Jump to content

Архитектура Центральной Азии

(Перенаправлено с «Архитектура Казахстана »)

Купол мечети Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан

Архитектура Центральной Азии относится к архитектурным стилям многочисленных обществ, населявших Центральную Азию на протяжении всей истории. Эти стили включают региональную традицию исламской и иранской архитектуры , в том числе тимуридскую архитектуру 14 и 15 веков, а также советский модернизм 20 века. Центральная Азия — это территория, охватывающая территорию от Синьцзян провинции китайской на востоке до Каспийского моря на западе. В состав региона входят страны Казахстан , Узбекистан , Таджикистан , Кыргызстан и Туркменистан . [1] Влияние архитектуры Тимуридов можно увидеть во многих памятниках Казахстана и Узбекистана. [2] [3] в то время как влияние персидской архитектуры часто наблюдается в Узбекистане и в некоторых примерах в Туркменистане. [4] Примеры советской архитектуры можно найти в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Киргизии. [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Доисламский период

[ редактировать ]

Искусство и архитектура древней Трансоксианы были связаны с искусством и архитектурой парфян и сасанидов , правивших этим регионом. Тем не менее, существовали некоторые отличительные местные традиции и тенденции. [11] В Согдиане в храмах и частных зданиях нескольких городов обнаружено множество ярких настенных росписей. [11] такие как фрески Пенджикента . Они датируются примерно V-VII веками. [12] Архитектура доисламской Согдианы, скорее всего, повлияла на более позднюю исламскую архитектуру региона, особенно в период Саманидов IX и X веков. [12] [13] : 11  [14]

Исламская архитектура

[ редактировать ]

Ранний исламский период

[ редактировать ]

Мусульманское завоевание Трансоксианы завершилось к середине VIII века, после чего местное население постепенно приняло ислам. [15] К 10 веку политическая власть Аббасидского халифата пришла в упадок, и возникли региональные империи и династии, в том числе династия Саманидов, правившая в Хорасане и Трансоксиане. [16]

Примерно в это же время, в 10 веке, начинают проявляться отличительные региональные особенности, которые характеризуют исламскую архитектуру в Иране и Центральной Азии. [16] Эти характеристики включают использование обожженного кирпича в качестве доминирующего материала как для строительства, так и для отделки, а также использование керамической плитки для отделки поверхности. Мукарнас , форма трехмерных геометрических сводов, которая стала более широко характерной для исламской архитектуры , также, по-видимому, развилась в этом регионе примерно в это время как переходный архитектурный элемент, первоначально трехстороннее подразделение более традиционного сквинча . Для мечетей продолжала использоваться гипостальная планировка ранней исламской архитектуры, наряду с новыми типами , такими как многокупольные мечети. [16]

в Мавзолей Саманидов Бухаре ( 10 век).

Среди наиболее примечательных памятников этого периода — мавзолей Саманидов в Бухаре , один из старейших сохранившихся мавзолеев в исламском мире. Это небольшое кирпичное строение квадратной формы, покрытое куполом, опирающимся на четыре угловых выступа. Его декоративная кирпичная кладка и сбалансированный, единый дизайн делают его важным памятником в истории архитектуры региона. [17]

Эпоха Сельджуков и Караханидов

[ редактировать ]

Тюркские народы начали двигаться на запад через Среднюю Азию и на Ближний Восток, начиная с 8 века. Наиболее значительными из них были турки-сельджуки, образовавшие в XI веке Великую империю Сельджуков , завоевавшие весь Иран и другие обширные территории в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Примерно в то же время, с конца 10 по начало 13 века, тюркские Караханиды . в Трансоксиане правили [18] : 348–353  [16] Далее на востоке основными державами были Газневиды , которые стали независимыми в конце 10-го века и правили из Газны , на территории современного Афганистана , и Гуриды , которые заменили их во второй половине 12-го века. [19] [20] : 134 

