Архитектура Монголии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2016 г. ) |


Архитектура Монголии во многом основана на традиционных жилищах, таких как юрта ( монгольский : гэр , гер ) и палатка. В течение 16 и 17 веков ламаистские монастыри по всей стране строились как храмы , которые позже были расширены, чтобы вместить растущее число верующих. Монгольские архитекторы проектировали свои храмы с шестью и двенадцатью углами и пирамидальными крышами, приближающими круглую форму юрты. Дальнейшее расширение привело к квадратной форме конструкции храмов, с крышами в форме столбчатых шатров . [1] Решетчатые стены, опоры крыши и слои войлока со временем были заменены каменными, кирпичными балками и досками. [2]
Монгольский художник и историк искусства Н. Чултем выделил три стиля традиционной монгольской архитектуры (монгольский, тибетский и китайский) по отдельности или в сочетании. Бату-Цаган (1654 г.), спроектированный Занабазаром , был ранним квадратным храмом. Монастырь Дашойлин Хийд в Улан-Баторе является образцом юрточной архитектуры. Храм Лаврина XVIII века в монастыре Эрдэнэ Зуу построен в тибетской традиции. Храм Чойджин Ламы Сум (1904 г.), ныне музей, является примером храма, построенного в китайской традиции. Квадратичный храм Цогчин в монастыре Гандан в Улан-Баторе сочетает в себе монгольские и китайские традиции. Храм Майтрейи (снесен в 1938 году) был образцом тибето-монгольской архитектуры. [1] Монастырь Дашойлин Хийд начал проект по восстановлению этого храма и 24-метровой (0,024 км) скульптуры Майтрейи . Индийское влияние также можно увидеть в монгольской архитектуре, особенно в дизайне буддийских ступ .
Древний период [ править ]
Конфедерация хунну правила современной Монголией с третьего века до нашей эры до первого века нашей эры, живя в переносных круглых палатках на телегах и круглых юртах . Аристократия хунну жила в небольших дворцах, а их деревни были защищены огромными стенами. [3] С. И. Руденко упоминает также о капитальных бревенчатых постройках. [4] Археологические раскопки показывают, что у хунну были города; [5] их главным городом был Луут Хот (Город Дракона).
В регионе доминировали могущественные государства, созданные тюркскими племенами с шестого по девятый века. было несколько тюркских городов и поселков и в долинах рек Орхон , Туул и Селенга . [5] Главным городом Тюркского каганата был Балыклык. Уйгурский каганат , пришедший на смену тюркам, сосредоточился в городе Кара-Балгасун , основанном в начале восьмого века. Сохранилась часть крепостной стены высотой 12 метров (39 футов) со сторожевой башней. В городе существовал крупный ремесленный торговый район. [5] архитектура которого находилась под влиянием согдийских и китайских традиций. [1]
Археологические раскопки обнаружили следы городов периода Кидан X-XII веков. Самым значительным из раскопанных городов был Хатун-Хот, основанный в 944 году. Другим значительным городом Кидана был Барс-Хот в долине реки Херлен , занимавший площадь 290 гектаров (720 акров). Город был окружен глиняными стенами, толщина которых сейчас составляет 4 метра (13 футов) и высота от 1,5 до 2 метров (от 4 футов 11 дюймов до 6 футов 7 дюймов). [1]
- Строительные материалы из сюннуского города-крепости Терелджин Дорволджин (209 г. до н.э. - 93 г. н.э.)
- Строительные материалы периода Гоктюрк (555-745 гг.) из мемориального комплекса «Долина Орхона».
- Части гоктюркских дверей середины седьмого века из северо-центрального мемориального комплекса.
- X века Строительные материалы из киданьского города Чин Толгой (Чжэньчжоу) , провинция Булган.
- Ikh Aurug Ord (Great Aurag Palace), 12th-century Khamag Mongol capital
- Ikh Aurag Ord artifacts
- Артефакты из дворца Ван-хана XII века в Улан-Баторе
Юрты [ править ]




