Jump to content

Наука и технологии в Кыргызстане

Наука и технологии в Кыргызстане исследуют усилия правительства по развитию национальной инновационной системы и влияние этой политики.

Социально-экономический контекст

[ редактировать ]
Тенденции роста ВВП в Центральной Азии, 2000−2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.1.

Большинство стран Центральной Азии вышли относительно невредимыми из глобального финансового кризиса 2008–2009 годов. Экономику Кыргызстана потрясла серия потрясений в период с 2010 по 2012 год . Результаты деятельности Кыргызстана были более нестабильными, но эта тенденция была заметна задолго до 2008 года . дела Роза Отунбаева исполняет обязанности временного президента до выборов Алмазбека Атамбаева в ноябре 2011 года. Цены на продукты питания росли два года подряд, а в 2012 году добыча на главном золотом руднике Кумтор упала на 60% после того, как месторождение было нарушено геологическими движениями. По данным Всемирного банка, 33,7% населения жили в абсолютной бедности в 2010 году и 36,8% годом позже. [1]

В 2012 году внешний долг Кыргызстана (89%) был выше, чем у его соседей, после падения до 71% в 2009 году. Туркменистан сократил свой внешний долг до всего лишь 1,6% ВВП (по сравнению с 35% в 2002 году), а внешний долг Узбекистана составил всего 18,5% ВВП. Внешний долг Казахстана оставался относительно стабильным на уровне 66%, тогда как внешний долг Таджикистана вырос до 51% (с 36% в 2008 году). [2]

ВВП в Центральной Азии по секторам экономики, 2005 и 2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году, рисунок 14.2.

Хотя и экспорт, и импорт впечатляюще выросли за последнее десятилетие, пять республик Центральной Азии остаются уязвимыми перед экономическими потрясениями из-за их зависимости от экспорта сырья, ограниченного круга торговых партнеров и незначительных производственных мощностей. У Кыргызстана есть дополнительный недостаток: его считают бедным ресурсами, хотя у него есть золотые запасы и достаточно воды. Большая часть электроэнергии вырабатывается за счет гидроэнергетики. [1]

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Кыргызстан проводит структурные реформы для повышения конкурентоспособности по мере постепенного перехода от экономики, контролируемой государством, к рыночной экономике. В частности, правительство стремится модернизировать промышленный сектор и способствовать развитию сферы услуг, чтобы снизить долю сельского хозяйства в ВВП. В период с 2005 по 2013 год доля сельского хозяйства в экономике Кыргызстана упала с 6,8% до 4,9% ВВП, а сектор услуг увеличился с 53,1% до 58,2% ВВП, но доля промышленности снизилась с 40,1% до 37,8% ВВП. [1]

Кыргызстан имеет второй по величине ВВП на душу населения в Центральной Азии после Таджикистана. ВВП на душу населения вырос с 2449 долларов США до 3213 долларов США (в долларах по паритету покупательной способности) в период с 2009 по 2013 год. Для сравнения: в Казахстане, центральноазиатской республике с самым высоким ВВП на душу населения, ВВП составляет 23 214 долларов США. В 2013 году Кыргызстан занял 125-е место в Индексе человеческого развития. В том же году Институт Земли предпринял попытку измерить степень счастья в 156 странах. Казахи (57-е место), туркмены (59-е место) и узбеки (60-е место) оказались счастливее киргизов (89-е место) и, прежде всего, таджиков (125-е место). [1]

Доступ в Интернет широко варьируется в зависимости от страны. В 2013 году только каждый четвертый (23%) кыргызстан имел доступ к Интернету, по сравнению с 54% населения в Казахстане и 38% в Узбекистане, самой густонаселенной республике Центральной Азии. Для сравнения: в Таджикистане этот показатель равен 16%, а в Туркменистане — 10%. [1]

К 2017 году Кыргызстан надеется войти в топ-30 рейтинга ведения бизнеса Всемирного банка и не ниже 40-го места в глобальном рейтинге по экономической свободе или 60-го места по глобальной благоприятной торговле. Сочетая систематическую борьбу с коррупцией с правовым регулированием неформальной экономики, Кыргызстан надеется войти в число 50 наименее коррумпированных стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International к 2017 году. [1]

Высшее образование

[ редактировать ]

Кыргызстан тратит на образование больше, чем большинство его соседей: 5,53% ВВП в 2014 году По данным Статистического института ЮНЕСКО, . [3] Это близко к уровню 2008 года (5,91% ВВП), но ниже пика государственных расходов на образование, составившего 7,40% ВВП в 2012 году. Расходы на высшее образование снизились в последние годы с 0,97% ВВП в 2008 году и 0,89% ВВП ВВП в 2012 году до всего лишь 0,26% ВВП в 2014 году. [1]

Согласно правительственному обзору экономической эффективности системы образования в Кыргызстане , в 2011 году насчитывалось 52 учебных заведения, предлагающих высшее образование. Многие университеты больше заинтересованы в погоне за доходом, чем в предоставлении качественного образования; они умножают так называемые группы «контрактных» студентов, которых принимают не по заслугам, а, скорее, по их способности позволить себе плату за обучение, тем самым насыщая рынок труда навыками, которые ему не нужны. Профессионализм профессорско-преподавательского состава также низок. В 2011 году шесть из десяти преподавателей имели только степень бакалавра, 15% — магистра, 20% — кандидата наук, 1% — доктора наук и 5% — доктора наук (высшая степень). [1]

Национальная стратегия развития образования (2012–2020 гг.) отдает приоритет повышению качества высшего образования. К 2020 году цель состоит в том, чтобы все преподаватели имели минимальную квалификацию магистра, 40% имели степень кандидата наук, а 10% - степень доктора или доктора наук. Также будет обновлена ​​система обеспечения качества. Кроме того, учебная программа будет пересмотрена, чтобы привести ее в соответствие с национальными приоритетами и стратегиями экономического развития региона. Будет введена система оценки преподавателей, а также будет проведен обзор существующих механизмов финансирования высшего образования. [1]

Наука и технологии

[ редактировать ]
ВВП на душу населения и соотношение ВВП к ВРНИОКР в Кыргызстане, 2010–2013 гг. (среднее). Другие страны приведены для сравнения. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.4.

Кыргызстан занял 106-е место в Глобальном инновационном индексе в 2023 году по сравнению с 90-м местом в 2019 году. [4] [5]

Вопросы политики, 2010–2015 гг.

[ редактировать ]

Экономика Кыргызстана ориентирована в первую очередь на сельскохозяйственное производство, добычу полезных ископаемых, текстильную промышленность и сферу услуг. Стимулов для создания отраслей, основанных на знаниях и технологиях, мало. Недостаточные темпы накопления капитала также препятствуют структурным изменениям, направленным на стимулирование инноваций и наукоемких отраслей. Каждый ключевой сектор экономики технологически зависит от других стран. Например, в энергетическом секторе все технологическое оборудование импортируется из-за границы, и многие его активы находятся в иностранных руках. [1] В 2013 и 2014 годах три российские компании, частично принадлежащие государству, инвестировали в гидроэнергетику, нефтегазовую промышленность Кыргызстана. В 2013 году РусГидро приступило к строительству первой из серии плотин ГЭС, которыми она будет управлять. В феврале 2014 года «Роснефть» подписала рамочное соглашение о покупке 100% «Бишкек Ойл» и 50% акций единственного поставщика авиационного топлива во втором по величине аэропорту страны «Ошский международный». В том же году «Газпром» приблизился к приобретению 100% «Кыргызгаза», который управляет газовой сетью страны. В обмен на символическую инвестицию в размере 1 доллара США «Газпром» обязался взять на себя долг в размере 40 миллионов долларов США и инвестировать 20 миллиардов рублей ( около 551 миллиона долларов США) в модернизацию газопроводов Кыргызстана в период с 2014 по 2019 год. «Газпром» уже поставляет в страну большую часть авиационного топлива и занимает 70% доли на розничном рынке бензина. [6]

