Фердинанд Лессепс
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Фердинанд Лессепс | |
---|---|
![]() Лессепс в фото Надара | |
Рожденный | |
Умер | 7 декабря 1894 г. | ( 89 лет
Гражданство | Франция |
Альма-матер | Лицей Генриха IV , Париж |
Род занятий | Дипломат , предприниматель |
Известный | Суэцкий канал , Панамский канал |
Работает | Воспоминания сорока лет (1887) |
Награды | Медаль Альберта (1870 г.) |
Подпись | |
Фердинанд Мари, граф де Лессепс GCSI ( Французский: [də lesɛps] ; 19 ноября 1805 — 7 декабря 1894) — французский дипломат, а затем разработчик Суэцкого канала , который в 1869 году соединил Средиземное и Красное моря , существенно сократив расстояния и время плавания между Европой и Восточной Азией .
Он попытался повторить этот успех, пытаясь построить Панамский канал на уровне моря в 1880-х годах, но проект был разрушен эпидемиями малярии и желтой лихорадки в этом районе, а также финансовыми проблемами и запланированным Панамским проектом Лессепса. Канал так и не был достроен. В конце концов, проект был выкуплен Соединенными Штатами , которые решили медицинские проблемы и изменили проект на канал без уровня моря со шлюзами . Оно было завершено в 1914 году. [1]
Родословная
[ редактировать ]Происхождение семьи Лессепсов восходит к концу 14 века. Считается, что его предки прибыли из Испании и поселились в Байонне во времена Анжуйской империи . Один из его прадедов, Пьер де Лессепс ( Байонна , 2 января 1690 г. - Байонна, 20 августа 1759 г.), сын Бертрана Лессепса (1649–1708) и жены (м. 18 апреля 1675 г.) Луизы Фиссон (1654–1690), был городским писарем и одновременно секретарем королевы Марии Анны Нойбургской , вдовы испанского Карла II . [2]
С середины XVIII века предки Лессепса сделали дипломатическую карьеру, а сам он занимал несколько дипломатических постов с 1825 по 1849 год. Его дядя был пожалован королем Людовиком XVI , а отец — графом императором Наполеоном I. Его отец, Матье де Лессепс ( Гамбург , 4 мая 1774 — Тунис , 28 декабря 1832), состоял на консульской службе; его мать, Катрин де Гревинье ( Малага , 11 июня 1774 г. - Париж, 27 января 1853 г.), была испанкой по материнской линии и тетей графини Монтихо , матери императрицы Евгении . [3] Она была дочерью Анри де Гревинье (крещенного Нотр-Дам-о-Шрифт, Льеж , 2 июня 1744 г.) и женой (м. Малага , 1766 г.) Франциски Антонии Гальегос (1751–1853).
Ранние годы
[ редактировать ]Фердинанд де Лессепс родился 19 ноября 1805 года в Версале . У него была сестра Аделаида де Лессепс (1803–1879), замужем за Жюлем Тальеном де Кабаррюсом (19 апреля 1801–1870); и два брата, Теодор де Лессепс ( Кадис , 25 сентября 1802 г. - Сен-Жермен-ан-Ле , 20 мая 1874 г.), женатый в 1828 г. на Антонии Денуа (Париж, 27 сентября 1802 г. - Париж, 29 декабря 1878 г.); и Жюль де Лессепс ( Пиза , 16 февраля 1809 г. - Париж, 10 октября 1887 г.), женился 11 марта 1874 г. на Гиацинте Деларю.
