Десятый Далай-лама
Десятый Далай-лама Цултрим Гьяцо | |||
---|---|---|---|
Заголовок | Его Святейшество Десятый Далай-лама | ||
Персональный | |||
Рожденный | 25 или 26 мая 1816 г. | ||
Умер | 30 сентября 1837 г. | ( 21 год ||
Религия | Тибетский буддизм | ||
Родители |
| ||
Старшая должность | |||
Период пребывания в должности | 1816–1837 | ||
Предшественник | Девятый Далай-лама, президент Гьяцо | ||
Преемник | 11-й Далай-лама. Хедруп Гьяцо | ||
Китайское имя | |||
китайский | Чучен Гьяцо | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Тшул Хримс Ргья Мтшо | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Десятый Далай-лама, Цултрим Гьяцо (полное имя Нгаванг Лобзанг Джампел Цултрим Гьяцо (ngag dbang blo bzang 'jam dpal tshul khrims rgya mtsho) или Цултрим Гьяцо (25 или 26 мая 1816 г. - 30 сентября 1837 г.) был 10-м Далай-ламой Тибета . и родился в Литанге , Кхам . Он был полностью посвящен в гелуг школу тибетского буддизма , изучал сутры и тантры , имел несколько учеников и перестроил дворец Потала .
Цултрим Гьяцо родился в скромной семье, известной как Дронгто Норбутсанг ( гронг стод нор бу тшанг ) в Литанге , Кхам , Тибет. Его отцом был Лобсанг Ньендрак ( blo bzang snyan grags ), а матерью — Намгьел Бутри ( rnam rgyal bu khrid ). Девятый Далай-лама Лунгток Гьяцо умер в 1815 году, и прошло пять лет, прежде чем это воплощение было найдено.
Цултрим Гьяцо был выбран из шести потенциальных воплощений 9-го Далай-ламы Лунгтока Гьяцо ( ta la'i bla ma 09 лунг rtogs rgya mtsho ). Тибетский оракул и правительственные чиновники в 1820 году предпочитали его как лучшего, а в 1821 году он отправился в Лхасу, после чего умер Калон (регент) Демо Нгаванг Лобзанг Тубтен Джигме Гьяцо. Представители цинского императора ( амбани ) тогда настояли на том, чтобы их «золотая урна» была использована для подтверждения воплощения, отложив интронизацию на год.
Как утверждают тибетские историки, в течение этого года задержки [ 1 ]
По мнению тибетских историков, тибетские чиновники позволили амбаню [] объявить, что Урна была использована для удовлетворения Императора, несмотря на то, что Урна не использовалась. Интронизация состоялась в восьмой день восьмого месяца года водяной лошади четырнадцатого шестидесятилетнего цикла под наблюдением регента.
Интронизация 10-го Далай-ламы Цултрима Гьяцо состоялась во дворце Потала 23 сентября 1822 года, в восьмой день восьмого лунного месяца года Водяной Лошади. [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Вскоре после своего интронизации в 1822 году Далай-лама получил посвящение в послушники от Седьмого Панчен-ламы Лобзанг Палден Тенпай Ньима (paN chen bla ma 04 blo bzang dpal ldan bstan pa'i nyma). [ 1 ] [ 4 ] и дал ему имя Нгаванг Лобзанг Джампел Цултрим Гьяцо (ngag dbang blo bzang 'jam dpal tshul khrims rgya mtsho). В следующем месяце он стал послушником-монахом. Его отец получил титул и поместье Юток, положившие начало благородной тибетской семейной линии.
В 1825 году, на 10-м году обучения, Далай-лама имел много наставников, был зачислен в монастырь Дрепунг и изучал как сутру , так и тантру . учился в монастырях Ганден и Сера Вероятно, он также . Всю оставшуюся жизнь он тщательно изучал тибетские буддийские тексты.
В 1830 году во главе Тибетского государства был поставлен Далай-лама, и был подготовлен доклад под названием «Доклад железного тигра» о сельском хозяйстве и налоговой политике. В 1831 году Далай-лама реконструировал дворец Потала.
В 1834 году Далай-лама дал учения Пятому Калхе и монгольскому королю Торго и отправил старших монахов в Монголию, чтобы основать там центр Калачакры.
Далай-лама приступил к перестройке экономической структуры Тибета, но не прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как его планы осуществились. [ 4 ] Заболев в 1834 году во время вспышки эпидемии в Лхасе, Далай-лама получил полное посвящение в Гелонг. [ 3 ] от Панчен-ламы [ 1 ] на девятнадцатом году его жизни. Он оставался в плохом состоянии здоровья в течение трех лет и умер в 1837 году. [ 1 ] [ 3 ]
Говорят, что, несмотря на его смерть на 22-м году жизни, у него было несколько учеников из Тибета и Бутана. Тело 10-го Далай-ламы было установлено в золотом реликварии во дворце Потала, называемом «Высшее украшение трёх царств» (gser gdung khams gsum rgyan mchog).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Самтен Чхосфель, Десятый Далай-лама, Цултрим Гьяцо , https://treasuryoflives.org/biographies/view/Tenth-Dalai-Lama-Tsultrim-Gyatso/4314 «Таким образом, правительство Пекина вынудило отложить процесс подтверждения, и Цултрим Гьяцо , который был доставлен в Лхасу в 1821 году, официально не было подтверждено до 1822 года; вопрос о том, использовалась ли Урна, остается предметом споров в тибетской истории. По мнению тибетских историков, тибетские чиновники разрешили амбаню объявить, что Урна использовалась. удовлетворить Императора, несмотря на то, что Урна не использовалась.
- ^ Калькулятор тибетского календаря Пхугпа
- ^ Jump up to: а б с «Далай-ламы» . Офис Его Святейшества Далай-ламы. Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Кецун Сангпо Ринпоче. (1982). «Жизнь и времена Далай-лам с восьмого по двенадцатый». Тибетский журнал . Том. VII № 1 и 2. Весна/лето 1982 г., с. 49.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 353–361. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .