Jump to content

Экономическая история Уганды

Группа женщин, собирающих арахис (арахис) в 2017 году.

С времен доколониальных крестьянское сельскохозяйственное производство было преобладающей экономической деятельностью в морю стране Уганде не имеющей выхода к в Восточной Африке . [1] Несмотря на активную торговлю слоновой костью и шкурами животных, связывавшую Уганду с восточным побережьем Африки задолго до прибытия европейцев, большинство угандийцев занимались натуральным хозяйством . [1]

После объявления Уганды протекторатом конца XIX века в 1893 году Великобритания проводила экономическую политику, которая вовлекла Уганду в мировую экономику, прежде всего для обслуживания британской текстильной промышленности . [1] После 1904 года значение выращивания хлопка возросло, и как только стало ясно, что содержать хлопковые плантации будет слишком сложно и дорого, официальная политика поощряла мелких фермеров производить и продавать свой хлопок через местные кооперативные ассоциации. [1]

Кофейные поля на юго-западе Уганды

К 1910 году хлопок стал ведущим экспортным товаром Уганды. [1] В последующие десятилетия правительство поощряло рост плантаций сахара и чая . [1] После Второй мировой войны чиновники начали выращивать кофе , чтобы поддержать снижающиеся доходы от экспорта, и вскоре кофе стал приносить более половины экспортных доходов Уганды. [1] Когда в 1950-е годы кофе заменил хлопок в качестве основного экспортного товара Уганды, он все еще производился по образцу мелких крестьянских хозяйств и местных маркетинговых ассоциаций, возникших в начале века. [2]

В экономике наблюдался значительный рост, но почти весь реальный рост пришелся на сельское хозяйство, сосредоточенное в южных провинциях. [2] Молодой промышленный сектор, который делал упор на переработку пищевых продуктов на экспорт, также увеличил свой вклад в результате расширения сельского хозяйства. [2]

В конце 1950-х годов экономический рост замедлился, поскольку нестабильная конъюнктура мирового рынка привела к сокращению экспортных поступлений, а Уганда испытала политическое давление со стороны растущих националистических движений , охвативших большую часть Африки. [2] В годы, приближающиеся к независимости, Уганда имела сильную и стабильную экономику. [1] Сельское хозяйство было доминирующим видом деятельности, но расширяющийся производственный сектор, казалось, был способен увеличить свой вклад в валовой внутренний продукт (ВВП), особенно за счет производства продуктов питания и текстиля . [1] некоторые ценные минералы, в частности медь Были обнаружены , а запасы гидроэнергии были значительными. [1]

С 1990 года экономика Уганды продемонстрировала больший рост; реальный валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6,7% ежегодно в период 1990–2015 гг. [3] тогда как реальный ВВП на душу населения рос на 3,3% в год за тот же период. [3] За тот же период доля добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП снизилась с 56% в 1990 году до 24% в 2015 году; доля промышленности выросла с 11% до 20% (при этом обрабатывающая промышленность росла более медленными темпами – с 6% до 9% ВВП); а доля услуг выросла с 32% до 55%. [3]

В течение первых пяти лет после обретения независимости в 1962 году экономика Уганды возобновила быстрый рост, при этом ВВП, включая натуральное сельское хозяйство , увеличивался примерно на 6,7 процента в год. [2] Даже при том, что рост населения оценивается в 2,5 процента в год, чистый экономический рост, составляющий более 4 процентов, свидетельствует о том, что жизнь людей улучшается. [2] В 1967 году Уганда и соседние страны Кения и Танзания объединились, чтобы сформировать Восточноафриканское сообщество (ВАС), надеясь создать общий рынок и разделить расходы на транспорт и банковские услуги. независимость. [1] К концу 1960-х годов на коммерческое сельское хозяйство приходилось более трети ВВП. [2] Промышленное производство выросло почти до 9 процентов ВВП, в первую очередь за счет новых предприятий пищевой промышленности. [2] Туризм, транспорт, телекоммуникации, а также оптовая и розничная торговля по-прежнему обеспечивали почти половину общего объема производства. [2]

