Наука и технологии в Таджикистане
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Наука и технологии в Таджикистане исследуют усилия правительства по развитию национальной инновационной системы и влияние этой политики.
Социально-экономический контекст
[ редактировать ]Таджикистан имеет самое быстрорастущее население в Центральной Азии (2,42% в 2014 году) и занимает самое низкое место среди республик Центральной Азии по индексу человеческого развития (133-е место в 2013 году). У него также самый низкий ВВП на душу населения в регионе, хотя в период с 2008 по 2013 год он вырос с $1788 до $2512 (в долларах по текущему паритету покупательной способности). [1]
В последние годы в Таджикистане наблюдается сильный рост благодаря различным экономическим реформам, включая развитие новых секторов, таких как гидроэнергетика и туризм, а также эффективным мерам по обеспечению макроэкономической стабильности. Страна обладает значительными активами: помимо пресной воды и разнообразных минеральных ресурсов, в том числе золота, она имеет относительно большие просторы неосвоенных земель, пригодных для сельского хозяйства и экологически чистых культур, относительно недорогую рабочую силу и занимает стратегическое географическое положение, благодаря своей границе. с Китаем, что делает его местом транзита товаров и транспортных сетей. [1]
Хотя за последнее десятилетие как экспорт, так и импорт впечатляюще выросли, Таджикистан остается уязвимым перед экономическими потрясениями из-за своей зависимости от экспорта сырья, ограниченного круга торговых партнеров и незначительных производственных мощностей. В последние годы экономика столкнулась с колебаниями мирового спроса на хлопок, алюминий и другие металлы (кроме золота). Алюминий и хлопок-сырец являются основными статьями экспорта, а Таджикская алюминиевая компания является основным промышленным активом страны. В январе 2014 года министр сельского хозяйства объявил о намерении правительства сократить площади, обрабатываемые хлопком, чтобы освободить место для других культур. [1]
Как и другие четыре республики Центральной Азии, Таджикистан проводит структурные реформы для повышения конкурентоспособности по мере постепенного перехода от экономики, контролируемой государством, к рыночной экономике. В частности, правительство стремится модернизировать промышленный сектор и способствовать развитию сферы услуг, чтобы снизить долю сельского хозяйства в ВВП. Однако в период с 2005 по 2013 год доля сельского хозяйства в экономике Таджикистана фактически выросла с 24% до 27% ВВП. Хотя сектор услуг увеличился с 45% до 51% ВВП, доля промышленности снизилась с 31% до 22% ВВП. Внутри промышленности доля обрабатывающей промышленности сократилась вдвое до 11% ВВП. [1]
Помимо широко распространенной бедности, страна сталкивается и с другими проблемами: необходимостью развития верховенства закона; высокая стоимость борьбы с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом на границе; низкое проникновение Интернета (16% населения в 2013 г.) и небольшой внутренний рынок. Государственный сектор не структурирован для удовлетворения потребностей рыночной экономики, а планы и стратегии развития не являются ни взаимосвязанными, ни вертикально интегрированными. Потенциальные партнеры в частном секторе и гражданском обществе недостаточно вовлечены в процесс развития. Ситуация усугубляется тем, что скромное выделение финансовых ресурсов часто оказывается недостаточным для достижения целей, изложенных в национальных стратегических документах. Страна также страдает от неадекватной статистики. Эти факторы влияют на реализацию Национальной стратегии развития на 2005-2015 годы, которая была разработана президентом Эмомали Рахмоном, чтобы помочь стране достичь Целей развития тысячелетия . [1]
Образование
[ редактировать ]В сфере образования Национальная стратегия развития на 2005-2015 годы фокусируется на институциональной и экономической реформе системы образования, а также на повышении потенциала сектора образования в предоставлении услуг. Ключевые проблемы, которые необходимо преодолеть, включают широко распространенное недоедание и болезни среди детей, приводящие к прогулам; низкая квалификация преподавательского состава; низкооплачиваемые учителя, что влияет на моральный дух и поощряет коррупцию; нехватка современных учебников; неэффективные методы оценки; и неадекватные учебные программы на всех уровнях образования для удовлетворения потребностей современного мира, включая отсутствие научно обоснованных учебных программ на некоторых уровнях. [1]
Согласно прогнозам, число учащихся средних школ может вырасти на 40% в период с 2005 по 2015 год. Недавнее исследование выявило нехватку 600 000 мест для школьников, отсутствие отопления и водопровода в четверти школ и отсутствие туалетов в 35%. Доступ в Интернет предоставляется редко, даже в школах, оснащенных компьютерами, из-за частых отключений электричества и нехватки обученного персонала. В последние годы гендерный разрыв в посещаемости школы увеличился среди учащихся 9–11 классов, особенно в пользу мальчиков. [1]
Таджикистан увеличивает инвестиции в образование с 2003 года. В 2014 году правительство инвестировало в образование 5,23% ВВП по сравнению с 4,10% ВВП в 2008 году и 2,77% ВВП в 2003 году. Доля ВВП, выделяемая на высшее образование, также увеличилась. Тем не менее, государственные расходы на образование остаются значительно ниже уровня 1991 года (8,9% ВВП), когда Таджикистан еще был частью Советского Союза . [2]
Чтобы компенсировать дефицит финансирования и удовлетворить насущные потребности, система образования становится все более зависимой от «неофициальных платежей» и международной помощи. Более того, административные барьеры препятствуют установлению эффективного государственно-частного партнерства, ограничивая участие частного сектора, в частности, на дошкольном, профессиональном и университетском уровнях. Кажется маловероятным, что Таджикистан достигнет цели, заложенной в его Национальной стратегии развития , по приватизации 30% этих учреждений к 2015 году. [1]
Другие цели до 2015 года включают обеспечение всех учеников адекватными учебниками, более широкое вовлечение местных сообществ в решение проблем, децентрализацию финансирования образования, ежегодную переподготовку 25% учителей и открытие не менее 450 новых школ, все из которых должны быть оснащены отоплением и водоснабжением. и санитария, а также отремонтированные школы. Не менее 50% школ также должны получить доступ к Интернету. [1]
Вопросы политики в области науки и техники
[ редактировать ]Актуальность исследования
[ редактировать ]Таджикистан все еще может рассчитывать на довольно сильную кадровую базу в науке, но скудные ресурсы, доступные для исследований и разработок, слишком разбросаны по широкому кругу областей. Кроме того, исследования не связаны с решением проблем и потребностями рынка. Научно-исследовательские институты также имеют слабые связи с образовательными учреждениями, что затрудняет совместное использование таких объектов, как лаборатории. Плохое распространение информационных и коммуникационных технологий также препятствует международному научному сотрудничеству и обмену информацией. [1]
Осознавая эти проблемы, правительство намерено реформировать научный сектор. В 2015 году планировалось провести инвентаризацию и анализ тем исследований научных учреждений с целью повышения их актуальности. Будут приняты целевые программы фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям научного и экономического развития, не менее 50% научных проектов будут иметь практическое применение. Ученым предлагается подавать заявки на конкурсные гранты, предлагаемые правительством и международными организациями и фондами, а контрактные исследования будут постепенно вводиться для высокоприоритетных исследований во всех науках. Сопутствующие научные объекты будут отремонтированы и оснащены, в том числе доступом в Интернет. Также создается база данных научной информации. [1]
В октябре 2014 года в Душанбе Таджикистан провел свой первый форум изобретателей под названием «От изобретения к инновациям». Форум, организованный Национальным центром патентов и информации Министерства экономического развития и торговли в партнерстве с международными организациями, обсудил потребности частного сектора и способствовал развитию международных связей. [1]
Гендерные вопросы
[ редактировать ]Хотя существует политика предоставления женщинам равных прав и возможностей, эта политика недостаточно финансируется и плохо понимается государственными служащими на всех уровнях правительства. Между государством, гражданским обществом и деловым миром также мало сотрудничества, когда дело доходит до реализации национальной гендерной политики. В результате женщины часто оказываются исключенными из общественной жизни и процессов принятия решений, хотя они все чаще становятся кормильцами семьи. В рамках текущей административной реформы в рамках Национальной стратегии развития гендерные аспекты должны быть приняты во внимание при разработке проекта. будущих бюджетов. В действующее законодательство будут внесены поправки для поддержки целей гендерного равенства и обеспечения равного доступа мужчин и женщин к среднему и высшему образованию, кредитам, информации, консультационным услугам и, в случае предпринимателей, к венчурному капиталу и другим ресурсам. Политика также будет направлена на устранение гендерных стереотипов в общественном сознании и предотвращение насилия в отношении женщин. [1]
Вопросы политики, 2015–2019 гг.
