Экономическая история Уганды
История Уганды | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Специальные темы | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
По теме | ||||||||||||||
Портал Уганды | ||||||||||||||
С времен доколониальных крестьянское сельскохозяйственное производство было преобладающей экономической деятельностью в морю стране Уганде не имеющей выхода к в Восточной Африке . [1] Несмотря на активную торговлю слоновой костью и шкурами животных, связывавшую Уганду с восточным побережьем Африки задолго до прибытия европейцев, большинство угандийцев занимались натуральным хозяйством . [1]
После объявления Уганды протекторатом конца XIX века в 1893 году Великобритания проводила экономическую политику, которая вовлекла Уганду в мировую экономику, прежде всего для обслуживания британской текстильной промышленности . [1] После 1904 года значение выращивания хлопка возросло, и как только стало ясно, что содержать хлопковые плантации будет слишком сложно и дорого, официальная политика поощряла мелких фермеров производить и продавать свой хлопок через местные кооперативные ассоциации. [1]
К 1910 году хлопок стал ведущим экспортным товаром Уганды. [1] В последующие десятилетия правительство поощряло рост плантаций сахара и чая . [1] После Второй мировой войны чиновники начали выращивать кофе , чтобы поддержать снижающиеся доходы от экспорта, и вскоре кофе стал приносить более половины экспортных доходов Уганды. [1] Когда в 1950-е годы кофе заменил хлопок в качестве основного экспортного товара Уганды, он все еще производился по образцу мелких крестьянских хозяйств и местных маркетинговых ассоциаций, возникших в начале века. [2]
В экономике наблюдался значительный рост, но почти весь реальный рост пришелся на сельское хозяйство, сосредоточенное в южных провинциях. [2] Молодой промышленный сектор, который делал упор на переработку пищевых продуктов на экспорт, также увеличил свой вклад в результате расширения сельского хозяйства. [2]
В конце 1950-х годов экономический рост замедлился, поскольку нестабильная конъюнктура мирового рынка привела к сокращению экспортных поступлений, а Уганда испытала политическое давление со стороны растущих националистических движений , охвативших большую часть Африки. [2] В годы, приближающиеся к независимости, Уганда имела сильную и стабильную экономику. [1] Сельское хозяйство было доминирующим видом деятельности, но расширяющийся производственный сектор, казалось, был способен увеличить свой вклад в валовой внутренний продукт (ВВП), особенно за счет производства продуктов питания и текстиля . [1] некоторые ценные минералы, в частности медь Были обнаружены , а запасы гидроэнергии были значительными. [1]
С 1990 года экономика Уганды продемонстрировала больший рост; реальный валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6,7% ежегодно в период 1990–2015 гг. [3] тогда как реальный ВВП на душу населения рос на 3,3% в год за тот же период. [3] За тот же период доля добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП снизилась с 56% в 1990 году до 24% в 2015 году; доля промышленности выросла с 11% до 20% (при этом обрабатывающая промышленность росла более медленными темпами – с 6% до 9% ВВП); а доля услуг выросла с 32% до 55%. [3]
1962-1971
[ редактировать ]В течение первых пяти лет после обретения независимости в 1962 году экономика Уганды возобновила быстрый рост, при этом ВВП, включая натуральное сельское хозяйство , увеличивался примерно на 6,7 процента в год. [2] Даже при том, что рост населения оценивается в 2,5 процента в год, чистый экономический рост, составляющий более 4 процентов, свидетельствует о том, что жизнь людей улучшается. [2] В 1967 году Уганда и соседние страны Кения и Танзания объединились, чтобы сформировать Восточноафриканское сообщество (ВАС), надеясь создать общий рынок и разделить расходы на транспорт и банковские услуги. независимость. [1] К концу 1960-х годов на коммерческое сельское хозяйство приходилось более трети ВВП. [2] Промышленное производство выросло почти до 9 процентов ВВП, в первую очередь за счет новых предприятий пищевой промышленности. [2] Туризм, транспорт, телекоммуникации, а также оптовая и розничная торговля по-прежнему обеспечивали почти половину общего объема производства. [2]
1971-1979