Его первые годы прошли в Италии, где его отец выполнял консульские обязанности. Его отец затем был назначен первым консулом Франции в Марокко и в 1800 году поступил на службу в египетскую армию в качестве комиссара по торговым связям. Там Лессепы подружились с местным правителем Египта Мухаммедом Али . Али-паша хотел, чтобы его четвертый сын Саид имел спортивное тело и избавился от ожирения, поэтому он приказал своему маленькому сыну ежедневно заниматься спортом в течение двух часов и соблюдать очень простую диету. Чтобы защитить нравственность ребенка, он не мог посещать ни один другой дом, кроме дома Лессепса. Молодой принц стал другом Фердинанда, и «они оба наслаждались поеданием огромного количества спагетти. Эта близость и его тяга к макаронам заставляли Мухаммада Саида спешить во французское консульство всякий раз, когда скудная диета стола вице-короля оставляла пустоту в его желудке». ". [4]
После возвращения Фердинанда во Францию он получил образование в колледже Генриха IV в Париже. Саид также получил образование в Париже и сохранил дружбу. [4] С 18 лет до 20 лет работал в интендантском отделе армии. С 1825 по 1827 год он исполнял обязанности помощника вице-консула в Лиссабоне , где его дядя, Бартелеми де Лессепс , был французским поверенным в делах . Этот дядя был старым товарищем Жана-Франсуа де Лаперуза и единственным выжившим в экспедиции, в которой погиб Лаперуз. [5] Бартелеми де Лессепс покинул экспедицию на Камчатке и отправился в Санкт-Петербург по суше.
Карьера
[ редактировать ]Дипломатический
[ редактировать ]В 1828 году Лессепс был направлен помощником вице-консула в Тунис , где генеральным консулом был его отец . Он помог Юсуфу бежать, преследуемого солдатами бея , одним из офицеров которого он был, за нарушение закона о серале . Юсуф признал эту защиту, оказанную французом, отличившись в рядах французской армии во время французского завоевания Алжира . Лессепс также был поручен своим отцом с миссиями к маршалу графу Бертрану Клозелю , главнокомандующему оккупационной армии в Алжире. Маршал написал Матье де Лессепсу 18 декабря 1830 года: «Я имел удовольствие познакомиться с вашим сыном, который обещает с большой честью поддержать имя, которое он носит». [5]
В 1832 году Лессепс был назначен вице-консулом в Александрии . Пока судно, на котором Лессепс плыл в Египет, находилось на карантине в Александрийском лазарете , г-н Мимо, генеральный консул Франции в Александрии, прислал ему несколько книг, среди которых были мемуары, написанные о ранее заполненном и заброшенном Древнем Суэце. Канал , по заданию Наполеона Бонапарта , построил инженер-строитель Жак-Мари Ле Пер , один из научных членов французской экспедиции. [5]
Эта работа поразила воображение Лессепса и стала одним из источников, побудивших его к идее строительства канала через африканский перешеек. К счастью для Лессепса, Мохаммед Али , вице-король Египта, частично был обязан своим положением рекомендациям, данным от его имени французскому правительству самим Лессепсом, который был генеральным консулом в Египте , когда Али был полковником. [5] Благодаря этому Лессепс получил теплый прием от наместника и подружился с его сыном Саид-пашой. В политическом отношении британцы были союзниками османского правительства в Стамбуле (сделав это, чтобы помешать русским получить доступ к Средиземному морю ), а также помогали отразить попытку Али захватить Стамбул в 1833 году. Французы смогли маневрировать в Египте. под благосклонностью Али, отразив британскую интервенцию против Али в Стамбуле. [6]
В 1833 году Лессепс был отправлен консулом в Каир , а вскоре после этого ему было поручено управление генеральным консульством в Александрии, и этот пост он занимал до 1837 года. Находясь в Египте, он столкнулся и находился под влиянием Бартелеми Проспера Анфантена , который работал над дамбу к северу от Каира для Али, проповедуя за союз Средиземного и Красного морей. [7] Во время его пребывания там разразилась эпидемия чумы, продолжавшаяся два года, в результате которой погибло более трети жителей Каира и Александрии. За это время Лессепс с рвением и энергией путешествовал из одного города в другой. К концу 1837 года он вернулся во Францию и 21 декабря женился на Агате Деламаль (1819–1853), дочери государственного обвинителя при дворе Анжера . От этого брака Лессепс стал отцом пятерых сыновей: [5] Шарль Теодор де Лессепс (1838–1838), Шарль Эме де Лессепс (1840–1923), Фердинанд Мария де Лессепс (1842–1846), Фердинанд Виктор де Лессепс (1847–1853) и Эме Виктор де Лессепс (1848–1896).