Юрта , традиционное жилище монгольских кочевников, представляет собой круглую конструкцию , поддерживаемую разборным деревянным каркасом и покрытую шерстяным войлоком . По -монгольски юрта называется гер ( гэр ).
В XII и XIII веках гер-тереги для правителей строились (юрты на повозках). Большие железные втулки для осей телеги были найдены при раскопках в Каракоруме . [6] Длина оси составляла более 6 метров (20 футов), а телегу тянули 22 быка. Такие гер-тереги упоминаются в « Сокровенной истории монголов» .
Средневековые юрточные лагеря обычно располагались в виде хурэ («круга») с юртой лидера в центре. Хурээ соседствами) в XIII и XIV были заменены аилами ( веках во время Монгольского ханства и окончания внутренних распрей. После распада ханства в 15 веке хурээ стало основной планировкой монастырей (изначально мобильных). Другой тип планировки монастыря, хиид (по тибетской схеме), использовался в 16 и 17 веках, когда в регионе вновь появился буддизм. По мере того как монастыри и лагеря хурээ превращались в города, в их названиях сохранялось слово хурээ (например, Ниислел Хурээ и Засагту Хаан-у Хурээ).
Первоначально крыши имели более крутые скаты с ободом вокруг центрального отверстия, позволяющим выходить дыму от центрального открытого огня. В XVIII и XIX веках закрытые печи с дымоходами ( зуух были введены ); это позволило создать более простую конструкцию с более низким силуэтом. Еще одна относительно недавняя разработка — дополнительный слой холста для защиты от дождя.
Организация и обстановка внутреннего пространства отражают семейные роли и духовные концепции. Каждое кардинальное направление имеет значение, и дверь всегда обращена на юг. Оленеводы используют положение солнца в кроне юрты как солнечные часы .
Юрты использовались в Центральной Азии на протяжении тысячелетий. В Монголии они повлияли на другие архитектурные формы, особенно на храмы. От 30 до 40 процентов населения живут в юртах, многие в пригородах города. [ нужна ссылка ]
Палатки [ править ]

Палатки сыграли роль в развитии монгольской архитектуры, и эти временные убежища часто использовались в пасторальных условиях. Шатры ставились для Наадама , пиров и других собраний.
Джодгор – небольшая палатка, вмещающая одного или двух человек. Майхан — большая палатка для группы. Цацар – тканевый плафон на вертикальных опорах, заменяющий стену. Цачир — это большая прямоугольная палатка с вертикальными тканевыми стенками, а асар — общее название цацара и цачира .
Джованни да Пиан дель Карпине В книге «Ystoria Mongalorum» ( «История монголов ») сообщается, что во время церемонии интронизации Гуюк-хана был установлен шатер вместимостью 2000 человек в 1246 году на реке Тамир . Шатер поддерживали колонны, украшенные золотыми листьями, а внутренняя сторона стен была покрыта балдахином . [7] Более поздние конструкции многих храмов основывались на цачире .
Имперский период [ править ]

Остатки Монгольской империи столицы Каракорума впервые были заново открыты и изучены С. В. Киселевым. Каракорум, расположенный в долине реки Орхон , был основан Чингисханом в 1220 году как военный центр; за 15 лет он также стал административным и культурным центром империи.
Дворец Тюмен Амугуланг (дворец Великого хана) находился в центре города. Основываясь на записях Вильгельма Рубрука , большинство ученых полагают, что перед дворцом стоял серебряный фонтан в форме дерева; однако, по мнению других, фонтан находился внутри дворца. По словам Рубрука, у подножия Серебряного Древа стояли четыре серебряных льва, кисломолочная кобыла ( айраг изо рта которых текла , любимый напиток монголов). Четыре золотые змеи обвили дерево.

Вино потекло из пасти одной змеи, айраг из второй змеи, мед из третьей и рисовое вино из четвертой. На вершине дерева ангел протрубил в рожок. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра. Он был спроектирован пленным скульптором Вильгельмом Парижским . [8] Хан сидел на троне в северной части двора перед дворцом. Раскопки частично подтвердили описание, а обогревались здания дымовыми трубами, установленными под полами. Ханский дворец был построен на платформе площадью 0,2475 га (0,612 акра).
Сын Чингисхана, Угедей , приказал своим братьям, сыновьям и другим князьям построить дворцы в Каракоруме. В городе были буддийские храмы, христианские церкви и мусульманские мечети . У каждых ворот четырехстороннего, обнесенного стеной города стояли скульптуры черепах. Стелы на спинах черепах были увенчаны маяками для путешественников по степи. Строительством Каракорума руководил Отчигин, младший брат Чингисхана.