Экономика ухудшилась при правлении президента Иди Амина Дада с 1971 по 1979 год. [1] Амин использовал националистическую, милитаристскую риторику и плохо выбранную экономическую политику для устранения внешнеэкономических интересов и укрепления военного истеблишмента. [1] В 1972 году он выслал владельцев британских паспортов, в том числе около 70 000 азиатов индийского и пакистанского происхождения. [1] Многие азиаты занимались агробизнесом, производством и торговлей. [1] Их массовое изгнание и попытки Амина экспроприировать иностранный бизнес подорвали доверие инвесторов к Уганде. [1] Амин также увеличил государственные расходы на военную продукцию, и эта практика способствовала эскалации внешнего и внутреннего долга в 1970-е годы. [1] Отношения с соседями Уганды испортились, ВАС распался в 1977 году, а танзанийские войска, наконец, возглавили совместные усилия по свержению непопулярного режима Амина в 1979 году. [4] К 1980 году экономика была практически разрушена. [5]

Хотя в начале 1970-х годов правительство предполагало ежегодные темпы экономического роста около 5,6 процента, война и политическая нестабильность почти разрушили некогда многообещающую экономику Уганды. [2] ВВП снижался каждый год с 1972 по 1976 год и зарегистрировал лишь небольшое улучшение в 1977 году, когда мировые цены на кофе выросли. [2] Отрицательный рост возобновился, главным образом потому, что правительство продолжало экспроприировать коммерческие активы. [2] Иностранные инвестиции также резко сократились, поскольку беспорядочная политика президента Иди Амина разрушила почти все, кроме натурального сектора экономики. [2]

Экономические и политические разрушения в годы правления Амина способствовали рекордному снижению доходов на 14,8 процента в период с 1978 по 1980 год. [6] Когда Амин бежал из Уганды в 1979 году, ВВП страны составлял лишь 80 процентов от уровня 1970 года. [6] Промышленное производство резко сократилось из-за нехватки оборудования, запасных частей и сырья. [6] С 1981 по 1983 год в стране наблюдался желанный темп роста в 17,3 процента, но большая часть этого успеха пришлась на сельскохозяйственный сектор. [6] Незначительный прогресс был достигнут в обрабатывающей промышленности и других производственных секторах. [6] Возобновление политического кризиса привело к отрицательным темпам роста: 4,2 процента в 1984 году, 1,5 процента в 1985 году и 2,3 процента в 1986 году. [6]

На протяжении всех этих лет политической неопределенности производство кофе мелкими землевладельцами (модель, сложившаяся при британском правлении) продолжало доминировать в экономике, давая надежду на национальное восстановление и экономическое развитие. [6] Однако, поскольку международные цены на кофе колебались, общий ВВП Уганды пострадал, несмотря на стабильное производство. [6]

Уганда избежала массового голода в конце 1970-х и 1980-х годах только потому, что многие люди, даже городские жители, вернулись к натуральному земледелию, чтобы выжить. [6] Как торговое, так и натуральное хозяйство действовало в денежном и немонетарном ( бартерном ) секторах, и последний представлял правительству огромные проблемы организации и налогообложения. [6] По оценкам правительственных отчетов, к концу 1980-х годов примерно 44 процента ВВП возникло за пределами денежно-кредитной экономики. [6] Большая часть (более 90 процентов) немонетарной экономической деятельности приходилась на сельское хозяйство, и именно устойчивость этого сектора обеспечила выживание большинству угандийцев. [6]

После ухода Амина сменявшие друг друга правительства пытались восстановить международное доверие к экономике посредством сочетания планов развития и жестких государственных бюджетов. [5] Начиная с 1980 года второе правительство Милтона Оботе получало поддержку иностранных доноров , в первую очередь от Международного валютного фонда , путем введения плавающего курса , угандийского шиллинга отмены контроля над ценами , повышения цен сельскохозяйственных производителей и установления строгих ограничений на государственные расходы. [5] Кроме того, Оботе пытался убедить иностранные компании вернуться в свои бывшие помещения, национализированные при Амине. [5] Эти инициативы по восстановлению привели к реальному росту сельского хозяйства в период с 1980 по 1983 год. [5] Однако нехватка иностранной валюты была основным препятствием для усилий правительства и стала критической проблемой в 1984 году, когда МВФ прекратил свою поддержку из-за разногласий по поводу бюджетной политики. [5] Во время недолгого правления Тито Лутвы Окелло в 1985 году экономика практически вышла из-под контроля, поскольку гражданская война . по стране распространилась [5]

