Управление отходами в Японии
Управление отходами в Японии сегодня уделяет особое внимание не только эффективному и гигиеничному сбору отходов, но также сокращению количества образующихся отходов и их вторичной переработке, когда это возможно. На это повлияла ее история, особенно периоды значительного экономического роста , а также ее география как горной страны с ограниченным пространством для свалок. Важными формами утилизации отходов являются сжигание , переработка и, в меньшей степени, захоронение и рекультивация земель . Хотя Япония добилась прогресса с 1990-х годов в сокращении количества образующихся отходов и поощрении переработки, предстоит еще добиться дальнейшего прогресса в снижении зависимости от мусоросжигательных заводов и мусора, отправляемого на свалки. Проблемы также существуют в переработке электронных отходов и мусора, оставшихся после стихийных бедствий.
История
[ редактировать ]В начале эпохи Мэйдзи не существовало централизованных систем или законодательства по управлению отходами . В 1900 году были приняты две меры для улучшения санитарии и предотвращения эпидемий, вызванных накоплением отходов на открытых землях. [1] [2] Закон об удалении сточных вод, первый закон Японии об отходах, наряду с Законом об очистке отходов пытались создать административные системы для обращения с отходами и возложили на муниципалитеты ответственность за утилизацию, по возможности путем сжигания. [1] [3]
В послевоенный период, начиная с 1945 года, отходы накапливались по мере развития экономики и концентрации людей в городских районах. Ручной сбор был неэффективен, а администрирование было децентрализованным и неорганизованным. [3] [1] Закон об уборке территорий 1954 года требовал от национальных правительств и правительств префектур оказывать финансовую и технологическую поддержку муниципалитетам в сборе мусора. Затем, в 1963 году, Закон о чрезвычайных мерах по развитию объектов жилой среды установил развитие объектов по обращению с отходами, включая мусоросжигательные заводы . [1] Были предоставлены субсидии на мусоросжигательные заводы, и в том же году был установлен первый круглосуточный мусоросжигательный завод. [3]
В 1955 году экономика начала расти значительными темпами. Изменения в культуре потребления привели к увеличению образования бытовых отходов, но это было незначительно по сравнению с увеличением объема промышленных отходов, которые часто неправильно обрабатывались или утилизировались. [3] Примеры включают слив нефти или химикатов в водоемы, загрязнение воздуха и строительный мусор. [1] [3] Управление отходами и охрана окружающей среды привлекли внимание всей страны в 1960-х годах, когда широкое признание получили четыре крупных экологических заболевания Японии , при которых химические вещества, выбрасываемые заводами в окружающую среду, вызывали изнурительные заболевания у людей, подвергшихся их воздействию. [3] [4]
Сессия Национального парламента 1970 года, получившая название «Диета по загрязнению», стремилась решить эти растущие проблемы загрязнения и сделала это решительно, приняв одновременно четырнадцать законов, что считается поворотным моментом в экологической политике. [3] [5] Эти законы включали политику предотвращения загрязнения и в 1971 году учредили Агентство по охране окружающей среды, которое стало современным Министерством окружающей среды . [3] [6] Закон об общественной уборке 1952 года был существенно переработан и превратился в Закон об управлении отходами и общественной очистке или Закон об управлении отходами. Это сделало сохранение окружающей среды целью переработки отходов, а не просто общественной санитарии, установило стандарты обращения с отходами и предложило субсидии на строительство объектов, соответствующих этим стандартам. [3] В целом, законодательство, принятое на этой сессии, превратило Японию из одного из наименее строгих режимов экологического регулирования среди стран ОЭСР в один из самых строгих. [6]
В 1990-е годы проблеме сокращения отходов стало уделяться внимание. [2] В 1991 году Закон об управлении отходами был снова пересмотрен, и в качестве национальной цели было добавлено сокращение производства. Последовавшее за этим законодательство было направлено на сокращение отходов, образующихся в процессе производства, и содействие вторичной переработке. [1] В 2000 году был принят Основной закон о создании общества устойчивого материального цикла или Основной закон о вторичной переработке, который заложил основу, в которой особое внимание уделяется сокращению образования и переработки отходов , а также установил количественные цели для измерения прогресса. [1] [2]
Сбор мусора
[ редактировать ]В Японии общественные мусорные баки встречаются довольно редко: их убрали из общественных мест после зариновой атаки в токийском метро в 1995 году . Обычно мусор, собранный на улице, перед сбором приносят домой и сортируют с бытовым мусором. [7] [8] Мусор сортируется в соответствии с правилами, которые различаются в зависимости от муниципалитета, на тридцать различных категорий. [7]
В городских районах вывоз мусора обычно осуществляется небольшими уплотняющими мусоровозами , которые доставляют мусор от производителей и доставляют его на централизованные транспортные станции, откуда он затем доставляется более крупным грузовиком на свалку или место сжигания. Этот подход используется для минимизации лишних поездок, а также для того, чтобы грузовики меньшего размера могли лучше перемещаться по узким городским дорогам. [9] Одной из областей инноваций является разработка гибридных или электрических грузовиков , которые производят меньше загрязнения и выбросов парниковых газов . [9] В коллекторском бизнесе в последнее время наблюдается тенденция к приватизации: 80% сборов по всей Японии осуществляется частными компаниями на фоне сокращений государственного сектора. [10] В сельской Японии, где нет сбора мусора у тротуаров, жители приносят свой мусор в районные центры сбора мусора. [11]
Утилизация отходов
[ редактировать ]В 2014 году в Японии было произведено 437 миллионов тонн отходов, из которых 44 миллиона тонн, или около 10%, составили бытовые отходы, а остальные 393 миллиона тонн — промышленные отходы. [а] [12] В 2016 году было произведено 43 миллиона тонн бытовых отходов, что составляет около 925 граммов в день на каждого жителя Японии. Это продолжило тенденцию к снижению как общего количества производимого бытового мусора, так и производства на душу населения, что было заметно после принятия законов о переработке мусора в 1990-х годах. [13] Основные методы утилизации отходов в Японии включают сжигание, переработку, захоронение и засыпку.
Сжигание
[ редактировать ]Сжигание является наиболее широко используемым методом утилизации отходов в Японии и привлекает своей способностью уменьшать объем мусора в стране, населенной преимущественно горами или людьми. [7] [14] В 2017 году в Японии насчитывалось около 1200 мусоросжигательных заводов. В 2014 году 358 из этих станций также производили электроэнергию. [12] Поэтому важно отметить, что в Японии сжигание и термическая переработка или регенерация энергии, когда сжигаемый мусор производит энергию, не являются синонимами. [7] [12]
В Токио типичный мусоросжигательный завод может перерабатывать 600 тонн мусора в день, а это отходы, производимые примерно 600 000 человек. [15] Сжигание осуществляется при высокой температуре, а выхлопные газы проходят множество стадий очистки и мониторинга, чтобы гарантировать, что опасные материалы, такие как диоксин и ртуть, удалены и не выбрасываются в воздух. [15] Одним из отходов сжигания является зола, на долю которой приходится около 10% веса первоначального сгоревшего мусора. [13] Эту золу можно выбрасывать на свалки или использовать в качестве сырья в промышленных процессах. [15]
Переработка
[ редактировать ]Переработке отходов уделяется все больше внимания в Японии с тех пор, как в 1990-х годах были приняты законы о переработке. [1] В 2014 году коэффициент переработки ресурсов, соотношение общих материальных затрат в экономику и суммы, переработанной в сырье, составил 15,8%. Напротив, в 1994 году этот показатель составлял 8,2%. [12]
Различные категории предметов, подлежащих вторичной переработке, могут оцениваться индивидуально. Япония является одной из ведущих алюминиевых банок для напитков : в 2014 году доля переработанных алюминиевых банок составила 84,7%. стран мира по переработке [7] Стальные банки также перерабатываются в Японии с большей скоростью (92,9% в 2013 году), чем где-либо еще в мире. [16] Картина переработки пластика немного сложнее. Правительство сообщает, что уровень переработки составляет 84%, что является одним из самых высоких показателей в мире, но сюда входит и термическая переработка, при которой пластик сжигается для получения энергии. Только 27% собранного пластика перерабатывается в пригодный для использования материал. [17] Термическую переработку критикуют за то, что она не является настоящей переработкой, поскольку она по-прежнему поощряет использование одноразового пластика и производит парниковые газы. [14] [18]
Также существует законодательство и системы, созданные для переработки многих конкретных типов менее распространенных отходов, в том числе строительных отходов, бытовой техники, транспортных средств и электроники. [1] [3]
Свалка
[ редактировать ]В 2018 году по всей стране действовало более 1600 свалок для захоронения негорючего мусора и золы, оставшейся от процесса сжигания. Ожидалось, что в этом году существующей свалки хватит еще на двадцать лет, хотя некоторые регионы, не имея возможности найти достаточно места на местном уровне, были вынуждены отправлять мусор на другие свалки в Японии для утилизации. [13] В 2014 году на свалки было отправлено 15 миллионов тонн мусора. [12]
Обратная засыпка
[ редактировать ]Засыпка или рекультивация земель — это процесс заполнения моря переработанным мусором для создания земель, которые можно осваивать. В Токио это происходит с 1920-х годов и продолжается по сей день. Одним из современных примеров является Центральный волнолом , искусственный остров в Токийском заливе . [15] В 2014 году на эти цели было отправлено 21 миллион тонн мусора. [12]