Другие города и дворцы существовали по всей Монголии в 13 и 14 веках. Наиболее изучены руины дворца Ауруг близ Керулена, городов Хирхира и Кондуй в Забайкалье. Последние два указывают на то, что города развивались не только вокруг ханских дворцов, но и вокруг домов другой знати; Хирхира развивалась вокруг резиденции Джучи-Хасара. Монгольская знать, недовольная временными резиденциями, начала строить роскошные дворцы. Дворец в Хирхире находился внутри цитадели . Дворец в Кондуи построен на платформе, окруженной двухъярусными террасами, павильонами и бассейнами. Археологические раскопки выявили следы горения; все три города пали в конце 14 века, [9] когда китайская армия совершила набег на регион и разграбила города. Каракорум, разрушенный в 1380 году, так и не восстановил прежнюю славу. Войны, которые вёл Китай, продолжались с 1372 по 1422 год, остановив культурный прогресс Монголии в имперский период. Этот регион переживал темные времена до второй половины 16 века, когда началось возрождение.
Ренессанс [ править ]

После двух столетий культурного упадка во второй половине 16 века в Монголии началось возрождение. Это был период относительного мира, свободного от иностранной агрессии, и Гелуг была введена школа буддизма . Алтан-хан Туметский основал город Хух-Хото в 1575 году как политический и культурный центр. Среди первых буддийских монастырей в Монголии в этот период был храм Тегчен Чончор Линг в Хох Нууре , построенный Алтан-ханом в ознаменование его встречи в 1577 году с третьим Далай-ламой Сонам Гьяцо . [10] [11] В этот период в Хух-Хото было построено множество храмов, в том числе Дачжао и храмы Силитучжао .

В Халхе хан Абатай в 1585 году основал монастырь Эрдэнэ-Зуу недалеко от городища Каракорума. [12] Хотя эти первые храмы были спроектированы в китайском стиле, монгольская архитектура разработала уникальный стиль с тибетским и индийским влиянием.
Монгольский стиль начался с мобильных храмов. По мере того как люди стали вести более оседлый образ жизни, храмы превратились в многоугольные и квадратные конструкции. Крыша, поддерживаемая колоннами и стенами, служила также потолком. [13]

Занабазар , первый Богд-гэгэн халха-монголов , спроектировал множество храмов и монастырей в традиционном монгольском стиле и руководил их строительством. Он объединил восточную архитектуру с дизайном монгольских юрт и шатров. Храм Бату-Цаган Цогчин Занабазара в Улан-Баторе был прообразом монгольского архитектурного стиля. Большая конструкция в форме шатра, четыре центральные колонны которой поддерживают крышу. В среднем ряду 12 столбцов; те, что во внешнем ряду, немного выше, а общее количество колонн составляет 108. Храм, спроектированный для расширения, изначально имел размеры 42 на 42 метра (138 футов × 138 футов), а позже расширился до 51 на 51 метр (167 футов × 138 футов). 167 футов). [13]
Индийский стиль был наиболее заметен в дизайне ступ. Среди самых известных ступ – Их Тамир, Алтан Субурган Эрдэнэ Зуу, Джиран Хашир Ганданга и мавзолеи Абатай-хана и Тюшиту-хана Гомбодорджи. В этот период были построены монастыри Кхогно Тарни (1600 г.), Зая-ин Хюре (1616 г.), Барун Хюре (1647 г.) и Зая-ин Хиид (1654 г.).
Постренессанс [ править ]
