Сандия Пуэбло
![]() Флаг Сандия Пуэбло | |
![]() Расположение Сандия Пуэбло | |
Общая численность населения | |
---|---|
500–600 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Тива , английский , испанский | |
Религия | |
Римский католицизм , традиционная религия пуэбло. | |
Родственные этнические группы | |
другие народы пуэбло , народ кайова |
Сандия Пуэбло ( / s æ n ˈ d iː ə / ; Тива : Туф Шур Тиа ) — признанное на федеральном уровне племя индейцев - пуэбло площадью 101 квадратный километр (40 квадратных миль) резервацию , населяющее одноименную в восточной части Рио. Гранде-Рифт в центре Нью-Мексико . Это один из 19 индейских пуэбло Нью-Мексико , считающихся одним из восточных пуэбло штата. Население по переписи 2010 года составляло 427 человек . [1] Люди традиционно говорят на тива , языке таноанской группы, хотя сохранение традиционного языка ослабло с приходом последующих поколений. У них есть племенное правительство, которое управляет казино Sandia , индийским торговым центром Bien Mur и зоной отдыха Sandia Lakes, а также представляет волю пуэбло в деловых и политических вопросах.
Имя
[ редактировать ]
Название пуэбло на языке Тива - Туф Шур Тиа , или «Зеленое тростниковое место», в отношении зеленого боска ( по-испански : лес ). Однако в более старых документах утверждается, что первоначальное название пуэбло было Нафиат (Тива: «Место, где ветер несет пыль»).
Он стал известен как Сандия (по-испански: « арбуз ») в начале 17 века, и существует множество возможностей объяснить, почему. Некоторые утверждают, что выращиваемый там сорт тыквы напомнил испанцам дыни, которые они знали из Восточного полушария . Другие предполагают, что исследователи нашли там траву под названием Sandia de Culebra или, возможно, другую траву под названием Sandía de la Pasión . [2]
Но самое убедительное и наиболее цитируемое объяснение заключается в том, что испанцы назвали гору Сандия после того, как увидели ее, освещенную заходящим солнцем. Горы Сандия имеют красный цвет, а слой растительности придает им светящуюся зеленую корку при контровом освещении, придавая им вид нарезанного арбуза. Деревня, ближайшая к хребту, получила название горы, меняясь на протяжении многих лет с Сан-Франциско-де-Сандия на Нуэстра-Сеньора-де-лос-Долорес-де-Сандия, на Нуэстра-Сеньора-де-лос-Долорес и Сан-Антонио-де-Сандия, прежде чем в конечном итоге стала просто Сандия-Пуэбло. или Пуэбло из Сандии . [ нужна ссылка ]
География
[ редактировать ]Пуэбло расположен в трех милях к югу от Берналилло, недалеко от шоссе 85, в южном округе Сандовал и северном округе Берналилло , в 35 ° 15'17 "N 106 ° 34'23" W / 35,254731 ° N 106,573146 ° W . Он ограничен городом Альбукерке на юге и предгорьями Сандиа , формой рельефа, которую люди считают священной и которая занимала центральное место в традиционной экономике и остается важной в духовной жизни сообщества на востоке. Остальную часть резервации окружает лесной массив, известный как боск , который служит источником дров и дичи. По данным переписи 2000 года , постоянное население составляло 4414 человек . На его территории расположены две общины — это деревня Пуэбло Сандия и часть (население 3235 человек) города Берналилло .
В 2014 году Конгресс США принял Закон о технических поправках к поселению Сандия-Пуэбло (S. 611; 113-й Конгресс) . [3] по которому федеральное правительство передаст 700 акров (280 га) земли Сандиа Пуэбло.
