Jump to content

Экономическая история Панамы

В этой статье описывается экономическая история Панамы .

Ранняя история

[ редактировать ]

С начала 16 века географическое положение Панамы давало стране сравнительное преимущество. С древнейших испанских времен золото и серебро из Перу транспортировались в Испанию через Панамский перешеек. [1] Порты на каждом побережье и пути между ними обслуживали большую часть колониальной торговли Испании на благо жителей портовых городов. Процветание и импорт страны всегда зависели от мировой торговли. До 20-го века сельскому хозяйству уделялось мало внимания, а к 1980-м годам для большей части населения оно едва развилось за пределы местных индийских технологий. Промышленность развивалась медленно, потому что поток товаров из Европы, а затем и из Северной Америки создал дестимул для местного производства. [2]

Панама пострадала от циклического характера международной торговли. В 18 веке экономика находилась в застое, поскольку колониальная торговля через перешеек пришла в упадок. В середине 19 века экономика Панамы процветала в результате увеличения количества грузов и пассажиров, связанного с Калифорнийской золотой лихорадкой . [3] Железная дорога через перешеек, построенная в 1855 году, продлила экономический рост примерно на пятнадцать лет, пока завершение строительства первой трансконтинентальной железной дороги в Соединенных Штатах не привело к сокращению трансистмических перевозок.

Усилия Франции по строительству канала через перешеек в 1880-х годах и усилия США в начале 20-го века стимулировали экономику Панамы. [4] В 1903 году Панама отделилась от Колумбии, и Соединенные Штаты взяли под свой контроль зону Панамского канала ; и вскоре после этого конституционное постановление признало доллар США законным платежным средством страны. [5]

Соединенные Штаты завершили строительство канала в 1914 году. [6] а движение по каналу увеличивалось в среднем на 15% в год в период с 1915 по 1930 год. Стимул сильно ощущался в Панама-Сити и Колоне, конечных городах канала.

Однако мировая депрессия 1930-х годов сократила международную торговлю и движение по каналам, вызвав массовую безработицу в конечных городах и создав приток рабочей силы в натуральное сельское хозяйство. Во время Второй мировой войны трафик по каналу не увеличился, но экономика процветала, поскольку система конвоев и присутствие сил Соединенных Штатов, посланных для защиты канала, увеличили иностранные расходы в городах, расположенных на канале. За окончанием войны последовала экономическая депрессия и новый поток безработных в сельское хозяйство. Правительство инициировало скромную программу общественных работ, ввело ценовую поддержку на основные сельскохозяйственные культуры и усилило защиту отдельных сельскохозяйственных и промышленных товаров. [4]

Послевоенная депрессия сменилась быстрым экономическим ростом в период с 1950 по 1970 годы, когда ВВП увеличивался в среднем на 6,4% в год, что является одним из самых высоких устойчивых темпов роста в мире. Все отрасли внесли свой вклад в рост. Производство сельскохозяйственной продукции возросло, чему способствовал рост рыболовства (особенно креветок), развитие производства ценных фруктов и овощей, а также быстрый рост экспорта бананов после посадки устойчивых к болезням деревьев. Торговля превратилась в относительно сложную систему оптовой и розничной торговли. Банковское дело, туризм и экспорт услуг в зону канала быстро росли. Самое главное, рост мировой торговли стал серьезным стимулом для использования канала и экономики. [4]

1970-е – настоящее время

[ редактировать ]

В 1970-х и 1980-х годах рост Панамы колебался в зависимости от капризов мировой экономики. После 1973 года экономический рост значительно замедлился в результате ряда международных и внутренних факторов. В период с 1973 по 1979 год реальный рост ВВП составлял в среднем 3,5% в год. В начале 1980-х годов экономика восстановилась: темпы роста ВВП составили 15,4% в 1980 году, 4,2% в 1981 году и 5,6% в 1982 году. Острая рецессия в Латинской Америке после 1982 года Однако это нанесло ущерб экономике Панамы. Рост ВВП в 1983 году составил всего 0,4%, а в 1984 году -0,4%. [4]

Этот период совпал с приходом к власти генерала Мануэля Норьеги , в течение которого Панама становилась все более задолженной. К 1986 году задолженность страны СДР (360 миллионов долларов США), что составляло 278% его квоты. только перед МВФ составляла 284 миллиона [7] Это привело к тому, что МВФ ввел программу корректировки, поддержанную соглашением о резервном кредите МВФ в 1985–87 годах. [7] хотя экономика несколько восстановилась. В 1985 году Панама пережила экономический подъем с ростом ВВП на 4,1%. Соответствующий показатель за 1986 год оценивался в 2,8%. [4]

Соединенные Штаты начали преследовать Норьегу за создание наркогосударства в Панаме, кульминацией которых стали санкции, которые заморозили активы Панамы в Соединенных Штатах, а поскольку Панама использовала доллар США, она была вынуждена объявить дефолт по своему долгу МВФ 28 декабря 1987 года. [7] Экономические потрясения в стране включали всеобщую забастовку и закрытие банковской системы на два месяца. [7] Панама произвела символический платеж за день до заседания МВФ в ноябре 1988 года, но ситуация разрешилась только в 1989 году. [7] Президентские выборы в мае 1989 года были осуждены международным сообществом как фальсифицированные, и МВФ начал проявлять нетерпение по поводу растущей задолженности Панамы, которая к настоящему времени достигла 121 млн СДР (150 млн долларов США). [7]