[ редактировать ]Экономика ухудшилась при правлении президента Иди Амина Дада с 1971 по 1979 год. [1] Амин использовал националистическую, милитаристскую риторику и плохо выбранную экономическую политику для устранения внешнеэкономических интересов и укрепления военного истеблишмента. [1] В 1972 году он выслал владельцев британских паспортов, в том числе около 70 000 азиатов индийского и пакистанского происхождения. [1] Многие азиаты занимались агробизнесом, производством и торговлей. [1] Их массовое изгнание и попытки Амина экспроприировать иностранный бизнес подорвали доверие инвесторов к Уганде. [1] Амин также увеличил государственные расходы на военную продукцию, и эта практика способствовала эскалации внешнего и внутреннего долга в 1970-е годы. [1] Отношения с соседями Уганды испортились, ВАС распался в 1977 году, а танзанийские войска, наконец, возглавили совместные усилия по свержению непопулярного режима Амина в 1979 году. [4] К 1980 году экономика была практически разрушена. [5]
Хотя в начале 1970-х годов правительство предполагало ежегодные темпы экономического роста около 5,6 процента, война и политическая нестабильность почти разрушили некогда многообещающую экономику Уганды. [2] ВВП снижался каждый год с 1972 по 1976 год и зарегистрировал лишь небольшое улучшение в 1977 году, когда мировые цены на кофе выросли. [2] Отрицательный рост возобновился, главным образом потому, что правительство продолжало экспроприировать коммерческие активы. [2] Иностранные инвестиции также резко сократились, поскольку беспорядочная политика президента Иди Амина разрушила почти все, кроме натурального сектора экономики. [2]
Экономические и политические разрушения в годы правления Амина способствовали рекордному снижению доходов на 14,8 процента в период с 1978 по 1980 год. [6] Когда Амин бежал из Уганды в 1979 году, ВВП страны составлял лишь 80 процентов от уровня 1970 года. [6] Промышленное производство резко сократилось из-за нехватки оборудования, запасных частей и сырья. [6] С 1981 по 1983 год в стране наблюдался желанный темп роста в 17,3 процента, но большая часть этого успеха пришлась на сельскохозяйственный сектор. [6] Незначительный прогресс был достигнут в обрабатывающей промышленности и других производственных секторах. [6] Возобновление политического кризиса привело к отрицательным темпам роста: 4,2 процента в 1984 году, 1,5 процента в 1985 году и 2,3 процента в 1986 году. [6]
На протяжении всех этих лет политической неопределенности производство кофе мелкими землевладельцами (модель, сложившаяся при британском правлении) продолжало доминировать в экономике, давая надежду на национальное восстановление и экономическое развитие. [6] Однако, поскольку международные цены на кофе колебались, общий ВВП Уганды пострадал, несмотря на стабильное производство. [6]
1979-1990
[ редактировать ]Уганда избежала массового голода в конце 1970-х и 1980-х годах только потому, что многие люди, даже городские жители, вернулись к натуральному земледелию, чтобы выжить. [6] Как торговое, так и натуральное хозяйство действовало в денежном и немонетарном ( бартерном ) секторах, и последний представлял правительству огромные проблемы организации и налогообложения. [6] По оценкам правительственных отчетов, к концу 1980-х годов примерно 44 процента ВВП возникло за пределами денежно-кредитной экономики. [6] Большая часть (более 90 процентов) немонетарной экономической деятельности приходилась на сельское хозяйство, и именно устойчивость этого сектора обеспечила выживание большинству угандийцев. [6]
После ухода Амина сменявшие друг друга правительства пытались восстановить международное доверие к экономике посредством сочетания планов развития и жестких государственных бюджетов. [5] Начиная с 1980 года второе правительство Милтона Оботе получало поддержку иностранных доноров , в первую очередь от Международного валютного фонда , путем введения плавающего курса , угандийского шиллинга отмены контроля над ценами , повышения цен сельскохозяйственных производителей и установления строгих ограничений на государственные расходы. [5] Кроме того, Оботе пытался убедить иностранные компании вернуться в свои бывшие помещения, национализированные при Амине. [5] Эти инициативы по восстановлению привели к реальному росту сельского хозяйства в период с 1980 по 1983 год. [5] Однако нехватка иностранной валюты была основным препятствием для усилий правительства и стала критической проблемой в 1984 году, когда МВФ прекратил свою поддержку из-за разногласий по поводу бюджетной политики. [5] Во время недолгого правления Тито Лутвы Окелло в 1985 году экономика практически вышла из-под контроля, поскольку гражданская война . по стране распространилась [5]
В 1986 году вновь созданный режим Мусевени взял на себя обязательство обратить вспять экономический распад 1970-х и 1980-х годов. [6] Мусевени провозгласил ориентацию национальной экономики на частное предпринимательство, а не на контроль социалистического правительства. [6]