История
[ редактировать ]
Античность
[ редактировать ]Культура пуэбло развивалась с 700 по 1100 годы и характеризуется характерными религиозными верованиями и обычаями, а также значительным ростом населения. Период с 1100 по 1300 год нашей эры известен как Период Великого Пуэбло и отмечен сотрудничеством между народами Пуэбло и общинным ритуалом Великой Кива . Сандия Пуэбло находится на своем нынешнем месте с 14 века, когда они насчитывали более 20 пуэбло. Это была процветающая община, насчитывавшая 3000 человек на момент прибытия Коронадо в 1539 году (в эпоху Пуэбло IV ). [4]
Встреча с жителями Запада и жизнь под Новой Испанией
[ редактировать ]Испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо «открыл» пуэбло Сандия в 1539 году во время экспедиции по открытию семи городов Сиболы .
В 1610 году фра Эстебан де Переа прибыл . Потомок выдающейся испанской семьи, он был стражем, комиссаром и хранителем монахов в Нью-Мексико и отвечал за осуществление инквизиции на территориях, находящихся под его властью. [ нужна ссылка ]
В 1617 году этот район стал резиденцией Миссии Сан-Франциско. Испанцы взимали дань и порабощали членов народа Сандия-Пуэбло для работы на строительстве церквей и на мексиканских рудниках . В результате недовольства этим злоупотреблением Сандиа, которые уже предлагали убежище повстанцам Зии и Хемеса , были одним из пуэбло, участвовавших в Папы под руководством восстании пуэбло 10 августа 1680 года против испанского владычества, которое изгнало испанцев из регион до его завоевания Диего де Варгасом в 1692 году. Однако они не обрели свободу, поскольку Попе и его преемник Луис Тупату взимали такую же тяжелую дань, как испанцы и набеговые племена. В качестве наказания за восстание тогдашний губернатор территории Антонио де Отермин приказал сжечь 26 августа деревню, которая к тому времени была заброшена. Бежав в соседние земли хопи , приходской дом в Сандии остался незащищенным и был разграблен. [5]
Сандия возвращалась после каждого испанского нападения, при этом 441 выживший сандиа переселился на постоянное место жительства в ноябре 1742 года. В 1762 году губернатор Томас Качупин приказал восстановить Сандия-Пуэбло (хотя его заботой в первую очередь было жилье для хопи, нашедших там убежище) в качестве буфер между поселением в Альбукерке и набегами полукочевых навахо и апачей . В результате на Сандия постоянно совершались набеги, самое смертоносное из таких событий произошло в 1775 году, когда в результате набега команчей погибло тридцать человек. Хопи пострадали от нападений в результате их отделения от сандиа, что свело к минимуму их влияние в пуэбло. В результате войн с испанскими конкистадорами и набегов соседних коренных народов численность Сандия-пуэбло уменьшилась: к 1748 году их численность составляла 350 человек, а к 1900 году - до 74. [ нужна ссылка ]

Жизнь в Мексике и США
[ редактировать ]Власть над территорией перешла в руки мексиканцев в конце мексиканской войны за независимость в 1820 году. Было трудно создать новую республику и одновременно управлять отдаленными территориями, имевшими историю неповиновения, и Нью-Мексико пережил короткое полугодие. автономный период, напоминающий благотворное пренебрежение американскими колониями. В американской истории этот период часто называют « Диким Западом » в связи с относительным отсутствием мексиканской власти, что сделало регион открытым для вторжений и заселения американскими пионерами.
После окончания американо-мексиканской войны в 1848 году территория Нью-Мексико отошла к Соединенным Штатам. Зебулон Пайк обратил внимание на горы Сандия во время своей экспедиции XIX века, назвав их «Сан-Диес».
Когда в Альбукерке и Санта-Фе были построены индийские школы , их посещали ученики Сандии. Тем не менее, американская культура не оказала сильного влияния на племя до Второй мировой войны, когда племя принесло в жертву восемь своих молодых людей ради национальной обороны.
У племенных властей иногда возникали конфликты с властями штата и федеральными властями. Они стремились отстоять свои давние претензии на Сандиаские горы к востоку от хребта и решительно выступили против строительства трамвая на пик Сандия в 1966 году.
