Резня в Акоме
Резня в Акоме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Акомы , завоевание Нью-Мексико. | |||||||
Литография Акомы Пуэбло, сделанная в 1848 году. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Корона Кастилии | Ну давай же | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Висенте де Салдивар | Сутакапан | ||||||
Сила | |||||||
~70 конкистадоров ~ Индийские вспомогательные средства ~1 артиллерийское орудие | ~2000 воинов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
неизвестный | ~500 убитых ~500 захвачено | ||||||
Потери среди гражданского населения ≈300 убитых |
Резня в Акоме — карательная экспедиция испанских конкистадоров в Акома-Пуэбло в январе 1599 года, в результате которой после трехдневного сражения погибли около 500 мужчин Акомы и 300 женщин и детей. Многие из акома, переживших нападение, были приговорены к 20 годам тюремного заключения, а 24 получили ампутации ног. [1]
Резня стала результатом битвы между испанскими колонизаторами и коренными американцами из народа Керес Акома на территории нынешнего Нью-Мексико в отместку за убийство 12 испанских солдат Акомой в предыдущем году.
Фон
[ редактировать ]В конце 1500-х годов испанская корона начала организовывать завоевательные экспедиции на территории народов пуэбло , над которыми Испания стремилась получить контроль в рамках по колонизации усилий Новой Испании . В 1595 году конкистадор дон Хуан де Оньяте получил от короля Филиппа II разрешение на колонизацию Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико , современного американского штата Нью-Мексико.
В первые годы испанских подвигов в этом районе было лишь несколько, в основном мирных, встреч с народом акома, который превосходил численностью колонизаторов в течение десятилетий после 1540 года. Однако в 1598 году Сутакапан, касик акомы и духовный лидер, узнал, что испанские эмиссары намеревались силой завоевать Акома-Пуэбло. Сутакапан также узнал, что план Испании заключался в том, чтобы все люди пуэбло перебрались в новую деревню в долине, где они будут жить под властью Испании и работать на Корону в рамках колониальной системы принудительного труда, известной как энкомьендас . [2] Акома также будет вынуждена обратиться в католицизм и отказаться от своих традиционных верований и обычаев. Стремясь защитить материальную и религиозную целостность пуэбло, руководство пуэбло решило подготовиться к сопротивлению испанской агрессии.
Хуан де Сальдивар , племянник и солдат Оньяте, был отправлен в пуэбло для встречи с Сутакапаном. По прибытии 4 декабря 1598 года испанский посланник потребовал еды и приюта для себя и своих шестнадцати человек. [3] Получив отпор, группа, как сообщается, вторглась в дома Акомы, ломая стены и уничтожая имущество, чтобы силой забрать кукурузу и одеяла, в результате чего женщины Кереса свернулись калачиком со своими детьми. [4] Акома оказала сопротивление, и завязалась драка, в результате которой Сальдивар и одиннадцать его людей погибли.
Когда Оньяте узнал об инциденте, он приказал брату Хуана, Висенте де Сальдивар , возглавить экспедицию, чтобы наказать Акому и подать пример другим пуэбло. Взяв около семидесяти человек, Винсенте де Сальдивар покинул Сан-Хуан-Пуэбло в конце декабря или начале января и прибыл в Акому 21 января 1599 года. [5]
Боевой
[ редактировать ]Основное сражение между Акомой и испанцами началось на следующее утро, 22 января. В течение первых двух дней Акома могла противостоять испанским войскам, пока Сальдивар не разработал план по прорыву обороны Пуэбло с помощью небольшой пушки . На третий день Сальдивар и двенадцать его людей поднялись на гору и открыли огонь по Пуэбло из пушки. Тяжелая артиллерия испанца не могла сравниться с арсеналом «Акомы». Во время боя сильный пожар охватил многие дома Акомы. Затем конкистадоры штурмовали поселение.
