Управление отходами в Казахстане
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Необходимо переписать в целом. ( Май 2016 г. ) |
Управление отходами в Казахстане является важной проблемой внутри страны, учитывая миллиарды тонн промышленных отходов, образующихся ежегодно, нынешнее неоптимальное состояние управления твердыми отходами, а также существующие токсины, оставшиеся как от загрязняющих веществ, так и Казахстана историческое положение как СССР. Российский полигон для испытаний ракет и ядерного оружия. В Казахстане очень мало услуг по переработке твердых отходов, а управление отходами в настоящее время осуществляется с помощью региональных программ.
Основные отрасли управления отходами в Казахстане
[ редактировать ]Промышленные отходы
[ редактировать ]Непрерывное образование и накопление отходов, в том числе опасных ( стойкие органические загрязнители (СОЗ) , медицинские отходы и т. д.).Почти треть промышленных отходов в стране аккумулируется в Карагандинской области – более 8,5 млрд тонн по итогам 2012 года.
Основной объем выбросов в Карагандинской области приходится на металлургическую сферу и составляет 70%. Это доля двух крупнейших металлургических компаний — АО «Арселор Миттал Темиртау» и корпорации «Казахмыс» . В период с 2008 по 2012 годы «Арселор Миттал Темиртау» выплатила штраф в размере более одного миллиарда тенге за несоблюдение норм выбросов, Корпорация «Казахмыс» — более 300 миллионов тенге.По итогам 2012 года ожидаемое снижение общего объема выбросов в Караганде составит 31% по сравнению с 2008 годом. Во многом это заслуга природоохранной программы одного предприятия - «БалхашЦветМет», дочернего предприятия корпорации «Казахмыс» . В 2008 году «БалхашЦветМет» запустил производство на основе серной кислоты. Это действие позволило сократить выбросы диоксида серы с 578 000 тонн в 2008 году до 254 000 тонн в 2012 году. [1] В Казахстане , как и во всем мире, жидкие и газообразные виды промышленных отходов вызывают серьезную озабоченность экологических организаций. Промышленные сбросы и газообразные выбросы являются приоритетами государственного контроля и регулирования всех предприятий Казахстана . В стране разработаны методы контроля, а также эколого-экономические нормативы для всех категорий жидких и газообразных отходов. В то же время по всей стране бесконтрольно накапливаются твердые отходы горнодобывающей, обогатительной, нефтеперерабатывающей и энергетической отраслей. Во многом это вызвано следующими факторами:
- Отсутствие исследований по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) твердых отходов и рисков для здоровья;
- Отсутствие правовых и экономических рычагов контроля за субъектами, осуществляющими хранение отходов с нарушением санитарных норм;
- Отсутствие нормативной базы и технического оснащения для экологического мониторинга на местном уровне;
- Отсутствие доступа к информации о составе отходов и классе опасности
Проблема накопления твердых отходов вызывает особую озабоченность в Казахстане, учитывая зависимость его экономики от добывающих и перерабатывающих отраслей, которые производят огромное количество отходов. В стране накопилось около 21 миллиарда тонн твердых отходов всех видов. Его приростный прирост составит 1 млрд тонн в год (Приложение). Больше всего твердых отходов складируется в Карагандинской (29,4%), Восточно-Казахстанской (25,7%), Костанайской (17,0%) и Павлодарской (14,6%) областях. [2]
- Образование и накопление промышленных отходов в Казахстане по состоянию на 12 ноября 2012 года.
Отходы потребления
[ редактировать ]Основными проблемами здесь являются: увеличение образования и накопления твердых бытовых отходов; существующее состояние раздельного сбора, утилизации и переработки бытовых отходов.
По данным Минэкологии, в стране накопилось 23 миллиарда тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодный прирост накопленных твердых отходов составляет 700 миллионов тонн. Только 3-5% мусора перерабатывается. Около 97% хранится на открытых свалках.Наибольшее количество ТБО сосредоточено в Алматы – самом густонаселенном городе страны. За прошлый год на городских свалках накопилось 470 тысяч тонн твердых отходов.
На сегодняшний день в стране насчитывается 4587 мусорных полигонов, 3927 из которых не соответствуют экологическим и санитарным нормам. Лишь 603 полигона (13%) в той или иной степени соответствуют санитарным нормам и имеют разрешение на выбросы в окружающую среду. [1]
Типы и причины загрязнения
[ редактировать ]Загрязнение воздуха
[ редактировать ]Энергетический сектор Казахстана является одним из основных источников загрязнения атмосферы за счет выбросов оксида серы , азота , оксида углерода и золы. В 1990 году энергетический сектор выбросил около 2,3 миллиона тонн таких загрязнений, что составило 35% общих выбросов в атмосферу и 53% выбросов из стационарных источников. В 1996 году было выброшено около 1 млн тонн, или 28% от общего объема выбросов и 41% выбросов от стационарных источников. Большая часть этих загрязнений вызвана использованием низкокачественного угля в качестве основного топлива, а также плохо оборудованными тепловыми электростанциями с системами очистки летучих газов котельных. [ нужна ссылка ]
За счет сокращения производства тепловой и электрической энергии объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в энергетическом секторе сократились почти на 50%. Тем не менее, проблема загрязнения атмосферы, вызванная энергетическим сектором, остается серьезной. [ нужна ссылка ]
Масса загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики, черной и цветной металлургии и нефтегазового комплекса
Газообразные выбросы | 1990 | 1991 | 1992 | 1994 | 1995 | 1996 | 1998 | 1999 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выбросы CO2 , тыс. тонн | 275.1 | 182.3 | Пример | 113.5 | |||||
Выбросы CH4 , тыс. тонн | 2.2 | 1.8 | 1.4 | ||||||
Выбросы парниковых газов , эквивалент CO2 | 319.0 | 324.5 | 152.9 | 152.5 | |||||
Выбросы SOх тыс. тонн | 1,480 | 1,471 | 1,422 | 1,135 | 1,133 | 983 | 946 | 1080 | |
Выбросы NOx тыс. тонн | 738 | 319 | 310 | 241 | 233 | 159 | 151 | 162 | |
Выбросы CO тыс. тонн | 2,178 | 760 | 687 | 468 | 446 | 361 | 380 | 391 | |
Общий вес: Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, млн тонн | 4.7 | 4.3 | 4.1 | 3.3 | 3.1 | 2.4 | 2.3 | 2.3 | 2.4 |
Вклад электроэнергетики Всего, млн тонн | 2,5 | 1.0 |
Загрязнение стойкими органическими загрязнителями
[ редактировать ]Стойкие органические загрязнители (СОЗ) представляют собой группу химических веществ – таких промышленных веществ, как полихлорид бифенил , пестициды типа дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ) и вредные отходы типа диоксинов – соединения и смеси которых обладают токсическими свойствами, устойчивы к разложение и более высокая биоаккумуляция . В результате трансграничного переноса по воздуху и воде они расселяются на большие расстояния от мест выброса, накапливаясь в водных и наземных экосистемах. Основными источниками загрязнения стойкими органическими загрязнителями в Казахстане являются сельское хозяйство и устаревшие производственные процессы.
