Архитектура Египта



На протяжении веков в египетских зданиях использовалось множество архитектурных стилей, включая древнеегипетскую архитектуру , греко-римскую архитектуру , исламскую архитектуру и современную архитектуру .
Древняя египетская архитектура наиболее известна своими монументальными храмами и гробницами, построенными из камня, в том числе знаменитыми пирамидами , такими как пирамиды Гизы . Они были построены с использованием особого набора элементов, включая ворота с пилонами , гипостильные залы, обелиски и иероглифический декор. Приход греческого правления Птолемеев , за которым последовало римское правление , привнес элементы греко-римской архитектуры в Египет, особенно в столицу Александрию . После этого появилась коптская архитектура , в том числе раннехристианская , которая продолжала следовать древним классическим и византийским влияниям.
После мусульманского завоевания Египта в VII веке исламская архитектура процветала. Была основана новая столица Фустат ; С тех пор он стал центром монументального архитектурного покровительства, а через последовательные новые административные столицы в конечном итоге стал современным городом Каиром . Ранняя исламская архитектура демонстрировала смесь влияний, включая классическую древность и новые влияния с востока, такие как стиль Аббасидов , который исходил из центра Аббасидского халифата в Месопотомии (современный Ирак ) в 9 веке. В X веке Египет стал центром новой империи — Фатимидского халифата . Архитектура Фатимидов положила начало дальнейшему развитию, которое повлияло на архитектурные стили последующих периодов. Саладин , который сверг Фатимидов и основал династию Айюбидов в 12 веке, был ответственным за строительство Каирской Цитадели , которая оставалась центром правительства до 19 века. В период мамлюков (13–16 вв.) было построено множество монументальных религиозных и погребальных комплексов, составляющих сегодня большую часть средневекового наследия Каира. Мамлюкский архитектурный стиль продолжал сохраняться даже после османского завоевания 1517 года , когда Египет стал османской провинцией .
В начале 19 века Мухаммед Али начал модернизировать египетское общество и поощрял разрыв с традиционными средневековыми архитектурными традициями, первоначально подражая поздним османским архитектурным тенденциям. Во время правления его внука Исмаила-паши (1860-е и 1870-е годы) реформы получили дальнейшее развитие, был построен Суэцкий канал (открыт в 1869 году) и Османа началось новое расширение Каира под влиянием . Европейские вкусы стали ярко выражены в архитектуре в конце 19 века, хотя существовала также тенденция к возрождению того, что считалось коренным или «национальным» архитектурным стилем, наблюдаемым во многих «неомамлюкских» зданиях этой эпохи. В 20 веке некоторые египетские архитекторы выступили против доминирующих западных идей архитектуры. Среди них Хасан Фати был известен тем, что адаптировал местную архитектуру к современным потребностям. С тех пор в Египте продолжают возводиться новые здания в самых разных стилях и для различных целей: от жилищных проектов до более монументальных престижных проектов, таких как Каирская башня (1961 г.) и Александрийская библиотека (2002 г.).
Древний
[ редактировать ]Древний период фараонов
[ редактировать ]
Древнего Египта Архитектура включала пирамиды , храмы , закрытые города, каналы и плотины. Большинство зданий было построено из местных материалов наемными рабочими и мастерами. [3] [4] [5] [6] Монументальные храмы и гробницы, построенные из камня и обычно на территории, недоступной для ежегодных разливов Нила, являются основными сооружениями, сохранившимися до наших дней. [7] [8] Наиболее распространенным типом камня, используемым по всей стране, был известняк , а также песчаник, который также широко использовался и добывался южнее. [9] [10] [11] Там, где требовался более твердый камень, гранит . широко использовался [9] базальт также используется для тротуаров . [11]
Монументальные комплексы обычно были фасадами массивных пилонов , к которым можно было подойти по аллеям процессий (также известных как дромос ), окруженным статуями сфинксов , и содержали внутренние дворы и гипостильные залы. [12] Колонны обычно украшались капителями , напоминающими растения, важные для египетской цивилизации, такие как папирус , лотос или пальма . [7] [12] Обелиски были еще одной характерной особенностью. Стены были украшены сценами и иероглифическими текстами, нарисованными или рельефно высеченными . [13] [7]
Первая великая эпоха строительства произошла во времена Старого царства ( ок. 2700 – ок. 2200 до н. э. ), когда также были построены самые впечатляющие гробницы-пирамиды. Самым старым монументальным каменным сооружением Египта является Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре ( ок. 2650 г. до н.э. ), а Великие пирамиды Гизы и Великий Сфинкс были построены примерно между 2600 и 2500 гг. до н.э. [13] [3]

Строительство великих зданий возобновилось во времена Нового царства ( ок. 1570 – ок. 1085 до н. э. ), когда Фивы главной столицей служили . Наиболее впечатляющие памятники этого периода включают великий храмовый комплекс Карнака , погребальный храм царицы Хатшепсут , Луксорский храм , храм Абу-Симбела , Рамессеум (погребальный храм Рамзеса II ) и погребальный храм Рамзеса III в Мединете. Хабу . [13] Начиная с XVIII династии , фараонов хоронили в подземных гробницах, богато украшенных, но скрытых от глаз, в Долине царей . [15]
Домашняя архитектура обычно строилась из сырцового кирпича , дерева и тростниковых циновок , а основные города располагались в богатых сельскохозяйственным производством поймах Нила. В результате от этой повседневной архитектуры мало что сохранилось. [7] [8] Некоторое представление об их форме известно благодаря трехмерным моделям, оставленным в гробницах, которые позволяют предположить, что они напоминали народные типы зданий, которые до сих пор встречаются в долине Нила и других частях Африки. [16]
Греко-римский период
[ редактировать ]В греко-римский период Египта (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) [12] Когда Египтом управляла греческая династия Птолемеев , а затем Римская империя , египетская архитектура претерпела значительные изменения из-за влияния греческой архитектуры . [18] [7]
Столица Александрия была новатором в архитектуре. [ как? ] и его влияние ощущалось в таких местах, как Помпеи и Константинополь . [19] Его план во многом напоминал план греческого города с примесью местных элементов. [18] Большая часть города сегодня исчезла под водой или под современным городом, но из описаний было известно, что в нем находится множество великих зданий, включая королевский дворец, Музей , Александрийскую библиотеку и знаменитый Фаросский маяк . [13]
К этой эпохе относятся многие хорошо сохранившиеся храмы в Верхнем Египте , такие как Храм Эдфу , Храм Ком-Омбо и храмовый комплекс Филе . [7] Хотя храмовая архитектура оставалась более традиционной египетской, очевидны новые греко-римские влияния, такие как появление составных капителей . [7] [18] Египетские мотивы также проникли в более широкую греческую и римскую архитектуру . [12]

Большая часть погребальной архитектуры того периода не сохранилась. [7] хотя некоторые из подземных катакомб Александрии, в которых жители города хоронили своих мертвецов, сохранились. Они представляют собой гибридный архитектурный стиль, в котором смешаны классический и египетский декор. Катакомбы Ком-эль-Шокафа , строительство которых началось в I веке нашей эры и постоянно расширялось до III века, являются ярким примером, и их можно посетить сегодня. [20]
Поздняя античность и византийский период
[ редактировать ]
Коптская архитектура , датируемая позднеантичным или византийским периодом , продолжает классические традиции. [18] Египет также был местом расположения первых христианских монастырей. [22] которые стали многочисленными к концу 4 века нашей эры. [23] Следов древних церквей Александрии почти не обнаружено. [18] некоторые исключительные образцы раннехристианской архитектуры но в долине Нила сохранились , такие как Красный монастырь (основанный в IV веке). [21] : 11 и Белый монастырь (ок. 440 г.) [22] недалеко от Сохага . Преемственность между более ранней классической и более поздней коптской архитектурой также можно увидеть в руинах крупных городских центров, таких как Гермополис Великий , где одно и то же мастерство проявляется как в языческих, так и в христианских зданиях III или IV веков. [24] В оазисе Харга в Западной пустыне некрополь Эль -Багават содержит гробницы и небольшие часовни как дохристианского, так и раннехристианского периодов, примерно с конца III по VIII века. [25] Часовня Исхода — одна из старейших на этом месте. [26] построенный примерно в начале IV века, [25] а близлежащая церковь, возможно, датируемая V веком, может быть одним из старейших остатков церкви в Египте. [26]
Остатки церквей IV и начала V веков показывают, что они были построены как базилики с трехсторонним святилищем, включающим поперечный неф и прямую восточную стену. [24] Красный монастырь и Белый монастырь в Сохаге, представители V века, имеют прямоугольную базиличную планировку, кульминацией которой является более сложное святилище -триконх , окруженное тремя полукруглыми апсидами с декоративными нишами. [27] К VII веку типичный план коптской церкви состоял из базилики с цилиндрическим сводчатым нефом, колоннами и нефами по бокам и трансептом, фланкированным тремя квадратными апсидами, перекрытыми куполами или полукуполами . [22] Коптские церкви продолжали строиться и в последующий исламский период, обычно сохраняя базиликальный план. [22]
Ранние коптские здания также демонстрируют продолжающуюся традицию богатого украшения, включая коринфские и византийские капители-«корзины». [22] и настенные росписи. [28] Обширные остатки расписного декора, некоторые из которых выполнены в ранневизантийском стиле , можно найти в часовнях некрополя Багават, особенно в Часовне Мира V-VI веков и, в менее сложной форме, в часовне IV века. Исхода [26] - и в триконхе Красного монастыря, написанном в разные периоды с V по XIII века. [21] Многие другие образцы живописного и скульптурного убранства древних церквей сегодня хранятся в Коптском музее в Каире. [29] [30]

На горе Синай находится монастырь Святой Екатерины (первоначально посвященный и названный в честь Неопалимого куста). [31] ) был построен императором Юстинианом (годы правления 527–565). [32] Сегодня это старейший постоянно обитаемый христианский монастырь в мире. [33] [34] Хотя многое перестроено и восстановлено, [35] на этом месте до сих пор сохранились существенные остатки постройки шестого века. [32] в том числе трехнефная базиликальная церковь с византийской мозаикой Господня Преображения . [31] [35]
Средневековый
[ редактировать ]После мусульманского завоевания Египта в 640 году регион первоначально был включен в состав халифата Рашидун , за которым последовали халифат Омейядов и халифат Аббасидов . Тогда им управляла череда автономных местных династий, а позже он стал центром нескольких мусульманских империй. Ранняя исламская архитектура в Египте продолжала находиться под влиянием позднеантичных традиций, а вскоре после этого и архитектуры Аббасидов в современном Ираке ( Месопотамия ). [36] В некоторых зданиях исламской эпохи также повторно использовались материалы фараонов и византийских эпох, а в некоторых более поздних случаях – построек крестоносцев в Леванте . [37] Наибольшее архитектурное покровительство исламского периода было сосредоточено в Каире. [38] который сегодня сохраняет одну из самых богатых концентраций средневековых памятников в мусульманском мире. [39]