По оценкам, в 1598 году в Акома Пуэбло или его окрестностях проживало около 4000 человек, из которых не менее 1000 были воинами. По оценкам, в бою погибло 500 мужчин, а также около 300 женщин и детей. Около 500 заключенных были взяты в плен и позже приговорены Оньяте к различным наказаниям после суда в Сан-Хуан-Пуэбло . Оньяте приказал каждому мужчине старше двадцати пяти лет отрезать правую ногу и поработить его сроком на двадцать лет. Двадцати четырем мужчинам была произведена ампутация. Мужчины в возрасте от двенадцати до двадцати пяти лет также были порабощены на двадцать лет вместе со всеми женщинами старше двенадцати лет. [ нужна ссылка ]
Большинство оставшихся туземцев были рассредоточены по резиденциям правительственных чиновников или по францисканским миссиям. Шестьдесят самых молодых женщин были признаны невиновными и отправлены в Мехико , где их «распределили по католическим монастырям». Двое мужчин хопи были взяты в плен в пуэбло; после того как каждому отрубили по одной руке, их отпустили, чтобы они распространяли весть о мощи Испании. [5] После резни город был заброшен из-за страха, пока он не был снова реконструирован пуэбло в 1599 году. [ когда? ]
Альтернативные интерпретации
[ редактировать ]Вопрос о том, была ли жертвам резни отрезана вся ступня, является предметом пристального внимания. В письме в редакцию 2002 г. [6] В поддержку новой статуи Оньяте в Эль-Пасо комментатор уточнил, что оригинальные записи того времени переводятся как «отрезанные кончики пальцев ног». В другом письме от 2017 года комментатор заявил, что в личном дневнике Онате он конкретно называет наказание воинов Акомы отрезанием «las puntas del pie» (кончиков стопы, пальцев ног). [7] Эти аргументы включают в себя идею о том, что испанцы не ограничивали бы полезность раба, убирая ему ногу. [8] [ нужна страница ]
Последствия
[ редактировать ]Наказания, которым подвергались те, кто не погиб в бою, включали ампутацию рук и ног или продажу в рабство. [9] Когда король Филипп узнал о резне и наказаниях, Оньяте был изгнан из Нью-Мексико за жестокость по отношению к туземцам, а затем вернулся в Испанию, чтобы прожить остаток своей жизни. Несколько Акома избежали захвата испанцами в 1599 году и к 1601 году восстановили свое поселение, которое стоит до сих пор.
Современные виды Акомы
[ редактировать ]Резня остается деликатной проблемой среди пуэблоанцев. В 1998 году, во время 400-летия основания испанской колонии Нью-Мексико, группа Акомаса отрезала правую ногу двенадцатифутовой (3,7 м) конной статуи Хуана де Оньяте в Алькальде, штат Нью-Мексико . Позже они опубликовали заявление по поводу инцидента: «Мы взяли на себя смелость оторвать правую ногу Оньяте от имени наших братьев и сестры Акомы Пуэбло». Стопа была заменена в том же году. [10] Статую снесли в июне 2020 года после убийства Джорджа Флойда и последующих протестов .
была установлена статуя Оньяте высотой восемнадцать футов (5,5 м) — самая большая бронзовая конная статуя в США 21 апреля 2007 года в Эль-Пасо, штат Техас , . Члены племени Акома присутствовали на церемонии открытия и протестовали против строительства статуи. [5] [11]
15 июня 2020 года статуя в Алькальде была снята властями округа Рио-Арриба на хранение во время протестов Джорджа Флойда . Комиссия округа выступила с заявлением, что они еще не решили будущее статуи. [12] Ла Хорнада , еще одна статуя Оньяте в Альбукерке, штат Нью-Мексико , также была снесена во время протестов местными властями после протеста, в ходе которого контрпротестующий застрелил одного из протестующих. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оньяте, Хуан де» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 г. Проверено 19 августа 2011 г.
- ^ Рабаса, Хосе (2000). Написание насилия на северной границе: историография Нью-Мексико и Флориды шестнадцатого века и наследие завоеваний . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0822380749 . OCLC 52589426 .
- ^ Кнаут, Эндрю. Народное восстание Оклахома: Университет Оклахомы Пресс: Норман, 1995, с. 69.
- ^ Рабаса, Дж. (1993). «Эстетика колониального насилия: резня в Акоме в «Истории Новой Мексики» Гаспара де Вильягра ». КолледжЛитература . 20 (3): 96–114 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Кессель, с. 16
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 г. Проверено 8 октября 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Чавес-и-Гилберт, Дональд А. «Мнение | Точный отчет об истории Оньяте» . www.abqjournal.com . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Чавес, Томас Э. (2006). Прошлое и будущее Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-3444-Х . ОСЛК 70054191 .
- ^ «Последний конкистадор – Предыстория» . ПОВ . 23 января 2008 г. Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Брук, Джеймс (9 февраля 1998 г.). «Статуя Конкистадора возбуждает латиноамериканскую гордость и ярость индейцев» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ http://listings.guidelive.com/sharedcontent/dws/ent/stories/DN-conquistador_0714gl.ART.State.Edition1.4d5ac28.html [ мертвая ссылка ]
- ^ «Статуя Оньяте пока снята» .
- ^ Ромеро, Саймон (15 июня 2020 г.). «Мужчина застрелен во время протеста против статуи конкистадора Нью-Мексико» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кессель, Уильям Б.; Роберт Вустер (2005). Энциклопедия войн и военного дела коренных американцев . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 0-8160-3337-4 .
- Кнаут, Эндрю Л. (1995). Народное восстание Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806129921 .
- Лумис, Чарльз Ф. Испанские пионеры XVI века . ISBN 978-1-115-42082-2 .
- Резня коренных американцев
- 1599 год в Новой Испании.
- Бои в Нью-Мексико
- Колониальный Нью-Мексико
- 1590-е годы в Нью-Мексико
- История коренных американцев Нью-Мексико
- Конфликты 1599 года
- 1599 г. в Северной Америке.
- Резня, совершенная Испанией
- Карательные экспедиции
- Геноцид коренных американцев
- Расизм против коренных народов в Нью-Мексико