Большинство пестицидов, используемых в Казахстане, представляют собой гербициды и инсектициды. За последние два десятилетия объем использования пестицидов сократился почти в четыре раза. По данным Таможенного комитета, в 2000 году было импортировано в общей сложности 5346 млн кг стойких органических загрязнителей, в том числе 4026346 кг гербицидов, 64702 кг фунгицидов, 598645 кг инсектицидов, 10000 кг дефолиантов и 646556 кг других пестицидов. В первом квартале 2002 года было импортировано более 6,36 млн кг пестицидов.
По официальным данным, в Казахстан ввозятся только разрешенные соединения . [4]
Загрязнение токсичными отходами
[ редактировать ]Из 21 миллиарда тонн промышленных отходов, накопленных в стране, 5,2 миллиарда являются токсичными. В 1999 году годовой объем токсичных отходов составил 92 млн тонн, из них 60% составляли отходы металлургических производств.Развитие горнодобывающей промышленности в республике определяет качество и состояние земель, вызывающее загрязнение такими токсичными веществами, как радионуклиды, тяжелые металлы и др. В горнодобывающей промышленности накоплено 4 млрд тонн отходов; Обогатительные предприятия накопили 1,1 миллиарда тонн отходов, а металлургические предприятия - 105 миллионов тонн. [5]
Семипалатинский ядерный полигон.
[ редактировать ]Общая площадь зоны экологического бедствия составляет 7 млн га, включая территорию полигона (1,8 млн га) и зоны аварийного уровня и максимального радиационного риска (5,2 млн га). В импактной зоне Семипалатинского полигона зарегистрировано 27,4 млн га сельскохозяйственных угодий (88,3% от общей площади региона).Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 1996 года №172 земли Семипалатинского полигона переведены в резервные земли и определены мероприятия по улучшению экологической ситуации в районах, расположенных в зонах аварийного уровня и максимального радиационного риска. Сложность полноценного хозяйственного освоения земель на полигоне заключается в том, что на территории не проведено радиологическое диагностическое исследование и не установлены нормы предельно допустимого загрязнения земель. В связи с передачей в хозяйственное пользование части земель Семипалатинского полигона приоритетной задачей является проведение детальных исследований и разработка мер по безопасному осуществлению хозяйственной деятельности на этих территориях. Из-за отсутствия финансирования такие меры пока не реализованы. Семипалатинский ядерный испытательный полигон (СНТП) был создан 21 августа 1947 года. Охватывая три области — Западно-Казахстанскую, Карагандинскую и Павлодарскую, СНТП занимает площадь 18 500 км2 с периметром 600 км. Полигон занимает 10 000 км² территории бывшей Семипалатинской области. В период с 1949 по 1989 год были проведены ядерные испытания, в результате чего было взорвано около 470 систем, в том числе 30 наземных, 86 воздушных и 340 подземных устройств. Мощность взрывов достигла 17 400 000 тонн тринитротолуолового эквивалента. Первоначально ядерные испытания проводились для проверки ядерных взрывных систем и образцов вооружения, а затем и в хозяйственных целях.Эти испытания привели к образованию «атомного озера» Балапан, а также выбросам радиоактивных газов в воздух, экологическому дисбалансу и негативным последствиям для здоровья людей, проживающих в районах, прилегающих к площадке СНТП .По данным отчетов, уровни гамма-излучения во много раз превышают норму - до 1250 мкр/ч в Семиплатинске в 1960-1980 гг., что превышает фоновый уровень примерно в 100 раз, и до 60 000 мкр/ч в селе Сарапан. Загрязнение радиоактивными изотопами цезия и стронция, превышающее пороговое значение, выявлено в реках Шаган и Ащису, озере Балапан и других водных источниках на территории СНТП. Не менее 4500 км2 территории Полигона (земля, камни, вода) загрязнены Cs-137 и Sr-90 в концентрациях, превышающих пороговые значения.Экологические и сельскохозяйственные последствия деятельности, осуществляемой на полигоне, значительны. Ядерные испытания затронули не только природные ландшафты Полигона, существующие экосистемы и сельское хозяйство, но и прилегающие к Полигону земли. Радионуклидное загрязнение молока и мяса, производимых на фермах, расположенных вблизи СНТП, иногда регистрировалось на уровнях, превышающих как фоновый уровень, так и требования безопасности.В настоящее время существует явная необходимость выполнения на SNTP следующего:
- Геологические, геохимические, почвенные, гидрологические и разведочные работы;
- Радиационные, биологические и химические исследования окружающей среды СНТП с целью получения достоверной информации о ситуации на полигоне, включая угрозы, риски и положительные перспективы для зоны, прилегающей к СНТП;
- Сравнение уровней радиации в больших и малых дозах;
- Оценка канцерогенного, тератогенного и мутагенного риска при применении таких доз;
- Оценка рисков мертворождения, врожденного развития и психических нарушений и т.д.
Полигоны Азгир и Капустин Яр
[ редактировать ]На границе Западно-Казахстанской и Атырауской областей в Нарынской области действовали три испытательных полигона: ядерный полигон Азгир, государственный летно-испытательный центр и государственный центральный испытательный полигон, два последних принадлежат российскому комплексу Капустин Яр и являются все еще в эксплуатации. На территории этих объектов было проведено 29 ядерных взрывов (18 под землей, 11 в атмосфере). В рамках исследований дополнительно произведено 10 ядерных взрывов: 6 в Карачаганакской, 3 в Мангистауской и 1 в Актюбинской областях. [7]
Площадки для запуска и испытаний ракет
[ редактировать ]Космическая и ракетная техника считается одним из самых мощных источников техногенного воздействия на глобальный климат, окружающую среду и экономику. В мире насчитывается 17 космодромов (пусковых площадок или космических центров).За период с 1957 по 2001 год с Байконура было запущено 1189 космических ракет , выведено на орбиту 1237 космических кораблей различного назначения. Эти запуски также включали более 100 межконтинентальных баллистических ракет. С 2000 по 2001 год 30% мировых запусков космических ракет осуществлялось с космодрома Байконур.Размещение космодромов на побережьях США , Франции , Японии , Австралии и Индии было сделано целенаправленно, чтобы уменьшить ущерб от аварий и предотвратить падение ступеней ракет и продуктов сгорания в жилые районы. Только три страны – Россия , Китай и Казахстан – запускают ракеты из континентальных космических центров, не имеющих выхода к морю, подвергая население своих стран опасности и загрязняя населенные пункты. [8]
Общая площадь загрязненных земель
[ редактировать ]Административные районы Казахстана | Зона экологического кризиса млн га. | Зона экологического бедствия млн га. |
---|---|---|
Aktyubinsk Oblast | 7.48 | 1.22 |
Akmola Oblast | 10.24 | 1.56 |
Западно-Казахстанская область | 4.16 | 0.15 |
Костанайская область | 8.72 | 1.36 |
Атырауская область | 2.71 | 0.19 |
Кызылординская область | 2.50 | 0.33 |
Жамбыл | 1.74 | 0.75 |
Караганда | 23.53 | 3.33 |
Павлодар | 1.41 | 0.04 |
Восточный Казахстан | 4.36 | - |
Мангистау | 0.65 | 0.06 |
Итого: млн га. | 67.50 | 9.59 |
Национальный экологический менеджмент
[ редактировать ]Национальная политика
[ редактировать ]Государственная программа «Стратегия развития 2030» определяет следующие основные цели государственной политики в области охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов: стабилизация качества окружающей среды, обеспечение благоприятной среды для деятельности человека и сохранение природных ресурсов для будущих поколений. В период с 1994 по 2001 год Республика Казахстан , признавая важность сохранения природных ресурсов и свои обязательства перед международным сообществом, ратифицировала 19 экологических конвенций, предусматривающих сохранение всех природных компонентов, включая трансграничные элементы.Политика в области стабилизации качества окружающей среды направлена на:
- Закрепление функций государства по владению, распоряжению и управлению природными ресурсами;
- Снижение ресурсной зависимости экономики и затрат природных ресурсов на единицу продукции;
- Обеспечение устойчивого экономического роста за счет эффективного использования природных ресурсов;
- Анализ состояния окружающей среды, выявление причин, последствий и объективных критериев
При содействии международного донорского сообщества подготовлены следующие документы: Национальный экологический план действий по устойчивому развитию, национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия , борьбе с опустыниванием , а также защите лесных и горных экосистем. основные документы стратегии устойчивого развития В настоящее время разрабатываются – Рамочная программа устойчивого развития и Повестка дня на XXI век. [10]
Финансовые механизмы в сфере управления и охраны окружающей среды
[ редактировать ]В настоящее время основные экологические платежи централизованы и поступают в государственный бюджет. Кодексом по налогам и другим обязательным бюджетным платежам выделяются следующие экологические платежи:
- Плата за загрязнение окружающей среды;
- Плата за пользование землей;
- Плата за пользование водными ресурсами из поверхностных источников воды;
- Плата за пользование фауной;
- Плата за пользование лесом;
- Плата за пользование охраняемой природной территорией.
Экологическое законодательство
[ редактировать ]Конституция Республики Казахстан , принятая в 1995 году, составляет основу национального экологического законодательства. Статья 31 Конституции гласит, что «государство ставит задачу охраны окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья гражданина». Следовательно, хотя право на окружающую среду, благоприятную для жизни и здоровья, не закреплено в качестве конституционного права, Основной закон подтверждает ответственность государства за обеспечение благоприятных экологических условий для своих граждан. Конституция также устанавливает, что должностные лица несут ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан. В Казахстане информация об экологической ситуации рассматривается как гарантия реализации государственной политики в области охраны окружающей среды.Помимо вышеупомянутого закона, в Казахстане принят ряд конкретных законов в сфере охраны окружающей среды:
- Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 21 октября 1993 г.
- Закон «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 г.;
- Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г.;
- Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 г.;
[12] В Уголовный кодекс, действующий с 16 июля 1997 года, включена специальная статья (№11) об экологических преступлениях . Данная статья охватывает следующие виды экологических правонарушений:
- Нарушение экологического нормативного регулирования хозяйственной и иных видов деятельности;
- Нарушение экологических требований в процессе производства и использования потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;
- Нарушение правил техники безопасности в процессе обращения с микробиологическими и другими биологическими агентами или токсинами;
- Нарушение ветеринарных правил и норм борьбы с вредителями и болезнями растений;
- Загрязнение воды, засорение и истощение водных ресурсов;
- Загрязнение воздуха;
- Загрязнение морской среды;
- Нарушение законодательства о континентальном шельфе Казахстана и специальной экономической зоне страны;
- Повреждение земли;
- Нарушение правил охраны и использования недр;
- Незаконный вылов водных видов и растений;
- Незаконная охота;
- Нарушение правил охраны животного мира;
- Незаконное использование и эксплуатация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и растений;
- Незаконная вырубка деревьев и кустарников;
- Уничтожение или повреждение лесов;
- Нарушение режима особо охраняемых природных территорий;
- Непринятие мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды.
