Наука и технологии в Узбекистане
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Наука и технологии в Узбекистане исследуют усилия правительства по развитию национальной инновационной системы и влияние этой политики.
Экономический контекст
[ редактировать ]Экономические показатели
[ редактировать ]С момента обретения независимости в 1991 году Узбекистан и другие четыре республики Центральной Азии постепенно переходят от контролируемой государством экономики к рыночной экономике. Все пять стран проводят государственную политику, направленную на защиту политической и экономической сфер от внешних потрясений. Это включает в себя поддержание торгового баланса, минимизацию государственного долга и накопление национальных резервов. Однако республики не могут полностью оградить себя от негативных внешних сил. Особенно важным является устойчиво слабое восстановление мирового промышленного производства и международной торговли с 2008 года. [1]
Хотя за последнее десятилетие и экспорт, и импорт впечатляюще выросли, республики остаются уязвимыми перед экономическими потрясениями из-за своей зависимости от экспорта сырья, ограниченного круга торговых партнеров и незначительных производственных мощностей. [1]
Узбекистан вышел относительно невредимым из мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, стабильно фиксируя экономический рост более 7%, начиная с 2007 года. Страна более или менее самообеспечена нефтью и природным газом и является крупным экспортером хлопка. На фоне сильного экономического роста национальная стратегия развития фокусируется на развитии новых высокотехнологичных отраслей и ориентации экономики на экспортные рынки. [1]
В то время как Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан являются членами Всемирной торговой организации с 1998, 2013 и 2015 годов соответственно, Узбекистан и Туркменистан приняли политику опоры на собственные силы. Симптомом этой политики является меньшая роль прямых иностранных инвестиций в Узбекистане. В 2015 году его вклад составил всего 1,6% ВВП после пика в 4,2% ВВП в 2010 году. В Узбекистане государство контролирует практически все стратегические сектора экономики, включая сельское хозяйство, производство и финансы, а иностранные инвесторы отводятся к менее важным секторам экономики. отрасли, например, туризм. [1]
Финансирование стратегических секторов экономики
Антикризисный пакет Узбекистана на 2009–2012 годы помог стране пережить финансовый кризис за счет вливания средств в стратегические секторы экономики. За период до 2015 года такими отраслями были энергетика, нефтегазовая промышленность; химическая, текстильная и автомобильная промышленность; цветные металлы; машиностроение; фармацевтические препараты; качественная переработка сельскохозяйственной продукции; и строительные материалы. [1]
В каждом из этих секторов, как правило, задействованы крупные компании, оснащенные конструкторскими бюро и лабораториями. Существуют также специализированные государственные учреждения, которые активно продвигают инновации. В их число входят Агентство по трансферу технологий (с 2008 г.), осуществляющее передачу технологий в регионы, ГУП «Научно-техническая информация» (с 2009 г.) и Агентство интеллектуальной собственности Узбекистана (с 2011 г.). [1]
Модернизация экономики
[ редактировать ]Как и его соседи по Центральной Азии, Узбекистан модернизирует промышленный сектор и способствует развитию сферы услуг посредством благоприятной для бизнеса налоговой политики и других мер, чтобы сократить долю сельского хозяйства в ВВП. В период с 2005 по 2013 год доля сельского хозяйства в Узбекистане упала с 28% до 19% ВВП. [1]
Одной из этих мер стало создание указом свободных индустриальных зон (СИЗ) для содействия модернизации всех секторов экономики. Первой СИЗ стала Навоийская область в декабре 2008 года. За ней последовали Ангренская в Ташкентской области в апреле 2012 года и Джизакская в Сырдарьинской области в марте 2013 года. Предприятия, созданные в этих СИЗ, уже произвели некоторые изобретения и участвуют в общественной жизни. частные партнерства, посредством которых они софинансируют инновационные проекты с Фондом реконструкции и развития Узбекистана, созданным в мае 2006 года. [1]
Наука и технологии
[ редактировать ]Приоритеты исследований
