Экономическая история Панамы
В этой статье описывается экономическая история Панамы .
Ранняя история
[ редактировать ]С начала 16 века географическое положение Панамы давало стране сравнительное преимущество. С древнейших испанских времен золото и серебро из Перу транспортировались в Испанию через Панамский перешеек. [1] Порты на каждом побережье и пути между ними обслуживали большую часть колониальной торговли Испании на благо жителей портовых городов. Процветание и импорт страны всегда зависели от мировой торговли. До 20-го века сельскому хозяйству уделялось мало внимания, а к 1980-м годам для большей части населения оно едва развилось за пределы местных индийских технологий. Промышленность развивалась медленно, потому что поток товаров из Европы, а затем и из Северной Америки создал дестимул для местного производства. [2]
Панама пострадала от циклического характера международной торговли. В 18 веке экономика находилась в застое, поскольку колониальная торговля через перешеек пришла в упадок. В середине 19 века экономика Панамы процветала в результате увеличения количества грузов и пассажиров, связанного с Калифорнийской золотой лихорадкой . [3] Железная дорога через перешеек, построенная в 1855 году, продлила экономический рост примерно на пятнадцать лет, пока завершение строительства первой трансконтинентальной железной дороги в Соединенных Штатах не привело к сокращению трансистмических перевозок.
Усилия Франции по строительству канала через перешеек в 1880-х годах и усилия США в начале 20-го века стимулировали экономику Панамы. [4] В 1903 году Панама отделилась от Колумбии, и Соединенные Штаты взяли под свой контроль зону Панамского канала ; и вскоре после этого конституционное постановление признало доллар США законным платежным средством страны. [5]
Соединенные Штаты завершили строительство канала в 1914 году. [6] а движение по каналу увеличивалось в среднем на 15% в год в период с 1915 по 1930 год. Стимул сильно ощущался в Панама-Сити и Колоне, конечных городах канала.
Однако мировая депрессия 1930-х годов сократила международную торговлю и движение по каналам, вызвав массовую безработицу в конечных городах и создав приток рабочей силы в натуральное сельское хозяйство. Во время Второй мировой войны трафик по каналу не увеличился, но экономика процветала, поскольку система конвоев и присутствие сил Соединенных Штатов, посланных для защиты канала, увеличили иностранные расходы в городах, расположенных на канале. За окончанием войны последовала экономическая депрессия и новый поток безработных в сельское хозяйство. Правительство инициировало скромную программу общественных работ, ввело ценовую поддержку на основные сельскохозяйственные культуры и усилило защиту отдельных сельскохозяйственных и промышленных товаров. [4]
Послевоенная депрессия сменилась быстрым экономическим ростом в период с 1950 по 1970 годы, когда ВВП увеличивался в среднем на 6,4% в год, что является одним из самых высоких устойчивых темпов роста в мире. Все отрасли внесли свой вклад в рост. Производство сельскохозяйственной продукции возросло, чему способствовал рост рыболовства (особенно креветок), развитие производства ценных фруктов и овощей, а также быстрый рост экспорта бананов после посадки устойчивых к болезням деревьев. Торговля превратилась в относительно сложную систему оптовой и розничной торговли. Банковское дело, туризм и экспорт услуг в зону канала быстро росли. Самое главное, рост мировой торговли стал серьезным стимулом для использования канала и экономики. [4]
1970-е – настоящее время
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( октябрь 2022 г. ) |
В 1970-х и 1980-х годах рост Панамы колебался в зависимости от капризов мировой экономики. После 1973 года экономический рост значительно замедлился в результате ряда международных и внутренних факторов. В период с 1973 по 1979 год реальный рост ВВП составлял в среднем 3,5% в год. В начале 1980-х годов экономика восстановилась: темпы роста ВВП составили 15,4% в 1980 году, 4,2% в 1981 году и 5,6% в 1982 году. Острая рецессия в Латинской Америке после 1982 года Однако это нанесло ущерб экономике Панамы. Рост ВВП в 1983 году составил всего 0,4%, а в 1984 году -0,4%. [4]
Этот период совпал с приходом к власти генерала Мануэля Норьеги , в течение которого Панама становилась все более задолженной. К 1986 году задолженность страны СДР (360 миллионов долларов США), что составляло 278% его квоты. только перед МВФ составляла 284 миллиона [7] Это привело к тому, что МВФ ввел программу корректировки, поддержанную соглашением о резервном кредите МВФ в 1985–87 годах. [7] хотя экономика несколько восстановилась. В 1985 году Панама пережила экономический подъем с ростом ВВП на 4,1%. Соответствующий показатель за 1986 год оценивался в 2,8%. [4]
Соединенные Штаты начали преследовать Норьегу за создание наркогосударства в Панаме, кульминацией которых стали санкции, которые заморозили активы Панамы в Соединенных Штатах, а поскольку Панама использовала доллар США, она была вынуждена объявить дефолт по своему долгу МВФ 28 декабря 1987 года. [7] Экономические потрясения в стране включали всеобщую забастовку и закрытие банковской системы на два месяца. [7] Панама произвела символический платеж за день до заседания МВФ в ноябре 1988 года, но ситуация разрешилась только в 1989 году. [7] Президентские выборы в мае 1989 года были осуждены международным сообществом как фальсифицированные, и МВФ начал проявлять нетерпение по поводу растущей задолженности Панамы, которая к настоящему времени достигла 121 млн СДР (150 млн долларов США). [7]
