Jump to content

Обращение с высокоактивными радиоактивными отходами

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Отработанное ядерное топливо хранится под водой и не закрыто крышкой на полигоне Хэнфорд в Вашингтоне , США.

Обращение с радиоактивными отходами высокого уровня направлено на обращение с радиоактивными материалами, образующимися в результате производства атомной энергии и ядерного оружия . Радиоактивные отходы содержат как короткоживущие, так и долгоживущие радионуклиды , а также нерадиоактивные нуклиды . [1] В 2002 году в США хранилось около 47 000 тонн высокорадиоактивных отходов.

Среди компонентов отработанного ядерного топлива нептуний -237 и плутоний-239 представляют собой особую проблему из-за их длительного периода полураспада — два миллиона лет и 24 000 лет соответственно. [2] Обращение с высокоактивными радиоактивными отходами требует сложных процессов обработки и долгосрочных стратегий, таких как постоянное хранение, захоронение или преобразование в нетоксичные формы для изоляции их от биосферы . [3] Радиоактивный распад подчиняется правилу полураспада , что означает, что интенсивность излучения уменьшается с течением времени, поскольку скорость распада обратно пропорциональна продолжительности распада. Другими словами, излучение долгоживущего изотопа , такого как йод-129, будет гораздо менее интенсивным, чем излучение короткоживущего изотопа, такого как йод-131 . [4]

Правительства во всем мире изучают различные стратегии утилизации, обычно сосредотачиваясь на глубоких геологических хранилищах , хотя прогресс в реализации этих долгосрочных решений идет медленно. [5] Эта проблема усугубляется временными рамками, необходимыми для безопасного распада: от 10 000 до миллионов лет. [6] [7] [8] Таким образом, физик Ханнес Альфвен определил необходимость в стабильных геологических образованиях и человеческих институтах, которые могли бы существовать в течение длительных периодов времени, отметив отсутствие какой-либо цивилизации или геологического образования, которые доказали бы свою стабильность в течение такого периода времени. [9]

Обращение с радиоактивными отходами не только требует технических и научных соображений, но также вызывает серьезные этические проблемы в отношении воздействия на будущие поколения. [10] Дебаты по поводу соответствующих стратегий управления включают аргументы за и против использования геохимических имитационных моделей и естественных геологических барьеров для сдерживания радионуклидов после закрытия хранилища. [11]

Несмотря на то, что некоторые ученые выступают за возможность передачи контроля над радиоактивными материалами в пользу геогидрологических процессов, сохраняется скептицизм из-за отсутствия эмпирической проверки этих моделей в течение длительных периодов времени. [12] Другие настаивают на необходимости глубоких геологических хранилищ в устойчивых формациях. [13] [14] Критически оцениваются прогнозы относительно воздействия на здоровье долгосрочного захоронения радиоактивных отходов. [15] при практических исследованиях для планирования и оценки затрат обычно учитывается период до 100 лет. [16] [17] Продолжающиеся исследования продолжают предоставлять информацию о долгосрочном поведении радиоактивных отходов, влияя на стратегии управления и национальную политику во всем мире. [18]

Глубокое геологическое захоронение

[ редактировать ]
Схема строящегося геологического хранилища на площадке АЭС Олкилуото , Финляндия
Демонстрационный туннель в Олкилуото.

Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам заявила:

Широко признано, что отработавшее ядерное топливо, отходы высокоактивной переработки и плутониевые отходы требуют хорошо продуманного хранения на период от десятков тысяч до миллиона лет, чтобы свести к минимуму выбросы содержащейся радиоактивности в окружающую среду. Также необходимы гарантии, гарантирующие, что ни плутоний, ни высокообогащенный уран не будут перенаправлены на использование в оружии. Существует общее мнение, что размещение отработавшего ядерного топлива в хранилищах на глубине сотен метров под поверхностью земли было бы безопаснее, чем бессрочное хранение отработавшего топлива на поверхности. [19]

Процесс выбора постоянных хранилищ для высокоактивных радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива проводится в нескольких странах, причем первое из них, как ожидается, будет введено в эксплуатацию после 2017 года. [20] [ нужно обновить ] Основная концепция предполагает выявление крупной стабильной геологической формации и использование горнодобывающей технологии для выкапывания глубокого туннеля или шахты с помощью туннелепроходческих машин на глубине 500–1000 метров (1600–3300 футов) под поверхностью, где можно создать помещения или хранилища для захоронение радиоактивных отходов. Цель состоит в том, чтобы навсегда изолировать отходы от окружающей среды человека. Были высказаны опасения по поводу немедленного прекращения использования таких методов утилизации, а также были высказаны предположения о том, что непрерывное управление и мониторинг были бы предпочтительнее. [ нужна ссылка ]

Учитывая, что период полураспада некоторых радиоактивных изотопов превышает один миллион лет, необходимо учитывать даже минимальные скорости утечки контейнеров и миграции радионуклидов. [21] По оценкам, может пройти несколько периодов полураспада, прежде чем радиоактивность некоторых ядерных материалов уменьшится до уровня, не опасного для живых организмов. Обзор Национальной академии наук, проведенный в 1983 году, подтвердил оценку шведской программы ядерных отходов, согласно которой изоляция отходов может потребоваться на срок до одного миллиона лет. [22]

Наземный субдукционный метод захоронения отходов предполагает захоронение ядерных отходов в зоне субдукции, доступной с суши. Этот метод не ограничен международными договорами и признан реальной и передовой технологией утилизации ядерных отходов. [23] [24] [25]

На естественном участке ядерного деления, обнаруженном на шахте Окло в Габоне , где реакции ядерного деления происходили 1,7 миллиарда лет назад, продукты деления переместились менее чем на три метра. [26] Это минимальное движение, возможно, объясняется скорее удерживанием внутри кристаллической структуры уранинита , чем фактической нерастворимостью или сорбцией движущимися грунтовыми водами. Кристаллы уранинита в Окло сохранились лучше, чем кристаллы в отработавших топливных стержнях , вероятно, из-за незавершенных ядерных реакций, которые делают продукты реакции менее уязвимыми для грунтовых вод. [27]

Метод захоронения горизонтальных скважин включает бурение земной коры на расстояние более одного километра по вертикали и двух километров по горизонтали для захоронения высокоактивных форм отходов, таких как отработанное ядерное топливо и специфические изотопы, такие как цезий-137 или стронций-90 . После размещения и периода восстановления, [ нужны разъяснения ] скважины будут загерметизированы. В 2018 и 2019 годах частная компания из США провела испытания, демонстрирующие установку и извлечение испытательного контейнера в горизонтальную скважину, хотя в этих испытаниях не использовались реальные высокоактивные отходы. [28] [29] [30]

Материалы для геологического захоронения

[ редактировать ]

Для хранения высокоактивных радиоактивных отходов в долговременных геологических хранилищах необходимо использовать специальные формы отходов, которые позволят радиоактивности распадаться, в то время как материалы сохраняют свою целостность в течение тысяч лет. [31] Используемые материалы можно разделить на несколько классов: формы отходов стекла, формы керамических отходов и наноструктурированные материалы.