[ редактировать ]Расширение возможностей частного сектора
[ редактировать ]Таджикистан содействует появлению микропредприятий и МСП, облегчая предпринимателям доступ к финансированию, особенно для возвращающихся мигрантов, а также продвигая экспорт в агропромышленном секторе. Казалось бы, эти реформы сработали, поскольку в 2016–2017 годах было открыто 300 таких предприятий. По данным ОЭСР, [3] страна добилась «видимого прогресса» в сфере спроса, реализуя программы обучения для возвращающихся мигрантов и поддерживая финансовую грамотность. Однако что касается предложения, то шаги по облегчению банковских переводов и созданию фондов государственной поддержки были отложены из-за внешних и внутренних потрясений. [4]
Необходимы более глубокие реформы для расширения возможностей частного сектора. Обзор литературы, проведенный Институтом исследований развития, показал, что многие проблемы, с которыми сталкивается частный сектор в Таджикистане, «уходят корнями в слабое управление», особенно в финансовом секторе, на государственных предприятиях и в связанных с бизнесом подразделениях. государственное управление. Фискальная система также нуждалась в срочной реформе. [5] [4]
Исследовательская деятельность
[ редактировать ]По словам Мамадшо Илолова, президента Академии наук, появились некоторые государственно-частные и неправительственные инициативы, но традиционные структуры остаются доминирующими. Академия наук — эпицентр науки в стране; он организует исследовательскую деятельность в более мелких институтах и реализует соответствующее законодательство. [6] [4]
По состоянию на 2014 год в НИОКР участвовало 100 учреждений. По данным национальной статистики, в них работало 18 000 генеральных сотрудников и 20 756 исследователей. Распределение финансирования регулируется тремя основными механизмами: основное финансирование направляется институтам и центрам для поддержки исследовательской инфраструктуры; целевое финансирование поддерживает крупномасштабные исследования с участием промышленности и малого и среднего бизнеса; а тематическое финансирование предлагает конкурентоспособные гранты на исследовательские проекты по темам. [6] [4]
Национальный план развития
[ редактировать ]Наука остается приоритетом Национальной стратегии развития до 2030 года (2016 г.), реализация которой разделена на три пятилетних этапа. Его основными целями являются обеспечение энергетической безопасности, развитие связей в сфере телекоммуникаций и транспорта, гарантия продовольственной безопасности и расширение производительной занятости. [5] [4]
Стратегия имеет широкие амбиции. На уровне экономической реформы он выступает за продвижение экспорта, импортозамещение и инвестиции, которые должны быть достигнуты путем расширения возможностей государственного управления, устранения барьеров для частного предпринимательства, правовой защиты прав собственности и улучшения профессиональной подготовки. Ожидается, что эти реформы обеспечат средние темпы экономического роста на уровне 6–7% в год, что позволит сократить бедность почти вдвое до 15% населения к 2030 году. [5] [4]
Тенденции исследований
[ редактировать ]Финансовые инвестиции
[ редактировать ]Внутренние расходы на исследования и разработки увеличились на 157% в период с 2007 по 2013 год (до 20,9 миллионов долларов США по ППС в постоянных долларах ППС 2005 года), но это едва ли привело к увеличению интенсивности исследований в Таджикистане, которая выросла лишь с 0,07% до 0,12% ВВП за тот же период. . Труднее улучшить соотношение расходов на исследования к ВВП, когда экономический рост сильный: экономика Таджикистана росла более чем на 6% в год на протяжении большей части периода между 2007 и 2013 годами. [1]