В 1839 году Лессепс был назначен консулом в Роттердаме , а в следующем году переведен в Малагу , родовой дом семьи его матери. В 1842 году его отправили в Барселону , а вскоре после этого повысили до звания генерального консула. В ходе кровавого восстания в Каталонии , которое закончилось бомбардировкой Барселоны , де Лессепс предложил защиту ряду людей, которым угрожали боевые действия, независимо от их фракционных симпатий или национальности. С 1848 по 1849 год он был министром Франции в Мадриде . [5]
В 1849 году правительство Французской Республики направило Лессепса в Рим для переговоров о возвращении Папы Пия IX в Ватикан . Он пытался договориться о соглашении, согласно которому Папа Пий мог бы мирно вернуться в Ватикан, но при этом обеспечить сохранение независимости Рима. Но в ходе переговоров выборы во Франции привели к изменению внешней политики правительства – Алексис де Токвиль сменил предыдущего министра иностранных дел. Курс Лессепса был отвергнут; его отозвали и предстали перед Государственным советом. Луи-Наполеону нужен был козел отпущения, а Лессепс был легкой мишенью. Лессепса обвинили в позоре французской армии и осудили, хотя ему не приказали покинуть министерство иностранных дел. [8]
Лессепсом 30 августа 1851 года был создан 334-й Командорский , а затем 200-й Большой крест ордена Башни и Меча .
Затем Лессепс ушел с дипломатической службы и больше никогда не занимал никаких государственных должностей. В 1853 году с интервалом в несколько дней он потерял жену и сына Фердинанда Виктора. В 1854 году вступление на пост наместника Египта Саид-паши дало Лессепсу новый импульс действовать по созданию Суэцкого канала. [5]
Суэцкий канал
[ редактировать ]


Лессепс по крайней мере один раз переписывался с Обществом исследований Суэцкого канала во время правления Аббаса I в Египте, но Аббас закрыл большую часть Египта для иностранного влияния. После убийства Аббаса в 1854 году Лессепс навел справки у своего бывшего, хотя и кратковременного, знакомого и преемника в Египте Саида-паши . 7 ноября 1854 г. он высадился в Александрии; 30 числа того же месяца Саид-паша подписал концессию, разрешающую ему строительство Суэцкого канала. [9]
Первая схема, инициированная Лессепсом, была немедленно разработана двумя французскими инженерами, находившимися на египетской службе, Луи Морисом Адольфом Линантом де Бельфондом по прозвищу «Линант-бей» и Мугелем-беем. Этот проект, в отличие от других, представленных ранее или противостоявших ему, предусматривал прямую связь Средиземного и Красного морей . После незначительной модификации план был принят в 1856 году инженерами-строителями, составлявшими Международную комиссию по прокалыванию Суэцкого перешейка . Воодушевленный одобрением инженеров, Лессепс больше не позволил ничему его остановить. Он не слушал никакой враждебной критики и не отступал перед никакими препятствиями. Ни оппозиция лорда Пальмерстона , который считал планируемые беспорядки слишком радикальными и угрожающими коммерческому положению Британской империи . Лессепса также не остановило мнение, распространенное как во Франции, так и в Великобритании, что море перед Порт-Саидом полно ила, который затруднит вход в канал, и что песок из пустыни заполнит траншеи. . [5]
Лессепсу удалось пробудить патриотизм французов и получить за счет их подписок более половины капитала в двести миллионов франков, необходимого ему для создания компании. [5] но не смог привлечь какого-либо существенного капитального вклада от широкой общественности в Великобритании или других зарубежных странах. [10] Таким образом, египетское правительство подписалось на акции на сумму восемьдесят миллионов франков. [5]
Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez была организована в конце 1858 года. 25 апреля 1859 года Лессепс нанес первый удар киркой в Порт-Саиде. [10] В течение следующих десяти лет Лессепсу пришлось преодолевать продолжающееся сопротивление британского правительства , которое не давало султану одобрить строительство канала; на каком-то этапе даже искал поддержки у своей кузины, императрицы Евгении, чтобы убедить императора Наполеона III выступить арбитром в спорах. [ нужна ссылка ] Наконец, 17 ноября 1869 года канал был официально открыт хедивом Исмаилом - пашой . [5]
