Репарации во время Второй мировой войны
после Второй мировой войны Демократическая Федеративная Республика , и Республика Германия и были обязаны выплатить военные репарации правительствам союзников Согласно Потсдамской конференции , . Другие страны Оси были обязаны выплатить военные репарации в соответствии с Парижскими мирными договорами 1947 года . Австрия не была включена ни в один из этих договоров.
Платежи
[ редактировать ]Согласно Ялтинской конференции , никакие репарации странам-союзникам не выплачивались деньгами (хотя это правило не соблюдалось в более поздних соглашениях). Вместо этого большая часть переданной стоимости состояла из немецких промышленных активов, а также принудительного труда для союзников. [1] Требования союзников были дополнительно изложены на Потсдамской конференции. Репарации должны были быть выплачены напрямую четырем державам-победительницам (Франции, Великобритании, США и Советскому Союзу); для стран, находящихся в советской сфере влияния, Советский Союз будет определять их распределение. Для координации распределения репараций между державами-победительницами был создан Союзный контрольный совет . [2] [3]
В конце концов союзники согласились выплатить Германии репарации в следующих формах: [2]
- Демонтаж немецкой промышленности
- Передача всего производственного оборудования, машин и станков союзникам.
- Передача всех вагонов, локомотивов и кораблей союзникам.
- Конфискация всех немецких инвестиций за рубежом
- Все золото, серебро и платина в слитках или монетах, принадлежащие любому лицу/организации в Германии.
- Вся иностранная валюта
- Все патенты и данные исследований, относящиеся к военному применению и процессам.
- Реквизиция текущего немецкого промышленного производства и добычи ресурсов
- Принудительный труд, предоставляемый немецким населением
Чтобы контролировать получение и распределение немецких репараций в своей зоне контроля, западные союзники учредили Межсоюзническое агентство по репарациям (IARA). Распределение репараций из Германии должно было осуществляться в заранее определенном проценте, на который согласились державы-победительницы. Немецкие репарации должны были быть разделены на две категории: A (все формы немецких репараций, кроме тех, которые включены в категорию B) и B (промышленное и капитальное оборудование, торговые суда и внутренний водный транспорт). [3] [4] [2]
Следующие страны получили репарации в рамках разбирательств IARA:
Страна | % возмещения категории А | % возмещения по категории B |
---|---|---|
![]() | 0.05 | 0.35 |
![]() | 0.70 | 0.95 |
![]() | 2.70 | 4.50 |
![]() | 3.00 | 4.30 |
![]() | 3.50 | 1.50 |
![]() | 0.25 | 0.35 |
![]() | 0.05 | 0.20 |
![]() | 16.00 | 22.80 |
![]() | 2.70 | 3.35 |
![]() | 2.00 | 2.90 |
![]() | 0.15 | 0.40 |
![]() | 1.30 | 1.90 |
![]() | 0.40 | 0.60 |
![]() | 3.90 | 5.60 |
![]() | 0.70 | 0.10 |
![]() | 28.00 | 27.80 |
![]() | 28.00 | 11.80 |
![]() | 6.60 | 9.60 |
Польша должна была быть исключена из работы IARA по требованию Советского Союза. В рамках Потсдамского соглашения союзники согласились , что Советский Союз будет собирать и распределять польскую долю репараций. Более того, Советский Союз будет получать свою долю репараций в основном с территорий, находящихся в его собственной оккупационной зоне. [2] [3] Временное польское правительство заключило польско-советский договор о репарациях 16 августа 1945 года. По договору Польша получила долю конфискованных немецких машин, товаров и сырья. Кроме того, Польша получила 15% немецкого торгового флота, приобретенного Советским Союзом. Поставки контролировались совместной польско-советской комиссией и продолжались до 1953 года. [7] [8]
Территориальные изменения
[ редактировать ]
Советский Союз аннексировал немецкие территории к востоку от Одер-Нейсе , что привело к изгнанию 12 миллионов немцев (из Восточной Пруссии , Померании и Силезии ). Эти территории были включены в состав коммунистической Польши и Советского Союза соответственно и заселены гражданами этих стран в ожидании окончательной мирной конференции с Германией. Поскольку мирная конференция так и не состоялась, эти территории были фактически уступлены Германией. [10] В случае с Польшей приобретенная территория была компенсацией за польские восточные пограничья ( Кресы ), которые были аннексированы Советским Союзом . [9]
Франция оккупировала протекторат Саар с 1947 по 1956 год с намерением использовать промышленную продукцию угля и стали для стимулирования французской экономики в качестве репараций за войну. Франция стремилась в конечном итоге присоединить Саар, а также весь Рурский регион к собственно Франции, но остальные союзники отказали в этом. По итогам плебисцита 1 января 1957 года Франция была вынуждена отказаться от контроля над регионом Саар. [11]
Нидерланды стремились аннексировать большую часть Западной Германии в качестве репараций за Вторую мировую войну. Этим усилиям в основном помешали западные союзники, и в конечном итоге в 1949 году было аннексировано только около 69 квадратных километров (27 квадратных миль) территории Германии. Почти все эти территории были возвращены Федеративной Республике Германия в 1957 году. По договору, заключенному в Гааге 8 апреля 1960 года, Западная Германия согласилась выплатить Нидерландам сумму в 280 миллионов немецких марок в качестве компенсации за возврат. [12] [13]
Бельгия и Люксембург также стремились аннексировать территорию Германии в качестве репараций за Вторую мировую войну. Однако лишь небольшие территории были оккупированы и затем возвращены после выплат Германии компенсаций. [12] [13]
Демонтаж производств
[ редактировать ]В начале оккупации союзники демонтировали остатки немецкой промышленности. Заводы и оборудование были демонтированы, железнодорожная система разобрана, и все было перевезено союзникам. Немецкий торговый флот и все остальные корабли были переданы. Были конфискованы иностранные акции на сумму около 2,5 миллиардов долларов. Оставшимся немецким предприятиям пришлось отдать часть своей продукции союзникам. Крупные партии стали, угля, а также другой промышленной продукции были конфискованы и вывезены из страны. [14] Позже западные союзники смягчили свою позицию в пользу плана Маршалла , а Восточная Германия продолжала поставлять в Советский Союз промышленные товары и сырье до 1953 года. [15]
Демонтаж железнодорожной инфраструктуры
[ редактировать ]В советской зоне оккупации (позже Германская Демократическая Республика ) практически все двухпутные железнодорожные линии были сокращены до однопутных, а материалы вывозились в Советский Союз. [16] [17] [18] Аналогичным образом была демонтирована (относительно ограниченная) электрификация железных дорог , за заметным исключением большей части берлинской городской железной дороги сохранила свою третью железнодорожную , которая по большей части инфраструктуру.
Аналогичным образом, во французской зоне оккупации основные железнодорожные линии были демонтированы на однопутные. [19]
Интеллектуальная собственность
[ редактировать ]Союзники конфисковали большое количество немецких патентов , авторских прав и товарных знаков на сумму около 10 миллиардов (1948 г.) долларов. [14] [20]
Принудительный труд
[ редактировать ]Миллионы немцев были вынуждены работать на принудительных работах в течение нескольких лет, чтобы работать на союзников в лагерях, в горнодобывающей промышленности, на сборе урожая или в промышленности.
Затраты на занятие
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны четыре основные союзные державы – Великобритания, США, Франция и Советский Союз – совместно оккупировали Германию, причем оккупация союзников официально закончилась в 1950-х годах. За это время Германия была привлечена к ответственности за расходы союзников по оккупации, составившие более нескольких миллиардов долларов. [21]
Жертвы Холокоста
[ редактировать ]Германия заключила множество договоров с западными и восточными странами, а также с Еврейской конференцией по претензиям и Всемирным еврейским конгрессом о компенсации жертвам Холокоста. До 2005 года физическим лицам было выплачено около 63 миллиардов евро (что эквивалентно примерно 87,9 миллиардам евро в 2022 году). Были произведены дополнительные выплаты немецкими компаниями, которые эксплуатировали подневольных рабочих. [22]
Получатели
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]23 августа 1953 года Польская Народная Республика под давлением Советского Союза, который хотел освободить Восточную Германию от любых обязательств, [23] объявила, что откажется от своего права на дальнейшие военные репарации от Восточной Германии 1 января 1954 года. [24] [25] В ноте Организации Объединенных Наций от 24 ноября 1969 года коммунистическое правительство Польши потребовало от организации действий не только по наказанию военных преступников и тех, кто совершил преступления против человечества, но также по установлению процедур и разделению компенсации за военные преступления и причиненный ущерб. Германией во время Второй мировой войны. [26] В 1970 году отказ от прав на репарации в 1953 году был подтвержден заместителем министра иностранных дел Польши Юзефом Виневичем в ходе переговоров, приведших к заключению договора о нормализации отношений в ноябре 1970 года. [27] в котором Западная Германия признала Одер-Нейсе последней границей между Польшей и Восточной Германией. [28] [24] [27] [29] [30] [31]
10 сентября 2004 года польский парламент ( Сейм ) принял постановление, в котором говорилось: «Сейм Республики Польша, осознавая роль исторической правды и элементарной справедливости в польско-немецких отношениях, заявляет, что Польша еще не получила адекватных финансовых компенсации и военные репарации за огромные разрушения и материальные потери, причиненные немецкой агрессией, оккупацией и геноцидом». [32] Месяц спустя, 19 октября 2004 года, Совет министров Польши опубликовал заявление, в котором говорилось: «Декларация от 23 августа 1953 года была принята в соответствии с конституционным порядком того времени, в соответствии с международным правом, заложенным в Уставе ООН. " [33] [25] В августе 2017 года эту позицию вновь подтвердил в заявлении заместитель министра иностранных дел Марек Магеровский . [33] [25] заявив, что «(...) декларация 1953 года представляет собой обязательный односторонний правовой акт польского государства - субъекта международного права». [34] [35] По словам профессора права Варшавского университета Владислава Чаплиньского , вопрос о репарациях был закрыт с заключением Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии , заключенного в 1990 году между Федеративной Республикой Германия, Германской Демократической Республикой и Германией. Четыре державы (США, Советский Союз, Великобритания и Франция), чему Польша не выразила протеста. [36] Правительство Германии занимает такую же позицию. [37]
Тем временем Польша и Германия заключили несколько договоров и соглашений о компенсации полякам, ставшим жертвами немецкой агрессии. В 1972 году Западная Германия выплатила компенсацию полякам, пережившим псевдомедицинские эксперименты во время их заключения в различных нацистских лагерях во время Второй мировой войны. [38] В 1975 году Герека - Шмидта в Варшаве было подписано соглашение . Он предусматривал 1,3 миллиарда немецких марок полякам, которые во время нацистской оккупации вносили средства в немецкую систему социального обеспечения, но не получали пенсии. выплату [39] В 1992 году правительства Польши и Германии основали Фонд польско-германского примирения , в результате чего Германия выплатила польским пострадавшим примерно 4,7 миллиарда злотых (что эквивалентно 37,8 миллиарда злотых или 7,97 миллиарда долларов США в 2022 году). [ нужна ссылка ] ). В период с 1992 по 2006 год Германия и Австрия совместно выплатили компенсацию выжившим польским неевреям, ставшим жертвами рабского труда в нацистской Германии, а также польским сиротам и детям, подвергшимся принудительному труду. [40] Швейцарский фонд помощи жертвам Холокоста (который получил деньги на урегулирование от банков в Швейцарии) использовал часть своих средств для выплаты компенсаций в период с 1998 по 2002 год польским евреям и цыганам, ставшим жертвами нацистской Германии. [40]
Проблема возмещения ущерба снова возникла в конце 2017 года после комментариев польских правительственных чиновников из правящей партии «Право и справедливость» . С тех пор польское правительство заняло позицию, согласно которой отказ Польши 1953 года не имеет обязательной силы, поскольку страна находилась под властью Советского Союза. [25] [41] Пшемыслав Соболевский, глава Бюро исследований Сейма, заявил, что политическое решение 1953 года было принято Советом министров Польши , хотя по Конституции Польской Народной Республики , вступившей в силу в 1952 году, оно было Польский Государственный совет , который имел исключительное право принимать такое решение. [42] По словам Юзефа Менеса из Совета Польского института военных потерь, правительству Восточной Германии не было представлено никакой дипломатической ноты и что «вероятно, заседание Совета министров 23 августа 1953 года вообще не состоялось» - со ссылкой на сообщение Казимира Михаля (руководитель аппарата Совета министров с 21 ноября 1952 г. по 1 февраля 1956 г.). [43]
В 83-ю годовщину начала Второй мировой войны, 1 сентября 2022 года, в Королевском замке в Варшаве был представлен доклад польского правительства о военных потерях и ущербе Польши в период с 1939 по 1945 год. [44] В трехтомном отчете также освещались правовые вопросы, касающиеся отказа Польши от прав на репарации в 1953 году, и, согласно выводам отчета: «предполагаемое одностороннее заявление Совета министров от 23 августа 1953 года об отказе Народной Республики от военных репараций Польши нарушила действовавшую в то время конституцию от 22 июля 1952 года, поскольку вопросы ратификации и прекращения международных соглашений относились к компетенции Государственного совета, а не Совета министров». Кроме того, в отчете отмечалось, что, согласно протоколу Совета министров от 19 августа 1953 года, отказ касался только Германской Демократической Республики, а не Федеративной Республики, и что правительству Восточной Германии никогда не было отправлено никакой дипломатической ноты, официально информирующей его о Решение Польши. [45] 14 сентября 2022 года Сейм принял (418 за, 4 против, 15 воздержавшихся) резолюцию, в которой говорилось, что: «Польское государство никогда не отказывалось от своих претензий к Германскому государству; Сейм Республики Польша призывает правительство Германии взять на себя политическую, историческую, юридическую и финансовую ответственность за все последствия, вызванные развязыванием Второй мировой войны». [46]
2 октября 2022 года министр иностранных дел Польши Збигнев Рау подписал дипломатическую ноту с просьбой к правительству Германии провести официальный переговорный процесс между Польшей и Германией, а 3 октября представил дипломатическую ноту прибывшей с визитом министру иностранных дел Германии Анналене Бербок . [47] [48] По мнению правительства Германии, правовой основы для дальнейших компенсационных выплат нет. [49] 4 января 2023 года заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик заявил: «Мы не признаем эту позицию Германии, отвергаем ее в целом как абсолютно необоснованную и ошибочную». и «немецкое государство не может закрыть дело, которое никогда (еще) не возбуждалось» [50]
Греция
[ редактировать ]
В результате нацистской немецкой оккупации большая часть Греции подверглась огромному разрушению промышленности (80% которой было разрушено), инфраструктуры (28% разрушено), портов, дорог, железных дорог и мостов (90%), лесов и другие природные ресурсы (25%) [51] [52] [53] [Требуются научные источники.] и гибель мирного населения (7,02–11,17% граждан) . [54] [55] Другие источники оценивают общее число смертей в результате оккупации Оси в 273 000–747 000 греков, или 3,7–10,2% довоенного населения. [ нужна ссылка ] Оккупационный нацистский режим вынудил Грецию оплатить стоимость оккупации в стране и необходимое сырье и продовольствие для оккупационных сил, создав условия для Великого голода . Более того, в 1942 году оккупационный нацистский режим вынудил Центральный банк Греции предоставить кредит на сумму 476 миллионов рейхсмарок под 0% годовых. нацистской Германии [56]
После войны Греция получила свою долю репараций, выплаченных Германией союзникам в рамках Парижского договора о репарациях 1946 года, соблюдение которого было обеспечено Межсоюзническим агентством по репарациям. Изначально для Греции планировалось выделить 7,181 миллиарда долларов. Эта сумма значительно выросла из-за увеличения размера репараций, изъятых союзниками, и Греция в конечном итоге получила компенсации в виде денег и промышленных товаров на сумму около 25 миллионов долларов. [57]
Греция получила дополнительную долю репараций от других держав Оси в результате Парижских мирных договоров 1947 года.
Греция подписала Лондонское соглашение о внешнем долге Германии в 1953 году. Подписавшие стороны согласились отложить дополнительные долги Германии до тех пор, пока не будет заключен окончательный мирный договор с Германией. [57] В 1960 году Германия заключила договор с правительством Греции о компенсации греческим жертвам нацистского террора, которая составила 115 миллионов немецких марок . [58] Эти выплаты были четко обозначены как выплаты жертвам и не должны были стать общим договором о возмещении ущерба. [ нужна ссылка ] Позже правительство Греции настаивает, что это был всего лишь первоначальный взнос и необходимо произвести дальнейшие выплаты. [57] [59]
В 1990 году Западная Германия и Восточная Германия подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии («Соглашение два плюс четыре») с бывшими союзными странами Соединенными Штатами, Великобританией, Францией и Советским Союзом. Этот договор должен был закрыть все открытые вопросы, касающиеся Германии и последствий Второй мировой войны, и проложить путь к воссоединению Германии. Германия считает этот договор окончательным постановлением, завершающим вопрос об открытых репарациях, которые были сделаны в предыдущих договорах, таких как Лондонское долговое соглашение. [57] Греция отвергает эту идею, и 8 февраля 2015 года тогдашний премьер-министр Греции Алексис Ципрас потребовал, чтобы Германия выплатила Греции «полные» репарации. В апреле 2015 года Греция оценила военные репарации в сумму, эквивалентную 278,7 миллиарда евро (что эквивалентно 389 миллиардам евро в 2022 году). [60] [58] В то время как все больше немецких политиков и членов Бундестага призывают федеральное правительство выплатить Греции финансовую компенсацию за последствия нацистской оккупации, [61] [62] Правительство Германии ответило, что положения договора «два плюс четыре» все еще остаются в силе и вопрос был решен в 1990 году. [63]
Израиль
[ редактировать ]Западная Германия выплатила Израилю репарации за конфискованную еврейскую собственность в соответствии с Нюрнбергскими законами , принудительный труд и преследования. Выплаты Израилю до 1987 года составили около 14 миллиардов долларов. [64] эквивалентно $36,5 млрд в 2022 году. [ нужна ссылка ]
Нидерланды
[ редактировать ]Сразу после окончания войны Нидерланды потребовали 25 миллиардов гульденов в качестве компенсации, среди прочего, за голландский зимний голод 1944–1945 годов . Но вскоре после этого был проведен курс на радикальную перекройку давней голландско-германской границы и передачу голландцам значительной части территории Германии в качестве репараций. В самой амбициозной форме этот план включал аннексию городов и окрестностей Кёльна , Ахена , Мюнстера и Оснабрюка . Впоследствии голландское правительство захватило и аннексировало 69 квадратных километров (27 квадратных миль) приграничной территории у оккупированной союзниками Германии в 1949 году, почти вся из которых была возвращена Западной Германии в 1963 году в обмен на 280 миллионов немецких марок, выплаченных федеральным правительством Германии в пользу Германии. голландцы.
Югославия
[ редактировать ]Социалистическая Федеративная Республика Югославия получила промышленное оборудование с демонтированных немецких заводов на сумму 36 миллиардов долларов США. Западная Германия также выплатила 8 миллионов немецких марок в качестве репараций за принудительные эксперименты на людях над югославскими гражданами.
Советский Союз
[ редактировать ]Советский Союз получил компенсацию в соответствии с Парижским мирным договором в 1947 году от четырех союзных держав Оси, в дополнение к крупным репарациям, выплаченным Советскому Союзу советской оккупационной зоной в Германии и возможной Германской Демократической Республикой в виде оборудования (целые заводы и заводы). были разобраны и отправлены в Советский Союз), а также продукты питания, промышленные товары и товары народного потребления. СССР был должен 100 миллионов долларов от Италии, 300 миллионов долларов от Финляндии, 200 миллионов долларов от Венгрии и 300 миллионов долларов от Румынии. [65] в общей сложности составит около 12 миллиардов долларов в 2022 году.
Другие страны Оси
[ редактировать ]Итальянские репарационные выплаты составили около 366 миллионов долларов США и были выплачены Советскому Союзу, а также Греции , Югославии , Албании и Эфиопии . Финляндия, Румыния и Болгария были вынуждены выплатить репарации на сумму около 300 миллионов долларов США каждая, в основном выплаченные природными товарами. Болгария должна была выплатить репарации на сумму около 70 миллионов долларов США. Большая часть этих репараций не была выплачена в полном объеме странами, которые позже попали под эгиду Советского Союза, поскольку Советский Союз официально отменил их. [66]
Япония выплатила репарации, как и Германия, путем демонтажа промышленного оборудования, поставки сырья и конфискации промышленной продукции. Лишь незначительные платежи были осуществлены в другие азиатские страны, в частности в Бирму, Камбоджу, Индонезию, Лаос, Филиппины, Южную Корею, Вьетнам и Таиланд. Общий объем репараций Японии составил около 1,5 миллиарда долларов США, что составило около 4% ее ВВП. [67]
См. также
[ редактировать ]- Репарации во время Первой мировой войны
- Оккупированная союзниками Германия
- Бегство и изгнание немцев (1944–50)
- План Моргентау
- Международный орган по Руру
- Планы союзников относительно немецкой промышленности после Второй мировой войны
- Операция Осоавиахим
- Операция «Скрепка»
- Лондонское соглашение о внешнем долге Германии
- Экономическое чудо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Павел Полян-Против их воли: история и география вынужденных миграций в СССР, издательство Центрально-Европейского университета, 2003 г. ISBN 963-9241-68-7 стр.244-249
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кук (2013), стр. 461–462.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халл (1973), с. 346.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Соглашение о репарациях с Германии, о создании Межсоюзного репарационного агентства и о реституции монетарного золота» (PDF) . Treats.un.org . Серия договоров Организации Объединенных Наций . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Отчеты Государственного департамента и иностранных дел - RG 84: Делегация США в Межсоюзном агентстве по репарациям (IARA)» . archives.gov . Национальное управление архивов и документации . 15 августа 2016 года . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Кук (2013), с. 462.
- ^ Рот (2022), стр. 149-150; 159-160
- ^ Хинрихсен (2023), стр. 133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рот, Карл Хайнц; Рюбнер, Хартмут (декабрь 2021 г.). Репрессированы, ремитированы, отвергнуты: долги Германии по репарациям Польше и Греции . Книги Бергана. п. 147. ИСБН 978-1-80073-257-5 .
На своем первом саммите, состоявшемся в Тегеране в ноябре 1943 года, три державы в принципе согласились прибегнуть к линии Керзона при определении границы Польши. [...] В обмен на использование этой линии Польша должна была получить право на Одер в качестве своей новой западной границы.
- ^ Джеффри К. Робертс, Патрисия Хогвуд (2013). «Политика сегодня»: спутник западноевропейской политики . Издательство Оксфордского университета. п. 50. ISBN 9781847790323 . ; Петр Стефан Вандич (1980). США и Польша . Издательство Гарвардского университета. п. 303. ИСБН 9780674926851 . ; Филип А. Бюлер (1990). Линия Одер-Нейсе: переоценка в соответствии с международным правом . Восточноевропейские монографии. п. 33. ISBN 9780880331746 .
- ^ Дитер-Мюллер и др. (2008), стр. 366; 370ff.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хопф, Саймон (2003). «Повседневная жизнь между Марком и Гульденом — Селфкантом под управлением Нидерландов, 1949–1963 годы» [Между Марком и Гульденом — Селфкантом под управлением Нидерландов, 1949–1963 годы] (PDF) . История на Западе (на немецком языке). 18 . Рейнланд-Верлаг ГмбХ: 136–154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вельк, Вольфганг (1995). «Приграничная территория Северный Рейн-Вестфалия, земли Тракта и исправления голландской границы с 1949 по 1963 год» [Приграничная зона Северный Рейн-Вестфалия, земли Тракта и исправления голландской границы] (PDF) . Ежегодник / Центр голландских исследований (на немецком языке). 5/6 . Мюнстерский университет : 85–103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Велер 1987 , с. 947.
- ^ Велер 1987 , стр. 948–949.
- ^ «75 лет назад: Строительство железной дороги после окончания войны | MDR.DE» .
- ^ «Час нуля в советской зоне оккупации (СБЗ)» . 28 января 2015 г.
- ^ «Экономическое развитие с 1945 по 1949 годы | БПБ» . 13 июля 2005 г.
- ^ «Гойбан: насыщенная история, неопределенное будущее» .
- ^ Хинрихсен (2023), стр. 141.
- ^ Государственный департамент. Управление электронной информации, Бюро по связям с общественностью (18 июля 2008 г.). «Союзная оккупация Германии, 1945-52» . 2001-2009.state.gov . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ « Компенсационные выплаты евреям, ставшим жертвами Холокоста» (PDF) . Bundestag.de (на немецком языке). Научные службы немецкого Бундестага . 2007 . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Плучинска, Джоанна (26 апреля 2019 г.). «Германия задолжала Польше более 850 миллиардов долларов в виде репараций за Вторую мировую войну: старший законодатель» . Рейтер . Проверено 16 февраля 2023 г.
В 1953 году тогдашние коммунистические правители Польши отказались от всех претензий на военные репарации под давлением Советского Союза, который хотел освободить Восточную Германию, также советский сателлит, от любых обязательств.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейлброннер, Кей. «Правовые аспекты объединения двух немецких государств» . Европейский журнал международного права . 2 (1). Oxford University Press: 32.
Когда был подписан Варшавский договор, Польша и Советский Союз отказались от всех требований о репарациях против Германии в целом декларацией от 23 августа 1953 года. Этот отказ был основан на соглашении Потсдамской конференции о том, что Польские требования о репарациях должны были быть удовлетворены за счет советской доли репараций. В заявлении польского правительства говорилось, что Германия уже выплатила значительные репарации и поэтому польское правительство отказалось от всех претензий, чтобы способствовать мирному решению германского вопроса. Отказ был прямо подтвержден на переговорах между двумя государствами по Варшавскому договору.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кшиштоф Ручневич (26 октября 2017 г.). «Die verspätete Rechnung. Zur polnischen Diskussion über Reparationszahlungen aus Deutschland» . Zeitgeschichte онлайн . Лейбниц-Центр фюр Zeithistorische Forschung. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года.
19 октября 2004 года Совет министров Польши опубликовал заявление, разъясняющее: «Правительство Республики Польша признает обязательным заявление Правительства Польской Народной Республики от 19 октября о отказаться от выплаты польскими репараций (...). Декларация от 23 августа 1953 г. была принята в соответствии с конституционным порядком того времени, в соответствии с международным правом, заложенным в Уставе ООН.
- ^ «Неизвестный документ ООН 1969 года «прямо показывает, что Польша не отказалась от репараций» » . Прямо вверх . 30 сентября 2022 г. Проверено 20 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Владислав Чаплиньский. (2007). «Правовые позиции Польши в отношении постпотсдамской Германии в свете международного права: агрессия - территория - гражданство». В Гуральском, Витольд М. (ред.). Польша-Германия 1945-2007: От конфронтации к сотрудничеству и партнерству в Европе: Исследования и документы . Польский институт международных отношений/Министерство иностранных дел. стр. 49–50. ISBN 978-83-89607-32-4 .
Кажется, что даже если бы обязывающая сила декларации 1953 года была поставлена под сомнение, было бы трудно поддержать тезис о том, что Польша имеет законные права на репарации от Германии. Отказ от таких претензий был подтвержден заместителем министра иностранных дел Польши Я. Виневичем в ходе переговоров, приведших к заключению договора о нормализации отношений в ноябре 1970 г.
- ^ Фельдман, Лили Гарднер (2 августа 2012 г.). Внешняя политика примирения Германии: от вражды к дружбе . Издательство Rowman & Littlefield. п. 213. ИСБН 978-1-4422-1710-2 .
Осенью 2004 года призыв Сейма к выплате военных репараций вызвал решительную оппозицию со стороны правительств двух стран. Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Чимошевич назвал резолюцию «необоснованной», а министерство иностранных дел Германии «отклонило все требования относительно компенсации». Польское правительство разделяло точку зрения правительства Германии о том, что Польша отказалась от требований о репарациях в соглашении 1953 года с ГДР, которое было повторено по отношению к Западной Германии во время заключения Договора 1970 года.
- ^ Хофанзель, Клаус (2005). Многосторонность, внешняя политика Германии и Центральная Европа . Прогресс Рутледжа в европейской политике. Рутледж. п. 56. ИСБН 0-203-79929-1 .
Чтобы добиться разъяснений по этому вопросу, правительство Западной Германии запросило подтверждение отказа Польши от требований о репарациях в 1953 году, которое польское правительство удовлетворило в 1970 году перед подписанием Варшавского договора в декабре 1970 года.
- ^ Матеуш Пионтковский (9 сентября 2022 г.). «Юридические вопросы, лежащие в основе требования Польши о военных репарациях от Германии» . Notesfrompoland.com .
В 1970 году Польша и Западная Германия нормализовали свои отношения Варшавским договором. Польское правительство подтвердило отказ от репараций, а Западная Германия подтвердила западную границу Польши.
- ^ Славомир Сераковский (21 сентября 2022 г.). «Что стоит за дебатами о репарациях в Польше?» . dgap.org . Немецкий совет по международным отношениям .
Затем, в декабре 1970 года, Польша подтвердила свой отказ от требований о репарациях в соответствии с новым соглашением с Западной Германией, которая признала польскую границу по рекам Одер и Нейсе – на территории довоенной Германии.
- ^ «Постановление Сейма Республики Польша от 10 сентября 2004 г. о правах Польши на немецкие военные репарации и о незаконных требованиях к Польше и польским гражданам, предъявленным в Германии» . sejm.gov.pl. 10 сентября 2004 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарштецкий, Стефан (27 ноября 2018 г.). «Военные репарации Германии Польше? Предыстория и оценки спора, который является не только внутренним для Польши» . Польша Анализы . Страновой анализ ( Страновые аналитические дайджесты ) (на немецком языке). 227 (227): 5. дои : 10.31205/PA.227.01 . S2CID 226886657 .
Польское правительство в заявлении от 19 октября 2004 г. разъяснило: «Декларация от 23 августа 1953 г. была принята в соответствии с конституционным порядком того времени, в соответствии с международным правом, установленным Уставом ООН», и эта позиция была подтверждена в письменное заявление тогдашнего заместителя министра иностранных дел Марека Магеровского в августе 2017 года в ответ на парламентский запрос Сейма.
- ^ Кшиштоф Ручневич (26 октября 2017 г.). «Запоздалый законопроект. О польской дискуссии о репарациях из Германии» . Новейшая история онлайн . Центр современных исторических исследований Лейбница. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года.
(...) Декларация 1953 года представляет собой обязательный односторонний правовой акт польского государства — субъекта международного права.
- ^ «Ответ на запрос № 3812 о потерях во время Великой Отечественной войны» . sejm.gov.pl. 8 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 г.
- ^ Чаплиньский, Владислав (2007). «Правовые позиции Польши в отношении постпотсдамской Германии в свете международного права: агрессия - территория - гражданство». В Гуральском, Витольд М. (ред.). Польша-Германия 1945-2007: От конфронтации к сотрудничеству и партнерству в Европе: Исследования и документы . Польский институт международных отношений/Министерство иностранных дел. стр. 49–50. ISBN 978-83-89607-32-4 .
Права четырех держав в отношении Германии были ущемлены — стороны соглашения признали последствия Второй мировой войны окончательно завершенными. Логически говоря, это также предполагает, что державы (в том числе и СССР) признали, что Германия выполнила свои репарационные обязательства. Польша не высказала никаких претензий и не протестовала против договора. В соответствии с правилом эстоппеля, казалось бы, такие претензии не могут быть предъявлены после вступления в силу настоящего договора.
- ^ Ольтерманн, Филип (02 сентября 2022 г.). «Германия отвергает заявление Польши о том, что она должна 1,3 триллиона евро в виде военных репараций» . Хранитель . ISSN 0261-3077 .
- ^ «От имени жертв псевдомедицинских экспериментов. Действия Красного Креста» . Международное обозрение Красного Креста . 13 (142): 3–21. 1973. doi : 10.1017/S0020860400015576 .
- ^ Клэй Клеменс (27 июля 1989 г.). Неохотные реалисты: христианские демократы и западногерманская восточная политика . Книги издательства Университета Дьюка. п. 160. ИСБН 9780822309000 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фонд польско-германского примирения | Stiftung Polnisch-Deutsche Aussöhnung» . www.fpnp.pl. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 г.
- ^ МИР ЭТО (02.08.2017). «Вторая мировая война: правительство Польши рассматривает требования о репарациях к Германии» . МИР . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Szef Biura Analiz Sejmowych: Polska i Niemcy nigdy po II wojnie światowej nie zawarły umowy ws. reparacji» . Польска Таймс . 9 сентября 2022 г. Проверено 22 октября 2022 г.
Конституция Польской Народной Республики 1952 г. отводила вопросы заключения и ратификации международных договоров за Государственный совет (коллегиальный орган, выполняющий функции главы государства), а не за Советом министров.
- ^ «Член Совета ISW: Отказ от репараций в 1953 году — юридически сомнительно» . Польское агентство печати . 2 сентября 2022 г. Проверено 20 октября 2022 г.
нет дипломатической ноты правительству ГДР, [и] нет ответной ноты
- ^ «Отчет о военных потерях и ущербе Польши в 1939-1945 годах» (PDF) . sejm.gov.pl. 1 сентября 2022 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Mularczyk: Nie ma dokumentu spełniającego formalne wymogi uchwały rządu z 1953 r. o zrzeczeniu się reparacji» . Банкир.пл . 3 сентября 2022 г. Проверено 24 октября 2022 г.
«В докладе говорится, что «предполагаемое одностороннее заявление Совета министров от 23 августа 1953 года об отказе Польской Народной Республики от военных репараций нарушило конституцию от 22 июля 1952 года, действовавшую в то время, поскольку вопросы ратификации и прекращение международных договоров входило в компетенцию Государственного совета, а не Совета министров.» и «Кроме того, в докладе отмечается, что это заявление было навязано правительству Польской Народной Республики СССР, причем, по мнению; согласно протоколу Совета министров от 19 августа 1953 года, отказ касался только Германской Демократической Республики».
- ^ «Постановление сейма о возмещении Польше ущерба, причиненного Германией во время Второй мировой войны» . sejm.gov.pl. 14 сентября 2022 г. . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Польша требует от Германии 1,3 триллиона долларов в качестве репараций во время Второй мировой войны» . PBS NewsHour . 3 октября 2022 г. Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Szef MSZ написал замечание о ремонте» . Дзенник.пл . 3 сентября 2022 г. Проверено 22 октября 2022 г.
"Дипломатическая нота, которую я только что парафировал, будет направлена в МИД Федеративной Республики Германия", - сказал Рау. - В нем выражается убежденность министра иностранных дел Польши в том, что стороны должны предпринять немедленные действия, направленные на постоянное, всеобъемлющее и окончательное, правовое и материальное урегулирование вопроса о последствиях агрессии и немецкой оккупации в 1939-1945 годах. ."
- ^ «Лидеры Польши и Германии призывают к «быстрому» решению спора Варшавы о верховенстве закона с ЕС» . Политик . 13 декабря 2021 г.
- ^ «Муларчик: Мы отвергаем позицию Германии» .
- ^ Валлианатос, Эвагелос. «Математика массового голода и убийств: Германия в Греции во время Второй мировой войны» . Правда . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Руины немецкой оккупации в Греции (часть 2)» . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Великие катастрофы и немецкий долг в Греции в документах» . Newsbeast.gr (на греческом языке). 05.03.2015 . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Совет по репарациям из Германии, Черная книга оккупации (на греческом и немецком языках), Афины, 2006 г., стр. 1018-1019» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г. Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Григорий, Фрумкин. Численность населения в Европе с 1939 г. , Женева, 1951. стр. 89-91.
- ^ «Исследование проливает новый свет на принудительные греческие кредиты» . Шпигель. 21 марта 2015 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Остаточный долг Германии» перед Грецией» [Остаточный долг Германии перед Грецией] (PDF) . Немецкий Бундестаг (на немецком языке). 2015 . Проверено 23 июля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ульф Бруннбауэр (1 июля 2015 г.). «Компенсация разочарований. Требования Греции о репарациях к Германии на фоне долгового кризиса» . Современная история онлайн (на немецком языке). Центр современных исторических исследований Лейбница.
- ^ Никос Христодулакис (2014). Военный долг Германии Греции: неурегулированное бремя . Пэлгрейв Макмиллан. п. 13. ISBN 9781137441959 .
[A] В специальном отчете, опубликованном Банком Греции в 1962 году... указывалось, что непогашенная сумма... более чем в десять раз превышает сумму, выплаченную Германией.
- ^ "Шпигель: 278 миллиардов компенсаций, которые просят греки, в конце концов может оказаться недостаточно". Лифо. 9 апреля 2022 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Греция обретает союзников в Бундестаге по спору о репарациях во время Второй мировой войны» . ЕврАктив. 18 марта 2022 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Требования Греции о военных репарациях должны быть разрешены международным судом: Бундестагом» . Синьхуа . 10 июля 2019 года . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Нацистская оккупация Греции: Афины просят у Германии 279 миллиардов евро» . Новости Би-би-си . 7 апреля 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Велер 1987 , с. 950.
- ^ Гиббс, Александра (18 марта 2015 г.). «Кто еще сколько должен за две мировые войны?» . CNBC . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ Хинрихсен (2023), стр. 133–134; 141
- ^ Хинрихсен (2023), стр. 140–141.
Библиография
[ редактировать ]- Кук, Бернхард А. (2013). Европа с 1945 года . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж — Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9780815313366 .
- Дитер-Мюллер, Рольф (2008). Крах Германии 1945 года и итоги Второй мировой войны : решение Вермахта и последствия войны . Германия и Вторая мировая война (на немецком языке). Том 10/2. Отделение военно-исторических исследований . Немецкое издательство . ISBN 978-3421043382 .
- Хинрихсен, Саймон (2023). Когда нации не могут объявить дефолт . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-009-34392-3 .
- Рот, Карл-Хайнц; Рюбнер, Хартмут (2022). Репрессированы, ремитированы, отвергнуты: долги Германии по репарациям Польше и Греции . Нью-Йорк: Berghahn Books . ISBN 978-1800732575 .
- Румпф, Гельмут (1973). «Немецкий вопрос и репарации» ( PDF) . Гейдельбергский журнал международного права . 33 . Институт Макса Планка сравнительного публичного права и международного права : 344–371 . Проверено 2 сентября 2022 г.
- Велер, Ганс Ульрих (1987). Немецкая социальная история [ Гражданская история Германии ] (на немецком языке). Том 4. Мюнхен: CH Beck . ISBN 9783406322648 .