Управление нетрадиционными отходами
[ редактировать ]Электронные отходы
[ редактировать ]Утилизация и переработка электронных отходов являются важным фактором для Японии, которая произвела 2,2 миллиона тонн электронных отходов в 2014 году, заняв третье место по объему после США и Китая. [7] В 1990-х годах более крупные бытовые приборы и увеличение их количества создавали нагрузку на предприятия по переработке отходов, которые не могли надлежащим образом безопасно хранить их или извлекать из них ценные материалы. [7] [9] Это привело к принятию в 2001 году Закона о вторичной переработке бытовой техники, согласно которому потребители и предприятия несут ответственность за возврат использованной электроники и уплату сбора производителю, который, в свою очередь, организует правильную утилизацию. Это реализует принцип, называемый расширенной ответственностью производителя. [7] [9] По оценкам, от 50% до 66% целевых приборов перерабатываются таким образом должным образом, при этом треть незаконно вывозится за границу для утилизации, а менее 1% незаконно выбрасывается. [7]
Обломки катастрофы
[ редактировать ]В прошлом Япония подвергалась серьезным стихийным бедствиям, и мусор, образующийся в результате такого рода разрушений, создает уникальные проблемы для управления отходами. Различные формы мусора разбросаны по большой территории и смешаны вместе, в то время как значительные объемы мусора вытекают в море. [19] Одним из примечательных примеров является управление отходами после землетрясения и цунами в Тохоку в 2011 году . Перед стихийным бедствием Сендай , крупнейший город в наиболее пострадавшем районе, подготовил план, предусматривающий вывоз мусора из этого района в течение одного года и утилизацию в течение трех лет. В плане подробно описаны меры на случай непредвиденных обстоятельств, необходимые для быстрого возобновления работы основных служб по утилизации отходов, чтобы поддерживать гигиенические условия, обеспечить бесперебойную и безопасную транспортировку, и даже включены соображения по использованию местных предприятий в усилиях по восстановлению, где это возможно. [19] Небольшие муниципалитеты сталкивались с различными проблемами утилизации отходов в зависимости от местной экономики и получали техническую помощь от чиновников префектуры. Другие муниципалитеты, такие как Токио, также оказали помощь, приняв обломки катастрофы для местной обработки и утилизации, хотя были некоторые опасения по поводу радиоактивного загрязнения отходов ядерной катастрофы на Фукусиме-дайити . [19]
Правовая база
[ редактировать ]Основной закон об охране окружающей среды 1993 года составляет основу экологической политики Японии. [1] В рамках этого Основной закон 2000 года о создании общества устойчивого материального цикла или Основной закон о вторичной переработке закладывает основу для принципов управления отходами, включая сокращение потребления ресурсов, а также общие обязанности национальных и местных органов власти, предприятий и граждан. . [1] [3] [9]
Конкретные правила и системы управления отходами установлены Законом об управлении отходами, первоначально принятым в 1970 году и пересмотренным в 2006 году. В нем изложены меры контроля и правила в отношении образования и надлежащего обращения с отходами. [7] Закон о содействии эффективному использованию ресурсов 1991 года, пересмотренный в 2001 году, способствует вторичной переработке, поощряя использование материалов, пригодных для вторичной переработки, и предусматривает маркировку в местах сбора отходов. [7] Серия [б] законов способствуют вторичной переработке отходов в конкретных отраслях. [1] Наконец, Закон о экологически чистых закупках 2000 года поощряет покупку экологически чистых продуктов национальными и местными органами власти. [1]
Эти законы разделяют ответственность между правительством на национальном, префектурном и муниципальном уровнях, а также между предприятиями, производящими отходы, и потребителями. Национальное правительство внедряет стандарты, собирает информацию и предоставляет технологическую поддержку более низким уровням власти. Правительство префектуры разрабатывает планы и обеспечивает надзор за надлежащим обращением с отходами. [1] В конечном счете, муниципалитеты несут ответственность за строительство и содержание объектов по обращению с отходами. Строительство обычно финансируется за счет грантов национального правительства. [1] В одном из примеров японских городов Кавасаки и Канагава 3,6% общего городского бюджета ушло на расходы, связанные с отходами. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Важно отметить, что этот рисунок и другие из этого источника. [12] не соответствуют напрямую весу непригодных к использованию материалов. Например, из этого общего количества 36,2% классифицируются как утилизированные путем «обезвоживания, сгущения и сушки», что означает испарение иловых отходов, которые по весу в основном представляют собой воду. Эта цифра не указана в данных по некоторым европейским странам, что затрудняет прямое сравнение методов утилизации.
- ^ Законы о поощрении вторичной переработки для конкретных секторов включают Закон о вторичной переработке контейнеров и упаковки, Закон о вторичной переработке бытовой техники, Закон о переработке пищевых продуктов, Закон о вторичной переработке строительных материалов, Закон о вторичной переработке автомобилей, Закон о вторичной переработке мелкой бытовой техники. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «История и современное состояние управления отходами в Японии» (PDF) . Министерство окружающей среды . 2014 . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хезри, А.А. (2009). «На пути к управлению отходами на основе 3R: изменение политики в Японии, Малайзии и на Филиппинах». Политика 3R для Юго-Восточной и Восточной Азии: 18.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Опыт промышленных отходов Японии: уроки для быстро индустриализирующихся стран» (PDF) . Экологическая программа ООН . 2013 . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Синиавер, Эйко Маруко (15 ноября 2018 г.). «Война с мусором в послевоенной Японии» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . 16 (22) . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Харни, Александра (15 февраля 2013 г.). «Японская диета от загрязнения» . Страницы мнений New York Times . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Розенблут, Фрэнсис; Тис, Майкл Ф. (5 сентября 1999 г.). Политическая экономия японского регулирования загрязнения . Ежегодные собрания Американской ассоциации политических наук. п. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Йолин, Кристина (2015). «Возможности управления и переработки отходов в Японии для европейских компаний (в центре внимания МСП)» (PDF) . ЕС-Японский центр промышленного сотрудничества .
- ^ Ришарц, Аллан (23 мая 2019 г.). «Мусорные баки редко встречаются в японских городах. Почему они такие аккуратные?» . Блумберг СитиЛаб . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Японские технологии управления и переработки твердых отходов» (PDF) . Министерство окружающей среды . 2012 . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Сейитиро, Фуджи (18 февраля 2019 г.). «Вид из мусоровоза» . nippon.com . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ Крам, Ричард; Крам, Йоко (2018). «Экстремальная переработка отходов в сельской Японии» (PDF) . Ассоциация по управлению воздухом и отходами . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Такаши, Амемия (13 августа 2018 г.). «Текущее состояние и тенденции в области отходов и переработки в Японии» . Международный журнал наук о Земле и окружающей среде . 3 (155).
- ^ Jump up to: а б с «Слишком много мусора загромождает ограниченное пространство свалки Японии» . nippon.com . 09.10.2018 . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Альтрия, Лорен (9 июля 2019 г.). «Острая проблема утилизации отходов в Японии» . Обзор Токио . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хорняк, Тим (18 февраля 2017 г.). «Пустошь: Токио растет на собственном мусоре» . Джапан Таймс . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ «В Японии объем переработки стальных банок растет, а алюминия падает» . Закон Блумберга . 08.10.2014 . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Брасор, Филип (6 июля 2019 г.). «Японии предстоит тяжелая борьба за сокращение потребления пластика» . Джапан Таймс . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «РЕДАКЦИЯ: Япония должна выполнить программу прекращения сжигания пластиковых отходов: Асахи Симбун» . Редакционные статьи Асахи Симбун . 31 июля 2019 г. Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Управление мусором после стихийного бедствия: опыт Японии» (PDF) . Экологическая программа ООН . 2012 . Проверено 18 июля 2020 г.