Строительство храмов в традициях Возрождения продолжалось в XVIII, XIX и начале XX веков. Ишбалджир (1709–1788) сравнил пропорции здания с пропорциями человеческого тела в «Изысканных цветочных бусах» , а Агваанхайдав (1779–1838) описал процесс строительства храма Майтрейи. Агваансрен (1785–1849) написал «Аахар шаахар» ( «Строительство и ремонт храмов »). [13] Переводы Кангюра использовались и монгольскими архитекторами.
Зююн Хурээ (1711 г.), Амарбаясгалант В этот период были построены монастыри (1727 г.) и Манджушри Хийд (1733 г.). Передвижной монастырь Ихэ Хурээ, основанный для Занабазара, обосновался на своем нынешнем месте в Улан-Баторе в 1779 году. Строительство стены вокруг монастыря Эрдэнэ Юу со 108 ступами началось в 1734 году.
Храм бодхисаттвы Авалокитешвары был построен с 1911 по 1913 год как символ нового независимого ханства Богдо в Монголии. Статуя бодхисаттвы, которая, как полагают, открывает разумным существам глаза мудрости, символизирует шаг монгольского народа в современную цивилизацию.
В начале 20 века по всей стране насчитывалось около 800 монастырей.Исследована экспериментальная практика сочетания традиционной азиатской архитектуры с русской архитектурой. Богдо -хан построил свой зимний дворец как русскую хоромию . Еще одним примером сочетания азиатского и русского стилей является резиденция Ханддорджи Вана, лидера монгольской революции 1911 года . Корпус здания выполнен в стиле русского дома, а верх выполнен в азиатском стиле. Одним из первых зданий в европейском стиле в Монголии является 2-этажное здание музея изобразительных искусств имени Занабазара , построенное как торговый центр в 1905 году.
- Роспись монастыря Саин-Нойон-хана XIX века в различных стилях традиционной архитектуры.
- Храм в монастыре Амарбаясгалант
- Деталь росписи Урги (Улан-Батор) XIX века.
- Храм Авалокитешвары
- Храм Цогчин Дуган (1838 г.) и монастырь Гандан в Улан-Баторе
- Зимний дом Богдо-хана
- Статуя Авалокитешвары (монгольский: Мигджид Джанрайсиг) в монастыре Гандантегчинлен в Улан-Баторе
Революционная архитектура [ править ]
Октябрьская революция тысячи лам разрушила большую часть традиционной культуры: было разрушено более 800 монастырей и изгнаны . Конструктивистская архитектура , процветавшая в Советском Союзе, прижилась и в Монголии. Здание Комитета радио и почтовой связи с башней-пирамидой являлось образцом конструктивизма. Другими примерами были офисы «Монголтранс», МВД и «Военный клуб». [14]
Классицизм и массовое производство [ править ]
Центр города Улан-Батор был спроектирован советскими архитекторами, которые развивали классицизм как сталинскую архитектуру . Министерство иностранных дел, Государственный университет, Дом правительства, Оперный театр и Государственная библиотека являются образцами европейского классицизма.
Монгольские архитекторы работали над творческим сочетанием неоклассицизма с традиционной монгольской архитектурой. Развитие центра Улан-Батора продолжилось по инициативе Б. Чимеда, спроектировавшего Национальный театр, Музей естественной истории и гостиницу Улан-Батор. Театр имеет квадратную плоскость и двухъярусную шатёрную крышу монгольской архитектуры; Это и другие его здания — использование Чимедом местных традиций в современной архитектуре. Этому направлению последовали и другие архитекторы; Урт Цагаан (Туристическая прогулка) и Министерство здравоохранения Б. Дамбийньяма, Астрономическая обсерватория, корпус № 2 Государственного университета и корпус метеорологии А. Хишигта отличаются от европейской архитектуры. [14]