Соединенные Штаты и Германия добились принятия 30 июня 1989 года резолюции, объявляющей Панаму неправомочной для дальнейшей поддержки со стороны МВФ. [7] Соединенные Штаты вторглись в Панаму в декабре 1989 года и вынудили Норьегу сдаться. [7] В апреле 1990 года задолженность перед МВФ составляла 181,5 млн СДР (~ 230 млн долларов США), но 2 мая 1992 года страна восстановила доступ к фондам МВФ. [8]

После вступления в должность в 1994 году президент Эрнесто Перес Балладарес ввел программу экономической либерализации, направленную на либерализацию торгового режима, привлечение иностранных инвестиций, приватизацию государственных предприятий, установление финансовой дисциплины и приватизацию двух своих портов в 1997 году, а также одобрение продажи железной дороги в ранние активы. [ нужны разъяснения ] Панама вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), и в начале 1998 года законодательный орган одобрил закон о банковской реформе, ликвидировавший центральный банк . После двух лет почти стагнации реформы начали укореняться: ВВП вырос на 3,6% в 1997 году и более чем на 6% в 1998 году. Наиболее важными секторами, которые способствовали росту, были Панамский канал, а также судоходная и портовая деятельность Свободного Колона. Торговая зона , которая также оправилась от медленного 1996 года.

1 сентября 1999 года Мирейя Москосо , вдова бывшего президента Мадрида Арнульфо Ариаса , вступила в должность. Во время своего правления Москосо пыталась усилить социальные программы, особенно в области развития, защиты и общего благосостояния детей и молодежи. Администрация Москосо успешно справилась с передачей Панамского канала и эффективно управляла каналом.

из PRD Мартин Торрихос выиграл президентский пост и законодательное большинство в Национальной ассамблее в 2004 году. При Торрихосе Панама продолжила сильный экономический рост и инициировала проект расширения Панамского канала , который начался в 2007 году и был открыт для коммерческого движения 26 июня 2016 года. стоимость 5,25 млрд долларов США – около 25% текущего ВВП. [9] Расширение канала удвоило пропускную способность водного пути, что позволило принимать суда Пост-Панамакса , которые были слишком большими, чтобы пересечь трансокеанский переход. [ нужны разъяснения ] [9] и ожидается, что это поможет снизить высокий уровень безработицы. Высокие экономические показатели позволили снизить уровень бедности в стране до 29% в 2008 году.

В 2008 году Панама занимала второе место по неравномерному распределению доходов в Латинской Америке. Правительство Торрихоса провело налоговые реформы, а также реформы социального обеспечения, а также поддержало региональные торговые соглашения и развитие туризма. Не подписав CAFTA , Панама в декабре 2006 года самостоятельно заключила соглашение о свободной торговле с США, которое, в случае его реализации,

должно способствовать экономическому росту страны.

В мае 2009 года Рикардо Мартинелли был избран президентом и пообещал продвигать свободную торговлю, создать систему метро примерной стоимостью 1,0 миллиарда долларов. [10] реформировать систему здравоохранения и завершить план расширения Панамского канала. Мартинелли также подчеркнул важность превращения Панамы в «более безопасную, современную и благоприятную» страну, стремящуюся улучшить условия жизни своего населения посредством эффективного и подотчетного управления.

  1. ^ Департамент Международного валютного фонда в Западном полушарии (30 марта 2023 г.). «История роста Панамы» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2023 (129). дои : 10.5089/9798400236662.002.A002 .
  2. ^ «Панама – РОСТ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ» . Countrystudies.us . Проверено 2 сентября 2023 г.
  3. ^ Клуб, Смех (05.12.2013). «МАРКСИСТ: Ранг и экономика Панамы» . МАРКСИСТ . Проверено 2 сентября 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Скотт Д. Толлефсон (декабрь 1987 г.). Сандра В. Медиц и Деннис М. Ханратти (ред.). Панама: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Рост и структура экономики.
  5. ^ Савастано, Мигель (1996). «Долларизация в Латинской Америке: недавние данные и некоторые политические вопросы». Рабочий документ МВФ . WP/96/4. ССНР   882905 .
  6. ^ «Строительство Панамского канала, 1903–2030» . [электронная почта защищена] . Офис историка, Бюро по связям с общественностью.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Боутон, Джеймс М. (1 октября 2001 г.). Тихая революция - Международный валютный фонд, 1979–1989 гг. (PDF) . МВФ. стр. 799–803.
  8. ^ Боутон (2001), стр. 763
  9. ^ Jump up to: а б Ассошиэйтед Пресс (26 июня 2016 г.). «Панамский канал открывает шлюзы стоимостью 5 миллиардов долларов, оптимистично, несмотря на проблемы с судоходством» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июня 2016 г.
  10. ^ «Открыт маршрут железнодорожной системы метро Панама-Сити» . Архивировано из оригинала 19 января 2010 г. Проверено 25 июля 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bf8d4ac7cf6d340c0316908942e1718__1722780360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/18/6bf8d4ac7cf6d340c0316908942e1718.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Panama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)