Кыргызстану необходимо инвестировать значительные средства в приоритетные отрасли, такие как энергетика, чтобы повысить свою конкурентоспособность и стимулировать социально-экономическое развитие. Однако низкий уровень инвестиций в исследования и разработки, как с точки зрения финансов, так и человеческих ресурсов, является серьезным препятствием. В 1990-е годы Кыргызстан потерял многих ученых, которых он подготовил в советское время. Утечка мозгов остается острой проблемой, и, что еще более усугубляет ситуацию, многие из тех, кто остался, приближаются к пенсионному возрасту. Хотя число исследователей в течение последнего десятилетия оставалось относительно стабильным, исследования оказывают незначительное влияние и, как правило, имеют мало применения в экономике. Исследования сосредоточены в Академии наук , что позволяет предположить, что университетам срочно необходимо восстановить свой статус исследовательских организаций. Более того, общество не считает науку решающим фактором экономического развития или престижным выбором карьеры. [1]

Тенденции расходов на исследования в Центральной Азии, в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: 2030 (2015), рисунок 14.3.

правительства Национальная стратегия устойчивого развития (2013–2017 гг.) признает необходимость снятия контроля над промышленностью, чтобы создать рабочие места, увеличить экспорт и превратить страну в центр финансов, бизнеса, туризма и культуры в Центральной Азии. За исключением опасных производств, где вмешательство государства считается оправданным, ограничения на предпринимательство и лицензирование будут сняты, а количество необходимых разрешений сократится вдвое. Проверки будут сведены к минимуму, а правительство будет стремиться к большему взаимодействию с бизнес-сообществом. Однако государство оставляет за собой право регулировать вопросы, касающиеся защиты окружающей среды и сохранения экосистемных услуг. [1]

В 2011 году правительство выделило на прикладные исследования всего 10% ВВП, основная часть финансирования пошла на экспериментальные разработки (71%). Государственная программа развития интеллектуальной собственности и инноваций (2012–2016 гг.) предусматривает развитие передовых технологий в целях модернизации экономики. Эта программа будет сопровождаться мерами по улучшению защиты интеллектуальной собственности и тем самым повышению репутации страны в отношении верховенства закона. Будет создана система противодействия торговле контрафактными товарами, а также будут предприняты усилия по повышению осведомленности общественности о роли и важности интеллектуальной собственности. На первом этапе (2012−2013 гг.) было проведено обучение специалистов в области прав интеллектуальной собственности и приняты соответствующие законы. Правительство также вводит меры по увеличению количества степеней бакалавра и магистра в области науки и техники. [1]

Вопросы политики, 2015–2019 гг.

[ редактировать ]

В 2015 году Кыргызстан утвердил Концепцию реформирования организации научной системы. В этом документе предлагалось создать нормативную базу для обучения и сертификации исследовательского персонала для облегчения интеграции в глобальные научные сети. Закон о науке и основах государственной научно-технической политики, принятый в 2017 году, обеспечил такую ​​нормативную базу. Концепция реформы также предлагала трехстороннюю систему финансирования исследований: основное финансирование исследовательской инфраструктуры, администрации и персонала; программно-целевое финансирование, предоставляемое на конкурсной основе для поддержки научных исследований в соответствии с государственными приоритетами; и исследовательские гранты. [7]

Большая часть государственного исследовательского бюджета по-прежнему уходит на фиксированные расходы, такие как заработная плата или, другими словами, на основное финансирование. В результате Академия наук страдает от низкого уровня финансирования проектов. В 2019 году в нем работало 1810 сотрудников и осуществлялись 53 текущих исследовательских проекта, финансируемых за счет государственного бюджета (около 1,7 миллиона долларов США) и международных научных фондов (около 1,04 миллиона долларов США). [7]

Академия наук определяет собственные приоритеты исследований. За 2013–2017 годы это были: [7]

  • вода и энергия, включая возобновляемые источники энергии;
  • информационные технологии, математическое моделирование и
  • управление;
  • материалы (нанотехнологии, биотехнологии);
  • геонауки и природные ресурсы;
  • машиностроение и приборостроение;
  • воспроизводство биологических ресурсов и биобезопасность;
  • экология, экология человека и изменение климата; и
  • Человек и общество: вызовы глобализации.
[ редактировать ]

Финансовые инвестиции

[ редактировать ]
Исследователи Центральной Азии по областям науки, 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.4.

Инвестиции в исследования и разработки низкие во всех пяти республиках Центральной Азии. В Кыргызстане он колеблется в районе отметки 0,2% ВВП с 2001 года. В 2011 году страна направила на исследования 0,16% ВВП. [1] К 2017 году инвестиции упали до 0,11% ВВП. [7]

Человеческие ресурсы

[ редактировать ]

В 2011 году в Кыргызстане насчитывалось 412 исследователей на миллион жителей (по численности населения), что составляет менее одной трети среднего мирового показателя (1083 в 2013 году). Подавляющее большинство исследователей работают в государственном секторе: 53% работают в государственном секторе и 34% в секторе высшего образования. Большинство исследователей работают в сфере естественных наук (27%) и техники (26%), за ними следует сектор здравоохранения (18%). [1]

В 2018 году в Кыргызстане насчитывалось 563 исследователей на миллион жителей (в поголовье). [7]

Гендерные вопросы

[ редактировать ]

Как и в Казахстане и Узбекистане, в Кыргызстане доля женщин-ученых превышает 40% после падения

Исследователи Центральной Азии по секторам занятости (HC), 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.5.

Советский Союз . В 2011 году 42% кыргызских исследователей составляли женщины. В разбивке по областям женщины составляли 47% исследователей в естественных науках, 30% в инженерных науках, 44% в медицинских науках, 50% в сельском хозяйстве и 49% в социальных и гуманитарных науках. Среди выпускников университетов в 2013 году женщины преобладали в области естественных наук (61%) и здравоохранения (77%), но были в меньшинстве в инженерном деле (26%) и сельском хозяйстве (28%). Примечательно, что в 2012 году большинство докторских степеней как в области естественных наук (63%), так и технических наук (54%) были присуждены женщинам. [1]

Доля кыргызских женщин среди исследователей в секторе предпринимательства, 2013 г. или ближайший год. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году, рисунок 3.4.

Таблица: Кандидаты наук и техники, полученные в Центральной Азии, 2013 или ближайший год

доктора философии Кандидаты наук Кандидаты технических наук
Общий Женщины (%) Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число женщин-докторов наук на миллион населения Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число женщин-докторов наук на миллион населения
Казахстан (2013) 247 51 73 60 4.4 2.7 37 38 2.3 0.9
Кыргызстан (2012) 499 63 91 63 16.6 10.4 54 63
Таджикистан (2012 г.) 331 11 31 3.9 14
Узбекистан

(2011)

838 42 152 30 5.4 1.6 118 27.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.

Примечание. Выпускники PhD в области естественных наук охватывают науки о жизни, физические науки, математику и статистику, а также вычислительную технику; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. В Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.

Таблица: Исследователи Центральной Азии по областям науки и полу, 2013 г. или ближайший год

Всего исследователей (количество сотрудников) Исследователи по областям науки (количество сотрудников)
Естественные науки Инженерия и технологии Медицинские и медицинские науки Сельскохозяйственные науки Социальные науки Гуманитарные науки
Всего исследователей На миллион населения. Количество женщин Женщины (% Общий Женщины (% Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%)
Казахстан

2013

17 195 1 046 8 849 51.5 5 091 51.9 4 996 44.7 1 068 69.5 2 150 43.4 1 776 61.0 2 114 57.5
Кыргызстан

2011

2 224 412 961 43.2 593 46.5 567 30.0 393 44.0 212 50.0 154 42.9 259 52.1
Таджикистан

2013

2 152 262 728 33.8 509 30.3 206 18.0 374 67.6 472 23.5 335 25.7 256 34.0
Узбекистан

2011

30 890 1 097 12 639 40.9 6 910 35.3 4 982 30.1 3 659 53.6 1 872 24.8 6 817 41.2 6 650 52.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.

Научные публикации из Центральной Азии, каталогизированные Thomson Reuters' Web of Science, Расширенный индекс научного цитирования, 2005–2014 гг., Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.6

Результаты исследования

[ редактировать ]

Три основных партнера казахстанских ученых находятся в Российской Федерации (99 статей в соавторстве с 2008 по 2014 год), Германии и Турции (по 74), США (56) и Казахстане (43). Кыргызские учёные публикуют большую часть публикаций в области геонаук, но их объёмы остаются низкими. По данным Web of Science Thomson Reuters, кыргызские ученые опубликовали 46 статей в международных каталогизированных журналах в 2005 году и 82 в 2014 году. Это составляет 15 статей на миллион жителей в 2014 году. - В Африке в Сахаре было 20 на миллион. В 2014 году в Казахстане было опубликовано 36 статей на миллион жителей. [1] Язык может играть роль в низком количестве публикаций в международных журналах, поскольку база данных Thomson Reuters имеет тенденцию отдавать предпочтение статьям, написанным на английском языке.

В период с 2008 по 2013 год в Ведомстве по патентам и товарным знакам США не было зарегистрировано ни одного патента Кыргызстана, Таджикистана или Туркменистана, по сравнению с пятью патентами казахстанских изобретателей и тремя патентами узбекских изобретателей. [1]

Международное сотрудничество

[ редактировать ]

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Кыргызстан является членом нескольких международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе , Организацию экономического сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества . Кыргызстан и другие четыре республики также являются членами Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-членов приняли Стратегию ЦАРЭС-2020 , план дальнейшего развития регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США будет инвестировано в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики для повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества в целях поддержания и развития своих транспортных сетей, а также энергетических, коммуникационных и ирригационных систем. [1]

Совокупное количество статей выходцев из Центральной Азии в период с 2008 по 2013 год по областям науки. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.6.

Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз в 2014 году, вскоре после его основания Казахстаном, Беларусью и Российской Федерацией. Армения также является членом. Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным и хорошо кодифицировано в юридических текстах, ожидается, что Евразийский экономический союз окажет ограниченное дополнительное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями и научными кругами, но может способствовать развитию деловых связей. и научная мобильность, поскольку она включает в себя обеспечение свободного обращения рабочей силы и единство патентного регулирования. [1] [8]

Кыргызстан принял участие в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Целью этого проекта является поощрение стран Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020 , восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В центре внимания этих исследовательских проектов находятся три социальные проблемы, которые считаются представляющими взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергетика и здравоохранение. IncoNet CA опирается на опыт более ранних проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA специализируется на партнерстве исследовательских центров в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских учреждений из Австрии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный конкурс проектных заявок от учреждений-побратимов – университетов, компаний и исследовательских институтов – на финансирование в размере до 10 000 евро, чтобы они могли посещать объекты друг друга для обсуждения проектных идей или подготовки совместных мероприятий. как мастерские. [1]

Международный центр науки и технологий (МНТЦ) был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. Филиалы МНТЦ созданы в следующих странах-участницах соглашения: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Штаб-квартира МНТЦ была перенесена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о выходе из центра. [1]

Кыргызстан является членом Всемирной торговой организации с 1998 года.

Источники

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 365-377, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Мухитдинова, Насиба (2015). Средняя Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 365–387. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  2. ^ «База данных Центра статистических, экономических и социальных исследований и обучения исламских стран (SESRIC)» . Организация исламского сотрудничества . 2014.
  3. ^ «База данных о государственных расходах на высшее образование в процентах от ВВП» . Статистический институт ЮНЕСКО . 6 июня 2017 г.
  4. ^ ВОИС (2022 г.). Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание . Всемирная организация интеллектуальной собственности. дои : 10.34667/tind.46596 . ISBN  978-92-805-3432-0 . Проверено 30 октября 2023 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  5. ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
  6. ^ Сатке, Рыселди (27 марта 2014 г.). «Россия усиливает контроль над Кыргызстаном» . Обзор Nikkei Asia . Проверено 6 июня 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Эрокал, Д. и И. Егоров (2021) Страны Черноморского бассейна. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
  8. ^ Эрокал, Дениз; Егоров, Игорь (2015). Страны бассейна Черного моря. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 324–341. ISBN  978-92-3-100129-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98eaebbdd7ce4851b4c83c3df75337f1__1715817180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/f1/98eaebbdd7ce4851b4c83c3df75337f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Kyrgyzstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)