Этот период также считается «классической» эпохой среднеазиатской архитектуры. [18] : 354  Апогей Великих Сельджуков был недолгим, но их архитектурное покровительство стало важным этапом в развитии архитектуры Ирана и Средней Азии. [21] [22] Другие империи и династии региона, в том числе Караханиды, Газневиды и Гуриды, строили свои памятники в очень похожем стиле, так что определенный архитектурный стиль в это время стал общим для большей части восточного исламского мира. [21] [22] Некоторые из наиболее важных памятников Сельджуков находятся на территории современного Ирана. Великая мечеть Исфахана , например, свидетельствует об одном из важнейших событий того времени: разработке плана архитектуры мечети из четырех айванов , который быстро стал повторяющимся типом по всему региону. [16]

Куфическая надпись и кирпичная кладка минарета Вабкента караханидского терракотовые пробки разной формы , периода : вставленные между стопками обычных кирпичей.

Тем временем династия Караханидов возвела множество впечатляющих сооружений в Бухаре и Самарканде (современный Узбекистан ). Среди сохранившихся религиозных памятников караханидской архитектуры — великая соборная мечеть в Бухаре, из которой сохранился только минарет Калян (ок. 1127 г.) (позже интегрированный в современный По-и-Калян ), а также близлежащий минарет Вабкента. (1141). Сохранилось также несколько караханидских мавзолеев с монументальными фасадами, например, в Узгене (современный Кыргызстан ) второй половины XII века. [18] : 354–360  Сами Караханиды часто были вассалами других, более могущественных государств, но их памятники все же имеют некоторые незначительные местные особенности, отличающие их от других покровителей региона. На этот стиль повлияла более ранняя архитектура Саманидов, и он продолжал присутствовать в регионе после того, как сама династия закончилась в 1212 году, в конечном итоге став одним из источников влияния на более позднюю архитектуру Тимуридов . [13] : 1–2  Согласно исследованию Ричарда Пирана МакКлари, наиболее отчетливые караханидские черты в основном проявляются в украшениях. Особенностью является наличие широкого центрального ребра в полукуполах порталов и скребков (например, в гробнице Аиша-биби в Таразе ). Другой вариант — вставка терракотовых блоков разной формы в промежутки между стопками обычных кирпичей, из которых состоят наружные стены памятников (например, минарета в Вабкенте). [13] : 202–249 

Мавзолей Фахр ад-Дина Рази или Иль-Арслана в Куня-Ургенче , Туркменистан, конец XII или начало XIII века ( хорезмийский период)

Среди наиболее замечательных памятников Гуридов и Газневидов в современном Афганистане — ряд богато украшенных кирпичных башен и минаретов , сохранившихся как отдельные сооружения. Их точные функции неясны. К ним относятся Газневидская башня Масуда III (начало XII века) и Гуридский минарет Джама (конец XII века). [19] [20] : 150–152 

Хорезм -шахи воспользовались упадком сельджуков в 12 веке, чтобы расширить и сформировать свою собственную Хорезмийскую империю в Иране и Центральной Азии, прежде чем пасть от монгольских вторжений в начале 13 века. [20] : 134  [23] На месте бывшей столицы Хорезма Куня-Ургенча (современный Туркменистан ) сохранилось несколько памятников периода Хорезмийской империи (конец XII — начало XIII вв.), в том числе так называемый Мавзолей Фахр ад-Дина Рази (который на самом деле может быть могилой Иль-Арслана ) и мавзолеем султана Текеша . [18] : 360–366  [24]

Тимуридская архитектура

[ редактировать ]

Империя Тимуридов была основана Тимуром в 1370 году и включала территории современного Узбекистана и Казахстана. [25] В архитектуре Тимуридов использовались некоторые сельджукские традиции и были представлены грандиозные здания, построенные из обожженного кирпича. [26] Фасады зданий были украшены высокодетализированным линейным и геометрическим узором синего и бирюзового цвета на глазурованной плитке, вдохновленным иранской техникой баннаи . [27] Как и в исламской архитектуре, в архитектуре Тимуридов также часто присутствуют купола и минареты, из последних звучит призыв к молитве. [28]

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан, Казахстан.