Формы стекла включают боросиликатные стекла и фосфатные стекла. Боросиликатные стекла для ядерных отходов используются в промышленных масштабах для иммобилизации высокоактивных радиоактивных отходов во многих странах, которые являются производителями атомной энергии или имеют ядерное оружие. Преимущество форм стеклянных отходов заключается в том, что они способны вмещать широкий спектр составов потоков отходов, их легко масштабировать для промышленной переработки, и они устойчивы к термическим, радиационным и химическим воздействиям. Эти стекла функционируют путем связывания радиоактивных элементов с нерадиоактивными стеклообразующими элементами. [32] Фосфатные стекла, хотя и не используются в промышленности, имеют гораздо более низкую скорость растворения, чем боросиликатные стекла, что делает их более выгодным вариантом. Однако ни один фосфатный материал не способен вместить все радиоактивные продукты, поэтому хранение фосфатов требует дополнительной переработки для разделения отходов на отдельные фракции. [33] Оба стекла необходимо обрабатывать при повышенных температурах, что делает их непригодными для использования в отношении некоторых наиболее летучих радиотоксичных элементов.

Керамические формы отходов обеспечивают более высокую загрузку отходов, чем стеклянные варианты, поскольку керамика имеет кристаллическую структуру. Кроме того, минеральные аналоги керамических отходов свидетельствуют о длительной долговечности. [34] Из-за этого факта, а также из-за того, что ее можно обрабатывать при более низких температурах, керамику часто считают следующим поколением высокоактивных радиоактивных отходов. [35] Формы керамических отходов открывают большой потенциал, но предстоит провести еще много исследований.

Национальные планы управления

[ редактировать ]

Финляндия, США и Швеция являются наиболее продвинутыми в разработке глубокого хранилища для захоронения высокоактивных радиоактивных отходов. Страны различаются в своих планах по утилизации отработанного топлива непосредственно или после переработки, при этом Франция и Япония активно занимаются переработкой. Статус планов управления высокоактивными отходами в конкретной стране описан ниже.

Во многих европейских странах (например, в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии) риск или предел дозы для представителя населения, подвергшегося радиации от будущего объекта по производству высокоактивных ядерных отходов, значительно более строгий, чем тот, который предлагается в Международная комиссия по радиационной защите или предложена в США. Европейские ограничения зачастую в 20 раз более строгие, чем стандарт, предложенный в 1990 году Международной комиссией по радиационной защите, и в десять раз более строгий, чем стандарт, предложенный Агентством по охране окружающей среды США (EPA) для атомной станции Yucca Mountain. хранилище отходов в течение первых 10 000 лет после закрытия. Более того, предложенный Агентством по охране окружающей среды США стандарт на срок более 10 000 лет в 250 раз более либерален, чем европейский предел. [36]

Страны, добившиеся наибольшего прогресса в создании хранилища для высокоактивных радиоактивных отходов, обычно начинали с общественных консультаций и делали добровольное размещение хранилища необходимым условием. Считается, что этот подход, направленный на поиск консенсуса, имеет больше шансов на успех, чем нисходящий способ принятия решений, но этот процесс обязательно медленный, и в мире «недостаточно опыта, чтобы знать, удастся ли он добиться успеха во всех существующих и перспективных ядерных проектах». нации». [37]

Более того, большинство сообществ не хотят размещать у себя хранилище ядерных отходов, поскольку они «обеспокоены тем, что их сообщество станет фактически местом хранения отходов на тысячи лет, последствиями аварии для здоровья и окружающей среды, а также снижением стоимости собственности». [38]

В Китае ( Китайская Народная Республика ) десять реакторов дают около 2% электроэнергии и еще пять находятся в стадии строительства. [39] Китай взял на себя обязательство по переработке в 1980-х годах; строится пилотная установка в Ланьчжоу , где построено временное хранилище отработавшего топлива. Геологическое захоронение изучается с 1985 года, а в 2003 году по закону было предписано создать постоянное глубокое геологическое хранилище. Участки в Ганьсу провинции недалеко от пустыни Гоби на северо-западе Китая находятся на стадии расследования, и ожидается, что окончательное место будет выбрано к 2020 году, а фактическое захоронение будет завершено. примерно к 2050 году. [40] [41]

На Тайване ( Китайская Республика ) хранилище ядерных отходов построено на южной оконечности острова Орхидей в уезде Тайдун , на шельфе острова Тайвань, . Объект был построен в 1982 году, принадлежит и управляется компанией Taipower . На объект поступают ядерные отходы Taipower трех нынешних атомных электростанций . Однако из-за сильного сопротивления местного населения острова ядерные отходы приходится хранить на самих электростанциях. [42] [43]

Индия приняла замкнутый топливный цикл, который предполагает переработку и утилизацию отработавшего топлива. В результате переработки 2-3% отработанного топлива выбрасывается, а остальное отправляется на переработку. Отработанное топливо, называемое высокоактивными жидкими отходами, преобразуется в стекло посредством остеклования. Затем остеклованные отходы хранятся в течение 30–40 лет для охлаждения. [44]

Шестнадцать ядерных реакторов производят около 3% электроэнергии Индии, еще семь находятся в стадии строительства. [39] Отработанное топливо перерабатывается на объектах в Тромбее недалеко от Мумбаи , в Тарапуре на западном побережье к северу от Мумбаи и в Калпаккаме на юго-восточном побережье Индии. Плутоний будет использоваться в реакторе-размножителе на быстрых нейтронах (строящийся) для производства большего количества топлива, а другие отходы будут остекловываться в Тарапуре и Тромбее. [45] [46] Ожидается временное хранение в течение 30 лет с последующим захоронением в глубоком геологическом хранилище в кристаллической породе недалеко от Калпаккама. [47]

В 2000 году Закон об окончательном захоронении определенных радиоактивных отходов предусматривал создание новой организации по обращению с высокоактивными радиоактивными отходами, а позже в том же году была создана Организация по обращению с ядерными отходами Японии (NUMO) под юрисдикцией Министерства экономики, торговли и торговли. и промышленность. NUMO отвечает за выбор постоянного глубокого геологического хранилища , строительство, эксплуатацию и закрытие объекта для размещения отходов к 2040 году. [48] [49] Выбор места начался в 2002 году, и информация о заявках была отправлена ​​в 3239 муниципалитетов, но к 2006 году ни одно местное правительство не вызвалось принять у себя объект. [50] Префектура Коти проявила интерес в 2007 году, но ее мэр подал в отставку из-за местной оппозиции. В декабре 2013 года правительство решило определить подходящие территории-кандидаты, прежде чем обращаться к муниципалитетам. [51]

Глава экспертной группы Научного совета Японии заявил, что сейсмические условия Японии затрудняют прогнозирование состояния грунта на необходимые 100 000 лет, поэтому будет невозможно убедить общественность в безопасности глубоких геологических захоронений. [51]

В Бельгии есть семь ядерных реакторов, которые обеспечивают около 52% электроэнергии страны. [39] Бельгийское отработавшее ядерное топливо первоначально было отправлено на переработку во Францию. В 1993 году переработка была приостановлена ​​постановлением бельгийского парламента; [52] отработанное топливо с тех пор хранится на площадках атомных электростанций. Глубокое захоронение высокоактивных радиоактивных отходов (ВАО) изучается в Бельгии уже более 30 лет. Boom Clay изучается как эталонный материал-хозяин для захоронения ВАО. Подземная исследовательская лаборатория Аида (URL) расположена на высоте -223 м (-732 фута) в формации Бум на площадке Мол . Бельгийский URL управляется Группой экономических интересов Euridice , совместной организацией SCK•CEN , Бельгийского центра ядерных исследований, который инициировал исследования по утилизации отходов в Бельгии в 1970-х и 1980-х годах, и ONDRAF/NIRAS , бельгийского агентства по радиоактивным отходам. управление. В Бельгии регулирующим органом, отвечающим за руководство и утверждение лицензий, является Федеральное агентство по ядерному контролю, созданное в 2001 году. [53]

Финляндия

[ редактировать ]

В 1983 году правительство решило выбрать место для постоянного хранилища к 2010 году. Четыре ядерных реактора обеспечивают 29% электроэнергии, [39] В 1987 году Финляндия приняла Закон о ядерной энергетике, согласно которому производители радиоактивных отходов несут ответственность за их утилизацию при условии соблюдения требований Управления по радиационной и ядерной безопасности и абсолютного вето, данного местным органам власти, на территории которых будет расположено предлагаемое хранилище. Производители ядерных отходов организовали компанию Posiva , отвечающую за выбор площадки, строительство и эксплуатацию постоянного хранилища. Поправка 1994 года к Закону требовала окончательного захоронения отработавшего топлива в Финляндии, запрещая импорт и экспорт радиоактивных отходов.

