Утилизация российских атомоходов
Вывод из эксплуатации российских атомоходов является проблемой, вызывающей серьезную озабоченность США и скандинавских стран . [ 1 ] недалеко от России . С 1950 по 2003 год Советский Союз и его главное государство-преемник , Россия, построили крупнейший атомный флот . в мире [ 2 ] с большим количеством кораблей, чем все остальные флоты вместе взятые: [ 3 ] 248 подводных лодок (91 ударная подводная лодка , 62 подводные лодки с крылатыми ракетами , 91 подводная лодка с баллистическими ракетами и четыре научно-исследовательские подводные лодки), четыре «Киров» линейных крейсера типа и ракетный испытательный корабль , [ 1 ] а также девять ледоколов . [ 4 ] Многие из них имели или имеют по два реактора каждый, в результате чего общее количество реакторов достигло 468. [ 4 ]
С окончанием Холодной войны и хроническим недофинансированием военно-морского флота, [ 5 ] [ 6 ] Россия вывела из эксплуатации многие из этих судов и, согласно одному отчету от ноября 2008 года, намеревалась утилизировать все списанные подводные лодки (более 200) к 2012 году. [ 4 ] Однако состояние безопасности советского и российского военно-морского флота , а также бюджетные ограничения российского правительства вызывают серьезную озабоченность. недостаточно Суда, ожидающие вывода из эксплуатации, практически не обслуживаются, а хранилищ отходов . [ 2 ] вызывая обеспокоенность по поводу возможного экологического ущерба в результате аварий или неправильного хранения.
Обзор
[ редактировать ]В разгар Холодной войны Советский Союз больше заботился о наращивании своего флота, чем об утилизации устаревших атомных судов. Лишь в 1986 году « ЦК КПСС и Верховный Совет утвердили Постановление № 095-296, устанавливающее формальные процедуры вывода из эксплуатации и утилизации бездействующих атомных подводных лодок». [ 7 ] К этому времени подводные лодки первого поколения класса «Ноябрь» находились на вооружении уже более 20 лет. Для сравнения: ожидаемый срок службы более современных Delta IV составляет от 20 до 30 лет с регулярным капитальным ремонтом или от 10 до 15 без него. [ 8 ]
Прогрессу препятствовало большое количество задействованных государственных органов, что приводило к большой путанице и конкуренции. [ 3 ] Распад Советского Союза в 1991 году еще больше усложнил ситуацию. Россия взяла на себя ответственность за все атомные корабли советского ВМФ, но соглашения между ведомствами, ответственными за вывод из эксплуатации, пришлось пересмотреть. [ 7 ]
Главные вопросы – финансовые. В 1995 году подводная лодка Северного флота, базировавшаяся недалеко от Мурманска, чуть не пострадала от ядерной катастрофы , когда из-за неоплаченных счетов за электроэнергию отключили электричество. [ 3 ] [ 5 ] Списанные суда часто оставляют на плавучем хранении до тех пор, пока не будут выделены средства на их утилизацию. [ 1 ] По состоянию на ноябрь 2001 года «до 40% списанных подводных лодок находились на плавучем хранении без особого обслуживания более 10 лет». [ 1 ]
Ситуация вызвала такое беспокойство, что США, Великобритания , Япония и скандинавские страны предоставили финансирование и помощь. Арктическое военно-экологическое сотрудничество (AMEC) было совместным норвежским , российским и американским правительственным консорциумом. [ 9 ] [ 10 ] (к которому позже присоединилась Великобритания) была создана для решения военных экологических проблем, главным образом, демонтажа российского атомного подводного флота в Европе. После «несколько резкого роспуска» AMEC норвежское и британское правительства разделили затраты на утилизацию российской подводной лодки класса «Ноябрь» в размере 3,9 миллиона фунтов стерлингов . [ 11 ] При преемнике AMEC, компании Cooperative Threat Reduction, британское правительство профинансировало демонтаж двух подводных лодок Oscar I. Программа совместного уменьшения угрозы Нанна-Лугара привела к деактивации и уничтожению многих видов оружия, включая 33 атомные подводные лодки. [ 12 ] В рамках программы «Звезда надежды» Япония профинансировала утилизацию пяти подводных лодок «Виктор III» и одной « Чарли I» на Дальнем Востоке .
