Jump to content

Операция Тарнегол

Операция Тарнегол
Часть Суэцкого кризиса

Gloster Meteor NF ВВС Израиля. 13
Дата 28 октября 1956 г.
Расположение
Результат Израильский успех
Воюющие стороны
 Израиль Египет Египет
Командиры и лидеры
Дэн Толковский
Сила
1 Глостер Метеор НФ. 13 1 Ильюшин Ил-14
Жертвы и потери
никто 1 Illyushin II-14 shot down, 18 dead

Операция «Тарнегол» ( иврит : תרנגול , букв. «Петух») — операция ВВС Израиля, проведенная накануне Суэцкого кризиса 1956 года . Он стал свидетелем того, как израильский самолет Gloster Meteor NF.13 перехватил и уничтожил египетский Ил-14, на борту которого находились высокопоставленные члены египетского генерального штаба, следовавший из Сирии в Египет.

24 октября 1956 года, когда Израиль, Франция и Великобритания готовились к началу операций «Кадеш» и «Мушкетер» , Абдель Хаким Амер , министр обороны и главнокомандующий Египта, покинул Египет с визитом в Иорданию и Сирию. Рано утром в воскресенье, 28 октября, за день до начала операции, израильская разведка узнала, что Амер и весь египетский генеральный штаб вскоре должны вылететь из Дамаска в Каир на борту самолета Ил-14. Это дало возможность вывести из строя высшее командование Египта накануне операции, и израильским ВВС было поручено сбить самолет. [ 1 ] [ 2 ]

ВВС получили свои первые три Meteor NF.13, вариант британского самолета для ночного боя, незадолго до начала Суэцкого кризиса. Недавно сформированная 119-я эскадрилья , действовавшая в Рамат-Давиде и возглавляемая майором Йоашем Циддоном , была поэтому закрыта для предстоящей кампании, а Циддон был переведен в 117-ю эскадрилью в качестве обычного пилота «Метеора». Хотя ни Циддон, ни его штурман Эльяшив Брош с момента обучения не практиковали ночные перехваты, им было поручено взять единственный исправный самолет 119-го и перехватить «Ильюшин». [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Перехват

[ редактировать ]
Чешский Ильюшин Ил-14

Поздно вечером 28 октября, через полчаса после того, как «Ильюшин», как сообщается, покинул Дамаск, Циддон и Брош покинули Рамат-Давид на «Метеоре 52». Они взлетели с максимальным запасом топлива и внешними топливными баками, но вскоре обнаружили, что топливо не течет из внешние баки и сбросил оба. Направляясь на запад над Средиземным морем, Циддон находился в 200 километрах (120 миль) к югу от Кипра, когда радар самолета обнаружил цель на расстоянии 3 миль (4,8 км) на высоте 10 500 футов (3200 м). Циддон приблизился к самолету, замедлил ход и кружил над ним, считая окна и пытаясь проследить форму его хвоста в кромешной тьме ночи. Ясно определив, что это Ил-14, Циддон подъехал к самолету, чтобы заглянуть внутрь. Заметив людей в военной форме, он был уверен, что нашел правильную цель. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Когда самолет был точно идентифицирован, командующий ВВС Дэн Толковский поручил Циддону по радио сбить его. Однако при максимальной скорости около 414 километров в час (257 миль в час) «Ильюшин» летел едва быстрее скорости сваливания «Метеора» . Циддон проскользнул за «Ильюшиным» и открыл огонь, но его пушки были заряжены трассирующими снарядами, свечение которых временно лишило его возможности видеть цель. Одно из его орудий заклинило, и из-за того, что две пушки стреляли слева, а не только одна справа, медленно летящий самолет вошел в левостороннее вращение . [ 1 ] [ 3 ]

Циддон восстановил контроль над «Метеором» и снова приблизился к своей цели. Его первая очередь повредила левый двигатель самолета и, по-видимому, вызвала сбои в электроснабжении, поскольку огней не было видно, но «Ильюшин» все еще летел. Делая второй заход, он выпустил закрылки и прицелился в кончик правого крыла, попав в корпус, когда «Метеор» снова отклонился влево. «Ильюшин» превратился в огромный огненный шар, и оба самолета вошли в неконтролируемое вращение. Циддон восстановил контроль над «Метеором» на высоте 1000 футов (300 м) только для того, чтобы увидеть, как горящий «Ильюшин» распадается при ударе о воду. [ 1 ] [ 3 ]

Поднявшись на высоту 15 000 футов (4600 м), Циддон обнаружил, что у него опасно мало топлива. Направленный на ближайшую авиабазу ВВС, он приземлился в Хацоре двигатели , у него загорелись во время выруливания. [ 3 ] [ 4 ]

Последствия

[ редактировать ]

На борту «Ильюшина» погибли шестнадцать египетских офицеров и журналистов, а также два члена экипажа. Однако вскоре разведка сообщила, что маршала Амера на злополучном полете не было. Он изменил свои планы и остался в Дамаске, вылетев из сирийской столицы на другом самолете. ВВС также рассматривали возможность перехвата и сбития второго самолета, но их отговорили опасения поставить под угрозу источники разведывательной информации. [ 1 ] [ 5 ]

Ил-14 был сбит, не сообщив об атаке. Вскоре Египет обратился к Великобритании с гуманитарной просьбой о помощи в поиске пропавшего самолета, и как британцы, так и египтяне начали поисковые операции, при этом самолеты в течение нескольких дней прочесывали Средиземное море в поисках самолета. Британцы передали Израилю просьбу о помощи, и к поискам присоединились ВМС Израиля , не проинформированные об операции. Поисковая флотилия была замечена ВВС США. Поскольку о миссии знали только участники и несколько высокопоставленных офицеров ВВС, флотилия считалась враждебной, и высшему командованию был отправлен запрос о вызове военно-морского флота для вступления в бой с кораблями, который был отклонен. . [ 1 ] [ 6 ]

Операция «Тарнегол» оставалась засекреченной в течение 32 лет и была обнародована только в январе 1989 года. [ 3 ] Это была первая воздушная победа 119-й эскадрильи и последняя победа Gloster Meteor, летавшего в составе ВВС США. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Йонай 1993 , стр. 161–163.
  2. ^ Коэн 1995 , стр. 106–108.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Циддон-Чатто 1995 , стр. 221–229.
  4. ^ Jump up to: а б с д Нортон 2004 , с. 153.
  5. ^ Нордин и Николь 1996 , с. 158.
  6. ^ Бар-Он, Мордехай: Бесконечный конфликт: Военная история Израиля , стр. 104
  • Коэн, Элиезер (1995). Лучшая защита Израиля . Издательство Random House Value. ISBN  978-0-517-13789-5 .
  • Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом . Издательство Смитсоновского института. ISBN  978-1-56098-626-3 .
  • Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани – история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . ISBN  1-85780-088-5 .
  • Циддон-Чатто, Йоаш (1995). Днем, ночью, сквозь дымку и туман (на иврите). Книжная гильдия Маарив.
  • Йонай, Эхуд (1993). Нет права на ошибку: создание ВВС Израиля . Книги Пантеона. ISBN  978-0-679-41563-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05f9e9c1d3027106ad7e1d2acc0f4d47__1722360780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/47/05f9e9c1d3027106ad7e1d2acc0f4d47.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Tarnegol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)