Переработка и утилизация отходов
[ редактировать ]В Казахстане практически нет предприятий по переработке мусора. Немногие действующие в настоящее время предприятия по переработке отходов сталкиваются с рядом финансовых и организационных ограничений. Например, в Павлодаре работают два предприятия, использующие уникальные технологии (в процессе производства используется до 96% отходов). Это: АО «Павлодарский завод по переработке золошлаковых отходов» и АО «ЭМЭКО». Базовым сырьем, используемым на этих предприятиях, являются бокситовые шламыАО «Алюминий Казахстана» и золоотходы Павлодарской ТЭЦ-1, образующиеся при сжигании экибастузского угля с высокой зольностью. Завод производит 14 видов строительных материалов, таких как кирпич (в том числе огнестойкий), цемент и др. При работе завода в две смены он может ежегодно перерабатывать 32 тыс. тонн шлама и 38 тонн золы. Однако он не может работать на полную мощность из-за нехватки оборотных средств.Предприятия горно-обогатительного и металлургического комбинатов, нефтехимических, теплоэнергетических предприятий, угольных разрезов и др. используют промышленные отходы для горно-технической рекультивации хвостохранилищ, золоотвалов, вскрышных отвалов и вмещающих пород. Так, в мусороемких регионах (Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская и Павлодарская области) процент использования промышленных отходов варьируется от 1,5-2% в Павлодарской области до 25% в Карагандинской области. В области за последние два года достигнут высокий уровень утилизации отходов, главным образом, за счет использования вскрышных и вмещающих пород для технической рекультивации до 85% используемых и нарушенных земель.Металлургический шлам, хранящийся на полигонах, обычно закапывают. Во многом это связано с отсутствием эффективных и экономически выгодных технологий переработки. Незначительная часть отходов используется в производственных и строительных технологиях АО «Испат-Кармет» (Карагандинская область), где практически все металлургические шлаки перерабатываются и повторно используются. АО «Жайрем Цвет Мет» и Балхашский металлургический завод Корпорация Казахмыс перерабатывает весь накопленный за год металлургический шлак вместе с рудой в производство медного концентрата.
На Соколовско-Сарбайском металлургическом заводе (Костанайская область) применяются следующие технологии переработки и обезвреживания отходов: дробление горных пород для строительства; использование хвостов обогащения при извлечении коллективного сульфидного концентрата на флотационной установке и дальнейшей его переработке на ГХК, хотя эта технология еще не отработана.В 2000 году ОАО «Майкаинзолото» (Павлодарская область) начало использовать забалансовые руды из вскрышных грунтовых отвалов, в том числе отвалов, расположенных в поселке Майкаин. АО «Майкаинзолото» совместно с АО «Технопарк-Степногорск» планирует применить экологически чистую технологию при производстве медно-цинкового концентрата без цианидов.
АО «Феррохром» (Актюбинская область) – пример успешной утилизации и переработки промышленных отходов. Данное АО начало производить щебень из шлаков высоко- и низкоуглеродистого феррохрома (более150,0 тонн в год) и ферродуста (более 4000 тонн в год), который в дальнейшем используется при производстве силикатного кирпича (более 12 000 штук в год). Кроме того, компания планирует использовать бункер для приема и сортировки мусора для дальнейшей переработки. Для хранения металлолома будет выделена специальная площадка.
Участие частного сектора в утилизации ТБО позволяет существенно повысить эффективность переработки. Например, в Павлодаре ситуация улучшилась после того, как управление ТБО было передано АО «Полигон МДС» (накопитель ТБО III-IV классов опасности) и АО «Спецмашины» (городская свалка ТБО). Другая частная компания, входящая в состав АО «Павлодарский химический завод», занимается сбором, используя технологию тольяттинского АО «МФК «Челнок» ( Россия ). На данный момент предприятие переработало более 90 тысяч ламп. АО «ЗИКСТО» проведены экспериментальные работы по «демеркуризации» при использовании люминесцентных ламп г. Петропавловска. В Алматинской области ртутьсодержащие отходы и люминесцентные лампы доставляются на демеркуризацию на специализированное предприятие АО «Синап» (Алматы). В Уральске на западе Казахстана открыт комплекс по централизованному сбору, хранению и переработке отработанных люминесцентных, ртутных ламп и приборов.
Усилия по переработке отходов предпринимаются и в Западном Казахстане. Например, АО «Стройтех» начало перерабатывать битое стекло и производить из него товары народного потребления. Аналогичный проект разрабатывает АО «Жексенгалы». Научно-производственное объединение «Уралвторма» разработало проект по переработке древесной стружки, макулатуры, шерсти для производства композитных строительных плит, используемых в строительной отрасли.Для решения проблемы обращения с отходами необходимо разработать Национальную программу управления отходами, определяющую политику управления отходами, правовую основу и методологию утилизации отходов, экономический механизм управления отходами и мониторинга. Для реализации данной программы необходимы: инвентаризация существующих хвостохранилищ и отвалов и оценка их технического состояния; уточнение и анализ потоков, объемов и компонентов накопленных и захороненных отходов; оценка рисков для принятия решений. [14]
Потенциал использования альтернативных источников энергии
[ редактировать ]Альтернативные или возобновляемые источники энергии включают гидроэлектроэнергию, энергию ветра, воздействие морских волн, солнечную радиацию, геотермальную энергию, энергию биомассы и биогаза .
Казахстан имеет значительный потенциал в области возобновляемых источников энергии, но используется лишь небольшая его часть. Это связано с тем, что энергетический сектор Казахстана развивался как часть централизованной системы энергоснабжения огромных и «традиционных» электростанций бывшего Советского Союза. Развитию местных источников энергии не уделялось особого внимания.Вопросу развития возобновляемой энергетики уделяется особое внимание по разным причинам. Огромная территория Казахстана, низкая плотность населения и концентрация генерирующих мощностей преимущественно в северной части страны означают, что энергию необходимо транспортировать на значительные расстояния, что приводит к потерям до 30%. Таким образом, централизация энергоснабжения отдаленных территорий экономически неэффективна, а развитие малого и альтернативного энергоснабжения потенциально способно решить некоторые существующие проблемы, в частности:
- Гарантированная энергетическая независимость,
- Организация производства энергии в месте ее потребления,
- Улучшение экологической обстановки,
- Обеспечение электроэнергией отдаленных кочевых поселений и рабочих поселков геологов и нефтяников.
По данным исследования «Казахстан и Кыргызстан – возможности развития возобновляемых источников энергии», выполненного в рамках Программы технической помощи ЕСМАП в 1997 году, около 5100 отдаленных населенных пунктов Казахстана не подключены к линиям электропередачи. В этих условиях развитие возобновляемых источников энергии для обеспечения местной энергетики экономически оправдано.