Еще одним важным вопросом является безопасность. Российские моряки были осуждены и заключены в тюрьму за две кражи высокообогащенного урана из топливных стержней в 1993 году. [ 9 ] В 1994 году российские чиновники поймали двух северокорейских агентов, пытавшихся купить графики утилизации подводных лодок. [ 9 ]
Утилизация реактора
[ редактировать ]Для удаления топлива из ядерного реактора требуется специально обученная команда. [ 1 ] Реактор необходимо сначала охладить в течение как минимум трех лет после его окончательного останова. [ 1 ] Затем удаляется теплоноситель, затем корпус над реактором, а затем верхний щит. Топливные элементы извлекаются и транспортируются морским транспортом, а затем по железной дороге в хранилище.
Тогда все еще сильно радиоактивный реакторный отсек можно будет отрезать. (Большинство российских подводных лодок имеют два реактора, «в разных помещениях, но в одном отсеке». [ 3 ] ) Из-за отсутствия наземных хранилищ обычно отрезают также два смежных пустых отсека, носовой и кормовой, для обеспечения плавучести при хранении на воде. [ 3 ] [ 7 ] Однако в некоторых случаях снимается только реакторный отсек и прикрепляются понтоны , удерживающие его на плаву. [ 1 ] [ 7 ] Третий метод предполагает заполнение реакторного отсека полистиролом для плавучести. [ 7 ] «Реакторные отсеки с Полярного и других судостроительных заводов на Кольском полуострове и в Северодвинске отбуксированы Архангельской области в губу Сайда ». [ 13 ]
10 августа 1985 года стержни управления были неправильно сняты с подводной лодки класса «Виктор» во время выгрузки топлива на военно-морском заводе в бухте Чазма под Владивостоком , что привело к взрыву, «выбросу большого количества радиоактивности» и гибели десяти человек. [ 3 ] Помимо этого «Виктора», еще пять подводных лодок имеют поврежденные активные зоны, не позволяющие их выгрузить обычными методами. [ 3 ]
В отчете российского правительства за март 1993 года признавалось, что «в период [с] 1965 по 1988 год Северный флот сбросил четыре реакторных отсека с восемью реакторами (три из которых содержали поврежденное топливо) в заливе Абросимова на глубину от 20 до 40 метров». [ 3 ] Шесть других отсеков, всего вмещающих девять реакторов, также были сброшены в воду в 1960-х и 1970-х годах. [ 3 ]
Подводные лодки
[ редактировать ]Ноябрьский урок
[ редактировать ]Уцелевшие подводные лодки класса «Ноябрь» были выведены из эксплуатации в период с 1986 по 1990 год. [ нужна ссылка ] Некоторые из них уже списаны. Все уцелевшие корабли остаются на приколе на российских военно-морских базах ( К-14 , К-42 , К-115 и К-133 Тихоокеанского флота , а также К-11 и К-21 Северного флота). [ нужна ссылка ] ) планируется переоборудовать Первую подводную лодку этого класса ( К-3 в корабль-музей в Санкт-Петербурге , но корпус остается в Полярном Мурманской области по экономическим причинам и «радиофобии» некоторых экологических организаций. [ нужна ссылка ]
К-5 была выгружена на военно-морском заводе в Полярном в ноябре 1966 года. [ 14 ] По данным одного источника, в том же году верфь «вероятно демонтировала» подводную лодку. [ 15 ]
К-27 — экспериментальная ударная подводная лодка класса «Ноябрь», вошедшая в строй в октябре 1963 года. Авария на реакторе 24 мая 1968 года привела к выбросу радиоактивного газа в машинное отделение и смертельному облучению девяти членов экипажа. Советский ВМФ рассматривал возможность замены реактора, но впоследствии отказался от этой идеи, и К-27 была официально выведена из эксплуатации 1 февраля 1979 года. «Пустые пространства реактора и оборудования, связанного с реактором... были заполнены затвердевающим радиационно-стойким консервант" [ 16 ] а К-27 была затоплена у северо-восточного побережья Новой Земли 6 сентября 1982 года.