На юге современного Казахстана влияние Империи Тимуридов можно также обнаружить в Туркестане . Примером такой архитектуры является Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави , который был построен в 1389 году Тимуром, чтобы заменить меньший по размеру Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави XII века. [2] Частично незавершенный мавзолей является примером исламского стиля архитектуры Тимуридов. Он построен из обожженного кирпича и украшен глазурованной плиткой с геометрическим орнаментом. [2] Мавзолей также украшен плиточными узорами внутри здания. [2]

В Узбекистане многочисленные образцы архитектуры Тимуридов можно найти в Самарканде, который был столицей Империи Тимуридов с момента ее основания в 1370 году до ее переезда в Герат в начале 15 века. Поскольку это был царский город, Тимур часто привозил ремесленников из побежденных городов для строительства в Самарканде. [29] Примером Тимуридской архитектуры в Самарканде является мечеть Биби-Ханым . Мечеть была построена между 1399 и 1404 годами в память о жене Тимура и была завершена до смерти Тимура в 1405 году. [3] [30] На момент постройки это была одна из крупнейших мечетей в мире и до сих пор остается самой большой в Самарканде. [31] Как и в случае с другой архитектурой Тимуридов, мечеть имеет глазурованный керамический орнамент, бирюзовый купол и геометрический узор на стенах. Еще одним известным примером архитектуры Тимуридов, найденным в Самарканде, является мавзолей Гур-э-Амир (или Гур-Эмир). Построенный в 1403 и 1404 годах мавзолей является могилой Тимура и его сыновей Шахрукха и Миран Шаха , а также других членов семьи. [32] Мавзолей украшен синей и белой плиткой, а также крупной мозаикой. Это особенности архитектуры Тимуридов, а также проявление иранского влияния. [29] В здании также есть большой купол в исламском стиле и минареты, отремонтированные в 1950-х годах. [32] Тимур родился в Шахрисабзе , узбекском городе, расположенном примерно в 50 милях к югу от Самарканда. В городе Тимур также построил Ак Сарай (Белый дворец) в 1380 году после победоносной битвы с Ургенчем. [33] : 6  [34] Несмотря на то, что от первоначального здания сохранилась только часть, Ак Сарай также украшен глазурованной плиткой с геометрическим рисунком, что характерно для архитектуры Тимуридов. [34]

Пост-Тимуридский период

[ редактировать ]

После Тимуридов Центральную Азию контролировали различные региональные династии и правящие группы, в том числе Шейбаниды и другие вожди узбекских племен. Здесь продолжали строить монументальные здания в традиционном стиле Тимуридов. [35]

Двор мечети Пои-Калян в Бухаре (16 век), вид на айван, ведущий к максуре.

В Бухаре Шейбаниды создали нынешний комплекс Пои-Калян эпохи Караханидов , объединив минарет Калан , отремонтировав старую мечеть в 1514 году и добавив большое медресе Мир-и Араб (1535–156 гг.). [36] : 199–201  Дизайн мечети соответствует традиционной планировке: большой прямоугольный двор, окруженный четырьмя айванами, и молитвенные залы, покрытые куполами, поддерживаемыми колоннами. Максура цилиндрическом (площадь возле михраба ) покрыта большим двустворчатым куполом, установленным на высоком барабане . Мечеть построена из кирпича, в отделке использована как плитка, так и кирпичная кладка. [4] : 497 

Позже, в Самарканде, местный правитель Ялангтуш Би Алчин придал Регистану нынешний вид, построив два новых медресе напротив медресе Улугбека . Медресе Шер-Дор (1616–1636) имитирует форму медресе Улугбека, а медресе Тилля Кар (1646–1660) является одновременно мечетью и медресе. [37]

Деревянный гипостильный молельный зал Пятничной мечети Хивы (18 век)