Гидроэлектростанция
[ редактировать ]Казахстан обладает значительным потенциалом гидроэнергетики , который оценивается в 170 миллиардов кВтч в год. Экономический потенциал составляет 23,5 млрд кВтч, в настоящее время ежегодно используется около 8 млрд кВтч. Развитие потенциала малых рек Казахстана также весьма перспективно. По данным казахстанского института «Гидропроект», имеется более 503 проектов строительства ГЭС на малых реках общей мощностью 1380 МВт. Возможное производство электроэнергии этими небольшими речными электростанциями потенциально может производить около 6,3 миллиардов кВтч в год. Государственная программа «Развитие электроэнергетики до 2030 года» предусматривает строительство ряда гидроэлектростанций. Наиболее перспективными проектами являются: Майнакская ГЭС на реке Чарын мощностью 300 МВт; и Кербулакская ГЭС на реке Или мощностью 50 Мегаватт. Годовая выработка электроэнергии этими речными объектами может достигать около 900 млн кВтч.
Энергия ветра
[ редактировать ]Благодаря своему расположению большая часть Казахстана находится в «ветровом поясе» северного полушария и чрезвычайно богата ветровыми ресурсами и, следовательно, ветровой энергией . По оценкам, плотность ветропотенциала в Казахстане составляет примерно 10 мегаватт на квадратный километр.
Ряд районов северного, центрального и юго-восточного регионов Казахстана , а также западного Казахстана обладают значительным ветропотенциалом. По данным постов метеорологических наблюдений, средняя скорость ветра в этих регионах превышает 5 км/сек, а местами достигает 6–7 км/сек, что делает перспективным использование ветропотенциала. Казахстанский институт «Казсельэнергопроект» обследовал как минимум 15 площадок для строительства крупных ветроэнергетических станций («ветряных электростанций»), мощность которых составляет несколько сотен мегаватт. Согласно Программе развития энергетики до 2030 года, в Казахстане планируется построить ветроэлектростанцию (ВЭС) мощностью 500 мегаватт. Эти ветряные электростанции способны производить 1-1,5 миллиарда кВтч энергии в год.
Ветровой потенциал Джунгарско-Шелекского коридора в Алматинской области на юго-востоке Казахстана широко исследован. В рамках технической помощи Казахстану в рамках Программы развития ООН по развитию ветроэнергетики в этих двух регионах были проведены детальные измерения ветра, выявившие значительный ветровой потенциал. Среднегодовая скорость ветра в Джунгарских воротах составляет 7,5 км/с, а в Шелекском коридоре - 5,8 км/с на высоте 10 метров. При поддержке ПРООН/ГЭФ ожидается строительство первой пилотной ветряной электростанции мощностью 5 мегаватт в Джунгарских воротах. Компания «Алматыавтоматика» в настоящее время устанавливает первую казахстанскую ветроэлектростанцию «Дружба» у Джунгарских ворот производственной мощностью 500 кВт. В нескольких населенных пунктах также установлены другие ветряные электростанции малой мощности. В Акмолинской области существует ряд небольших проектов по установке ветроэнергетических установок, в которых используется техническая помощь Нидерландов.Есть также перспективы использования энергии ветра для подъема воды из скважин с помощью ветряных насосов. В советское время подобные ветровые насосы широко использовались на территории Казахстан .
Солнечная энергия
[ редактировать ]Несмотря на то, что Казахстан расположен севернее, между 42 и 55 широтами, потенциальная солнечная радиация значительна и может производить 1300-1800 кВтч на квадратный метр. Благодаря континентальному климату количество солнечных часов составляет около 2200-3000 в год, что делает солнечной энергии возможным использование .
Основной областью использования солнечной энергии является производство горячей воды с помощью солнечных коллекторов или «солнечных ловушек». По подсчетам местных специалистов, можно произвести около 13 млн Гкал тепла для подогрева воды, что позволит сэкономить более 1 млн тонн нефтяного эквивалента. Использование солнечных батарей для нагрева воды может осуществляться как на котельных системах центрального теплоснабжения, так и теплоснабжения отдельных зданий. Сейчас при поддержке ПРООН и Канадского агентства международного развития реализуется пилотный проект по использованию солнечных коллекторов в одной котельной в Алматы.В Казахстане большой спрос на солнечные коллекторы для нагрева воды. Однако широкого применения они пока не нашли из-за высокой стоимости – около 200–300 долларов США за 1 кв. метр. Однако можно существенно снизить стоимость и расширить масштабы их применения, если солнечные коллекторы будут производиться на месте.
Другая область потенциального использования солнечной энергии — производство электроэнергии с помощью фотоэлектрических преобразователей. Фотоэлектрические панели могут использоваться для выработки электроэнергии в небольших количествах для таких нужд, как освещение, телерадиовещание на небольших сельскохозяйственных фермах и пастушеских стоянках. По оценкам исследований, проведенных в рамках ESMAP, применение небольших солнечных фотоэлектрических панелей с аккумуляторами может оказаться даже более экономичным, чем использование керосиновых ламп для освещения. Возможный рынок солнечных фотоэлектрических панелей мощностью 20 Вт в Казахстане должен составить около 20 000 единиц.
Также существуют возможности применения фотоэлектрических панелей для управления небольшими электрическими насосами для подъема воды из подземных колодцев. Также возможно сочетание фотоэлектрических панелей и ветряных электростанций для водяных насосов, что повысит надежность водоснабжения. В рамках ПРООН планируется реализовать пилотный проект по водоснабжению отдаленных районов Аральского региона с использованием фотоэлектрических панелей и ветряных электростанций, которые будут производить электроэнергию для насосов и опреснительной установки для подготовки питьевой воды. Министерство энергетики и минеральных ресурсов, МООС и Министерство образования и науки совместно разрабатывают программу «Энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии».
Геотермальная энергия
[ редактировать ]В Казахстане есть ряд мест с подземными источниками горячей воды. Однако их практическое использование ограничено, поскольку температура воды обычно ниже 55 градусов.
По данным исследования ESMAP «Казахстан и Кыргызстан – возможности для развития возобновляемых источников энергии» недалеко от Жаркента обнаружен только один подземный источник с горячей водой температурой выше 96°. Этот источник можно использовать для нужд отопления.
Биомасса
[ редактировать ]Энергия биомассы – это получение газа из отходов растительности, отходов животноводства, бытовых отходов, отложений сточных вод и т. д. Расчеты показывают, что переработка ежегодных отходов сельского хозяйства для получения биогаза может дать объем энергии, равный 14-15 млн тонн. условного топлива, или 10,32 млн тонн нефти.Программы ТАСИС и ПРООН поддерживают использование биогаза фермерами и жителями отдаленных населенных пунктов как средство сохранения лесных массивов, утилизации отходов животноводства и предотвращения загрязнения речных стоков. В ряде населенных пунктов смонтированы установки по производству биогаза из навоза. Опыт показывает, что использование биогазовых установок, производящих 15 кубометров биогаза в сутки (1 тонна навоза за 4 месяца), обеспечивает обогрев здания площадью 60 квадратных метров и приготовление пищи для семьи из 4-5 человек.