Экологическая оценка четырех объектов проводилась в 1997–98 годах, Посива выбрала площадку Олкилуото рядом с двумя существующими реакторами, и местное правительство одобрило ее в 2000 году. Парламент Финляндии одобрил создание там глубокого геологического хранилища в магматической породе на глубине около 500 метров ( 1600 футов) в 2001 году. Концепция хранилища аналогична шведской модели: начиная с 2020 года контейнеры будут облицованы медью и закопаны ниже уровня грунтовых вод. [54] подземное хранилище отработавшего ядерного топлива Онкало . В 2004 году на этом месте было построено [55] до 2017 года.

на Около 75% вырабатываемой электроэнергии приходится 58 ядерных реакторов . [39] Самый высокий процент среди всех стран, Франция занимается переработкой отработавшего реакторного топлива с момента появления там атомной энергетики. Некоторая часть переработанного плутония используется для производства топлива, но его производится больше, чем перерабатывается в качестве реакторного топлива. [56] Франция также перерабатывает отработавшее топливо для других стран, но ядерные отходы возвращаются в страну происхождения. Ожидается, что радиоактивные отходы переработки французского отработанного топлива будут захоронены в геологическом хранилище в соответствии с законодательством, принятым в 1991 году, которое установило 15-летний период для проведения исследований по обращению с радиоактивными отходами. В соответствии с этим законодательством Комиссариат по атомной энергии (CEA) расследует разделение и трансмутацию долгоживущих элементов, процессы иммобилизации и кондиционирования, а также долговременное приповерхностное хранение. Захоронение в глубоких геологических формациях изучается французским агентством по обращению с радиоактивными отходами (Agence nationale pour la Gestion des Déchets Radioctifs) в подземных исследовательских лабораториях. [57]

Были идентифицированы три места возможного глубокого геологического захоронения в глине недалеко от границы Мааса и Верхней Марны , недалеко от Гара и в Вьенне . В 1998 году правительство одобрило создание подземной исследовательской лаборатории Маас/Верхняя Марна , расположенной недалеко от Мааса/Верхняя Марна, и исключило остальные из дальнейшего рассмотрения. [58] В 2006 году было предложено принять закон о лицензировании хранилища к 2020 году, а ввод в эксплуатацию ожидается в 2035 году. [59]

Германия

[ редактировать ]
Антиядерный протест возле центра захоронения ядерных отходов в Горлебене на севере Германии.

Политика в отношении ядерных отходов в Германии постоянно меняется. Немецкое планирование постоянного геологического хранилища началось в 1974 году и было сосредоточено на соляном куполе Горлебен , соляной шахте недалеко от Горлебена, примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-востоку от Брауншвейга. Об этом объекте было объявлено в 1977 году, когда планировалось построить завод по переработке, обращение с отработавшим топливом и постоянные объекты захоронения на одном объекте. Планы строительства завода по переработке были отменены в 1979 году. В 2000 году федеральное правительство и коммунальные предприятия согласились приостановить подземные исследования на срок от трех до десяти лет, а правительство обязалось прекратить использование ядерной энергии, закрыв один реактор в 2003 году. [60]

в марте 2011 года Через несколько дней после ядерной катастрофы на Фукусиме-1 канцлер Ангела Меркель «ввела трехмесячный мораторий на ранее объявленное продление существующих атомных электростанций Германии, одновременно остановив семь из 17 реакторов, которые работали с 1981 года». Протесты продолжались, и 29 мая 2011 года правительство Меркель объявило, что закроет все свои атомные электростанции к 2022 году. [61] [62]

Тем временем электроэнергетические компании транспортируют отработавшее топливо во временные хранилища в Горлебене, Лубмине и Ахаусе до тех пор, пока рядом с реакторными площадками не будут построены временные хранилища. Раньше отработанное топливо отправлялось на переработку во Францию ​​или Великобританию, но в июле 2005 года эта практика была прекращена. [63]

Нидерланды

[ редактировать ]

COVRA ( Центральная организация по радиоактивным отходам ) — голландская временная компания по переработке и хранению ядерных отходов во Флиссингене , [64] который хранит отходы, произведенные на единственной оставшейся атомной электростанции, после их переработки компанией Areva NC. [65] в Гааге , Манш , Нормандия , Франция . Пока правительство Нидерландов не решит, что делать с отходами, они останутся на территории COVRA, у которой в настоящее время есть лицензия на работу сроком на сто лет. По состоянию на начало 2017 года планов по созданию постоянного пункта захоронения не существует.

В России Министерство по атомной энергии ( Минатом ) отвечает за 31 ядерный реактор, которые производят около 16% электроэнергии. [39] Минатом также отвечает за переработку и захоронение радиоактивных отходов, в том числе более 25 000 тонн (55 миллионов фунтов) отработавшего ядерного топлива, находящегося на временном хранении в 2001 году.

Россия имеет долгую историю переработки отработавшего топлива для военных целей и ранее планировала перерабатывать импортированное отработанное топливо, возможно, включая часть из 33 000 тонн (73 миллиона фунтов) отработавшего топлива, накопленного на объектах в других странах, которые получали топливо из США. которые США первоначально обещали вернуть, такие как Бразилия, Чехия, Индия, Япония, Мексика, Словения, Южная Корея, Швейцария, Тайвань и Европейский Союз. [66] [67]

Закон об охране окружающей среды 1991 года запрещал импорт радиоактивных материалов для долгосрочного хранения или захоронения в России, но противоречивый закон, разрешающий импорт для постоянного хранения, был принят российским парламентом и подписан президентом Путиным в 2001 году. [66] В долгосрочной перспективе российский план предполагает глубокое геологическое захоронение. [68] Наибольшее внимание было уделено местам скопления отходов во временных хранилищах на ПО «Маяк», под Челябинском на Урале, и в граните в Красноярске в Сибири.

В Испании есть пять действующих атомных электростанций с семью реакторами , которые в 2013 году произвели 21% электроэнергии страны. Кроме того, здесь остались высокоактивные отходы еще от двух старых, закрытых АЭС. В период с 2004 по 2011 год двухпартийная инициатива правительства Испании способствовала строительству временного централизованного хранилища (ATC, Almacén Temporal Centralizado ), аналогичного голландской концепции COVRA . В конце 2011 и начале 2012 года был дан окончательный зеленый свет, были завершены предварительные исследования и была куплена земля недалеко от Вильяр-де-Каньяс ( Куэнка после конкурсного тендера ). Первоначально объект будет иметь лицензию сроком на 60 лет.