Монгольская архитектура была продиктована экономикой и массовым производством в эпоху Никиты Хрущева и Леонида Брежнева в Советском Союзе. Начало 1960-х годов характеризовалось увеличением советских и китайских инвестиций из-за их борьбы за влияние Монголии, и эта конкуренция привела к ускорению развития. Старые районы к югу от Мидл-Ривер (Дундгол) и Моста Мира были построены китайскими рабочими.
Архитектура 1960-х и 1970-х годов включала однообразные четырех-, пяти- и девятиэтажные жилые дома простых прямоугольных форм, что было продиктовано необходимостью дешевого и быстрого строительства. Враждебность между Советским Союзом и Китаем вынудила Монголию принять чью-либо сторону, и страна вступила в союз с первым (что привело к увеличению советских инвестиций). Жилые кварталы были построены вокруг Улан-Батора, в том числе к югу от реки Дундгол, часто советскими солдатами. были построены новые города ( Дархан , Эрдэнэт и Багануур В этот период ).
За визитом Брежнева в 1974 году последовало строительство современного жилья в районе Баянгол Улан-Батора . Жилой комплекс состоит из девятиэтажных жилых домов и пяти V-образных 12-этажных домов на улице Аюша, аналогичной проспекту Калинина в центре Москвы . Эта улица является самым оживленным торговым центром города.
Монотонность городской архитектуры подвергалась критике на четырех последовательных съездах Монгольской ассоциации архитекторов, начиная с 1972 года, но существенных улучшений добиться не удалось. [14] В начале 1980-х годов появились новые общественные здания, такие как музей Ленина и кинотеатр «Ялалт» (ныне Тенгис). Этнографический музей, расположенный в центре парка развлечений Улан-Батора, был спроектирован как монгольский замок, окруженный стенами, на острове в искусственном озере. Зимний дом международного детского лагеря «Найрамдал» спроектирован как океанский лайнер, путешествующий по морю гор. [ нужна ссылка ] Одним из крупнейших памятников социалистического периода является Дворец культуры. Хотя в нем присутствуют элементы монгольской архитектуры, его базовый дизайн также можно найти в столицах многих бывших социалистических стран.
На фоне идеи замены юрт жилыми домами юрточные кварталы рассматривались как временное, преходящее жилье. При социализме государство практически не предпринимало никаких усилий (за исключением бань) для развития юрточных районов, которые стали монгольскими трущобами .
Современный период [ править ]
Перестройка и переход к демократии вызвали интерес к традиционной истории и культуре, а также свободомыслие в искусстве и архитектуре. Почти все население Монголии пожертвовало средства на ремонт храма Ченрезиг в монастыре Гандан Тегчинлинг и переотливку статуи Бодхисаттвы Авалокитешвары . [ нужна ссылка ] Группа художников и архитекторов во главе с актером Болдом, энтузиастом традиционной архитектуры, разработала проект превращения Улан-Батора в азиатский город. Они начали строить традиционные ворота и навесы. [ нужны разъяснения ] на улице Революционеров и других улицах и в парке развлечений. Хотя проект завершился в начале российского финансового кризиса 1998 года Монголии , буддийская сангха продолжала восстанавливать и основывать монастыри.
Современная архитектура вернулась, когда экономика начала восстанавливаться после финансового кризиса. Завершение строительства высокого стеклянного здания банка Ардиин (сейчас в нем находится банк Улан-Батора) и стеклянного гостиничного комплекса Чингисхан во второй половине 1990-х годов ознаменовало начало новой эры в монгольской архитектуре.
Башня Бодхи, построенная в 2004 году, состоит из двух зданий. Здание, выходящее на площадь Сухэ-Батора, представляет собой четырехэтажное классическое здание, гармонирующее с окружающей архитектурой 1950-х годов. Второе здание, высотная башня, выходит на глухую улицу; По аналогичному принципу был построен Дворец культуры предыдущего периода. Еще одно современное здание — башня Нарантуул в Улан-Баторе. Отель «Монголия» города , расположенный в районе Баянзурх , имеет в центре фонтан из серебряного дерева, напоминающий Каракорум .
Премьер-министр Цахиагийн Элбэгдорж назначил группу профессионалов для разработки проекта нового города в Каракоруме. По словам премьер-министра, новый город станет столицей Монголии. После его отставки и назначения Миегомбына Энхболда премьер-министром от проекта отказались.
- Комплекс Башни Бодхи (на заднем плане) гармонично сочетается с Монгольской фондовой биржей (слева).
- Дворец культуры
- Задняя часть отеля Чингисхан в Улан-Баторе
См. также [ править ]
- Список исторических городов и поселков Монголии
- Ханбалык
- Gandantegchinlen Khiid Monastery
- Монастырь Манджушри
- Национальный академический театр оперы и балета Монголии
- Храм Пяти Пагод
- Вокруг Улы
- Орхонская долина
- Замок с искусственным озером
- Монгольский замок
- Угсармал баир
- Международный Коммерческий Центр
- Железнодорожный вокзал Улан-Батора
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Chultem, N. (1984). Искусство Монголии . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Культурное наследие Монголии» . Университет Индианы . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 7 июля 2007 г.
- ^ «Хунну» . Ульрих Теобальд. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 22 августа 2007 г.
- ^ Rudenko, S. I. (1962). Культура хуннов и ноин-улинские курганы . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Maidar, D. (1971). Архитектура и градостоительство Монголии . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Kiselev S. V. and Merpert N. Y (1965). Железные и чугунные изделия из Кара-Корума . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Архитектура Монголии» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 г. Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Хуан Гонсалес де Мендоса (2 декабря 2021 г.). История Великого и Могучего Китайского Королевства и его положение, Том 1 (из 2) . Литры. п. 11. ISBN 978-5-04-088667-8 . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Kiselev, S. V. (1965). "Город на реке Хир-Хира" and "Дворец в Кондуе"--в сборнике Древнемонгольские города . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Розарий Белых Лотосов .
- ^ «Занабазар» . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 15 октября 2007 г.
- ^ «Занабазар» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 15 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оюнбилег, З. (1990). Развитие искусства и строительства в Монголии. Журнал «Изобразительное искусство и архитектура» 1990-1 . Улан-Батор.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Одон, С. (1990), «Причины отнесения среды обитания человека к архитектуре», Fine Arts and Architecture 1990-2 , Улан-Батор.
Внешние ссылки [ править ]
