Jump to content

Наука и технологии в Таджикистане

Наука и технологии в Таджикистане исследуют усилия правительства по развитию национальной инновационной системы и влияние этой политики.

Социально-экономический контекст

[ редактировать ]
Тенденции роста ВВП в Центральной Азии, 2000−2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.1.

Таджикистан имеет самое быстрорастущее население в Центральной Азии (2,42% в 2014 году) и занимает самое низкое место среди республик Центральной Азии по индексу человеческого развития (133-е место в 2013 году). У него также самый низкий ВВП на душу населения в регионе, хотя в период с 2008 по 2013 год он вырос с $1788 до $2512 (в долларах по текущему паритету покупательной способности). [1]

В последние годы в Таджикистане наблюдается сильный рост благодаря различным экономическим реформам, включая развитие новых секторов, таких как гидроэнергетика и туризм, а также эффективным мерам по обеспечению макроэкономической стабильности. Страна обладает значительными активами: помимо пресной воды и разнообразных минеральных ресурсов, в том числе золота, она имеет относительно большие просторы неосвоенных земель, пригодных для сельского хозяйства и экологически чистых культур, относительно недорогую рабочую силу и занимает стратегическое географическое положение, благодаря своей границе. с Китаем, что делает его местом транзита товаров и транспортных сетей. [1]

Хотя за последнее десятилетие как экспорт, так и импорт впечатляюще выросли, Таджикистан остается уязвимым перед экономическими потрясениями из-за своей зависимости от экспорта сырья, ограниченного круга торговых партнеров и незначительных производственных мощностей. В последние годы экономика столкнулась с колебаниями мирового спроса на хлопок, алюминий и другие металлы (кроме золота). Алюминий и хлопок-сырец являются основными статьями экспорта, а Таджикская алюминиевая компания является основным промышленным активом страны. В январе 2014 года министр сельского хозяйства объявил о намерении правительства сократить площади, обрабатываемые хлопком, чтобы освободить место для других культур. [1]

ВВП в Центральной Азии по секторам экономики, 2005 и 2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году, рисунок 14.2.

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Таджикистан проводит структурные реформы для повышения конкурентоспособности по мере постепенного перехода от экономики, контролируемой государством, к рыночной экономике. В частности, правительство стремится модернизировать промышленный сектор и способствовать развитию сферы услуг, чтобы снизить долю сельского хозяйства в ВВП. Однако в период с 2005 по 2013 год доля сельского хозяйства в экономике Таджикистана фактически выросла с 24% до 27% ВВП. Хотя сектор услуг увеличился с 45% до 51% ВВП, доля промышленности снизилась с 31% до 22% ВВП. Внутри промышленности доля обрабатывающей промышленности сократилась вдвое до 11% ВВП. [1]

Помимо широко распространенной бедности, страна сталкивается и с другими проблемами: необходимостью развития верховенства закона; высокая стоимость борьбы с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом на границе; низкое проникновение Интернета (16% населения в 2013 г.) и небольшой внутренний рынок. Государственный сектор не структурирован для удовлетворения потребностей рыночной экономики, а планы и стратегии развития не являются ни взаимосвязанными, ни вертикально интегрированными. Потенциальные партнеры в частном секторе и гражданском обществе недостаточно вовлечены в процесс развития. Ситуация усугубляется тем, что скромное выделение финансовых ресурсов часто оказывается недостаточным для достижения целей, изложенных в национальных стратегических документах. Страна также страдает от неадекватной статистики. Эти факторы влияют на реализацию Национальной стратегии развития на 2005-2015 годы, которая была разработана президентом Эмомали Рахмоном, чтобы помочь стране достичь Целей развития тысячелетия . [1]

Образование

[ редактировать ]