В то время как в интересах своего канала Лессепс сопротивлялся противодействию британского правительства предприятию, которое угрожало дать Франции контроль над кратчайшим маршрутом в Индию, он действовал благосклонно к интересам Великобритании после того, как Бенджамин Дизраэли приобрел акции Суэца, принадлежащие Хедиву, признав, что В совете директоров компании трое представителей правительства Великобритании. Консолидация интересов, которая произошла в результате и которая была усилена добавлением в 1884 году еще семи британских директоров, выбранных из числа судоходных торговцев и бизнесменов, увеличила, к выгоде всех заинтересованных сторон, коммерческий характер предприятия. [5]
Лессепс упорно старался держаться подальше от политики. Если в 1869 году он, по-видимому, отклонился от этого принципа, выдвинув кандидатуру в Марселе в Законодательный корпус, то это потому, что он уступил мольбам имперского правительства, чтобы укрепить его расположение к Суэцкому каналу. Как только эта добрая воля была проявлена, он не питал злобы к тем, кто предоставил ему свободу, отдав предпочтение Леону Гамбетте . После этого Лессепс отклонил и другие кандидатуры, которые ему предлагались: в Сенат в 1876 году и в Палату в 1877 году. В 1873 году он заинтересовался проектом объединения Европы и Азии железной дорогой в Мумбаи с ответвлением на Пекин . В том же году он стал членом Французской академии наук . [11] Впоследствии он поддержал майора Рудера , который хотел превратить часть Сахары во внутреннее море, чтобы увеличить количество осадков в Алжире. [12]
Лессепс принял пост президента французского комитета Леопольда II Бельгийского Международного африканского общества . С этой должности он способствовал исследованиям Пьера Саворньяна де Браззы и приобрел станции, которые Бразза впоследствии передал французскому правительству. Эти станции были отправной точкой Французского Конго . [13] Лессепс был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук в 1879 году. [14]
С 17 ноября 1899 года по 23 декабря 1956 года монументальная статуя Фердинанда Лессепса работы Эммануэля Фремье стояла у входа в Суэцкий канал. [15] [16]
Попытка Панамского канала
[ редактировать ]

В мае 1879 года конгресс из 136 делегатов (включая Лессепса) собрался в залах Географического общества в Париже под председательством адмирала де ла Ронсира ле Нури и проголосовал за создание Панамского канала , который был быть без шлюзов, как Суэцкий канал. Лессепс был назначен президентом компании Панамского канала , несмотря на то, что ему исполнилось 74 года. Именно по этому случаю Гамбетта даровал ему титул «Великого Франсеса». [13] Однако решение прорыть Панамский канал на уровне моря, чтобы избежать использования шлюзов, а также неспособность современной медицинской науки справиться с эпидемиями малярии и желтой лихорадки обрекли проект на провал.
В феврале 1880 года Лессепс прибыл в Нью-Йорк, чтобы собрать деньги для проекта. Когда он останавливался в отеле «Виндзор» , его сотрудники развевали в его честь французский флаг . Во время поездки по окрестностям он встретился с Американским обществом инженеров-строителей и Географическим обществом. Затем Лессепс отправился в Вашингтон, округ Колумбия , встретился с президентом Резерфордом Б. Хейсом и дал показания Комитету Палаты представителей по Межокеанскому каналу. Позже он отправился в Бостон , Чикаго и несколько других американских городов, чтобы собрать интерес и капитал для проекта. [17]
В июне 1880 года Лессепс выступил с речью в Ливерпуле , где ему удалось найти поддержку у капитана Пикока, который считал, что проект канала стоит поддержать, поскольку он обеспечит маршруты для экономии времени. [18]
Лессепс отправился со своим младшим ребенком в Панаму, чтобы увидеть запланированный маршрут. В 1880 году он подсчитал, что на завершение проекта потребуется 658 миллионов франков и восемь лет. После двух лет исследований работа над каналом началась в 1882 году. Однако технические трудности работы во влажных тропиках препятствовали реализации проекта. Особенно катастрофическими были периодические оползни на раскопках с приграничных водонасыщенных холмов, а также число погибших от малярии и желтой лихорадки . В конце концов, недостаточный финансовый капитал и финансовая коррупция положили конец проекту. Компания Панамского канала объявила себя банкротом в декабре 1888 года и вступила в ликвидацию в феврале 1889 года.
