Jump to content

Наука и технологии в Армении

Наука и технологии в Армении описывает тенденции и события в области науки, технологий и инновационной политики и управления в Армении .

Новейшая история

[ редактировать ]

Армения пережила рецессию в 2009 году во время мирового финансового кризиса, прежде чем вернуться к умеренному экономическому росту. В период 2008-2013 годов экономика Армении росла в среднем на 1,7% в год. [1] Создание эффективной исследовательской системы было государственной стратегической задачей властей Армении в 2014 году. [2] Армения имеет ряд преимуществ, в том числе сильную научную базу, большую армянскую диаспору и традиционные национальные ценности, в которых особое внимание уделяется образованию и навыкам. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО в 2015 году, на пути построения национальной инновационной системы все еще существовали препятствия. Самой большой из них были плохие связи между университетами, исследовательскими институтами и бизнес-сектором. Частично это было наследием советского прошлого страны, когда политика была сосредоточена на развитии связей внутри советской экономики, а не внутри Армении. Научно-исследовательские институты и промышленность были частью цепочек создания стоимости на большом рынке, который распался вместе с Советским Союзом . Два десятилетия спустя отечественный бизнес так и не стал эффективным источником спроса на инновации. [1]

В 2023 году Армения заняла 72-е место в Глобальном инновационном индексе по сравнению с 64-м местом в 2019 году. [3] [4] В июне 2022 года около 200 учредителей и 18 ассоциаций сформировали инициативу «Гитуж» с целью «приоритизации» модернизации научной отрасли Армении. Инициатива «Гитуж» выражала намерение добиться от правительства официального государственного заказа на поддержку исследований и разработок, которых на тот момент у него не было, при этом половина бюджета, выделенного на оборонные НИОКР в 2021 году, была использована в неизвестных целях. [5]

Международное сотрудничество

[ редактировать ]

Армения является членом Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) наряду с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Грецией, Молдовой, Румынией, Российской Федерацией, Сербией, Турцией и Украиной. Эта организация была основана в 1992 году, вскоре после распада Союза Советских Социалистических Республик , с целью развития процветания и безопасности в регионе. Одной из стратегических целей ЧЭС является углубление сотрудничества с Европейским Союзом . У Армении нет соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (в отличие от Грузии, Молдовы и Украины), но, тем не менее, она имеет право подать заявку на финансирование исследований в рамках семилетних рамочных программ Европейского Союза. Европейский Союз стремился расширить участие стран региона в этих программах. В сотрудничестве с ЧЭС проект Европейского Союза «Сеть по науке и технологиям в Черноморском регионе» (2009–2012 гг.) сыграл важную роль в финансировании ряда трансграничных совместных проектов, особенно в области чистых и экологически безопасных технологий. . [1] Третий план действий ЧЭС по науке и технологиям на 2014–2018 годы признает, что значительные усилия были направлены на создание Черноморской исследовательской программы с участием как членов ЧЭС, так и Европейского Союза, но также и то, что «в период скудного государственного финансирования исследовательские проекты Поддержка Фонда развития проекта уменьшится и, как следствие, его влияние будет ограничено». [6]

В Армении находится филиал Международного научно-технического центра (МНТЦ). Филиалы МНТЦ также расположены в других странах соглашения: Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. ISTIC был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. [ нужна ссылка ]

Армения также является членом Всемирной торговой организации с 5 февраля 2003 года. [7]

Армения является членом Евразийского экономического союза с октября 2014 года. Этот орган был основан в мае 2014 года Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией . Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным, ожидается, что Евразийский экономический союз окажет ограниченное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями и академическими кругами, но может стимулировать исследовательские связи между предприятиями и научную мобильность, поскольку включает положения о свободном обращении рабочей силы и единых патентных правилах. [1]

В июне 2022 года около 200 учредителей и 18 ассоциаций сформировали инициативу «Гитуж» с целью «приоритизации» модернизации научной отрасли Армении. [5]

Управление наукой

[ редактировать ]

В Армении правила, регулирующие исследования «общественного блага», как правило, опережают правила, касающиеся коммерциализации результатов исследований. Первым законодательным актом в сфере науки и техники стал Закон «О научной и технологической деятельности» (2000 г.). Он определил ключевые понятия, связанные с проведением исследований и соответствующими организациями. [1]

