Наука и технологии в Армении
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Наука и технологии в Армении описывает тенденции и события в области науки, технологий и инновационной политики и управления в Армении .
Новейшая история
[ редактировать ]Армения пережила рецессию в 2009 году во время мирового финансового кризиса, прежде чем вернуться к умеренному экономическому росту. В период 2008-2013 годов экономика Армении росла в среднем на 1,7% в год. [1] Создание эффективной исследовательской системы было государственной стратегической задачей властей Армении в 2014 году. [2] Армения имеет ряд преимуществ, в том числе сильную научную базу, большую армянскую диаспору и традиционные национальные ценности, в которых особое внимание уделяется образованию и навыкам. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО в 2015 году, на пути построения национальной инновационной системы все еще существовали препятствия. Самой большой из них были плохие связи между университетами, исследовательскими институтами и бизнес-сектором. Частично это было наследием советского прошлого страны, когда политика была сосредоточена на развитии связей внутри советской экономики, а не внутри Армении. Научно-исследовательские институты и промышленность были частью цепочек создания стоимости на большом рынке, который распался вместе с Советским Союзом . Два десятилетия спустя отечественный бизнес так и не стал эффективным источником спроса на инновации. [1]
В 2023 году Армения заняла 72-е место в Глобальном инновационном индексе по сравнению с 64-м местом в 2019 году. [3] [4] В июне 2022 года около 200 учредителей и 18 ассоциаций сформировали инициативу «Гитуж» с целью «приоритизации» модернизации научной отрасли Армении. Инициатива «Гитуж» выражала намерение добиться от правительства официального государственного заказа на поддержку исследований и разработок, которых на тот момент у него не было, при этом половина бюджета, выделенного на оборонные НИОКР в 2021 году, была использована в неизвестных целях. [5]
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Армения является членом Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) наряду с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Грецией, Молдовой, Румынией, Российской Федерацией, Сербией, Турцией и Украиной. Эта организация была основана в 1992 году, вскоре после распада Союза Советских Социалистических Республик , с целью развития процветания и безопасности в регионе. Одной из стратегических целей ЧЭС является углубление сотрудничества с Европейским Союзом . У Армении нет соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (в отличие от Грузии, Молдовы и Украины), но, тем не менее, она имеет право подать заявку на финансирование исследований в рамках семилетних рамочных программ Европейского Союза. Европейский Союз стремился расширить участие стран региона в этих программах. В сотрудничестве с ЧЭС проект Европейского Союза «Сеть по науке и технологиям в Черноморском регионе» (2009–2012 гг.) сыграл важную роль в финансировании ряда трансграничных совместных проектов, особенно в области чистых и экологически безопасных технологий. . [1] Третий план действий ЧЭС по науке и технологиям на 2014–2018 годы признает, что значительные усилия были направлены на создание Черноморской исследовательской программы с участием как членов ЧЭС, так и Европейского Союза, но также и то, что «в период скудного государственного финансирования исследовательские проекты Поддержка Фонда развития проекта уменьшится и, как следствие, его влияние будет ограничено». [6]
В Армении находится филиал Международного научно-технического центра (МНТЦ). Филиалы МНТЦ также расположены в других странах соглашения: Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. ISTIC был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. [ нужна ссылка ]
Армения также является членом Всемирной торговой организации с 5 февраля 2003 года. [7]
Армения является членом Евразийского экономического союза с октября 2014 года. Этот орган был основан в мае 2014 года Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией . Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным, ожидается, что Евразийский экономический союз окажет ограниченное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями и академическими кругами, но может стимулировать исследовательские связи между предприятиями и научную мобильность, поскольку включает положения о свободном обращении рабочей силы и единых патентных правилах. [1]
В июне 2022 года около 200 учредителей и 18 ассоциаций сформировали инициативу «Гитуж» с целью «приоритизации» модернизации научной отрасли Армении. [5]
Управление наукой
[ редактировать ]В Армении правила, регулирующие исследования «общественного блага», как правило, опережают правила, касающиеся коммерциализации результатов исследований. Первым законодательным актом в сфере науки и техники стал Закон «О научной и технологической деятельности» (2000 г.). Он определил ключевые понятия, связанные с проведением исследований и соответствующими организациями. [1]