В сфере образования Национальная стратегия развития на 2005-2015 годы фокусируется на институциональной и экономической реформе системы образования, а также на повышении потенциала сектора образования в предоставлении услуг. Ключевые проблемы, которые необходимо преодолеть, включают широко распространенное недоедание и болезни среди детей, приводящие к прогулам; низкая квалификация преподавательского состава; низкооплачиваемые учителя, что влияет на моральный дух и поощряет коррупцию; нехватка современных учебников; неэффективные методы оценки; и неадекватные учебные программы на всех уровнях образования для удовлетворения потребностей современного мира, включая отсутствие научно обоснованных учебных программ на некоторых уровнях. [1]

Согласно прогнозам, число учащихся средних школ может вырасти на 40% в период с 2005 по 2015 год. Недавнее исследование выявило нехватку 600 000 мест для школьников, отсутствие отопления и водопровода в четверти школ и отсутствие туалетов в 35%. Доступ в Интернет предоставляется редко, даже в школах, оснащенных компьютерами, из-за частых отключений электричества и нехватки обученного персонала. В последние годы гендерный разрыв в посещаемости школы увеличился среди учащихся 9–11 классов, особенно в пользу мальчиков. [1]

Таджикистан увеличивает инвестиции в образование с 2003 года. В 2014 году правительство инвестировало в образование 5,23% ВВП по сравнению с 4,10% ВВП в 2008 году и 2,77% ВВП в 2003 году. Доля ВВП, выделяемая на высшее образование, также увеличилась. Тем не менее, государственные расходы на образование остаются значительно ниже уровня 1991 года (8,9% ВВП), когда Таджикистан еще был частью Советского Союза . [2]

Чтобы компенсировать дефицит финансирования и удовлетворить насущные потребности, система образования становится все более зависимой от «неофициальных платежей» и международной помощи. Более того, административные барьеры препятствуют установлению эффективного государственно-частного партнерства, ограничивая участие частного сектора, в частности, на дошкольном, профессиональном и университетском уровнях. Кажется маловероятным, что Таджикистан достигнет цели, заложенной в его Национальной стратегии развития , по приватизации 30% этих учреждений к 2015 году. [1]

Другие цели до 2015 года включают обеспечение всех учеников адекватными учебниками, более широкое вовлечение местных сообществ в решение проблем, децентрализацию финансирования образования, ежегодную переподготовку 25% учителей и открытие не менее 450 новых школ, все из которых должны быть оснащены отоплением и водоснабжением. и санитария, а также отремонтированные школы. Не менее 50% школ также должны получить доступ к Интернету. [1]

Вопросы политики в области науки и техники

[ редактировать ]

Актуальность исследования

[ редактировать ]

Таджикистан все еще может рассчитывать на довольно сильную кадровую базу в науке, но скудные ресурсы, доступные для исследований и разработок, слишком разбросаны по широкому кругу областей. Кроме того, исследования не связаны с решением проблем и потребностями рынка. Научно-исследовательские институты также имеют слабые связи с образовательными учреждениями, что затрудняет совместное использование таких объектов, как лаборатории. Плохое распространение информационных и коммуникационных технологий также препятствует международному научному сотрудничеству и обмену информацией. [1]

Осознавая эти проблемы, правительство намерено реформировать научный сектор. В 2015 году планировалось провести инвентаризацию и анализ тем исследований научных учреждений с целью повышения их актуальности. Будут приняты целевые программы фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям научного и экономического развития, не менее 50% научных проектов будут иметь практическое применение. Ученым предлагается подавать заявки на конкурсные гранты, предлагаемые правительством и международными организациями и фондами, а контрактные исследования будут постепенно вводиться для высокоприоритетных исследований во всех науках. Сопутствующие научные объекты будут отремонтированы и оснащены, в том числе доступом в Интернет. Также создается база данных научной информации. [1]

В октябре 2014 года в Душанбе Таджикистан провел свой первый форум изобретателей под названием «От изобретения к инновациям». Форум, организованный Национальным центром патентов и информации Министерства экономического развития и торговли в партнерстве с международными организациями, обсудил потребности частного сектора и способствовал развитию международных связей. [1]

Гендерные вопросы

[ редактировать ]