После 17 века архитектурная деятельность в регионе стала менее значимой, за исключением Хивы , центра Хивинского ханства . Пятничная мечеть Хивы с характерным гипостильным залом с деревянными колоннами была перестроена в этом виде в 1788–1789 годах. [38] Мечеть, наряду с некоторыми другими историческими памятниками исламской эпохи, расположена в пределах Ичан-Калы , внутренней укрепленной части города. [39] Более поздний памятник в Бухаре, построенный при Хивинском ханстве, — Чор Минор (Чар Минар), построенный в 1807 году. Он служил воротами в медресе и имеет необычную конструкцию: тетрапилон, увенчанный четырьмя тяжелыми круглыми угловыми башнями. [40]

Советская архитектура

[ редактировать ]

В составе Союза Советских Социалистических Республик (СССР) современные страны Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан были включены в состав Советского Союза в 1924 году. Эти народы были классифицированы как народы Казахской Советской Социалистической Республики (ССР). ), Узбекской ССР , Таджикской ССР , Киргизской ССР и Туркменской ССР Советами. [41] Эти страны оставались членами СССР до провозглашения независимости в 1991 году, в год распада Союза Советских Социалистических Республик. Во время их членства в СССР архитектура Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана находилась под влиянием советского модернизма. Советский модернизм разделяет многие черты модернистской архитектуры во всем мире, включая асимметричные композиции с использованием геометрических форм, плоских крыш, современных материалов и минимального орнамента. [42] Сохраняя отчетливый советский внешний вид, многие здания также сочетали в себе местный стиль. [5]

Многочисленные образцы советской архитектуры можно найти в Ташкенте , столице Узбекистана. Здание Ташкентского цирка было построено в 1976 году и демонстрирует влияние местного дизайна советских архитекторов, а также использование современных материалов, характерных для советского модернизма. [5] Еще один пример, найденный в Ташкенте, — 17-этажная гостиница «Узбекистан». Построенный в 1974 году, до сих пор функционирующий отель имеет геометрические формы с заметным местным влиянием, минимальный орнамент и плоскую крышу - все черты, характерные для советской архитектуры. [43]

В Казахстане многочисленные образцы советской архитектуры можно найти в Алматы , бывшей советской столице страны. В Казахском национальном университете имени аль-Фараби Главное административное здание было построено в 1970-х годах. [6] Здание имеет геометрические формы, плоскую крышу и современные материалы, соответствующие советской архитектуре, а также местные орнаменты. Еще один пример, найденный в Алматы, — Государственный академический Русский театр для детей и юношества, основанный в октябре 1944 года. [7] Здание выполнено в стиле советского брутализма с плоской крышей, острыми углами и минимальным орнаментом. Также в Алматы находится гостиница «Казахстан», здание в советском стиле, построенное в 1977 году, с современными материалами и минимальным орнаментом на стенах, а также коронным орнаментом на крыше здания.

В Таджикистане влияние советской архитектуры можно увидеть в Международном аэропорту Душанбе , аэропорту, обслуживающем столицу Душанбе. Терминал на фото был открыт в 1964 году, в нем использованы современные стеклянные материалы и плоская крыша. [44] Другой пример в Душанбе – Концертный дворец Душанбе, спроектированный Серго Сутягиным. Это сооружение, построенное в 1984 году, имеет плоскую крышу, минимум украшений и дизайн, соответствующий советской архитектуре. [8]

В столице Кыргызстана Бишкеке можно увидеть ряд примеров советской архитектуры. Основанное в 1934 году как Государственная республиканская библиотека, позднее известное под другими названиями, включая Государственную библиотеку имени В.И. Ленина Киргизской ССР, это здание теперь известно как Национальная библиотека Республики Кыргызстан. [45] Здание имеет плоскую крышу и симметричный дизайн с использованием современных материалов. Также в Бишкеке находится Национальный музей Кыргызстана, ранее известный как Музей Ленина. Здание имеет плоскую крышу, симметричный дизайн и минимальный орнамент. [9] Другим примером является Бишкекский Белый дом, построенный в 1985 году как штаб-квартира ЦК Коммунистической партии и вмещающий в себя канцелярию президента. [10] Здание имеет плоскую крышу и минимальный орнамент, соответствующий советскому модернизму.

Современная архитектура

[ редактировать ]

В Узбекистане Амир Тимур стал воплощением узбекской национальной идентичности. [46] К его 660-летию в 1996 году многие памятники Тимуридов были отреставрированы. [46] Эти проекты продвигались правительством как символ растущего процветания страны. [46]

В Казахстане также формируется четкий архитектурный образ. [47] В 1994 году Астана стала новой столицей, заменив Алматы. [47] В Алматы расположено множество советских зданий, таких как Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Государственный академический русский театр для детей и юношества и гостиница «Казахстан». В Астане построено множество современных зданий. высотой 62 метра Среди зданий — Дворец мира и согласия и развлекательный центр «Хан Шатыр» — самая высокая палатка в мире. [48] Другие современные здания включают башню Байтерек и мечеть Хазрат Султан , самую большую мечеть в Центральной Азии. [49]

Тот же процесс можно наблюдать в Душанбе, столице Таджикистана. [50] Город был известен как Сталинабад с 1931 по 1961 год в честь Иосифа Сталина. [51] Здания советской эпохи в городе систематически сносятся и заменяются современными зданиями. [52] Центральное почтовое отделение Душанбе снесли, чтобы освободить место для нового небоскреба. [52] был построен в 2002 году Дворец Наций и является официальной резиденцией президента Таджикистана. [53] Перед Дворцом Наций находится флагшток Душанбе , который высотой 165 метров был самым высоким в мире до того, как этот титул завоевал флагшток Джидды в Саудовской Аравии . [54] Национальная библиотека Таджикистана, официально открытая в 2012 году, является крупнейшей библиотекой в ​​Центральной Азии и выглядит как раскрытая книга. [55] Библиотека также находится недалеко от Национального музея Таджикистана , открытого в 2011 году Президентом Таджикистана, и имеет 22 выставочных зала площадью более 15 000 квадратных метров. [56] Эти здания составляют «комплекс Капитолия», который намеренно был перенесен с проспекта Рудаки (бывшего проспекта Ленина) в зеленую зону, прилегающую к реке Душанбинке. [50]

