Jump to content

Третий Далай-лама

Третий Далай-лама Сонам ​​Гьяцо
Заголовок Третий Далай-лама
Персональный
Рожденный 1543
Умер 1588 г. (44–45 лет)
Религия буддизм
Старшая должность
Период пребывания в должности 1578–1588
Предшественник Гендун Гьяцо
Преемник Йонтен Гьяцо
Китайское имя
китайский Сонам ​​Гьяцо
Транскрипции
тибетское имя
тибетский Сонам ​​Гьяцо
Транскрипции
Wyliebsod nams rgya mtsho
Tibetan PinyinSoinam Gyaco

Третий Далай-лама Сонам ​​Гьяцо ( тибетский : བསོད་ ནམས་ རྒྱ་མཚོ་ , Уайли : bsod nams rgya mtsho , ZYPY : Соинам Гьяко ); (1543–1588) был первым представителем линии тулку, официально получившим титул Далай -ламы . В 1578 году Алтан-хану был присвоен духовный титул Далай-ламы в честь глубокого учения Сонама Гьяцо, переданного в Монголии, которая вскоре стала тибетско-буддийской страной. Он основал монастыри Кумбум , монастыри Литанг и монастыри Намгьял . Духовный титул был ретроспективно присвоен двум его предшественникам по линии тулку, 1-му Далай-ламе и 2-му Далай-ламе .

Сонам ​​Гьяцо родился недалеко от Лхасы в 1543 году и был признан реинкарнацией Гендуна Гьяцо. [1] и впоследствии возведен на трон в монастыре Дрепунг Панченом Сонамом Драгпой , который стал его наставником. Панчен Сонам ​​Драгпа был 15-м Ганден Трипой , и его тексты до сих пор служат основной учебной программой для многих монастырей гелуг . Третий Далай-лама учился в монастыре Дрепунг и стал его настоятелем. Его репутация быстро распространилась, и монахи монастыря Сера также признали его своим настоятелем. [2]

По словам Сумпы Кхенпо, великого ученого школы гелуг , он также изучал школы Ньингма . тантрические доктрины [3]

Когда в 1564 году умер один из региональных царей Тибета, которого поддерживала школа Кагью , Сонам ​​Гьяцо председательствовал на его похоронах. Его политическая власть и власть школы Гелуг возросли в Тибете к 1570-м годам. [2]

Происхождение титула «Далай-лама»

[ редактировать ]

Титул «Далай-лама» был впервые пожалован Алтан-ханом Сонам ​​Гьяцо в 1578 году, когда Алтан-хан был китайским принцем Шуньи во времена династии Мин (Ван, 顺义王) в Китае. Духовный титул «Далай-лама» произошел от монгольского Далай-инь кан (или Далайин-хан). [4]

Со времен Чингисхана только людям его царского рода разрешалось править Монголией. [ нужна ссылка ] Это расстраивало многих потенциальных правителей, которые не принадлежали к этой линии. [5] Алтан-хан был самым разрушительным из этих узурпаторов. [ нужна ссылка ] Он понял, что благодаря буддийской вере он может получить легитимность, заявив, что является реинкарнацией Хубилай-хана . [5]

Алтан-хан выбрал орден тибетского буддизма гелуг (основанный Цонкапой , 1357–1419). В 1577 году он пригласил лидера этого ордена Сонама Гьяцо приехать в Монголию и обучать свой народ. В какой-то момент Сонам ​​Гьяцо провозгласил Алтан-хана реинкарнацией Хубилай-хана.

В ответ на учение Сонама Гьяцо Алтан Хан присвоил Сонаму Гьяцо титул Далай-ламы. [5] Алтан Хан посмертно присвоил этот титул двум своим предшественникам. [5] сделав Сонама Гьяцо Третьим Далай-ламой.

Алтан-хан и обращение Монголии

[ редактировать ]

Сонам ​​Гьяцо, монах школы гелуг («Желтая шляпа») тибетского буддизма, находился в состоянии найти иностранного покровителя для школы гелуг. Он установил отношения чо-ён или жреца и покровителя с Алтан-ханом , правителем многочисленных монгольских племен. [5] и принц Минского Китая. В то время монголы не были объединены единой религией. Вместо этого их практика состояла из суеверий, местных религиозных представлений и шаманизма. [6] Однако Сонам ​​Гьяцо был против шаманизма и его идолов. [7]

Алтан-хан впервые пригласил Сонама Гьяцо в Тюмед в 1569 году, но, видимо, Далай-лама отказался ехать и прислал ученика, который доложил Далай-ламе о прекрасной возможности распространения буддийского учения по всей Монголии . [8] [ нужна проверка ] В 1573 году Алтан-хан взял в плен нескольких тибетских буддийских монахов. [9] [ соответствующий? ]

Алтан-хан снова пригласил Сонам ​​Гьяцо в Монголию и принял тибетский буддизм . После некоторых колебаний, когда последователи умоляли его не уходить, группа Сонама Гьяцо двинулась в путь и была встречена в Ахрик-Карпатанге в Монголии, где для их приема был разбит специально подготовленный лагерь. Ему были принесены в дар тысячи животных и отправлено пятьсот всадников, чтобы сопроводить его ко двору Алтан-хана. Когда они прибыли туда, их приветствовали более десяти тысяч человек, в том числе Алтан-хан, одетый в белое одеяние, символизирующее его преданность Дхарме . [10]

Некоторые источники сообщают, что первая встреча Сонам ​​Гьяцо и Алтана Кхана состоялась в Амдо. [11] возле озера Коконор , [12] который был густо населен монгольскими народами.