Племя открыло казино в 1994 году, а затем расширило его и добавило к нему отель. В амфитеатре казино проходят многочисленные представления, проходящие через Альбукерке, а его близость к главному городскому центру штата сделала его популярной достопримечательностью среди игроков.
Правительство
[ редактировать ]В правительстве племени есть отделы образования, полиции, технического обслуживания, здравоохранения и социальных служб, окружающей среды и экономического развития. «Губернатор, лейтенант-губернатор, вождь и лейтенант-вождь назначаются на ежегодный срок в соответствии с культурной традицией Сандии. Каждый человек может назначаться на последовательный срок. Губернатор и вождь станут пожизненными членами Совета племени. Вождь и лейтенант Вождь отвечает за всю религиозную деятельность, проводимую в Пуэбло. Губернатор наблюдает за повседневной деятельностью правительства, а лейтенант-губернатор является судьей суда племени». [6]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]
Сандия — глубоко религиозный народ. В ранних отчетах обсуждается преданность сантосу или изображениям святых, синкретическому явлению, распространенному на Юго-Западе .
Хотя номинально они католики , они сохраняют многие из своих докатолических традиций. Их праздник , традиция, общая для большинства людей Пуэбло, отмечается ежегодно 13 июня, в день Святого Антония . Этот праздник, или фиеста , как его называют, открыт для публики. Музыка и танцы являются важной частью церемонии, и участие в ней считается честью. [7]
Они используют гору как свой официальный символ.
Язык
[ редактировать ]Сегодня английский является общим языком пуэбло, хотя он приправлен южнотиваскими и испанскими словами и выражениями. Старшие поколения говорят на Южной Тиве, испанском и английском языках, но, как сообщается, молодые поколения не сохранили языковые традиции так, как их старшие.
Многие испанские слова, вошедшие в обиход, такие как Horno (по-испански «печь») и bosque (по-испански «лес»), теперь произносятся с «американским» акцентом. ( Horno , относящийся к керамической уличной печи, до сих пор широко используемой, произносится ['hor no] (ср. испанский ['или нет]), а bosque произносится ['bas ki] (ср. испанский ['bos ke] ).
В Сандии Южная Тива до сих пор используется в музыке, церемониях и повседневной жизни.
См. также
[ редактировать ]- Список индейских резерваций в Нью-Мексико
- Список признанных на федеральном уровне племен в Соединенных Штатах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сводный файл переписи населения американских индейцев и коренных жителей Аляски 2010 года (AIANSF) - выборочные данные, только пуэбло из Сандии (H56)
- ^ Стэнли, Фрэнсис (1968). История Сандии, Нью-Мексико . Пеп, Техас: почтовый ящик 11. стр. 3. ОСЛК 2783530 .
- ^ Кокс, Рэмси (12 марта 2014 г.). «Сенат принимает законопроект о предоставлении индейцам пуэбло лесных земель» . Холм . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ «История Сандии Пуэбло» . Сайт Сандия Пуэбло . Пуэбло из Сандии. 2006. Архивировано из оригинала 02 января 2008 г. Проверено 17 января 2008 г.
- ^ Хакетт, Чарльз Уилсон (1970). Восстание индейцев пуэбло . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- ^ "Правительство" . Сайт Сандия Пуэбло . Сандия Пуэбло. 2006. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 17 января 2008 г.
- ^ Мило, Джилл Дрейсон (2004). Танцы индейцев тева-пуэбло: выражение новой жизни . Санта-Фе: Школа американской исследовательской прессы. ISBN 1-930618-29-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Казино Сандия
- Сандия Пуэбло, Бюро переписи населения США, Нью-Мексико
- Резервации американских индейцев в Нью-Мексико
- Тива Пуэблоанс
- Федерально признанные племена в Соединенных Штатах
- Населенные пункты округа Сандовал, Нью-Мексико
- Населенные пункты округа Берналилло, Нью-Мексико
- Индейские племена в Нью-Мексико
- Достопримечательности Нью-Мексико
- Пуэблоанские народы
- Сандия Пуэбло