Однако незадолго до начала закладки фундамента в 2015 году проект был остановлен из-за комплекса геологических, технических, политических и экологических проблем. К концу 2015 года правительство региона посчитало его «устаревшим» и фактически «парализованным». По состоянию на начало 2017 года проект не был отложен, но он остается замороженным, и в ближайшее время никаких дальнейших действий не ожидается. Тем временем отработанное ядерное топливо и другие высокоактивные отходы хранятся в бассейнах заводов, а также в сухих контейнерах для хранения ( almacenes temporalesиндивидуализированос ) в Гаронье и Трилло .

По состоянию на начало 2017 года планов по созданию постоянного пункта захоронения высокого уровня также нет. Отходы низкой и средней активности хранятся на объекте Эль-Кабриль ( провинция Кордова ).

В Швеции по состоянию на 2007 год действуют десять ядерных реакторов, производящих около 45% ее электроэнергии. [39] Два других реактора в Барсебеке были остановлены в 1999 и 2005 годах. [69] Когда эти реакторы были построены, предполагалось, что их ядерное топливо будет перерабатываться в зарубежной стране, а отходы переработки не будут возвращаться в Швецию. [70] Позже планировалось строительство отечественного завода по переработке, но так и не было построено.

Принятие Закона о соглашениях 1977 года передало ответственность за обращение с ядерными отходами от правительства к атомной промышленности, требуя от операторов реакторов представить приемлемый план обращения с отходами с «абсолютной безопасностью» для получения лицензии на эксплуатацию. [71] [72] В начале 1980 года, после катастрофы на острове Три-Майл в США, был проведен референдум по будущему использованию ядерной энергии в Швеции. В конце 1980 года, после того как референдум из трех вопросов дал неоднозначные результаты, шведский парламент решил поэтапно вывести из эксплуатации существующие реакторы к 2010 году. [73] 5 февраля 2009 года правительство Швеции объявило о соглашении, позволяющем заменить существующие реакторы, что фактически положило конец политике поэтапного отказа. В 2010 году шведское правительство открыло возможности для строительства новых ядерных реакторов. Новые энергоблоки могут быть построены только на существующих атомных электростанциях в Оскарсхамне, Рингхалсе или Форсмарке и только для замены одного из существующих реакторов, который необходимо будет остановить, чтобы новый мог запуститься.

Шведская компания по управлению ядерным топливом и отходами . (Svensk Kärnbränslehantering AB, известная как SKB) была создана в 1980 году и отвечает за окончательную утилизацию ядерных отходов. Сюда входит эксплуатация контролируемого извлекаемого хранилища — Центрального временного хранилища отработавшего ядерного топлива в Оскарсхамне , примерно в 240 километрах (150 миль) к югу от Стокгольма на побережье Балтийского моря; транспортировка отработавшего топлива; и строительство постоянного хранилища. [74] Шведские коммунальные предприятия хранят отработанное топливо на площадке реактора в течение одного года, а затем транспортируют его на объект в Оскарсхамне, где оно будет храниться в выкопанных пещерах, заполненных водой, в течение примерно 30 лет, а затем будет отправлено в постоянное хранилище.

Концептуальный проект постоянного хранилища был определен в 1983 году, предусматривая размещение железных канистр с медным покрытием в гранитной скале на глубине около 500 метров (1600 футов) под землей, ниже уровня грунтовых вод, по так называемому методу KBS-3 . Пространство вокруг канистр заполним бентонитовой глиной. [74] После изучения шести возможных мест постоянного хранилища три были выбраны для дальнейшего расследования: в Остхаммаре , Оскарсхамне и Тьерпе . 3 июня 2009 года шведская компания Nuclear Fuel and Waste Co. выбрала место для захоронения отходов глубокого захоронения в Эстхаммаре, недалеко от атомной электростанции Форсмарк. Заявку на построение репозитория сдала СКБ 2011 г., [ нужно обновить ] и был одобрен правительством Швеции 27 января 2022 года. [75]

Швейцария

[ редактировать ]

В Швейцарии имеется пять ядерных реакторов, которые по состоянию на 2007 год обеспечивают около 43% электроэнергии (34% в 2015 году). [39] Некоторое количество швейцарского отработанного ядерного топлива было отправлено на переработку во Францию ​​и Великобританию; большая часть топлива хранится без переработки. Промышленная организация ZWILAG построила и эксплуатирует центральное временное хранилище для отработанного ядерного топлива и высокоактивных отходов, а также для кондиционирования низкоактивных отходов и сжигания отходов. Другие временные хранилища, существовавшие до ZWILAG, продолжают работать в Швейцарии.

Швейцарская программа рассматривает варианты размещения глубокого хранилища для захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, а также отходов низкого и среднего уровня активности. Строительство хранилища не предвидится вплоть до этого столетия. Исследования осадочных пород (особенно опалиновой глины) проводятся в швейцарской горной лаборатории Монт-Терри ; Испытательный полигон Гримзель, более старый объект в кристаллической породе, также все еще активен. [76]

Великобритания

[ редактировать ]

В 2007 году в Соединенном Королевстве работало 19 реакторов, производящих около 20% электроэнергии. [39] Он перерабатывает большую часть своего отработавшего топлива в Селлафилде на северо-западном побережье напротив Ирландии, где ядерные отходы остекловывают и запечатывают в контейнеры из нержавеющей стали для сухого хранения над землей в течение как минимум 50 лет перед возможным захоронением в глубоких геологических структурах. У Селлафилда в прошлом были проблемы с окружающей средой и безопасностью, включая пожар на атомной электростанции в Виндскейле и серьезный инцидент в 2005 году на главном перерабатывающем заводе (THORP). [77]

В 1982 году было создано Управление по обращению с радиоактивными отходами атомной промышленности (NIREX), отвечающее за захоронение долгоживущих ядерных отходов. [78] а в 2006 году Комитет по обращению с радиоактивными отходами (CoRWM) Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства рекомендовал геологическое захоронение на глубине 200–1000 метров (660–3280 футов) под землей. [79] NIREX разработал общую концепцию хранилища на основе шведской модели. [80] но еще не выбрал сайт. Управление по выводу из эксплуатации ядерных объектов отвечает за упаковку отходов переработки и в конечном итоге освободит компанию British Nuclear Fuels Ltd. от ответственности за энергетические реакторы и завод по переработке в Селлафилде. [81]

Северная Америка

[ редактировать ]

В 2006 году 18 действующих атомных электростанций Канады произвели около 16% электроэнергии. [82] принял национальный закон об отходах ядерного топлива В 2002 году канадский парламент , требующий от корпораций ядерной энергетики создать организацию по управлению отходами, которая будет предлагать правительству Канады подходы к обращению с ядерными отходами и реализацию подхода, впоследствии выбранного правительством. Закон определяет управление как «долгосрочное управление посредством хранения или утилизации, включая обработку, обработку, кондиционирование или транспортировку с целью хранения или утилизации». [83]

Образовавшаяся в результате Организация по обращению с ядерными отходами (NWMO) провела обширное трехлетнее исследование и консультации с канадцами. В 2005 году они рекомендовали адаптивное поэтапное управление — подход, в котором упор делается как на технические, так и на управленческие методы. Технический метод включал централизованную изоляцию и удержание отработавшего ядерного топлива в глубоком геологическом хранилище в подходящей горной породе, такой как гранит Канадского щита или ордовика . осадочные породы [84] Также рекомендовался поэтапный процесс принятия решений, подкрепленный программой непрерывного обучения, исследований и разработок.

