Абтай Саин Хан
Абтай Саин Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Хан Тюшит | |||||
Царствование | 1544–1588 | ||||
Коронация | 1587 | ||||
Предшественник | Онохуи Уйзен нойан (Монгольский князь) | ||||
Преемник | Эрхи Мерген Хан | ||||
Рожденный | 1554 | ||||
Умер | 1588 г. (33–34 года) | ||||
Похороны | |||||
Проблема | Шубудай, Эрхи | ||||
| |||||
Дом | Тюшит | ||||
Отец | Онохуи Уйзен нойан (Монгольский князь) | ||||
Религия | Тибетский буддизм |
Абтай Саин Хан ( монгольский : ᠠᠪᠲᠠᠶ ᠢᠰᠠᠶᠢᠨ ᠬᠠᠨ Абтай Саин Хан ; 1554–1588) — попеременно Абатай или Автай (монгольский: Автай Хан , что означает обладающий даром колдовства (Автай) [ 1 ] и добрый (сайн) - халха назначил -монгольский князь, которого Далай-лама III первым ханом Тюшитского ханства в 1587 году. [ 2 ] Он ревностно пропагандировал тибетский буддизм среди халха-монголов и в 1585 году основал буддийский монастырь Эрдэнэ-Зуу .
Абтай родился в 1554 году в семье халха-монгольского князя Онохуи Юйзен Нояна (р. 1534). Он был старшим среди пяти сыновей Онохуи Уйзена Нояна, среди которых были Абуго, Тарни, Туменгкен и Барай. [ 3 ] Он был правнуком Бату Мункэ Даян-хана (1464–1517/1543) и внуком Герсенджи (1513–1549). Кровь, испачканная у него на пальцах при рождении, предвещала великого воина. [ 4 ] и с 1567 по 1580 год Абтай возглавил несколько кампаний против западных ойратских монгольских племен, окончательно победив ойратское племя хошутов при Кёбкёр-Керие в середине 1580-х годов. Затем Абтай посадил на ойратский трон своего сына Шубудая. [ 4 ] Его свирепость в бою принесла ему прозвище «Безумный герой» или « Безумный тайджи Северной Халхи». [ 5 ]
Около 1580 года Абтай узнал, что его дядя Алтан-хан (1507–1583) из Тумедов обратился в гелупга тибетский буддизм (желтая шляпа). Абтай пригласил ламу Ширегету Гууши Чорджива из города Алтана Гуйхуа (ныне Хух -Хото ) во Внутренней Монголии, чтобы тот научил его основным принципам тибетского буддизма. [ 4 ] Затем Абтай приказал построить монастырь Эрдэнэ-Зуу в 1585 году. При его строительстве были использованы камни из близлежащих руин древней монгольской столицы Каракорума , а монастырь был населен изображениями и реликвиями, полученными Абтаем от Далай-ламы.
В 1587 году Абтай отправился в Гуйхуа, чтобы встретиться с Сонамом Гьяцо, третьим Далай-ламой , который приехал туда из Лхасы, чтобы вознести молитвы за Алтан-хана, умершего в 1583 году. По возвращении Абтай запретил шаманизм и объявил тибетский буддизм государственная религия халха-монголов.
Абтай умер год спустя, в 1588 году. Его останки были захоронены в Эрдэнэ-Зуу. Вскоре после этого его сын Шубудай был убит ойратскими вождями. Потомки Абтая будут продолжать править домом Тюшит-хана . Правнук Абтая Занабазар (урожденный Эшидорджи) был признан Далай-ламой V первым Джебцундамба Хутукту и Богд Гегеном, или духовным лидером тибетского буддизма в Халха-Монголии в 1640-х годах. [ 6 ]
В дореволюционной Монголии процветал особый культ, посвященный Абтай-хану. Его прославляли как последнего правителя, который пытался объединить Монголию после распада империи Юань и принес в Монголию буддизм.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фердинанд Лессинг, «Монгольско-английский словарь», стр.5
- ^ Сандерс, Алан АК (2010). Исторический словарь Монголии . Пугало Пресс. п. 36. ISBN 978-0810874527 .
- ^ Ховорт, Генри (1876). История монголов с IX по XIX век . Национальная центральная библиотека Флоренции: Лонгманс, Грин. п. 483.
- ^ Jump up to: а б с Этвуд, Кристофер (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Университет Индианы. стр. 1 . ISBN 0-8160-4671-9 .
- ^ Боуден, ЧР (2013). Антология монгольской литературы . Рутледж. п. 89. ИСБН 978-1136602627 .
- ^ Висоцки, Мэрион; фон Вальденфельс, Эрнст; Кеппели, Эрна (2014). Путешествие по земле кочевников . Трешер Верлаг. п. 144. ИСБН 978-3897942684 .