Ранний исламский период
[ редактировать ]
После завоевания 640 года арабские завоеватели основали новый город под названием Фустат , недалеко от бывшего византийско-римского форта Вавилон , который служил административной столицей и военным гарнизонным центром мусульманского Египта. Более поздние фундаменты возле этого первоначального городского центра в конечном итоге превратили его в современный город Каир. [40] Основание Фустата сопровождалось также основанием первой мечети Египта (и Африки) — мечети Амра ибн аль-Аса ; хотя на протяжении веков он много раз перестраивался, он существует до сих пор. Его интерьер представляет собой большой гипостильный зал с внутренним прямоугольным двором. [41] Старейшим хорошо сохранившимся памятником исламского периода в Египте является Нилометр на острове Равда в Каире, построенный в 861 году. [42]
Достигнув своего апогея, Аббасидский халифат, управлявший большей частью мусульманского мира , в IX веке распался на региональные государства, формально подчинявшиеся халифам, но де-факто независимые. [43] В Египте Ахмад ибн Тулун основал недолговечную династию Тулунидов и построил себе новую столицу Аль-Катаи недалеко от Фустата. Его главным сохранившимся памятником является большая конгрегационалистская мечеть , известная как мечеть Ибн Тулуна , строительство которой было завершено в 879 году. На нее сильно повлияла архитектура Аббасидов в Самарре , и она остается одним из самых примечательных и лучше всего сохранившихся образцов архитектуры 9-го века из Аббасидский халифат. [44] Сооружение представляет собой большой открытый двор, окруженный с четырех сторон крытыми проходами, разделенными рядами остроконечных арок, поддерживаемых большими прямоугольными колоннами. Арки и окна украшены резной лепниной с геометрическими и растительными мотивами в самаррском стиле. [45]
Фатимидский период
[ редактировать ]В начале 10 века Фатимидский халифат пришел к власти в Ифрикии (центральная часть Северной Африки), зарекомендовав себя как соперник влияния Аббасидов. После завоевания Египта в 969 году Фатимиды перенесли центр своей власти в Египет в 970 году, основав еще одну столицу, Каир , недалеко к северу от Фустата. [46] Архитектура Фатимидов в Египте следовала методам Тулунидов и использовала аналогичные материалы, но также разработала некоторые свои собственные. Их первой общинной мечетью в Каире была мечеть аль-Азхар , основанная в том же году, что и сам город. Эта мечеть стала духовным центром исмаилитско-шиитской ветви ислама, которой следовали Фатимиды. Как и другие соборные мечети той эпохи, она состоит из открытого двора и крытого гипостильного молитвенного зала. Другие известные памятники Фатимидов включают большую мечеть аль-Хакима (построенную с 990 по 1013 год), небольшую мечеть Акмар (1125 год) с богато украшенным уличным фасадом и купольный Мешхед Сайиды Рукайи 1133 год), известный своим михрабом ( с искусной резьбой лепнина . При могущественном визире Бадре аль-Джамали (годы правления 1073–1094) городские стены были перестроены в камне вместе с несколькими монументальными воротами, трое из которых сохранились до наших дней: Баб аль-Футух , Баб ан-Наср , и Баб Зувейла ). [46]
Фатимиды широко использовали «килевую» арку , а также ввели мукарны (сталактитовые ниши) в форме сквэнчей (техника перехода от квадратного пространства внизу к круглому куполу вверху). [47] Цветочные, арабески , геометрические мотивы были основными мотивами оформления поверхностей, вырезанных по лепнине, дереву, а иногда и камню. Также появляются килевидные арочные ниши с рифленым мотивом, расходящимся по центру, которые стали характерной чертой более позднего архитектурного оформления Каира. [48] Фигурные изображения , обычно табуированные в исламской религиозной архитектуре, использовались в архитектурном убранстве дворцов Фатимидов. [49]
Период Айюбидов
[ редактировать ]Саладин сверг халифов Фатимидов в 1171 году и основал династию Айюбидов , которая сохранила Каир в качестве своей столицы. [50] Военная архитектура была высшим выражением периода Айюбидов. Самым радикальным изменением, осуществленным Саладином в Египте, было заключение Каира и Фустата единой городской стеной. [51] Некоторые методы укрепления были переняты у крестоносцев, например, возведение навесных стен, повторяющих естественную топографию. Многие из них были также унаследованы от Фатимидов, например, машины и круглые башни; другие методы были разработаны самими Айюбидами, например, концентрическое планирование. [52]
строительство Каирской цитадели . В 1176 году по приказу Саладина началось [53] Он должен был стать центром правительства Египта до 19 века, с расширением и реконструкцией. [40] Цитадель была завершена при султане Аль-Камиле (годы правления 1218–1238). [54] Все укрепления аль-Камиля можно узнать по рельефной, рустованной каменной кладке, тогда как башни Саладина имеют гладкие обработанные камни. Этот более тяжелый деревенский стиль стал общей чертой других укреплений Айюбидов. [55] После господства шиитов Фатимидов правители Айюбидов также стремились способствовать восстановлению суннитского ислама путем строительства суннитских медресе . [51] Первое суннитское медресе в Египте было построено Саладином рядом с важным мавзолеем Имама аш-Шафии Каира на Южном кладбище . [56]