В 2007 году правительство Канады приняло эту рекомендацию, и NWMO было поручено выполнить эту рекомендацию. Никаких конкретных сроков для этого процесса не было определено. В 2009 году СЗМО разрабатывал процесс выбора места; Ожидалось, что размещение займет 10 или более лет. [85] Ожидается, что выбор участка между двумя потенциальными принимающими сообществами (Ингейс, Онтарио / Саут-Брюс, Онтарио) будет завершен к осени 2024 года. [86]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Места в США, где ядерные отходы хранятся

Закон о политике в отношении ядерных отходов 1982 года установил график и процедуру строительства постоянного подземного хранилища для высокоактивных радиоактивных отходов к середине 1990-х годов и предусматривал временное хранение отходов, включая отработавшее топливо 104 гражданских ядерных реакторов, которые производят там около 19,4% электроэнергии. [39] В апреле 2008 года в Соединенных Штатах было около 56 000 тонн (120 миллионов фунтов) отработанного топлива и 20 000 контейнеров с твердыми оборонными отходами, и ожидается, что к 2035 году это число увеличится до 119 000 тонн (260 миллионов фунтов). [87] США выбрали хранилище ядерных отходов Юкка-Маунтин , окончательное хранилище в Юкка-Маунтин в Неваде , но этот проект встретил широкое сопротивление, причем некоторые из основных опасений заключались в транспортировке отходов на большие расстояния со всех концов Соединенных Штатов к этому объекту, возможности аварий и неопределенность в успехе в вечной изоляции ядерных отходов от окружающей среды обитания человека. Ожидалось, что Юкка-Маунтин, вместимостью 70 000 тонн (150 миллионов фунтов) радиоактивных отходов, откроется в 2017 году. Однако администрация Обамы отклонила использование этого объекта в предложении по федеральному бюджету США на 2009 год , что исключило все финансирование, кроме необходимого. отвечать на запросы Комиссии по ядерному регулированию , «пока администрация разрабатывает новую стратегию по утилизации ядерных отходов». [88] 5 марта 2009 года министр энергетики Стивен Чу заявил на слушаниях в Сенате, что «площадка Юкка-Маунтин больше не рассматривается как вариант хранения отходов реактора». [87] [89] Начиная с 1999 года, ядерные отходы, полученные в военных целях, хоронят на экспериментальной установке по изоляции отходов в Нью-Мексико.

Поскольку доля атомов радиоизотопа, распадающихся в единицу времени, обратно пропорциональна периоду его полураспада, относительная радиоактивность определенного количества захороненных радиоактивных отходов человека со временем уменьшится по сравнению с природными радиоизотопами; такие как цепочки распада 120 миллионов мегатонн (260 квадриллионов фунтов) тория и 40 миллионов мегатонн (88 квадриллионов фунтов) урана, которые имеют относительно следовые концентрации в частях на миллион каждая по сравнению с массой коры в 30 000 квадриллионов тонн (66 000 000 квадриллионов фунтов) . [90] [91] [92] Например, в течение тысяч лет, после распада наиболее активных радиоизотопов с коротким периодом полураспада, захоронение ядерных отходов в США приведет к увеличению радиоактивности в верхних 610 метрах (2000 футов) горных пород и почвы в Соединенных Штатах (10 миллионов футов). квадратных километров, 3,9 миллиона квадратных миль) на 1 часть на 10 миллионов по сравнению с совокупным количеством естественных радиоизотопов в таком объеме, хотя в окрестностях объекта под землей будет гораздо более высокая концентрация искусственных радиоизотопов, чем в среднем. [93]

Президентским меморандумом от 29 января 2010 года президент Обама учредил Комиссию «Голубая лента» по ядерному будущему Америки (комиссию). [94] Комиссия, состоящая из пятнадцати членов, провела обширное двухлетнее исследование утилизации ядерных отходов, что называется «завершающей частью» процесса ядерной энергетики. [94] Комиссия создала три подкомитета: по технологии реакторов и топливного цикла, по транспортировке и хранению и по утилизации. [94] 26 января 2012 г. Комиссия представила свой окончательный отчет министру энергетики Стивену Чу. [95] В заключительном отчете Подкомитета по утилизации Комиссия не дает рекомендаций для конкретного объекта, а скорее представляет комплексные рекомендации по стратегиям утилизации. В ходе исследования Комиссия посетила Финляндию, Францию, Японию, Россию, Швецию и Великобританию. [96] В своем итоговом отчете Комиссия выдвинула семь рекомендаций по разработке комплексной стратегии, направленной на: [96]

Рекомендация №1
Соединенным Штатам следует осуществить комплексную программу управления ядерными отходами, которая приведет к своевременному созданию одного или нескольких постоянных глубинных геологических объектов для безопасного захоронения отработавшего топлива и высокоактивных ядерных отходов. [96]
Рекомендация №2
Необходима новая специализированная организация для разработки и реализации целенаправленной комплексной программы по транспортировке, хранению и захоронению ядерных отходов в Соединенных Штатах. [96]
Рекомендация №3
Гарантированный доступ к балансу Фонда ядерных отходов (ФНБ) и к доходам, получаемым от ежегодных платежей за ядерные отходы от плательщиков коммунальных услуг, абсолютно необходим и должен быть предоставлен новой организации по обращению с ядерными отходами. [96]
Рекомендация №4
В будущем необходим новый подход к размещению и развитию объектов ядерных отходов в Соединенных Штатах. Мы считаем, что эти процессы, скорее всего, будут успешными, если они:
  • Адаптивность — в том смысле, что сам процесс является гибким и принимает решения, реагирующие на новую информацию и новые технические, социальные или политические события.
  • Поэтапный — в том смысле, что ключевые решения пересматриваются и модифицируются по мере необходимости по ходу дела, а не определяются заранее.
  • На основе согласия – в том смысле, что затронутые сообщества имеют возможность решить, принимать ли решения о размещении объектов и сохранять значительный местный контроль.
  • Прозрачность — в том смысле, что все заинтересованные стороны имеют возможность понять ключевые решения и осмысленно участвовать в процессе.
  • Основанные на стандартах и ​​научных данных — в том смысле, что общественность может быть уверена, что все объекты соответствуют строгим, объективным и последовательно применяемым стандартам безопасности и защиты окружающей среды.
  • Регулируется соглашениями о партнерстве или юридически имеющими силу соглашениями с принимающими государствами, племенами и местными сообществами. [96]
Рекомендация №5
Нынешнее разделение регулирующих обязанностей по долгосрочному функционированию хранилища между NRC и EPA является целесообразным и должно продолжаться. Этим двум агентствам следует разработать новые, независимые от конкретной площадки стандарты безопасности в рамках официально скоординированного совместного процесса, в котором активно участвуют все соответствующие заинтересованные стороны. [96]
Рекомендация №6
Роли, обязанности и полномочия местных властей, правительств штатов и племен (в отношении размещения объектов и других аспектов захоронения ядерных отходов) должны быть элементом переговоров между федеральным правительством и другими затронутыми подразделениями правительства при создании объект утилизации. В дополнение к юридически обязывающим соглашениям, как обсуждалось в Рекомендации № 4, все затрагиваемые уровни власти (местные, штатные, племенные и т. д.) должны иметь, как минимум, значимую консультативную роль при принятии всех других важных решений. Кроме того, штаты и племена должны сохранять — или, где это уместно, делегировать — прямые полномочия в отношении аспектов регулирования, разрешений и операций, где надзор ниже федерального уровня может осуществляться эффективно и таким образом, который помогает защитить интересы и получить выгоду. доверие затронутых сообществ и граждан. [96]
Рекомендация №7
Совет по техническому рассмотрению ядерных отходов (NWTRB) следует сохранить в качестве ценного источника независимых технических рекомендаций и проверок. [96]