Соединенные Штаты и Германия добились принятия 30 июня 1989 года резолюции, объявляющей Панаму неправомочной для дальнейшей поддержки со стороны МВФ. [7] Соединенные Штаты вторглись в Панаму в декабре 1989 года и вынудили Норьегу сдаться. [7] В апреле 1990 года задолженность перед МВФ составляла 181,5 млн СДР (~ 230 млн долларов США), но 2 мая 1992 года страна восстановила доступ к фондам МВФ. [8]
После вступления в должность в 1994 году президент Эрнесто Перес Балладарес ввел программу экономической либерализации, направленную на либерализацию торгового режима, привлечение иностранных инвестиций, приватизацию государственных предприятий, установление финансовой дисциплины и приватизацию двух своих портов в 1997 году, а также одобрение продажи железной дороги в ранние активы. [ нужны разъяснения ] Панама вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), и в начале 1998 года законодательный орган одобрил закон о банковской реформе, ликвидировавший центральный банк . После двух лет почти стагнации реформы начали укореняться: ВВП вырос на 3,6% в 1997 году и более чем на 6% в 1998 году. Наиболее важными секторами, которые способствовали росту, были Панамский канал, а также судоходная и портовая деятельность Свободного Колона. Торговая зона , которая также оправилась от медленного 1996 года.
1 сентября 1999 года Мирейя Москосо , вдова бывшего президента Мадрида Арнульфо Ариаса , вступила в должность. Во время своего правления Москосо пыталась усилить социальные программы, особенно в области развития, защиты и общего благосостояния детей и молодежи. Администрация Москосо успешно справилась с передачей Панамского канала и эффективно управляла каналом.
из PRD Мартин Торрихос выиграл президентский пост и законодательное большинство в Национальной ассамблее в 2004 году. При Торрихосе Панама продолжила сильный экономический рост и инициировала проект расширения Панамского канала , который начался в 2007 году и был открыт для коммерческого движения 26 июня 2016 года. стоимость 5,25 млрд долларов США – около 25% текущего ВВП. [9] Расширение канала удвоило пропускную способность водного пути, что позволило принимать суда Пост-Панамакса , которые были слишком большими, чтобы пересечь трансокеанский переход. [ нужны разъяснения ] [9] и ожидается, что это поможет снизить высокий уровень безработицы. Высокие экономические показатели позволили снизить уровень бедности в стране до 29% в 2008 году.
В 2008 году Панама занимала второе место по неравномерному распределению доходов в Латинской Америке. Правительство Торрихоса провело налоговые реформы, а также реформы социального обеспечения, а также поддержало региональные торговые соглашения и развитие туризма. Не подписав CAFTA , Панама в декабре 2006 года самостоятельно заключила соглашение о свободной торговле с США, которое, в случае его реализации,
Эту статью необходимо обновить . ( август 2024 г. ) |
должно способствовать экономическому росту страны.
В мае 2009 года Рикардо Мартинелли был избран президентом и пообещал продвигать свободную торговлю, создать систему метро примерной стоимостью 1,0 миллиарда долларов. [10] реформировать систему здравоохранения и завершить план расширения Панамского канала. Мартинелли также подчеркнул важность превращения Панамы в «более безопасную, современную и благоприятную» страну, стремящуюся улучшить условия жизни своего населения посредством эффективного и подотчетного управления.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Департамент Международного валютного фонда в Западном полушарии (30 марта 2023 г.). «История роста Панамы» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2023 (129). дои : 10.5089/9798400236662.002.A002 .
- ^ «Панама – РОСТ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ» . Countrystudies.us . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Клуб, Смех (05.12.2013). «МАРКСИСТ: Ранг и экономика Панамы» . МАРКСИСТ . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Скотт Д. Толлефсон (декабрь 1987 г.). Сандра В. Медиц и Деннис М. Ханратти (ред.). Панама: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Рост и структура экономики.
- ^ Савастано, Мигель (1996). «Долларизация в Латинской Америке: недавние данные и некоторые политические вопросы». Рабочий документ МВФ . WP/96/4. ССНР 882905 .
- ^ «Строительство Панамского канала, 1903–2030» . [электронная почта защищена] . Офис историка, Бюро по связям с общественностью.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Боутон, Джеймс М. (1 октября 2001 г.). Тихая революция - Международный валютный фонд, 1979–1989 гг. (PDF) . МВФ. стр. 799–803.
- ^ Боутон (2001), стр. 763
- ^ Jump up to: а б Ассошиэйтед Пресс (26 июня 2016 г.). «Панамский канал открывает шлюзы стоимостью 5 миллиардов долларов, оптимистично, несмотря на проблемы с судоходством» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Открыт маршрут железнодорожной системы метро Панама-Сити» . Архивировано из оригинала 19 января 2010 г. Проверено 25 июля 2010 г.