Конец периода Айюбидов и начало периода мамлюков ознаменовалось созданием первых многофункциональных погребальных комплексов в Каире. Последний султан Айюбидов, ас-Салих Айюб , основал медресе ас-Салихийя в 1242 году. Его жена, Шаджар ад-Дурр , пристроила к нему свой мавзолей после его смерти в 1249 году, а затем построила свой собственный мавзолей и комплекс медресе в 1250 году в еще одно место к югу от Цитадели. [57] Эти два комплекса были первыми в Каире, в которых мавзолей основателя объединился с религиозным и благотворительным комплексом, который впоследствии стал характеризовать природу большинства королевских фондов мамлюков. [57] [58]
Мамлюкский период
[ редактировать ]
Мамлюки османского , военный корпус династии Айюбидов, набранный из рабов, пришли к власти в 1250 году, управляя Египтом и большей частью Ближнего Востока до завоевания 1517 года . Несмотря на часто жестокую внутреннюю политику, мамлюкские султаны были щедрыми покровителями архитектуры и ответственны за большую часть монументального наследия исторического Каира . [59] [60] Некоторые долгоправившие султаны, такие как Ан-Насир Мухаммад (годы правления 1293–1341 , с перерывами) и Кайтбай (годы правления 1468–1496 ), были особенно плодовитыми. [61] При правлении мамлюков Каир достиг апогея богатства и населения в 14 веке (до второго подъема в современный период). [62]

Мамлюкская архитектура частично отличается строительством многофункциональных зданий, планы этажей которых становились все более творческими и сложными из-за ограниченности доступного пространства города и желания сделать памятники визуально доминирующими в городской среде. [63] [59] [60] Покровители, включая султанов и высокопоставленных эмиров, обычно намеревались построить мавзолеи для себя, но прикрепляли к ним различные благотворительные сооружения, такие как медресе, ханки , сабилы или мечети. Доходы и расходы этих благотворительных комплексов регулировались неотъемлемыми вакфными соглашениями, которые также служили второстепенной цели - обеспечению той или иной формы дохода или собственности для потомков покровителей. [60] [63]
Крестообразная или четырех -айванная планировка была принята для медресе и стала более распространенной для новых монументальных комплексов, чем традиционная гипостильная мечеть, хотя сводчатые айваны раннего периода были заменены айванами с плоской крышей в более поздний период. [64] [65] Украшение памятников со временем также стало более сложным: резьба по камню и полихромная мраморная мозаичная обшивка (в том числе каменная кладка аблак ) заменила лепнину как наиболее доминирующий архитектурный декор. Монументально украшенные входные порталы стали обычным явлением по сравнению с более ранними периодами, часто украшенными мукарнами . В этих тенденциях было очевидно влияние Сирии , Ильханидского Ирана и, возможно, даже Венеции . [66] [67] Минареты , которые также были сложными, обычно состояли из трех ярусов, разделенных балконами, причем каждый ярус имел другой дизайн, чем другие. Поздние мамлюкские минареты, например, чаще всего имели восьмиугольную шахту на первом ярусе, круглую шахту на втором и фонарную конструкцию с навершием на третьем уровне. [68] [69] Купола превратились из деревянных или кирпичных конструкций, иногда луковицеобразной формы, в заостренные каменные купола со сложными геометрическими или арабесками , вырезанными на их внешних поверхностях. [70] Пик этой каменной купольной архитектуры был достигнут во времена правления Кайтбая в конце 15 века. [71]
Османская империя и раннее Новое время
[ редактировать ]Османский период
[ редактировать ]После османского завоевания 1517 года были построены новые здания в османском стиле; однако стиль мамлюков продолжал повторяться или сочетаться с османскими архитектурными элементами в новых зданиях. [72] Новые османские черты включали османские минареты в стиле «карандаш», мечети, спланированные вокруг центрального купола, и красочную из плитки . отделку [73] Однако по сравнению с более ранними периодами архитектурное покровительство было меньшим, поскольку Египет больше не был центром империи, а просто османской провинцией . [73] Некоторые типы зданий позднего мамлюкского периода, такие как сабиль-кутабы (комбинация сабиль и куттаб ) и многоэтажные караван-сараи ( викала или ханы ), фактически увеличились в количестве в период Османской империи. [72]
В 19 веке, во время де-факто независимого правления Мухаммеда Али и его преемников, в новых зданиях, таких как мечеть Мухаммеда Али в Цитадели (построенная в 1830–1848 годах), заметно использовалось османское барокко позднего османского вестерна и современные украшения . Более строго османская форма мечети Мухаммеда Али и ее оформление в европейском стиле были радикальным отходом от традиционной архитектуры Каира, находящейся под влиянием мамлюков, и символизировали усилия Мухаммеда Али привести Египет в новую эпоху. [74] [75] [76] [77] Новый стиль этого периода также проявляется в многочисленных сабиль-кутабах, построенных по всему городу, которые имеют изогнутые уличные фасады, украшенные резьбой из новых листьев, гирлянд и мотивов солнечных лучей . [78] [79]
Период Хедивата и европейское влияние
[ редактировать ]
Один из внуков Мухаммеда Али, Исмаил , официально правивший как Хедив в период с 1863 по 1879 год, еще дальше продвигал модернизацию . Он руководил строительством современного Суэцкого канала , который был открыт в 1869 году. [81] Наряду с этим предприятием он также предпринял строительство обширного нового района в европейском стиле к северу и западу от исторического центра Каира. Новый город последовал , проведенным Османом в XIX веке реформам Парижа , с большими бульварами и площадями, составляющими часть городского плана. [82] Исмаил даже нанял архитекторов, рекомендованных бароном Османом . Хотя это новое расширение так и не было полностью завершено в соответствии с видением Исмаила, оно составляет большую часть того, что сегодня представляет собой центр Каира . [82] В результате старые исторические районы Каира, включая город-крепость, остались в относительном запустении. Даже Цитадель потеряла свой статус королевской резиденции, когда Исмаил переехал в новый дворец Абдин в 1874 году. [83] Город Исмаилия , названный в честь Исмаила, был основан в 1863 году французским инженером Фердинандом де Лессепсом как база для рабочих на проекте Суэцкого канала. Он также был застроен широкими бульварами и площадями. [84]
Эти проекты олицетворяли тенденцию франкофилии , которая присутствовала в то время как в Каире, так и в Стамбуле (столица Османской империи), поскольку элиты обоих мест начали ценить французские идеи и парижскую эстетику. [80] В проектировании зданий не только Париж, но и Вена источниками вдохновения были . Австро-венгерские интерпретации французского и итальянского стилей послужили образцами архитектуры во время правления хедива Аббаса Хильми (годы правления 1892–1914 ). Венские стили изящного искусства и сецессиона (австрийского модерна ) широко проявляются в новых зданиях конца 19-го и начала 20-го веков. [80] Египта Первый архитектурный конкурс был проведен в 1894 году на проект Египетского музея , в котором размещается растущая коллекция древностей страны. Победитель, французский архитектор Марсель Дурнон, спроектировал большое здание в неоклассическом стиле, построенное в 1902 году. [85]
В конце 19-го и начале 20-го веков появился «неомамлюкский» стиль, отчасти как националистический ответ против османского и европейского стилей, в попытке продвигать местные «египетские» стили (хотя архитекторы иногда были европейцами). [75] [80] Примерами этого стиля являются мавзолей Тауфик-паши (1894 г.), [80] [86] нынешняя мечеть Сайида Нафиса (1895 г.), [80] мечеть Сайида Айша (1894–1896 гг.), [80] здание Музея исламского искусства (1903 г.), [87] мечеть Аль-Рифаи (1869–1911), [75] [88] и мечеть Абу аль-Аббас аль-Мурси в Александрии (1929–1945). [88]

Новые пригороды и города вокруг Каира были созданы в начале 20 века и экспериментировали с разными стилями. [89] Гелиополис , первый пригород Каира, построенный на окраине пустыни, является одним из наиболее важных концентраций значительной архитектуры начала 20-го века за пределами центра Каира. Он был основан в 1906 году в результате частного партнерства между бельгийцем Эдуардом Эмпеном и египтянином Погосом Нубар-пашой и в последующие десятилетия разрастался. [90] Его здания были спроектированы в самых разных стилях, включая неоисламский. [90] или Неомамлюк, [75] [80] Арт-деко или эклектичное сочетание ориенталистского и модернистского стилей. [90] Здания компании Heliopolis, выстилающие некоторые из ее главных улиц, построенные к 1908 году, выполнены в неоисламском/неомамлюкском стиле, спроектированном Эрнестом Джаспаром. [91] в то время как собственный дворец барона Эмпена , построенный в 1911 году Александром Марселем , представляет собой яркую имитацию архитектуры индуистского храма, адаптированную к планировке здания изящных искусств. [92]
«Неофараонский» стиль также появился в начале 20 века и использовался некоторыми архитекторами. Мавзолей Саада Заглула (1928–1931), спроектированный Мустафой Фахми (ум. 1972), является одним из примеров. [84] Хотя архитектура египетского возрождения была популярна в Европе и Северной Америке в 19 веке, ее популярность как национального стиля в самом Египте в конечном итоге была ограничена. [93]
Модернизм и наши дни
[ редактировать ]Модернизм 20 века
[ редактировать ]
С 1930-х годов модернизм начал доминировать в архитектуре Каира, заменяя более ранние стили возрождения. [94] Среди выдающихся архитекторов был Сайед Карим , который пропагандировал международный стиль и брутализм . [95] Он также основал первый журнал по архитектуре на арабском языке «Аль-Имара» (араб. مجلة العِمارة ), который пропагандировал современный дизайн и стал важным шагом в развитии архитектурной культуры современного Египта. [95]
К середине 20-го века некоторые египетские архитекторы начали бросать вызов доминированию западных стилей и идей. [84] Самым влиятельным был Хасан Фати (живший в 1900–1989 годах), начавший свою карьеру в 1930-х годах. Он стремился использовать традиционную народную конструкцию из сырцового кирпича, адаптированную к современному контексту. [84] [96] Его архитектура была «направлена на то, чтобы приблизить своих подданных к… современности». [ нечеткий ] . [97] : ii Деревня Нью-Гурна (построена в 1945–1948 годах) недалеко от Луксора — пример его работ. [96] Рамзес Висса Вассеф , один из учеников Фати, является еще одним примером этой тенденции. Он адаптировал элементы нубийской архитектуры и архитектуры из сырцового кирпича Верхнего Египта в свои здания. [84]

