Jump to content

Османская архитектура в Египте

Сабиль -Куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды в Каире (1744 г.)

Османская архитектура в Египте в период после османского завоевания в 1517 году продолжала традиции более ранней мамлюкской архитектуры , но находилась под влиянием архитектуры Османской империи . в карандашном стиле Важные новые особенности, привнесенные в местную архитектуру, включали османский минарет , мечети с центральным куполом, новую отделку плиткой и другие характеристики османской архитектуры . [ 1 ] Масштаб архитектурного покровительства сократился по сравнению с предыдущими периодами, поскольку Египет стал османской провинцией, а не центром империи. Одним из наиболее распространенных типов построек, возведенных в Каире в этот период, является сабиль-кутаб (комбинация сабиль и куттаб ). [ 1 ]

Предыстория: османская провинциальная архитектура.

[ редактировать ]
Мечеть Синан-паши в Каире (1571 г.), которая является примером сочетания мамлюкского и османского стилей.

В период расцвета Османской империи в 16 веке ее государственная бюрократия, основы которой были заложены в Стамбуле Мехметом II , становилась все более сложной, а профессия архитектора получила дальнейшую институционализацию. [ 2 ] Многие архитекторы и администраторы были набраны из европейского населения империи через систему девширме . [ 3 ] Османская администрация включала «дворцовый отдел зданий» ( khaṣṣa mi'mārları ), штат которого вырос с 13 архитекторов в 1525 году до 39 архитекторов к 1604 году. [ 3 ] Центральное государство заказало и спланировало строительные проекты на своей обширной территории, и эта практика также помогла установить османский суверенитет в этих провинциях посредством строительства памятников в явно османском стиле. [ 4 ] Архитекторы в столице могли составлять планы и делегировать их другим архитекторам, которые выполняли их на местах, в то время как имперская администрация разрабатывала набор стандартов планирования и строительства и могла координировать закупку и транспортировку необходимых материалов. [ 4 ] планы, но не фасады Часто в провинцию отправлялись и мастера. Это можно увидеть, например, в сочетании османского плана с каирским возвышением в мечети Синан-паши в Булаке , Каир. [ 5 ]

В провинциях империи , которые были более удалены от имперской столицы, столкновение османского влияния и местных традиций имело самые разные последствия. [ 1 ] На Ближнем Востоке и в Северной Африке , где арабская и исламская культура существовала давно, османские губернаторы и другие чиновники, присланные из столицы, часто уважали местную культуру или адаптировались к ней, в то время как существующие исламские архитектурные стили оставались доминирующими или смешивались с элементами османской архитектуры. . В Египте и Леванте была архитектура мамлюков преобладающей архитектурной традицией и оставалась в моде даже после того, как империя мамлюков была разгромлена османами. [ 6 ]

Архитектура 16-18 веков.

[ редактировать ]

В 1517 году османское завоевание Египта формально положило конец правлению мамлюков, хотя сами мамлюки продолжали играть заметную роль в местной политике. [ 7 ] В архитектуре существовала значительная преемственность с существующим мамлюкским архитектурным стилем, но были введены новые османские черты и типы зданий. [ 1 ] Например, большинство египетских мечетей того периода последовательно принимают заостренный османский стиль минарета, а не более богато украшенный традиционный минарет в мамлюкском стиле, который является одной из особенностей, визуально обозначающих османскую гегемонию в городском ландшафте. [ 8 ] [ 9 ] В поздний период мамлюков каменные купола стали почти исключительно ассоциироваться с мавзолеями, но под влиянием Османской империи они использовались для покрытия молитвенных залов мечетей. [ 1 ] Масштабы архитектурного меценатства также снизились по сравнению с предыдущими периодами. [ 1 ]

Сабил-куттаб ( араб . سبيل وكتاب ), сочетание сабила (киоска с водой) на первом этаже и начальной школы ( кутаб или мактаб ) над ним, был типичным типом здания архитектуры, построенной османами. в Каире. [ 5 ] Эти структуры существовали в поздний период мамлюков, но они получили широкое распространение при османах, и многочисленные сохранившиеся примеры датируются 18 веком. [ 10 ] Одним из самых известных примеров является Сабиль-Куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды (1744 г.) на улице аль-Муизз . [ 11 ]

Отделка плиткой, которая не была характерна для более ранней мамлюкской архитектуры, постоянно добавлялась к новым и старым зданиям в период Османской империи. Помимо османской плитки различных стилей, также можно найти множество образцов импортной делфтской плитки . [ 12 ]

16 и 17 века

[ редактировать ]
Мечеть Махмуд-паши в Каире (1568 г.), в основном мамлюкская по стилю, но с минаретом османского типа.