В то время как Алтан-хан даровал титул Далай Сонаму Гьяцо, последний дал титул Брахмы , царя религии, Алтан-хану. [13]

Алтан-хан приказал построить Тегчен Чонхор , первый монастырь в Монголии, и была начата масштабная программа перевода тибетских текстов на монгольский язык. В течение 50 лет большинство монголов стали буддистами, причем десятки тысяч монахов были членами школы Гелуг, верными Далай-ламе. [14]

Послание Сонама Гьяцо заключалось в том, что пришло время Монголии принять буддизм, что с этого времени больше не должно быть никаких жертвоприношений животных, изображения старых богов должны быть уничтожены, не должно быть никакого лишения жизни ни животных, ни людей. Необходимо отказаться от военных действий и отменить принесение в жертву женщин на погребальных кострах их мужей. [15] Он также добился указа об отмене монгольского обычая кровавых жертвоприношений. [16] «Эти и многие другие подобные законы были изложены Гьялвой Сонамом Гьяцо и установлены Алтан-ханом». [17]

Третий Далай-лама публично объявил, что он является реинкарнацией Дрогона Чогьяла Пхагпы , а Алтан-хан — реинкарнацией Хубилай-хана, и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддизма. [18]

Союз с монголами позже сыграл важную роль в создании школы Гелуг как духовного и политического лидера Тибета во время правления Великого Пятого Далай-ламы .

Алтан-хан умер в 1582 году, всего через четыре года после встречи с 3-м Далай-ламой. [18] Согласно легенде, Абтай Сайн Хан получил реликвию Будды от 3-го Далай-ламы, чтобы помочь в распространении буддизма. [19]

Алтан-хану наследовал его сын Сенгге Дюренг , который продолжал усердно поддерживать буддизм, а два года спустя Третий Далай-лама совершил еще один визит в Монголию. По пути он основал монастырь Кумбум на месте рождения великого учителя и реформатора Чже Цонкапы . [ нужна ссылка ]

Гьялва Сонам ​​Гьяцо также основал монастырь Литанг в Восточном Тибете, а также небольшой монастырь Пхенде Лекше Линг либо в 1564, либо в 1565 году, который стал известен как монастырь Намгьял в 1571 году. [20] личный монастырь всех последующих Далай-лам. [21] К 1585 году он вернулся в Монголию и обратил в свою веру еще больше монгольских князей и их племен.

Далай-ламу снова пригласили посетить императора Мин, и на этот раз он согласился, но заболел и умер в 1588 году в возрасте 45 лет. [20] ) в Монголии по возвращении в Тибет. [22] [23]

Правнук Алтан-хана, Йонтен Гьяцо , был идентифицирован как 4-й Далай-лама .

« Другим отдайте победу и добычу; проигрыш и поражение возьмите на себя » — Сонам ​​Гьяцо. [24]

  1. ^ «tbrc.org: dge 'dun rgya mtsho» . Архивировано из оригинала 6 июля 2009 г. Проверено 4 ноября 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 139. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1
  3. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , стр. 171–172. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN   0-8047-0901-7 (бумажный).
  4. ^ Швигер 2014 , с. 33: «Хотя монгольское слово далай эквивалентно тибетскому слову gyats+o, означающему «океан», и, следовательно, может показаться, что оно относится к этому компоненту в именах Далай-лам (за исключением первого), оно было построено по аналогии со старым монгольским титулом dalai-yin-qan, «Океан Кан».
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Алекс Маккей, изд. (2003). История Тибета . Лондон: RoutledgeCurzon. стр. 18–19. ISBN  0-7007-1508-8 . OCLC   50494840 .
  6. ^ «Буддизм Махаяны: Монгольский буддизм» . www.buddhanet.net . Проверено 25 марта 2024 г.
  7. ^ Андрей Знаменский (2003). Шаманизм: критические концепции социологии . Психология Пресс. стр. 246–. ISBN  978-0-415-31192-2 .
  8. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 218. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN   0-671-20099-2 (hbk); ISBN   0-671-20559-5 (пбк).
  9. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 81. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN   0-8047-0901-7 (бумажный).
  10. ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 143–145. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   1-57416-092-3 .
  11. ^ Гольдштейн, Мервин К. Снежный лев и Дракон: Китай, Тибет и Далай-лама , с. 8. (1997). Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-21254-1 .
  12. ^ Капштейн, Мэтью К. Тибетцы , с. 133. (2006). Издательство Блэквелл. ISBN   978-0-631-22574-4 .
  13. ^ Далай-ламы Тибета , с. 86. Тубтен Самфель и Тендар. Роли и Янссен, Нью-Дели. (2004). ISBN   81-7436-085-9 .
  14. ^ Лэрд (2006), с. 144.
  15. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 219. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN   0-671-20099-2 (hbk); ISBN   0-671-20559-5 (пбк).
  16. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN   0-8047-0901-7 (бумажный).
  17. ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации, с. 146. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   1-57416-092-3 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Лэрд (2006), с. 146.
  19. ^ «Реликвия Будды была представлена ​​публике» . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г. Проверено 20 октября 2013 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Брайант, Барри (2003) [1992]. Колесо времени Песчаная мандала: Наглядное писание тибетского буддизма (2-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. стр. 95, 96. ISBN.  1559391871 .
  21. ^ см. примечание № 1.
  22. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 220. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN   0-671-20099-2 (hbk); ISBN   0-671-20559-5 (пбк).
  23. ^ Лэрд (2006), с. 146-147.
  24. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Перепечатка: Touchstone Books. Нью-Йорк. ISBN   0-671-20559-5 , с. 321.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 129–163. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   1-57416-092-3 .
[ редактировать ]
Буддийские титулы
Предшественник Далай-лама
1578–1588
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5154263e0cb2712551953bb6db39386__1722690420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/86/d5154263e0cb2712551953bb6db39386.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
3rd Dalai Lama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)