В 20 веке неоднократно предпринимались попытки решить проблему быстро растущего населения посредством крупномасштабной городской застройки и жилищных проектов в различных местах. С этой целью вокруг Каира был основан ряд новых городов-спутников. [84] Новые общественные здания и памятники также датируются второй половиной 20 века после революции 1952 года . В 1950-х годах президент Гамаль Абдель Насер реконструировал площадь Тахрир , символическое сердце столицы. Рядом с площадью новая штаб-квартира Лиги арабских государств . на месте снесенных казарм британской армии была построена [98] Каирская башня , смотровая башня высотой 187 метров с мотивом лотоса, была построена между 1955 и 1961 годами. [99] и спроектирован египетским архитектором Наумом Шебибом . [100] На момент завершения строительства это было самое высокое цельнобетонное сооружение в мире. [99] и это самый узнаваемый символ египетской архитектуры после 1952 года. [100] Каирский оперный театр , первоначально открытый в 1869 году при Хедиве Исмаиле и спроектированный как имитация Ла Скала миланского театра . [101] сгорел в 1971 году. Его заменили новый оперный театр и культурный комплекс, строительство которого началось в 1985 году и открылось в 1988 году по проекту японской архитектурной фирмы. [84] В 1975 году президент Анвар Садат открыл в Каире Мемориал Неизвестного солдата , выполненный в форме полой пирамиды. [102] (Здесь позже был похоронен Садат после его убийства . [103] )
21 век
[ редактировать ]Постмодернизм не прижился в Каире в последнее десятилетие 20-го века, как в других местах; по крайней мере, не сознательно. [104] На рубеже тысячелетий истористские или псевдоисторические тенденции начали вновь появляться, как это видно в здании Верховного суда (1999 г.), которое отсылает к древнеегипетской архитектуре, и Башне исламского банка Фейсала (2000 г.), которая отсылает к исторической исламской архитектуре. [104]

В Александрии идея воздать должное ее знаменитой древней библиотеке в новом здании была высказана еще в 1972 году. В конечном итоге она была реализована в виде огромной новой библиотеки, Александрийской библиотеки , которая открылась в 2002 году. Она имеет форму наклонного цилиндра. мира или диск, с внешними стенками из гранита, на которых вырезаны символы всех алфавитов . [105]
В туристическом центре Шарм-эль-Шейха мечеть Аль-Сахаба , построенная в 2017 году, представляет собой сплав османского, мамлюкского и фатимидского стилей. Он был спроектирован на общественных началах египетским архитектором Фуадом Тауфиком Хафезом. [106] [107] [108]
Проблемы сохранения
[ редактировать ]Большая часть архитектуры Египта 19-го и 20-го веков была уязвима для сноса и реконструкции. Модернистская архитектура часто рассматривается как имеющая небольшую культурную ценность, и ей уделяется относительно мало внимания или документации, несмотря на большой объем строительной деятельности в таких городах, как Каир, в современный период. [109] Египетский закон также требует, чтобы зданиям было не менее ста лет, прежде чем они будут иметь право на статус наследия, в результате чего большая часть недавнего наследия страны остается незащищенной. [110]
В последние годы старое городское наследие Александрии, большая часть которого относится к колониальному периоду, оказалось под угрозой из-за плохо регулируемого сноса и застройки. [111] [112] [113] В Каире исчезло большое количество современных исторических зданий — от бывших вилл до крупных зданий и городских кварталов. [114] Части исторического Северного кладбища Каира (также известного как Город мертвых), где находится погребальная архитектура, построенная на протяжении многих столетий, также находятся под угрозой из-за государственных инфраструктурных проектов. Части некрополя, в основном датируемые началом 20 века, были снесены в 2020 году. Планы подверглись критике со стороны некоторых ученых, архитекторов и археологов. [115] [116] В Луксоре исторический дворец Тауфик-паша Андраос, построенный в 1897 году рядом с древним Луксорским храмом , был снесен в 2021 году, что вызвало критику и споры. [117] [118] [119]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Беренс-Абусейф 1989 , стр. 58–62.
- ^ Вильдунг 2009 , с. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пирамиды Гизы | National Geographic» . История . 21 января 2017 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 года . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс в Каире (11 января 2010 г.). «В гробницах Великой пирамиды обнаружено «доказательство» того, что рабочие не были рабами» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Леско, Леонард Х. (2018). Работники фараона: жители деревни Дейр-эль-Медина . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-2761-0 .
- ^ Бейкер, Розали Ф.; Бейкер III, Чарльз Ф. (2001). Древние египтяне: люди пирамид . Издательство Оксфордского университета. п. 168. ИСБН 978-0-19-802851-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Древнеегипетская архитектура | Типы, история и факты | Британника» . Британская энциклопедия . 21 октября 2022 г. Проверено 10 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вильдунг 2009 , стр. 7–9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон, Пол Т.; Шоу, Ян; Пресс, Кембриджский университет (2000). Древнеегипетские материалы и технологии . Издательство Кембриджского университета. стр. 5–6. ISBN 978-0-521-45257-1 .
- ^ Малек, Яромир (2003). Египет: 4000 лет искусства . Файдон Пресс. п. 5. ISBN 978-0-7148-4200-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лукас, А.; Харрис, Дж. (2012). Древнеегипетские материалы и промышленность . Дуврские публикации. стр. 52–61. ISBN 978-0-486-14494-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2015). «Египетская архитектура». Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 256. ИСБН 978-0-19-105385-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Флеминг, Джон; Честь, Хью; Певснер, Николаус (1998). «Египетская архитектура». Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры Penguin (5-е изд.). Книги о пингвинах. стр. 168–171. ISBN 978-0-14-051323-3 .