Государственный комитет науки
[ редактировать ]В 2007 году правительство приняло ключевое политическое решение, приняв постановление о создании Государственного комитета по науке (ГКН). Будучи комитетом Министерства образования и науки , ГКС наделен широкими обязанностями ведущего государственного органа по управлению наукой, включая разработку проектов законодательства, правил и положений по организации и финансированию науки. Вскоре после создания ГКС было введено конкурсное проектное финансирование в дополнение к базовому финансированию государственных научно-исследовательских учреждений; это финансирование с годами сократилось в относительном выражении. ГКС также является ведущим агентством по разработке и реализации исследовательских программ в Армении. [8]
Ключевые политические документы
[ редактировать ]Госкомнауки руководил подготовкой трех ключевых документов, которые впоследствии были приняты правительством в 2010 году: Стратегия развития науки на 2011–2020 годы, Приоритеты развития науки и технологий на 2010–2014 годы и Стратегический план действий по развитию науки. науки на 2011–2015 годы . Стратегия развития науки на 2011–2020 годы предусматривает создание конкурентоспособной, основанной на знаниях экономики, опирающейся на фундаментальные и прикладные исследования. План действий направлен на воплощение этого видения в оперативных программах и инструментах, поддерживающих исследования в стране. Стратегия развития науки на 2011–2020 годы предусматривает, что «к 2020 году Армения станет страной с наукоемкой экономикой и конкурентоспособной в Европейском исследовательском пространстве по уровню фундаментальных и прикладных исследований». Были сформулированы следующие цели: [1]
- Создание системы, способной поддерживать развитие науки и техники;
- Развитие научного потенциала, модернизация научной инфраструктуры;
- Содействие фундаментальным и прикладным исследованиям;
- Создание синергетической системы образования, науки и инноваций; и
- Становление лучшим местом для научной специализации в Европейском исследовательском пространстве.
На основе этой стратегии План действий . В нем были определены следующие цели: в июне 2011 года правительством был одобрен [1]
- Улучшить систему управления наукой и технологиями и создать необходимые условия для устойчивого развития;
- Привлекать больше молодых, талантливых людей к образованию и исследованиям, одновременно модернизируя исследовательскую инфраструктуру;
- Создать необходимые условия для развития единой национальной инновационной системы; и
- Расширение международного сотрудничества в области исследований и разработок.
Хотя Стратегия явно придерживается подхода «научного продвижения» с государственными исследовательскими институтами в качестве ключевой цели политики, в ней, тем не менее, упоминаются цели генерации инноваций и создания инновационной системы. Однако бизнес-сектор, который является основным драйвером инноваций, не упоминается. Между Стратегией и Планом действий в мае 2010 года правительство приняло постановление о приоритетах развития науки и технологий на 2010–2014 годы . Этими приоритетами были: [1]
- Арменоведение, гуманитарные и социальные науки;
- Науки о жизни;
- Возобновляемая энергетика, новые источники энергии;
- Передовые технологии, информационные технологии;
- Космос, науки о Земле, устойчивое использование природных ресурсов; и
- Фундаментальные исследования, способствующие важным прикладным исследованиям.
Ожидается, что Закон о Национальной академии наук (май 2011 г.) также сыграет ключевую роль в формировании инновационной системы Армении. Это позволяет академии осуществлять более широкую предпринимательскую деятельность, связанную с коммерциализацией результатов исследований и созданием дочерних компаний; он также предусматривает реструктуризацию Национальной академии наук путем объединения институтов, занимающихся тесно связанными областями исследований, в единый орган. Три из этих новых центров особенно актуальны: Центр биотехнологий, Центр зоологии и гидроэкологии и Центр органической и фармацевтической химии. [1]
В дополнение к горизонтальной инновационной и научной политике, государственная стратегия фокусируется на схемах поддержки отдельных секторов промышленной политики. В этом контексте Государственный комитет по науке приглашает частный сектор к участию на основе софинансирования в исследовательских проектах, нацеленных на прикладные результаты. Профинансировано более 20 проектов в так называемых целевых отраслях: фармацевтика, медицина и биотехнологии, механизация сельского хозяйства и машиностроение, электроника, машиностроение, химия и, в частности, сфера информационных технологий. [1]
Развитие научно-промышленных связей
[ редактировать ]Такие технологии, как МРТ, банкомат, цветной телевизор, автоматическая коробка передач и многое другое, были изобретены армянами. Совсем недавно в Армении была запущена учебная программа по робототехнике для старших классов.