В 2018 году Таджикистан направил на исследования и разработки 0,1% ВВП. [4]
Человеческие ресурсы
[ редактировать ]В 2013 году в Таджикистане насчитывалось 262 исследователей (по численности) на миллион жителей по сравнению со средним мировым показателем в 1083 на миллион жителей (в эквиваленте полной занятости). Исследователи были довольно равномерно распределены по различным областям науки, но больше всего тяготели к естественным наукам (24% всех исследователей) и сельскохозяйственным наукам (22%). Исследователи были наняты либо правительством (70%), либо сектором высшего образования (30%), что позволяет предположить, что промышленных исследований не существует. [1]
В 2018 году в Таджикистане насчитывалось 292 исследователей на миллион жителей (в поголовье). [4]
Среди выпускников университетов в 2012 году в Таджикистане было такое же соотношение аспирантов наук (3,9 на миллион населения), как и в Казахстане (4,4 на миллион). [1]
доля женщин-исследователей превышала 40% В Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане после распада Советского Союза , но только каждый третий таджикский учёный (34%) был женщиной в 2013 году по сравнению с 40% в 2002 году. 11% кандидатов наук в 2012 году, самый низкий показатель в Центральной Азии. Данные для инжиниринга недоступны. [1]
Таблица: Кандидаты наук и техники, полученные в Центральной Азии, 2013 или ближайший год
доктора философии | Кандидаты наук | Кандидаты технических наук | ||||||||
Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (% | Всего на миллион населения | Число женщин-докторов наук на миллион населения | Общий | Женщины (% | Всего на миллион населения | Число женщин-докторов наук на миллион населения | |
Казахстан (2013) | 247 | 51 | 73 | 60 | 4.4 | 2.7 | 37 | 38 | 2.3 | 0.9 |
Кыргызстан (2012) | 499 | 63 | 91 | 63 | 16.6 | 10.4 | 54 | 63 | – | – |
Таджикистан (2012 г.) | 331 | 11 | 31 | – | 3.9 | – | 14 | – | – | – |
Узбекистан (2011) | 838 | 42 | 152 | 30 | 5.4 | 1.6 | 118 | 27.0 | – | – |
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.
Примечание. Выпускники PhD в области естественных наук охватывают науки о жизни, физические науки, математику и статистику, а также вычислительную технику; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. В Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.
Таблица: Исследователи Центральной Азии по областям науки и полу, 2013 г. или ближайший год
Всего исследователей (количество сотрудников) | Исследователи по областям науки (количество сотрудников) | |||||||||||||||
Естественные науки | Инженерия и технологии | Медицинские и медицинские науки | Сельскохозяйственные науки | Социальные науки | Гуманитарные науки | |||||||||||
Всего исследователей | На миллион населения. | Количество женщин | Женщины (% | Общий | Женщины (% | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | |
Казахстан 2013 | 17 195 | 1 046 | 8 849 | 51.5 | 5 091 | 51.9 | 4 996 | 44.7 | 1 068 | 69.5 | 2 150 | 43.4 | 1 776 | 61.0 | 2 114 | 57.5 |
Кыргызстан 2011 | 2 224 | 412 | 961 | 43.2 | 593 | 46.5 | 567 | 30.0 | 393 | 44.0 | 212 | 50.0 | 154 | 42.9 | 259 | 52.1 |
Таджикистан 2013 | 2 152 | 262 | 728 | 33.8 | 509 | 30.3 | 206 | 18.0 | 374 | 67.6 | 472 | 23.5 | 335 | 25.7 | 256 | 34.0 |
Узбекистан 2011 | 30 890 | 1 097 | 12 639 | 40.9 | 6 910 | 35.3 | 4 982 | 30.1 | 3 659 | 53.6 | 1 872 | 24.8 | 6 817 | 41.2 | 6 650 | 52.0 |
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1. Данные по Туркменистану недоступны.
Результаты исследования
[ редактировать ]Научная продуктивность Таджикистана остается низкой. Таджикские ученые опубликовали 32 статьи в международных каталогизированных журналах в 2005 году и 46 в 2014 году. Это соответствует пяти статьям на миллион жителей в 2014 году. Для сравнения: средний мировой показатель в 2013 году составил 176 статей на миллион, а средний показатель для стран Африки к югу от Сахары составляло 20 на миллион. В 2014 году в Казахстане было опубликовано 36 статей на миллион жителей. [1] Язык может играть роль в небольшом количестве статей о Центральной Азии в международных журналах, поскольку в базе данных Thomson Reuters обычно отдаются предпочтение статьям, написанным на английском языке.
В период с 2008 по 2014 год три основных партнера таджикских ученых находились в Пакистане (99 статей в соавторстве), Российской Федерации (58), Соединенных Штатах Америки (44), Германии (26) и Великобритании (20), По данным Web of Science Thomson Reuters. [1]
В период с 2008 по 2013 год в Ведомстве по патентам и товарным знакам США не было зарегистрировано ни одного патента Кыргызстана, Таджикистана или Туркменистана, по сравнению с пятью патентами казахстанских изобретателей и тремя патентами узбекских изобретателей. [1]
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Как и другие четыре республики Центральной Азии, Таджикистан является членом нескольких международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе , Организацию экономического сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества . Таджикистан и другие четыре республики также являются членами Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-членов приняли Стратегию ЦАРЭС-2020 , план дальнейшего развития регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США будет инвестировано в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики для повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества в целях поддержания и развития своих транспортных сетей, а также энергетических, коммуникационных и ирригационных систем. [1]
Таджикистан принял участие в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Целью этого проекта является поощрение стран Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020 , восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В центре внимания этих исследовательских проектов находятся три социальные проблемы, которые считаются представляющими взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергетика и здравоохранение. IncoNet CA опирается на опыт более ранних проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA специализируется на партнерстве исследовательских центров в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских учреждений из Австрии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный конкурс проектных заявок от учреждений-побратимов – университетов, компаний и исследовательских институтов – на финансирование в размере до 10 000 евро, чтобы они могли посещать объекты друг друга для обсуждения проектных идей или подготовки совместных мероприятий. как мастерские. [1]
Международный центр науки и технологий (МНТЦ) был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. Филиалы МНТЦ созданы в следующих странах-участницах соглашения: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Штаб-квартира МНТЦ была перенесена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о выходе из центра. [1]
Таджикистан является членом Всемирной торговой организации с 2013 года.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 365-377, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мухитдинова, Насиба (2015). Средняя Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 365–387. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ «База данных о государственных расходах на образование в процентах от ВВП» . Статистический институт ЮНЕСКО . 6 июня 2017 г.
- ^ ОЭСР (2018) Мониторинг реформ конкурентоспособности в Таджикистане. Примечание экспертной оценки. Организация экономического сотрудничества и развития: Париж.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ю. Сулейменов (2021) Центральная Азия. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
- ^ Jump up to: а б с Прайс, РА (2018) Экономическое развитие в Таджикистане. Отчет службы поддержки K4D. Институт исследований развития: Брайтон, Великобритания.
- ^ Jump up to: а б Илолов М. и К. Сакина (2017) Наука, технологии и инновационная политика в Таджикистане: современное состояние и основные моменты. Азиатские исследованияПолитика, 8 (1): 1–8.