc0890aa6207e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acoma Pueblo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)