Администрация Байдена рекомендовала классифицировать отходы по уровню радиоактивности, а не по источнику отходов, что позволило бы разработать новые планы управления. [97]

Международный репозиторий

[ редактировать ]

Хотя в Австралии нет ядерных энергетических реакторов, компания Pangea Resources рассматривала возможность размещения международного хранилища в глубинке Южной Австралии или Западной Австралии в 1998 году, но это стимулировало законодательную оппозицию в обоих штатах и ​​национальном Сенате Австралии в течение следующего года. [98] После этого Pangea прекратила свою деятельность в Австралии, но вновь стала называться Международной ассоциацией Pangea, а в 2002 году превратилась в Ассоциацию региональных и международных подземных хранилищ при поддержке Бельгии, Болгарии, Венгрии, Японии и Швейцарии. [99] Общая концепция международного хранилища была предложена одним из руководителей всех трех предприятий. [100] Россия выразила заинтересованность в том, чтобы служить хранилищем для других стран, но не предполагает спонсорства или контроля со стороны международного органа или группы других стран. В качестве возможных мест также упоминались Южная Африка, Аргентина и западный Китай. [58] [101]

В ЕС COVRA ведет переговоры о создании общеевропейской системы утилизации отходов с едиными свалками, которые могут использоваться несколькими странами ЕС. Возможность хранения на территории всего ЕС исследуется в рамках программы SAPIERR-2. [102]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Йод-131» . stoller-eser.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 5 января 2009 г.
  2. ^ Ванденбош 2007, с. 21.
  3. ^ Оджован, Мичиган; Ли, МЫ (2014). Введение в иммобилизацию ядерных отходов . Амстердам: Издательство Elsevier Science. п. 362. ИСБН  978-0-08-099392-8 .
  4. ^ «А как насчет йода-129 – период полураспада составляет 15 миллионов лет» . Форум по радиологическому мониторингу воздуха и воды в Беркли . Калифорнийский университет. 28 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г. . Проверено 1 декабря 2012 г.
  5. ^ Браун, Пол (14 апреля 2004 г.). «Стреляйте в Солнце. Отправьте в ядро ​​Земли. Что делать с ядерными отходами?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 марта 2017 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
  6. ^ Национальный исследовательский совет (1995). Технические основы стандартов Yucca Mountain . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. п. 91. ИСБН  0-309-05289-0 . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 г. Проверено 23 мая 2020 г.
  7. ^ «Состояние обращения с ядерными отходами» . Американское физическое общество. Январь 2006 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  8. ^ «Стандарты общественного здравоохранения и радиационной защиты окружающей среды для Юкка-Маунтин, штат Невада; предлагаемые правила» (PDF) . Агентство по охране окружающей среды США. 22 августа 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  9. ^ Эбботтс, Джон (октябрь 1979 г.). «Радиоактивные отходы: техническое решение?». Бюллетень ученых-атомщиков . 35 (8): 12–18. Бибкод : 1979БуАтС..35х..12А . дои : 10.1080/00963402.1979.11458649 .
  10. ^ Женевьева Фуджи Джонсон, Совещательная демократия для будущего: пример обращения с ядерными отходами в Канаде. Архивировано 20 июня 2018 г. в Wayback Machine , University of Toronto Press, 2008, стр. 9. ISBN   0-8020-9607-7
  11. ^ Бруно, Хорди, Лара Дуро и Мирейя Гриве. 2001. Применимость и ограничения геохимических моделей и инструментов, используемых при моделировании поведения радионуклидов в природных водах: уроки, извлеченные из слепого прогнозного моделирования, выполненного в сочетании с исследованиями природных аналогов . QuantiSci SL Parc Tecnològic del Vallès, Испания, для шведской компании по управлению ядерным топливом и отходами.
  12. ^ Шрейдер-Фрешетт, Кристин С. 1988. «Ценности и гидрогеологический метод: как не размещать крупнейшую в мире ядерную свалку» В «Планировании изменения энергетических условий » , Джон Бирн и Дэниел Рич, ред. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Книги транзакций, стр. 101 ISBN   0-88738-713-6
  13. ^ Шрейдер-Фрешетт, Кристин С. Похоронение неопределенности: риск и доводы против геологического захоронения ядерных отходов Беркли: University of California Press (1993), с. 2 ISBN   0-520-08244-3
  14. ^ Шрейдер-Фрешетт, Кристин С. Экспертное мнение при оценке рисков, связанных с радиоактивными отходами: что жители Невады должны знать о Юкка-Маунтин . Карсон-Сити: Агентство ядерных проектов Невады, Проект по ядерным отходам, 1992 г. ISBN   0-7881-0683-X
  15. ^ «Вопросы норм безопасности при геологическом захоронении радиоактивных отходов» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии. 22 июня 2001 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  16. ^ «База данных МАГАТЭ по управлению отходами: Отчет 3 – L/ILW-LL» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии. 28 марта 2000 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  17. ^ «Затраты на вывод из эксплуатации атомных электростанций с ВВЭР-440» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии. Ноябрь 2002 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  18. ^ «Отработанное топливо и высокоактивные отходы: химическая стойкость и характеристики в моделируемых условиях хранилища» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии. Октябрь 2007 г. IAEA-TECDOC-1563. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2008 г. Проверено 24 декабря 2008 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Гарольд Фейвесон, Зия Миан, М. В. Рамана и Франк фон Хиппель (27 июня 2011 г.). «Управление отработавшим ядерным топливом: политические уроки из исследования, проведенного в 10 странах» . Бюллетень ученых-атомщиков . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 19 апреля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Ванденбош 2007, стр. 214–248.
  21. ^ Ванденбош 2007, с. 10.
  22. ^ Йейтс, Маршалл (6 июля 1989 г.). «Министерство энергетики подвергло критике управление отходами: настоятельно рекомендуется организовать хранение на месте» . Коммунальные услуги раз в две недели (124): 33.
  23. ^ Энгельхардт, декан; Паркер, Глен. «Постоянные решения по обращению с радиоактивными отходами» . Сан-Франциско: Engelhardt, Inc. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  24. ^ Джек, Триша; Робертсон, Джордан. «Сводка ядерных отходов штата Юта» (PDF) . Солт-Лейк-Сити: Центр государственной политики и управления Университета Юты. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2008 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  25. ^ Рао, КР (декабрь 2001 г.). «Радиоактивные отходы: проблема и обращение с ней» (PDF) . Современная наука (81): 1534–1546. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2008 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  26. ^ Коуэн, Джорджия (1976). «Окло, реактор естественного деления». Научный американец . 235 (1): 36. Бибкод : 1976SciAm.235a..36C . doi : 10.1038/scientificamerican0776-36 . ISSN   0036-8733 .