Государственный комитет науки

[ редактировать ]

В 2007 году правительство приняло ключевое политическое решение, приняв постановление о создании Государственного комитета по науке (ГКН). Будучи комитетом Министерства образования и науки , ГКС наделен широкими обязанностями ведущего государственного органа по управлению наукой, включая разработку проектов законодательства, правил и положений по организации и финансированию науки. Вскоре после создания ГКС было введено конкурсное проектное финансирование в дополнение к базовому финансированию государственных научно-исследовательских учреждений; это финансирование с годами сократилось в относительном выражении. ГКС также является ведущим агентством по разработке и реализации исследовательских программ в Армении. [8]

Ключевые политические документы

[ редактировать ]

Госкомнауки руководил подготовкой трех ключевых документов, которые впоследствии были приняты правительством в 2010 году: Стратегия развития науки на 2011–2020 годы, Приоритеты развития науки и технологий на 2010–2014 годы и Стратегический план действий по развитию науки. науки на 2011–2015 годы . Стратегия развития науки на 2011–2020 годы предусматривает создание конкурентоспособной, основанной на знаниях экономики, опирающейся на фундаментальные и прикладные исследования. План действий направлен на воплощение этого видения в оперативных программах и инструментах, поддерживающих исследования в стране. Стратегия развития науки на 2011–2020 годы предусматривает, что «к 2020 году Армения станет страной с наукоемкой экономикой и конкурентоспособной в Европейском исследовательском пространстве по уровню фундаментальных и прикладных исследований». Были сформулированы следующие цели: [1]

  • Создание системы, способной поддерживать развитие науки и техники;
  • Развитие научного потенциала, модернизация научной инфраструктуры;
  • Содействие фундаментальным и прикладным исследованиям;
  • Создание синергетической системы образования, науки и инноваций; и
  • Становление лучшим местом для научной специализации в Европейском исследовательском пространстве.

На основе этой стратегии План действий . В нем были определены следующие цели: в июне 2011 года правительством был одобрен [1]

  • Улучшить систему управления наукой и технологиями и создать необходимые условия для устойчивого развития;
  • Привлекать больше молодых, талантливых людей к образованию и исследованиям, одновременно модернизируя исследовательскую инфраструктуру;
  • Создать необходимые условия для развития единой национальной инновационной системы; и
  • Расширение международного сотрудничества в области исследований и разработок.
Расходы на исследования в Армении и соседних странах по секторам деятельности, 2005 и 2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.5.

Хотя Стратегия явно придерживается подхода «научного продвижения» с государственными исследовательскими институтами в качестве ключевой цели политики, в ней, тем не менее, упоминаются цели генерации инноваций и создания инновационной системы. Однако бизнес-сектор, который является основным драйвером инноваций, не упоминается. Между Стратегией и Планом действий в мае 2010 года правительство приняло постановление о приоритетах развития науки и технологий на 2010–2014 годы . Этими приоритетами были: [1]

  • Арменоведение, гуманитарные и социальные науки;
  • Науки о жизни;
  • Возобновляемая энергетика, новые источники энергии;
  • Передовые технологии, информационные технологии;
  • Космос, науки о Земле, устойчивое использование природных ресурсов; и
  • Фундаментальные исследования, способствующие важным прикладным исследованиям.

Ожидается, что Закон о Национальной академии наук (май 2011 г.) также сыграет ключевую роль в формировании инновационной системы Армении. Это позволяет академии осуществлять более широкую предпринимательскую деятельность, связанную с коммерциализацией результатов исследований и созданием дочерних компаний; он также предусматривает реструктуризацию Национальной академии наук путем объединения институтов, занимающихся тесно связанными областями исследований, в единый орган. Три из этих новых центров особенно актуальны: Центр биотехнологий, Центр зоологии и гидроэкологии и Центр органической и фармацевтической химии. [1]

В дополнение к горизонтальной инновационной и научной политике, государственная стратегия фокусируется на схемах поддержки отдельных секторов промышленной политики. В этом контексте Государственный комитет по науке приглашает частный сектор к участию на основе софинансирования в исследовательских проектах, нацеленных на прикладные результаты. Профинансировано более 20 проектов в так называемых целевых отраслях: фармацевтика, медицина и биотехнологии, механизация сельского хозяйства и машиностроение, электроника, машиностроение, химия и, в частности, сфера информационных технологий. [1]

Развитие научно-промышленных связей

[ редактировать ]
ВВП на душу населения и расходы на исследования как доля ВВП в Армении и других странах, 2010–2013 гг. (в среднем). Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.4.