Приливная энергия
[ редактировать ]Линия Каспийского моря может служить источником волновой энергии . По метеорологическим данным использование волновых электростанций может оказаться весьма рентабельным. Есть проекты модульной волновой электростанции мощностью до 3 мегаватт. При высоте волны 3–5 метров годовая выработка электроэнергии может достигать около 3 млн кВтч при себестоимости 1 кВтч около 3–4 центов США.
Реализация подобных проектов способна обеспечить автономными источниками энергии нефтепромысловые поселки Прикаспия и снизить текущее потребление электроэнергии из национальной сети на 50-85%. [15]
Региональное сотрудничество в области окружающей среды и устойчивого развития
[ редактировать ]Региональные программы и проекты
[ редактировать ]Центральноазиатский регион играет важную роль в мировом сообществе, готовя и реализуя планы по охране окружающей среды бассейна Аральского моря , продемонстрированные ведущими международными донорскими организациями (глобальными, региональными и двусторонними) и исполнительными агентствами, такими как ГЭФ , ПРООН , ЮНЕП. , Группа Всемирного банка ВБ, ЕБРР , АБР , Немецкий фонд KWF , Кувейтский фонд экономического развития арабских стран и USAID , а также участвуя в различных формах технической помощи странам Центральной Азии. Общий объем ожидаемых инвестиций в разработку и реализацию региональных экологических программ и проектов в бассейне Аральского моря находится в пределах 350-400 млн долларов США. Де-факто выделение средств на решение экологических проблем региона не превышает 10% от запланированного финансирования. Это зависит главным образом от соответствия программ и проектов национальным приоритетам и экономическим интересам стран региона, а также от их активности по софинансированию региональных проектов. Как результат, Казахстан и Узбекистан имеют активную повестку дня в области систем управления водными ресурсами; Казахстан , Кыргызстан и Таджикистан в области горных экосистем; Казахстан и Узбекистан имеют активную повестку дня в области биоразнообразия; и Туркменистан и Казахстан в области борьбы с опустыниванием.
Основное финансирование региональных проектов распределяется по следующим приоритетам: экологическая проблема Аральского моря 76% от общего объема средств; охраняемые горные территории 16%; борьба с опустыниванием и деградацией земель 2%; и другие целевые проекты 6%. Очевидно, что трансграничные вопросы - загрязнение воздуха и поверхностных вод, утилизация отходов, борьба с уплотнением почв, подверженных эрозии - недостаточно освещены в региональных программах. Поэтому вышеуказанные компоненты часто охватываются национальными проектами.
Реализация поставленных целей (программ и проектов) может быть достигнута только при тесном сотрудничестве между природоохранными ведомствами стран ЦА на этапе разработки единой региональной экологической стратегии.Наиболее значимыми инициативами регионального сотрудничества в Центральной Азии являются следующие:
- Создание Международного фонда Арала (МФСА);
- «Соглашение о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и прилегающих территорий, оздоровлению окружающей среды и содействию социально-экономическому развитию региона Приаралья» от 1993 года;
- Соглашение о создании Центральноазиатского регионального союза стран Центральной Азии и Казахстана (ЦАРА);
- Нукусская и Иссык-Кульская декларации. Создание Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР);
- Ташкентская декларация о Специальной программе ООН для экономик Центральной Азии – СПЕКА;
- Соглашение о сотрудничестве в области окружающей среды и рационального природопользования». Алматинская декларация, 1997 г.;
- Участие делегации ЦАР в конференции министров охраны окружающей среды в Киц-Киусиу. Встреча ЭСКАТО (Тегеран); резолюция о создании Регионального плана действий по охране окружающей среды (REAP), 2000 г.;
- Создание Регионального экологического центра (РЭЦ) (1997-2000 гг.);
- апрель 2000 г. – Первый Евразийский экономический саммит «Евразия-2000» в г. Алматы, презентация СПЕКА;
- Ратификация Орхусской конвенции Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном;
- Создана база данных по возобновляемым источникам энергии и подготовлен Региональный отчет «Экологические условия и развитие региона Центральной Азии»;
- Начало подготовки к Фазе II Национальных планов действий по охране окружающей среды (НПДООС), 2001 г.;
- Глобальный горный саммит (BGMS), 1 ноября 2002 г., Бишкек, Кыргызстан – принята Горная платформа и подписана Центрально-Азиатская горная хартия.
Региональные планы действий
[ редактировать ]Правительства стран ЦАР до сих пор не выработали скоординированных методов комплексного управления, учитывающих экономические, социальные и экологические проблемы на комплексной основе. Во многом это предопределено региональным характером экосистем и необходимостью принятия совместных мер в решении трансграничных и межотраслевых вопросов.Процесс «Окружающая среда для Европы», начавшийся в 1991 году с принятия Программы действий по охране окружающей среды, сыграл ключевую роль для стран региона в реализации переговорного процесса. Участие региона было поддержано решениями конференций, проходивших в Софии (1995 г.) и Аахусе (1998 г.). В частности, в Аахусе странами ЦАР было принято решение начать разработку регионального плана действий по охране окружающей среды (REAP), которое получило широкую поддержку. Важным этапом стал процесс НПДООС, который был начат в большинстве стран региона. Это позволило перейти от всеобъемлющих и нереалистичных программ к приоритетным действиям и обширной работе с донорами. В настоящее время страны региона активно участвуют в аналогичных программах, созданных для ННГ в 2002 году.Региональный план действий по охране окружающей среды для Центральной Азии (РЭПД) был разработан при содействии и под руководством ЮНЕП/ПРООН. Его цель – создать основу для будущего регионального сотрудничества и интеграции усилий стран региона, направленных на сохранение окружающей среды и условий жизни населения. Разработан комплекс мер по решению приоритетных задач. Для РПДОС были определены следующие ключевые стратегические цели, связанные с охраной окружающей среды в странах ЦАР:
- Субрегиональный план по борьбе с опустыниванием;
- Региональный план устойчивого развития горных территорий;
- Региональная структура охраняемых природных территорий;
- Региональный план управления водными и солевыми ресурсами
Водные ресурсы
[ редактировать ]Проблемы с водой (ресурсы, свежесть и нехватка) в Центральной Азии являются основными проблемами, которые необходимо решить. Экологические, социальные и экономические последствия в Аральском регионе оказывают серьезное влияние на водотоки и энергетические потребности. Колебания сезонного спроса на водные ресурсы и их несбалансированное распределение являются результатом противоречивых предпосылок, которые существенно влияют на экономические условия всех стран региона.Соглашение между странами о статусе Аральского моря и прилегающих к нему территорий как независимых водопотребителей должно способствовать решению водных проблем бассейна Аральского моря и удовлетворению потребностей в воде различных стран. Поэтому создание правовой базы на региональном уровне должно стать важным фактором в разрешении таких конфликтов, связанных с водой, как:
- Между областями формирования водотоков и дельтами;
- Между всеми потребителями воды и окружающей средой;
- Между ирригацией и гидроэнергетикой
Существующая правовая база управления водными ресурсами должна определяться комплексом программных документов (с учетом международного водного законодательства, а также местных традиций), жестко регламентирующих параметры сотрудничества в области управления и потребления воды. Создание прочной правовой базы – трудоемкий процесс, требующий привлечения высококвалифицированных специалистов, национальных экспертов и широкой общественности.