  27. ^ Краускопф, Конрад Б. 1988. Радиоактивные отходы и геология . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, 101–102. ISBN   0-412-28630-0
  28. ^ Конка, Джеймс (31 января 2019 г.). «Можем ли мы пробурить достаточно глубокую яму для наших ядерных отходов?» . Форбс . Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Проверено 9 марта 2020 г.
  29. ^ Мюллер, Ричард А.; Финстерле, Стефан; Гримсич, Джон; Бальцер, Род; Мюллер, Элизабет А.; ректор Джеймс В.; Пайер, Джо; Аппс, Джон (29 мая 2019 г.). «Захоронение высокоактивных ядерных отходов в глубоких горизонтальных скважинах» . Энергии . 12 (11): 2052. doi : 10.3390/en12112052 .
  30. ^ Маллантс, Дирк; Трэвис, Карл; Чепмен, Нил; Брэди, Патрик В.; Гриффитс, Хефин (14 февраля 2020 г.). «Состояние науки и технологий в области глубокого захоронения ядерных отходов» . Энергии . 13 (4): 833. doi : 10.3390/en13040833 .
  31. ^ Кларк, С., Юинг, Р. Отчет панели 5: Усовершенствованные формы отходов. Потребности фундаментальных исследований для передовых энергетических систем 2006, 59–74.
  32. ^ Грамбоу, Б. (2006). «Стекла для ядерных отходов - насколько долговечны?». Элементы . 2 (6): 357–364. Бибкод : 2006Элеме...2..357Г . дои : 10.2113/gselements.2.6.357 .
  33. ^ Олкерс, Э.Х.; Монтель, Ж.-М. (2008). «Фосфаты и хранение ядерных отходов». Элементы . 4 (2): 113. Бибкод : 2008Элеме...4..113О . дои : 10.2113/GSELEMENTS.4.2.113 .
  34. ^ Вебер, Уильям; Навроцкий, Александра; Стефановский, Сергей; Вэнс, Эрик (2009). «Материаловедение иммобилизации высокоактивных ядерных отходов» . Вестник МРС . 34 (1): 46–53. дои : 10.1557/mrs2009.12 . S2CID   27075408 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  35. ^ Ло, С; Ли, Лию; Тан, Баолун; Ван, Декси (1998). «Синрок-иммобилизация высокоактивных отходов (ВАО) с высоким содержанием натрия». Управление отходами . 18 (1): 55–59. Бибкод : 1998WaMan..18...55L . дои : 10.1016/S0956-053X(97)00019-6 .
  36. ^ Ванденбош 2007, с. 248.
  37. ^ М. В. Рамана . Ядерная энергетика: проблемы экономики, безопасности, здоровья и окружающей среды краткосрочных технологий, Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов , 2009, 34, стр. 145.
  38. ^ Бенджамин К. Совакул (2011). Оспаривание будущего ядерной энергетики : критическая глобальная оценка атомной энергии , World Scientific, с. 144.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Мировые атомные энергетические реакторы 2005–2007 гг. и потребности в уране» . Всемирная ядерная ассоциация. 2007. Архивировано из оригинала 4 февраля 2007 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  40. ^ Ванденбош 2007, стр. 244–45.
  41. ^ Тони Винс (8 марта 2013 г.). «Твердые амбиции» . Международная ядерная инженерия. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  42. ^ «Премьер-министр повторяет обещание положить конец хранению ядерных отходов Ланьюй - Фокус Тайвань» . 3 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2013 г. Проверено 10 мая 2013 г.
  43. ^ «Протест Тао против ядерного объекта — Тайбэй Таймс» . 21 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 г. . Проверено 10 мая 2013 г.
  44. ^ « Геологическое хранилище для хранения ядерных отходов нам понадобится только через 30-40 лет » . www.downtoearth.org.in . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 года . Проверено 4 мая 2019 г.
  45. ^ Радж, Канвар (2005). «Ввод в эксплуатацию и эксплуатация установок остекловывания и хранения высокоактивных радиоактивных отходов: опыт Индии» (PDF) . Международный журнал науки и технологий ядерной энергетики . 1 (2/3): 148–63. дои : 10.1504/IJNEST.2005.007138 . Проверено 24 декабря 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  46. ^ «Атомная энергетика в Индии и Пакистане» . Информационный документ МСЖД № 45 по ядерным вопросам . Всемирная ядерная ассоциация. 2006. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г.
  47. ^ Ванденбош 2007, с. 244.
  48. ^ Берни, Шон; Смит, Эйлин Миоко (май – июнь 2001 г.). «Ядерная сумеречная зона Японии». Бюллетень ученых-атомщиков . 57 (3): 58. Бибкод : 2001BuAtS..57c..58B . дои : 10.1080/00963402.2001.11460458 . S2CID   145297278 .
  49. ^ «Открытый запрос на выбор площадок-кандидатов для безопасного захоронения высокоактивных отходов» . Организация по обращению с ядерными отходами Японии . Токио. 2002. Архивировано из оригинала 22 января 2021 г. Проверено 6 ноября 2021 г.
  50. ^ Ванденбош 2007, с. 240.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Проблема ядерных отходов Японии» . Джапан Таймс . 21 января 2014 года. Архивировано из оригинала 25 января 2014 года . Проверено 23 января 2014 г.
  52. ^ «Управление облученным топливом в Бельгии» . Экономика федеральной государственной службы Бельгии. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 27 января 2015 г.
  53. ^ «Программа обращения с радиоактивными отходами Бельгии» . Министерство энергетики США. Июнь 2001 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 26 декабря 2008 г.
  54. ^ Поэтапное принятие решений в Финляндии по утилизации отработавшего ядерного топлива . Париж: Агентство по ядерной энергии. 2002. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  55. ^ «Posiva Oy – Эксперт по обращению с ядерными отходами» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2009 г. Проверено 16 сентября 2009 г.
  56. ^ Ванденбош 2007, с. 221.
  57. ^ МакИвен, Тим (1995). Сэвидж, Д. (ред.). Научно-нормативная база геологического захоронения радиоактивных отходов . Нью-Йорк: Дж. Уайли и сыновья. ISBN  0-471-96090-Х . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  58. ^ Перейти обратно: а б Комитет по утилизации высокоактивных радиоактивных отходов посредством геологической изоляции, Совет по обращению с радиоактивными отходами, Отдел исследований Земли и жизни, Национальный исследовательский совет. (2001). Утилизация высокоактивных отходов и отработанного ядерного топлива: сохраняющиеся социальные и технические проблемы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. ISBN  0-309-07317-0 . Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 23 мая 2020 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  59. ^ «Заголовки: международные сводки». Radwaste Solutions (13): 9. Май – июнь 2006 г.
  60. ^ Грэм, Стивен (15 ноября 2003 г.). «Германия гасит атомную станцию». Сиэтл Таймс . п. А10.
  61. ^ Кэролайн Жоран (июль 2011 г.). «Последствия Фукусимы: европейская перспектива» . Бюллетень ученых-атомщиков . 67 (4): 15. дои : 10.1177/0096340211414842 . S2CID   144198768 . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. Проверено 20 апреля 2014 г.
  62. ^ Найт, Бен (15 марта 2011 г.). «Меркель останавливает семь ядерных реакторов» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 15 марта 2011 г.
  63. ^ Ванденбош 2007, стр. 223–24.