Провал проекта иногда называют скандалом с Панамским каналом после того, как распространились слухи о том, что французские политики и журналисты получали взятки . К 1892 году выяснилось, что 150 французских депутатов были подкуплены, чтобы они проголосовали за выделение финансовой помощи Компании Панамского канала, а в феврале 1893 года Лессепс, его сын Шарль (род. 1849) и ряд других предстали перед судом и были признаны виновными. . Лессепсу было приказано выплатить штраф и отбыть тюремное заключение, но последнее было отменено Кассационным судом на том основании, что с момента совершения преступления прошло более трех лет. В конечном итоге в 1904 году США выкупили активы Компании и возобновили работу по пересмотренному плану.
Второй брак и проблема
[ редактировать ]В Париже 25 ноября 1869 года — через неделю после открытия Суэцкого канала — Лессепс женился на своей второй жене, которая была на треть его старше. Луиза-Элен Отард де Брагар родилась на острове Маврикий в 1848 году в Плейнс-Вильхемс и умерла 29 января 1909 года в Шато-де-ла-Шене в Гийи , Ватан, Эндр . Она была дочерью Гюстава Адольфа Отара де Брагара, бывшего магистрата Маврикия , и жены Марии-Луизы Карсенак (1817–1857), дочери Пьера Карсенака (1771–1819) и жены Мари Франсуазы Дессаши. Одиннадцать из двенадцати ее детей (шесть мальчиков и шесть девочек) от Лессепса пережили своего отца:
- Матье Мари де Лессепс (1870–1953)
- Фердинанд-Исмаэль де Лессепс (1871–1915)
- Фердинанда де Лессепс (1872–1948) впервые вышла замуж в Париже 10 мая 1890 года за Фердинанда де Гонто-Бирона (1868–1898), маркиза Сен-Бланкара, от которого у нее родился сын Фердинанд де Гонто-Бирон (1892). –1892) и вышла замуж во второй раз за Франсуа-Жозефа де Кассаня де Бофора, маркиза де Мирамона (1867–1932).
- Эжени Мария де Лессепс (1873–1874)
- Бертран де Лессепс (1875–1918)
- Мария Консуэло де Лессепс (1875–1944)
- Мария-Эжени де Лессепс (1876–1958) вышла замуж в Париже 11 декабря 1900 года за Франсуа дю Буэ де ла Бегасьер (1875–1914), и у нее возникла проблема:
- Жак дю Буэ де ла Бегасьер, женат на Джойс Блаффер . [19] с проблемой.
- Жанна Мари Жаклин дю Буэ де ла Бегасьер (1907–1998), замужем за Жаном де Контадом (1902–1977; сын Жана де Контада и Розы Августы де лос Долорес Гусман и Заяс-Басан), с проблемой:
- Ивонна де Контад (род. 1928), вышла замуж 27 января 1951 года за Бернара, графа Харкорта (1925–1958; сын Бруно, графа Харкорта и принцессы Изабель Орлеанской ), с проблемой.
