Операция Тарнегол
Операция Тарнегол | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Суэцкого кризиса | |||||||
Gloster Meteor NF ВВС Израиля. 13 | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Дэн Толковский | |||||||
Сила | |||||||
1 Глостер Метеор НФ. 13 | 1 Ильюшин Ил-14 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто | 1 Illyushin II-14 shot down, 18 dead |
Операция «Тарнегол» ( иврит : תרנגול , букв. «Петух») — операция ВВС Израиля, проведенная накануне Суэцкого кризиса 1956 года . Он стал свидетелем того, как израильский самолет Gloster Meteor NF.13 перехватил и уничтожил египетский Ил-14, на борту которого находились высокопоставленные члены египетского генерального штаба, следовавший из Сирии в Египет.
Фон
[ редактировать ]24 октября 1956 года, когда Израиль, Франция и Великобритания готовились к началу операций «Кадеш» и «Мушкетер» , Абдель Хаким Амер , министр обороны и главнокомандующий Египта, покинул Египет с визитом в Иорданию и Сирию. Рано утром в воскресенье, 28 октября, за день до начала операции, израильская разведка узнала, что Амер и весь египетский генеральный штаб вскоре должны вылететь из Дамаска в Каир на борту самолета Ил-14. Это дало возможность вывести из строя высшее командование Египта накануне операции, и израильским ВВС было поручено сбить самолет. [ 1 ] [ 2 ]
ВВС получили свои первые три Meteor NF.13, вариант британского самолета для ночного боя, незадолго до начала Суэцкого кризиса. Недавно сформированная 119-я эскадрилья , действовавшая в Рамат-Давиде и возглавляемая майором Йоашем Циддоном , была поэтому закрыта для предстоящей кампании, а Циддон был переведен в 117-ю эскадрилью в качестве обычного пилота «Метеора». Хотя ни Циддон, ни его штурман Эльяшив Брош с момента обучения не практиковали ночные перехваты, им было поручено взять единственный исправный самолет 119-го и перехватить «Ильюшин». [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Перехват
[ редактировать ]
Поздно вечером 28 октября, через полчаса после того, как «Ильюшин», как сообщается, покинул Дамаск, Циддон и Брош покинули Рамат-Давид на «Метеоре 52». Они взлетели с максимальным запасом топлива и внешними топливными баками, но вскоре обнаружили, что топливо не течет из внешние баки и сбросил оба. Направляясь на запад над Средиземным морем, Циддон находился в 200 километрах (120 миль) к югу от Кипра, когда радар самолета обнаружил цель на расстоянии 3 миль (4,8 км) на высоте 10 500 футов (3200 м). Циддон приблизился к самолету, замедлил ход и кружил над ним, считая окна и пытаясь проследить форму его хвоста в кромешной тьме ночи. Ясно определив, что это Ил-14, Циддон подъехал к самолету, чтобы заглянуть внутрь. Заметив людей в военной форме, он был уверен, что нашел правильную цель. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Когда самолет был точно идентифицирован, командующий ВВС Дэн Толковский поручил Циддону по радио сбить его. Однако при максимальной скорости около 414 километров в час (257 миль в час) «Ильюшин» летел едва быстрее скорости сваливания «Метеора» . Циддон проскользнул за «Ильюшиным» и открыл огонь, но его пушки были заряжены трассирующими снарядами, свечение которых временно лишило его возможности видеть цель. Одно из его орудий заклинило, и из-за того, что две пушки стреляли слева, а не только одна справа, медленно летящий самолет вошел в левостороннее вращение . [ 1 ] [ 3 ]
Циддон восстановил контроль над «Метеором» и снова приблизился к своей цели. Его первая очередь повредила левый двигатель самолета и, по-видимому, вызвала сбои в электроснабжении, поскольку огней не было видно, но «Ильюшин» все еще летел. Делая второй заход, он выпустил закрылки и прицелился в кончик правого крыла, попав в корпус, когда «Метеор» снова отклонился влево. «Ильюшин» превратился в огромный огненный шар, и оба самолета вошли в неконтролируемое вращение. Циддон восстановил контроль над «Метеором» на высоте 1000 футов (300 м) только для того, чтобы увидеть, как горящий «Ильюшин» распадается при ударе о воду. [ 1 ] [ 3 ]
Поднявшись на высоту 15 000 футов (4600 м), Циддон обнаружил, что у него опасно мало топлива. Направленный на ближайшую авиабазу ВВС, он приземлился в Хацоре двигатели , у него загорелись во время выруливания. [ 3 ] [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]На борту «Ильюшина» погибли шестнадцать египетских офицеров и журналистов, а также два члена экипажа. Однако вскоре разведка сообщила, что маршала Амера на злополучном полете не было. Он изменил свои планы и остался в Дамаске, вылетев из сирийской столицы на другом самолете. ВВС также рассматривали возможность перехвата и сбития второго самолета, но их отговорили опасения поставить под угрозу источники разведывательной информации. [ 1 ] [ 5 ]
Ил-14 был сбит, не сообщив об атаке. Вскоре Египет обратился к Великобритании с гуманитарной просьбой о помощи в поиске пропавшего самолета, и как британцы, так и египтяне начали поисковые операции, при этом самолеты в течение нескольких дней прочесывали Средиземное море в поисках самолета. Британцы передали Израилю просьбу о помощи, и к поискам присоединились ВМС Израиля , не проинформированные об операции. Поисковая флотилия была замечена ВВС США. Поскольку о миссии знали только участники и несколько высокопоставленных офицеров ВВС, флотилия считалась враждебной, и высшему командованию был отправлен запрос о вызове военно-морского флота для вступления в бой с кораблями, который был отклонен. . [ 1 ] [ 6 ]
Операция «Тарнегол» оставалась засекреченной в течение 32 лет и была обнародована только в январе 1989 года. [ 3 ] Это была первая воздушная победа 119-й эскадрильи и последняя победа Gloster Meteor, летавшего в составе ВВС США. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Йонай 1993 , стр. 161–163.
- ^ Коэн 1995 , стр. 106–108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Циддон-Чатто 1995 , стр. 221–229.
- ^ Jump up to: а б с д Нортон 2004 , с. 153.
- ^ Нордин и Николь 1996 , с. 158.
- ^ Бар-Он, Мордехай: Бесконечный конфликт: Военная история Израиля , стр. 104
Ссылки
[ редактировать ]- Коэн, Элиезер (1995). Лучшая защита Израиля . Издательство Random House Value. ISBN 978-0-517-13789-5 .
- Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом . Издательство Смитсоновского института. ISBN 978-1-56098-626-3 .
- Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани – история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . ISBN 1-85780-088-5 .
- Циддон-Чатто, Йоаш (1995). Днем, ночью, сквозь дымку и туман (на иврите). Книжная гильдия Маарив.
- Йонай, Эхуд (1993). Нет права на ошибку: создание ВВС Израиля . Книги Пантеона. ISBN 978-0-679-41563-3 .
- Конфликты 1956 года
- 1956 год в Израиле
- 1956 год в Египте.
- Суэцкий кризис
- Воздушные операции и бои с участием Израиля
- Инциденты сбития авиалайнера
- Авиационные происшествия и происшествия в 1956 году
- Глостер Метеор
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- События октября 1956 года в Азии
- События октября 1956 года в Африке