К-159 затонула в Баренцевом море 30 августа 2003 года во время буксировки на слом, в результате чего погибли девять членов экипажа и выпало 800 килограммов (1800 фунтов) реакторного топлива на морское дно. [ 11 ]
Класс отеля
[ редактировать ]Все восемь подводных лодок класса «Отель» были списаны на слом в период с 1987 по 1991 год. [ нужна ссылка ] В одной недатированной статье говорилось о подводной лодке класса «Отель» на 35-м военно-морском заводе «Севморпуть» в Мурманске . [ 17 ] По данным на февраль 2003 года, два судна находились на российском судостроительном заводе № 10 в Полярном. [ 15 ]
Эхо-класс
[ редактировать ]Все 34 подводные лодки класса «Эхо» были списаны на слом в период с 1985 по 1995 год. По данным Федерации американских ученых , один или, возможно, два «Эхо» были выведены из эксплуатации в середине 1980-х годов, а оставшиеся три или четыре — в 1990 году. [ 18 ] К середине 1990-х годов все 29 Echo II были выведены из эксплуатации. [ 18 ]
23 октября 2002 г. при утилизации на Севморпути загорелась атомная подводная лодка; По данным Фонда «Беллона», это, вероятно, был К-22 класса «Эхо II» . К счастью, реакторный отсек уже был демонтирован, и опасности радиоактивного заражения не было . [ 17 ]
Папа класс
[ редактировать ]4 июня 2010 года «Голос России» сообщил, что К-222 , единственный представитель класса «Папа», сдан на слом в Северодвинске . [ 19 ]
Янки класс
[ редактировать ]В результате договоров ОСВ-1 и СНВ-1/2 33 из 34 самолетов класса «Янки» были выведены из эксплуатации. [ нужна ссылка ] а К-219 погибла 6 октября 1986 года после взрыва и пожара возле Бермудских островов . Фонд «Беллона» сообщил 7 февраля 2003 г. [ 20 ] что:
- К-214 была демонтирована на Севмаше «в качестве эксперимента, чтобы определить, сможет ли завод справиться с такими операциями».
- ten were dismantled at Zvezdochka shipyard: K-216 , K-415 , K-137 , K-140 , K-210 , K-228 , K-444 , K-221 , K-418 , and K-32
Дельта-класс
[ редактировать ]Некоторые из Delta III были выведены из эксплуатации, а другие выведены в резерв. Пять остаются в строю вместе со всеми семью Delta IV. подводные лодки класса Delta I К-279 , К-385 , К-472 и К-475 , Delta II К-193 и Delta III К-441 и К-424 были утилизированы на судостроительном заводе «Звездочка». Сообщается, что [ 20 ]
Класс Чарли
[ редактировать ]4 июня 1997 года «Чарли» «затонул в гавани полуострова Камчатка ». [ 21 ] Однако местный чиновник сообщил, что активная зона реактора уже удалена. [ 21 ] 21 ноября 2005 года президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми достигли соглашения об утилизации пяти выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, в том числе «Чарли I», последняя «первый проект на Камчатке в рамках японо-российского сотрудничества». [ 22 ]
Виктор класс
[ редактировать ]По некоторым данным, к 1996 году все 16 «Викторов» и семь «Викторов II» были выведены из эксплуатации. [ 23 ] [ 24 ] Один из них со ссылкой на «различные источники» подсчитал, что только «где-то от 8 до 15 [Victor III] были выведены из эксплуатации из-за нехватки средств в период 1999-2000 годов». [ 24 ] в то время как другой оценил их число в «около дюжины» (из 26 построенных) к 1996 году. [ 23 ]
В феврале 2003 года в рамках российско-японской программы «Звезда надежды» Япония потратила 6 миллионов долларов на демонтаж корабля «Виктор III» Тихоокеанского флота России; Работа была завершена в декабре 2004 года. [ 25 ] Еще 20 миллиардов иен (171 миллион долларов) было выделено на демонтаж четырех Victor III на верфи «Звезда» в городе Большой Камень и Charlie I в Вилючинске на Камчатке (как упоминалось ранее). [ 25 ]
Альфа-класс
[ редактировать ]К-64 , первая из семи подводных лодок класса «Альфа» , вошла в состав ВМФ СССР в декабре 1971 года. Однако в следующем году «у К-64 возникла серьезная проблема с реактором, когда жидкий металл в теплоносителе первого контура затвердел». [ 26 ] Ее корпус был разрезан пополам в 1973–1974 годах в Сверодвинске, передняя часть была отправлена в Ленинград для тренировок, а реакторный отсек остался на «Звездочке». [ 7 ] [ 26 ] Остальные лодки были списаны на слом: пять в 1990 году и одна в 1996 году. [ 27 ] По состоянию на февраль 2003 года К-463 , К-316 , К-432 и К-493 были демонтированы на Севмаше, а оставшиеся два на Большой Лопатке, Западная Лица , ждала та же участь. [ 20 ] [ 28 ] В реакторах «Альфа» используется жидкометаллический теплоноситель, температуру которого необходимо поддерживать выше 123°C, чтобы избежать затвердевания; В статье 2002 года сообщается, что охлаждающая жидкость как в К-123, так и в К-373 затвердела. [ 28 ] В ноябре 1997 года сообщалось, что реакторный отсек «Альфа» находится на «открытой площадке на острове Ягры в Северодвинске». [ 29 ]
Оскар класс
[ редактировать ]Два корабля «Оскар Ис» были выведены из эксплуатации в 1996 году. [ 30 ] К 2006 году сообщалось, что их демонтаж, финансируемый Великобританией в рамках программы Cooperative Threat Reduction, завершился на судостроительном заводе «Севмаш». [ 30 ] Два или, возможно, три Оскара II «были выведены из эксплуатации в конце 1990-х годов и по состоянию на середину 2000 года стояли на приколе в ожидании утилизации». [ 30 ]
Класс Тайфун
[ редактировать ]ТК-13 был выведен из эксплуатации в 1997 году и списан в 2007–2009 годах «при финансовой поддержке России, США и Канады в рамках [программы «Глобальное партнерство»]». [ 31 ] В сентябре 2011 года министерство обороны России объявило, что выведет из эксплуатации и демонтирует три оставшиеся лодки в соответствии с договором СНВ-3 , а также потому, что новые подводные лодки класса «Борей» требуют меньшего количества экипажей и менее затратны в обслуживании. [ 32 ]
класс Акула
[ редактировать ]К-284 «Акула» , головной корабль «Акула» класса подводной лодки , «был выведен из эксплуатации в 1995 году, чтобы избежать расходов на дозаправку реактора». [ 33 ]
Надводные корабли
[ редактировать ]«НС Ленин» — первый в мире надводный и гражданский корабль с атомной установкой — был списан в 1989 году. Впоследствии он был переоборудован в корабль-музей .
Из шести «Арктика» ледоколов класса два уже выведены из строя. В 2008 году НС «Арктика» была выведена из эксплуатации, а реактор демонтирован. [ 34 ] НПС « Сибирь» была выведена из эксплуатации в 1992 году из-за неисправности парогенераторной системы судна. [ 35 ] Barents Observer сообщил 3 ноября 2008 года, что российские власти готовятся вывести из эксплуатации и утилизировать «Сибирь» . [ 35 ] В 2010 году заместитель главного инженера российского атомного флота «Атомфлот » сообщил, что «все радиоактивные [материалы] выгружены» из «Сибири» , но «однако решение о выводе из эксплуатации еще не принято». [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ольгаард, Повл Л. (ноябрь 2001 г.). «Отчет о состоянии НКС-СБА-1: потенциальные угрозы со стороны российских атомных кораблей, граничащих с Россией» (PDF) . Исследования ядерной безопасности стран Северной Европы (nks.org). Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2012 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бухарин Олег; Хэндлер, Джошуа (1995). «Утилизация российских атомных подводных лодок» (PDF) . Наука и глобальная безопасность . 5 (2): 245–271. Бибкод : 1995S&GS....5..245B . дои : 10.1080/08929889508426424 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Копте, Сюзанна (август 1997 г.). «Вывод из эксплуатации атомных подводных лодок и связанные с этим проблемы» . Боннский международный центр конверсии . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Атомный военно-морской флот» . Всемирная ядерная ассоциация . Сентябрь 2011 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Малви, Стивен (23 марта 2004 г.). «Ржавый флот России» . Новости Би-би-си . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Российский флот превзойдет американский только в разнообразии» . rusnavy.com . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нильсен, Томас; Кудрик, Игорь; Никитин, Александр (5 октября 1997 г.). «Северный флот России: Утилизация атомных подводных лодок» . Фонд Беллона . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ «667БДРМ Дельфин Дельта IV» . globalsecurity.org.