За последнее десятилетие правительство предприняло усилия по поощрению связей между наукой и промышленностью. Армянский сектор информационных технологий проявил особую активность: между компаниями и университетами был установлен ряд государственно-частных партнерств, таких как Synopsys Inc. и Фонд «Инкубатор предприятий». [1] Среди армянских компаний-разработчиков программного обеспечения — Priotix, SFL и Workfront . Транснациональная компания Synopsys Inc. начала работу в Армении в октябре 2004 года, а в 2015 году в стране работало 650 человек. В 2004 году компания Synopsys Inc. приобрела компанию LEDA Systems, которая открыла межкафедральную кафедру микроэлектронных схем и систем при Государственном инженерном университете Армении . Кафедра, в настоящее время являющаяся частью глобальной университетской программы Synopsys, снабжает Армению специалистами по автоматизации проектирования микрочипов и электронного проектирования. С тех пор компания Synopsys открыла межфакультетские кафедры в Ереванском государственном университете и Российско-Армянском университете .
Фонд «Инкубатор предприятий» (EIF) был основан совместно в 2002 году правительством и Всемирным банком и связан с сектором информационных технологий (ИТ) Армении, занимаясь юридическими и деловыми вопросами, реформой образования, продвижением инвестиций и финансированием стартапов, услугами. и консалтинг для ИТ-компаний, выявление талантов и развитие рабочей силы. Компания реализовала в Армении различные проекты с такими международными компаниями, как Microsoft , Cisco Systems , Sun Microsystems , Hewlett Packard и Intel . Одним из таких проектов является Инновационный центр Microsoft, который предлагает обучение, ресурсы и инфраструктуру. Параллельно Программа научно-технического предпринимательства помогает техническим специалистам выводить продукцию на рынок и создавать новые предприятия, а также поощряет партнерские отношения с уже существующими компаниями. Ежегодно EIF организует конкурс грантов делового партнерства и венчурную конференцию. EIF также проводит семинары по технологическому предпринимательству.
Финансовые вложения в исследования
[ редактировать ]Валовые внутренние расходы на исследования и разработки в Армении низкие, составляя в среднем 0,25% ВВП в 2010–2013 годах, при этом в последние годы наблюдаются небольшие годовые колебания. Это лишь около трети показателей, наблюдаемых в Беларуси и Украине. Однако статистический учет расходов на исследования в Армении неполный, поскольку расходы на частных предприятиях не исследуются. С этой оговоркой можно утверждать, что доля финансирования исследований из государственного бюджета увеличилась после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и составила около двух третей (66,3%) внутренних расходов на исследования в 2013 году. [1]
Интенсивность исследований в Армении в 2018 году составила всего 0,19% ВВП. Это соотношение оставалось стабильным на протяжении последних нескольких лет, хотя в абсолютном выражении расходы на исследования были на 20% выше (14,3 млрд драмов, или около 29,9 млн долларов США) в Армении. 2018, чем в 2014. [9]
Ученые и образование
[ редактировать ]Исследовать
[ редактировать ]Число исследователей (по численности) в государственном секторе сократилось на 27% с 2008 года до 3870 (2013 год), что стало жертвой мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. В 2013 году женщины-исследователи составляли 48,1% от общего числа. Как и другие бывшие советские государства, Армения уже давно достигла гендерного паритета в науке и технике. Женщины недостаточно представлены в инженерно-технических отраслях (33,5%), но преобладают в медицине и здравоохранении (61,7%) и сельском хозяйстве (66,7%). [1]
Число исследователей на миллион жителей (в поголовье) достигло пика в 1867 человек в 2009 году, а затем снизилось до 1300 в 2013 году, что ниже уровня, чем за период с 2001 по 2006 год. Число исследователей может быть недооценено, поскольку многие армянские исследователи имеют вторичную рабочие места в сфере исследований. [1]
Высшее образование
[ редактировать ]В Армении хорошо развита система высшего образования. В 2015 году в него вошли 22 государственных университета, 37 частных университетов, четыре университета, созданных в рамках межправительственных соглашений, и девять филиалов зарубежных университетов. Университеты в Армении обладают высокой степенью автономии в разработке учебных программ и установлении платы за обучение. [1]
В 2013 году правительство Армении выделило на высшее образование небольшую долю ВВП: 0,20%. Это намного ниже доли, выделяемой на высшее образование Молдовой (1,47%) и Украиной (2,16%). Государственные расходы на образование в Армении в целом также ниже, чем у большинства ее соседей: 2,25% ВВП в 2013 году ( см. рисунок ). [1]
Армения присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году. В рамках этого процесса университеты работают над согласованием стандартов и качества своих квалификаций. За некоторыми исключениями, университеты, как правило, сосредотачиваются почти исключительно на преподавании и не участвуют в исследованиях своих сотрудников и не поощряют их. [1] [8]
Армения занимает 60-е место из 122 стран по уровню образования, несколько отставая от Беларуси и Украины, но опережая Азербайджан и Грузию. [10] Армения занимает более высокие позиции по охвату высшим образованием (44-е место из 122 стран), где 25% рабочей силы имеют высшее образование ( см. таблицу ниже ). Женщины составляют одну треть выпускников аспирантов ( см. таблицу ниже ). Однако Армения имеет плохие показатели по индексу рабочей силы и занятости (113-е место из 122 стран), в первую очередь из-за высокого уровня безработицы и низкого уровня подготовки сотрудников. [1]
Таблица: Высшее образование в Армении, 2009-2012 гг.
