Третий Далай-лама
Третий Далай-лама Сонам Гьяцо | |||
---|---|---|---|
Заголовок | Третий Далай-лама | ||
Персональный | |||
Рожденный | 1543 | ||
Умер | 1588 г. (44–45 лет) | ||
Религия | буддизм | ||
Старшая должность | |||
Период пребывания в должности | 1578–1588 | ||
Предшественник | Гендун Гьяцо | ||
Преемник | Йонтен Гьяцо | ||
Китайское имя | |||
китайский | Сонам Гьяцо | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Сонам Гьяцо | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Третий Далай-лама Сонам Гьяцо ( тибетский : བསོད་ ནམས་ རྒྱ་མཚོ་ , Уайли : bsod nams rgya mtsho , ZYPY : Соинам Гьяко ); (1543–1588) был первым представителем линии тулку, официально получившим титул Далай -ламы . В 1578 году Алтан-хану был присвоен духовный титул Далай-ламы в честь глубокого учения Сонама Гьяцо, переданного в Монголии, которая вскоре стала тибетско-буддийской страной. Он основал монастыри Кумбум , монастыри Литанг и монастыри Намгьял . Духовный титул был ретроспективно присвоен двум его предшественникам по линии тулку, 1-му Далай-ламе и 2-му Далай-ламе .
Сонам Гьяцо родился недалеко от Лхасы в 1543 году и был признан реинкарнацией Гендуна Гьяцо. [1] и впоследствии возведен на трон в монастыре Дрепунг Панченом Сонамом Драгпой , который стал его наставником. Панчен Сонам Драгпа был 15-м Ганден Трипой , и его тексты до сих пор служат основной учебной программой для многих монастырей гелуг . Третий Далай-лама учился в монастыре Дрепунг и стал его настоятелем. Его репутация быстро распространилась, и монахи монастыря Сера также признали его своим настоятелем. [2]
По словам Сумпы Кхенпо, великого ученого школы гелуг , он также изучал школы Ньингма . тантрические доктрины [3]
Когда в 1564 году умер один из региональных царей Тибета, которого поддерживала школа Кагью , Сонам Гьяцо председательствовал на его похоронах. Его политическая власть и власть школы Гелуг возросли в Тибете к 1570-м годам. [2]
Происхождение титула «Далай-лама»
[ редактировать ]Титул «Далай-лама» был впервые пожалован Алтан-ханом Сонам Гьяцо в 1578 году, когда Алтан-хан был китайским принцем Шуньи во времена династии Мин (Ван, 顺义王) в Китае. Духовный титул «Далай-лама» произошел от монгольского Далай-инь кан (или Далайин-хан). [4]
Со времен Чингисхана только людям его царского рода разрешалось править Монголией. [ нужна ссылка ] Это расстраивало многих потенциальных правителей, которые не принадлежали к этой линии. [5] Алтан-хан был самым разрушительным из этих узурпаторов. [ нужна ссылка ] Он понял, что благодаря буддийской вере он может получить легитимность, заявив, что является реинкарнацией Хубилай-хана . [5]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2024 г. ) |
Алтан-хан выбрал орден тибетского буддизма гелуг (основанный Цонкапой , 1357–1419). В 1577 году он пригласил лидера этого ордена Сонама Гьяцо приехать в Монголию и обучать свой народ. В какой-то момент Сонам Гьяцо провозгласил Алтан-хана реинкарнацией Хубилай-хана.
В ответ на учение Сонама Гьяцо Алтан Хан присвоил Сонаму Гьяцо титул Далай-ламы. [5] Алтан Хан посмертно присвоил этот титул двум своим предшественникам. [5] сделав Сонама Гьяцо Третьим Далай-ламой.
Алтан-хан и обращение Монголии
[ редактировать ]Сонам Гьяцо, монах школы гелуг («Желтая шляпа») тибетского буддизма, находился в состоянии найти иностранного покровителя для школы гелуг. Он установил отношения чо-ён или жреца и покровителя с Алтан-ханом , правителем многочисленных монгольских племен. [5] и принц Минского Китая. В то время монголы не были объединены единой религией. Вместо этого их практика состояла из суеверий, местных религиозных представлений и шаманизма. [6] Однако Сонам Гьяцо был против шаманизма и его идолов. [7]
Алтан-хан впервые пригласил Сонама Гьяцо в Тюмед в 1569 году, но, видимо, Далай-лама отказался ехать и прислал ученика, который доложил Далай-ламе о прекрасной возможности распространения буддийского учения по всей Монголии . [8] [ нужна проверка ] В 1573 году Алтан-хан взял в плен нескольких тибетских буддийских монахов. [9] [ соответствующий? ]
Алтан-хан снова пригласил Сонам Гьяцо в Монголию и принял тибетский буддизм . После некоторых колебаний, когда последователи умоляли его не уходить, группа Сонама Гьяцо двинулась в путь и была встречена в Ахрик-Карпатанге в Монголии, где для их приема был разбит специально подготовленный лагерь. Ему были принесены в дар тысячи животных и отправлено пятьсот всадников, чтобы сопроводить его ко двору Алтан-хана. Когда они прибыли туда, их приветствовали более десяти тысяч человек, в том числе Алтан-хан, одетый в белое одеяние, символизирующее его преданность Дхарме . [10]
Некоторые источники сообщают, что первая встреча Сонам Гьяцо и Алтана Кхана состоялась в Амдо. [11] возле озера Коконор , [12] который был густо населен монгольскими народами.