- ^ Jump up to: а б с Мольц, Джеймс Клей (весна 2000 г.). «Утилизация российских атомных подводных лодок и топливный цикл ВМФ» (PDF) . Обзор нераспространения . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Декларация Министерства обороны Соединенных Штатов Америки, Королевского Министерства обороны Королевства Норвегия и Министерства обороны Российской Федерации об арктическом военно-экологическом сотрудничестве» (PDF) . Сеть Министерства обороны по вопросам окружающей среды, безопасности и гигиены труда и обмена информацией. Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2012 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Диггес, Чарльз (26 февраля 2008 г.). «Норвегия и Великобритания разделят бремя демонтажа российской подлодки класса «Ноябрь» в размере 3,9 миллиона фунтов стерлингов» . Фонд Беллона. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Табло Нанна-Лугара» . lugar.senate.gov. Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Кудрик, Игорь (7 августа 2002 г.). «Авария на атомной подводной лодке в плавучем доке при выводе из эксплуатации» . Фонд Беллона. Архивировано из оригинала 30 августа 2011 года . Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ Кудрик, Игорь (19 февраля 1997 г.). «Утилизация атомных подводных лодок в Полярном» . Фонд Беллона . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Декомм НФ: ССЗ № 10 – Шквал» . Фонд Беллона. 7 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Саркисов А.А.; Высоцкий В.Л.; Сивинцев, Ю. В.; Никитин, В.С. (2007). «Радиоэкологические проблемы реабилитации арктических морей». Атомная энергия . 103 (6): 971. doi : 10.1007/s10512-007-0154-4 . S2CID 94119323 .
- ^ Jump up to: а б «Россия: Севморпуть Военно-морской завод № 35» . Инициатива по ядерной угрозе . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Проект 659/Эхо I/Проект 675/Эхо II» . Федерация американских ученых. 15 августа 2000 г. Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ «Подводная лодка К-222 сдана на слом в Северодвинске» . Голос России. 4 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Декомм НФ: Северодвинские верфи — Звездочка и Севмаш» . Фонд Беллона. 7 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 г. . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия: База атомных подводных лодок Рыбачий / 30.05.97: Подводная лодка затонула в гавани Камчатки» . Инициатива по ядерной угрозе. 30 мая 1997 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Сасаки, Хадзиме. «Сотрудничество Японии в утилизации списанных атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Виктор III класс» . Military-today.com . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Ударная подводная лодка проекта 671 «Йерси» / «Виктор» (атомная)» . globalsecurity.org . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия: Программы международной помощи: Япония» . Инициатива по ядерной угрозе . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Полмар, Норман; Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Потомак Букс, Инк. 142. ИСБН 1-57488-594-4 .
- ^ Podvodnaya lodka-istrebitel Pr.705(705K), special issue "Tayfun", Sankt Peterburg, 2002
- ^ Jump up to: а б Равул-Салливан, Мохини; Московиц, Пол Д.; Шеленкова, Людмила Н. (2002). «Технические и связанные с нераспространением аспекты утилизации российских атомных подводных лодок класса Альфа» (PDF) . Обзор нераспространения (весна 2002 г.): 8.
- ^ Крудник, Игорь (18 ноября 1997 г.). «Четвертая субмарина класса «Альфа» списана» . Фонд Беллона. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект 949 Гранит/Оскар I/Проект 949А Антей/Оскар II» . Федерация американских ученых . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Один сабвуфер вышел, другой вошел» . Баренц обозреватель. 4 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 г. Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Россия выведет из эксплуатации крупнейшие в мире подводные лодки» . Информационное агентство Синьхуа . 29 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 г. Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Проект 971 Шука-Б / класс Акула / Ударная подводная лодка (атомная)» . Федерация американских ученых. 7 сентября 2000 г. Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Последний день атомного ледокола» . Баренц обозреватель. 2 октября 2008 года . Проверено 9 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а б «Россия отказывается от еще одного атомного ледокола» . Баренц обозреватель. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 г. . Проверено 9 декабря 2011 года .
- ^ Павлов, Алексей (29 июня 2010 г.). "Российский "Атомфлот" сообщает о готовности к давно назревшему выводу из эксплуатации старых ледоколов и атомоходов" . Фонд Беллона. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 9 декабря 2011 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ядерная безопасность: опасения по поводу ядерных объектов и других источников радиации в бывшем Советском Союзе» (PDF) . GAO США: Управление по связям с общественностью . Счетная палата правительства США. 7 ноября 1995 г. OCLC 33632905 .