В целях расширения задач, обозначенных для бассейна Аральского моря, готовится ряд региональных программ и проектов широкого масштаба в сфере рационального использования водных ресурсов и охраны окружающей среды:
- Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ и ПБАМ-2);
- Регулирование русла реки Сырдарья и северной части Аральского моря СИНАС, Всемирный Банк;
- Управление водными ресурсами и окружающая среда, ГЭФ;
- Рациональное и эффективное использование водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии: Программа ООН СПЕКА;
- Проект управления природными ресурсами ЦАР, USAID;
- Создание системы прогнозирования талого стока рек бассейна Аральского моря» USAID;
- Система мониторинга гидрологического цикла в бассейне Аральского моря; Арал-СНГЦ
Региональное сотрудничество в области использования земельных и водных ресурсов
[ редактировать ]Проблемы использования трансграничных водных ресурсов по-прежнему имеют первостепенное значение в решении региональных проблем между Казахстаном и соседними странами, такими как Китайская Народная Республика , Кыргызстан , Россия и Узбекистан . Существующее водоснабжение является одним из основных препятствий на пути развития богатых минеральных, топливных, энергетических и земельных ресурсов страны.В целях установления более тесного регионального сотрудничества в распределении трансграничных вод Казахстан 4 декабря 2000 года присоединился к «Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер».
Сотрудничество стран ЦА в сфере трансграничных водотоков
[ редактировать ]Улучшение межгосударственных водных отношений следует рассматривать как ключевой вопрос с точки зрения национальной безопасности, особенно в южных регионах Казахстана. Несмотря на обширную деятельность, проводимую МФСА (Международным фондом спасения Арала) и его филиалами, актуальность распределения трансграничных водных ресурсов в ЦАР постоянно возрастает.Основными документами, регулирующими распределение водных ресурсов в бассейне реки Сырдарья, являются:
- Нукусская декларация стран Центральной Азии и международных организаций по устойчивому развитию бассейна Аральского моря, подписанная главами пяти государств ЦАР 20 сентября 1995 года;
- Декларация глав Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан об использовании водных и энергетических ресурсов, подписанная главами этих стран в Бишкеке 6 мая 1996 года;
- «Уточнение схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Сырдарья»; «Корректирующая записка к установленному режиму комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Сырдарья». Этот документ определяет ограничения распределения водных ресурсов по источникам, водохозяйственным территориям и частям бассейнов, а также закрепляет долю каждой республики в общем объеме водных ресурсов бассейна реки Сырдарья.
Сотрудничество в области трансграничных водотоков с Российской Федерацией
[ редактировать ]Учитывая значительный объем трансграничных водотоков, проходящих по территории Российской Федерации и Казахстана , 27 августа 1992 года в Оренбурге было подписано межгосударственное Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов. Соглашение регулирует отношения в области охраны и использования трансграничных водных объектов. На основании Соглашения создана казахстанско-российская комиссия, которая утверждает графики общего пользования водохранилищами и распределение лимитов водозабора, а также разрабатывает мероприятия по проведению ремонта и эксплуатации водохозяйственных сооружений.
Сотрудничество в области трансграничных водотоков с Китаем
[ редактировать ]Для решения вопроса управления трансграничными реками с Китаем эксперты провели три раунда переговоров, в результате которых было одобрено положение о совместной рабочей группе экспертов по трансграничным рекам между двумя странами. На первом заседании (6 ноября 2000 г., г. Алматы) Совместной рабочей группы экспертов был согласован предварительный список трансграничных рек и уточнен перечень мер к действию.
Горные экосистемы
[ редактировать ]Несомненно, важным этапом в сохранении горных экосистем является проект, предлагающий стратегию «Регионального сотрудничества в области устойчивого развития горных территорий Центральной Азии» (АБРР). Ее ключевым приоритетом является содействие и координация комплексного исследования горных территорий путем мониторинга.
Главным итогом Международного года гор стал Бишкекский глобальный горный саммит (БГМС) (Бишкек, 29 октября – 1 ноября 2002 г.), который привлек внимание международного сообщества к проблемам горных территорий. Была принята Бишкекская горная платформа и подписана Центральноазиатская горная хартия. Министры охраны окружающей среды Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали Центральноазиатскую Горную Хартию, содержащую принципы, цели и подходы по управлению и использованию горных территорий. В нем также содержится намерение разработать проект Центральноазиатской конвенции по сохранению и рациональному использованию горных территорий и создать Международный переговорный комитет.
При поддержке Азиатского банка развития страны региона разработали Центральноазиатскую стратегию устойчивого развития гор. Созданная Рабочая группа, а также Региональный офис совместно с Региональным экологическим центром (РЭЦ) Центральной Азии проводят мероприятия по совершенствованию адаптируемой Стратегии для всех стран региона. Обоснована необходимость создания Регионального горного центра (РМЦ), деятельность которого направлена на решение конкретных проблем горных территорий.