[ редактировать ]В 2012 году Комитет по координации развития науки и технологий сформулировал восемь приоритетов исследований и разработок (НИОКР) до 2020 года, исходя из потребностей промышленности. [1]
Первым из этих приоритетов является построение инновационной экономики путем укрепления верховенства закона. Инновации воспринимаются как средство демократизации общества в Узбекистане. Конечная цель продолжающейся правовой реформы – использовать инновации для решения социально-экономических проблем и повышения экономической конкурентоспособности. Контуры законопроекта об инновациях и инновационной деятельности впервые были намечены в указе президента от января 2011 года, посвященном углублению демократических реформ, в том числе за счет усиления статуса местных представителей. Этот законопроект также призван создать эффективный механизм тестирования, внедрения и коммерческого развития перспективных научных разработок. В нем предусмотрены дополнительные стимулы и вознаграждения для предприятий, разрабатывающих инновационные проекты, особенно в высокотехнологичных отраслях. В 2014 году законопроект был вынесен на общественное обсуждение с целью стимулирования дебатов. [1]
Второй и третий приоритеты исследований до 2020 года касаются энерго- и ресурсосбережения, а также развития использования возобновляемых источников энергии. В марте 2013 года указом президента были созданы два научно-исследовательских института для содействия развитию альтернативных источников энергии при финансировании Азиатского банка развития и других учреждений: Физико-технический институт СПУ (Институт физики Солнца) и Международный институт солнечной энергии. [1]
Тем временем Институт комплексных исследований региональных проблем Самарканда преобразован в проблемную лабораторию по решению экологических проблем при Самаркандском государственном университете. Это часть реформы, инициированной постановлением Кабинета Министров в феврале 2012 года. Всего реорганизуется более 10 учреждений Академии наук с целью переориентации академических исследований на решение проблем и обеспечения преемственности между фундаментальными и прикладными исследованиями. Еще одним институтом, затронутым реформой, является Научно-исследовательский институт математики и информационных технологий, который вошел в состав Национального университета Узбекистана. [1]
Информационные и коммуникационные технологии являются одним из восьми приоритетов исследований до 2020 года. Согласно базе данных Thomson Reuters, в период с 2008 по 2014 год узбекские исследования в области компьютерных наук опубликовали всего четыре статьи в международных журналах. [1]
Пятый приоритет исследований до 2020 года включает сельское хозяйство, биотехнологии, экологию и охрану окружающей среды, а шестой — медицину и фармакологию. Седьмой посвящен химическим технологиям и нанотехнологиям, а восьмой - наукам о Земле с упором на геологию, геофизику, сейсмологию и переработку минерального сырья. [1]
Национальная стратегия развития на 2017–2021 годы
[ редактировать ]Национальная стратегия развития на 2017–2021 годы формулирует повестку дня развития науки. В качестве приоритетных направлений реформы он определяет коммерциализацию результатов исследований и создание новых исследовательских лабораторий и центров передовых технологий. Научно-исследовательские институты и университеты следует поощрять к участию в государственно-частном партнерстве для создания технопарков. [2]
Министерство инновационного развития (МИР) было создано в ноябре 2017 года для руководства реализацией политики в сфере НТИ. Этот шаг отражает новую политику правительства, ставящую инновации в центр процесса развития. [2]
Другие ключевые министерства поддерживают эту трансформацию, в частности, Министерство экономики и промышленности и Министерство развития информационных технологий и коммуникаций. [2]
В ряде президентских указов определены конкретные меры по реформированию системы науки и исследований, включая финансирование научно-исследовательских институтов. Например, указом президента от ноября 2017 года (№3365) утверждена Программа укрепления инфраструктуры научно-исследовательских организаций и стимулирования инноваций до 2021 года. [2]