В 1986 году вновь созданный режим Мусевени взял на себя обязательство обратить вспять экономический распад 1970-х и 1980-х годов. [6] Мусевени провозгласил ориентацию национальной экономики на частное предпринимательство, а не на контроль социалистического правительства. [6]

После захвата власти в январе 1986 года новое правительство Движения национального сопротивления (НДД) опубликовало политический манифест, который был составлен, когда НПД было армией антиправительственных повстанцев. [5] В нескольких пунктах Программы из десяти пунктов подчеркивалась важность экономического развития, заявляя, что независимая, самодостаточная национальная экономика имеет жизненно важное значение для защиты интересов Уганды. [5] В манифесте также были определены конкретные цели для достижения этой самодостаточности: диверсификация сельскохозяйственного экспорта и развитие отраслей, использующих местное сырье для производства продукции, необходимой для развития. [5] Программа из десяти пунктов также поставила другие экономические цели: улучшить основные социальные услуги, такие как водоснабжение, здравоохранение и жилье; повысить уровень грамотности по всей стране; искоренить коррупцию , особенно в правительстве; вернуть экспроприированную землю ее законным владельцам в Уганде; повысить зарплаты бюджетникам; укреплять региональные связи и развивать рынки между странами Восточной Африки; и поддерживать смешанную экономику, сочетающую частную собственность с активным государственным сектором. [5]

Правительство НРМ предложило крупный План восстановления и развития (ППР) на 1987-88 финансовые годы по 1990-91 финансовые годы при поддержке МВФ; затем он девальвировал шиллинг и взял на себя обязательства по бюджетным ограничениям . [5] Четырехлетний план был направлен в первую очередь на стабилизацию экономики и содействие экономическому росту. Более конкретные цели заключались в уменьшении зависимости Уганды от внешней помощи, диверсификации сельскохозяйственного экспорта и поощрении роста частного сектора посредством новой кредитной политики. [7]

Установление этих приоритетов помогло улучшить репутацию Уганды в международных организациях по оказанию помощи и странах-донорах Запада, но в первые три года правления Мусевени производство кофе оставалось единственным видом экономической деятельности внутри Уганды, демонстрировавшим последовательный рост и устойчивость. [2]

В 1987 году ВВП вырос на 4,5 процента по сравнению с уровнем 1986 года. [6] Этот рост ознаменовал первый признак экономического роста Уганды за четыре года, поскольку безопасность улучшилась на юге и западе, а заводы увеличили производство после многих лет застоя. [6] Эти скромные темпы роста увеличились в 1988 году, когда рост ВВП составил 7,2 процента, при существенном улучшении производственного сектора. [6] В 1989 году падение мировых рыночных цен на кофе привело к снижению темпов роста до 6,6 процента, а дальнейшее снижение роста до 3,4 процента произошло в 1990 году, отчасти из-за засухи, низких цен на кофе и спада промышленного производства. [6]

Многие меры государственной политики были направлены на восстановление доверия частного сектора. [8] Однако в отсутствие частных инициатив правительство взяло на себя многие заброшенные или ранее экспроприированные компании и сформировало новые полугосударственные предприятия . [8] Стремясь обеспечить определенную финансовую стабильность в стране и привлечь столь необходимую иностранную помощь, в 1987 году она также инициировала амбициозную программу развития, направленную на восстановление экономической и социальной инфраструктуры. [8] Затем чиновники предложили продать несколько крупнейших полугосударственных компаний частным инвесторам, но политическая и личная конкуренция препятствовала усилиям по приватизации на протяжении 1988 и 1989 годов. [8]

К 1987 году правительство Уганды принимало непосредственное участие в экономике через четыре учреждения. [8] Во-первых, он владел рядом полугосударственных компаний, которые действовали как частные компании, прежде чем были оставлены их владельцами или экспроприированы правительством. [8] Во-вторых, правительство создало комитеты по маркетингу для мониторинга продаж и регулирования цен для сельскохозяйственных производителей. [8] В-третьих, правительство владело крупнейшими банками страны, включая Банк Уганды и Коммерческий банк Уганды . [8] И в-четвертых, правительство контролировало весь импорт и экспорт посредством процедур лицензирования. [8]