В то время как Алтан-хан даровал титул Далай Сонаму Гьяцо, последний дал титул Брахмы , царя религии, Алтан-хану. [13]
Алтан-хан приказал построить Тегчен Чонхор , первый монастырь в Монголии, и была начата масштабная программа перевода тибетских текстов на монгольский язык. В течение 50 лет большинство монголов стали буддистами, причем десятки тысяч монахов были членами школы Гелуг, верными Далай-ламе. [14]
Послание Сонама Гьяцо заключалось в том, что пришло время Монголии принять буддизм, что с этого времени больше не должно быть никаких жертвоприношений животных, изображения старых богов должны быть уничтожены, не должно быть никакого лишения жизни ни животных, ни людей. Необходимо отказаться от военных действий и отменить принесение в жертву женщин на погребальных кострах их мужей. [15] Он также добился указа об отмене монгольского обычая кровавых жертвоприношений. [16] «Эти и многие другие подобные законы были изложены Гьялвой Сонамом Гьяцо и установлены Алтан-ханом». [17]
Третий Далай-лама публично объявил, что он является реинкарнацией Дрогона Чогьяла Пхагпы , а Алтан-хан — реинкарнацией Хубилай-хана, и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддизма. [18]
Союз с монголами позже сыграл важную роль в создании школы Гелуг как духовного и политического лидера Тибета во время правления Великого Пятого Далай-ламы .
Алтан-хан умер в 1582 году, всего через четыре года после встречи с 3-м Далай-ламой. [18] Согласно легенде, Абтай Сайн Хан получил реликвию Будды от 3-го Далай-ламы, чтобы помочь в распространении буддизма. [19]
Алтан-хану наследовал его сын Сенгге Дюренг , который продолжал усердно поддерживать буддизм, а два года спустя Третий Далай-лама совершил еще один визит в Монголию. По пути он основал монастырь Кумбум на месте рождения великого учителя и реформатора Чже Цонкапы . [ нужна ссылка ]
Гьялва Сонам Гьяцо также основал монастырь Литанг в Восточном Тибете, а также небольшой монастырь Пхенде Лекше Линг либо в 1564, либо в 1565 году, который стал известен как монастырь Намгьял в 1571 году. [20] личный монастырь всех последующих Далай-лам. [21] К 1585 году он вернулся в Монголию и обратил в свою веру еще больше монгольских князей и их племен.
Далай-ламу снова пригласили посетить императора Мин, и на этот раз он согласился, но заболел и умер в 1588 году в возрасте 45 лет. [20] ) в Монголии по возвращении в Тибет. [22] [23]
Правнук Алтан-хана, Йонтен Гьяцо , был идентифицирован как 4-й Далай-лама .
« Другим отдайте победу и добычу; проигрыш и поражение возьмите на себя » — Сонам Гьяцо. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «tbrc.org: dge 'dun rgya mtsho» . Архивировано из оригинала 6 июля 2009 г. Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 139. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , стр. 171–172. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- ^ Швигер 2014 , с. 33: «Хотя монгольское слово далай эквивалентно тибетскому слову gyats+o, означающему «океан», и, следовательно, может показаться, что оно относится к этому компоненту в именах Далай-лам (за исключением первого), оно было построено по аналогии со старым монгольским титулом dalai-yin-qan, «Океан Кан».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алекс Маккей, изд. (2003). История Тибета . Лондон: RoutledgeCurzon. стр. 18–19. ISBN 0-7007-1508-8 . OCLC 50494840 .
- ^ «Буддизм Махаяны: Монгольский буддизм» . www.buddhanet.net . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Андрей Знаменский (2003). Шаманизм: критические концепции социологии . Психология Пресс. стр. 246–. ISBN 978-0-415-31192-2 .
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 218. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN 0-671-20099-2 (hbk); ISBN 0-671-20559-5 (пбк).
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 81. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 143–145. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- ^ Гольдштейн, Мервин К. Снежный лев и Дракон: Китай, Тибет и Далай-лама , с. 8. (1997). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21254-1 .
- ^ Капштейн, Мэтью К. Тибетцы , с. 133. (2006). Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-22574-4 .
- ^ Далай-ламы Тибета , с. 86. Тубтен Самфель и Тендар. Роли и Янссен, Нью-Дели. (2004). ISBN 81-7436-085-9 .
- ^ Лэрд (2006), с. 144.
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 219. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN 0-671-20099-2 (hbk); ISBN 0-671-20559-5 (пбк).
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации, с. 146. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Лэрд (2006), с. 146.
- ^ «Реликвия Будды была представлена публике» . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брайант, Барри (2003) [1992]. Колесо времени Песчаная мандала: Наглядное писание тибетского буддизма (2-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. стр. 95, 96. ISBN. 1559391871 .
- ^ см. примечание № 1.
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 220. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN 0-671-20099-2 (hbk); ISBN 0-671-20559-5 (пбк).
- ^ Лэрд (2006), с. 146-147.
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Перепечатка: Touchstone Books. Нью-Йорк. ISBN 0-671-20559-5 , с. 321.
Библиография
[ редактировать ]- Сущность очищенного золота Третьего Далай-ламы: с соответствующими текстами Второго и Седьмого Далай-лам . (1978) Перевод Гленна Х. Маллина. Tushita Books, Дхарамсала, HP, Индия.
- Швигер, Питер (2014). Далай-лама и император Китая: политическая история тибетского института реинкарнации . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-53860-2 . OCLC 905914446 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 129–163. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- tbrc.org: bsod nams rgya mtsho
- Сёнам Гьяцо: позолоченная медная портретная скульптура XVI или XVII века из восточных коллекций Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Россия: https://web.archive.org/web/20130105184636/http://www.hermitagemuseum.org /html_En/03/hm3_5_7a.html