Погребальная мечеть Амира Хайрбака в Каире была завершена в 1521 году и, таким образом, стала первым памятником покровительства элиты, построенным в период Османской империи, но строительство было начато в 1502 году (до османского завоевания), и ее стиль полностью мамлюкский. [ 13 ] Более поздняя погребальная мечеть Махмуд-паши XIV века (1568 г.), расположенная рядом с мечетью-медресе султана Хасана , по-прежнему почти полностью мамлюкская по дизайну, за исключением минарета в османском стиле. [ 14 ] Место для мечети было выбрано таким образом, чтобы можно было построить отдельно стоящее здание, не обремененное окружающими постройками, и это была тенденция, которая отличала мечети османского периода в Каире от мечетей периода мамлюков, которые были более тесно вплетены в существующую городскую структуру. . [ 15 ] Даже позже мечеть аль-Бурдайни в Каире (1616–1629 гг.), построенная по заказу местного египетского шейха , по-видимому, сознательно имитирует старый стиль мамлюков, а не османский стиль, и содержит удивительно богатое внутреннее убранство, в отличие от типичных османских мечетей. . [ 16 ]

Мечеть Сулейман-паши в цитадели Каира (1528 г.), по стилю ближе к классической османской архитектуре.

В Каире ближайшим представителем классических османских мечетей XVI века является мечеть Сулеймана-паши (1528 г.), построенная внутри Каирской цитадели . Перекрытие молитвенного зала центральным куполом и тремя полукуполами , минарет в форме карандаша и открытый двор, окруженный куполообразным портиком , — все это классические османские черты. Однако некоторые его детали, такие как отделка интерьера мраморными панелями, основаны на местном мамлюкско-каирском стиле. [ 17 ] [ 18 ] [ 1 ] [ 19 ] Мечеть Синан-паши (1571 г.) в районе Булак в Каире имеет несколько менее османский характер и в большей степени находится под сильным влиянием местных традиций, но это также одна из самых успешных мечетей того периода, сочетающая в себе эти две традиции. [ 17 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Он состоит из большого однокупольного молитвенного зала, окруженного с трех сторон куполообразным портиком, что является типичными османскими чертами. Многолопастные подвески купола, декор михраба, форма окон – все в местном стиле. [ 6 ] [ 23 ] Купол диаметром 15 метров (49 футов) является самым большим каменным куполом в Каире. [ 20 ] [ 21 ] Мечеть Малика Сафия (1610 г.), вероятно, была построена местными архитекторами, которым было поручено спроектировать мечеть в стамбульском стиле. Особенностью Стамбула является квадратный двор, который предшествует молитвенному залу, а молитвенный зал имеет центральный купол, окруженный куполами меньшего размера. [ 8 ]

Изникская плитка в « Голубой мечети » Каира, мамлюкском здании, отреставрированном в 17 веке османским янычаром.

Поскольку в период Османской империи строительство новых монументальных погребальных комплексов в Каире пришло в упадок, местных османов вместо этого хоронили в старых мавзолеях более ранних периодов. [ 24 ] XIV века Хорошо известным примером является мечеть Аксункур (теперь также известная как «Голубая мечеть»), которая была отремонтирована в 1652 году Ибрагимом Агой, местным командиром янычар . В ходе реконструкции османской плиткой Изник . был добавлен обширный декор на стене киблы и в пристроенной гробнице, которую он построил для себя, [ 25 ] [ 26 ] XIV века Еще одним примером перепрофилирования здания мамлюков является медресе Амира Сункура Саади , которое османский паша подарил в 1607 году Мевлевису , суфийскому ордену , популярному в Османской империи. [ 27 ] Суфийский церемониальный зал, сохранившийся до сих пор, позже был построен на месте руин внутреннего двора медресе в 19 веке. [ 28 ]

Детали ворот парикмахеров (ок. 1753 г.) в мечети аль-Азхар , часть расширения мечети Абд ар-Рахманом Катхудой.

В 18 веке власть местных янычар и союзной им городской знати возросла. [ 10 ] Здания, спонсируемые местной элитой, как правило, по-прежнему строились в гибридном османско-мамлюкском стиле, например, Сабиль-кутаб Абд ар-Рахмана Катхуды (упомянутый выше). Хотя конфигурации эпохи мамлюков оставались преобладающими, османский декор широко применялся в некоторых местных памятниках, в первую очередь с использованием османской сине-белой плитки, включая повторно использованную плитку Изник ​​16-го века, импортированную из Стамбула. [ 10 ]

Абд ар-Рахман Катхуда, мамлюк, который на протяжении нескольких десятилетий занимал несколько высоких постов, был величайшим покровителем архитектуры 18 века, спонсировавшим строительство или реставрацию 33 памятников вокруг Каира. [ 29 ] [ 30 ] Помимо вышеупомянутого сабиль-кутаба на улице аль-Муизз и других проектов, он спонсировал масштабное расширение мечети аль-Азхар , которое было завершено примерно в 1753 году. Среди построек, которые он добавил к мечети, - ее нынешние западные ворота. , Ворота цирюльников ( Баб аль-Музайинин ). Его постройки отличаются богато украшенной каменной кладкой, что свидетельствует о возрождении декоративного стиля правления султана Кайтбая в конце 15 века. [ 31 ]

Интерьер мечети Абу аль-Захаб в Каире (ок. 1774 г.)

Одной из примечательных мечетей этого периода является мечеть Абу аль-Захаба (ок. 1774 г.), построенная рядом с мечетью аль-Азхар. По форме она похожа на более старую мечеть Синан-паши и сочетает в себе элементы, вдохновленные различными источниками. Мечеть окружена внешней ограждающей стеной с фасадом в мамлюкском стиле, а ее минарет имитирует первоначальный вид минарета мечети -медресе аль-Гури неподалеку. Интерьер мечети также облицован плиткой турецкого и тунисского происхождения . [ 32 ]

Сабиль-кутаб Мустафы III (1758–1760), первый памятник в Каире, включающий некоторые элементы стиля османского барокко.

Хотя преобладали местные покровители, в середине 18 века в Каире также было построено несколько редких памятников, спонсируемых османскими султанами, что демонстрирует определенный уровень возобновления имперского интереса к городу. [ 10 ] Такаяя Махмудийя , спонсируемая Махмудом I и датируемая 1750 годом, была первым османским комплексом в Каире, основанным султаном более чем через два с половиной столетия после завоевания города. Он состоит из медресе и сабиль-кутаба. Стиль и убранство комплекса представляют собой сплав османского и местного кайренского (мамлюкского) стилей, но он не включает в себя никаких элементов нового стиля османского барокко, который Махмуд I использовал в Стамбуле. [ 10 ] [ 33 ] Самым влиятельным нововведением комплекса Махмуда I был изогнутый фасад его сабиль-кутаба, местная интерпретация изогнутых фасадов сабиль в Стамбуле, которая была повторена в последующих проектах сабиль-кутаба в Каире. [ 10 ] Чуть более поздний императорский фундамент, Сабиль-куттаб Мустафы III в Каире (расположенный напротив мечети Сайида Зейнаб ) в 1758–1760 годах, все еще демонстрирует местные каирские влияния, но на этот раз он впервые включает в себя некоторые новые детали османского барокко. [ 10 ] [ 34 ] Другой сабиль-куттаб, основанный Мустафой III возле мечети Сайиды Нафисы в 1756–1757 годах, не сохранился. [ 10 ]

За пределами Каира город Рашид (Розетта) сегодня известен своими домами и мечетями, сохранившимися со времен Османской империи. [ 35 ] Город был важным центром морской торговли в Османском Египте с 16 по 18 века. [ 36 ] По крайней мере две важные мечети в городе датируются 18 веком: мечеть Салаха Аги Дукмаксиса (1702 г.) и мечеть Мухаммеда аль-Аббаси (1773 г., но, вероятно, восстановлена ​​в 1809 г.). [ 37 ] Мечеть Дукмаксис примечательна как единственная «приподнятая» мечеть в городе, построенная над фундаментом из сводчатых складских помещений и магазинов. Среди его украшений - разнообразная плитка, в том числе современная тунисская плитка, повторно использованная плитка Изника 16-го века и Дамаске . имитация плитки Изника, произведенная в [ 38 ]

Архитектура 19 века

[ редактировать ]
Мечеть Мухаммеда Али в цитадели Каира , построенная в 1848 году.

В 19 веке, при фактическом независимом правлении Мухаммеда Али и его преемников, османское барокко и современные позднеосманские вестернизирующие украшения широко использовались в новых зданиях, в том числе в мечети Мухаммеда Али , построенной между 1830 и 1848 годами в Цитадели. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Мечеть Мухаммеда Али полностью османская по форме и имеет ту же планировку, что и мечеть Шехзаде и мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, отсылая к классической архитектуре Османской империи в ее апогее. [ 43 ] [ 39 ] Этот выбор модели отражал панисламскую принадлежность за пределами Египта. [ 39 ] Однако в оформлении мечети отсутствуют какие-либо влияния мамлюков или любые традиционные исламские орнаменты в пользу европейских влияний, хотя коранические надписи и ссылки все еще присутствуют. [ 39 ] [ 44 ] Этот обдуманный выбор дизайна был радикальным отходом от архитектурных традиций Каира и, вероятно, символизировал собственные усилия Мухаммеда Али по созданию нового порядка в Египте. Будучи назначенным османским губернатором в 1805 году и уничтожив оставшихся мамлюков в 1811 году, он предпринял программу модернизации, одновременно увеличивая независимость Египта от Стамбула. Новый архитектурный словарь, вероятно, символизировал эти изменения, а размер мечети и ее видное положение на горизонте Каира подкрепляли это утверждение. [ 39 ] [ 45 ] [ 46 ]

Сабиль-кутаб по заказу Мухаммеда Али в честь его сына Тусун-паши в Каире (1820 г.)

Новый стиль этого периода также проявляется в многочисленных сабиль-кутабах, построенных по всему городу, которые имеют изогнутые уличные фасады, украшенные резными мотивами из новых листьев, гирлянд и солнечных лучей . [ 47 ] [ 41 ] Примеры включают Сабиль Тусун-паши (1820 г.; также известный как Сабиль Мухаммеда Али-паши). [ 48 ] ), Сабиль Исмаила-паши (1828 г.) и Сабиль Умм Аббаса . [ 47 ] более крупный комплекс Сабил и мечети Сулеймана Аги аль-Силахдара (1839 г.). Примером также является [ 47 ] [ 49 ] В Каирской цитадели Мухаммед Али также построил несколько новых дворцов, некоторые из которых сохранились до наших дней и были перепрофилированы в музеи, в том числе дворец Гавхара (1814 г.) и дворец Харим (1827 г.; ныне Египетский национальный военный музей ). Эти дворцы представляют собой смесь османского барокко и европейского стиля, украшенные позолотой , лепными мотивами, расписными потолками и фресками . [ 50 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Блэр и Блум 1995 , с. 251.
  2. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  3. ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 218.
  4. ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 219-220.
  5. ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 252.
  6. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 584-585.
  7. ^ Раймонд, Эндрю. 1993. Каир . Фаярд.
  8. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 585.
  9. ^ Уильямс 2018 , с. 34.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беренс-Абусейф, Дорис (2011). «Комплекс султана Махмуда I в Каире» . Мукарнас . 28 : 195–220. дои : 10.1163/22118993-90000178 .
  11. ^ Уильямс 2018 , стр. 230.
  12. ^ Карим и Эль Махи 2021 , стр. 25, 188–189.
  13. ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. п. 312. ИСБН  9789774160776 .
  14. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 160.
  15. ^ О'Кейн 2016 , с. 255.
  16. ^ Беренс-Абусейф 1989 , стр. 163–164.
  17. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 312.
  18. ^ Уильямс 2018 , с. 269-270.
  19. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 269.
  20. ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, 1989 , с. 161.
  21. ^ Jump up to: а б Уильямс 2018 , с. 302.
  22. ^ Кубань 2010 , стр. 584.
  23. ^ Уильямс 2018 , с. 302-303.
  24. ^ Уильямс 2018 , с. 103.
  25. ^ Карсвелл 2006 , с. 107.
  26. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 116.
  27. ^ Фанфони, Джузеппе (1999). «Основание и организация Каирской Мавлавии» Тетрадь арабистики . 17 : 105–122.
  28. ^ Уильямс 2018 , с. 135.
  29. ^ Уильямс 2018 , стр. 130, 230.
  30. ^ Карим и Эль-Махи, 2021 , с. 133.
  31. ^ Карим и Эль Махи 2021 , стр. 135, 149–150.
  32. ^ Беренс-Абусейф 1989 , стр. 165–166.
  33. ^ Рустам 2019 , с. 288 (примечание 18).
  34. ^ Рустам 2019 , с. 180-181.
  35. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Народная архитектура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  36. ^ Атия А.С. и Халм Х. (1995). «Расход» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 438. ИСБН  978-90-04-09834-3 .
  37. ^ О'Кейн 2016 , стр. 275, 291.
  38. ^ О'Кейн 2016 , стр. 275–276.
  39. ^ Jump up to: а б с д и Аль-Асад, Мохаммед (1992). «Мечеть Мухаммеда Али в Каире». Мукарнас . 9 : 39–55. дои : 10.2307/1523134 . JSTOR   1523134 .
  40. ^ Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN  9789774160950 .
  41. ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, 1989 , стр. 167–170.
  42. ^ Уильямс 2018 , с. 264.
  43. ^ Гудвин 1971 , с. 408.
  44. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 168-169.
  45. ^ Уильямс 2018 , с. 262-266.
  46. ^ Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN  9789774160950 .
  47. ^ Jump up to: а б с Уильямс 2018 , стр. 137, 194, 226, 240, 264–265.
  48. ^ «Сабиль Мухаммеда Али в аль-Акадине» . egymonuments.gov.eg . Проверено 17 января 2023 г.
  49. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 167.
  50. ^ Уильямс 2018 , стр. 263–264, 268–269.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9402232b5e98b733a1f8fc58870462d__1718902140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/2d/d9402232b5e98b733a1f8fc58870462d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman architecture in Egypt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)