Хотя существует политика предоставления женщинам равных прав и возможностей, эта политика недостаточно финансируется и плохо понимается государственными служащими на всех уровнях правительства. Между государством, гражданским обществом и деловым миром также мало сотрудничества, когда дело доходит до реализации национальной гендерной политики. В результате женщины часто оказываются исключенными из общественной жизни и процессов принятия решений, хотя они все чаще становятся кормильцами семьи. В рамках текущей административной реформы в рамках Национальной стратегии развития гендерные аспекты должны быть приняты во внимание при разработке проекта. будущих бюджетов. В действующее законодательство будут внесены поправки для поддержки целей гендерного равенства и обеспечения равного доступа мужчин и женщин к среднему и высшему образованию, кредитам, информации, консультационным услугам и, в случае предпринимателей, к венчурному капиталу и другим ресурсам. Политика также будет направлена ​​на устранение гендерных стереотипов в общественном сознании и предотвращение насилия в отношении женщин. [1]

Вопросы политики, 2015–2019 гг.

[ редактировать ]

Расширение возможностей частного сектора

[ редактировать ]

Таджикистан содействует появлению микропредприятий и МСП, облегчая предпринимателям доступ к финансированию, особенно для возвращающихся мигрантов, а также продвигая экспорт в агропромышленном секторе. Казалось бы, эти реформы сработали, поскольку в 2016–2017 годах было открыто 300 таких предприятий. По данным ОЭСР, [3] страна добилась «видимого прогресса» в сфере спроса, реализуя программы обучения для возвращающихся мигрантов и поддерживая финансовую грамотность. Однако что касается предложения, то шаги по облегчению банковских переводов и созданию фондов государственной поддержки были отложены из-за внешних и внутренних потрясений. [4]

Необходимы более глубокие реформы для расширения возможностей частного сектора. Обзор литературы, проведенный Институтом исследований развития, показал, что многие проблемы, с которыми сталкивается частный сектор в Таджикистане, «уходят корнями в слабое управление», особенно в финансовом секторе, на государственных предприятиях и в связанных с бизнесом подразделениях. государственное управление. Фискальная система также нуждалась в срочной реформе. [5] [4]

Исследовательская деятельность

[ редактировать ]

По словам Мамадшо Илолова, президента Академии наук, появились некоторые государственно-частные и неправительственные инициативы, но традиционные структуры остаются доминирующими. Академия наук — эпицентр науки в стране; он организует исследовательскую деятельность в более мелких институтах и ​​реализует соответствующее законодательство. [6] [4]

По состоянию на 2014 год в НИОКР участвовало 100 учреждений. По данным национальной статистики, в них работало 18 000 генеральных сотрудников и 20 756 исследователей. Распределение финансирования регулируется тремя основными механизмами: основное финансирование направляется институтам и центрам для поддержки исследовательской инфраструктуры; целевое финансирование поддерживает крупномасштабные исследования с участием промышленности и малого и среднего бизнеса; а тематическое финансирование предлагает конкурентоспособные гранты на исследовательские проекты по темам. [6] [4]

Национальный план развития

[ редактировать ]

Наука остается приоритетом Национальной стратегии развития до 2030 года (2016 г.), реализация которой разделена на три пятилетних этапа. Его основными целями являются обеспечение энергетической безопасности, развитие связей в сфере телекоммуникаций и транспорта, гарантия продовольственной безопасности и расширение производительной занятости. [5] [4]

Стратегия имеет широкие амбиции. На уровне экономической реформы он выступает за продвижение экспорта, импортозамещение и инвестиции, которые должны быть достигнуты путем расширения возможностей государственного управления, устранения барьеров для частного предпринимательства, правовой защиты прав собственности и улучшения профессиональной подготовки. Ожидается, что эти реформы обеспечат средние темпы экономического роста на уровне 6–7% в год, что позволит сократить бедность почти вдвое до 15% населения к 2030 году. [5] [4]

Тенденции расходов на исследования в Центральной Азии, в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: 2030 (2015), рисунок 14.3.
[ редактировать ]

Финансовые инвестиции

[ редактировать ]
Исследователи Центральной Азии по секторам занятости (HC), 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.5.

Внутренние расходы на исследования и разработки увеличились на 157% в период с 2007 по 2013 год (до 20,9 миллионов долларов США по ППС в постоянных долларах ППС 2005 года), но это едва ли привело к увеличению интенсивности исследований в Таджикистане, которая выросла лишь с 0,07% до 0,12% ВВП за тот же период. . Труднее улучшить соотношение расходов на исследования к ВВП, когда экономический рост сильный: экономика Таджикистана росла более чем на 6% в год на протяжении большей части периода между 2007 и 2013 годами. [1]

В 2018 году Таджикистан направил на исследования и разработки 0,1% ВВП. [4]

Человеческие ресурсы

[ редактировать ]

В 2013 году в Таджикистане насчитывалось 262 исследователей (по численности) на миллион жителей по сравнению со средним мировым показателем в 1083 на миллион жителей (в эквиваленте полной занятости). Исследователи были довольно равномерно распределены по различным областям науки, но больше всего тяготели к естественным наукам (24% всех исследователей) и сельскохозяйственным наукам (22%). Исследователи были наняты либо правительством (70%), либо сектором высшего образования (30%), что позволяет предположить, что промышленных исследований не существует. [1]

В 2018 году в Таджикистане насчитывалось 292 исследователей на миллион жителей (в поголовье). [4]

Среди выпускников университетов в 2012 году в Таджикистане было такое же соотношение аспирантов наук (3,9 на миллион населения), как и в Казахстане (4,4 на миллион). [1]

доля женщин-исследователей превышала 40% В Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане после распада Советского Союза , но только каждый третий таджикский учёный (34%) был женщиной в 2013 году по сравнению с 40% в 2002 году. 11% кандидатов наук в 2012 году, самый низкий показатель в Центральной Азии. Данные для инжиниринга недоступны. [1]

Исследователи Центральной Азии по областям науки, 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.4.

Таблица: Кандидаты наук и техники, полученные в Центральной Азии, 2013 или ближайший год

доктора философии Кандидаты наук Кандидаты технических наук
Общий Женщины (%) Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число женщин-докторов наук на миллион населения Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число женщин-докторов наук на миллион населения
Казахстан (2013) 247 51 73 60 4.4 2.7 37 38 2.3 0.9
Кыргызстан (2012) 499 63 91 63 16.6 10.4 54 63
Таджикистан (2012 г.) 331 11 31 3.9 14
Узбекистан

(2011)

838 42 152 30 5.4 1.6 118 27.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.

Примечание. Выпускники PhD в области естественных наук охватывают науки о жизни, физические науки, математику и статистику, а также вычислительную технику; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. В Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.

Таблица: Исследователи Центральной Азии по областям науки и полу, 2013 г. или ближайший год

Всего исследователей (количество сотрудников) Исследователи по областям науки (количество сотрудников)
Естественные науки Инженерия и технологии Медицинские и медицинские науки Сельскохозяйственные науки Социальные науки Гуманитарные науки
Всего исследователей На миллион населения. Количество женщин Женщины (% Общий Женщины (% Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%)
Казахстан

2013

17 195 1 046 8 849 51.5 5 091 51.9 4 996 44.7 1 068 69.5 2 150 43.4 1 776 61.0 2 114 57.5
Кыргызстан

2011

2 224 412 961 43.2 593 46.5 567 30.0 393 44.0 212 50.0 154 42.9 259 52.1
Таджикистан

2013

2 152 262 728 33.8 509 30.3 206 18.0 374 67.6 472 23.5 335 25.7 256 34.0
Узбекистан

2011

30 890 1 097 12 639 40.9 6 910 35.3 4 982 30.1 3 659 53.6 1 872 24.8 6 817 41.2 6 650 52.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1. Данные по Туркменистану недоступны.

Научные публикации из Центральной Азии, каталогизированные Thomson Reuters' Web of Science, Расширенный индекс научного цитирования, 2005–2014 гг., Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.6

Результаты исследования

[ редактировать ]

Научная продуктивность Таджикистана остается низкой. Таджикские ученые опубликовали 32 статьи в международных каталогизированных журналах в 2005 году и 46 в 2014 году. Это соответствует пяти статьям на миллион жителей в 2014 году. Для сравнения: средний мировой показатель в 2013 году составил 176 статей на миллион, а средний показатель для стран Африки к югу от Сахары составляло 20 на миллион. В 2014 году в Казахстане было опубликовано 36 статей на миллион жителей. [1] Язык может играть роль в небольшом количестве статей о Центральной Азии в международных журналах, поскольку в базе данных Thomson Reuters обычно отдаются предпочтение статьям, написанным на английском языке.

В период с 2008 по 2014 год три основных партнера таджикских ученых находились в Пакистане (99 статей в соавторстве), Российской Федерации (58), Соединенных Штатах Америки (44), Германии (26) и Великобритании (20), По данным Web of Science Thomson Reuters. [1]

В период с 2008 по 2013 год в Ведомстве по патентам и товарным знакам США не было зарегистрировано ни одного патента Кыргызстана, Таджикистана или Туркменистана, по сравнению с пятью патентами казахстанских изобретателей и тремя патентами узбекских изобретателей. [1]

Международное сотрудничество

[ редактировать ]
Совокупное количество статей выходцев из Центральной Азии в период с 2008 по 2013 год по областям науки. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.6.

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Таджикистан является членом нескольких международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе , Организацию экономического сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества . Таджикистан и другие четыре республики также являются членами Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-членов приняли Стратегию ЦАРЭС-2020 , план дальнейшего развития регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США будет инвестировано в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики для повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества в целях поддержания и развития своих транспортных сетей, а также энергетических, коммуникационных и ирригационных систем. [1]

Таджикистан принял участие в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Целью этого проекта является поощрение стран Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020 , восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В центре внимания этих исследовательских проектов находятся три социальные проблемы, которые считаются представляющими взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергетика и здравоохранение. IncoNet CA опирается на опыт более ранних проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA специализируется на партнерстве исследовательских центров в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских учреждений из Австрии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный конкурс проектных заявок от учреждений-побратимов – университетов, компаний и исследовательских институтов – на финансирование в размере до 10 000 евро, чтобы они могли посещать объекты друг друга для обсуждения проектных идей или подготовки совместных мероприятий. как мастерские. [1]

Международный центр науки и технологий (МНТЦ) был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. Филиалы МНТЦ созданы в следующих странах-участницах соглашения: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Штаб-квартира МНТЦ была перенесена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о выходе из центра. [1]

Таджикистан является членом Всемирной торговой организации с 2013 года.

Источники

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 365-377, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мухитдинова, Насиба (2015). Средняя Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 365–387. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  2. ^ «База данных о государственных расходах на образование в процентах от ВВП» . Статистический институт ЮНЕСКО . 6 июня 2017 г.
  3. ^ ОЭСР (2018) Мониторинг реформ конкурентоспособности в Таджикистане. Примечание экспертной оценки. Организация экономического сотрудничества и развития: Париж.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ю. Сулейменов (2021) Центральная Азия. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
  5. ^ Jump up to: а б с Прайс, РА (2018) Экономическое развитие в Таджикистане. Отчет службы поддержки K4D. Институт исследований развития: Брайтон, Великобритания.
  6. ^ Jump up to: а б Илолов М. и К. Сакина (2017) Наука, технологии и инновационная политика в Таджикистане: современное состояние и основные моменты. Азиатские исследованияПолитика, 8 (1): 1–8.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5c267765033edf8f8911373d5a7c45c__1709572260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/5c/a5c267765033edf8f8911373d5a7c45c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Tajikistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)