- ^ Вильдунг 2009 , с. 149.
- ^ Магли, Джулио (2013). Архитектура, астрономия и священный ландшафт в Древнем Египте . Издательство Кембриджского университета. п. 184. ИСБН 978-1-107-24502-0 .
- ^ Wildung 2009 , стр. 8–9.
- ^ Вильдунг 2009 , с. 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Маккензи, 2007 г. , стр. 1–5.
- ^ Майлз, Маргарет М. (1 июня 2010 г.). «Обзор: Джудит Маккензи, Архитектура Александрии и Египта, ок. 300 г. до н.э. – 700 г. н.э.» . Журнал Общества историков архитектуры . 69 (2): 279–280. дои : 10.1525/jsah.2010.69.2.279 . ISSN 0037-9808 .
- ^ Маккензи 2007 , стр. 192–194.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Болман, Элизабет С., изд. (2016). Церковь Красного монастыря: красота и аскетизм в Верхнем Египте . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-21230-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Флеминг, Джон; Честь, Хью; Певснер, Николаус (1998). «Коптская архитектура». Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры Penguin (5-е изд.). Книги о пингвинах. п. 128. ИСБН 978-0-14-051323-3 .
- ^ Мейнард 2002 , с. хх.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккензи 2007 , с. 232.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин, Мэтью (2006). «Наблюдения за росписями часовни Исхода, некрополя Багават, оазис Харга, Египет» . В Берке, Джон; Бетка, Урсула; Бакли, Пенелопа; Привет, Кэтлин; Скотт, Роджер; Стивенсон, Эндрю (ред.). Византийское повествование: Документы в честь Роджера Скотта . Брилл. стр. 233–236. ISBN 978-90-04-34487-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мейнардус 2002 , с. 256.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 232–233.
- ^ Гавдат, Габра; Вивиан, Тим (2002). Коптские монастыри: монашеское искусство и архитектура Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-977-424-691-3 .
- ^ Мейнардус 2002 .
- ^ Габра, Гавдат; Итон-Краусс, Марианна (2007). Иллюстрированный путеводитель по Коптскому музею и церквям Старого Каира . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-007-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Говори, Грэм, изд. (2000). «Монастырь Святой Екатерины, Синай» . Энциклопедия Греции и эллинской традиции . Рутледж. стр. 1480–1482. ISBN 978-1-135-94206-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэтли, Питер (2013). «Синай, монастырь Святой Екатерины». В Эрскине, Эндрю; Холландер, Дэвид Б.; Папаконстантину, Ариетта; Бэгналл, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б.; Хюбнер, Сабина Р. (ред.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah03219 . ISBN 978-1-4051-7935-5 .
- ^ Эванс, Хелен К. (2004). Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет: Фотоочерк . Метрополитен-музей. п. 15. ISBN 978-1-58839-109-4 .
- ^ Бергер, Сидни Э. (2016). Книжный словарь: глоссарий для коллекционеров книг, книготорговцев, библиотекарей и других . Роуман и Литтлфилд. п. 229. ИСБН 978-1-4422-6340-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (2022). «Монастырь на горе Синай: успешный пример общего святого пространства». Аль-Масак . 34 (2): 127–139. дои : 10.1080/09503110.2021.2007715 . ISSN 0950-3110 . S2CID 247508246 .
- ^ Блум и Блэр 2009 , стр. 84–85.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2014). «Между карьером и магией: избирательный подход к сполии в исламских памятниках Египта» . Ин Пейн, Алина (ред.). Далмация и Средиземноморье: портативная археология и поэтика влияния . п. 402.
- ^ Блум и Блэр 2009 , стр. 105, 147.
- ^ Уильямс 2018 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раймонд 2000 .
- ^ О'Кейн 2016 , с. 2.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 50.
- ^ Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 31–32.
- ^ Петерсен 1996 , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 1989 , с. 58–75.
- ^ Блум и Блэр 2009 , стр. 105–109.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 10.
- ^ Блум, Джонатан М. (2012). «Фатимидское искусство и архитектура». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 978-90-04-16165-8 .
- ^ Раймонд 2000 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йоманс 2006 , стр. 104–105.
- ^ Петерсен 1996 , с. 26
- ^ Йоманс 2006 , с. 107
- ^ Йоманс 2006 , стр. 109–110.
- ^ Йоманс 2006 , с. 111
- ^ Уильямс 2018 , с. 153.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 70.
- ^ Блер и Блум 1995 , стр. 70, 85–87, 92–93.
- ^ Раймонд 2000 , стр. 118–121, 135–137.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 .
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 73–77.
- ^ Уильямс 2018 , с. 30.
- ^ Уильямс 2018 , стр. 30–31.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 83–84.
- ^ Уильямс 2018 , с. 31.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 79.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 80–84.
- ^ Уильямс 2018 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , с. 251.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аль-Асад, Мохаммед (1992). «Мечеть Мухаммеда Али в Каире». Мукарнас . 9 : 39–55. дои : 10.2307/1523134 . JSTOR 1523134 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN 978-977-416-095-0 .
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 168–170.
- ^ Уильямс 2018 , с. 264.
- ^ Уильямс 2018 , стр. 137, 194, 226, 240, 264–265.
- ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 167–170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Авджиоглу, Небахат; Волайт, Мерседес (2017). « "Животные игры": Архитектура Стамбула и Каира от Империи до Модернизма» . В Неджипоглу, Гюльру; Барри Флуд, Финбарр (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 1138–1142. ISBN 978-1-119-06857-0 .