В рамках этой программы на обновление научно-исследовательских институтов, закупку научного и лабораторного оборудования и поставку расходных материалов предусмотрено 32,3 миллиона долларов США. Он включает в себя комплекс вспомогательных мероприятий по пяти широким направлениям: повышение эффективности научно-исследовательских институтов и углубление их интеграции с университетскими исследованиями; привлечение молодых ученых; развитие более тесного сотрудничества между наукой и промышленностью; улучшение защиты интеллектуальной собственности и услуг по передаче технологий; и обеспечение доступа к международным исследовательским базам данных и информации. [2]
Специализированный университет
[ редактировать ]Университет, специализирующийся на ИКТ, открыл свои двери для студентов в октябре 2014 года. Университет Инха в Ташкенте является результатом сотрудничества с Университетом Инха в Республике Корея, на основе которого будут строиться его академические программы. Первоначально 70 студентов были отобраны на факультет информатики и коммуникационной инженерии и еще 80 — на факультет компьютерных наук и инженерии. Все лекции читаются на английском языке. [1]
Научно-производственные связи
[ редактировать ]Национальная инновационная система Узбекистана все еще находится на этапе своего становления. Между наукой и промышленностью в лучшем случае существуют слабые отношения и почти нет коммерциализации результатов исследований. Государственная поддержка (финансовая, материально-техническая) инноваций оказывается непосредственно конкретным программам и проектам, а не отдельным научным учреждениям и иерархическим структурам. Одним из наиболее эффективных элементов такого подхода является принцип долевого финансирования, позволяющий гибко сочетать бюджетные средства с финансированием промышленности и регионов. Это сделано для того, чтобы гарантировать, что на проводимые исследования существует спрос и что результаты приведут к созданию продуктов и процессов. Это также создает мосты между государственным исследовательским сектором и промышленными предприятиями. [1]
Ежегодная ярмарка инноваций
[ редактировать ]Исследователи и промышленники также могут обсуждать идеи на ежегодных ярмарках инноваций в Узбекистане. В период с 2008 по 2014 год на этих ярмарках было подписано более 2 300 контрактов на экспериментальные разработки на сумму инвестиций более 85 миллиардов узбекских сомов (УЗС), что эквивалентно 37 миллионам долларов США. Согласно отчету, продукция, полученная по этим контрактам, «принесла 680 миллиардов долларов США (почти 300 миллионов долларов США), что обеспечило импортозамещение на 7,8 миллионов долларов США». Четверть (26%) рассмотренных предложений касалась биотехнологий, 19% новых материалов, 16% медицины, 15% нефти и газа, 13% энергетики и металлургии и 12% химических технологий. [1]
Финансирование исследований, 2015–2019 гг.
[ редактировать ]Хроническое недофинансирование НИОКР является одной из крупнейших проблем страны. В настоящее время финансовая поддержка направлена на создание стартапов, трансфер технологий и обучение. Существуют также косвенные инструменты политики, такие как налоговые стимулы для компаний в технопарках. [3] [2]
МВД уже приступило к реформированию системы финансирования науки. До создания министерства в 2017 году правительство финансировало исследовательские проекты, инициированные научным сообществом, один раз в год посредством сложной процедуры. Теперь конкурсы заявок объявляются онлайн каждые два месяца, а гранты на исследования присуждаются на конкурсной основе с учетом потребностей национальной экономики. [2]
Финансирование проекта в первую очередь используется для покрытия заработной платы исследователей. МВД утроило размер среднего гранта примерно до 80 000 долларов США, и по меньшей мере 50% выделенных средств теперь используются бенефициарами для приобретения исследовательского оборудования. Министерство также увеличило финансирование полевых экспедиций и лабораторий для региональных университетов, пытаясь диверсифицировать темы исследований и расширить географический охват научных учреждений. [2]
Это означает, что больше средств будет направляться учреждениям, не подпадающим под юрисдикцию Национальной академии наук. МВД управляет Фондом инновационного развития, который финансируется за счет ассигнований из инновационного бюджета государственных предприятий. Созданный указом президента в 2018 году, этот фонд поддерживает создание новых научно-исследовательских институтов и университетов, регистрацию патентов, краткосрочные научные поездки и схемы по привлечению иностранных ученых. [2]