  64. ^ «Сайт КОВРА» . Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 6 ноября 2021 г.
  65. ^ AREVA NC - ядерная энергия, ядерное топливо - Ла Гаага. Архивировано 16 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  66. ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Пол (май – июнь 2002 г.). «Минатом: Захват для мусора». Бюллетень ученых-атомщиков . 58 (5): 36. Бибкод : 2002BuAtS..58e..33W . дои : 10.1080/00963402.2002.11460603 . S2CID   143921460 .
  67. ^ Ванденбош 2007, с. 242.
  68. ^ Брэдли, Дон Дж (1997). Пейсон, Дэвид Р. (ред.). За ядерным занавесом: обращение с радиоактивными отходами в бывшем Советском Союзе . Колумбус: Баттель Пресс. ISBN  1-57477-022-5 .
  69. ^ Ванденбош 2007, стр. 233–34.
  70. ^ Сундквист, Горан (2002). Основа мнения: Наука, технология и общество в размещении высокоактивных ядерных отходов . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. ISBN  1-4020-0477-Х . Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 23 мая 2020 г.
  71. ^ Йоханссон, ТБ; Стин, П. (1981). Радиоактивные отходы атомных электростанций . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 67. ИСБН  0-520-04199-2 .
  72. ^ Картер, Лютер Дж. (1987). Ядерные императивы и общественное доверие: обращение с радиоактивными отходами . Вашингтон, округ Колумбия: Ресурсы для будущего, Inc. ISBN  0-915707-29-2 .
  73. ^ Ванденбош 2007, стр. 232–33.
  74. ^ Перейти обратно: а б «Шведская программа обращения с радиоактивными отходами» . Министерство энергетики США. Июнь 2001 г. Архивировано из оригинала 18 января 2009 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  75. ^ «Правительство утверждает окончательную систему хранилища СКБ» . СКБ.com . 27 января 2022 г. Проверено 7 апреля 2022 г.
  76. ^ Маккай, Д. «Домашняя страница Подземной рок-лаборатории» . Испытательный полигон Гримзель. Архивировано из оригинала 2 января 2009 г. Проверено 24 декабря 2008 г.
  77. ^ Кэссиди, Ник; Грин, Патрик (1993). Селлафилд: Загрязненное наследие . Лондон: Друзья Земли. ISBN  1-85750-225-6 .
  78. ^ Опеншоу, Стэн; Карвер, Стив; Ферни, Джон (1989). Ядерные отходы Великобритании: размещение и безопасность . Лондон: Беллхейвен Пресс. п. 48. ИСБН  1-85293-005-5 .
  79. ^ «Безопасное обращение с нашими радиоактивными отходами: рекомендации CoRWM правительству» (PDF) . Комитет Великобритании по обращению с радиоактивными отходами. 2006. Архивировано (PDF) из оригинала 7 ноября 2016 г. Проверено 24 апреля 2014 г.
  80. ^ МакКолл, А; Кинг, С. (30 апреля – 4 мая 2006 г.). «Разработка и оценка общей концепции хранилища высокоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в Великобритании». Материалы 11-й конференции по обращению с высокоактивными радиоактивными отходами . Ла-Грейндж-Парк, Иллинойс: Американское ядерное общество: 1173–79.
  81. ^ Ванденбош 2007, стр. 224–30.
  82. ^ Таблица 2. Производство электроэнергии, 2006 г. Статистическое управление Канады (www.statcan.gc.ca). 2008.
  83. ^ Закон об отходах ядерного топлива . Правительство Канады, гр. 23 Елизавета II. 2002.
  84. ^ Выбор пути вперед . Канада: Организация по обращению с ядерными отходами. 2005. Архивировано из оригинала 08 октября 2021 г. Проверено 6 ноября 2021 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  85. ^ Внедрение адаптивного поэтапного управления (2008–2012 гг.) . Канада: Организация по обращению с ядерными отходами. 2008. с. 8.
  86. ^ [" https://www.nwmo.ca/site-selection " " https://www.nwmo.ca/site-selection "]. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  87. ^ Перейти обратно: а б Карен Р. Олески (2008). «Магистерский проект: Потенциал сокращения выбросов атомной энергетики в штате Юта» (PDF) . Университет Дьюка . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2010 г. Проверено 11 марта 2017 г.
  88. ^ Новая эра ответственности. Архивировано 6 ноября 2021 г. в Wayback Machine , Бюджет на 2010 г., стр. 65.
  89. ^ Хеберт, Х. Йозеф. 2009. «Ядерные отходы не будут попадать на гору Юкка в Неваде, - говорит чиновник Обамы». Чикаго Трибьюн . 6 марта 2009 г., 4. «Ядерные отходы не будут попадать на гору Юкка в Неваде, - заявил представитель Обамы» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 24 марта 2011 г. Проверено 17 марта 2011 г. Доступ 3-6-09.
  90. ^ Севиор М. (2006). «Соображения относительно ядерной энергетики в Австралии». Международный журнал экологических исследований . 63 (6): 859–872. Бибкод : 2006IJEnS..63..859S . дои : 10.1080/00207230601047255 . S2CID   96845138 .
  91. ^ «Ресурсы тория в редкоземельных элементах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2012 г.
  92. ^ Американский геофизический союз, осеннее собрание 2007 г., реферат № V33A-1161. Масса и состав континентальной коры. Архивировано 27 января 2019 г. в Wayback Machine.
  93. ^ Междисциплинарные научные обзоры 23: 193–203; 1998. Доктор Бернард Л. Коэн, Питтсбургский университет. Перспективы проблемы утилизации высокоактивных отходов. Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  94. ^ Перейти обратно: а б с «О комиссии» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года.
  95. ^ "Пожалуйста, обрати внимание" . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года . Проверено 3 августа 2018 г.
  96. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Комиссия «Голубая лента» по ядерному будущему Америки. «Отчет подкомитета по утилизации для Комиссии полного состава» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2012 года.
  97. ^ Кейт Ридлер. Ассошиэйтед Пресс. (29 декабря 2021 г.). «США подтверждают новую интерпретацию высокоактивных ядерных отходов». Веб-сайт Globe and Mail Проверено 13 января 2022 г.
  98. ^ Холланд, И. (2002). «Отходы, не хочу, не хочу? Австралия и политика в отношении высокоактивных ядерных отходов». Австралийский журнал политических наук . 37 (2): 283–301. дои : 10.1080/10361140220148151 . S2CID   154638890 .
  99. ^ «Pangea Resources превращается в Международный форум репозиториев». Новости о ядерных отходах (22): 41. 31 января 2002 г. ISSN   0276-2897 .
  100. ^ МакКомби, Чарльз (29 апреля – 3 мая 2001 г.). «Международные и региональные репозитории: ключевые вопросы». Материалы 9-й Международной конференции по обращению с высокоактивными радиоактивными отходами . Ла-Грейндж-Парк, Иллинойс: Американское ядерное общество.
  101. ^ Ванденбош 2007, с. 246.
  102. ^ Нильссон, Карл Фредрик (10–11 декабря 2007 г.). Семинар по расширению и интеграции: Европейское сотрудничество по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами путем передачи технологий и общих установок . Брюссель: Европейская комиссия. Архивировано из оригинала 26 июня 2007 г. Проверено 27 декабря 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d20b10d861e7fde7b891ecadc4c5e44__1721384520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/44/9d20b10d861e7fde7b891ecadc4c5e44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
High-level radioactive waste management - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)