После захвата власти в январе 1986 года новое правительство Движения национального сопротивления (НДД) опубликовало политический манифест, который был составлен, когда НПД было армией антиправительственных повстанцев. [5] В нескольких пунктах Программы из десяти пунктов подчеркивалась важность экономического развития, заявляя, что независимая, самодостаточная национальная экономика имеет жизненно важное значение для защиты интересов Уганды. [5] В манифесте также были определены конкретные цели для достижения этой самодостаточности: диверсификация сельскохозяйственного экспорта и развитие отраслей, использующих местное сырье для производства продукции, необходимой для развития. [5] Программа из десяти пунктов также поставила другие экономические цели: улучшить основные социальные услуги, такие как водоснабжение, здравоохранение и жилье; повысить уровень грамотности по всей стране; искоренить коррупцию , особенно в правительстве; вернуть экспроприированную землю ее законным владельцам в Уганде; повысить зарплаты бюджетникам; укреплять региональные связи и развивать рынки между странами Восточной Африки; и поддерживать смешанную экономику, сочетающую частную собственность с активным государственным сектором. [5]
Правительство НРМ предложило крупный План восстановления и развития (ППР) на 1987-88 финансовые годы по 1990-91 финансовые годы при поддержке МВФ; затем он девальвировал шиллинг и взял на себя обязательства по бюджетным ограничениям . [5] Четырехлетний план был направлен в первую очередь на стабилизацию экономики и содействие экономическому росту. Более конкретные цели заключались в уменьшении зависимости Уганды от внешней помощи, диверсификации сельскохозяйственного экспорта и поощрении роста частного сектора посредством новой кредитной политики. [7]
Установление этих приоритетов помогло улучшить репутацию Уганды в международных организациях по оказанию помощи и странах-донорах Запада, но в первые три года правления Мусевени производство кофе оставалось единственным видом экономической деятельности внутри Уганды, демонстрировавшим последовательный рост и устойчивость. [2]
В 1987 году ВВП вырос на 4,5 процента по сравнению с уровнем 1986 года. [6] Этот рост ознаменовал первый признак экономического роста Уганды за четыре года, поскольку безопасность улучшилась на юге и западе, а заводы увеличили производство после многих лет застоя. [6] Эти скромные темпы роста увеличились в 1988 году, когда рост ВВП составил 7,2 процента, при существенном улучшении производственного сектора. [6] В 1989 году падение мировых рыночных цен на кофе привело к снижению темпов роста до 6,6 процента, а дальнейшее снижение роста до 3,4 процента произошло в 1990 году, отчасти из-за засухи, низких цен на кофе и спада промышленного производства. [6]
Многие меры государственной политики были направлены на восстановление доверия частного сектора. [8] Однако в отсутствие частных инициатив правительство взяло на себя многие заброшенные или ранее экспроприированные компании и сформировало новые полугосударственные предприятия . [8] Стремясь обеспечить определенную финансовую стабильность в стране и привлечь столь необходимую иностранную помощь, в 1987 году она также инициировала амбициозную программу развития, направленную на восстановление экономической и социальной инфраструктуры. [8] Затем чиновники предложили продать несколько крупнейших полугосударственных компаний частным инвесторам, но политическая и личная конкуренция препятствовала усилиям по приватизации на протяжении 1988 и 1989 годов. [8]
К 1987 году правительство Уганды принимало непосредственное участие в экономике через четыре учреждения. [8] Во-первых, он владел рядом полугосударственных компаний, которые действовали как частные компании, прежде чем были оставлены их владельцами или экспроприированы правительством. [8] Во-вторых, правительство создало комитеты по маркетингу для мониторинга продаж и регулирования цен для сельскохозяйственных производителей. [8] В-третьих, правительство владело крупнейшими банками страны, включая Банк Уганды и Коммерческий банк Уганды . [8] И в-четвертых, правительство контролировало весь импорт и экспорт посредством процедур лицензирования. [8]
К 1980-м годам более 3500 кооперативов первичного сбыта обслуживали большинство мелких фермеров Уганды. [9] Эти кооперативы закупали урожай для сбыта и экспорта, а также распространяли потребительские товары и сельскохозяйственные ресурсы, такие как семена и удобрения. [9] Цены, которые платили советы по сбыту за такие товары, как кофе, чай и хлопок, были довольно стабильными, но зачастую искусственно заниженными, а платежи иногда задерживались на несколько недель после покупки. [9] Более того, фермеры иногда жаловались на то, что советы по сбыту применяют непоследовательные стандарты качества и что вес и размеры продукции иногда бывают ошибочными. [9] В 1989 году правительство пыталось сократить дорогостоящую и неэффективную посредническую деятельность при сбыте сельскохозяйственных культур, и Мусевени призвал производителей сообщать о покупателях, которые не заплатили за товары при их получении. [9]