Министерство также запустило краткосрочные (трехмесячные) зарубежные стажировки для исследователей. Всего в 2018–2019 годах за границу выехали 300 исследователей, а в 2020 году — еще 250. [2]
Министерство также поддерживает двусторонние исследовательские проекты с исследовательскими институтами в Беларуси, Китае, Германии, Индии, Российской Федерации и Турции. Хотя такой более высокий уровень государственной финансовой поддержки приветствуется, можно было бы сделать больше для улучшения механизмов распределения средств, коммерциализации и сотрудничества между промышленностью и наукой. В прошлом есть примеры успешной коммерциализации, например, лекарства местного производства, разработанные научно-исследовательскими институтами, но компании изо всех сил пытаются представить новые или улучшенные продукты, которые требуют капитального ремонта производственных линий, поскольку это нарушает текущий производственный процесс и часто требует крупных инвестиций в производство. новое оборудование. [2]
В настоящее время научно-исследовательские институты получают три вида финансирования: основные средства на содержание и модернизацию объектов и оборудования; финансирование целевых исследований по приоритетным направлениям; и финансирование конкурсных грантов, которые могут быть направлены на фундаментальные или прикладные исследования или инновации. Инновационные гранты, специально нацеленные на коммерциализацию, составляют лишь около 2% от общего объема грантового финансирования. Поэтому неудивительно, что исследовательские институты хотели бы, чтобы инновационные гранты составляли гораздо большую долю в общем грантовом финансировании, чтобы преодолеть существующий технологический разрыв и покрыть дополнительные расходы, связанные с маркетингом, защитой интеллектуальной собственности и т. д. [2]
Академия наук возглавляет процесс развития открытых лабораторий. Это позитивное событие, поскольку совместное использование лабораторной инфраструктуры помогает исследовательским институтам распределять затраты и обеспечивать соответствие международным стандартам, что является предпосылкой для расширения экспортных рынков и усиления защиты от некачественной продукции, производимой за рубежом, например, от некачественных лекарств. [2]
Тенденции исследований
[ редактировать ]Финансовые вложения в исследования
[ редактировать ]В регионе расходы на исследования колебались на отметке 0,2–0,3% в течение последнего десятилетия, но в 2013 году Узбекистан увеличил свои собственные обязательства до 0,41% ВВП, отдалившись от Казахстана на 0,18%. Чтобы не отставать, Казахстан пообещал увеличить собственные исследовательские усилия до 1% к 2015 году, согласно Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. В 2013 году средний мировой объем исследовательской деятельности составил 1,7% ВВП. [1]
В 2018 году Узбекистан направил 0,13% ВВП на исследования и разработки.
Инвестиции в человеческий капитал
[ редактировать ]Образование и обучение
[ редактировать ]В Узбекистане в целях облегчения международных связей расширяется преподавание иностранных языков в школе. В декабре 2012 года указом президента было предусмотрено повышение уровня владения иностранными языками, начиная с 2013/2014 учебного года. Преподавание английского языка, в частности, будет введено в средних школах, а некоторые университетские курсы будут преподаваться на английском языке, особенно инженерные и специализированные области, такие как право и финансы, чтобы способствовать международному обмену информацией и научному сотрудничеству. Параллельно университетам будет предоставлен более широкий доступ к международным мультимедийным ресурсам, специализированной литературе, газетам и журналам. [1]
В целях улучшения подготовки кадров Академия наук в 2010 году создала первые межотраслевые молодежные лаборатории в таких перспективных областях, как генетика и биотехнология; современные материалы; альтернативная энергетика и устойчивая энергетика; современные информационные технологии; дизайн лекарств; а также технологии, оборудование и дизайн продукции для нефтегазовой и химической промышленности. Эти области были выбраны академией, чтобы отразить сильные стороны узбекской науки. Академия наук также возродила Совет молодых ученых. [1]
В июле 2012 года указом президента была отменена система степеней кандидата и доктора наук, унаследованная от советской системы, заменив ее трехуровневой системой степеней, состоящей из степеней бакалавра, магистра и доктора наук. Если раньше лицам со степенью бакалавра запрещалось поступать в аспирантуру по старой системе, то теперь они смогут подать заявление на обучение на курсах, ведущих к получению степени магистра. Это должно побудить молодежь заниматься наукой. В 2014 году около 30% молодого поколения вообще не имели ученой степени. [1]
Таблица: Кандидаты наук и техники, полученные в Центральной Азии, 2013 или ближайший год
доктора философии | Кандидаты наук | Кандидаты технических наук | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Всего на миллион населения | Число докторов наук среди женщин на миллион населения | Общий | Женщины (%) | Всего на миллион населения | Число докторов наук среди женщин на миллион населения | |
Казахстан (2013) | 247 | 51 | 73 | 60 | 4.4 | 2.7 | 37 | 38 | 2.3 | 0.9 |
Кыргызстан (2012) | 499 | 63 | 91 | 63 | 16.6 | 10.4 | 54 | 63 | – | – |
Таджикистан (2012 г.) | 331 | 11 | 31 | – | 3.9 | – | 14 | – | – | |
Узбекистан (2011) | 838 | 42 | 152 | 30 | 5.4 | 1.6 | 118 | 27.0 | – | – |
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.
Примечание. Выпускники PhD в области естественных наук охватывают науки о жизни, физические науки, математику и статистику, а также вычислительную технику; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. В Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.
Исследователи
[ редактировать ]В 2014 году население Узбекистана составляло 33,3 миллиона человек по сравнению с 16,6 миллионами жителей Казахстана. Логично предположить, что две самые густонаселенные страны Центральной Азии насчитывают наибольшее количество исследователей: чуть более 30 000 в Узбекистане и 17 000 в Казахстане (по численности), по сравнению с чуть более 2 000 в Кыргызстане и Таджикистане. Это соответствует плотности исследователей в 1097 человек (на миллион населения по численности) в Узбекистане и 1046 в Казахстане (по численности), по сравнению со средним глобальным показателем 1083 (в эквиваленте полной занятости). [1]
К 2018 году плотность исследователей упала до 980 (по численности). [2]
Женщины составляют 41% узбекских исследователей, что является одним из самых высоких показателей в мире. Это наследие бывшего Советского Союза, который придавал большое значение образованию. Четыре из десяти докторов наук (42%) занимают женщины, что близко к среднемировому показателю (43%). Женщины почти так же представлены в инженерном деле, как и в науке: на их долю приходится 30% докторов наук по научным дисциплинам и 27% докторов технических наук. В бизнес-секторе четверо из десяти исследователей — женщины. [1]
В 2011 году три четверти узбекских исследователей работали в сфере высшего образования и только 6% — в секторе предпринимательства. Поскольку большинство университетских исследователей приближаются к пенсионному возрасту, этот дисбаланс ставит под угрозу научное будущее Узбекистана. Почти все обладатели ученой степени кандидата наук, доктора наук или доктора наук старше 40 лет, а половина - старше 60 лет. Почти каждый четвертый исследователь (38,4%) имеет степень доктора философии или ее эквивалента, а остальные - степень бакалавра или магистра. [1]
Таблица: Исследователи из Центральной Азии по областям науки и полу, 2013 г. или ближайший год
Всего исследователей (количество сотрудников) | Исследователи по областям науки (количество человек) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Естественные науки | Инженерия и технологии | Медицинские и медицинские науки | Сельскохозяйственные науки | Социальные науки | Гуманитарные науки | |||||||||||
Всего исследователей | На миллион населения. | Количество женщин | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | Общий | Женщины (%) | |
Казахстан 2013 | 17 195 | 1 046 | 8 849 | 51.5 | 5 091 | 51.9 | 4 996 | 44.7 | 1 068 | 69.5 | 2 150 | 43.4 | 1 776 | 61.0 | 2 114 | 57.5 |
Кыргызстан 2011 | 2 224 | 412 | 961 | 43.2 | 593 | 46.5 | 567 | 30.0 | 393 | 44.0 | 212 | 50.0 | 154 | 42.9 | 259 | 52.1 |
Таджикистан 2013 | 2 152 | 262 | 728 | 33.8 | 509 | 30.3 | 206 | 18.0 | 374 | 67.6 | 472 | 23.5 | 335 | 25.7 | 256 | 34.0 |
Узбекистан 2011 | 30 890 | 1 097 | 12 639 | 40.9 | 6 910 | 35.3 | 4 982 | 30.1 | 3 659 | 53.6 | 1 872 | 24.8 | 6 817 | 41.2 | 6 650 | 52.0 |
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.
Результаты исследования
[ редактировать ]По данным Thomson Reuters Web of Science, Science Citation Index Expanded, с 2012 года Узбекистан уступил лидерство Казахстану по количеству опубликованных научных статей. Даже принимая во внимание численность населения, объем производства в Казахстане сейчас намного выше, чем у его соседа: 36 изделий на миллион жителей по сравнению с 11 в Узбекистане. Большинство научных работ посвящено физике (35%) и химии (21%), такая же закономерность наблюдается и в Казахстане. [1]
С 2006 года уровень международного сотрудничества остается стабильным и составляет 60–64% статей. Узбекские ученые сотрудничают в основном со своими российскими коллегами, но среди своих ближайших партнеров они также считают немецких, американских, итальянских и испанских ученых. [1]
В декабре 2013 года профессор Иброхим Абдурахмонов из Узбекского центра геномики и биоинформатики был назван Международным консультативным комитетом по хлопку «исследователем года» за «технологию нокаута генов», которую он разработал совместно с биологами из Техасского университета A&M (США). ) и Управление международных исследовательских программ Министерства сельского хозяйства США, которые также предоставили большую часть финансирования. Исследование, проведенное профессором Абдурахмоновым и его американскими партнерами, потенциально может оказать многомиллиардное влияние на мировую хлопковую промышленность и помочь фермерам, выращивающим хлопок, противостоять растущей конкуренции со стороны синтетических волокон. [1] [4]
Международное сотрудничество в науке
[ редактировать ]Узбекистан и другие четыре республики Центральной Азии входят в несколько международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе , Организацию экономического сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества . Они также являются членами Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-членов приняли Стратегию ЦАРЭС-2020 , план дальнейшего развития регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США будет инвестировано в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики для повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества в целях поддержания и развития своих транспортных сетей, а также энергетических, коммуникационных и ирригационных систем. Только Казахстан и Туркменистан граничат с Каспийским морем , и ни одна из республик не имеет прямого выхода к океану, что усложняет транспортировку углеводородов, в частности, на мировые рынки. [1]
Узбекистан является одной из четырех республик Центральной Азии, которые приняли участие в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Целью этого проекта является поощрение стран Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020 , восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В центре внимания этих исследовательских проектов находятся три социальные проблемы, которые считаются представляющими взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергетика и здравоохранение. IncoNet CA опирается на опыт предыдущих проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA специализируется на партнерстве исследовательских центров в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских учреждений из Австрии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный конкурс заявок на проекты от учреждений-побратимов – университетов, компаний и исследовательских институтов – на финансирование в размере до 10 000 евро, чтобы они могли посещать объекты друг друга для обсуждения проектных идей или подготовки. совместные мероприятия, такие как семинары. [1]
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 365-387, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Мухитдинова, Насиба (2015). Средняя Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 365–387. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ю. Сулейменов (2021) Центральная Азия. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
- ^ Эльчи, С. (2019) Предлагаемые стратегические направления инвестиций в НТИ в Узбекистане.Отчет подготовлен для совместного развития ЮНЕСКО и исламского развития.Проект Банка по укреплению инклюзивной системы НТИв Узбекистане.
- ^ Пресс-релиз Техасского университета A&M (16 января 2014 г.). «Исследователи разрабатывают более длинное и прочное хлопковое волокно» . ScienceDaily .