- Антуан де Контад (р. 1932), женился 15 ноября 1963 года на Дафне Джин Джефферсон, имел проблемы. Своему Иву де Контаду
- Мария Соланж де Лессепс (1877–?), вышла замуж в Париже 12 января 1910 года за дона Фернандо Мексиа и Фиц-Джеймса-Стюарта (1881–?), 6-го , 3 герцога Тамамеса -го герцога Галистео и 12- графа го Мора . проблема
- Поль Мари де Лессепс (1880–1955)
- Роберт де Лессепс (1882–1916) женился 27 февраля 1902 года на Марте Жозефе Софи Аллард (1884–1970), и у него возникла проблема:
- Николь де Лессепс
- Роберт Мартин де Лессепс (1915–1981) женился в Лондоне 11 августа 1945 года на Беатрис Дагган (1922–), и у него возникла проблема:
- Клэр де Лессепс (1956–), замужем за Иоганном графом фон Гуденусом (1952–), имеет проблему, сына и двух дочерей.
- Граф Жак Бенджамин де Лессепс (1883–1927), летчик, женился на Грейс Маккензи в 1911 году.
- Жизель де Лессепс (1885–1973)
Статуя Свободы
[ редактировать ]11 июня 1884 года Леви П. Мортон , министр Соединенных Штатов во Франции, дал банкет в честь Франко-американского союза и в честь завершения строительства Статуи Свободы . Фердинанд де Лессепс, глава Франко-американского союза, официально подарил статую Соединенным Штатам, заявив:
Это результат преданного энтузиазма, ума и благороднейших чувств, которые могут вдохновить человека. Он велик по своей задумке, велик по своему исполнению, велик по своим пропорциям; будем надеяться, что своей моральной ценностью оно дополнит воспоминания и симпатии, которые оно призвано увековечить. Сейчас мы передаем вам, господин министр, эту великую статую и верим, что она навсегда станет залогом дружбы между Францией и Великой Республикой Соединенных Штатов.
В октябре 1886 года Лессепс отправился в Соединенные Штаты, чтобы выступить на церемонии открытия Статуи Свободы 28 числа, на которой присутствовал президент Гровер Кливленд .
Смерть
[ редактировать ]
Лессепс умер в замке Ла Шене в Гийи , Ватан, Эндр , 7 декабря 1894 года. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. [20] Могила стоит на одном из перекрестков между другими большими семейными гробницами.
Наследие
[ редактировать ]
26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер использовал фамилию де Лессепс в качестве кодового слова для египетского персонала, назначенного для захвата офисов компании Суэцкого канала. Насер неоднократно использовал это кодовое слово в публичном обращении в Александрии, которое транслировалось по радио всей стране, а через несколько минут объявил, что издал президентский указ о национализации компании Суэцкого канала. Статуя Лессепса у входа в Суэцкий канал была снята с постамента, чтобы символизировать конец европейского контроля над водным путем. Сейчас статуя стоит в небольшом саду верфи Порт-Фуад .
В популярной культуре
[ редактировать ]Лессепс был изображен Тайроном Пауэром в фильме 1938 года «Суэц » с Лореттой Янг , фильме, который вызвал жалобы и судебные иски со стороны семьи Лессепса и египетского правительства. [21]
Кроме того, Мануэль Сото сыграл роль в испанском художественном фильме 1944 года «Евгения де Монтихо» . На телевидении Ги Маршан сыграл Лессепса во французско-немецком мини-сериале «Суэцкий человек» 1983 года , а Джон Уолтерс изобразил его в «Панамском канале», эпизоде BBC документально-драматического сериала «Семь чудес индустриального мира» 2003 года. . [22]
Лессепс появляется как великий инженер в игре Civilization V.
Лессепс также широко обсуждается в Дэвида Маккалоу книге «Путь между морями» .
Потомок Лессепса Александр де Лессепс был женат на Луанн Надо (более известной как Луанн де Лессепс ), главной участнице Браво» реалити-шоу « «Настоящие домохозяйки Нью-Йорка» .
См. также
[ редактировать ]- Станция метро Lesseps в метро Барселоны
- Форт Де Лессепс . В его честь названа военная база США в Панаме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккалоу 1977 .
- ^ Бловиц 1911 , с. 494.
- ^ Бловиц 1911 , стр. 494–495.
- ^ Jump up to: а б Пьер Крабит (2018). Возрождение: Исмаил: Оклеветанный хедив (1933) . Рутледж. п. 1758. ISBN 9781351340144 . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бловиц 1911 , с. 495.