Стоит отметить, что запланированные и реализуемые проекты в этой сфере – «Сохранение биоразнообразия Западного Тянь-Шаня» (ГЭФ) и «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия Алтае-Саянского горного экорегиона» (ГЭФ) – охватывают лишь незначительную часть существующих вопросы сохранения горных экосистем.
Сохранение биоразнообразия
[ редактировать ]Значительный вклад в благополучие природных богатств вносят реализуемые, текущие и планируемые национальные/региональные проекты по сохранению биоразнообразия и расширению охраняемых территорий. Деятельность в этой сфере включает в себя:
- Сохранение биологического разнообразия Западного Тянь-Шаня-ГЭФ;
- Сохранение и устойчивое развитие биоразнообразия Алтае-Саянского экорегиона- ГЭФ;
- Сохранение горного агробиоразнообразия in-situ в Казахстане-ГЭФ;
- Комплексное сохранение приоритетных водных ресурсов и водно-болотных угодий как мест обитания перелетных птиц, ГЭФ;
- Сохранение глобально значимых водных и водно-болотных угодий и миграционных коридоров, необходимых для журавлей и других глобально значимых мигрирующих водоплавающих птиц в Азии – WWF;
- Развитие экосети для долгосрочного сохранения экосистем Центральной Азии.
Объекты по переработке отходов
[ редактировать ]Первый в Казахстане завод по переработке бытовых отходов был открыт в декабре 2007 года в Алматы при поддержке местного акимата. Завод «Вторма-Экология» обеспечил 90% городской утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) . Тогда в Алматы накапливалось около 600 тонн мусора в год. За 4,5–5 лет компания должна была окупить $28 млн инвестиций и выйти на окупаемость затрат за счет производства вторичных материалов — ПЭТФфлекса , пластиковых гранул, бумаги, черных и цветных металлов. Но к экономическому кризису цены на вторсырье упали в 1,5-3 раза, и завод не смог покрыть свои затраты и выплатить кредит, выданный «КазКом Банком». В октябре 2010 года завод был законсервирован, в отношении директора завода Рустема Парманбекова возбуждено уголовное дело о невыплате заработной платы, а экологическая прокуратура оценила экологический ущерб в 7 миллионов тенге.
В сентябре 2012 года Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РК представило Программу строительства 41 мусороперерабатывающего завода по всему Казахстану в течение 10–15 лет. В частности, до 2015 года агентство планирует открыть 10 заводов.Как сообщает агентство, пилотные проекты будут запущены в Актобе, Атырау, Караганде, Абае, Сарани, Шахтинске, Костанае, Павлодаре, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске, Кокшетау и др.Эти усилия позволят разработать конкретные механизмы управления твердыми отходами в Казахстане и предоставят инвесторам еще одно поле для инвестиций.
Первым из объектов программы является Астанинский мусороперерабатывающий завод, который планировалось открыть в октябре 2012 года и обеспечить все потребности города в утилизации ТБО, производительностью 400 тысяч тонн в год. Церемония открытия состоялась 24 декабря 2012 года. Это второй мусороперерабатывающий завод в Казахстане после Алматинского завода. Завод в Астане построен по испанской технологии.Что касается Алматинского завода, который до сих пор не работает, то в агентстве утверждают, что собственникам приходится самостоятельно решать экономические проблемы.
Программа также охватывает город Шымкент , в котором сложилась драматическая ситуация со стихийно растущей свалкой вблизи жилых районов города. Для жителей этих кварталов близость к свалке обернулась серьезными проблемами со здоровьем. Из-за постоянного едкого дыма и запаха гари у людей возникают такие заболевания, как астма, бронхит и т. д.Завод в Шымкенте планировалось построить в 2007 году: "Строительство планируется начать весной будущего года и завершить к осени", - заявил субподрядчик в январе 2007 года. Но выбор полигона и другие вопросы заняли больше времени, чем планировалось.Лишь в декабре 2009 года было подписано инвестиционное соглашение с акиматом Шымкента и определена территория полигона и завода. Осенью 2011 года вновь было объявлено о начале строительства завода. На необходимые инфраструктурные нужды из муниципального бюджета выделено 430 миллионов тенге. До конца года строители получили около 20 миллионов тенге.
Но в апреле 2012 года акимат отказался продолжать финансирование проекта. На данный момент проект все еще заморожен. Работа завода сейчас находится под угрозой из-за недостаточности средств на восстановление и постоянное увеличение площади мусорной свалки.
Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РК также назвало город Павлодар в числе первых городов, где заводы будут построены до 2015 года. На данный момент акимат Павлодара сообщил, что уже выбрали место площадью 100 га для строительства построение полигона. Ожидается, что работы будут развернуты на существующей городской свалке.
Еще один завод планируется построить в Караганде. На сегодняшний день для управления этим проектом создана компания «Таза Дала», выбраны места для строительства и полигон. Сейчас ведутся переговоры с несколькими банками об участии в проекте.Наконец, в декабре 2012 года было объявлено, что современный завод по переработке ТБО будет построен в Актау при поддержке ЕБРР : кредит в размере 2,4 млрд тенге (эквивалент 12,7 млн евро) государственному коммунальному предприятию «Коктем», компании по управлению отходами в Актау, будет софинансировать проект. новый комплексный комплекс механико-биологической очистки и новый санитарный полигон. Проект будет софинансироваться Фондом чистых технологий , который предоставит кредит в размере 8 миллионов долларов США.
Проект также будет поддержан капитальным грантом из государственного бюджета.Корейский донорский фонд предоставил почти 300 000 евро, а Специальный фонд акционеров ЕБРР предоставляет гранты в размере почти 800 000 евро на управление проектом, проектирование, проектирование, обучение, эксплуатационные улучшения и другие сопутствующие расходы. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Ситуация с отходами в Казахстане» (PDF) . Ситуация с отходами в Казахстане . Январь 2013 года . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 40–41 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 28–29 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 45–46 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 47–48 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 49, 54 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 54–55 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 50 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 52 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 18 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 19 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 20–21 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 23–24 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 41–42 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 30–32 . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Такенов, Жарас; Панченко Наталья; Ким, Станислав; Мирхашимов, Искандар (2004). «Взаимосвязь окружающей среды и развития в Казахстане» (PDF) . Серия публикаций ПРООН в Казахстане, #UNDPKAZ 06 : 129–134 . Проверено 5 мая 2016 г.