В Кыргызстане сохранились многие здания советской эпохи, несмотря на ребрендинг идеологически значимых зданий с целью символического изменения официальных городских пространств. [57] Ранее известная как Государственная библиотека имени В.И. Ленина Киргизской ССР, библиотека в Бишкеке теперь известна как Национальная библиотека Республики Кыргызстан. [45] Как уже упоминалось, Национальный музей Кыргызстана ранее назывался Музеем Ленина. [9] Благодаря большим запасам газа в стране, столица Туркменистана Ашхабад в настоящее время является мировым рекордсменом по самой высокой плотности зданий, облицованных белым мрамором в мире: площадь мрамора составляет 48 589 619 квадратных футов. [58] В число зданий входит городской терминал международного аэропорта Ашхабад , открытый в 2016 году, стоимость которого составила 2,3 миллиарда долларов. [54] В городском Дворце бракосочетания на здании изображена туркменская звезда, заключающая в себе Землю, символизирующую страну Туркменистан. [54] Еще одно мраморное сооружение в Ашхабаде — Монумент Нейтралитета, построенный в 1998 году в честь тогдашнего президента Сапармурата Ниязова . Эта структура является представителем международного нейтралитета Туркменистана. [54]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Средняя Азия» . Британская энциклопедия . Проверено 15 мая 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 15 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Самарканд | ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» . ru.unesco.org . Проверено 15 мая 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Чахриар, Адле; Хабиб, Ирфан; Байпаков, Карл М., ред. (2003). История цивилизаций Центральной Азии, Том 5: Развитие в отличие от шестнадцатого до середины девятнадцатого века . Париж: ЮНЕСКО. стр. 482–554. ISBN  92-3-102719-0 . OCLC   28186754 .
  5. ^ Jump up to: а б с «Дикая советская архитектура Средней Азии» . Проводной . ISSN   1059-1028 . Проверено 18 мая 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б «История» . Казахский национальный университет имени аль-Фараби . Проверено 16 мая 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б "Достопримечательности Алматы :: Theatres" . dostoprim.almaty.kz . Retrieved 2020-05-18 .
  8. ^ Jump up to: а б «Концертный дворец Душанбе в Таджикистане | Архитектура Центральной Азии» . Катманду и не только . 20 декабря 2018 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с «Государственный музей истории Кыргызстана» . Байбол . Проверено 18 мая 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Белый дом Бишкека» . Отели Бишкека . Проверено 18 мая 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Фишер, Всемирный банк; Гершевич, Илья; Яршатер, Эхсан; Фрай, Р.Н.; Бойл, Дж.А.; Джексон, Питер; Эйвери, Питер (1968). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 1131. ИСБН  978-0-521-24693-4 .
  12. ^ Jump up to: а б Пугаченкова Г.А. (1999). «Роль Бухары в создании архитектурной типологии бывших мавзолеев Мавараннахра». В Петруччиоли, Аттилио (ред.). Бухара: миф и архитектура . Программа Ага Хана по исламской архитектуре. п. 141. ИСБН  9788886805001 .
  13. ^ Jump up to: а б с МакКлари, Ричард Пиран (2020). Средневековые памятники Центральной Азии: Караханидская архитектура XI и XII веков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-1-4744-2398-4 .
  14. ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 51. ИСБН  9781134613663 .
  15. ^ Николсон, Оливер (2018). «Согдийцы». Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. п. 1401. ИСБН  978-0-19-256246-3 . {{cite book}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  16. ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; 900–1250 гг.; А. Восточные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 88–101. ISBN  9780195309911 .
  17. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Бухара». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 310–311. ISBN  9780195309911 .
  18. ^ Jump up to: а б с д Хаттштейн, Делиус; Хмельницкий, Сергей (2011). «Средняя Азия и Малая Азия: Великие сельджуки, анатолийские сельджуки и хорезм-шахи». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN  9783848003808 .
  19. ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (2011). «Ранние империи Востока: Газневиды и Гуриды». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 330–337. ISBN  9783848003808 .
  20. ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  9780300088670 .
  21. ^ Jump up to: а б Босворт, CE; Хилленбранд, Р.; Роджерс, Дж. М.; Блуа, ФК де; Дарли-Доран, Р.Э. (1960–2007). «Сальдджудиды; VI. Искусство и архитектура; 1. В Персии». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  22. ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Салджук». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 166–168. ISBN  9780195309911 .
  23. ^ Хаттштейн, Маркус (2011). «Средняя Азия и Малая Азия: Великие сельджуки, анатолийские сельджуки и хорезмшахи (История)». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 348–353. ISBN  9783848003808 .
  24. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Куня-Ургенч». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 404. ИСБН  9780195309911 .
  25. ^ Кноблох, Эдгар (2001). Памятники Средней Азии: Путеводитель по археологии, искусству и архитектуре Туркестана . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  1-86064-590-9 . OCLC   46824159 .
  26. ^ «Династия Тимуридов | История, архитектура и смысл» . Британская энциклопедия . Проверено 15 мая 2020 г.
  27. ^ «АРХИТЕКТУРА iv. Центральная Азия - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 15 мая 2020 г.
  28. ^ «Минарет | архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 15 мая 2020 г.
  29. ^ Jump up to: а б Диккенс, Марк (январь 1990 г.). «Тимуридская архитектура в Самарканде» .
  30. ^ Дейл, Стивен Фредерик (1998). «Наследие Тимуридов» . Журнал Королевского азиатского общества . 8 (1): 43–58. дои : 10.1017/S1356186300016424 . ISSN   1474-0591 . S2CID   154120015 .
  31. ^ «Древности Самарканда. Медресе Биби Ханым. План, фасад и разрезы» . www.wdl.org . 1865 год . Проверено 16 мая 2020 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Мавзолей Гур Эмир в Самарканде» . pagetour.org . Проверено 16 мая 2020 г.
  33. ^ Диккенс, Марк (1990). «Тимуридская архитектура в Самарканде» . п. 6 – через Академию.
  34. ^ Jump up to: а б «Ак Сарай Палас» . Архнет . Проверено 16 мая 2020 г.
  35. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура (VII в. 1500 – ок. 1900)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 177–182. ISBN  9780195309911 .
  36. ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300064650 .
  37. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Самарканд». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 170–177. ISBN  9780195309911 .
  38. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура (VII в. 1500 – ок. 1900)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  39. ^ «Ичан Кала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 мая 2020 г.
  40. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Узбекистан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. п. 387. ИСБН  9780195309911 .
  41. ^ Фиерман, Уильям (2019). Советская Центральная Азия: неудавшаяся трансформация . Лондон. ISBN  978-0-429-30692-1 . OCLC   1107880494 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  42. ^ «Модернизм» . www.architecture.com . Проверено 18 мая 2020 г.
  43. ^ «Отель Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 18 мая 2020 г.
  44. ^ «Информация об аэропорте Душанбе» . Уральские авиалинии . Проверено 18 мая 2020 г.
  45. ^ Jump up to: а б «Кыргызская национальная библиография» . Университет Иллинойса . Проверено 18 мая 2020 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Паскалева, Елена (02.10.2015). «Идеология в кирпиче и плитке: Тимуридская архитектура XXI века». Центральноазиатское исследование . 34 (4): 418–439. дои : 10.1080/02634937.2015.1118207 . ISSN   0263-4937 . S2CID   146691929 .
  47. ^ Jump up to: а б Манасова, М.М.; Жолдубаева А.К.; Муханбет А.А.; Болысова, К.М.; Алтыбасарова, М.А. (2016). «Архитектурные образы столицы в контексте национальной независимости Казахстана». Global Media Journal : 1–9 – через ProQuest.
  48. ^ «Самая высокая палатка открывается в Казахстане» . Новости Би-би-си . 06 июля 2010 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  49. ^ «Казахи открывают огромную новую мечеть» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 18 мая 2020 г.
  50. ^ Jump up to: а б Хьюз, Кэтрин (2 октября 2017 г.). «От Ахеменидов до Сомони: национальная идентичность и знаковость в ландшафте столичного комплекса Душанбе». Центральноазиатское исследование . 36 (4): 511–533. дои : 10.1080/02634937.2017.1319796 . ISSN   0263-4937 . S2CID   149039948 .
  51. ^ «Душанбе и окрестности» . Посетите Таджикистан . Архивировано из оригинала 03 марта 2021 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  52. ^ Jump up to: а б Адинэ, Эсфандиар (19 октября 2017 г.). «Снос Душанбе: как бывший город Сталинабад стирает свое советское прошлое» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 18 мая 2020 г.
  53. ^ «Дворец Наций в Душанбе, Таджикистан» . GPSmyCity . Проверено 18 мая 2020 г.
  54. ^ Jump up to: а б с д Блейсон, Джо (16 октября 2017 г.). «Утюг, дыня и кувшин: самые странные постройки Стэнса – в картинках» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 18 мая 2020 г.
  55. ^ «Таджикистан - Культурная жизнь» . Британская энциклопедия . Проверено 18 мая 2020 г.
  56. ^ "Национальный музей Таджикистана - О МУЗЕЕ" . newnmt.tj Архивировано из оригинала 25 октября 2018 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  57. ^ Флинн, Мойя; Космарская, Наталья; Сабирова, Гузель (21 октября 2014 г.). «Место памяти в понимании городских изменений в Центральной Азии: города Бишкек и Фергана». Европа-Азиатские исследования . 66 (9): 1501–1524. дои : 10.1080/09668136.2014.957926 . ISSN   0966-8136 . S2CID   153602375 .
  58. ^ Пейдж, Томас. «Президентская площадка: Ашхабад, мраморный город» . CNN . Проверено 18 мая 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b65a7aa09965a7e577f6526d62528a08__1721521500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/08/b65a7aa09965a7e577f6526d62528a08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Central Asia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)