- ^ Раймонд 2000 , с. 309–311.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раймонд 2000 , с. 309–318.
- ^ Уильямс 2018 , с. 8–9, 18–19, 260.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Египет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 44–45. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Эльшахед 2020 , с. 86.
- ^ Уильямс 2018 , с. 289.
- ^ Уильямс 2018 , стр. 172–173.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Кейн 2016 , стр. 311–319.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эльшахед 2020 , стр. 34, 310–311.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 178.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 319.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 46.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эльшахед 2020 , стр. 36–38, 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг, Джон; Честь, Хью; Певснер, Николаус (1998). «Фати». Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры Penguin (5-е изд.). Книги о пингвинах. п. 189. ИСБН 978-0-14-051323-3 .
- ^ Шейкер, Мохамед Монкес (2019). Комфортная модернизация: архитектура Хасана Фати и деколонизация Египта (Диссертация). Калифорнийский университет Лос-Анджелеса. ПроКвест 2328013156 .
- ^ АльСайяд, Незар (2022). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-78789-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гольдшмидт, Артур младший (2013). «Каирская башня» . Исторический словарь Египта . Пугало Пресс. п. 89. ИСБН 978-0-8108-8025-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эльшахед 2020 , с. 135.
- ^ Раймонд 2000 , с. 315.
- ^ Подех, Эли (2011). Политика национальных праздников на арабском Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета. п. 88. ИСБН 978-1-107-00108-4 .
- ^ АльСайяд, Незар (2013). Каир: истории города . Издательство Гарвардского университета. п. 255. ИСБН 978-0-674-07245-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эльшахед 2020 , стр. 41–42.
- ^ «Александрийская библиотека | История и факты | Британника» . Британская энциклопедия . 19 сентября 2019 года . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Рафик, Фарах (14 мая 2022 г.). «Мечеть Аль-Сахаба в Шарм-эль-Шейхе сочетает в себе духовность и туризм» . Египетские улицы . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «На фотографиях: 10 фактов о недавно открытой «мечети Сахаба» в Шарм-эль-Шейхе, которые вы, возможно, не знали» . Египет Независимый . 28 марта 2017 г. Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Мечеть Аль-Сахаба | Шарм-эль-Шейх, Египет | Достопримечательности» . Одинокая планета . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Эльшахед 2020 , стр. 24–31.
- ^ Эльшахед 2020 , стр. 24–25.
- ^ Роллинз, Том (19 февраля 2015 г.). «Понимание разрушенного городского наследия Александрии» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Шериф, Абдель-Рахман (23 апреля 2013 г.). «Архитектурное наследие Александрии под угрозой – Daily News Egypt» . Ежедневные новости Египта . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Кингсли, Патрик (6 февраля 2014 г.). «Начинается снос архитектурной жемчужины Александрии» . Хранитель . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Эльшахед 2020 , с. 25.
- ^ Эспаньол, Марк (7 апреля 2022 г.). «Угроза сноса нависла над историческим некрополем Каира» . Аль-Монитор . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Египет отрицает разрушение древних исламских кладбищ ради строительства моста» . Арабские новости . 21 июля 2020 г. Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Айяд, Ибрагим (6 сентября 2021 г.). «Разрушение 120-летнего дворца вызвало гнев в Египте – Аль-Монитор: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . Аль-Монитор . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Абу Заид, Мохаммед (26 августа 2021 г.). «Исторический египетский дворец сносят, поскольку он находится на грани обрушения: официально» . Арабские новости . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Снос дворца Тауфик Андраос - Египет - Еженедельник Аль-Ахрам» . Ахрам Онлайн . 24 августа 2021 г. Проверено 27 января 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение (PDF) . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09626-4 .
- Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-077-6 .
- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- Эльшахед, Мохамед (2020). Каир с 1900 года: Архитектурный путеводитель . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-869-7 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Маккензи, Джудит (2007). Архитектура Александрии и Египта, ок. 300 г. до н. э. — 700 г. н. э . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11555-0 .
- Мейнардус, Отто Ф.А. (2002). Две тысячи лет коптского христианства . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-757-6 .
- О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. ISBN 978-977-416-732-4 .
- Петерсен, Эндрю (1996), Словарь исламской архитектуры , Routledge, ISBN 978-0-415-06084-4
- Раймонд, Андре (2000) [1993]. Каир . Перевод Вуда, Уилларда. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00316-3 .
- Вильдунг, Дитрих (2009). Египет: от предыстории до римлян . Сумки. ISBN 978-3-8365-1030-1 .
- Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-855-0 .
- Йоманс, Ричард (2006), Искусство и архитектура исламского Каира , Garnet & Ithaca Press, ISBN 978-1-85964-154-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бриггс, Мартин С. (1921). «Архитектура Саладина и влияние крестовых походов (1171–1250 гг. Н.э.)». Журнал Burlington для ценителей . 38 (214): 10–20. ISSN 0951-0788 . JSTOR 861268 .
- Грабарь, Олег (1961). «Обзор мусульманской архитектуры Египта». Арс Ориенталис . 4 : 422–428. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629167 .
- Эль-Ашмуни, Марва М.; Салама, Ашраф М. (2022). Влияние и сопротивление в египетской архитектуре после обретения независимости . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-61764-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровые копии Majallat al-Imarah (1939–1949), журнала о современной архитектуре, основанного Сайедом Каримом, размещенные в ArchNet.