- ^ Карабелл, Закари (2003). Расступая пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. п. 43 . ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Карабелл, Закари (2003). Расступая пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. стр. 31–37 . ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Карабелл, Закари (2003). Расступая пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. п. 63 . ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Карабелл, Закари (2003). Расступая пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. стр. 58–61, 65, 70–71, 76 . ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Jump up to: а б Мустафа, Мари (25 апреля 2022 г.). «25 апреля — день начала раскопок исторического Суэцкого канала в Египте» . Египет сегодня . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Бловиц 1911 , стр. 495–496.
- ^ Внутреннее африканское море. Отчет. Нью-Йорк Таймс . 16 сентября 1877 г.
- ^ Jump up to: а б Бловиц 1911 , с. 496.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава L» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Статуя Фердинанда де Лессепса. Архивировано 31 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Разрушение статуи Лессепса. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Паркер, Мэтью. Панамская лихорадка: эпическая история одного из величайших достижений всех времен – строительства Панамского канала . Нью-Йорк: Doubleday, 2007. стр. 81–84. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Лессепс, Фердинанд де (июнь 1880 г.). «Обращение о схеме межокеанического канала». Коллекция Министерства иностранных дел и по делам Содружества .
- ^ Некролог Джойс Блаффер де ла Бегасьер фон Ботмер , похоронное бюро Додж-Томас.
- ^ Кладбища Франции и других стран.
- ^ «Примечания» на TCM.com
- ^ «Фердинанд де Лессепс (персонаж)» на IMDb
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Бловиц, Анри (1911). « Лессепс, Фердинанд де ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 494–496. Бловиц завершает оценкой личности Лессепса. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Лессепс, Фердинанд. Воспоминания сорока лет . Перевод Питмана, К.Б.
- Карабелл, Закари (2003). Разделение пустыни: создание Суэцкого канала . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0375408830 .
- Маккалоу, Дэвид (1977). Путь между морями: создание Панамского канала 1870–1914 гг . Саймон и Шустер.
- Паркер, Мэтью. Панамская лихорадка: эпическая история одного из величайших достижений человечества всех времен – строительства Панамского канала . Нью-Йорк: Даблдей.
- Саймон, Марон Дж. (1971). Панамское дело . Сыновья Чарльза Скрибнера. [ ISBN отсутствует ]
- Смит, Дж. Барнетт (1893). Жизнь и деятельность Фердинанда Лессепса . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Фердинанда де Лессепса в Открытой библиотеке
- Фердинанд де Лессепс (1887). Воспоминания сорока лет . Том 1 . Том 2 . Из интернет-архива .
- Андре Гилл (1867). «Фердинанд де Лессепс» , карикатура на Фердинанда де Лессепса.
- Семья Делессепс. Архивировано 23 ноября 2010 г. в Wayback Machine : Эта страница посвящена семье виконта де Лессепса.
- Архивная коллекция документов и материалов, связанных с Панамским каналом, заархивированная 27 июля 2011 г. в Wayback Machine, включает ряд ссылок на французский проект, включая фотографии де Лессепса и его дома в Панаме.
- Ассоциация соседей и торговцев площади Лессепс, Грасиа, Барселона, Каталония
- Работы Фердинанда де Лессепса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Вырезки из газет о Фердинанде Лессепсе в Пресс-архив ZBW XX веке .
- 1805 рождений
- 1894 смерти
- Люди из Версаля
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Семья де Лессепс
- Французские дипломаты XIX века
- Члены Американской академии искусств и наук
- Французские бизнесмены
- Члены Французской академии наук
- Члены Французской академии
- Люди революции 1848 года.
- Суэцкий канал
- Панамский канал
- Французские инженеры каналов
- Французские эмигранты в Египте
- Французские эмигранты в Италии
- Французские эмигранты в Португалии
- Французские эмигранты в Тунисе
- Французские эмигранты в Нидерландах
- Французские эмигранты в Испании
- Большой крест Почетного легиона
- Почетные кавалеры ордена Звезды Индии.
- Командоры Большого креста ордена Полярной звезды.