Такие технологии, как МРТ, банкомат, цветной телевизор, автоматическая коробка передач и многое другое, были изобретены армянами. Совсем недавно в Армении была запущена учебная программа по робототехнике для старших классов.

За последнее десятилетие правительство предприняло усилия по поощрению связей между наукой и промышленностью. Армянский сектор информационных технологий проявил особую активность: между компаниями и университетами был установлен ряд государственно-частных партнерств, таких как Synopsys Inc. и Фонд «Инкубатор предприятий». [1] Среди армянских компаний-разработчиков программного обеспечения — Priotix, SFL и Workfront . Транснациональная компания Synopsys Inc. начала работу в Армении в октябре 2004 года, а в 2015 году в стране работало 650 человек. В 2004 году компания Synopsys Inc. приобрела компанию LEDA Systems, которая открыла межкафедральную кафедру микроэлектронных схем и систем при Государственном инженерном университете Армении . Кафедра, в настоящее время являющаяся частью глобальной университетской программы Synopsys, снабжает Армению специалистами по автоматизации проектирования микрочипов и электронного проектирования. С тех пор компания Synopsys открыла межфакультетские кафедры в Ереванском государственном университете и Российско-Армянском университете .

Фонд «Инкубатор предприятий» (EIF) был основан совместно в 2002 году правительством и Всемирным банком и связан с сектором информационных технологий (ИТ) Армении, занимаясь юридическими и деловыми вопросами, реформой образования, продвижением инвестиций и финансированием стартапов, услугами. и консалтинг для ИТ-компаний, выявление талантов и развитие рабочей силы. Компания реализовала в Армении различные проекты с такими международными компаниями, как Microsoft , Cisco Systems , Sun Microsystems , Hewlett Packard и Intel . Одним из таких проектов является Инновационный центр Microsoft, который предлагает обучение, ресурсы и инфраструктуру. Параллельно Программа научно-технического предпринимательства помогает техническим специалистам выводить продукцию на рынок и создавать новые предприятия, а также поощряет партнерские отношения с уже существующими компаниями. Ежегодно EIF организует конкурс грантов делового партнерства и венчурную конференцию. EIF также проводит семинары по технологическому предпринимательству.

Финансовые вложения в исследования

[ редактировать ]
Расходы на исследования в Армении и соседних странах в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.3.

Валовые внутренние расходы на исследования и разработки в Армении низкие, составляя в среднем 0,25% ВВП в 2010–2013 годах, при этом в последние годы наблюдаются небольшие годовые колебания. Это лишь около трети показателей, наблюдаемых в Беларуси и Украине. Однако статистический учет расходов на исследования в Армении неполный, поскольку расходы на частных предприятиях не исследуются. С этой оговоркой можно утверждать, что доля финансирования исследований из государственного бюджета увеличилась после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и составила около двух третей (66,3%) внутренних расходов на исследования в 2013 году. [1]

Интенсивность исследований в Армении в 2018 году составила всего 0,19% ВВП. Это соотношение оставалось стабильным на протяжении последних нескольких лет, хотя в абсолютном выражении расходы на исследования были на 20% выше (14,3 млрд драмов, или около 29,9 млн долларов США) в Армении. 2018, чем в 2014. [9]

Ученые и образование

[ редактировать ]

Исследовать

[ редактировать ]
Исследователи в Армении и соседних странах, 2001-2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.2.

Число исследователей (по численности) в государственном секторе сократилось на 27% с 2008 года до 3870 (2013 год), что стало жертвой мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. В 2013 году женщины-исследователи составляли 48,1% от общего числа. Как и другие бывшие советские государства, Армения уже давно достигла гендерного паритета в науке и технике. Женщины недостаточно представлены в инженерно-технических отраслях (33,5%), но преобладают в медицине и здравоохранении (61,7%) и сельском хозяйстве (66,7%). [1]

Число исследователей на миллион жителей (в поголовье) достигло пика в 1867 человек в 2009 году, а затем снизилось до 1300 в 2013 году, что ниже уровня, чем за период с 2001 по 2006 год. Число исследователей может быть недооценено, поскольку многие армянские исследователи имеют вторичную рабочие места в сфере исследований. [1]

Высшее образование

[ редактировать ]

В Армении хорошо развита система высшего образования. В 2015 году в него вошли 22 государственных университета, 37 частных университетов, четыре университета, созданных в рамках межправительственных соглашений, и девять филиалов зарубежных университетов. Университеты в Армении обладают высокой степенью автономии в разработке учебных программ и установлении платы за обучение. [1]

Государственные расходы на образование в процентах от ВВП в Армении и соседних странах, 2012 г. или ближайший к нему год. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.1, данные Статистического института ЮНЕСКО.

В 2013 году правительство Армении выделило на высшее образование небольшую долю ВВП: 0,20%. Это намного ниже доли, выделяемой на высшее образование Молдовой (1,47%) и Украиной (2,16%). Государственные расходы на образование в Армении в целом также ниже, чем у большинства ее соседей: 2,25% ВВП в 2013 году ( см. рисунок ). [1]

Армения присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году. В рамках этого процесса университеты работают над согласованием стандартов и качества своих квалификаций. За некоторыми исключениями, университеты, как правило, сосредотачиваются почти исключительно на преподавании и не участвуют в исследованиях своих сотрудников и не поощряют их. [1] [8]

Армения занимает 60-е место из 122 стран по уровню образования, несколько отставая от Беларуси и Украины, но опережая Азербайджан и Грузию. [10] Армения занимает более высокие позиции по охвату высшим образованием (44-е место из 122 стран), где 25% рабочей силы имеют высшее образование ( см. таблицу ниже ). Женщины составляют одну треть выпускников аспирантов ( см. таблицу ниже ). Однако Армения имеет плохие показатели по индексу рабочей силы и занятости (113-е место из 122 стран), в первую очередь из-за высокого уровня безработицы и низкого уровня подготовки сотрудников. [1]

Таблица: Высшее образование в Армении, 2009-2012 гг.

[ редактировать ]

Другие страны приведены для сравнения.

Рабочая сила с высшим образованием Уровень приема в высшие учебные заведения Выпускники PhD или эквивалентные степени, 2012 или ближайший год
Наивысший балл, 2009–2012 гг. (%) Изменение за пять лет (%) Наивысший балл, 2009–2012 гг. (% от возрастной группы) Изменение процентного пункта за пять лет Общий Женщины (%) Естественные науки Женщины (%) Инженерное дело Женщины (%) Здоровье и благополучие Женщины (%)
Армения 25 2.5 51 1.7 614 −2 36 −2 111 −2 23 −2 59 −2 10 −2 29 −2 17 −2
Азербайджан 16 -6.0 20 1.1 406 31 100 27 45 13 23 39
Беларусь 24 92 21.3 1 216 53 186 51 215 24 188 50
Грузия 31 -0.3 30 -8.9 270 64 37 57 55 53 5 100
Молдавия 25 5.0 40 -1.1 405 60
Турция 18 4.4 69 30.9 4 506 47 1 022 50 628 34 515 72
Украина 36 5.0 80 4.3 9 248 56 1 241 49 1 613 34 482 52

-n = относится к n годам до отчетного года

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 12.2, данные Статистического института ЮНЕСКО.

Научные учреждения

[ редактировать ]

Среди основных научно-исследовательских институтов страны можно назвать:

В период с 2010 по 2019 год в Армении был инициирован ряд программ и инициатив. Программа целевых проектов, созданная в 2010 году, в 2018 году внесла новшества, объявив призыв ограничиться исследовательскими проектами, в которых участвуют как исследовательские институты, так и промышленные партнеры, в соответствии с которым последние обязаны вносить не менее 15% финансирования проекта. [9]

С 2013 года правительство поддержало несколько так называемых «системообразующих» проектов. Одним из таких проектов является Центр содействия природным открытиям с использованием светового излучения (CANDLE) в Ереване. CANDLE — это источник синхротронного света третьего поколения для фундаментальных и прикладных исследований, который также предоставляет услуги промышленности. Фонд армянской науки и технологий, основанный в 2016 году, является частной инициативой. Фонд реализует программы поддержки молодых талантов, предпринимателей и технологических стартапов, специализирующихся в первую очередь на данных и информатике, биотехнологиях и передовых материалах. [9]

Научная продукция

[ редактировать ]
Научные публикации на миллион жителей стран Черноморского региона, 2005–2014 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (2015 г.), рисунок 12.5, данные Thomson Reuters' Web of Science, расширенный индекс научного цитирования.

По данным Web of Science Thomson Reuters (расширенный индекс научного цитирования), в 2014 году в Армении на миллион жителей приходилось 232 научных публикации, каталогизированных в международных журналах. Это больше, чем в среднем по миру (176 на миллион жителей). Количество научных публикаций, зарегистрированных в этой базе данных армянскими учеными, выросло с 381 до 691 в период с 2005 по 2014 год. Имея показатель цитируемости опубликованных статей в период с 2008 по 2012 год 0,92, армянские ученые приблизились к среднему показателю ОЭСР по этому показателю: 1,08. . В 2014 году шесть из десяти (60%) армянских статей имели одного или нескольких иностранных соавторов, что вдвое превышает средний показатель по ОЭСР (29%), но аналогично соотношению для Беларуси (58%) и меньше, чем для Грузии (72%). или Молдова (71%). [1]

Как и другие постсоветские государства, Армения специализируется на физике. Как и в Молдове и на Украине, армянские ученые больше всего сотрудничают со своими немецкими коллегами, но Российская Федерация также входит в число четырех ближайших партнеров Армении в области науки и техники. [1]

Стоимость экспорта высокотехнологичных товаров Армении увеличилась в период с 2008 по 2013 год ( см. таблицу ). В период с 2001 по 2010 год армяне подали 14 патентных заявок в Европейское патентное ведомство и 37 — в Ведомство по патентам и товарным знакам США . [1]

Таблица: Экспорт высокотехнологичных товаров Армении, 2008 и 2013 гг.

[ редактировать ]
Тенденции научного издательского дела в Армении и соседних странах, 2005–2014 гг.

Другие страны приведены для сравнения.

Итого в миллионах долларов США* На душу населения в долларах США
2008 2013 2008 2013
Армения 7 9 2.3 3.1
Азербайджан 6 42 −1 0.7 4.4 −1
Беларусь 422 769 44.1 82.2
Грузия 21 23 4.7 5.3
Молдавия 13 17 3.6 4.8
Турция 1 900 2 610 27.0 34.8
Украина 1 554 2 232 33.5 49.3
Бразилия 10 823 9 022 56.4 45.0
Российская Федерация 5 208 9 103 36.2 63.7
Тунис 683 798 65.7 72.6

-n = относится к n годам до отчетного года

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 12.2, данные Статистического института ЮНЕСКО.

См. также

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 324-326, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Эрокал, Дениз; Егоров, Игорь (2015). Страны бассейна Черного моря. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 324–341. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  2. ^ Мелкумян, М (2014). «Пути активизации социально-экономического развития Армении». Мир Перемен . 3 : 28–40.
  3. ^ ВОИС. «Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание» . www.wipo.int . Проверено 29 октября 2023 г.
  4. ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Научная экосистема Армении нуждается в возрождении ради будущего благополучия и безопасности страны» . 6 июня 2022 г.
  6. ^ Третий План действий ЧЭС по сотрудничеству в области науки и технологий на 2014-2018 годы (PDF) . Организация Черноморского экономического сотрудничества. 2014.
  7. ^ «ВТО | Армения, Республика – информация о члене» .
  8. ^ Перейти обратно: а б Обзор инновационного развития Армении . Женева и Нью-Йорк: Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. 2014.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Эрокал, Д. и И. Егоров (2021) Страны Черноморского бассейна. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
  10. ^ Отчет о человеческом капитале . Женева: Всемирный экономический форум. 2013.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71e324135cfb49f291db913c6ebc3a7c__1701200640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/7c/71e324135cfb49f291db913c6ebc3a7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)