К 1980-м годам более 3500 кооперативов первичного сбыта обслуживали большинство мелких фермеров Уганды. [9] Эти кооперативы закупали урожай для сбыта и экспорта, а также распространяли потребительские товары и сельскохозяйственные ресурсы, такие как семена и удобрения. [9] Цены, которые платили советы по сбыту за такие товары, как кофе, чай и хлопок, были довольно стабильными, но зачастую искусственно заниженными, а платежи иногда задерживались на несколько недель после покупки. [9] Более того, фермеры иногда жаловались на то, что советы по сбыту применяют непоследовательные стандарты качества и что вес и размеры продукции иногда бывают ошибочными. [9] В 1989 году правительство пыталось сократить дорогостоящую и неэффективную посредническую деятельность при сбыте сельскохозяйственных культур, и Мусевени призвал производителей сообщать о покупателях, которые не заплатили за товары при их получении. [9]

В июле 1988 года официальные лица объявили, что продадут 22 компании, которые полностью или частично принадлежали государству, чтобы сократить государственные расходы и обуздать безудержную инфляцию. [8] В число этих предприятий входили текстильные фабрики, компании по импорту автомобилей, а также железные и золотые рудники. [8] Чиновники надеялись продать некоторые из них частным владельцам и создать совместные предприятия с частными компаниями, чтобы продолжить эксплуатацию нескольких других. [8] Среди примерно шестидесяти полугосударственных компаний, которые продолжали работать после 1989 года, было несколько, в которых правительство планировало оставаться единственным или мажоритарным акционером. [10] В число этих полугосударственных компаний входили электроэнергетические компании, железные дороги и авиакомпании, а также производители цемента и стали. [9] Лицензирование банковской деятельности и экспорта-импорта останется в руках правительства, как и значительное количество национальных отелей. [9] Розничная торговля будет почти полностью управляться частным сектором . [9] Однако к концу 1989 года попытки приватизировать полугосударственные организации только начались, поскольку личное и политическое соперничество задержало продажу нескольких прибыльных корпораций. [9] Международная ассоциация развития выделила Уганде 16 миллионов долларов США на помощь в повышении эффективности государственных предприятий. [9] Средства, выделенные в рамках этого проекта государственных предприятий, будут использоваться для оплаты консультационных услуг и поставок, а также для заказа исследования путей реформирования управления государственным сектором. [9]

В первые три года пребывания Мусевени у власти роль правительственных бюрократов в экономическом планировании привела к обвинениям в официальной коррупции . [8] Аудит 1988 года обвинил правительственные министерства и другие ведомства в мошенническом присвоении почти 20 процентов национального бюджета. [8] В проверке упоминались Офис президента, Минобороны и Минобразования . [8] Чиновников образования, в частности, обвинили в выплате зарплаты фиктивным учителям, а также в оплате труда и материальных затрат на несуществующие строительные проекты. [8] Чтобы подать публичный пример, в 1989 году Мусевени уволил нескольких высокопоставленных чиновников, в том числе членов кабинета министров, обвиненных в растрате или нецелевом использовании государственных средств. [8]

Когда в 1989 году странам-производителям кофе не удалось прийти к соглашению о ценах на экспорт кофе, Уганда столкнулась с разрушительными потерями в доходах от экспорта и обратилась за увеличением международной помощи, чтобы предотвратить экономический коллапс. [2]

1990-настоящее время

[ редактировать ]

Экономика выросла с 1990-х годов; реальный валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6,7% ежегодно в период 1990–2015 гг. [3] тогда как реальный ВВП на душу населения рос на 3,3% в год за тот же период. [3] За этот период в экономике Уганды произошли экономические преобразования : доля добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП снизилась с 56% в 1990 году до 24% в 2015 году; доля промышленности выросла с 11% до 20% (при этом обрабатывающая промышленность росла более медленными темпами – с 6% до 9% ВВП); а доля услуг выросла с 32% до 55%. [3]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларк 1992 , с. 98.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кларк 1992 , с. 100.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Всемирный банк. «Показатели мирового развития» . Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка . Проверено 3 июня 2018 г.
  4. ^ Кларк 1992 , стр. 98–99.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кларк 1992 , с. 99.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кларк 1992 , с. 101.
  7. ^ Кларк 1992 , стр. 99–100.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларк 1992 , с. 103.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1992 , с. 104.
  10. ^ Кларк 1992 , стр. 103–104.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41a1a966f74b8c4e2a29042fd1a84b4f__1722462300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/4f/41a1a966f74b8c4e2a29042fd1a84b4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Uganda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)