[ редактировать ]Другие страны приведены для сравнения.
Рабочая сила с высшим образованием | Уровень приема в высшие учебные заведения | Выпускники PhD или эквивалентные степени, 2012 или ближайший год | ||||||||||
Наивысший балл, 2009–2012 гг. (%) | Изменение за пять лет (%) | Наивысший балл, 2009–2012 гг. (% от возрастной группы) | Изменение процентного пункта за пять лет | Общий | Женщины (%) | Естественные науки | Женщины (%) | Инженерное дело | Женщины (%) | Здоровье и благополучие | Женщины (%) | |
Армения | 25 | 2.5 | 51 | 1.7 | 614 −2 | 36 −2 | 111 −2 | 23 −2 | 59 −2 | 10 −2 | 29 −2 | 17 −2 |
Азербайджан | 16 | -6.0 | 20 | 1.1 | 406 | 31 | 100 | 27 | 45 | 13 | 23 | 39 |
Беларусь | 24 | – | 92 | 21.3 | 1 216 | 53 | 186 | 51 | 215 | 24 | 188 | 50 |
Грузия | 31 | -0.3 | 30 | -8.9 | 270 | 64 | 37 | 57 | 55 | 53 | 5 | 100 |
Молдавия | 25 | 5.0 | 40 | -1.1 | 405 | 60 | – | – | – | – | – | – |
Турция | 18 | 4.4 | 69 | 30.9 | 4 506 | 47 | 1 022 | 50 | 628 | 34 | 515 | 72 |
Украина | 36 | 5.0 | 80 | 4.3 | 9 248 | 56 | 1 241 | 49 | 1 613 | 34 | 482 | 52 |
-n = относится к n годам до отчетного года
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 12.2, данные Статистического института ЮНЕСКО.
Научные учреждения
[ редактировать ]Среди основных научно-исследовательских институтов страны можно назвать:
- Национальная академия наук Армении - (2011 г.) получила право развивать бизнес-деятельность, создав в 2017 г. Отдел прикладных проектов, чтобы помочь своим 35 дочерним научно-исследовательским институтам и центрам продвигать передачу технологий и коммерциализацию результатов исследований, причем некоторые из этих исследований связаны с экологическим исследованиям и изменению климата. В 2021 году Национальная академия наук в настоящее время была основным исполнителем исследований в стране, а Международный научно-образовательный центр академии проводил ряд курсов последипломной и постдокторской практики в тандеме с собственными дочерними институтами и центрами Академии. [9]
- Армянский национальный аграрный университет
- Национальный университет архитектуры и строительства Армении
- Национальный политехнический университет Армении
- Национальная академия наук Западной Армении
- Национальный фонд науки и передовых технологий
- Ереванский компьютерный научно-исследовательский институт
- Ереванский физический институт
В период с 2010 по 2019 год в Армении был инициирован ряд программ и инициатив. Программа целевых проектов, созданная в 2010 году, в 2018 году внесла новшества, объявив призыв ограничиться исследовательскими проектами, в которых участвуют как исследовательские институты, так и промышленные партнеры, в соответствии с которым последние обязаны вносить не менее 15% финансирования проекта. [9]
С 2013 года правительство поддержало несколько так называемых «системообразующих» проектов. Одним из таких проектов является Центр содействия природным открытиям с использованием светового излучения (CANDLE) в Ереване. CANDLE — это источник синхротронного света третьего поколения для фундаментальных и прикладных исследований, который также предоставляет услуги промышленности. Фонд армянской науки и технологий, основанный в 2016 году, является частной инициативой. Фонд реализует программы поддержки молодых талантов, предпринимателей и технологических стартапов, специализирующихся в первую очередь на данных и информатике, биотехнологиях и передовых материалах. [9]
Научная продукция