В июле 1988 года официальные лица объявили, что продадут 22 компании, которые полностью или частично принадлежали государству, чтобы сократить государственные расходы и обуздать безудержную инфляцию. [8] В число этих предприятий входили текстильные фабрики, компании по импорту автомобилей, а также железные и золотые рудники. [8] Чиновники надеялись продать некоторые из них частным владельцам и создать совместные предприятия с частными компаниями, чтобы продолжить эксплуатацию нескольких других. [8] Среди примерно шестидесяти полугосударственных компаний, которые продолжали работать после 1989 года, было несколько, в которых правительство планировало оставаться единственным или мажоритарным акционером. [10] В число этих полугосударственных компаний входили электроэнергетические компании, железные дороги и авиакомпании, а также производители цемента и стали. [9] Лицензирование банковской деятельности и экспорта-импорта останется в руках правительства, как и значительное количество национальных отелей. [9] Розничная торговля будет почти полностью управляться частным сектором . [9] Однако к концу 1989 года попытки приватизировать полугосударственные организации только начались, поскольку личное и политическое соперничество задержало продажу нескольких прибыльных корпораций. [9] Международная ассоциация развития выделила Уганде 16 миллионов долларов США на помощь в повышении эффективности государственных предприятий. [9] Средства, выделенные в рамках этого проекта государственных предприятий, будут использоваться для оплаты консультационных услуг и поставок, а также для заказа исследования путей реформирования управления государственным сектором. [9]
В первые три года пребывания Мусевени у власти роль правительственных бюрократов в экономическом планировании привела к обвинениям в официальной коррупции . [8] Аудит 1988 года обвинил правительственные министерства и другие ведомства в мошенническом присвоении почти 20 процентов национального бюджета. [8] В проверке упоминались Офис президента, Минобороны и Минобразования . [8] Чиновников образования, в частности, обвинили в выплате зарплаты фиктивным учителям, а также в оплате труда и материальных затрат на несуществующие строительные проекты. [8] Чтобы подать публичный пример, в 1989 году Мусевени уволил нескольких высокопоставленных чиновников, в том числе членов кабинета министров, обвиненных в растрате или нецелевом использовании государственных средств. [8]
Когда в 1989 году странам-производителям кофе не удалось прийти к соглашению о ценах на экспорт кофе, Уганда столкнулась с разрушительными потерями в доходах от экспорта и обратилась за увеличением международной помощи, чтобы предотвратить экономический коллапс. [2]
1990-настоящее время
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2021 г. ) |
Экономика выросла с 1990-х годов; реальный валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6,7% ежегодно в период 1990–2015 гг. [3] тогда как реальный ВВП на душу населения рос на 3,3% в год за тот же период. [3] За этот период в экономике Уганды произошли экономические преобразования : доля добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП снизилась с 56% в 1990 году до 24% в 2015 году; доля промышленности выросла с 11% до 20% (при этом обрабатывающая промышленность росла более медленными темпами – с 6% до 9% ВВП); а доля услуг выросла с 32% до 55%. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларк 1992 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кларк 1992 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Всемирный банк. «Показатели мирового развития» . Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Кларк 1992 , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кларк 1992 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кларк 1992 , с. 101.
- ^ Кларк 1992 , стр. 99–100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларк 1992 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1992 , с. 104.
- ^ Кларк 1992 , стр. 103–104.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кларк, Нэнси (1992). «Экономика». В Бирнсе, Рита М. (ред.). Уганда: страновое исследование (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . ISBN 0-8444-0749-6 . ОСЛК 25831693 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )