Османская архитектура в Египте

Османская архитектура в Египте в период после османского завоевания в 1517 году продолжала традиции более ранней мамлюкской архитектуры , но находилась под влиянием архитектуры Османской империи . в карандашном стиле Важные новые особенности, привнесенные в местную архитектуру, включали османский минарет , мечети с центральным куполом, новую отделку плиткой и другие характеристики османской архитектуры . [ 1 ] Масштаб архитектурного покровительства сократился по сравнению с предыдущими периодами, поскольку Египет стал османской провинцией, а не центром империи. Одним из наиболее распространенных типов построек, возведенных в Каире в этот период, является сабиль-кутаб (комбинация сабиль и куттаб ). [ 1 ]
Предыстория: османская провинциальная архитектура.
[ редактировать ]
В период расцвета Османской империи в 16 веке ее государственная бюрократия, основы которой были заложены в Стамбуле Мехметом II , становилась все более сложной, а профессия архитектора получила дальнейшую институционализацию. [ 2 ] Многие архитекторы и администраторы были набраны из европейского населения империи через систему девширме . [ 3 ] Османская администрация включала «дворцовый отдел зданий» ( khaṣṣa mi'mārları ), штат которого вырос с 13 архитекторов в 1525 году до 39 архитекторов к 1604 году. [ 3 ] Центральное государство заказало и спланировало строительные проекты на своей обширной территории, и эта практика также помогла установить османский суверенитет в этих провинциях посредством строительства памятников в явно османском стиле. [ 4 ] Архитекторы в столице могли составлять планы и делегировать их другим архитекторам, которые выполняли их на местах, в то время как имперская администрация разрабатывала набор стандартов планирования и строительства и могла координировать закупку и транспортировку необходимых материалов. [ 4 ] планы, но не фасады Часто в провинцию отправлялись и мастера. Это можно увидеть, например, в сочетании османского плана с каирским возвышением в мечети Синан-паши в Булаке , Каир. [ 5 ]
В провинциях империи , которые были более удалены от имперской столицы, столкновение османского влияния и местных традиций имело самые разные последствия. [ 1 ] На Ближнем Востоке и в Северной Африке , где арабская и исламская культура существовала давно, османские губернаторы и другие чиновники, присланные из столицы, часто уважали местную культуру или адаптировались к ней, в то время как существующие исламские архитектурные стили оставались доминирующими или смешивались с элементами османской архитектуры. . В Египте и Леванте была архитектура мамлюков преобладающей архитектурной традицией и оставалась в моде даже после того, как империя мамлюков была разгромлена османами. [ 6 ]
Архитектура 16-18 веков.
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]В 1517 году османское завоевание Египта формально положило конец правлению мамлюков, хотя сами мамлюки продолжали играть заметную роль в местной политике. [ 7 ] В архитектуре существовала значительная преемственность с существующим мамлюкским архитектурным стилем, но были введены новые османские черты и типы зданий. [ 1 ] Например, большинство египетских мечетей того периода последовательно принимают заостренный османский стиль минарета, а не более богато украшенный традиционный минарет в мамлюкском стиле, который является одной из особенностей, визуально обозначающих османскую гегемонию в городском ландшафте. [ 8 ] [ 9 ] В поздний период мамлюков каменные купола стали почти исключительно ассоциироваться с мавзолеями, но под влиянием Османской империи они использовались для покрытия молитвенных залов мечетей. [ 1 ] Масштабы архитектурного меценатства также снизились по сравнению с предыдущими периодами. [ 1 ]
Сабил-куттаб ( араб . سبيل وكتاب ), сочетание сабила (киоска с водой) на первом этаже и начальной школы ( кутаб или мактаб ) над ним, был типичным типом здания архитектуры, построенной османами. в Каире. [ 5 ] Эти структуры существовали в поздний период мамлюков, но они получили широкое распространение при османах, и многочисленные сохранившиеся примеры датируются 18 веком. [ 10 ] Одним из самых известных примеров является Сабиль-Куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды (1744 г.) на улице аль-Муизз . [ 11 ]
Отделка плиткой, которая не была характерна для более ранней мамлюкской архитектуры, постоянно добавлялась к новым и старым зданиям в период Османской империи. Помимо османской плитки различных стилей, также можно найти множество образцов импортной делфтской плитки . [ 12 ]
16 и 17 века
[ редактировать ]
Погребальная мечеть Амира Хайрбака в Каире была завершена в 1521 году и, таким образом, стала первым памятником покровительства элиты, построенным в период Османской империи, но строительство было начато в 1502 году (до османского завоевания), и ее стиль полностью мамлюкский. [ 13 ] Более поздняя погребальная мечеть Махмуд-паши XIV века (1568 г.), расположенная рядом с мечетью-медресе султана Хасана , по-прежнему почти полностью мамлюкская по дизайну, за исключением минарета в османском стиле. [ 14 ] Место для мечети было выбрано таким образом, чтобы можно было построить отдельно стоящее здание, не обремененное окружающими постройками, и это была тенденция, которая отличала мечети османского периода в Каире от мечетей периода мамлюков, которые были более тесно вплетены в существующую городскую структуру. . [ 15 ] Даже позже мечеть аль-Бурдайни в Каире (1616–1629 гг.), построенная по заказу местного египетского шейха , по-видимому, сознательно имитирует старый стиль мамлюков, а не османский стиль, и содержит удивительно богатое внутреннее убранство, в отличие от типичных османских мечетей. . [ 16 ]

В Каире ближайшим представителем классических османских мечетей XVI века является мечеть Сулеймана-паши (1528 г.), построенная внутри Каирской цитадели . Перекрытие молитвенного зала центральным куполом и тремя полукуполами , минарет в форме карандаша и открытый двор, окруженный куполообразным портиком , — все это классические османские черты. Однако некоторые его детали, такие как отделка интерьера мраморными панелями, основаны на местном мамлюкско-каирском стиле. [ 17 ] [ 18 ] [ 1 ] [ 19 ] Мечеть Синан-паши (1571 г.) в районе Булак в Каире имеет несколько менее османский характер и в большей степени находится под сильным влиянием местных традиций, но это также одна из самых успешных мечетей того периода, сочетающая в себе эти две традиции. [ 17 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Он состоит из большого однокупольного молитвенного зала, окруженного с трех сторон куполообразным портиком, что является типичными османскими чертами. Многолопастные подвески купола, декор михраба, форма окон – все в местном стиле. [ 6 ] [ 23 ] Купол диаметром 15 метров (49 футов) является самым большим каменным куполом в Каире. [ 20 ] [ 21 ] Мечеть Малика Сафия (1610 г.), вероятно, была построена местными архитекторами, которым было поручено спроектировать мечеть в стамбульском стиле. Особенностью Стамбула является квадратный двор, который предшествует молитвенному залу, а молитвенный зал имеет центральный купол, окруженный куполами меньшего размера. [ 8 ]

Поскольку в период Османской империи строительство новых монументальных погребальных комплексов в Каире пришло в упадок, местных османов вместо этого хоронили в старых мавзолеях более ранних периодов. [ 24 ] XIV века Хорошо известным примером является мечеть Аксункур (теперь также известная как «Голубая мечеть»), которая была отремонтирована в 1652 году Ибрагимом Агой, местным командиром янычар . В ходе реконструкции османской плиткой Изник . был добавлен обширный декор на стене киблы и в пристроенной гробнице, которую он построил для себя, [ 25 ] [ 26 ] XIV века Еще одним примером перепрофилирования здания мамлюков является медресе Амира Сункура Саади , которое османский паша подарил в 1607 году Мевлевису , суфийскому ордену , популярному в Османской империи. [ 27 ] Суфийский церемониальный зал, сохранившийся до сих пор, позже был построен на месте руин внутреннего двора медресе в 19 веке. [ 28 ]
18 век
[ редактировать ]В 18 веке власть местных янычар и союзной им городской знати возросла. [ 10 ] Здания, спонсируемые местной элитой, как правило, по-прежнему строились в гибридном османско-мамлюкском стиле, например, Сабиль-кутаб Абд ар-Рахмана Катхуды (упомянутый выше). Хотя конфигурации эпохи мамлюков оставались преобладающими, османский декор широко применялся в некоторых местных памятниках, в первую очередь с использованием османской сине-белой плитки, включая повторно использованную плитку Изник 16-го века, импортированную из Стамбула. [ 10 ]
Абд ар-Рахман Катхуда, мамлюк, который на протяжении нескольких десятилетий занимал несколько высоких постов, был величайшим покровителем архитектуры 18 века, спонсировавшим строительство или реставрацию 33 памятников вокруг Каира. [ 29 ] [ 30 ] Помимо вышеупомянутого сабиль-кутаба на улице аль-Муизз и других проектов, он спонсировал масштабное расширение мечети аль-Азхар , которое было завершено примерно в 1753 году. Среди построек, которые он добавил к мечети, - ее нынешние западные ворота. , Ворота цирюльников ( Баб аль-Музайинин ). Его постройки отличаются богато украшенной каменной кладкой, что свидетельствует о возрождении декоративного стиля правления султана Кайтбая в конце 15 века. [ 31 ]

Одной из примечательных мечетей этого периода является мечеть Абу аль-Захаба (ок. 1774 г.), построенная рядом с мечетью аль-Азхар. По форме она похожа на более старую мечеть Синан-паши и сочетает в себе элементы, вдохновленные различными источниками. Мечеть окружена внешней ограждающей стеной с фасадом в мамлюкском стиле, а ее минарет имитирует первоначальный вид минарета мечети -медресе аль-Гури неподалеку. Интерьер мечети также облицован плиткой турецкого и тунисского происхождения . [ 32 ]

Хотя преобладали местные покровители, в середине 18 века в Каире также было построено несколько редких памятников, спонсируемых османскими султанами, что демонстрирует определенный уровень возобновления имперского интереса к городу. [ 10 ] Такаяя Махмудийя , спонсируемая Махмудом I и датируемая 1750 годом, была первым османским комплексом в Каире, основанным султаном более чем через два с половиной столетия после завоевания города. Он состоит из медресе и сабиль-кутаба. Стиль и убранство комплекса представляют собой сплав османского и местного кайренского (мамлюкского) стилей, но он не включает в себя никаких элементов нового стиля османского барокко, который Махмуд I использовал в Стамбуле. [ 10 ] [ 33 ] Самым влиятельным нововведением комплекса Махмуда I был изогнутый фасад его сабиль-кутаба, местная интерпретация изогнутых фасадов сабиль в Стамбуле, которая была повторена в последующих проектах сабиль-кутаба в Каире. [ 10 ] Чуть более поздний императорский фундамент, Сабиль-куттаб Мустафы III в Каире (расположенный напротив мечети Сайида Зейнаб ) в 1758–1760 годах, все еще демонстрирует местные каирские влияния, но на этот раз он впервые включает в себя некоторые новые детали османского барокко. [ 10 ] [ 34 ] Другой сабиль-куттаб, основанный Мустафой III возле мечети Сайиды Нафисы в 1756–1757 годах, не сохранился. [ 10 ]
За пределами Каира город Рашид (Розетта) сегодня известен своими домами и мечетями, сохранившимися со времен Османской империи. [ 35 ] Город был важным центром морской торговли в Османском Египте с 16 по 18 века. [ 36 ] По крайней мере две важные мечети в городе датируются 18 веком: мечеть Салаха Аги Дукмаксиса (1702 г.) и мечеть Мухаммеда аль-Аббаси (1773 г., но, вероятно, восстановлена в 1809 г.). [ 37 ] Мечеть Дукмаксис примечательна как единственная «приподнятая» мечеть в городе, построенная над фундаментом из сводчатых складских помещений и магазинов. Среди его украшений - разнообразная плитка, в том числе современная тунисская плитка, повторно использованная плитка Изника 16-го века и Дамаске . имитация плитки Изника, произведенная в [ 38 ]
Архитектура 19 века
[ редактировать ]В 19 веке, при фактическом независимом правлении Мухаммеда Али и его преемников, османское барокко и современные позднеосманские вестернизирующие украшения широко использовались в новых зданиях, в том числе в мечети Мухаммеда Али , построенной между 1830 и 1848 годами в Цитадели. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Мечеть Мухаммеда Али полностью османская по форме и имеет ту же планировку, что и мечеть Шехзаде и мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, отсылая к классической архитектуре Османской империи в ее апогее. [ 43 ] [ 39 ] Этот выбор модели отражал панисламскую принадлежность за пределами Египта. [ 39 ] Однако в оформлении мечети отсутствуют какие-либо влияния мамлюков или любые традиционные исламские орнаменты в пользу европейских влияний, хотя коранические надписи и ссылки все еще присутствуют. [ 39 ] [ 44 ] Этот обдуманный выбор дизайна был радикальным отходом от архитектурных традиций Каира и, вероятно, символизировал собственные усилия Мухаммеда Али по созданию нового порядка в Египте. Будучи назначенным османским губернатором в 1805 году и уничтожив оставшихся мамлюков в 1811 году, он предпринял программу модернизации, одновременно увеличивая независимость Египта от Стамбула. Новый архитектурный словарь, вероятно, символизировал эти изменения, а размер мечети и ее видное положение на горизонте Каира подкрепляли это утверждение. [ 39 ] [ 45 ] [ 46 ]
Новый стиль этого периода также проявляется в многочисленных сабиль-кутабах, построенных по всему городу, которые имеют изогнутые уличные фасады, украшенные резными мотивами из новых листьев, гирлянд и солнечных лучей . [ 47 ] [ 41 ] Примеры включают Сабиль Тусун-паши (1820 г.; также известный как Сабиль Мухаммеда Али-паши). [ 48 ] ), Сабиль Исмаила-паши (1828 г.) и Сабиль Умм Аббаса . [ 47 ] более крупный комплекс Сабил и мечети Сулеймана Аги аль-Силахдара (1839 г.). Примером также является [ 47 ] [ 49 ] В Каирской цитадели Мухаммед Али также построил несколько новых дворцов, некоторые из которых сохранились до наших дней и были перепрофилированы в музеи, в том числе дворец Гавхара (1814 г.) и дворец Харим (1827 г.; ныне Египетский национальный военный музей ). Эти дворцы представляют собой смесь османского барокко и европейского стиля, украшенные позолотой , лепными мотивами, расписными потолками и фресками . [ 50 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Блэр и Блум 1995 , с. 251.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 219-220.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 584-585.
- ^ Раймонд, Эндрю. 1993. Каир . Фаярд.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 585.
- ^ Уильямс 2018 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беренс-Абусейф, Дорис (2011). «Комплекс султана Махмуда I в Каире» . Мукарнас . 28 : 195–220. дои : 10.1163/22118993-90000178 .
- ^ Уильямс 2018 , стр. 230.
- ^ Карим и Эль Махи 2021 , стр. 25, 188–189.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. п. 312. ИСБН 9789774160776 .
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 160.
- ^ О'Кейн 2016 , с. 255.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 312.
- ^ Уильямс 2018 , с. 269-270.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, 1989 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2018 , с. 302.
- ^ Кубань 2010 , стр. 584.
- ^ Уильямс 2018 , с. 302-303.
- ^ Уильямс 2018 , с. 103.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 107.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 116.
- ^ Фанфони, Джузеппе (1999). «Основание и организация Каирской Мавлавии» Тетрадь арабистики . 17 : 105–122.
- ^ Уильямс 2018 , с. 135.
- ^ Уильямс 2018 , стр. 130, 230.
- ^ Карим и Эль-Махи, 2021 , с. 133.
- ^ Карим и Эль Махи 2021 , стр. 135, 149–150.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , стр. 165–166.
- ^ Рустам 2019 , с. 288 (примечание 18).
- ^ Рустам 2019 , с. 180-181.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Народная архитектура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Атия А.С. и Халм Х. (1995). «Расход» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 438. ИСБН 978-90-04-09834-3 .
- ^ О'Кейн 2016 , стр. 275, 291.
- ^ О'Кейн 2016 , стр. 275–276.
- ^ Jump up to: а б с д и Аль-Асад, Мохаммед (1992). «Мечеть Мухаммеда Али в Каире». Мукарнас . 9 : 39–55. дои : 10.2307/1523134 . JSTOR 1523134 .
- ^ Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN 9789774160950 .
- ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, 1989 , стр. 167–170.
- ^ Уильямс 2018 , с. 264.
- ^ Гудвин 1971 , с. 408.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 168-169.
- ^ Уильямс 2018 , с. 262-266.
- ^ Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN 9789774160950 .
- ^ Jump up to: а б с Уильямс 2018 , стр. 137, 194, 226, 240, 264–265.
- ^ «Сабиль Мухаммеда Али в аль-Акадине» . egymonuments.gov.eg . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 167.
- ^ Уильямс 2018 , стр. 263–264, 268–269.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейтс, Юлку Ю. (1985). «Два османских документа об архитекторах Египта» (PDF) . Мукарнас . 3 : 121–127. дои : 10.2307/1523088 . JSTOR 1523088 .
- Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение (PDF) . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004096264 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Карсуэлл, Джон (2006). Изникская керамика (Второе изд.). Издательство Британского музея. ISBN 9780714124414 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Ханна, Нелли (1983). Городская история Булака в мамлюкский и османский периоды . Каир: Французский институт восточной археологии. (обзор: Гудвин, Годфри (15 марта 2011 г.). «Городская история Булака в период мамлюков и Османской империи. Нелли Ханна. (Дополнение к Исламским анналам, документ № 3.), стр. ix, 112, 10 шт. [Каир], Французский институт восточной археологии, 1983 г. " Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 117 (2):201.doi : 10.1017 /S0035869X00138535 . S2CID 163066491 .
- Карим, Чахинда; Эль Махи, Менна М. (2021). Османский Каир: Религиозная архитектура от султана Селима до Наполеона . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-1-64903-084-9 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. ISBN 9789774167324 .
- Раймонд, Андре (1998). Каир янычар: апогей османского города при Абд ар-Рахмане Катхуде (на французском языке). Издания ЦНРС. ISBN 978-2271052834 . (обзор: Креселий, Даниэль (23 апреля 2009 г.). «Андре Раймонд, Каир янычар: апогей османского города при Абд аль-Рахмане Катхуде, Наследие Средиземноморья (Париж: издания CNRS, 1995). Стр. 127». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 28 (4): 623–624. дои : 10.1017/S0020743800064047 . S2CID 163051032 . )
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Ватенпа, Эгнар Зейтлян (1 января 2007 г.). «Непростая историография: наследие османской архитектуры в бывших арабских провинциях» (PDF) . Мукарнас Онлайн . 24 : 27–43. дои : 10.1163/22118993-90000109 .
- Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.