[ редактировать ]По данным Web of Science Thomson Reuters (расширенный индекс научного цитирования), в 2014 году в Армении на миллион жителей приходилось 232 научных публикации, каталогизированных в международных журналах. Это больше, чем в среднем по миру (176 на миллион жителей). Количество научных публикаций, зарегистрированных в этой базе данных армянскими учеными, выросло с 381 до 691 в период с 2005 по 2014 год. Имея показатель цитируемости опубликованных статей в период с 2008 по 2012 год 0,92, армянские ученые приблизились к среднему показателю ОЭСР по этому показателю: 1,08. . В 2014 году шесть из десяти (60%) армянских статей имели одного или нескольких иностранных соавторов, что вдвое превышает средний показатель по ОЭСР (29%), но аналогично соотношению для Беларуси (58%) и меньше, чем для Грузии (72%). или Молдова (71%). [1]
Как и другие постсоветские государства, Армения специализируется на физике. Как и в Молдове и на Украине, армянские ученые больше всего сотрудничают со своими немецкими коллегами, но Российская Федерация также входит в число четырех ближайших партнеров Армении в области науки и техники. [1]
Стоимость экспорта высокотехнологичных товаров Армении увеличилась в период с 2008 по 2013 год ( см. таблицу ). В период с 2001 по 2010 год армяне подали 14 патентных заявок в Европейское патентное ведомство и 37 — в Ведомство по патентам и товарным знакам США . [1]
Таблица: Экспорт высокотехнологичных товаров Армении, 2008 и 2013 гг.
[ редактировать ]Другие страны приведены для сравнения.
Итого в миллионах долларов США* | На душу населения в долларах США | |||
2008 | 2013 | 2008 | 2013 | |
Армения | 7 | 9 | 2.3 | 3.1 |
Азербайджан | 6 | 42 −1 | 0.7 | 4.4 −1 |
Беларусь | 422 | 769 | 44.1 | 82.2 |
Грузия | 21 | 23 | 4.7 | 5.3 |
Молдавия | 13 | 17 | 3.6 | 4.8 |
Турция | 1 900 | 2 610 | 27.0 | 34.8 |
Украина | 1 554 | 2 232 | 33.5 | 49.3 |
Бразилия | 10 823 | 9 022 | 56.4 | 45.0 |
Российская Федерация | 5 208 | 9 103 | 36.2 | 63.7 |
Тунис | 683 | 798 | 65.7 | 72.6 |
-n = относится к n годам до отчетного года
Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 12.2, данные Статистического института ЮНЕСКО.
См. также
[ редактировать ]- АрмКосмос
- Экономика Армении
- Образование в Армении
- Список статей о науке и технологиях по континентам
- Национальный фонд науки и передовых технологий
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 324-326, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Эрокал, Дениз; Егоров, Игорь (2015). Страны бассейна Черного моря. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 324–341. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Мелкумян, М (2014). «Пути активизации социально-экономического развития Армении». Мир Перемен . 3 : 28–40.
- ^ ВОИС. «Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание» . www.wipo.int . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Научная экосистема Армении нуждается в возрождении ради будущего благополучия и безопасности страны» . 6 июня 2022 г.
- ^ Третий План действий ЧЭС по сотрудничеству в области науки и технологий на 2014-2018 годы (PDF) . Организация Черноморского экономического сотрудничества. 2014.
- ^ «ВТО | Армения, Республика – информация о члене» .
- ^ Перейти обратно: а б Обзор инновационного развития Армении . Женева и Нью-Йорк: Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. 2014.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрокал, Д. и И. Егоров (2021) Страны Черноморского бассейна. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж
- ^ Отчет о человеческом капитале . Женева: Всемирный экономический форум. 2013.